Презентация на тему "Мир древности: далёкий и близкий". Сообщение на тему: «Начало истории человечества. Мир древности далёкий и близкий» Презентация по окружающему 4 мир древности

Обсудим!

1. Вопрос: сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Ответ: сложнее изучать период истории первобытности, т.к. очень мало информации имеется о жизни первобытных людей, среди ученых нет общего воззрения на то, как человек жил в то время, каким он был. Выводы по периоду истории первобытности в основном построены на гипотезах. История Древнего мира изучается легче, потому что уровень развития общества человека неизмеримо вырос, остались свидетельства обустроенности общества, как в общественном так и в бытовом уровнях. Появилась письменность, прочитав и изучив которую, ученые узнают о жизни людей в древнее время, остались строения, скульптуры, картины, предметы обихода. Появилась история Государств.

Проверь себя

1.Вопрос: какие государства Древнего мира ты знаешь?

Ответ: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

2. Вопрос: приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира.

Ответ: пирамиды Хеопса в Гизе (др. Египет), Александрийский маяк (др. Египет), Колизей (др. Рим) Римский форум (др.Рим), Пантеон (др. Рим), Афинский Акрополь (др. Греция), храм Аполлона в Дельфах (др. Греция), храм Деметры в Элевсине (др. Греция)

3. Вопрос: как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

Ответ: египтяне писали особыми знаками – иероглифами. Каждый иероглиф мог обозначать предмет или несколько звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было.

Финикийцы создали алфавит в котором каждая буква передавала определённый согласный звук.

Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит добавили знаки которые обозначают гласные звуки.

Задания для домашней работы

Задание 2. попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.

Ответ: визитной карточкой Древней Греции мог по праву считаться Парфенон в Афинском Акрополе.

Античный памятник Парфенон в Афинском Акрополе (Греция)

Парфенон, посвящённый богине Афине-Парфенос (Деве), был построен в рамках реализации программы Перикла. Храм был задуман как новое святилище Афины. Внутри храм был разделён на две неравные части. В главной, восточной, находилась знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницы статуи были вставлены драгоценные камни, а на груди в центре панциря вырисовывалась смертоносная голова Медузы Горгоны, выполненная из слоновой кости. Изваянную Фидием статую установили в полумраке предназначенного для неё зала – целлы, и она находилась там до V века до нашей эры.

Парфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55-0,59 метров. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, её глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей. Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой. Умело использовались такие приёмы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис – припухлость ствола колонны, лёгкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые. В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по чётким, гармоничным линиям и пропорциям здание. Празднично-нарядным выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в тёмно-красный цвет, фриза – в синий. На этом цветном фоне особенно чётко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора. Детали же их также были окрашены или позолочены. Весь скульптурный декор Парфенона был подчинён одной цели – прославлению родного города, его богов и героев, его народа.

Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза – прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней. Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины. На западном фронтоне изображена легенда аттическая – о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой.

До наших дней статуя Афины не дошла, но сохранились многочисленные позднейшие копии, в том числе замечательная римская копия, выставленная в Национальном археологическом музее Афин. Большая часть фронтона, центральные колонны и сцелла разрушены в 1687 году, когда Афинский Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в Британском музее Лондона – это так называемые «мраморы Элджина». Несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какие города и государства Европы тебе известны.

Германия (Берлин, Кёльн, Бремен, Дрезден, Мюнхен…);

Франция (Париж, Гавр, Руан, Бордо, Ницца, Тулуза, Лиль…);

Австрия (Вена, Зальцбург, Грац, Инсбрук…);

Италия (Рим, Милан, Неаполь, Верона, Венеция…);

Нидерланды (Амстердам, Гаага, Гауда);

Бельгия (Брюссель, Антверпен, Брюгге…);

Греция (Афины, Коринф, Килкис…);

Швеция (Стокгольм, Мальмё, Гетеборг…);

Норвегия (Осло, Ставангер, Лиллехаммер…);

Дания (Копенгаген, Престе, Брамминг…); и др.

Разделы: Начальная школа

  • ознакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • физическая карта;
  • слайды и рисунки с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Греции и Рима;
  • репродукция картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

Мы продолжаем путешествие по истории, перенесёмся в Древний мир. Тема урока “Мир древности: далёкий и близкий”.

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется задание в рабочей тетради № 4 с.4

Учащиеся рассказывают, какие интересные предметы видели в краеведческом музее.

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по карточкам:

1. Опиши, как выглядел древний человек.

2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях.

А сейчас мы подведём итог и узнаем, куда поведём нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы : 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4.Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.) (слайд2)

Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

3. Новая тема. (слайд3)

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (На берегах реки Нил.)

Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

Жизнь в долине Нила.

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12- летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово “Египет” означает “чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льётся из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

Прочитайте текст на с. 8-9 учебника. Что нового вы узнали из этого рассказа? (Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.)

