Рыбаков кортик краткое содержание и главные герои. Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике

Анатолий Рыбаков


Часть первая

Испорченная камера

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье - первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? - думал Миша. - И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише - ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? - продолжал думать Миша. - Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», - думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой. Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть. Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она - в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

Куда, куда! - закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. - Ведь придумает… грязными лапами!

Жалко уж! Я есть хочу, - проворчал Миша.

Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка - старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами. Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок. Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

Михаилу Григорьевичу почтение! - раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

Доброе утро, Сергей Иваныч, - ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

Где Семен? - спросил дед.

В чулан пошел, - ответила бабушка. - Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру - и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке. А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом. За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

В советское время одними из наиболее популярных и любимых детективных юношеских художественных телефильмов были «Кортик», «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства». Их сняли по книгам Анатолия Рыбакова - выдающегося русского писателя и прозаика. Остановимся на повести «Кортик», а точнее, на ее кратком содержании, чтобы в очередной раз вспомнить те события, которые пришлось пережить тем простым московским арбатским мальчишкам, жившим в тяжелое и смутное послереволюционное время.

Рыбаков. «Кортик». Краткое содержание

В первой части книги описана атмосфера 20-х годов. Главным героем является обычный мальчишка Миша Поляков, который временно переехал в провинциальный городок Ревск, чтобы некоторое время побыть у своих родных бабушки и дедушки. Его отец погиб, не выдержав тяжелых работ на царской каторге, а мать с утра до вечера тяжело работала на текстильной фабрике. Именно поэтому ее родители периодически забирали мальчика Мишу к себе, чтобы лучше присматривать за ним.

Краткое содержание «Кортика» начинает свое развитие с того момента, как однажды, выйдя во двор ранним утром, Миша Поляков решил втайне вырезать резинку из старой дядьки Семена, чтобы смастерить себе рогатку, о которой он так давно мечтал. И тут совершенно случайным образом он обращает внимание на то, что их сосед, матрос Сергей Иванович Поляков, что-то очень быстро спрятал в старой

Закрутка сюжета

Мальчик немного подождал, когда сосед уйдет, чтобы проверить его тайник и узнать, что же такое ценное он там спрятал. Мишка засунул руку и нащупал мягкий сверток, развернув который, он увидел блестящий офицерский трехгранный кортик, рукоятку которого обвивала бронзовая змейка. Внимательно рассмотрев вещь, он спрятал ее обратно. И тут краткое содержание «Кортика» получает захватывающую интригу.

В те времена в Ревске орудовали бандиты разных мастей, да и в любой момент могли прорваться белогвардейцы. Вернувшись домой к обеду, Мишка слышит, что родные разговаривают о каком-то Валерии Сигизмундовиче Никитском, в прошлом отставном белом офицере, возглавлявшем крупную банду.

А вечером Миша встретился с Полевым, который рассказал ему про линкор «Императрица Мария», на котором он когда-то служил. На следующий день неугомонному мальчишке захотелось повнимательнее рассмотреть спрятанный кортик. Он вытащил его из тайника, как вдруг во дворе появились два дровокола, помешавшие ему положить это холодное оружие на место. Они стали вести себя очень подозрительно и почему-то интересовались Полевым. Мише пришлось спрятать кортик у себя дома, а потом он пошел гулять по городу со своим лучшим другом Генкой.

Когда через некоторое время он вернулся домой, то увидел, как люди Никитского скрутили Полевого и стали требовать кортик. Мальчик быстро сообразил, он мигом вытащил спрятанный им кортик и передал его Полевому, а сам кинулся в ноги одному из бандитов, этим и спас соседа, который успел убежать от своих преследователей. Краткое содержание рассказа «Кортик» все более запутывает которую мальчишкам и придется вскоре узнать.

История кортика

На самом деле с кортиком была связана очень интересная и опасная история. На корабле «Императрица Мария» Полевой служил вместе с белогвардейцем Никитским. И однажды стал невольным свидетелем убийства Никитским офицера Владимира, прежнего владельца таинственного кортика. Полевой хотел его задержать, но во время схватки корабль взорвался и ножны остались у убийцы, а сам кортик у Полевого. Краткое содержание книги «Кортик» продолжается еще одним неожиданным событием.

