Лазурский александр федорович вклад в психологию. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Александр Федорович Лазурский (12 апреля 1874 г. - 13 мар­та 1917 г.) - психолог, педагог, врач-психиатр, ближайший уче­ник и помощник В. М. Бехтерева , основоположник дифференци­альной психологии в России. Совместно с А. П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. На протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева.

После окончания в 1897 г. Военно-Медицинской академии со степенью лекаря «с отличием» Лазурский остается в клинике не­рвных и душевных болезней. Научную деятельность он совмещает с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге, в школе для детей с нервно-психическими от­клонениями. В 1900 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Одним из оппонентов на защите выступал И. П. Пав­лов.

Лазурским вместе с С. Л. Франком было сформулировано по­ложение о целесообразности рассмотрения двух взаимосвязанных частей психики: эндопсихики (внутренней) и экзопсихики (внеш­ней).

Основные труды: «Школьные характеристики» (1908), «Очерк науки о характерах» (1909), «О естественном эксперименте» (1918), «Классификация личностей» (1921), «Психология общая и экспериментальная» (1925).
«Классификация личностей» является прямым продолжением «Очерка науки о характерах». Впервые данная работа начала печа­таться в 1915 г. в «Журнале Министерства Народного Просвеще­ния». Безвременная кончина Лазурского оставила книгу неокон­ченной. В. Н. Мясищев , один из ближайших учеников и сотрудни­ков, на материале черновиков и личных бесед с Лазурским к 1920 г. смог закончить рукопись книги и подготовить ее к печати. Эта кни­га - труд многих лет, последние достижения творческой мысли Лазурского.

Александр Федорович Лазурский (1874-1917)

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6

ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

В. А. Журавель

РОЛЬ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО В СОЗДАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Музей В. М. Бехтерева (зав. - А. М. Шерешевский) Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Б. М. Бехтерева (дир. М.М. Кабанов)

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В. М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии .

А. Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория . По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге . В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» . Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом . Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования .

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» (9). Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники .

Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне . А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологические функции ,

Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом . Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является... седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» .

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. . В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию . Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте . Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время . С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта . Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» . Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [ 23]. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии . Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия . А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний . Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии - «науки о характерах», как он ее называл , А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова» . Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. . Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками .

Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова). В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного исследования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.

Опираясь на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологических знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка . В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов .

Получив поддержку представительного съезда, - А. Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского). В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.

В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием психологии начал вести клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического института, а также участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые периодически организовывались при институте .

Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.

26 марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер („эндопсихика“), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру („экзопсихика“). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности .

Был сотрудником В. М. Бехтерева , профессором Педагогической академии и Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера (« характерологию ») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

(1874 - 1917) – отечественный врач и психолог. Сотрудник В.М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге.

Разработал "характерологию" – психологическую концепцию индивидуальных различий. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Лазурский выступал горячим поборником использования психологических знаний в педагогической практике. Наиболее ярко это отразилось в его книге "Школьные характеристики", где он, используя разработанную им программу изучения личности, создает типологию детских характеров.

Лазурский А.Ф. чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1874–1917) - русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909).

В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент , характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру («Общая и экспериментальная психология», 1912). На этой основе построил систему классификации личностей. Л. одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Литература

  • Программа исследования личности. - СПб., 1908
  • Очерк науки о характерах. - 1909
  • Школьные характеристики, 2 изд., СПБ, 1913
  • Общая и экспериментальная психология. - 1912; 2-е испр. изд. - 1915
  • К учению о психической активности. - М., 1916.
  • Очерк науки о характерах, 3 изд., П., 1917;
  • Естественный эксперимент и его школьное применение. [Сб. ст.], под ред. А.Ф. Лазурского, П., 1918
  • Классификация личностей. - Л., 1924
  • Психология общая и экспериментальная, 3 изд., Л., 1925
  • Статьи в журнале «Вопросы философии и психологии». - PDF, 150 с.

назад в раздел .