Иероглифами – древние рисуночные знаки египетского письма. Что ещё вам показалось интересным? (Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.)

Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамиды Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальней фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых. В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) “Большой сфинкс” в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. (слайд4)

4. Физкультминутка.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

5. Работа по теме.

1. Продолжение новой темы.

Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции.

Древняя Греция. (слайд5)

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусства). А когда Гефест – кузнец стал заступаться за свою мать – богиню Геру, которую обидел Зевс, бог – громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым. Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, занятия, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции.

Найдите на карте столицу Греции – город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

Прочитайте текст на с.10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме.

Древний Рим.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. Его свёрг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору. Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём. Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “ вечным городом”. (слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях.

С.4, № 1

Прочитайте.

Какое название истории Древнего мира можно подобрать? Придумайте название. Запишите его.

С.4, №2

Прочитайте.

Вспомните историю Древнего Египта. Что не относится к ней в первой строчке? Докажите. (Акрополь – это сердце Афин. Греция.)

Какое слово из второй строки является названием древнего города? Докажите. (Помпеи. Карнак – это храм, Колизей – это амфитеатр в Риме.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

Что не является архитектурным сооружением? Докажите. (Везувий – это название вулкана.)

Найдите среди этих слов географическое название. (Нил – это река.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

А в какой стране древности был бог пустыни и песчаных бурь Сет?

Докажите. (Древний Египет. Если посмотреть на физическую карту мира, то увидим, что Египет расположен в пустыне.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”. (Сет, в древнеегипетской мифологии бог пустыни и чужеземных стран, брат и убийца Осириса.)

С.5 №3

Прочитайте.

Придумайте и нарисуйте “визитную карточку” одной из древних стран.

Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.

С.6, №3

Прочитайте.

Найдите буквы древнегреческого алфавита. Обведите их красным кружком. Используйте подсказку.

А буквы латинского алфавита обведите, синим кружком.

Продолжаем заполнять таблицу.

Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (История Древнего мира).

Впишите в таблицу название этой эпохи.

Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (она насчитывает несколько тысячелетий.)

Впишите в таблицу.

Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе? (Изображение египетских пирамид.)

Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

6. Закрепление изученного.

На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудрёной грамотой.)

Что вы знаете о богах Ра, Себек,Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? Храмы и пирамиды.)

Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум – был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов “Последний день Помпеи”.)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает о изображённых на ней событиях.

Последний день Помпеи.

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи,

Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг.

А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: “Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём и воспалённым прахом, толпами стар и млад бежит из града вон”.

Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

7. Подведение итогов урока.

Назовите государства Древнего мира.

Назовите замечательные древние постройки.

№ 4 в рабочей тетради. Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира (с.5).

Список литературы.

1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997 г.

  1. Миллард Э. История. Древний мир.- М.: Росмен, 1997 г.
  2. Пападакин В. Египет: земля фараонов.- М.: Теугра,1997г.
  3. Чудокова Н.В. Я познаю мир. История.- М.: АСТ,1997 г.

Древний Египет

Египет, что в переводе означает "черная земля", - страна загадок. И действительно, египетская цивилизация возникла внезапно, как по мановению волшебной палочки, и это вызывает много вопросов. Каким образом эта страна перешла от дикости к цивилизации? Совершенно неожиданно здесь после 3500 года до нашей эры появилось развитое земледелие, высокий уровень письменности, ремесел, искусств, религии. Египтяне создали совершенную мифологию, уникальные архитектурные памятники. Египет привлекает пристальное внимание ученых всего мира.

Древние постройки

Пантеон в Риме
«храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане зодчим Аполлодором Дамасским в 125г.н.э.

Карнак, Египет
Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде - верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.

Колизей в Риме
Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Возведение Колизея относится ко времени правления династии римских императоров Флавиев. В Колизее - самом большом амфитеатре Древнего Рима происходили гладиаторские бои и травля зверей. Вокруг арены распологались места для зрителей. Под ними ними находились мощные сводчатые галереи из кирпича и бетона.

Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+»
Что НЕ относится к истории Древнего Египта:
фараон, нил, + Акрополь

Найдите название древнего города:
+Помпеи, Карнак, Колизей

Что НЕ является архитектурным сооружением:
Парфенон, +Везувий, Пантеон

Найдите географическое название:
иероглиф, пирамида, +Нил

Запиши, какая система летоисчисления существовала:
а) в Древнем Египте - солнечный календарь
б) в Древнем Риме - от "основания Рима"

Запиши римскими цифрами век, в котором мы живём: XXI век

Предварительный просмотр:

Тема: Мир древности: далёкий и близкий

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конрезультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять желание больше узнать.

Оборудование: медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Разгадайте ребус:

1=Т

(Страницы истории)

4=Р

О чём говорит вам эта фраза?

