Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и Египте

На протяжении всей истории человечества было зафиксировано множество случаев, когда в отношении некоторых категории людей применялись законы, приравнивающие их к объектам собственности. Например, известно, что такие мощнейшие государства, как Древний Египет и были построены именно на принципах рабовладения.

Кто такой раб

На протяжении тысячелетий лучшие умы человечества, вне зависимости от своей национальной и религиозной принадлежности, боролись за свободу каждого индивида и утверждали, что все люди должны быть равными в своих правах перед законом. К сожалению, понадобилось не одна тысяча лет, прежде чем эти требования нашли отражение в правовых нормах большинства стран мира, а до этого многие поколения людей испытали на себе, что значит быть приравненным к неодушевленным предметам и лишенным возможности распоряжаться своей жизнью. На вопрос: "Кто такой раб?" можно ответить, процитировав ООН. В частности, она гласит, что такое определение подходит для любого лица, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы. Кроме того, словом “раб” принято также называть индивида, который находится в собственности у другого человека.

Как возникло рабовладение как массовое явление

Как бы странно это ни звучало, но историки считают, что предпосылкой к порабощению людей послужило развитие технологий. Дело в том, что до того, как индивид смог создавать своим трудом количество продукции большее, чем было необходимо ему самому для поддержания жизни, рабство было нецелесообразно экономически, поэтому тех, кто попадал в плен, просто убивали. Ситуация изменилась, когда благодаря появлению новых орудий труда земледелие стало более рентабельным. Первые упоминания о существование государств, где использовался труд рабов, относятся к началу III тыс. до н. э. Исследователи отмечают, что речь идет о небольших царствах в Месопотамии. Многочисленные упоминания о рабах встречаются и в Ветхом Завете. В частности, там указывается несколько причин, по которым люди переходили на низшую ступень социальной лестницы. Так, согласно этой Книге книг, рабы — это не только военнопленные, но и те, кто оказался не в состоянии уплатить долг, вступил в брак с рабом или воры, которые не смогли вернуть украденное или возместить нанесенный ущерб. Причем приобретение человеком такого статуса означало, что и его потомки также практически не имели никаких легальных шансов стать свободными.

Египетские рабы

На сегодняшний день историки пока не пришли к единому мнению по поводу статуса “несвободных” людей в Древнем царстве, управляемом фараонами. В любом случае известно, что рабы в Египте считались частью общества, и к ним относились довольно гуманно. Особенно много людей подневольного труда там было в эпоху Нового Царства, когда даже рядовые свободные египтяне могли иметь прислужников, которые принадлежали им по праву собственности. Однако, как правило, их не использовали в качестве производителей сельскохозяйственной продукции и разрешали создавать семьи. Что касается Эллинистического периода, то рабы в Египте при правлении Птолемеев жили так же, как и их товарищи по несчастью в других государствах, которые образовались после распада империи Александра Македонского. Таким образом, можно констатировать, что примерно до IV века экономика самой могущественной из стран, расположенных на севере африканского континента, была основана на производстве сельскохозяйственной продукции свободными крестьянами.

Рабы в Древней Греции

Современная европейская цивилизация, а еще раньше древнеримская возникли на основе древнегреческой. А она, в свою очередь, всеми своими достижениями, в том числе культурными, была обязана рабовладельческому способу производства. Как уже было сказано, статус свободного человека в древнем мире чаще всего терялся в результате пленения. А так как греческие полисы постоянно вели войны между собой, число рабов росло. Кроме того, такой статус присваивался несостоятельным должникам и мэтекам — иностранцам, которые скрывались от уплаты налогов в государственную казну. В числе занятий, которые чаще всего входили в обязанности рабов в Древней Греции, можно выделить ведение домашнего хозяйства, а также работу в рудниках, на флоте (гребцы) и даже службу в армии. Кстати, в последнем случае солдат, проявивших исключительную отвагу, отпускали на волю, а их хозяевам возмещали убыток, связанный с потерей раба, за счет государства. Таким образом, даже у тех, кто был рожден несвободным, был шанс изменить свой статус.

Римские рабы

Как свидетельствуют дошедшие до наших дней исторические документы, в Древней Греции большинство людей, лишенных права распоряжаться своей жизнью, являлись греками. Совсем по-иному обстояло дело в Древнем Риме. Ведь эта империя постоянно воевала со своими многочисленными соседями, именно поэтому римские рабы — это преимущественно иностранцы. Они в большинстве своем были рождены свободными и нередко пытались сбежать и вернуться на родину. Кроме того, согласно Законам двенадцати таблиц, которые являются совершенно варварскими в понимании современного человека, отец мог продавать в рабство своих детей. К счастью, последнее положение просуществовало лишь до принятия закона Петелия, по которому рабы в римском праве — это кто угодно, но не римляне. Иными словами, свободный человек, плебей и уж тем более патриций ни в коем случае не мог стать невольником. В то же время не всем людям данной категории жилось плохо. Например, в довольно привилегированном положении находились домашние рабы, которые нередко воспринимались хозяевами как члены семьи. Кроме того, их могли освободить по завещанию господина или за заслуги перед его семьей.

