И адекватным поведением низких оценок. Неадекватная самооценка младшего школьника. Что делать? Типы и уровни

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и , и степень социальной активности.

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или .

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. , которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, .

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже .

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, ;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Попытки разобраться в противоречивых результатах относительно последствий высоты самооценки, выяснить, действительно ли высокая самооценка - благо, к которому нужно стремиться, приводят к проблеме адекватности самооценки. В отечественной психологии данная проблема достаточно давно поставлена: выделяют адекватную и неадекватную самооценку, т.е. правильную, точную, соответствующую и неправильную, неточную, несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида (Божович, 1968; Липкина, 1976; Неймарк, 1961; Славина, 1966 и др.). Причем каждая из них может различаться по высоте, т.е. существует как высокая адекватная самооценка, так и высокая неадекватная (завышенная); низкая адекватная самооценка и низкая неадекватная (заниженная).

Обзор литературы по проблеме уровня самооценки, проделанный Р. Баумейстером (Self-esteem.., 1993), показывает, что высокое самоуважение само по себе не является обязательно «хорошим». Чрезмерная сосредоточенность на наличии высокого самоуважения может вести к быстрому его падению в том случае, когда человек обнаруживает несостоятельность в областях, рассматриваемых как значимые. Синонимами высокой самооценки называют гордость, самовлюбленность, высокомерие, самодовольство, нарциссизм, тщеславие и чувство превосходства (Baumeister et al., 2003). М. Розенберг (Rosenberg, 1965) для высокой самооценки вводит два дополнительных значения: лица с высоким самоуважением («egophiles») думают, что они «очень хорошие» или «достаточно хорошие», что соответствует неадекватно завышенной и адекватно высокой самооценке. С. Куперсмит (Coopersmith, 1959) также выделяет два типа высокой самооценки: «защитный» и «истинный». Человек с «защитной» высокой самооценкой претендует на высокую оценку себя, несмотря на отсутствие подтверждающих достижений или соответствующего поведения; он сообщает о высокой самооценке, чувствуя тем не менее собственную малоценность, вставая на путь отрицания или избегания негативной информации о своей личности. Человек с «истинной» высокой самооценкой действительно обладает чувством собственного достоинства, ощущает свою ценность и обнаруживает поведение, подтверждающее данный уровень самооценки.

Именно в этом ракурсе можно рассмотреть проблемы высокой самооценки: если она адекватная, то она действительно обеспечивает гармонию человека с самим собой и окружающими. Человек с высокой адекватной самооценкой осознает ценность самого себя, осознает свои возможности и способности; он уважает себя, считает себя достойной личностью; но он не переоценивает себя и не занижает других; не относится к себе с благоговением и не ждет такого отношения от других; он лишен высокомерия и гордыни, признает, что несовершенен, соглашается с критикой, которая может ему помочь (Полети, Доббс, 2008; Rosenberg, 1965). Человек с завышенной самооценкой постоянно находится в «защитной позиции», не /[опуская критики в свой адрес и используя любые способы и стратегии, чтобы защитить свое преувеличенное мнение о себе и отвергнуть сомнение в его неадекватности. Такую самооценку Д. Туркат (Turkat, 1978) называет защитной высокой самооценкой, в отличие от истинной высокой самооценки. Индивиды с истинной высокой самооценкой, сообщая о самооценке, основываются на личном чувстве собственного достоинства; их критерии самооценки более интернализованы и меньше подвергаются влиянию со стороны ценностей других людей. Человек с завышенной самооценкой (высокой защитной самооценкой) отличается тем, что обладает сильной потребностью в социальном одобрении, зависит от мнения других людей, обладает тенденцией представлять себя в более выгодном свете (Turkat, 1978). Такая защитная позиция способствует развитию эмоциональных барьеров; ведет к искажению и игнорированию опыта, росту агрессии, отчуждения, снижению интереса к деятельности; появлению самооправданий; инфантильных форм поведения и др. (Захарова, 1989; Липкина, 1976; Сафин, 1975), обусловливает низкие школьные оценки, хулиганские действия и т.д. (Self-esteem.., 1993).

