Урок по истории древнего мира введение. Урок «Введение в историю Древнего мира. Спасибо за урок

Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку вводного урока «Знакомство с предметом».

Введение в историю Древнего мира.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об изучении нового систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные:

Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;

Содействовать пониманию что история это наука, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории;

Рассказать об исторических источниках и их видах;

развивающая:

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная:

Формирование мотивации к изучению истории, заинтересовать учебным предметом.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление темы.

4. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет - история. История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.

II. Изучение нового материала.

История как наука.

Знакомство со структурой учебника

Что изучает история Древнего мира?

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

Слово учителя:

В истории нет вымыслов. История - наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населяющих раньше и населяющих в настоящее время Землю. Наука - это то, что дает нам знания, опыт, поучает.

Записать в тетрадь:

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

Слово учителя:

В школе вы ещё много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран. История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называют всеобщей или всемирной историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть - историю Древнего мира.

ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ УЧЕБНИКА.

Слово учителя:

Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомимся с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполним задания которые записаны на доске.

Задания на доске:

Как разделен текст учебника, название глав? (знакомство с оглавление);

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устные ответы учеников.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА?

Рассказ учителя:

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории. Прочитав название глав учебника, можно ответить на вопрос, что же изучает история Древнего мира? На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Записать в тетрадь:

История Древнего мира - это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив наш учебник. А как же настоящие ученые узнают и жизни людей в далеком прошлом?

КАК УЧЕНЫЕ УЗНАЮТ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 8).

Беседа по прочитанному:

Что дает информацию о жизни людей в прошлом?

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Как работает археологическая экспедиция?

Что такое исторические источники? Их виды?

Слово учителя:

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Записать в тетрадь:

Исторические источники - все, что дает нам сведения о прошлом .

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

ИСТОЧНИКИ

Устные Вещественные Письменные

Задание. Определите вид исторического источника: книга, гробница владыки Египта, черепки битой посуды, надписи высеченные на камне, сказание о древнегреческих богах, орудия труда, монеты.

III. Закрепление темы

Учитель. Задает вопросы классу:

1. Что изучает история?

2. О чем мы узнали на уроке?

3. Что мы записали в тетради?

IV. Рефлексия в форме индивидуального письменного опроса.

ЗАПОМНИЛ….

НАУЧИЛСЯ….

ЗАТРУДНЯЮСЬ….

Домашнее задание:

  • Творческое задание - нарисовать различные виды исторических источников.
  • Прочитать стр. в учебнике 6-8.

Список литературы:

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова; М.: «Просвещение»

Арасланова О.В., Соловьев К.А., Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. М.: ВАКО.

Ф.П. Коровкин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение».

Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина. Издательство ВАКО.

Учитель: Блинова Лидия Владимировна.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

    Что изучает история Древнего мира?

    Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    Беседа по прочитанному.

    Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    Закрепление изученного материала

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

    Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

    Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

    Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Урок 1. Тема: Введение в предмет «История Древнего мира»


История Древнего мира

Рассказ о прошлых событиях, наука о

Старый, давний

Земля (страны мира), человечество (мир людей)

Наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.


Карта как изображение земной поверхности Земли

Западное полушарие

Восточное полушарие


Схема «Стороны света»

СЕВЕР (С)

СЕВЕРО-ВОСТОК (СВ)

СЕВЕРО-ЗАПАД (СЗ)

ВОСТОК (В)

ЗАПАД (З)

ЮГО-ВОСТОК (ЮВ)

ЮГО-ЗАПАД (ЮЗ)

ЮГ (Ю)


Тихий океан

Атлантический океан

Тихий океан

Карта мира

Материк - обширное пространство суши, омываемое морями и океанами

Северный Ледовитый океан

Северная Америка

Евразия

Африка

Индийский

океан

Южная Америка

Австралия

Антарктида




Карта как изображение древних городов и поселений

Средневековый пещерный город-крепость в окрестностях Бахчисарая

(Крымская область)


Исторические источники знаний

Устные

Письменные

Вещественные

Учебник стр. 8

Вывод:

историческим источником называется всё, что даёт нам сведения о прошлом.


Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, уче-ние) - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Википедия

Археология - наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Словарь С.И. Ожегова

Археология - помощница историков




Спасибо за урок!

Домашнее задание:

2). Знать названия материков и океанов, уметь показать их на карте.

3). Выучить стороны света.

4). Знать примеры исторических источников.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные :

Создать у учащихся представления об истории как науке;

Познакомить учащихся с лентой времени;

Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая :

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная :

Формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийная доска или проектор;

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок по истории Древнего мира

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока :

образовательные :

Создать у учащихся представления об истории как науке;

Познакомить учащихся с лентой времени;

Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая :

Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная :

Формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийная доска или проектор;

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

Глобус.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

2. О чем рассказывает история Древнего мира.

3. Исторические источники.

4. Как устроен учебник.

II. Закрепление изученного.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Слайд 1 (тема урока ). Презентация

Слайд 2 (цели и задачи урока )

1. Что такое история

Урок начинается с вводного слова учителя:

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную.

Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Слайды 3-6

Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

Запись в тетрадь:

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Слайд 7

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

2. О чем рассказывает история Древнего мира

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради : История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

3. Исторические источники

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Слайд 8-11

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Слайд 12

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Слайд 13

Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток) . Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

4. Как устроен учебник

Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

II. Закрепление изученного на уроке

Задания:

1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

Введение.

История - «рассказ о событиях». Основоположник - греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

Археология - «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

Антропология - «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

Этнография - «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

Хронология - «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

Нумизматика - наука о монетах.

Эпиграфика - изучение древних надписей. Лингвистика - языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура - искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия - это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

Периодизация истории:

  1. История Средних веков (феодализм). V - XV вв.
  2. Новая история (капитализм). XVI - начало ХХ века.
  3. Новейшая история. ХХ -ХХI века.
  1. Бехистунская надпись. - Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.
  2. «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II -н.I века до н.э.

Уже в VI - V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

Антропогенез - развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп - 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) - до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) - 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп - 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец - 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец - 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

Присваивающее хозяйство - охота, собирательство, рыболовство.

Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство.

Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. - Древний Египет и Месопотамия.

Это средства производства (орудия труда) и люди, умеющие с ними обращаться.

Цивилизация - более высокий уровень развития общества.

Просмотр содержимого документа
«Введение в историю древнего мира»

Введение.

История – «рассказ о событиях». Основоположник – греческий ученый Геродот. Историю называют «великим учителем».

Археология – «наука о древностях». Изучает археологические памятники (стоянки, курганы, поселения) и вещественные источники (все, что создано человеком).

Антропология – «наука о человеке». Изучает внешний вид человека, его происхождение и развитие. Антрополог Герасимов создал метод восстановления внешнего вида человека по останкам его костей.

Этнография – «описание народов». Изучает обычаи, хозяйство и культуру народов земли.

Хронология – «наука о времени». Определяет и изучает даты различных событий.

Нумизматика – наука о монетах.

Эпиграфика – изучение древних надписей. Лингвистика – языкознание. Изучает древние языки, чтобы понять, как сформировались современные.

Материальная культура - что создал человек в процессе жизнедеятельности. Она появилась вместе с орудиями труда. Духовная культура – искусство и фольклор. В основе развития человека лежит совершенствование орудий труда. Первые орудия – это палка-копалка, заостренный камень, дубина. Время возникновения и развития городов и государств ученые называют ранней цивилизацией. Первые цивилизации возникли на Древнем Востоке (Египет и Месопотамия), затем на острове Крит. История Древнего мира начинается со времени появления человека на Земле.

Периодизация истории:

    Первобытнообщинный строй. Все орудия труда были общими, трудились сообща.

    История Древнего мира. IV тыс. до н.э. по 476 год.

    История Средних веков (феодализм). V – XV вв.

    Новая история (капитализм). XVI – начало ХХ века.

    Новейшая история. ХХ –ХХI века.

Письменные источники по истории Узбекистана:

    «Авеста» - священная книга зороастрийцев.

    Бехистунская надпись. – Надпись на скале у города Керманшах в Иране, высеченная по приказу персидского царя Дария I на 3-х языках: персидском, эламском и вавилонском.

    «История» Геродота, написанная в V веке до н.э.

    «География» Страбона. Грек, жил в конце I века до н.э. данные о народах, населявших земли современного Узбектстана.

    «Исторические записки» китайского историка Сима Цзяня. Жил в к.II –н.I века до н.э.

    «История Александра Великого». Римский историк Квинт Курций Руф, I век.

    «Анабасис Александра» («Поход Александра»). Грек Арриан, II век.

    Греческий врач Ктесий Книдский работал врачом у персидского царя Артаксеркса II. Он писал о связях Бактрии и Ассирии.

Уже в VI – V вв. до н.э. греки знали о существовании древних областей Узбекистана. 5 -4 тысячи лет назад население нашего края имело тесные культурные связи с областями Древнего Востока. При раскопках поселений археологи находят изделия, изготовленные в Индии, Иране и Двуречье. Особенно усилилось культурное взаимовлияние в 1 тысячелетии до н.э.

Антропогенез – развитие человека. Начинается 3 млн. лет назад. Названия древнейшим представителям гоминидов даются по месту их находок. Зинджантроп – 3 млн. лет. Нашли в Восточной Африке, в Танзании, Ущелье Олдувай, деревня Зиндж. Австралопитек (южная обезьяна) – до 1 млн. лет, нашли в Южной Африке. Питекантроп (обезьяночеловек) – 1 млн. лет, нашли на острове Ява в Индонезии. Синантроп – 1 млн. лет, нашли в Китае, пещера Чжоукоутянь; в Ферганской долине. Неандерталец – 100 тыс. лет. Нашли в долине реки Неандер, Германия. Кроманьонец – 40 тыс. лет, деревня Кроманьон во Франции. Это «Гомо сапиенс».

Присваивающее хозяйство – охота, собирательство, рыболовство.

Производящее хозяйство – земледелие и скотоводство.

Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению излишков продукции. Это послужило причиной появления частной собственности. Необходимость защиты собственности и привела к образованию государства. Первые государства в истории появились в IV тысячелетии до н.э. – Древний Египет и Месопотамия .

Производительные силы общества – это средства производства (орудия труда) и люди , умеющие с ними обращаться.

Цивилизация – более высокий уровень развития общества.