Специальные коррекционные занятия. Индивидуальное (коррекционное) занятие по развитию зрительно-пространственной ориентации у младших школьников Коррекционные занятия устное развитие школьников

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Цель: коррекция зрительно-пространственной ориентации, оптического гнозиса и зрительного внимания.

Оборудование: компьютер, разрезная картинка, сундучок, дидактический материал к играм «Космодром», «Повтори за мной», зашумлённая картинка, таблица Шульте, коробка с сюрпризом, кукла Лунтик.

Продолжительность занятия : 25 минут.

План занятия:

  1. Оргмомент (психогимнастика) - 1 минута.
  2. Разминка (гимнастика для пальчиков, кинезиологические упражнения, массаж БАТ) – 4 минуты.
  3. Работа по теме – 18 минут.
  4. Итог занятия – 2 минуты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Имитация мимики:

  • Представь себе, что ты увидел что–то красивое.
  • Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.
  • Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

2. Разминка.

  • Гимнастика для пальчиков (колечки, « ленивые» пальчики, повтори за мной).
  • Кинезиологический комплекс упражнений для коррекции межполушарного комиссура («кулак – ребро – ладонь», «ухо – нос»).
  • Массаж БАТ (кончик носа, мочки ушей, ямки за ушами, теменная область, «третий глаз», точка у большого пальца).

3. Работа по теме.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации (повтори за мной).

Проба Хеда: Вот моя правая рука, покажи свою такую. Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди). Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха. Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик с волшебным сундучком. В нём задания, которые необходимо выполнить, чтобы Лунтик мог вернуться на свою планету.

Учитель: Рассмотри картинку, что здесь изображено (зашумлённая картинка).

Ребёнок называет предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: Собери картинку (разрезная картинка).

Ответь на вопросы. Что изображено на картинке? Откуда мальчик катится? С какой руки упала варежка? Где находится собака по отношению к мальчику? Что у мальчика на голове? Что находится под ногами у мальчика? Что находится слева от мальчика? Что находится справа от мальчика?

Учитель: Сосчитай быстро от 1 до 20 по таблице.

Ребёнок зрительно отыскивает цифры и называет их по порядку.

Учитель: Где находится цифра 1, в каком ряду, в какой колонке? И т.д.

Ребёнок отыскивает и называет координаты заданных цифр.

Учитель: Нужно помочь Лунтику составить карту звёздного неба.

Ребёнок раскладывает на листе предметы согласно инструкции учителя. Сверяет с эталоном карты. Приложение 1 (слайд1).

Инструкция учителя к карте звёздного неба:

  1. В центре листа расположи ракету оранжевого цвета.
  2. В верхнем правом углу расположи треугольник красного цвета.
  3. Над ракетой расположи квадрат коричневого цвета.
  4. Слева от ракеты расположи кольцо зелёного цвета.
  5. В верхнем левом углу расположи облако белого цвета.
  6. Под ракетой расположи цветок.
  7. В нижнем правом углу расположи летающую тарелку фиолетового цвета.
  8. В нижнем левом углу расположи круг синего цвета.
  9. Справа от ракеты расположи звезду жёлтого цвета.
  10. Покажи самую маленькую фигуру и назови её. (Квадрат коричневого цвета).
  11. Покажи самую большую фигуру. (Звезда жёлтого цвета).
  12. Как, расположена звезда по отношению к ракете? (Справа от ракеты).
  13. Как, расположена звезда по отношению к летающей тарелке? (Звезда расположена над летающей тарелкой).

Учитель : Игра «Космодром». Чтобы Лунтик мог улететь домой на Луну нужно на своём поле расположить точно также космические корабли как у диспетчера. Приложение 1 (слайд2). Если нарисуешь всё правильно – корабль взлетит. Молодец! Со всеми заданиями ты справился. А где Лунтик? Да он улетел.

4. Итог.

Учитель : Ты хорошо потрудился. Лунтик решил тебя отблагодарить и оставил тебе сюрприз. Но ты должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку с синим бантом, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можешь отдыхать. До свидания.

Список используемой литературы.

  1. А.И. Корнев. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 г.
  2. О.А. Степанова. Профилактика школьных трудностей. М., Т.Ц., «Сфера», 2003 г.
  3. А.Ф. Ануфриева. С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось – 89», Москва, 2005 г.
  4. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Т.Ц., «Сфера», 2001 г.

Все картинки, размещенные в работе, являются ссылками на оригиналы большего размера.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Структура документа.

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Специфика программы

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

Коррекционно-развивающие занятия - это курс специальных занятий (игр, упражнений, этюдов), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Эти занятия отличаются от других уроков тем, что ученикам предлагаются задания внеучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что весьма привлекательно для школьников. Обучение происходит непроизвольно, т.е. ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого.

На этих уроках не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности (связанной с боязнью получить плохую оценку) создают на уроках коррекционных занятий особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые занятия.