Номинация «Проект года в психологической науке»

Реферат проекта

«А.Ф. Лазурский (1874-1917). Теория личности: 100 лет забвения и развития» (комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти А.Ф. Лазурского: монография, международная конференция, памятная доска)

Актуальность

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Лазурского выдающегося российского ученого - психолога, психотерапевта, психиатра, педагога.

Цель проекта

Привлечение внимания широкой научной общественности к наследию А. Ф. Лазурского - автора первой в мире теории личности, одного из основателей Психоневрологического института, автора первого курса «медицинской психологии» в России, одного из основателей отечественной коррекционной педагогики, первого секретаря Русского общества нормальной и патологической психологии.

В рамках проекта «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» был реализован комплекс мероприятий:

  1. Издана коллективная монография: А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития/ сост. В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева; под ред. В. Ю. Слабинского; вступ. Ст. В. Ю. Слабинского, закл. Ст. С. А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с. – (Серия «Классики психотерапии и психологии»). В данную книгу вошла монография А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Основные идеи, изложенные в книге, намного опередили своё время и остаются актуальными по сей день, что иллюстрируется в ряде избранных работ, развивающих идеи А. Ф. Лазурского, написанные известными психотерапевтами, психологами, психиатрами: В. Н. Мясищевым, В. Я. Басовым, В. А. Журавелем, Д. А. Леонтьевым, Е. И. Чехлатым, В. Ю. Слабинским, С. А. Подсадным, Н. М. Воищевой, В. А. Урываевым, Д. С. Дамте, Л. М. Кульгавиным. Монография позволяет восстановить смысловые лакуны и не просто увидеть преемственность поколений в российской психологии личности, но обрести целостное видение сложной, но непротиворечивой и гармоничной концепции личности, являющейся базисом Петербургской, а шире – Российской школы психологии и психотерапии. Экземпляры книги переданы в дар в библиотеки СПбГУ, ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева, ряду других российских библиотек и ВУЗов. Презентации книги были проведены в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Владивостоке.
  2. Организована и проведена международная научно-практическая конференция IX Чтения, посвященные памяти А. Ф. Лазурского. Конференция состоялась в 13 октября 2017 года в Санкт-Петербурге, в ПСПбГМУ имени И.П. Павлова, в рамках Четвертой международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика». Место проведения конференции было выбрано не случайно. Именно здесь А. Ф. Лазурский заведовал кафедрой и читал авторский курс по медицинской психологии.
  3. В 2017 году была завершена 5-летняя работа инициативной группы (в составе В. Ю. Слабинского, Н. М. Воищевой, В. А. Журавеля) по созданию памятной доски А. Ф. Лазурскому. Председатель конкурсной комиссии – проф. Н. Г. Незнанов. Автор эскиза – известный скульптор, принимавший участие в реставрации Алтаря Храма Христа Спасителя и залов Кремлевского дворца в Москве, Алтаря Морского Никольского Собора в Кронштадте Р. Г. Сайфутдинов (Москва). Воплощение проекта – В. Е. Егорова, лауреат Президентской стипендии в области дизайна, член Союза дизайнеров России (компания «Цифровые мануфактуры», Санкт-Петербург). Памятная доска будет установлена в начале 2018 года в главном корпусе ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева.

Швец (Чурилова) Виктория Александровна Считаю, что данный проект вносит вклад в развитие истории психологической науки и знакомит с творчеством А. Ф. Лазурского очень подробно
Голос из ВКонтакте

Байбакова Елена Витальевна Интересный и важный проект, сохраняющий для современников и будущих поколений труды российского ученого, психолога Александра Федоровича Лазурского и его последователей, развивавших уровневую теорию личности.

Шершнева Наталья Сергеевна Очень интересно было узнать о Лазурский, как об основателе "Теории личности", на котором основанна моя любимая позитивная динамическая психотерапия.

Анохина Ирина Владимировна Что привлекло НЕнаучную общественность, т.е. меня -что А.Ф. Лазурский - автор первой в мире теории личности и один из основателей отечественной коррекционной педагогики. Буду изучать, рада, что столкнулась с этим именем, не слышала раньше.

Потапенко Елена Витальевна Считаю что подобные ученые никак не могут быть забыты их опыт и наработки должны применяться и тиражироваться по этому очень важно их популяризировать, что данный проект и призван делать это важно и нужно

Козленко Елизавета Валерьевна Считаю важным вопрос о Личности и исторический контекст развития этой темы, а также вклад российской научной мысли в этот вопрос.

Каменева Ольга Владимировна Книга заинтересовала. Хочу приобрести. Я и не знала про теорию Лазурского. Коллективом проделана большая научная и социальная работа для сохранения и поддержания традиции.

Машоха Виктория Александровна Прочитала книгу, осталась очень довольна. Много полезной информации взяла для себя. Помнить, чтить, развивать вклад великих русских психотерапевтов-необходимое, важное дело для современного мира.

Барановская Маргарита Игоревна Огромная работа проделана коллегами, браво! Конференция была интересной и содержательной. Молодцы, что довели до реализации проект с памятной доской Александру Фёдоровичу!

Букина Валерия Олеговна Считаю архиважным работу данного коллектива по сохранению и развитию уникального наследия А.Ф. Лазурского, Методики, развиваемые В.Ю. Слабинским эффективны, проверено на личном опыте

Секачева Ирина Николаевна Очень важный и нужный проект, направленный на возрождение русских традиций в психологии и психотерапии. Спасибо авторам проекта.

Чернова Елена Андревна Народ, не помнящий своих корней, свою историю, погибает, растворяется в многоликом мире. Так и любая наука не может жить и развиваться, если она не основана, не базируется на предыдущем опыте поколений.
Голос из ВКонтакте

Софьина Елизавета Павловна замечательная работа, посвященная деятельности выдающегося русского ученого Лазурского - одного из первых отечественных психологов, который увидел целостную личность главным объектом исследований!

Балакин Никита Сергеевич Прекрасный проект, позволяющий со всей полнотой оценить вклад Александра Фёдоровича Лазурского в развитие отечественной психологической мысли.

Моргачева Татьяна Витальевна Я голосую за возрождение и популяризацию отечественной науки в сфере психологии и психотерапии. Отличный проект, качественная литература.

Капитанова Елена Анатольевна Мой голос в поддержку данного проекта по причине личного интереса к теме и доступности изложения.
Голос из ВКонтакте

Кравченко Михаил Владимирович Для того чтобы двигаться дальше, нужно вспомнить ранее сделанные значимыми учеными наработки, обеспечить доступность качественных фундаментальных материалов широкому кругу особенно (!) специалистов. Эта работа -- пример системного подхода к решению задачи.

Титаева Ольга Евгеньевна Лазурский - великий учёный, глубокий и абсолютно актуальный. Важно пользоваться открыттями, а не изобретать "велосипед".

Антипова Надежда Евгеньевна Такие мероприятия поддерживают науку и ученых, восстанавливают звенья научной мысли в истории. Горжусь!

Волгина Ксения Александровна Мне удалось ознакомиться с мероприятиями в данной номинации, и это именно то, что позволяет сохранять имена... Хочется выразить благодарность авторам.

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля 1874 г. в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье. Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека. В 1897 г. Лазурский окончил академию и был оставлен в клинике Бехтерева, где заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. Через два года он был избран действительным членом Петербургского общества психиатров. К этому времени он уже сдал более 20 экзаменов на степень доктора медицины. Диссертацию, посвященную влиянию мышечных движений на мозговое кровообращение, он защитил 30 ноября 1900 г. Все необходимые исследования для нее были выполнены в анатомо-физиологической лаборатории Бехтерева.

В 1901 г. он отправился в командировку за границу, где провел 2 года. Первые полгода Лазурский жил в Лейпциге, где занимался в Психологическом институте Вильгельма Вундта. Затем он жил в Гейдельберге и работал в лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского университета. Этой лабораторией в то время заведовал Эмиль Крепелин, один из основателей экспериментальной психиатрии, который первым стал применять методы современной экспериментальной психологии клинически. Еще около полугода Лазурский провел в Берлине, где слушал лекции К. Штумпфа по психологии, учился у крупнейших неврологов того времени.

В 1903 г. А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии «по душевным и нервным болезням», где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены Русского общества нормальной и патологической психологии избрали его своим ученым секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.

С 1904 г. А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования. Со временем на основе лаборатории возникли курсы, а затем - Педагогическая академия, где Лазурский читал лекции по характерологии.

В 1906 г. вышла его работа «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведен А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введенного им самим. Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса.

Ученый признавал, что с помощью современных методов анализа невозможно объяснить факторы, обусловливающие существование наклонностей. Основную задачу характерологии он понимал как создание научно обоснованного описания индивидуальности.

Книга «Школьные характеристики», выпущенная в 1908 г., представляет собой результат применения этой теории на практике. Ла-зурский экспериментально изучал характеры учащихся одной из закрытых школ В эту книгу были включены характеристики детей от 10 до 15 лет, дополненные данными экспериментальных психологических исследований. Кроме того, в ней был проведен подробный психологический анализ некоторых сложных проявлений личности.

К этому времени уже было накоплено огромное количество эмпирических данных, и Лазурский предпринял попытку создания собственной классификации личностей. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а «психосоциальной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он положил в ее основу два основных принципа: разделение людей по психическому уровню активности на 3 разряда, а также разделение их по психическому содержанию на несколько типов.

Критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психологической организации личности. Под этим Лазурский понимал интенсивность, сложность, координированность и сознательность ее проявлений. Определялась эта степень унаследованными способностями и условиями жизни.

В своей научной деятельности Лазурский занимался не только прикладными характерологическими исследованиями, но и разрабатывал общепсихологичеекие проблемы. Так, большую часть своей жизни он посвятил проблеме метода в психологии. Изначально ученый признавал наличие трех возможных методов: эксперимента, наблюдения и самонаблюдения. Для решения общепсихологических задач он признавал полезность метода самонаблюдения, а в характерологии предлагал использовать наблюдение и эксперимент, которые являются более объективными. Анализируя возможности, достоинства и недостатки каждого метода, ученый пришел в 1910 г. к созданию нового метода - «естественного эксперимента», сочетавшего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента. Особое значение для этого метода имеет изучение условий и такая их организация, чтобы в этих условиях выявлялись именно те наклонности изучаемых людей, которые интересны наблюдателю.

В 1912 г. Лазурский выпустил книгу «Психология общая и экспериментальная», в которой в общих чертах изложил свое понимание психологии. Он рассматривал психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным этапом эволюции. По его мнению, психологическое и физиологическое - это две стороны единого биологического процесса. Местом, где разворачивается этот процесс, Лазурский считал кору головного мозга. В результате у ученого сложилось собственное понимание психологии. Основу его системы психологии составила биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как способ существования психического.

Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия «эндопсихики» и «экзопсихики», введенные им в 1916 г. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одаренность и темперамент. Экзопсихика - это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.

После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы.

Личности низшего уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к ее требованиям. Этот уровень в классификации Лазурского был назван «неприспособленные». К среднему уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем - к ведению успешной деятельности в условиях любой среды. Этих людей ученый назвал «приспособленными». Высший уровень людей получил название «приспособляющие». Эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение.

Важную роль в этой классификации Лазурский уделял соотношению экзо- и эндопсихики на всех уровнях, которое определяет «чистоту» типа. К «чистому» типу ученый относил тех, чьи интересы, приобретенные знания и навыки, профессиональная деятельность соответствуют природным особенностям их нервно-психологической организации. Экзопсихика и эндопсихика здесь находятся в гармоничном единении. Есть также и «комбинированные», «переходные» типы, в которых нарушено исходное равновесие эндо- и экзопсихики.

В том же году вышла в свет еще одна книга - «К учению о психической активности». В ней были обобщены результаты более чем 6 лет исследований, приведены способы изучения внутренних механизмов личности объективными методами.

Этот труд стал для него итоговым. 26 марта 1917 г. Александр Федорович Лазурский умер. Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Кроме прикладных исследований, он занимался также проблемами метода и предмета характерологии. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

В главное меню