Возвращение в Москву

В итоге Полевой отдает на хранение кортик Мише и рассказывает о том, что эта драгоценная вещица имеет какой-то шифр, и что ключи к нему находятся в ножнах. Завладев этими двумя вещами одновременно, можно открыть некий тайник. Он также напоминает, что денщик Никитского Филин может знать правду, связанную с кортиком.

В скором времени за Мишей приезжает мама и забирает его обратно в Москву. Туда же он подбивает ехать и Генку, который захотел поехать к своей тетке Агриппине Тихоновне. Мишка ни на миг не забывал о своей тайне, и вместе с Генкой они взялись за собственное расследование. Вскоре они выведали, что Мишкиным соседом по московской квартире был завскладом по фамилии Филин.

Филин

И вот краткое содержание «Кортика» постепенно начинает приближать читателя к разгадке. Вскоре к ребятам подключился их друг Славка. Расспросив тетку Агриппину, которая тоже жила по соседству, они выяснили, что Филин действительно когда-то служил на флоте. Мальчишки стали за ним следить и однажды подслушали его разговор с филателистом из торговой лавки. Эти двое говорили о каком-то шифре. Ребята также установили, что ножны из лавки к своему отцу должен доставить сын Филина Борька. А дальше подстроили все так хитро, что им получилось выкрасть сверток с ножнами у этого бедолаги.

Терентьев

Теперь ребятам осталось только разгадать тайну. К этому делу они подключили директора школы Алексея Ивановича, который и разгадал надпись, гласившую, что кортик является механическим ключом для завода каких-то часов. Они также узнают фамилию бывшего владельца, им был некто Владимир Терентьев. Ребята, продолжая свое расследование, начинают искать его семью. Понимая, что дело опасное, директор ставит в известность своего друга из НКВД Свиридова.

Их совместные поиски приводят к матери убитого, Марии Гавриловне Терентьевой, которая жила в Подмосковном Пушкино. Ребята стали наблюдать за домом, как вдруг увидели, что из ее дома вышел не кто иной, как сам Никитский. Он под чужой фамилией вкрался в доверие к матери убитого им офицера Терентьева. И вот краткое содержание «Кортик» подходит к развязке.

Главная развязка

Ребята сразу оповестили об этом Свиридова, который немедленно устроил облаву и арестовал бандита, который после долгих отговорок, при очной ставке с Мишей, сдался властям.

Мать Терентьева узнала кортик сына и указала на большие старинные часы. После нескольких поворотов рукоятки, в часах открылся тайник, в котором и находились секретные бумаги с точными координатами на которых перевозились древние сокровища.

Самого же Никитского интересовало судно крымского хана Давлет-Гирея с золотом, затонувшее в Балаклавской бухте.

В итоге этот список был отправлен в организацию «Судоподъем», на которой, собственно, и работал сам Полевой. А Мишку, Генку и Славку в скором времени торжественно приняли в комсомол.

Лихо закрутил писатель Анатолий Рыбаков «Кортик». Краткое содержание не может передать всю полноту красок произошедших событий и их остросюжетность, поэтому интереснее все же прочитать это произведение в оригинале.

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? – продолжал думать Миша. – Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», – думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой. Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть. Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она – в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

– Куда, куда! – закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. – Ведь придумает… грязными лапами!

– Жалко уж! Я есть хочу, – проворчал Миша.

– Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка – старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами. Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок. Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

– Михаилу Григорьевичу почтение! – раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

– Доброе утро, Сергей Иваныч, – ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

– Где Семен? – спросил дед.

– В чулан пошел, – ответила бабушка. – Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру – и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке. А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом. За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Миша опять вздрогнул: из чулана донеслось громыханье велосипеда.

И когда в дверях показался дядя Сеня с порезанной камерой в руках, Миша вскочил и, опрокинув стул, опрометью бросился вон из дома.