Самые известные восстания римских рабов

Стремление к свободе живет в любом человеке. Поэтому, хотя хозяева считали, что их рабы — это нечто среднее между неодушевленными орудиями труда и те нередко поднимали восстания. Эти случаи массового неповиновения обычно жестоко подавлялись властями. Самым знаменитым событием такого рода - из зафиксированных в исторических документах - считается восстание рабов под предводительством Спартака. Оно произошло в период с 74 по 71 годы нашей эры, и его организаторами стали гладиаторы. То, что восставшим удалось около трех лет держать в страхе римский сенат, историки связывают с тем, что на тот момент у властей не было возможности бросить против армии рабов обученные воинские формирования, так как практически все легионы воевали в Испании, в Малой Азии и во Фракии. Одержав несколько громких побед, войско Спартака, костяк которого составляли римские рабы, обученные боевым искусствам того времени, все же было разбито, а он сам погиб в схватке, предположительно от рук солдата по имени Феликс.

Восстания в Древнем Египте

Похожие события, но, конечно же, гораздо менее известные, произошли за много веков до основания Рима, на берегах Нила, в конце эпохи Они описаны, например, в “Поучении Ноферреху”— папирусе, который хранится в петербургском Эрмитаже. Правда, в этом документе отмечается, что восстание было поднято бедными крестьянами, и уже потом к ним примкнули и рабы, преимущественно выходцы из Примечательно, что сохранились свидетельства, указывающие, что участники смуты стремились, прежде всего, уничтожить документы, в которых были зафиксированы права и привилегии богачей. Это значит, что рабы считали, что в их бедственном положении виноваты несправедливые законы Египта, которые разделяли людей на свободных и невольников. Как и восстание Спартака, египетский мятеж также был подавлен, а большинство его участников - безжалостно уничтожены.

Древнеримские законы, касающиеся рабов

Как известно, современные законы многих стран основаны на Римском праве. Так вот, по нему все люди делились на две категории: свободные граждане (привилегированная часть общества) и рабы (это низшая, если можно так выразиться, каста). Согласно закону, несвободный человек не считался самостоятельным субъектом права и не обладал правоспособностью. В частности, в большинстве ситуаций - с юридической точки зрения - он выступал либо как объект правовых отношений, либо как “говорящее орудие”. При этом если раб женился на свободной женщине или рабыня выходила замуж за свободного человека, они не могли претендовать на освобождение. Кроме того, например, все невольники, которые жили с господином под одной крышей, должны были быть казнены, если их хозяина убивали в стенах дома. Справедливости ради нужно сказать, что в эпоху Римской империи, т. е. после 27 года до нашей эры, были введены наказания для господ за жестокое обращение с собственными невольниками.

Законы, касающиеся рабов в Древнем Египте

Отношение к невольникам в государстве, управляемом фараонами, также оформлялось юридически. В частности, существовали законы, которые запрещали убивать рабов, гарантировали им питание и даже требовали оплачивать некоторые виды рабского труда. Интересно, что в некоторых правовых актах невольников называли "мертвым членом семьи", что исследователи связывают с особенностями жителей Древнего Египта. В то же время дети свободного человека, рожденные рабыней, по желанию отца могли получить статус свободных и даже претендовать на долю наследства наравне с законными отпрысками.

Рабство с США: правовая сторона этого вопроса

Еще одним государством, экономическое процветание которого на раннем этапе развития было основано на использовании рабского труда, является США. Известно, что первые чернокожие невольники появились на территории этой страны в 1619 году. Негры-рабы завозились в Соединенные Штаты вплоть до середины 19 века, и по подсчетам ученых, в эту страну работорговцами было переправлено из Африки в общей сложности 645 000 человек. Интересно, что больше всего законов, касающихся таких “эмигрантов поневоле”, было принято в последние десятилетия перед принятием Тринадцатой поправки. Например, в 1850 году конгресс США издал акт, ухудшающий правовое положение рабов. По нему населению всех штатов, в том числе и тех, где на момент его принятия рабство уже отменили, было предписано принимать активное участие в поимке беглых невольников. Более того, данный закон даже предусматривал наказание для тех свободных граждан, которые помогали неграм, сбежавшим от своих хозяев. Как известно, несмотря на все попытки плантаторов из Южных Штатов сохранить рабство, оно все же было запрещено. Хотя еще около века в различных штатах США действовали унизительные для чернокожего населения сегрегационные законы, ущемляющие их права.

