Мотив жизни и смерти в русской лирике. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина? В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением? ЕГЭ по литературе

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!

/> Без них мы жить умеем,
– писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Юность полна жизни – жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша – мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.
Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…
И глядь – как раз умрем.
Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный… “. Теперь жизнь – это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь – бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая – в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе – цвести.
Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?..
Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека – бессмертие каждого в его внуках и правнуках – в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, – так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек – не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

Related posts:

  1. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось...
  2. Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как...
  3. Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин. Пророк У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют...
  4. Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша...
  5. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” построен на антитезе. В этом произведении мы наблюдаем сосуществование противоположностей, их борьбу и их сочетание, называемое жизнью. Борьба и сочетание противоположностей берут начало...
  6. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его...
  7. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в...
  8. Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода – это,...
  9. Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить...
  10. Александр Сергеевич Пушкин – классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка – большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба...
  11. В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником “счастья и горя”, составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью его лирики на протяжении всей творческой жизни станет тема дружбы....
  12. Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в...
  13. Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности...
  14. Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич...
  15. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о...
  16. Пушкин для меня не застывший эталон, не Догма, это и жизнь, и слезы, и любовь – целый мир, Богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству...
  17. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь...
  18. Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии...

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Укажите клас­си­че­ский жанр лирики, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в есе­нин­ском сти­хо­тво­ре­нии (грустное фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние о смыс­ле бытия).

Пояснение.

Такой жанр на­зы­ва­ет­ся элегией. Эле­гия - ли­ри­че­ское стихотворение, пе­ре­да­ю­щее глу­бо­ко личные, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния человека, про­ник­ну­тые на­стро­е­ни­ем грусти.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил.

Лирический герой раз­мыш­ля­ет о про­шлом так, будто его жизнь уже по­до­шла к концу. Ему груст­но и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» на­пол­ня­ет его душу счастьем.

Ответ: элегия.

Ответ: Элегия

В сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на осины, за­гля­дев­ши­е­ся в «розовую водь», на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние этого приема.

Пояснение.

Олицетворение - изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Осины гля­деть в ро­зо­вую водь не могут.

Ответ: олицетворение.

Ответ: Олицетворение

В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое начало:

Много дум я в ти­ши­не продумал, Много

песен про себя сложил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?

Пояснение.

Данная сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра на­зы­ва­ет­ся ана­фо­рой или единоначатием. Единоначатие, или ана­фо­ра - одна из сти­ли­сти­че­ских фигур: обо­рот по­э­ти­че­ской речи, со­сто­я­щий в по­вто­ре­нии со­зву­чий от­дель­ных слов или оди­на­ко­вых син­так­си­че­ских по­стро­е­ний в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк и строф или от­дель­ных фраз в про­за­и­че­ском ху­до­же­ствен­ном произведении.

Много дум я в ти­ши­не продумал,

Много песен про себя сложил,

Повторяется слово много .

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора|единоначатие

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрюмой »)?

Пояснение.

Эпитет - художественно-образное определение, под­чер­ки­ва­ю­щее наи­бо­лее су­ще­ствен­ный в дан­ном кон­тек­сте при­знак пред­ме­та или явления; при­ме­ня­ет­ся для того, чтобы вы­звать у чи­та­те­ля зри­мый образ человека, вещи, при­ро­ды и т. п.

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Мы те­перь ухо­дим понемногу...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «хорей».

Хорей - двух­слож­ный сти­хо­твор­ный раз­мер с уда­ре­ни­ем на пер­вом слоге.

МНОго ПЕсен ПРО сеБЯ слоЖИЛ.

Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?

Пояснение.

Стихотворение «Мы те­перь ухо­дим по­не­мно­гу» - мо­но­лог поэта, ко­то­рый делится сво­и­ми самыми со­кро­вен­ны­ми думами и чувствами. Ос­нов­ная интонация сти­хо­тво­ре­ния исповедальная, доверительная, грустная, про­щаль­ная и в то же время бла­го­дар­ная за сча­стье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, мо­ло­дость безвозвратно ухо­дит – об этом поэт жалеет. Но в сти­хо­тво­ре­нии звучат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось испытать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми – и это прекрасно.

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил. -

говорит поэт, и эти слова вы­зы­ва­ют светлое чувство.

Пояснение.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе - цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека - бессмертие каждого в его внуках и правнуках - в его потомстве.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

«Мы теперь уходим понемногу» С.А. Есенин

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле...

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Показать текст целиком

Тема жизни и смерти так же освещается в стихотворениях С. А. Есенина " Не жалею, не зову, не плачу" и "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина. Они перекликаются с произведением С.А. Есенина "Мы теперь уходим понемногу" в размышлениях о быстротечности жизни и неизбежности ухода из этого мира.Автор так же со светлой грустью вспоминает прошедшие мгновения:
"Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне."
Во всех трех стихотворениях ли

Критерии

  • 2 из 2 К1 Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2 К2 Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 4 из 4 К3 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К4 Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 9 из 10

Задание 16: В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с ­есенинским стихотворением «Мы теперь уходим понемногу»?

Не только в стихотворении Есенина прослеживается тема жизни и смерти, но и в других произведениях русских поэтов.

В первую очередь, хочется отметить стихотворение Пушкина «Элегия», где явно преобладает оптимизм. Подобно есенинскому лирическому субъекту, герой Пушкина сожалеет о прошлом и настоящем: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе». Сходство нарисованных образов выражается в размышлениях героев о грядущей смерти, они принимают жизнь с любыми трудностями. Пушкин, безусловно, хочет «жить, чтоб мыслить и страдать».

Кроме того, стоит обратиться к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Тема жизни и смерти типична для лермонтовской лирики, здесь присутствует мотив разочарования: «Уж не жду от жизни ничего я». Но в отличие от мысли Есенина, герой Лермонтова отдает предпочтение смерти, именно она приблизит героя к гармонии, «покою и свободе».

В творчестве Есенина данная тема является сквозной, и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» герой понимает, что “не будет больше молодым”, и он трезво осмысливает перспективу уйти в мир иной: “Все мы в этом мире тленны”. В этом произведении присутствует то смирение, что отсутствует в лирическом стихотворении «Мы теперь уходим понемногу».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте - Пушкине», - отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия - это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизне­утверждающий.

Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выби­рают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»).

Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрас­ной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» - все, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяе­мые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, по­траченного бездумно, но самого бездумья.

«Придите вновь, года моей весны!» - призывает автор.

1823 год - время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развер­нутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость - утро, зрелость - день, ста­рость - вечер, смерть - ночь. Жизненный путь - бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.

1830 год - значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в сти­хотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Жизнь - это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда воз­можны минуты истинного счастья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия - покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).

И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.