Огородные и Алексеевские

Он промчался по двору, перемахнул через забор и очутился на соседней, Огородной, улице. До ближайшего переулка, ведущего на свою, Алексеевскую, улицу, не более ста шагов. Но ребята с Огородной, заклятые враги алексеевских, заметили Мишу и сбегались со всех сторон, вопя и улюлюкая, в восторге от предстоящей расправы с алексеевским, да еще с москвичом.

Миша быстро вскарабкался обратно на забор, уселся на нем верхом и закричал:

– Что, взяли? Эх вы, пугалы огородные!

Это была самая обидная для огородных кличка. В Мишу полетел град камней. Он скатился с забора во двор, на лбу его набухала шишка, а камни продолжали лететь, падая возле самого дома, из которого вдруг вышла бабушка. Она близоруко сощурила глаза и, обернувшись к дому, кого-то позвала. Наверно, дядю Сеню…

Вышедшая в 1948 году повесть «Кортик» была одним из самых популярных тек-стов детской литературы 1950-х годов. Ее дважды экранизировали и пере-вели на многие языки. Повесть стала первой частью «арбатской» трило-гии о Мише Полякове и была продолжена книгами «Бронзовая птица» и «Вы-стрел». В 1960-80-х годах Анатолий Рыбаков на-пи-сал и опублико-вал несколько очень нашумевших прозаических произве-де-ний: детскую три-логию о Кроше, взро-слые романы «Тяжелый песок» и «Дети Арбата», — одна-ко его ранняя повесть «Кор-тик» по-прежнему входит в круг детского чте-ния и регулярно переиздается.

«Кортик» писался в 1946-1948 годах — в период, когда идеологический климат в СССР стремительно менялся. Поэтому в тексте оказались запе-чатлены и горе-стные военные переживания, и послевоенные надежды на обнов-ление, и по-пыт-ки соответствовать новой государственной идеологии.

Сюжет

Обложка повести Анатолия Рыбакова «Кортик». Москва, 1959 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Весь сюжет — это история поиска и расшифровки загадки морского кортика: эту реликвию главный (автобиографический) герой Миша Поляков получает из рук своего знакомца — крас-ного командира Полевого. На вложенный в кор-тик стержень нанесен шифр, а ключ от шифра находится в ножнах: их на про----тя-жении всего действия повести разыскивают ребята. Разгадав слож-ный шифр кортика, его обладатель получит указания о местонахождении тай-ника. Значе-ние этой загадки усложняется тем, что при попытке украсть кортик был убит его последний владелец, морской офицер Владимир Те-ренть-ев, а ко-рабль «Импе-ратрица Мария», на ко-то-ром он служил, именно в этот момент загадоч-ным образом взорвался и уто-нул.

Мастером, изготовившим кортик, был Поликарп Иванович Терентьев — со-гласно придуманной Рыбако-вым легенде, «выдающийся оружейный мастер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны», «создатель первой кон-струкции водолазного прибора» и предок последнего владельца кортика, Владимира Терентьева. Главный отрицательный герой повести, убийца Терентьева и временный обладатель ножен бывший морской офицер Ни-китский, считает, что в тай-нике находятся сокровища — и жестоко заблуждается.

Город Ревск и еврейское детство Рыбакова


«Беларусьфильм»

Действие первой части повести происходит в вымышленном городе Ревске, прототипом которого, по собственному признанию писателя, был город Сновск (позже Щорс), находившийся в Черниговской губернии, на границе России, Украины и Белоруссии. Оттуда происходила семья матери Анатолия Рыбакова, Дины Абрамовны. В голодном 1921 году мать привозила Анатолия из Москвы к бабушке и деду на каникулы — этот биографический эпизод с заметными трансформациями и воспроизведен в повести. Сновская родня Рыбакова до ре-волюции была вполне зажиточной, дедушка содержал лавку скобяного и мо-скательного товара. После революции лавку вместе с большим домом рекви-зировали, но в период нэпа дедушка возобновил бизнес.

Позднее, уже в 1970-е, Рыбаков запечатлеет Сновск в одном из первых совет-ских романов, посвященных трагедии холокоста, — знаменитом «Тяжелом песке». Рассказ там ведется от лица героя, мало похожего на протагониста «Кортика» Мишу Полякова, но описания города и дедовской семьи во многом схожи. Рас-сматривая более ранний текст сквозь призму более позднего, мы мо-жем уви-деть зарождение важной для позднейшего творчества Рыбакова темы еврей-ского местечка и его судьбы в XX веке.