Лица с завышенной самооценкой особенно остро реагируют па неудачу, па отрицательную обратную связь и другие, реальные или мнимые, угрозы собственному «Я». Эти реакции характеризуются или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других и проявляются в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. В отечественной психологии эти эмоциональные реакции получили название «аффекта неадекватности» (Божович, 1968; Неймарк, 1961; Славина, 1966).

Возникновение «аффекта неадекватности», как показывают исследования Л.С. Славиной и Л.И. Божович, больше всего характерны для детей, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний. Экспериментальная ситуация, в которой наглядно выступило проявление «аффекта неадекватности», заключалась в том, что учащимся предлагалось самим (соответственно своей самооценке) выбрать и решить задачу определенной степени трудности. Предлагаемые задачи были повышенной трудности, и попытки их решения, как правило, кончались неудачей. Оказалось, что реакция на неуспех была очень разной у подростков с разной самооценкой. Учащиеся с адекватной самооценкой, хотя подчас и досадовали па себя и огорчались, но вели себя спокойно, разумно соотносили свои возможности со степенью сложности выбираемой задачи: не решив выбранную, они снижали свои притязания, а если решали ее легко, брали более трудную. Совсем иной характер поведения имел место у подростков с завышенной самооценкой: не сумев решить выбранную задачу, они брали еще более трудную, и так могло повторяться много раз, вплоть до попыток решать самые сложные задачи. В процессе работы эти ребята сердились, волновались, ругали задачи, объективные обстоятельства, винили экспериментатора, уходили, демонстративно хлопнув дверыо, начинали плакать и др. Такого рода эмоциональные переживания, названные «аффектом неадекватности», связаны с тем, что школьник не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении. Как убедились исследователи, аффективные срывы возникают только в тех случаях, когда у детей существует рассогласование между сознательной высокой самооценкой, высокими притязаниями, выходящими за рамки действительных возможностей, и неосознаваемой неуверенностью в себе (Божович, 1968).

Особый интерес представляют данные, показывающие, что для переживания благополучия и ощущения счастья самооценка должна быть чуть завышенной; если же она адекватна, т.е. соответствует способностям личности, то речь идет о так называемом депрессивном реализме, который, кстати, авторы считают характерным для российского менталитета (Соловьева, 2009). Завышенная оценка, переоценка позитивных свойств, навыков, способностей позволяет человеку браться за, казалось бы, неразрешимые задачи и главное - решать их (Посохова, 2009).

В отличие от изучения адекватной и неадекватной высокой самооценки проблема установления различий между адекватной низкой и заниженной самооценками не получила должного освещения в литературе. Здесь, пожалуй, мы можем сослаться лишь па исследование С. Куперсмита, установившего, что учащиеся с адекватной низкой самооценкой отличаются низкой потребностью в достижении, низким идеальным «Я» и высокой тревожностью, показывающей, что они осознают свою низкую позицию в школе, но не стремятся к ее улучшению, понимая, что могут действовать наилучшим образом, если примут свой низкий статус (Coopersmith, 1959). Учащиеся с неадекватно низкой самооценкой (заниженной) также отличаются высокой тревожностью, однако для них характерны высокая потребность в достижении и высокое идеальное «Я». Это в какой-то степени соотносится с данными Л.С. Славиной (1966), согласно которым среди аффективных детей встречаются не только школьники с неадекватной завышенной самооценкой, но и с неадекватно заниженной, постоянно боящиеся обнаружить мнимую несостоятельность. Такого рода неуверенность в себе выступает, по мнению Л.И. Божович (1968), лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Анализ соотношения самооценки и уровня притязаний по параметру адекватности обнаружил, что при неадекватности хотя бы одного параметра выявляется целый мотивационно-аффективный комплекс : недовольство текущей ситуацией, отсутствие ясных идеалов, недостаток уверенности в себе; временная перспектива растягивается, будучи при этом содержательно не- наполненной; притязания отклоняются в сторону непродуктивности; снижается эмоциональная стабильность; отмечается ориентированность на бесконфликтное интерперсональное взаимодействие ради установления полезных связей, что продиктовано, с одной стороны, дружелюбием и установкой на сотрудничество, с /[ругой - стремлением к лидерству в сочетании с сомнениями в своих силах (Зинько, 2007).

