Дворец вел. кн. Михаила Михайловича. Мало-михайловский дворец Дворец князя михаила михайловича на адмиралтейской набережной

После вывода отсюда промышленного производства освободившаяся территория была поделена на части и продана частным владельцам.

26 апреля 1884 года участок дома №8 у барона Г. Е. Гинзбцрга приобрёл великий князь Михаил Михайлович - внук Николая I, сын великого князя Михаила Николаевича, в семье часто называемый попросту "Миш-Миш". От этой покупки великого князя отговаривал сенатор А. А. Половцов, доказывая, что он запутается "в своих счетах и будет в финансовых затруднениях " [Цит. по: 1, с. 123]. Но достигнув 20 лет и получив право распоряжаться своими средствами Михаил Михайлович решил построить собственный дом не смотря ни на что. "У нас должен быть отличный дом" - сказал он архитектору. При этом под словом "нас" Михаил имел ввиду себя и ещё не выбранную им супругу.

Архитектором Мало-Михайловского дворца стал Максимилиан Егорович Месмахер . Возведение великокняжеской резиденции было завершено в 1888 году, после чего началась отделка помещений.

Фасад Мало-Михайловского дворца выполнен в духе любимого Месмахером итальянского ренессанса. Он облицован блоками из висбаденского песчаника. Высокий цокольный первый этаж отделан финляндским гранитом.

Мало-Михайловский дворец был оборудован по последнему слову техники. Здесь имелись газ, электричество, телефон, водопровод и канализация. Тротуар перед зданием был заасфальтирован.

Кроме самого дворца Месмахером на другой стороне Черноморского переулка был построен служебный корпус.

М. Е. Месмахер работал над внутренним убранством дворца до 1891 года, когда в России узнали о самовольной женитьбе Михаила Михайловича. К этому времени он уехал из страны, женился на внучке великого русского поэта А. С. Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг. После этого он потерял регулярные денежные субсидии из Департамента уделов и не мог платить за строительстве дворца. Да и в Россию вернуться он уже не мог. В своём петербургском доме Михаилу Михайловичу жить не пришлось.

Мало-Михайловский дворец состоял из двух половин - хозяина и хозяйки. Каждая половина имела свой вход со стороны Азовского переулка. Со стороны Адмиралтейской набережной в Мало-Михайловском дворце были созданы Вестибюль и Парадная лестница. Позже Вестибюль был расширен за счёт соседней Большой приёмной. Слева от Вестибюля располагались Большая и Малая Приёмные. В северо-восточном углу здания был оборудован Кабинет.

Кабинет разделён на две части деревянной перегородкой. В одной из этих частей великий князь должен был принимать гостей, в другой отдыхать. Кабинет украшен камином из песчаника. Израсцы для него изготовили студенты Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где преподавал Месмахер. Шатровую часть камина завершал герб великого князя, уничтоженный после 1917 года. От него остались щит со львиными головами, орден Андрея Первозванного и обрамление щита. В настоящее время герб воссоздан из гипса. В рабочую часть кабинета вели три двери: из большой и малой приёмных и из собственной лестницы. Позднее большая приёмная стала частью вестибюля и дверь в неё была заделана. Над входом в личную часть Кабинета находится копия картины Тициана "Любовь земная и небесная".

Ведущая на половину хозяина дворца лестница называлась Собственной. Через неё можно было попасть в Библиотеку, далее на половину хозяйки и в личные комнаты хозяина: Гардеробную, Ванную и Спальню.

На втором этаже Мало-Михайловского дворца находились Малая столовая, Сервировочная. Стены Малой столовой на две трети закрывают резные дубовые панели со встроенными буфетами и шкафами. Так же как в Кабинете, большая шатровая печь выложена израсцами.

За работу над Мало-Михайловским дворцом архитектор М. Е. Месмахер был награждён орденом Анны 2-й степени.

Приставка "Мало" была присвоена этому зданию чтобы отличать его от других Михайловского и Ново-Михайловского дворцов.

Живя за пределами страны великий князь решил продать Мало-Михайловский дворец. Покупателя долго не находилось, поэтому помещения сдавались в наём. В 1893 году здание сдаётся на 10 лет в аренду Управлению юго-западных железных дорог. В 1904 году по просьбе великого князя Александра Михайловича Мало-Михайловский дворец был передан Главному управлению торгового мореплавания и портов. После ликвидации этого учреждения в здании до сентября 1910 года работало Министерство промышленности и торговли. Особняк хотело приобрести Германское посольство, но из-за близости к морскому ведомству немцам было отказано.

В марте 1911 года Мало-Михайловский дворец приобрело страховое акционерное общество "Русский Ллойд". Большинство его акций принадлежало купеческой семье Еливеевых. Председателем общества в то время был Степан Петрович Елисеев. По проекту П. К. Бергштрессера для новых владельцев помещения были в значительной степени перестроены. В доме №8 по Адмиралтейской набережной разместилась Главная контора общества. В пристройках имелись квартиры для высших чиновников.

В феврале 1918 года Мало-Михайловский дворец передали в ведение комиссариата городского хозяйства. В 1919-1920 годах здесь работала Единая Петроградская потребительская коммуна (Петрокоммуна) во главе с А. Е. Бадаевым. Позже во дворце размещались Городской отдел торговли и Ленинградский областной совет потребительских обществ, Госбанк, Главное управление торговли Ленгорисполкома.

В начале 1992 года Мало-Михайловский дворец арендовал банк "Санкт-Петербург". Многие помещения были отреставрированы. В 1998 году из-за резкого повышения арендной платы банк переехал. Мало-Михайловски дворец долгое время искал нового арендатора. В начале 2010-х годов велись споры между его потенциальными собственниками. Из-за нерешённого вопроса о собственности дворец до сих пор закрыт для широкой публики.

Мало-Михайловский дворец (дворец Михаила Михайловича) в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле итальянского ренессанса, построенное по проекту М. Е. Месмахера в 1885-1891 годах для великого князя Михаила Михайловича.

Участок под Мало-Михайловским дворцом ранее принадлежал Адмиралтейству и освободился только после перевода корабельного производства в другое место. Великий князь Михаил Михайлович купил эту землю в 1884 году и почти сразу поручил строительство на ней дворца известному архитектору Месмахеру. Первоначально дворец планировали назвать по имени владельца, но чтобы отличать его от уже существовавших Михайловского и Ново-Михайловского дворцов, зданию дали название Малый или Мало-Михайловский дворец. Интересно, что сам великий князь во дворце так и не жил, к моменту окончания строительства он был выслан из России за несогласованный брак.

Фасад дворца был облицован серым и темно-розовым песчаником, а также финским гранитом, на уровне второго этажа украшен парными полуколоннами, на уровне третьего — пилястрами. Внешний угол дворца опоясан балконом, в верхней части здания был сделан карниз с балюстрадой. Дворец был построен по самым современным технологиям, здание было оснащено водопроводом, канализацией, телефонной связью, газом и электричеством.

Мало-Михайловский дворец получил богатую отделку, М. Е. Месмахер лично выполнил эскизы фонарей, решеток, мебели, орнаменты для церковной утвари и тканей, поэтому сам архитектор был даже награжден по итогам строительства орденом Анны 2-й степени. В интерьерах широко использовалось резное дерево и изразцы. Из помещений дворца хорошо известны Парадная лестница, Вестибюль, Большая и Малая приемные, Кабинет, Библиотека и жилые покои.

Поскольку сам великий князь Михаил Михайлович не смог воспользоваться дворцом, здание передали в ведение различных государственных министерств и ведомств, потом его купило страховое общество «Русский Ллойд». После революции 1917 года во дворце размещались различные учреждения нового советского правительства.

Мало-Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Мало-Михайловского дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой конца XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Адрес: СПб, Адмиралтейская наб., д.8
Часы работы:
11:00-19:00

Как добраться от метро: от станции метро Адмиралтейская - по Малой Морской улице до Невского. По Невскому налево до Дворцовой площади и Адмиралтейства. Вход со стороны Адмиралтейской набережной.






Мало-Михайловский дворец или дворец Великого Князя Михаила Михайловича появился на Адмиралтейской набережной в конце XVIII века на месте одного из зданий Адмиралтейской верфи. В 1874 году верфь было решено закрыть, а на ее площадях устроить городскую площадь. Однако Морской министр России Н.К.Краббе постановил продать участки частным лицам. Желающих построить собственные особняки оказалось много: здание Адмиралтейства стало невозможно наблюдать в полном объеме с Невы.

Одним из таких предприимчивых людей был и Великий Князь Михаил Михайлович (внук Николая I), который в 1884 году приобрел себе участок для строительства дворца. На тот момент ему исполнилось 20 лет. Для осуществления проекта был приглашен архитектор М.Е.Месмахер, который, к тому времени, имел достаточный опыт в строительстве и отделке: в Смольном соборе он отреставрировал иконостас, переделал интерьеры особняка княгини Гагариной, перестроил здание Императорского общества поощрения художеств, возвел церковь Космы и Дамиана.

Принявшись за работу, архитектор не испытал особых трудностей, и в 1888 году резиденция была закончена. Мало-Михайловский дворец был построен в стиле итальянского Ренессанса и, на тот момент, являлся одним из наиболее привлекательных особняков Петербурга: оригинальное оформление фасада, прекрасно отделанные комнаты, газ, электричество, водопровод, телефон, канализация. Рядом был построен корпус для прислуги.