Рабство в современном мире

К сожалению, желание безвозмездно пользоваться плодами труда других людей не искоренено и по сей день. Поэтому ежедневно поступает информация о выявлении все новых случаев трафикинга — купли-продажи и эксплуатации людей. Причем современные работорговцы и рабовладельцы подчас оказываются гораздо более жестокими, чем, например, римские. Ведь тысячелетия назад правовое положение рабов было конкретизировано, и они зависели от воли своих господ лишь частично. Что же касается жертв трафикинга, то очень часто о них никто не знает, и несчастные люди являются игрушкой в руках своих “господ”.

Египетское рабство - годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова - евреи - со временем стали рабами фараона . Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше) . В память этого события установлен еврейский праздник Песах .

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми - на лучшие земли, в область Гошен . В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

В трактате Недарим (32а ) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.

Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы . С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот » , это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.

Маарал ь и Рамхал ь показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.

Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто - ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни - иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец : существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

Относительно Р. у древних египтян материал ещё не вполне разработан. Землевладение, строительная деятельность фараонов и феодальный строй в среднем царстве покоились на крепостных рабочих и крестьянах; во время завоевательных войн сюда ещё присоединились толпы военнопленных. Последние в массе также отдавались рабами в храмы или жаловались участникам войны за отличие, о чём повествуют автобиографии последних. Тяжёлое положение рабов-земледельцев и строителей ярко обрисовано и в Библии, и в египетских текстах, хотя вообще отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем. О числе рабов в отдельных хозяйствах у частных лиц трудно сказать что-либо; известно только, что во время Среднего царства люди среднего достатка находили возможным дарить друг другу сразу по 4 раба. Что же касается рабов храмовых, то в завещании Рамзеса III приведены громадные их цифры; это понятно, так как войны этого царя наполнили Египет пленными. Одни фиванские храмы получили 3724 человека.

С другой стороны, ряд авторитетных историковкто считают что роль рабов в Египте как минимум сильно преувеличена. Связано это с особенностями религиозного мировоззрения - например считалось что настроение (ментальная душа) строителя передается в материалы и сооружения, которые он создает. Боль и страдания раба будут присутствовать в камне гробницы или дома и испортят экологию и окружение заказчика. Поэтому для ответственных строек применялся только наемный труд свободных крестьян, особенно в период июля по ноябрь заниматься сельским хозяйством было невозможно из-за разлива Нила и они нуждались в оплачиваемой работе. Применять насилие при наеме крестьян не было необходимости.

В различные периоды Египта менялось и отношение к рабам - в раннем Египте пленных не брали вообще - их убивали, так как ограничения в производительности с/х труда и плодородности почвы не позволяли кормить большое количество «чужаков». Затем пленных не стали убивать - их называли «мертвый член семьи», но отношение к рабам было определено законами фараонов - охранялась его жизнь, гарантировалось питание, вводилась оплата за использование его услуг. Исторически имелись примеры когда раб мог накопить вполне приличное состояние. Рабство носило более сервильный характер - то есть в рабство (серв) уходили добровольно (из-за долгов), или по решению общества из-за преступлений, из-за несовместимых с семейным укладом антиобщественных поступков (прелюбодеяние или кровосмешение и т. п.). Усыновление преступников или пленных в качестве сервов позволяло втянуть их в социальную структуру таким образом, что они оказывались под воздействием общественных и ритуальных санкций и были обязаны соблюдать принятые правила поведения. Благодаря усыновлению преступники и пленные приобретали полный статус членов семьи с обязанностью соблюдать некоторые табу и ритуалы, выполнять иные обязательства. С течением времени они могли обрести полную свободу, но ее нельзя было получить с помощью выкупа, который платили, скажем, чтобы освободиться от долгов. Свободу можно было получить только в результате полной интеграции, а этого достигало обычно лишь второе поколение. Как член семьи, серв женился и растил детей согласно той системе, которая соблюдалась в семье, и только тогда интеграция считалась завершенной.

Поздний Египет и во времена новой истории (исламский период) также применял рабский труд ограниченно. Коран, например, поощряет предоставление свободы рабам и предусматривает специальные молитвы за тех, кто находится в рабстве. Ребенок рабыни от хозяина рождается свободным, и свобода должна быть предоставлена и матери. Ребенок рабов, живущих в семье, считается членом семьи и его нельзя продать, если только он не совершил преступления. По религиозным соображениям хозяева были обязаны заботиться о больных и старых рабах, содержать их жен и детей, их порицали, если они мешали рабу внести выкуп за освобождение от рабства.