Проблема измерения адекватности самооценки достаточно сложна. Самооценка всегда субъективна, поэтому возникает вопрос, какую самооценку считать адекватной, но отношению к каким основаниям можно судить о ее адекватности или неадекватности? В качестве критериев для измерения адекватности самооценки исследователи предлагают «степень соответствия результатов деятельности индивида и его оценочных суждений о них» (Липкина, 1976), оценки «честного свидетеля» (эксперта), который знает о личности все, или групповые оценки по принципу: «группа всегда права» (цит. по: Авдеева, 2005). Однако ряд авторов полагает, что оценки окружающих могут быть не более объективными, чем самооценка человека. К примеру, оценки учителями личностных качеств учеников часто довольно ошибочны, так как они детерминированы рядом существенных особенностей самих учителей (Коломииский, 2000).

Кроме того, как отмечалось, большинству людей присущ эффект «выше среднего» (Sedikides, Gregg, 2002); оценивая себя по тем или иным параметрам, человек имеет склонность оценивать себя «чуть выше середины» (Рубинштейн, 1970), что может искажать адекватность самооценок. При оценке других нередко проявляется избегание крайних оценок (как низких, так и высоких): причиной занижения очень высоких результатов считается стремление эксперта неосознанно «привязать» данные оцениваемого к собственным достижениям; а в качестве причины завышения низких оценок выступает эффект снисхождения - тенденция давать положительную оценку другому, которая возвышает эксперта в собственных глазах (цит. по: Дружинин, 2001). В любом случае шкала экспертной оценки деформируется и сжимается, происходит группировка оценок вокруг среднего уровня. Поэтому адекватиость/неадекватность самооценки легче всего установить относительно отдельных параметров, а не личности в целом, причем по тем параметрам, которые могут быть объективно измерены.

Что такое самооценка и уровень притязаний личности мы рассказали в одноименной статье , теперь обсудим виды неадекватных самооценок и расскажем как они формируются.

Неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи — и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени — не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого — ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности — в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление — любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате — деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях , возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию — отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Формирование самооценки.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что — нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых — прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей — но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве.

Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

Теперь, когда мы немного разобрались с видами самооценки, можем переходить к борьбе с неадекватной самооценкой, в частности с заниженной, поэтому в продолжение темы читайте статью "Как повысить самооценку ".

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

Откуда вообще берется неадекватная самооценка? Конечно же, из детства! Слишком высокое мнение о себе имеют те, кого в детстве без устали хвалили, никогда и ни за что не ругали, позволяли творить все что душе угодно, без ограничений. Такие детки, узнав в школьные годы, что, оказывается, они не пупы земли, испытывают серьезный эмоциональный стресс, их самооценка хотя и страдает, но остается на прежней позиции. Виноваты все кругом, но только не они сами.

Безусловно, детей надо любить и хвалить, но не стоит забывать: если похвалы не заслужены, то есть «Какая ты умница-красавица» звучит авансом, из этого может вырасти личностная проблема. Кому не встречались люди с неимоверной гордыней, высокомерием на пустом месте и презрением к окружающим?

Женщинам это мешает вдвойне. Потому что даже если повезло и природа наградила красотой, то самолюбование и заносчивость все равно неприятны окружающим. А при скромных внешних данных вызывают недоумение. Вместо того чтобы учиться умело маскировать недостатки и развивать достоинства, такая женщина искренне не понимает, почему ей не везет в личной жизни, и ищет причины не внутри самой себя, а в других людях. И тогда дорога к самосовершенствованию закрывается.

Что касается заниженной самооценки, то она появляется у ребенка тогда, когда он неинтересен родителям как личность, не уважается ими и общение сводится к банальному: «Ты поел? А уроки выучил? Ну иди…» Родительское равнодушие встречается во внешне благополучных семьях, как ни парадоксально, чаще, чем в малообеспеченных. Дети здесь имеют все, кроме главного — искреннего участия в их жизни.

Если сыну или дочке редко говорили: «Ты красива», «А ты умен», «Я горжусь тобой, люблю всегда», если родители отдавали предпочтение младшему, игнорируя старшего, то откуда взяться хорошему о себе мнению? Заниженная самооценка (ЗС) блокирует саморазвитие (мешают мысли: «Ну куда мне… не получится») и ставит подножки в личной жизни. Девочки с ЗС откликаются на предложения недостойных мужчин, связывают судьбу с алкоголиками и психологическими садистами, подсознательно считая: «Я этого и заслуживаю». Бывает так, что заниженная самооценка настолько травмирует человека, что он начинает усиленно работать над собой, и в итоге самооценка, минуя нейтральную зону, перескакивает в завышенную.

Как растить детей так, чтобы у них не сформировалась низкая самооценка?

Не сравнивайте своего ребенка с другими: «Вот Маша уже читать и писать умеет, а ты балбесом растешь», «Бери пример с брата: он игрушки бережет, а ты все ломаешь, криворукая!», «Ну куда тебе в артистки? Ты же картавишь!» И с собой тоже его не сравнивайте — он другой! «Я в твои годы… А ты…»

Присматривайтесь к своим детям. Адекватной самооценке присущи активность без агрессии, находчивость без обязательного ожидания похвалы, оптимизм, чувство юмора, общительность. А при заниженной у ребенка наблюдается пассивность, мнительность, обидчивость, боязнь играть, общаться («А вдруг увидят, что я хуже других?»). Обычно у таких деток обиженное выражение лица, при любой оплошности они немедленно находят стороннего виновного, радуются чужим промахам.

Как-то меня поразил сын знакомой, девятилетний Денис, с кото­рым мы вместе оказались на отдыхе.

— Денис, пойди, пожалуйста, в номер и принеси мой телефон, — просит сына мать.

— Мам, ты что? Я нашу комнату не найду! А если заблужусь?

Она его долго уговаривала, и он наконец ушел. Через пять минут вернулся:

— Ну я же говорил! Не нашел номер!

Жаль, что мама неправильно среагировала, сказав:

— Ну ладно, сиди здесь. Я сама схожу.

Надо было ответить:

— Денис, иди, пожалуйста, еще раз и доделай то, о чем я тебя попросила. Уверена: ты справишься, мой милый сын.

Будьте наблюдательны. При завышенной самооценке дети стремятся во всем быть первыми и остро переживают неудачу (например, заболевают, получив четверку). При заниженной — вообще за дело не берутся и сравнивают свои успехи с теми, у кого и вовсе нет никаких успехов. «У меня за контрольную четверка, а у Маши — двойка!» Если ребенок часто произносит: «Я не смогу этого сделать…», «У меня все равно получится хуже, чем у…», «Просто ему повезло…», «Я не виноват, что…», «Воспитательница меня не любит…», «Все против меня…» и т. д. — пора бить тревогу.

Хорошая новость: самооценку можно изменить разными упражнениями, приблизить ее к адекватной. Плохая новость в том, что если все спустить на тормозах, не отслеживать свое внутреннее состояние, то это окажется лишь временными корректировками. «Неуверенный ребенок» часто живет и в 70-летних людях. Наверняка вы встречали стариков, которые с обидой вспоминают свое детство, в котором их мало любили. Такие индивидуумы и сами не умеют любить.

Итак, если вам некогда ходить к психологу, попробуйте заняться своей самооценкой самостоятельно.

1. Если у вас ЗС, то никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Всегда найдется кто-то лучше, красивее, умнее и удачливее вас. Если не избавитесь от привычки сравнения, станете завистливы и желчны.

2. Прекратите ругать и осуждать себя. Говорите о себе только в положительном ключе. За фразы в свой адрес: «Вот курица глупая! Толстая корова! Неудачница!» платите самой себе штраф. И не по 10 рублей, а по 100 — за каждую. Складывайте деньги в коробочку и раз в месяц отдавайте накопленную сумму тем, кто нуждается.

3. Следите за своей внешностью и осанкой. Хочется забиться в укромный уголок и там спрятаться? Вы на пути к выздоровлению, поэтому преодолевайте страхи и расправьте наконец плечи!