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, в «Кортике» нет ни слова ни о еврействе семьи, ни о глубокой религи-озности деда: по позднейшим воспоминаниям Рыбакова, тот был старостой в си-нагоге и внук сопровождал его каждую субботу на молитву, неся «за ним его молитвенник и сумку с талесом». Но кое-какие намеки в тексте повести все-таки рассыпаны: одним из главных атрибутов дедушки является «потертый сюртук», в котором угадывается скорее лапсердак Лапсердак — верхняя длиннополая одежда у польских и галицких евреев. . В автобиографическом «Романе-воспоминании» Рыбаков напишет, что это был «засаленный сюртук, пропахший железом и олифой». Но, пожалуй, самая примечательная сцена — отъезд главного героя, Миши, из Ревска и прощание с бабушкой и дедом:

«Ко-гда телега свернула с Алексеевской улицы на Привокзальную, Миша оглянулся и в последний раз увидел маленький деревянный домик с зеле-ными ставнями и тремя вербами за оградой палисадника. Из-под его разбитой штукатурки тор--чали куски дранки и клочья пакли, а в се-ре-дине, меж двух окон, висела круг-лая ржавая жестянка с надписью: „Страховое общество ‚Феникс‘. 1872 год“».

На самом деле Анатолий Аронов (такую фамилию он носил тогда) еще как ми-ни-мум один раз, в 1926 году, побывает в Сновске на каникулах, а его дед и баб-ка так и вовсе переберутся в Москву в 1929 году, после повторной рекви-зиции их магазинчика. Однако, если помнить о том, какая судьба постигла во вре-мя войны евреев, оказавшихся на оккупированных территориях, можно увидеть эту сцену иначе. Перед нами прощание с ми-ром, которому никогда уже не суж-дено возродиться. Табличка страхового общества вроде бы говорит о том, что этот навсегда исчезнувший мир — старый, дореволюционный, а зна-ние об истреб--лении евреев во время Второй мировой войны — о том, что это мир еврейских местечек.

«Деревянные домики с зелеными ставнями» из «Кор-ти-ка» станут в «Тяжелом песке» «деревянными домиками с голубыми став-нями», но в целом украинско-еврейский город, в ко-то-ром располагалась боль-шая железнодорож-ная станция, будет всё так же уз-наваем. Некоторые фраг-мен-ты «Тяжелого песка», посвя-щен-ные бабушке и де-ду, почти без изменений перекочуют потом в автобио-гра-фи-че-ский «Роман-воспоминание». Воссоздание памяти о погибшем мире еврей-ских местечек берет истоки именно в «Кортике», который Рыбаков начал пи-сать сразу же после войны.

Повесть была начата в 1946 году, когда увековечение памяти погибших евреев казалось не только выполнимой, но и насущной задачей. К печати тогда гото-вилась, например, собранная по инициативе Ильи Эренбурга и Василия Грос-смана «Черная книга»; в 1948 году, когда «Кортик» вышел в свет, издание по ини--циативе ЦК уже год как было приостановлено, а его набор рассыпан. Начиналась совсем новая эпоха борьбы с «безродным коспомолитизмом», и еврей--ская тема в литературе надолго оказалась под запретом.

Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, Поликарп Терентьев не ладил с царским режимом: «При Елизавете Петровне… [он] попал в опалу и удалился в свое по-местье». Там он все силы посвятил самому сильному своему увлече-нию — водолазному делу: «Но все его проекты водолазного прибора и подъема какого-то затонувшего корабля были для того времени фантастическими».

В тайнике, оставленном Терентьевым для потомков, которым предстояло жить в технически более совершенном буду-щем, находились карты с указанием гео-графических координат затонув-ших кораблей, которые некогда перевозили день-ги и драгоценности, — неоце-нимая помощь стране, обнищавшей за время Первой мировой и Гражданской.