Здание Дворца поделено на две половины - Великого Князя и его супруги - на каждую из которой вел отдельных вход с Азовского переулка. Парадная лестница располагалась со стороны Адмиралтейской набережной, поднявшись по которой гости попадали в Большую и Малую Приемные, Кабинет. Через Собственную лестницу можно было перейти на половину хозяйки и личные комнаты Великого Князя: спальню, гардеробную, ванную. Принимать пищу было положено на втором этаже дворца в Малой столовой.

Однако насладиться уютом и функциональностью дворца Великому Князю не удалось. Будучи заграницей, в 1871 году он, без согласия и благословения родителей и разрешения императора Александра III, женится на старшей дочери принца Николая Вильгельма Нассауского и графини Натальи фон Меренберг Софье Николаевне. Члены царской фамилии осудили этот брак, поскольку супруга не была равна по положению Великому Князю. В результате, брак был признан незаконным, а сам Великий Князь выслан из России. Живя в Англии, Михаил Михайлович решает продать дворец. С 1893 по 1904 года здание находится в аренде у Управления юго-западными железными дорогами, затем Великий Князь Александр Михайлович передает дворец Главному управлению торгового мореплавания и портов. В 1911 году здание переходит в собственность страхового общества «Русский Ллойд», по заказу которого оно перестраивается, значительно теряя прежнюю планировку.

В Советской России Мало-Михайловский дворец также служил исключительно утилитарным целям: в его стенах в разные периоды размещались Комиссариат городского хозяйства, Городской отдел торговли, Госбанк, Петрокоммуна.

Начиная с 2006 года, во дворце проводятся капитальные работы по реставрации внутренних помещений.

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Автор проекта М. Е. Месмахер Основатель Михаил Михайлович Дата основания 1885 год Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810002000 Состояние реставрируется Дворец Михаила Михайловича на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Дворец Михаила Михайловича (также известный как Малый Михайловский или Мало-Михайловский ) - дворец в центре Санкт-Петербурга , памятник архитектуры. Построен по проекту Максимилиана Месмахера . Называется дворцом, хотя использован по назначению так и не был, поскольку великий князь Михаил Михайлович был выслан из России после женитьбы на Софии Меренберг .

В настоящее время ведутся интенсивные восстановительные работы . Имеются сведения, что во дворце планируется создать пятизвёздочный отель . В феврале 2011 года дворец был продан государством по стартовой цене в 520 млн руб. структурам, связанным с текущим арендатором здания (компанией «Ромтрейд») .

История

Земля, занимаемая сейчас дворцом, долгое оставалась во владении Адмиралтейской верфи. Однако в 1870-х годах , в результате перевода производства из центра города, участок освободился под скорую застройку. Вскоре вся земля была распродана. Одним из покупателей был внук Николая Первого , великий князь Михаил Михайлович. Он приобрёл участок в 1884 году . Став совершеннолетним, князь заказал известному зодчему Месмахеру на этом месте дворец. По преданию, среди сказанного архитектору были слова: «Нам же нужно где-то жить» .

Строительство закончилось в 1885 году , хотя некоторые работы продолжались до 1891 года , а отделка помещений затянулась до 1900 года . Такая продолжительность работ не вызывает удивления, если учесть, что многие технологии, используемые в возведении были новаторскими для того времени. Помимо того, здание было оснащено водопроводом , канализацией , к строению были подведены телефон , газ и электричество . Даже площадка перед входом была асфальтирована .

Дворец назвали по имени владельца - Михайловским, однако, чтобы отличать его от Михайловского и Ново-Михайловского , приняли решение назвать его Мало-Михайловским . В действительности оснований именовать дворец именно таким образом мало, так как великий князь и дня не прожил в своей резиденции. Причиной стала высылка Михаила из России из-за его женитьбы на внучке Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг.

Интерьеры

Дворец отличался богатой отделкой и грамотной планировкой. Помещения отделывались воспитанниками Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица под руководством главы этого училища и архитектора всей резиденции - Месмахера. За эту работу архитектор был награждён орденом Анны 2-й степени .

Второй этаж был поделён на две части: одна для хозяина, вторая для хозяйки. Наверх, а точнее на половину хозяина вела так называемая Собственная лестница . К ней были обращены двери в гардеробную, спальню и ванную супруга. Попасть на женскую часть этажа можно было только через библиотеку.

Архитектурные особенности

Дворец выполнен в стиле неоренессанс . Фасад облицован серым и темно-розовым песчаником. Первый этаж рустован, второй украшен парными полуколоннами, третий - пилястрами. Широкие арочные окна прорезают фасад. Угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа. Здание завершено карнизом с балюстрадой.

Напишите отзыв о статье "Дворец Михаила Михайловича"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дворец Михаила Михайловича

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.