В Российской истории тема рабства в Египте стала приобретать гипертрофированный характер в 1938-м году, после выхода книги «Краткий курс истории ВКП(б)» под ред. И. В. Сталина, который вводил жесткое классовое разделение и относил Египет к рабовладельческим государствам. Однако в настоящий момент отсутствуют достоверные документальные источники, показывающие что труд рабов в древнем Египте применялся где кроме личного хозяйства.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Ремесленники и р абы в Древнем Египте

Рабы в Древнем Египте - люди которым очень тяжело жилось. Рабы принадлежали фа-раону, храмам, вельможам и некоторым зажиточным крестьянам.
Большая часть рабов состояла из неегиптян, захваченных в плен во время войн или купленных у работорговцев. Кроме невольников-чужеземцев, имелись рабы-египтяне, обращенные в рабство за неуплату податей или за долги ростовщикам. Рабы были совершенно бесправны. Их не считали людьми. Рабов про-давали и покупали, дарили, разлучали детей е родителями. Рабов использовали в домашнем хозяйстве, на земляных рабо-тах, в каменоломнях, на постройках, в рудниках.

Устройство общества в древнем Египте. Государством управлял фараон, пользовавшийся неограниченной властью. Его поддерживали и возвеличивали жрецы и чиновники. Угнетателей кормили и одевали, строили для них дворцы крестьяне и ремесленника Воины захватывали рабов и защищали рабовладельцев от восстаний угнетенных. Все общество держалось на труде рабов

Восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н. э.

Бедняки и рабы не раз поднимались на борьбу против угнетателей.
Наи-более крупное восстание произошло около 1750 г. до н. э. Кресть-яне, свободные ремесленники и рабы восстали. Народ захватил царские склады зерна, расправился с охранявшими их страж-никами. Впервые многие из тех, кто всю жизнь работал на бога-чей, смогли поесть досыта. Были разгромлены ненавистные цар-ские суды, где нельзя было добиться правды, сожжены списки податей и недоимок. Теперь уже можно было не бояться воинов, которые безжалостно избивали крестьян за каждую несданную меру зерна. Наиболее ненавистных чиновников восставшие уби-ли. Оставшихся в живых отправили на тяжелые работы, бывшие раньше уделом бедняков и рабов. Угнетатели впервые познали тяжесть принудительного физического труда.

Восставшие бросили вызов религии, всегда защищавшей царя, чиновников и богачей. Они раскрыли пирамиды и гробни-цы, хранившие сказочные богатства. Эти богатства, созданные ценой изнурительного труда и жестоких страданий, стали при-надлежать народу.
Восставшие даже посягнули на царскую власть, захватив царя.
Восстание охватило всю страну. В сохранившемся документе того времени сказано: «Бедняки в каждом городе говорят: «Да, будем бить знатных среди нас...» Страна юга охвачена смутами, города юга разрушены. Плачет северная страна...»

Сведения о том, как было подавлено восстание, не сохрани-лись, но, бесспорно, египетские рабовладельцы жестоко распра-вились с восставшими.

Восстание бедняков и рабов в Древнем Египте ослабило рабовладельческие по-рядки. Однако повстанцы не Могли уничтожить рабовладельче-ского строя и не удержали власть в своих руках. Между восстав-шими бедняками и рабами не было единства. Свободные бедняки не ставили своей целью уничтожить рабство. С недоверием они относились к невольникам-чужеземцам, получившим свободу. Рабам-чужеземцам было не по пути со свободными крестьянами и ремесленниками. Они мечтали возвратиться на родину..

Ремесленники Древнего Египта


В Египте достигло большого раз-вития ремесло. Ремесленники Древнего Египта были довольно трудолюбивые среди них выделялись хорошие медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие велико-лепные произведения, сами жили в нечеловеческих условиях..

Хижины ремесленников Древнего Египта были отделены высокими стенами от кварталов, где располагались дворцы богачей. В этих жалких хижинах часто слышался плач голодных детей. Наказание палками.Нищета, преждевременная ста-рость и смерть от недоедания или заразных болезней были уде-лом бедняков. Чтобы прокормить себя и семью, ремесленникам приходилось работать с восхода до заката солнца в душных мастерских.

Один из египетских папирусов так рассказывает о тяжелом труде ремесленников: «Я видел медника за работой у топок его печи.

Его пальцы были, как кожа крокодила. Он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работавший резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл»