Пример мужества из реальной жизни. Всё самое интересное в одном журнале. Смелость порождает гордыню. Мужество порождает скромность

Пример мужества и стойкости

Александр Александрович Дейнека,

Оборона Севастополя. 1942

После захвата Керченского полуострова гитлеровцы получили возможность сосредоточить все силы 11-й армии в районе Севастополя, для того чтобы овладеть городом. К третьему наступлению на черноморскую твердыню фашисты готовились особенно тщательно.

К началу июня противник создал двойное превосходство в людях и подавляющее в технике над войсками Севастопольского оборонительного района. На каждый советский танк приходилось 12 вражеских. При этом гитлеровцы могли увеличивать свои силы в ходе операции, а советские войска такой возможности практически не имели в связи с уязвимостью морских коммуникаций Севастополя.

Как только над городом нависла угроза нового фашистского наступления, командование Севастопольского оборонительного района приняло необходимые меры по мобилизации войск и населения города, чтобы оказать отпор врагу. В городе создавались боевые дружины, личный состав которых считался мобилизованным, причем половина состава дружин переводилась на казарменное положение. Все трудоспособное население привлекалось к строительству укреплений. И когда наступило время новых испытаний, севастопольцы не дрогнули.

2 июня противник начал интенсивную артиллерийскую и авиационную подготовку, продолжавшуюся пять дней. За это время на позиции защитников Севастополя – воинов Приморской армии и моряков Черноморского флота – и непосредственно на город было сброшено до 48 тыс. бомб и выпущено 126 тыс. снарядов. Казалось, ничто не может уцелеть в этом потоке огня. Но как только гитлеровцы 7 июня начали решительный штурм города, они встретили организованное и упорное сопротивление советских войск и населения города Севастополя.

Мужественно сражались с врагом бойцы и командиры 25-й Чапаевской стрелковой дивизии под командованием генерала Т. К. Коломийца, 95-й Молдавской стрелковой дивизии (командир – полковник А. Г. Капитохин), 172-й стрелковой дивизии (командир – полковник И. А. Ласкин) и многие другие. По 15-20 атак ежедневно пришлось отбивать героям-севастопольцам, сдерживавшим бешеный натиск фашистов.

Вспоминая о героических днях Севастополя и о его защитниках, председатель комитета обороны города, Б. А. Борисов, писал, что «это были обыкновенные советские люди, у которых высокие патриотические и моральные качества, свойственные советскому человеку, воспитанные в нем всем укладом нашей социалистической жизни, раскрылись в суровые месяцы осады с предельной силой и выразительностью».

Морская пехота в бою под Севастополем

12 июня в адрес командующего Севастопольским оборонительным районом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского и командующего Приморской армией И. Е. Петрова поступила телеграмма от Верховного Главнокомандующего, в которой говорилось: «Горячо приветствую доблестных защитников Севастополя – красноармейцев, краснофлотцев, командиров и комиссаров, мужественно отстаивающих каждую пядь советской земли, наносящих удары по немецким захватчикам и их румынским прихвостням. Уверен, что славные защитники Севастополя с достоинством и честью выполнят свои долг перед Родиной».

И они выполняли свой долг, несмотря на то, что с каждым днем становилось все труднее отбивать атаки не считавшегося с потерями врага. Редели ряды защитников Севастополя, заканчивались последние боеприпасы. Когда 29 июня противнику удалось прорваться к центру города, советская авиация вынуждена была перебазироваться на аэродромы Кавказа; войска, оборонявшие Севастополь, лишились авиационного прикрытия. Бездействовала зенитная артиллерия, оставшаяся без боеприпасов.

Но советские воины, несмотря на невероятно трудные условия, продолжали удерживать позиции. Оборона города проходила в очень сложной обстановке, под непрерывным воздействием авиации и артиллерии противника. К исходу 30 июня иссякли все боеприпасы, а также продовольствие и питьевая вода. 4 июля советские войска оставили Севастополь, хотя на отдельных участках (в частности, в районе мыса Херсонес) неравная по силам борьба с противником продолжалась до 9 июля.

Так закончилась 250-дневная героическая оборона Севастополя, имевшая важное военно-политическое значение. Защитники Севастополя надолго сковали 11-ю армию врага, лишив гитлеровцев возможности использовать ее для наступления на южном крыле советско-германского фронта, и настолько обескровили ее, что для восстановления боеспособности входивших в состав этой армии соединений потребовалось длительное время. А всего за 8 месяцев боев под Севастополем противник потерял до 300 тыс. человек убитыми и ранеными, 400 танков, 900 самолетов.

Оборона Севастополя вошла в историю Великой Отечественной войны как один из самых ярких примеров несгибаемой стойкости советских воинов и их беспредельной преданности Родине. «Подвиги севастопольцев, – отмечала «Правда» 4 июля 1942 года, – их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава».

В ознаменование героической обороны города 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Севастополя», засиявшая на груди свыше 39 тыс. защитников города-героя, которому в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Габриэль Цобехия

Первые шаги немцев по советской земле. 22 июня 1941 года. Немецкие солдаты переходят государственную границу СССР. Рабочие завода "Серп и Молот" слушают сообщение об объявлении войны. 22 июня 1941 года был выходным днем и поэтому многие просто отдыхали. Первые беженцы. Архивные фотографии о первых днях ВОВ. Проводы на фронт. Рытье окопов гражданским населением. Немцы на советской земле. Москвичи слушают речь В.М. Молотова о начале войны.

«История начала ВОВ» - Дезорганизация командного состава. Победа в Великой Отечественной войне. Героическая оборона Ленинграда. Группировка. Массовый героизм. Записки главы НКВД. Глобальный просчёт. Начало войны. Причины. Трагедия СССР. Обсуждение проблемы. Красная Армия. Доктрина. План «Барабаросса». Личный состав. Великая Отечественная война.

«Освобождение Узловой» - Вы в битве Родину спасли, преодолели все преграды. Буфетов Сергей Игнатьевич. Освобождение Узловой. Жизнь на прифронтовой станции. Город в России. Королёв Иван Георгиевич. Боевые подруги. Братская могила. Медведев Дмитрий Александрович. 70-я годовщина со дня освобождения Узловой. Рубцов Иван Фёдорович. Дороги войны. Смоленский Сергей Михайлович. Узловчане. В октябре 1941г. враг приблизился к Туле.

«1941 год» - Пример мужества. Россия. Дорога жизни. Отважных защитников Москвы. Образ Великой Отечественной войны. Бой за подмосковную деревню. Защищаем каждый дом, каждую улицу. Строительство оборонительных рубежей. В окопах. Московская битва. Немцы захватывают наши селенья. Народное ополчение. Блокада Ленинграда. 28 героев. Шаг в бессмертие. Гарнизон мужественно сражался с врагом. Оборона Брестской крепости.

«События начала Великой Отечественной» - Окупационный режим "ночь и туман". Русская Православная Церковь. Они с детьми погнали матерей. Познакомить с историческими фактами и событиями первых дней и месяцев Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война. Бесконечные, злые дожди. Детский ботинок. Основные события массовых репрессий. Потери РККА в первые дни Великой Отечественной войны. Самый длинный день в году. Исторические документальные свидетельства учасников войны.

«1941 год начало войны» - В 1941 г. в плен было захвачено 3,9 млн. советских солдат и офицеров. Причины неудач Красной Армии в начале войны: Великая Отечественная война 22 июня 1945 г – 9 мая 1945 г. - план ведения военной кампании против СССР. Красная армия имела следующие силы: Расстановка сил в начале войны: Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов. Планы Гитлера по использованию территорий СССР (План «ОСТ»).

Перед каждым человеком рано или поздно жизнь ставит проблему выбора: сохранить себя, свою физическую жизнь, свое удобное и мягкое гнездышко, где ты пребываешь в полной безопасности, или разорвать путы страха .

Совершить неординарный Поступок (это слово может звучать только с большой буквы): спасти человеческую жизнь, помочь вдове, пойти наперекор более сильному, отстаивая справедливость . Предлагаем небольшое сочинение «Смелость и трусость», посвященное данной теме.