(На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.)

На какие эпохи делят учёные историю человечества?

(Первобытная история , история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)

Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества?(Первобытная)

Когда и где появились первые люди?(Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

Кто был величайшим помощником человека ?(Огонь)

Как жили первобытные люди?(Сообща)

Как назывались эти первобытные коллективы?(Человеческое стадо)

Назовите основные занятия первобытных людей .(Охота, собирательство)

Из чего были сделаны первые орудия труда? (Камень)

Как называлась живопись, появившаяся в это время? (Наскальная)

Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?(Молоток)

На экране появляются ответы. Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ.

III. Постановка учебной задачи.

Какое слово получилось?

Что же такое античность?

лат. ant i quitas - древность, старина;

К ак вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.

Перед вами три изображения. Как вы думаете, как же они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?


Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах.

(Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.)

Ваша задача - ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут.

Карточка для работы 1

  • Древний Египет (с. 8-10)

1. Когда и где появилось Египетское царство?

Почему была возможна жизнь на берегах Нила?

2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.

Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота?

3. Как писали египтяне?

4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

Карточка для работы 2

  • Древняя Греция (стр.10-12)

1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом?

2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали?

3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь?

Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия?

Как древние греки изменили письменность?

Карточка для работы 3

  • Древний Рим (с. 12-13)

1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим?

2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей?

3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон?

V. Отчёты групп


Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте . Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово " Египет ” означает " чёрная земля ”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.


Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон - бог воздуха и ветра, урожая, творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила.Богом мудрости, письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо.

На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.


Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Египетские правители, называвшиеся фараонами, почитались как боги. Им принадлежала земля Египта. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.

А сейчас прямое включение наших внештатных корреспондентов в Египте. Внимание на экран. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА .

Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света.

Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс . Это - страж вечного покоя фараонов.

Спасибо за интересный рассказ.

Какое же изображение связано с Египтом?

ВЫВОД : цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое.

VI. Физминутка для глаз.

Давайте ещё немного отдохнём в Египте, а затем продолжим наше путешествие.

VII.Отчёты групп.

- Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы?

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции.

Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины - и сейчас столица Греции.

Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям.

Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми . Самыми важными были игры в городе Олимпия . Именно здесь и зародились Олимпийские игры.

Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность.

Какая картинка связана с Элладой? Почему?

ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы.

Мы познакомим вас с историей Древнего Рима.

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол, приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём.

В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей - амфитеатр (круглый театр без крыши) , одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. М ножество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5.

Римский форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

Пантеон - «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри.
-Как изображение близнецов связано с Древним Римом?

Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. (Ромул Августул)

VIII. Закрепление изученного.

1. Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное.

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2. Материал для письма в Древнем Египте.

3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4. Особые знаки для письма.

5. Гробница фараона в Древнем Египте.

6. Столица Греции.

7. Высокая гора на севере Греции.

8. Греческий бог моря.

9. Главный греческий бог.

10. Знаменитый храм Акрополя.

11. Сердце Афин.

12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

13. Столица Италии.

14. Храм всех богов в Древнем Риме.

15. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте.

Прочитайте, что получилось? Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году, когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи.

Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайдов)

Везу́вий - действующий вулкан на юге Италии . За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

  • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось , что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.

VIII. Подведение итогов урока

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.

Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

Домашнее задание

1. Стр. 14 отв. на вопросы 2. РТ стр.5-6 № 1-5.


План

1.Древний Египет
2.Древняя Греция
3.Древний Рим.

История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий В эту эпоху существовали такие государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

1. Древний Египет

Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Большинство населения составляли земледельцы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно.

В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил. Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово «Египет” означает «чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Они считали, что миром управляют боги. Многие боги египтян были похожи на животных.Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма был бог Тот. Изображали его в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счет времени. К чудесным дарам Тота относилась так же арифметические вычисления и письмо.

Египтяне считали священными многих животных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скоробея.

Писали египтяне особыми знаками — иероглифами . В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением египтяне относились к тем, кто овладел грамотой.

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.

Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса , её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов.

В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) «Большой сфинкс ” в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.

Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов. В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры. Храм Карнак - без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, - был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим.


2. Древняя Греция

Греция – горная страна на Балканском полуострове.

На севере Греции есть высокая гора , она называется Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец , ему подчинены были бог моря Посейдон , бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют.


Афины — столица современной Греции. Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь . Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней поднимались вверх жители города. На Акрополе происходили главные события праздника.



Центром комплекса на горе Акрополь был, мраморный храм Парфенон , посвященный богине-покровительнице города Афине

В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны.

Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый звук (буква) передавал определенный согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

3. Древний Рим.


Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула.

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры . Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.

В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиаторские бои. Гонки колесниц были очень опасным спортом. Гладиаторы были рабами или преступниками, которых обучали биться до смерти на глазах толпы.