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель коррекционной работы - коррекция познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи коррекционной работы:

    развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

    формирование умственного плана действий и речевых функций;

    развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы , направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, разделена на 4 основных блока :

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    становление умения владеть средствами общения;

    формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    формирование коллективного обсуждения заданий;

    установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

    способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

    формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

    становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

    расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

    умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

    произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

    произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

    навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

    формирование умений различать геометрические формы;

    усвоение учащимися понятия величины;

    ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

    овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

    совершенствование координаций движений в пространстве;

    формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий в начальной школе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися начального звена с ограниченными возможностями здоровья были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

    Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

    Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

    Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

    Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

    Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

    Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия , которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение - «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра , которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Учебно-методический комплекс

Вид методического пособия

Наименование

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Ю.В. Останкова

«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития»

Т. В. Бойко- Волгоград: «Учитель», 2012

«Развиваем речь. Жадные разбойники. Весёлые чистоговорки и логопедические игры»

Ю. В. Гурин- Санкт-Петербург: «Литера», 2006

Диагностический материал

«Диагностика эмоционально-личностного развития детей»

Н.Д.Денисова - Волгоград: «Учитель», 2013

Программы, дидактические материалы

«Курс комплексного развития младшего школьника»

В.Н.Карандашев - Волгоград: «Учитель», 2012

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

Хухлаева О.В. - М., 2003

Дидактические материалы

Коррекция обучения и развития школьников.

Сиротюк А.Л.. - М., 2002

«Мир фантазии».

«Мир логики»

Гин С, Москва, «Вита-пресс» 2001

Учебное пособие

«Практическая психология образования»

Дубровина И. В, Москва, ТЦ «Сфера» 1998

Справочник

«Справочник психолога начальной школы»

Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003

Справочник

«Справочник по групповой психокоррекции»

Истратова О.Н..- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Программа

“Познай себя”

Лазарев М.Л. - М., 1993

Пособие для родителей

«Игры, ребусы, загадки для дошкольников»

Линго Т.И. - Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«90 уроков психологического развития младших школьников»

Локалова Н.П. - М., 1995

Тесты и коррекционные игры.

«Игротерапия общения»

Панфилова М.А.: - М., 2002;

«Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы».

Самоукина Н.В. М.: Новая школа, 1993;

«Обучение через движение».

СполдингДж. - М., 1992;

Дидактические материалы

«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».

Тихомирова Л. Ф.:. Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении»

Шилова Т.А.,. - М.: Айрис дидактика, 2005

Справочник

«Энциклопедия интеллектуальных игр»

Анашина Н.Ю..- Ярославль: Академия развития, 2006

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)».

Ганичева И.В.- М., 2004

«Комплексные занятия»

Т. М. Бондаренко - Воронеж: «Учитель»,2006

Дидактический материал

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: трафареты, пазлы; шнуровки; раскраски; головоломки.

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения; игрушки.

Психологические тренинги

Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

«Мировые головоломки»

серия брошюр «Хочу в школу»

журналы «Непоседа»

брошюры «Отгадай, реши, раскрась»

кроссворды

тексты релаксаций.

VIII вида»

в 1 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Цель курса:

Задачи курса:

Ожидаемые результаты:

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Бисенгалиева А., Ескулаева С., Нутышов Е., Щербаков К.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Аткасова С., Котельникова И., Мухамбетов А.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Абулхасов А., Абулхасов М., Кляченко Д. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Тематика занятий

I четверть

День знаний.

Тестирование с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов.

Формирование представлений о цвете.

Формирование представлений о форме.

Формирование представлений о величине.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентации (право-лево, верх-низ).

Развитие произвольного внимания.

II четверть

Развитие устойчивости внимания (концентрация, объем).

Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков).

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

III четверть

Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Развитие объема внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Развитие воображения.

Произвольность поведения.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие моторики.

IV четверть

Развитие слуховой памяти.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие мелкой моторики.

Повторение. Внимание. Мышление. Память.

Кол-во часов

Примечание

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Харабалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

во 2 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 2 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 2 класса.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий в школе», 2007г.

Цель курса:

Обучение, воспитание и развитие у младших школьников комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи курса:

Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей младшего школьного возраста;

Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе;

Развитие внимания, аналитического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;

Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Ожидаемые результаты:

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Богданенко С., Турченко Ю., Кульсейтова М.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Куширов Т., Избасаров В., Батырова С., Дадян М.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Спасова И. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вводное занятие. Обследование.

Внимание. Упражнения на развитие концентрации внимания.

Внимание. Упражнения на развитие произвольного внимания.

Внимание. Упражнения на развитие объема внимания.

Восприятие. Упражнения на развитие точности восприятия.

Восприятие. Упражнения на развитие представлений о временах года.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Память.

Память. Упражнения на развитие слуховой памяти.

Воображение. Упражнения на развитие зрительного воображения.