Вконтакте

Значение понятий

Цитата из «Песни о соколе» Максима Горького как нельзя лучше характеризует отношение к смелым людям. Ими восхищаются, их поступки воспевают . Наверняка все мы, слушая рассказ о чьем-то подвиге, мысленно примериваем ситуацию на себя: «А я смог бы так же? А мне хватило бы мужества?» Для начала давайте разберемся, что это значит быть смелым .

Какого человека можно назвать смелым? По Ожегову – это «не знающий страха, решительный». «Отважный, неустрашимый» — таково определение другого великого знатока В.И. Даля.

Немного рассуждений

Получается, что такое смелость? Из многих можно сделать вывод, что это особое качество , позволяющее человеку не бояться ничего, из того что угрожает жизни, здоровью, положению в обществе, личной безопасности.

Что значит быть храбрым и смелым? Идти навстречу враждебным обстоятельствам, не обращая внимания на любые риски?

Отчасти так, но это понятие все-таки стоит рассмотреть более широко и полно. Попробуем написать сочинение –рассуждение на эту тему, чтобы «отделить зерна от плевел».

Сочинение «Смелость и трусость» начнем со вступления , где попробуем дать определение этим двум понятиям.

Можно ли назвать смелостью отсутствие страха, желание бросаться «очертя голову» навстречу опасностям? Конечно нельзя. А вот уметь преодолевать собственные страхи , сомнения и поступать всегда так, как диктует совесть, вне зависимости от того, как поступок повлияет на дальнейшую жизнь — это значит быть смелым .

Синонимы

Когда вы начнете писать о том, что такое смелость, сочинение будет неполным, если не предпринять попытку подобрать к данному понятию , точно отражающие суть разбираемого понятия:

  • храбрость,
  • мужество ,
  • бесстрашие.

В чем проявляются такие качества, как смелость и храбрость? Прежде всего – в умении дать отпор не врагу и обстоятельствам, а самому себе : собственным колебаниям, неуверенности, желанию избежать опасности и трудностей.

Поэтому повесть о смелом поступке не всегда повествует о широкомасштабном подвиге. Иногда это скромное произведение о том, как герою удалось помочь испуганному предстоящим полетом на самолете малышу. При этом он сам боялся летать настолько, что при взлете сердце «уходило в пятки» от ужаса. А сам летать не боишься – это уже не смелость , а просто проявление доброты к ребенку.

Внимание! Хотите стать смелым человеком – преодолевайте свой страх, помогая другим.

Сущность антитезы

Два противоположных понятия неотделимы друг от друга. Наиболее ярко храбрый поступок одного человека иллюстрирует трусость, проявленная другим. При этом трус приводит разные аргументы, позволяющие ему оправдать себя в собственных глазах и перед окружающими. Почему не помог первокласснику, у которого двое старших ребят отобрали планшет? Да разве мог я это сделать, ответит испугавшийся, когда:

  • их было двое, а я один;
  • они все равно сильнее;
  • следом шел учитель физкультуры – вот он и должен был вмешаться, потому что он взрослый.

Личное мужество проявляется по-разному. Что значит быть настоящим героем:

  • броситься в драку и защитить слабого, хотя сам никогда не занимался борьбой;
  • вывести старушку из горящего дома;
  • возразить начальнику, который несправедливо лишил премии грамотного специалиста из-за личной неприязни.

Итоговое сочинение про храбрость не должно быть о таких поступках , как прыжок из окна с третьего этажа или перебегание дороги на красный свет. То будет рассказ не про мужество, а про глупость и безрассудство .

Такая псевдохрабрость никому не интересна: не приносит пользы людям , от нее только хуже как самому «герою», так и его близким.

О чем мы говорим, когда рассуждаем о смелости? Не только о преодолении собственных страхов , но и о том, что наш поступок обязательно должен принести пользу тому, кто, действительно, нуждается в помощи.

Точка зрения классиков

Примеры смелости часто встречаются в художественных произведениях. Незабвенные классики и более современные авторы рассказывают о смелых поступках . Истории эти запоминаются надолго, ведь эта тема затрагивает каждого, вне зависимости от конкретных обстоятельств.

Самые известные примеры смелых поступков в литературе:

  • героизм девушек из повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева;
  • стойкость неизвестного солдата из книги того же автора «В списках не значился», защищавшего Брестскую крепость почти в буквальном смысле слова до последней капли крови;
  • мужество «слабака» Пьера Безухова из « » Льва Толстого, бросившегося спасать девочку из горящего дома и защитившего от мародеров-французов юную армянку;
  • смелые действия учительницы из «Уроков французского» Распутина, не побоявшейся увольнения в трудные, голодные времена из-за попытки помочь маленькому мальчику.

Очень много существует книг, герои которых по-настоящему храбрые люди. А как в жизни, что значит быть бесстрашным смелым человеком в реальных условиях ?

План-кластер для написания сочинения по теме «Смелость и трусость».

Жизненные примеры

Чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью рисковать собой ради спасения других представителям таких профессий, как:

  • пожарный,
  • летчик,
  • военный,
  • спасатель.

Но какого человека мы назовем мужественным? Только ли спасателя или борца с огнем? В жизни все гораздо сложнее.

К примерам смелости, которые мы можем наблюдать в жизни, относится дуэль 1837 года Александра Сергеевича Пушкина и его мужественное поведение в последние дни перед смертью. Он бросил вызов обществу , не только врагам, но и друзьям, не понимавшим его, защищая себя и свою ни в чем не повинную супругу. Только после его смерти близкие поэта осознали, что ему пришлось пережить . Многие до конца дней обвиняли себя в бездействии, что оставили его одного бороться с целым светом.

По-настоящему смелые люди – Евгения Гинзбург и ее супруг, встреченный ею в сталинских лагерях конца 30-х гг. прошлого века. Он помогал другим , отдавая себя целиком и не думая о необходимости выжить самому . В страшных условиях он остался Человеком с большой буквы.

Из последнего – история жизни Елизаветы Петровны Глинки, которую все с любовью звали доктор Лиза. Основавшая благотворительный фонд, эта женщина всегда шла на помощь туда, где это было необходимо, свистели пули и лилась кровь. Она думала не о себе , а только о тех, кому ее поддержка могла сохранить жизнь или сделать ее последние дни и часы хоть немного более счастливыми.

Смелость и трусость. Направление итогового сочинения

Как подготовиться к итоговому сочинению

Заключение

У каждого находятся свои аргументы, подкрепляющие понятия «смелость и трусость. Готовя итоговое сочинение на эту тему, любой школьник волен привести собственную точку зрения .

Но, каким бы ни были слова, главный судья в данном случаесовесть . Именно она подсказывает, какой поступок следует назвать смелым, а какого стыдиться, как проявления малодушия . Давайте будем прислушиваться к ней и собственному сердцу.

Подошел к концу учебный год. Для учеников 11 классов настала пора экзаменов. Как известно, для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два основных экзамена: по математике и русскому языку. Но и еще несколько предметов на выбор.

Нюансы сочинения по русскому языку на ЕГЭ

Чтобы получить максимальные баллы за сдачу, необходимо грамотно написать сочинение, то есть третью часть. В части "C" тем для сочинений много. Организаторы экзамена предлагают письменные работы о дружбе, любви, детстве, материнстве, науке, долге, чести и так далее. Одна из самых сложных тем - проблема мужества и стойкости. Аргументы к ней вы найдете в нашей статье. Но это ещё не всё. Вашему вниманию также предлагается план, по которому необходимо писать сочинение на экзамене по русскому языку в 11 классе.

Много авторов писало о войне. Только, к сожалению, эти произведения, как и многие другие, не задерживаются в памяти детей. Мы предлагаем вспомнить самые яркие произведения, в которых можно найти примеры мужества и подвига.

План выпускного сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Проверяющие педагоги выставляют большое количество баллов за сочинение, которое имеет правильную композицию. Если вы воспользуетесь нашим планом по написанию текста по проблеме мужества, учителя высоко оценят ваш труд. Но не забывайте о грамотности.

Помните, что сочинение по русскому языку на едином государственном экзамене значительно отличается от письменных работ по обществознанию, истории и литературе. Оно должно быть композиционно правильно оформлено.

А мы с вами переходим к плану будущего сочинения по проблеме мужества и стойкости. Аргументы будут приведены ниже.

1. Введение. Как вы думаете, зачем оно нужно? Всё дело в том, что выпускнику необходимо подвести проверяющего к основной проблеме, которая рассматривается в тексте. Как правило, это маленький абзац, состоящий из 3-5 предложений по теме.

2. Постановка проблемы. В этой части выпускник пишет о том, что выявил проблему. Внимание! Когда вы будете ее указывать, то внимательно подумайте и найдите в тексте аргументы (во фрагменте их около 3).

3. Комментарий выпускника. В данном пункте обучающийся объясняет читателю проблему прочитанного текста, а также характеризует ее. Объем данного пункта - не более 7 предложений.

5. Собственная точка зрения. В этом пункте ученик должен написать - согласен ли он с автором текста или нет. В любом случае, свой ответ нужно обосновать, в нашем случае по проблеме мужества и стойкости. Аргументы приводятся в следующем абзаце.

6. Доказательства из художественных произведений или аргументы из жизни. Большинство учителей настаивают на том, чтобы выпускники приводили 2-3 аргумента из произведений художественной литературы.

7. Заключение. Как правило, состоит из 3-х предложений. В данном пункте задача выпускника состоит в том, чтобы он сделал вывод всему сказанному выше, то есть подвёл некий итог. Заключение будет звучать эффектнее, если вы завершите сочинение риторическим вопросом.

Многие экзаменуемые отмечают, что сложнее всего им даётся пункт аргументирования. Поэтому мы подобрали для вас примеры мужества в литературе.

Михаил Шолохов. Повесть «Судьба человека»

Проявить стойкость можно и в плену. Советский солдат Андрей Соколов попадает в плен. Затем он оказывается в лагере смертников. Однажды вечером его вызывает комендант лагеря и предлагает ему поднять стакан водки за победу фашистского оружия. Соколов отказывается это делать. Среди них был пьяный Мюллер. Он предлагает пленнику выпить за собственную погибель.

Андрей согласился, взял стакан и тут же его выпил, при этом не закусив. Тяжело выдохнув, он сказал: «Распишите меня». Компания пьяных немецких офицеров оценила мужество и стойкость. Аргумент №1 для вашего сочинения готов. Надо отметить, что данная повесть закончилась для пленного солдата Соколова успешно.

Лев Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Рассматривалась не только в литературе второй половины ХХ века, но и веком раньше. Когда на уроках литературы мы читали данный роман, то невольно становились свидетелями мужества и стойкости русских людей. Лев Толстой писал, что во время боя командование не указывало солдатам что делать. Всё шло само собой. Раненых солдат доставляли в пункты медицинской помощи, тела убитых относили за линию фронта, а ряды бойцов снова смыкались.

Мы видим, что люди не хотели прощаться с жизнью. Но они преодолевали страх, сохраняли боевой дух под летящими пулями. Именно в этом и проявлялись мужество и стойкость. Аргумент №2 готов.

Борис Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

Продолжаем рассматривать На этот раз урок мужества читателям продемонстрирует храбрая девушка в годы Великой Отечественной войны. В данной повести Борис Васильев пишет об отряде девушек, которые погибли, но всё равно сумели победить, потому что не пропустили ни одного вражеского воина на родную землю. Эта победа состоялась, потому что они беззаветно и искренне любили Родину.

Комелькова Евгения - героиня повести. Юная, сильная и мужественная девушка из бойцов повести. С ее именем связаны комические и драматические эпизоды. В ее характере проявляются черты доброжелательности и оптимизма, жизнерадостности и уверенности. Но самая главная черта - это ненависть к врагу. Именно она привлекает внимание читателей, вызывает у них восхищение. Только у Жени хватило смелости вызвать на себя вражеский огонь для того, чтобы отвести смертельную угрозу от раненой Риты и Федота. Такой урок мужества сможет забыть не каждый.

Борис Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Вашему вниманию представляем ещё одно яркое произведение, повествующее о Великой Отечественной войне, героизме и твердости характера советского летчика Маресьева.

Вообще в арсенале Бориса Полевого много произведений, где автором рассматривается проблема мужества и стойкости.

Аргументы к сочинению:

В данной повести автор пишет о советском пилоте Маресьеве. Так случилось, что он выжил после авиакатастрофы, но остался без ног. Это не помешало ему вернуться к жизни. Мужчина встал на протезы. Маресьев снова вернулся к делу всей своей жизни - к полетам.

Мы с вами рассмотрели проблему мужества и стойкости. Аргументы мы привели. Удачи на экзамене!

Советских людей в годы Великой Отечественной войны сделало сопротивление врагу поистине всенародным. Свою лепту в разгром врага стремились внести и стар и млад. В эти годы с особой силой проявились прекрасные душевные качества калужан.

Образцом гражданского мужества и самоотверженности можно считать их подвиги по спасению воинов Красной Армии в условиях вражеской оккупации. Простые жители сел и деревень только им известными тропами выводили из окружения советских воинов. Раненых и больных, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, прятали у себя и по возможности лечили. Многие сотни советских воинов были спасены, а по выздоровлении либо переведены через линию фронта, либо направлены в местные партизанские отряды, либо переданы вступившим частям Красной Армии.

Расскажу о некоторых таких случаях.

В октябре 1941 г. над д. Колодези Медынского района фашисты сбили советский бомбардировщик. Два члена экипажа - штурман Б.Дмитриев и стрелок-радист И.Водопьян - погибли, а раненому и обгоревшему пилоту В.Сурикову удалось на парашюте приземлиться в лесу. Его подобрали местные жители и, постоянно рискуя жизнью, под носом у немцев выходили раненого летчика. Благодаря мужеству этих чудесных людей летчик смог вернуться в строй и продолжить борьбу с немецкими фашистами.

3 октября того же года вражеская авиация недалеко от разъезда Кошняки, что в Износковском районе, обстреляла санитарный поезд, следовавший из Вязьмы в Калугу, и вывела из строя паровоз. Раненые, которые могли самостоятельно передвигаться, добрались до с. Передел Медынского района. В течение недели работники Передельской больницы оказывали им медицинскую помощь, кормили и отправляли на подводах в соседний Можайский район Московской области.

12 октября, когда гитлеровцы заняли Передел, в больнице еще находились 40 раненых, которые не могли передвигаться. Медики сожгли обмундирование бойцов и переодели их в крестьянскую одежду. С этого времени в больнице стала действовать подпольная патриотическая группа из восьми человек. Возглавила ее фельдшер Анастасия Мельникова (кстати, этническая немка, в девичестве - Бредих). В группу входили 20-летняя фельдшер Нина Якимович, санитарки Т.Корочкова, Е.Кабанова, А.Погожева, Е.Кобелевская, Елизавета и Евгения Плетневы.

Вначале немцы редко наведывались в больницу. А в январе 1942 г. стали приходить чаще, подозрительно осматривая палаты. Мельниковой, хорошо с детства знавшей немецкий язык, удавалось как-то выкручиваться, объясняя присутствие то одного, то другого раненого. Легче стало, когда ей удалось получить документ от самого коменданта с разрешением лечить в больнице местных жителей.

Трудно было с питанием. Больничные запасы крупы и картошки иссякли. Члены подпольной группы меняли в окрестных деревнях свои вещи на продукты для раненых. Старшие дети А.Погожевой ходили по домам и просили милостыню, и люди охотно делились с ними, так как знали, что собранные кусочки хлеба, картофелины и горстки крупы дети принесут для раненых. Да и во многих семьях в Переделе под видом родственников жили раненые, выписанные из больницы.

Однажды в десятых числах января А.Мельниковой случайно удалось подслушать разговор немцев о том, что они собираются сжечь все село, и в том числе больницу. Было решено спрятать раненых в церковной сторожке у кладбища. Ночью женщины перетащили на себе туда раненых и, как смогли, устроили их.

21 января 1942 г. в Передел вошли советские войска. Герой Советского Союза полковник С.Демяновский вспоминает: «В конце января 1942 г. путь нашего 664-го гаубичного полка проходил через село Передел. Здесь все горело. Левее дороги, возле кладбища, виднелось уцелевшее кирпичное строение. Решил проверить, что в нем. Открыв дверь, увидел группу мужчин, которые оказались ранеными из санитарного эшелона. Со слезами на глазах они рассказали о женщинах, что спасли их и выходили в невыносимых условиях оккупации».

За подвиг по спасению 40 раненых А.Мельникова и Н. Якимович были награждены орденами Красной Звезды.

Не все красноармейцы смогли выбраться из разбитого 3 октября 1941 г. у разъезда Кошняки (Износковский район) санитарного поезда. В вагонах оставались 78 тяжелораненых бойцов. На помощь им пришли жители близлежащих деревень. Они развезли раненых по своим домам и организовали за ними уход. А через три дня, 6 октября, немецкие части вступили на Износковскую землю. Тогда местный фельдшер Поликарп Дмитриев при въезде в деревни, где находились раненые, расставил колышки с прибитыми к ним фанерками, на которых обозначил по-латыни, что в деревне тиф. А его немцы боялись как огня и обходили их стороной.

Раненые бойцы находились в очень тяжелом состоянии. И не спасти бы их, если бы не появился в деревне выходивший из окружения военный врач-хирург Федор Соколенко. Вместе с П.Дмитриевым и медсестрой Александрой Слетышевой он совершал ежедневные обходы раненых, делал перевязки и даже операции. Благо из санитарного эшелона были перевезены имевшиеся там лекарства, инструменты, перевязочный материал, белье, одеяла.

В течение ста дней действовал этот подпольный госпиталь. Сто дней простые русские люди, пренебрегая смертельной опасностью, ежедневно рискуя своими жизнями и жизнями своих детей, проявляя немалую находчивость и хитрость, чтобы обмануть фашистов, спасали советских воинов. Не удалось спасти только одного раненого - ленинградца Юрия Заику, у которого было слепое ранение легкого, и он умер от гангрены.

Когда же 16 января 1942 г. сюда пришли части Красной Армии, им были переданы 77 подлеченных бойцов. Некоторые из них сразу же смогли вступить в строй, других направили в госпиталь. Ушел с частями Красной Армии и врач Соколенко.

За этот подвиг П.Дмитриев и А.Слетышева были награждены орденами Красного Знамени, колхозницы Е.Гришина и А.Грачева - орденами Красной Звезды. Медали «За отвагу» получили и остальные патриоты, участвовавшие в работе подпольного госпиталя: О.Булкина, П.Никитина, А.Панкратова, М.Сергеева, М.Уколова, Н.Уколова, Д.Федосеева, А.Щербакова, Ф.Уколов, К.Кузнецова.

6 октября 1941 г. звено эскадрильи 130-го бомбардировочного полка в районе Юхнова, под зенитным огнем противника атаковало несколько вражеских танков, подожгло пять цистерн с горючим, сбило немецкий «Мессершмитт-109». Но в воздушном бою был подбит один самолет звена (пилот - командир эскадрильи капитан В.Дымченко, штурман - лейтенант А.Хрустиков, стрелок-радист - сержант Г.Колпин). Уходя от «мессеров», командир направил свой Пе-2 в глубину лесного массива. Зацепившись за верхушки елей, самолет упал в гущу деревьев. Сильнее всего пострадал Хрустиков. Он настолько сильно обгорел, что не мог передвигаться.

Падающий немецкий самолет увидели два мальчика из д. Доманово (Износковский район). Они указали путь к нему двум местным учительницам - В.Доброхотовой и ее 18-летней дочери Маргарите. Женщины доставили пострадавших в ближайшую хату, оказали им первую помощь, а затем на подводе глухими лесными дорогами по уже оккупированной территории отвезли раненых летчиков в еще не занятую врагом Медынь, где передали их красноармейцам.

По ходатайству 1-й Воздушной армии В.Доброхотова была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, ее дочь - орденом Красной Звезды.

Это лишь несколько из известных фактов большого гражданского мужества, патриотизма калужан и проявленного ими милосердия по отношению к раненым и больным советским воинам. Надеюсь, что читатели откликнутся на эту статью и напишут в газету об известных им подобных фактах.

Татьяна РОМАНОВА.