Фигура Терентьева — порождение идеологической кампании, в советской печа-ти известной как «борьба за отечественные приоритеты в науке и технике». Пу-бликации в прессе, художественные книги, кинофильмы, наконец, школь-ные программы по точным и естественным наукам начиная с 1948-1949 годов после-довательно доказы-вали, что все сколько-нибудь значительные научные и технические изобрете-ния были совершены русскими учеными и инженера-ми. Воздушный шар, вело-сипед, паровая машина, лампа накаливания, радио, телевидение и самолет — все эти изобретения приписывались русским авто-рам. Рыбаковская легенда о кортике и его мастере продолжила этот ряд первым изобретателем «водолаз-ного прибора» Что понимал Рыбаков под «водолазным при-бором», не очень понятно. Может быть, это водолазный колокол — устройство, кото-рое еще с XVII века использовалось в Европе для подъема затонувших пред-метов. Может быть, имелась в виду подвод-ная лодка, изго-товленная русским крестья-нином Ефимом Никоновым в царствование Петра I. Плавать лодка, конечно, не могла, но в рамках кампа-нии «борьба за отечественные приоритеты» о Никонове писа-ли. .

Упоминаемый в повести английский корабль «Черный принц» затонул около Балаклавы в ноябре 1854 года. Его безуспешно пытались поднять со дна мор-ско-го в 1920-е годы, и эта тема вызывала постоянный шум в прессе. Не исклю-чено, что, будучи школьником, Рыбаков следил за развитием этой истории. В 1936 году Михаил Зощенко написал книгу-расследование «Черный принц», в которой доказывал, что золота на самом деле на корабле не было, и пытался реконструировать обстоятельства катастрофы. Скорее всего, Рыбаков эту книгу читал.


Крушение «Черного принца» в 1854 году. Картина Ивана Айвазовского the-submarine.ru

Впрочем, история рода Терентьевых и его трагически погибшего потомка Вла-димира имеет еще один очевидный образец — вышедший в 1944 году роман Ве-ниамина Каверина « ». Герой Каверина бьется над объяснением загадочной гибели экспедиции, случившейся еще в имперский период, накану-не революции. Виновник трагедии жив, хорошо герою знаком и пытается скрыть обстоятельства своего давнего преступления. Однако если у экспедиции капитана Татаринова, описанной Кавериным, были реальные исторические про-то-типы (на Северный полюс в начале 1910-х годов ходили три поляр-ные экспе-диции), то у жившего в середине XVIII века инженера-оружейника Те-ренть-ева никаких исторических прототипов не было: он был оригинальным тво-рением Рыбакова, очень удачно подошедшим под требование кампании «борьба за отечественные приоритеты».

Пионерский отряд и молодежная политика 1940-х годов


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Действие повести Рыбакова развивается в начале 1920-х. Миша Поляков живет в одном из арбатских домов, где при домкоме работает клуб, а при нем — драм-кружок. Но мальчишки мечтают о большем — создать в своем доме пионер-ский отряд, подражая первым пионерам с Красной Пресни. В кон-це концов это им удается.

На первый взгляд, эта сюжетная линия связана только с ранней, легендарной историей пионерской организации. Однако если присмотреться к деятельности клуба и пионерского отряда, то можно увидеть здесь и черты детской и моло-деж--ной политики второй половины 1940-х годов.

Постановление ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 года «Об улучшении работы пио-нер-ской организации» упрекало пионерские организации на местах в том, что многие дружины и отряды «копировали методы учебной работы школы» и «ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в сте-нах школы». В качестве альтернативы предлагалось организовывать «ме-ст-ные экскурсии, читать книги, детские газеты и журналы и обсуждать про--читанное», «устраивать спортивные соревнования; в звеньях пионеров млад-ших классов устраивать детские игры», «устраивать коллективные про-смотры спектаклей и кинофильмов и обсуждать их»; «проводить экскурсии в музеи, организовывать походы; организовывать смотры работы звеньев и соревнова-ния между звеньями», «походы-экскурсии в природу, в интересные истори-че-ские места». Все эти виды совместного детского досуга последовате-льно откры-вают для себя Миша Поляков и его друзья.