4. Не придавайте чужим негативным высказываниям о вас и ваших способностях какое-либо значение. Конечно, если вами недовольно руководство, старайтесь все же соответствовать его ожиданиям. Но если ваш бой­френд имеет вредную привычку сообщать вам: «Поменьше ешь! И так как колобок», то пропускайте замечания мимо ушей или (что разум­нее) смените мужчину.

5. Старайтесь победить мнительность. Людям с ЗС часто мерещится вселенский заговор. Секретарша босса слегка кивнула при встрече — может быть, вами недоволен шеф? Да бросьте! Просто девушка сегодня не выспалась.

6. Составьте список тех ваших качеств (внешних и внутренних), которые вам нравятся. «У меня красивые руки, длинная шея, чистая кожа, я хорошо фотографирую, я прекрасный друг».

7. Выпишите свои социальные достижения и просматривайте список ежедневно. Например: «Всего за три года в Москве мне удалось многого добиться на работе, умею неплохо водить машину, стал регулярно ходить в спортзал».

8. Письменно сделайте такое упражнение: опишите свои проб­лемы и постарайтесь перевести их в достижения. Например: «У меня мало друзей, зато они настоящие и верные. И это свидетельствует о том, что я человек избирательный». Или: «Я не пользуюсь успехом у мужчин, зато те немногие романы, которые у меня были, яркие и запоминающиеся».

9. Не ищите дружбы с теми, кто считает вас глупенькой, безвкусной, какой-то не такой. То, что они не замечают, какая вы чудесная, обедняет их, а не вас!

10. При ЗС помогают аффирмации (позитивные утверждения), повышающие самооценку. Например: «Я достоин радости и счастья. Меня создал Бог, и он меня любит» и т. д. Повесьте листочки с этими приятными словами в спальне и, проснувшись, перечитывайте по несколько минут.

11. Помните, что, ничего не отдавая, вы ничего и не получите! Поэтому делайте по возможности больше хороших дел. Можно, как в детстве, договориться с самим собой, что за неделю вы совершите 10 хороших поступков. Потом 20, 30… Не обращайте внимания на то, что кто-то неблагодарен, не сказал вам спасибо. Старайтесь проявлять великодушие (но не снисходительность — это качество присуще людям с завышенной самооценкой).

12. Следите за речью и жестами. При завышенной самооценке в тоне часто проскальзывает высокомерие. Слова звучат так, будто вы сообщаете людям: вы все идиоты! При заниженной — жесты суетливы (что недопустимо), излишне много слов. А смех зачастую неуместен. Не старайтесь нравиться людям! Ведите себя достойно, спокойно и доброжелательно.

13. Занимайтесь тем, что вам действительно нравится. Работа, которую вы ненавидите, губительна для самооценки. По возможности постарайтесь ее сменить и найти такую сферу деятельности, в которой проявятся все ваши способности.

14. Научитесь спокойно, без скандалов, дистанцироваться от людей негативных, неприятных, агрессивных. Не живите чужими мыслями и советами. Самостоятельно принятые решения, пусть и не всегда верные, повышают самооценку.

15. Учитесь принимать рискованные и смелые решения, за которые вы сможете себя уважать (без самоуважения адекватная самооценка невозможна). Мечтаете пожить годик на океане? Ну так что вам мешает? Все в ваших руках, и не придумывайте отговорок. Ощущение внутренней силы выравнивает самооценку. Как только вы перестанете бояться отказов людей и ошибок и обращать внимание на то, что о вас подумают другие, ваша самооценка повысится. Джон Леннон так говорил: «Если беспокоиться по поводу того, что о вас думают соседи, никогда и ничего не добиться!»

16. Прекратите предъявлять миру и окружающим нереалистичные требования. Оценивайте свои способности объективно, тогда вас реже будут постигать неудачи. И самооценка не упадет.

17. Простите себе все свои промахи, ошибки (даже грубые и те, за которые очень стыдно). Посмейтесь над ними.

18. Достойной самооценке всегда сопутствует душевное спокойствие, умение любить и быть любимым, радость от каждого дня прожитой жизни.

Фото: Fotolia/All Over Press


Психолог Алла Занимонец в своем блоге дает практические советы не только ищущим свои половинки мужчинам и женщинам, но и тем, кто хочет жить в гармонии с собой и окружающими.