Воображение. Упражнения на развитие вербального воображения.

Произвольность поведения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи. Чистоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихов.

Внимание. Концентрация внимания.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Графический диктант. Пространственная ориентация.

Развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие устной речи.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие внимания, памяти в процессе восприятия.

Развитие речи. Чистоговорки. Частоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихотворений.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Уровень развития познавательной сферы.

Кол-во часов

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

Количество детей : 9 человек, возраст - 6 лет

Класс: 1 русский

Тема занятия : Коррекционное занятие «Весёлые человечки»

Цели : развитие произвольного внимания, развитие опосредованного мышления, обучение моделированию содержания текста с последующим воспроизведением содержания.

Формы, приёмы и методы работы: коллективная работа, самостоятельная работа.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Упражнения на внимание.

3. Задания на мышление.

4. Моделирование сказки.

5. Воспроизведение сказки с опорой на модель.

6. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

После проведения коррекционного занятия у детей развиваются навыки произвольного внимания, опосредованного мышления. Моделируя содержание текстов, учащиеся воспроизводят его с опорой на модель.

Материалы: изображение животных (6 картинок) - загадки подбираются в соответствии с изображениями животных; геометрические фигуры: большие и маленькие круги, квадраты и треугольники - каждая фигура красного, синего и жёлтого цвета; схемы «весёлых человечков». Для рефлексии бабочки, цветок, гриб, листик.

Ход занятия:

Психолог приглашает детей к путешествию на лесную полянку.

Педагог - психолог : Сегодня на занятии мы не только выполним разные задания, но и совершим воображаемое путешествие на лесную полянку.

Ребята встают в круг, водящий отворачивается. Все припевают:

«Оля ты сейчас в лесу, мы кричим тебе « Ау!».

Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай ».

Один из играющих называет водящего по имени, водящий узнаёт и называет того, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза.

Упражнение « Узнай друга»

Педагог - психолог : Чтобы не потеряться в лесу, посмотрим, насколько вы внимательны друг к другу, узнаете ли вы друг друга по описанию.

Два ученика встают спиной друг к другу, а психолог задаёт по очереди каждому из них вопрос, касающийся внешности того, кто стоит к нему спиной.

У Саши зелёная или синяя рубашка?

Катя в сапожках или в кроссовках? И т.д.

Упражнение «Прятки»

Педагог - психолог: Звери очень осторожны и поэтому, увидев людей, прячутся. Психолог на глазах у детей прячет «животных» за геометрические фигуры.

Медведь спрятался за большой жёлтый круг, ёж за маленький жёлтый круг, волк за большой красный квадрат, заяц за маленький красный квадрат, олень за большой зелёный треугольник, белка за маленький зелёный треугольник.

Загадки:

Педагог - психолог: Звери покажутся, если мы отгадаем про них загадки.

1. Кто зимой холодный

Бродит злой, голодный (Волк)

2. Я колючий, меня не возьмёшь

Я называюсь……….. (Ёж)

3. Он в дупло засунул лапу,

И давай рычать, реветь,

Ой какой же ты сластёна

Косолапенький ……… (Медведь)

4. Зимой белый, летом серый (Заяц)

5. Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (Белка)

6. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Педагог - психолог: Запомнили, кто за какой фигурой прятался?

Ребята должны вспомнить, кто за какой фигурой прятался, то есть вновь «спрятать».

Упражнение « Классификация»

Педагог - психолог: Расположите рядом фигуры, подходящие друг другу по одинаковым признакам.

Используются большие и маленькие круги, квадраты, треугольники трёх основных цветов. Психолог помогает детям решить, по какому из признаков раскладывать фигуры:

форме, цвету, размеру.

Упражнение « Весёлые человечки» Физкультминутка

Дети выполняют движения, изображённые схематично на картинках.

Моделирование сказки

Педагог - психолог : Вы хорошо потрудились, пришла пора отдохнуть, сказку послушать.

1. Психолог читает сказку Н.Павловой « Земляничка».

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!».

Услышала комарика птичка , полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика мышка , побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика лягушка , поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змея , поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча . Увидел её комар и запищал: « Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка - скорей на дерево.

Услышала комара мышка - скорей в норку.

Услышала комара лягушка - скорей под листок.

Услышала комара змея - скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

2. При повторном чтении дети моделируют сказку, наклеивая на бумагу фигуры разного цвета, обозначающие героев сказки и последовательность происходящих событий (солнце - жёлтый круг, земляника - красная, туча- голубая и т.д.)

3. Дети рассказывают сказку с опорой на модель.

Занятие завершается, и нам пора возвращаться. Наше путешествие было волшебным.

Если закрыть глаза и сосредоточится на одну минуту, то мы снова окажемся в классе.

Рефлексия занятия:

Что вам понравилось? Что запомнилось?

На доске цветок, грибок и листик. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то посадите бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик. Учащиеся выходят по одному.