Постановление ЦК ВЛКСМ конста-тировало стагнацию и формализм в работе пионерской органи-зации, которая в 1940-е казалась многим делом неизбеж-ным и неинтересным. Рыбаков попы-тался обновить, освежить это восприятие и показать, что дело не всегда обсто-яло так и первые пионеры создавали свои организации не по при-казу сверху, а подпитываясь только собственным рево-лю-ционным энтузиазмом и преодо-левая многочисленные трудности. Обраще-ние к револю-ционной романтике рубежа 1910-20-х оказалось очень продук-тив-ным сю-жетным и тематическим ходом. Им активно будут пользоваться литература, театр и кинематограф отте-пели, в том числе и сам Рыбаков в двух следующих частях своей трилогии о Мише Полякове и его арбатских друзьях.

Год: 1948 Жанр: повесть

Главные герои: Миша Поляков, его друзья Гена и Слава

Действие происходит в 1921 году. В город Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым. Под собачьей будкой во дворе Полевого мальчик нашел завернутый в ткань морской кортик. На клинке кортика была гравировка с каким-то шифром, а на рукоятке – изображение змеи. Миша никому об этом не сказал, и положил кортик на место.

Полевой рассказал, что бывшего владельца кортика Владимира, офицера с затонувшего линкора «Императрица Мария», убил другой офицер оп фамилии Никитский как раз перед взрывом, произошедшем на корабле.

Через несколько дней местная банда под командованием бывшего морского офицера Никитского ворвалась в город. Никитский долго пытал Полевого и требовал кортик. В конце схватки Миша пострадал, обнаружив себя и бросившись под ноги офицеру. Оказалось, что если соединить шифр на кортике и ключи к шифру в ножнах, то можно найти клад. А у Никитского есть ножны. А у Полевого – кортик. Поэтому он так настойчиво пытался соединить обе вещи.

Миша пришел в себя уже по пути домой в Москву. С ним же увязался и Генка. По пути с ними происходило много приключений. Никитский постоянно продолжал охотиться за кортиком, тайну которого теперь Миша знал.

В Москве Миша вступил в кружок пионеров, где вскоре стал администратором театральных выступлений всех членов кружка. Но все равно он с Генкой продолжали вести подпольную деятельность по разгадке тайны шифров на кортике. Они знали, что Борька Филин из их местного окружения – сообщник Никитского и помогает бывшему офицеру искать кортик.

На уроке в школе учительница уличила Мишу за чтением книги о холодном оружии. После допроса у директора школы по этому поводу взрослые выходят на след Никитского. Оказалось, что он втерся в доверие к матери бывшего владельца кортика и через нее пытается найти его.

И только в результате долгой слежки за Никитским и его сообщниками мальчикам удается завладеть ножнами. В доме настоящего хозяина кортика Владимира находятся часы, которые открылись с помощью рукоятки кортика. Там хранились все данные о затонувшем во времена Крымской войны корабле «Черный принц», имевшем на борту несметные сокровища, а также и о других судах с аналогичными грузами.

Никитский оказался руководителем подпольной антисоветской группировки, его разоблачили, а Мишу и его товарищей приняли в комсомол.

Картинка или рисунок Кортик

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Вергилий Энеида

    Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

  • Краткое содержание Шекспир Ричард II

    На первых страницах произведения мы видим, как герцог Херфордский предъявляет обвинение Томасу Мобрэю во всевозможных преступных действиях, в том числе в убийстве герцога Глостера. Ричард II был приглашен для того

  • Краткое содержание Пушкин История Пугачева

    В произведении А.С.Пушкина «История Пугачева» восемь глав. Река Урал до Екатерины II называлась Яик. Река эта омывала Оренбург и впадала в Каспийское море. Справа от реки простирались степи, слева - пустыни. Река была полна рыбы.

  • Краткое содержание Драгунский Бы

    В этой истории рассказывается о маленьком авторе, который мечтал о том, что бы всё происходило наоборот. Например, чтобы дети были главными в семье, а мама и папа их слушали.

  • Краткое содержание Бианки Приключения муравьишки

    Сидел муравьишка на дереве в большом при большом листе, сидел и думал и вдруг заметил, как быстро стало садиться солнце и быстро начало темнеть. Вдруг дунул сильный ветер и снес бедного муравьишку с дерева вниз на землю