Что такое воображение и представление. Представление и воображение. Общая характеристика, виды и формы воображения. Методы диагностики воображения. Основные характеристики представлений

Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.

Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.

И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель - это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.

Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.

Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Здесь мы впервые применили термин "представление", которое имеет следующее значение:

Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, - некоторые представления просто берутся из памяти.

Представления бывают единичные и общие.

Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, - единичное представление. Берёза вообще - общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.

Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму , они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:

ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.

Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной пси­хологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятель­ности до начала ее осуществления . Моделирование в воображении желае­мого результата с необходимостью предшествует его предметному воплоще­нию посредством конкретных действий и операций.

Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представле­ниями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход - воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст­рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением мо­жет служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование ко­торому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Га­лилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте­левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно­му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бес­конечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.

Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю­зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу­чайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогрес­са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.

Третья форма чувственного познания - представление. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается уникальное и единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. А воображение - это уже пристраивание к субъективному образу, созданному восприятием из разрозненных отрывков ощущения, того, чего в данный момент нет в окружающем мире, что прямо не ощущается, не видится, не осязается.

Отсутствие непосредственной связи с имеющейся ситуацией, а также работа памяти позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Иными словами, синтеза разрозненных ощущений в целостный образ, чем прославилось восприятие, уже мало. Речь идет о гораздо более высоком мастерстве - перекомпоновке элементов в созданном единстве.

Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Я различаю количественное и качественное исследование, просто меня несколько смутила Ваша терминология - у нас она не особо применялась. Да хоть горшком назови, только в печку не ставь. Если Вы к такой терминологии привыкли, то имеете полное право ее использовать направо и налево. Огромное спасибо за книги, я попытаюсь их поискать

Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса. Благодаря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результата труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает и такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово.

Процесс воображения - это совместная работа обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, замещения.

К видам воображения относят :

  • произвольное воображение (проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач);
  • непроизвольное воображение (проявляется в сновидениях, медитативных образах).

Воображение выступает разновидностью когнитивных процессов и проявляется в способности человека создавать новые образы путем переработки старых. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Оно служит одним из механизмов творческой деятельности, поскольку и та заключается в преобразовании старого неизведанным еще путем.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Как основа всякой творческой деятельности воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образ­ным мышлением.

Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полу­ченных в предшествующем опыте.

Продуктом (конечным результатом) представления явля­ется образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возник­нуть на пустом месте. Представление как раз и является резуль­татом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоя­тельство сближает их с процессами опознания. Опознание предпо­лагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, вос­принимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоен­ность отсутствует.

Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении от­сутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе при­поминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представ­лении же помимо прошлого может отражаться настоящее и бу­дущее.

Очень близки к представлениям образы воображения. Вообра­жение, как и представление, пользуется материалом, прежде по­лученным восприятием и сохраненным памятью. К- Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений. Но все же воображение - более творче­ский процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций манипулятивного характера. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть еще и различные формы творческого вооб­ражения, которые несводимы к представливанию.



Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают, воображе­ние произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Сте­пень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Так, наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение.

Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится.

«Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представ­лениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особен­ность и позволяет говорить о представливании как о самостоя­тельном психическом процессе.

В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за ко­торыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за ко­торыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных"видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуаль­ных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть пред­ставления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классифика­ции берется вид анализатора.



В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представ­ления о пространстве и представления о времени. Обычно и те н другие являются полимодальными, но можно выделить отраже­ние пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь, каждый из них может быть: а) статическим (представление о неподвижном объекте); б) кинетическим (представление о раз­ных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного ре­зультата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

IV.1.1. Характеристика процесса представливания. Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов-представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер.

Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. По прошествии времени представление может на­сыщаться деталями, обобщаться или, наоборот, становиться более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или, наоборот, смутным, недифференцированным. В пространстве с об разами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование состав­ных частей представляемого объекта, изменения пространствен­ной ориентации, приращение, группировку, разбиение и др.

Особую группу составляют операции перекодирования инфор­мации, связанные с изменением мерности объекта. Например, при чтении географической карты составить представление о рельефе местности, а на уроке черчения представить и изобра­зить объемный предмет в виде проекций на плоскости.

Понимание представливания как процесса оперирования обра­зами-представлениями предполагает в этом процессе наличие от­дельных мыслительных операций. Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представливания положения объекта (объектов) или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т. п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлива­нии мерности объектов, группировка объектов и т. д.); 3) одно­временные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т. п.).

Оперирование и синтез образов в процессах воображения осу­ществляется благодаря операциям агглютинации - соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизации - преувеличения или преуменьшения предметов, их частей и качеств; заострения - подчеркивания каких-либо при­знаков; схематизации - сглаживания различий и выявления сход­ства; типизации - выделения существенного в однородных явле­ниях и воплощения его в каком-либо конкретном образе.

Представление - это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

  • 1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;
  • 2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;
  • 3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление - это образ памяти. Воображение - это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение - это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Воображение, более чем какая-либо иная форма чувственного познания, способно в фантазии отвлечься от любых признаков объекта или же наделить его чуждыми ему свойствами. Эта способность и роднит воображение с мышлением. То, что психологи не всегда уверенно относят его к чувственному познанию, связано с его промежуточным положением между чувственным и рациональным познанием.

В учебной литературе чаще всего выделяют следующие типы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение - намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением.

Пассивное воображение лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова).

Репродуктивное воображение ставит задачу (намеренно) воспроизвести образ таким, каким он был воспринят в прошлом, или воссоздать образ по описанию, чертежу, схемам (например, не выезжая за границу, человек может по литературным источникам представить сложный целостный образ Франции с той или иной долей погрешности).

В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них:

  • 1) функция творческого формирования чувственно-наглядных образов;
  • 2) намеренное регулирование эмоциональных состояний с целью уменьшения психического напряжения;
  • 3) намеренное регулирование процессов познания. Созданные воображением образы могут помочь в выборе нужного направления познания;
  • 4) формирование внутреннего плана действий в воображении - основа реальных действий (например, сделать эскиз).

Приемы воображения:

агглютинация - «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба; аккордеон = фортепьяно + баян);

гиперболизации (минитюаризация) - преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор);

заострение - подчеркива-ние каких-либо черт (например, дружеские шаржи);

схематизация - конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента);

типизация - воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).

Процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    Фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    Правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов