"Запасная" карьера: от лейтенанта до полковника и выше. Правомерно ли присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе? Присвоение воинских званий офицерам запаса
Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).
Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных.
По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.
В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .
Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).
В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.
В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.
Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.
Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
История : закончил военную кафедру и получил воинское звание лейтенанта запаса в 2012 г., в начале 2013 г. получил в военкомате военный билет офицера запаса. У меня отличная характеристика с военной кафедры, все экзамены в течение обучения и выпускной сданы на «отлично».Когда я был в военкомате, я спросил у начальника отдела учета офицеров запаса (я точно не помню, как этот отдел называется), далее - подполковник , будет ли присвоено мне воинское звание «старший лейтенант» через 3 года после присвоения воинского звания «лейтенант». Я сослался на статью 24 Положения о порядке прохождения военной службы (Статья 24. Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе ):
3. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
…
з) старший лейтенант - три года;7. Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;А также на то, что моему отцу, тоже офицеру запаса, в конце 80-х присвоили воинское звание «старший лейтенант» через 3 года после присвоения звания «лейтенант» и без прохождения сборов.
Подполковник ответил, что без прохождения военных сборов на данный момент присвоение очередных званий офицерам запаса не осуществляется. Отсюда первый вопрос - правда ли это, что 1. присвоение очередных звания офицерам запаса, включая звание «старший лейтенант» осуществляется только после прохождения сборов ?
Далее я спросил его про военные сборы, и он мне ответил, что даже при прохождении сборов звание присваивается только в случае получения положительной мотивированной характеристики со стороны начальника учебных сборов и указания, что я достоин присвоения очередного воинского звания. Неясно, насколько хорошо может оценить руководство военных сборов офицеров, которые их проходят, за 2-3 недели и вынести положительное решение. В связи с этим встает вопрос: 2. насколько тяжело получить положительную характеристику с направлением на присвоение очередного воинского звания при прохождении сборов? Какова доля граждан, которые получают положительную характеристику Какова практика по этому вопросу
Сейчас я являюсь студентом магистратуры и поэтому от сборов освобожден. Но летом у меня будет время, и я готов съездить на сборы. 3. Можно ли съездить на сборы, являясь студентом (то есть как будто забыть об этом и не говорить военкомату). В случае, если это выяснится в ГУК МО, может ли это иметь негативные последствия в виде отказа в присвоении очередного звания?
Также существуют дополнительные ограничения на прохождение сборов: например, граждане не могут призываться на них чаще, чем 1 раз в 3 года. 4. Можно ли по собственному желания нарушить их, то есть прийти в военкомат и попроситься на сборы, даже если с момента прохождения предыдущих прошло меньше 3 лет?
Для того, чтобы получить очередное звание, сборы необходимо пройти в должности, для которой по штатному расписанию положено желаемое звание. Подполковник меня заверил, что звание «старший лейтенант» таким образом получить легко, а дальше может быть труднее с должностями. 5. Каковы практические ограничения роста в воинском звании для офицеров запаса? Можно ли на практике таким образом получить звания «майор», «подполковник» и «полковник»?
Прошу при ответе максимально придерживаться практики и практических возможностей, потому что нормативные правовые акты по данному вопросу я уже самостоятельно достаточно хорошо изучил и почти могу работать юристом по этой специализации. :) Всем заранее благодарен за ответы!
Добавлено через 17 минут
Да, в дополнение к вопросу 2. Тяжело ли сдать зачеты и экзамены на сборах на том уровне, чтобы этого хватило для присвоения очередного звания?
Воинское звание - это неотъемлемая часть любой армии, и российских Вооруженных Сил это также касается. Введение системы воинских чинов позволило провести четкую границу между солдатами, офицерами и высшим командным составом, что дает возможность соблюдать межличностную субординацию и порядок в армии России. Это важно не только в мирное время, но и в особенности в период боевых действий.
История происхождения воинских званий
Впервые воинские чины и должности появились в Русском царстве в XVI-XVII веке. Система армейского единоначалия коснулась только стрелецкого войска. В остальной части армии сохранились звания государственной, то есть гражданской, службы, вплоть до момента переформирования в полки нового строя.
В стрелецком полку существовала система воинских званий, которая разнилась в зависимости от количества подчиненного состава (десятник, пятидесятник, сотник и так далее).
Позднее в полках нового строя звания претерпели серьезных изменений и стали именоваться на западноевропейский манер (начиная от прапорщика и поручика, заканчивая генералом-поручиком и генералом).
Такая система очень схожа с нынешней конструкцией воинских званий России.
В 1722 году номенклатура воинских чинов сильно расширилась, из-за чего произошло разделение между званием и должностью офицера.
Такой порядок сохранялся вплоть до 1917 года. Он претерпел значительные изменения после прихода к власти коммунистов, и в Советском Союзе звания были заменены должностями советских офицеров.
22 сентября 1935 года указом ЦИК были введены воинские звания. Во избежание ассоциаций с Белой армией некоторые чины были изменены (например, генерала изменили на комдива, комбрига). Позднее, в 1940 году, генеральские и адмиральские чины были возвращены, а уже в 1972 году введут звание "прапорщик" и "мичман".
Система воинских званий, которая действует в нынешнее время, является наследием многогранной истории России, а в частности, Советского Союза.
Субординация в Вооруженных Силах РФ
Жизнедеятельность армии во многом зависит от сложившихся взаимоотношений в коллективе. Коллектив, который погряз в конфликтах, не может нести соответствующую учебно-боевую деятельность. Тогда как рота, где царит дружба и взаимная поддержка, прекрасно с этим справляется. Командир воинской группы всегда должен об этом помнить.
Однако это палка в двух концах: военнослужащие обязаны делать то, что приказывает вышестоящее начальство (если это не противоречит воинскому уставу и действующему законодательству). Немногие хотят испытывать на себе тяготы службы. А воинская повинность именно к этому и обязывает солдата.
Для этого в вооруженных частях введены уставы воинской службы, которые солдат, вступая на службу и принимая присягу, обязуется исполнять. Устав внутренней службы ВС РФ регламентирует взаимоотношения между солдатами и офицерами: единоначалие и субординацию, тактичность и сдержанность, взаимоуважение, коллективизм, что является базовыми принципами этого документа.
Дисциплинарный устав ВС РФ определяет главную суть дисциплины военнослужащего, его права и обязанности, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права и обязанности командира по их использованию, регламент подачи жалоб, заявлений и предложений.
Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, заступающими в караульную, гарнизонную и комендантскую службу, регулируются соответствующими уставами Вооруженных Сил, которые существуют для контроля соблюдения ведения этого вида воинской повинности. Строевые правила и порядок воинского приветствия определяет Строевой устав.
Соблюдение уставных взаимоотношений лежит на каждом солдате в частности и коллективе в целом. В особенности за этим должна следить начальствующая часть гарнизона. Поэтому на офицера возлагаются особые полномочия по контролю дисциплины и порядка несения службы его подчиненных.
Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений
В зависимости от характера и тяжести правонарушения, военнослужащий может понести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или даже уголовную ответственность (ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
За нарушение дисциплины или общественного порядка военный будет наказан в соответствии с Дисциплинарным уставом. Действующей командир может сделать как замечание и напоминание о так и провести дисциплинарное взыскание. Это зависит от степени вины и тяжести совершенного проступка. Также начальник может усмотреть в действиях подчиненного признаки преступления, о чем должен будет сообщить который, в свою очередь, проведет расследование.
Уставные взаимоотношение солдат защищаются Уголовным кодексом РФ и действующим законодательством. Угроза уголовного наказания наступает в том случае, если военнослужащий:
- превысил должностные полномочия;
- не выполнил приказ;
- сопротивлялся командиру или принуждал его нарушить свои воинские обязанности;
- оскорбил другого военнослужащего или нанес ему телесные повреждения.
Комплексная форма - психологическое воздействие и воспитательные работы, смогут укрепить боевой дух солдат и предостеречь их от нарушения уставных правил взаимоотношений.
Значение воинского звания в Вооруженных Силах
Военные звания нельзя рассматривать только под углом факта поощрения военнослужащего. Они выдаются наиболее подготовленным, дисциплинированным и ответственным из числа проходящих службу, поскольку именно на них возлагается обязанность по командованию личным составом.
Звание - важный компонент Вооруженных Сил. Но стоит помнить, что решающей в главенстве между подчиненным и начальником является должность, которую занимает последний.
Звание можно понимать как своеобразный навык несения службы, соответствуя которому, солдат или офицер удостаивается определенных полномочий и привилегий. Воинское звание выдается исключительно за заслуги перед Отечеством, что позволяет разделить в армии порядочных военнослужащих и не очень.
На данный момент в армии Российской Федерации существует два типа званий:
- общевойсковые;
- корабельные.
Первые присваиваются лицам, проходящим службу в пехотных и военно-воздушных рядах войск. Последние относятся к военным, которые служат в ВМФ РФ. Обязательным атрибутом звания является тип вооруженных сил, в которых человек находится. К примеру, служащему полковнику в гвардейской части приставляется в звание дополнение "гвардии", то есть "гвардии полковник". Для людей, которые назначены в юридические или медицинские части, к званию добавляется понятие "юстиции" или "медслужбы", соответственно.
Когда военнослужащий выходит на пенсию или увольняется, за ним сохраняется его звание, но при этом сопутствующим определением будет "в отставке" (капитан в отставке или полковник в отставке).
Порядок присвоения воинских званий
Для получения очередного звания необходимо добровольно поступить в Вооруженные Силы Российской Федерации, вступить по призыву или окончить специальное высшее учебное учреждение.
Срок службы также играет немаловажную роль в присвоении воинских званий военнослужащим. Отслужив определенный срок, военнослужащий, получает очередное звание. В рамках своих полномочий присвоить звание может и должностное лицо, если посчитает это нужным.
Военнообязанным лицам, для которых предусмотрены сержантские и старшинские звания, они выдаются по результатам успешного прохождения служебной подготовки.
Присвоение воинских званий Указом президента также возможно, но для этого офицера должен представить его действующий начальник, отрапортовав об этом.
Получение очередных воинских званий
Для военнослужащих рядового состава, чтобы получить очередное звание, потребуется прослужить определенный период времени.
- старший солдат или матрос - 5 месяцев;
- младший сержант - 1 год;
- сержант - 2 года;
- и прапорщик - 3 года.
В этот период служба солдата должна проходить без дисциплинарных взысканий, а звание будет присвоено только после сдачи испытания по служебной программе.
Очередное звание, присваиваемое офицерскому составу, также зависит от периода прохождения службы. Сроки присвоения воинских званий офицерам исчисляются годами. Чем выше должность и звание, тем больше потребуется времени для получения нового:
- для «младшего лейтенанта» этот срок равен двум годам;
- присвоение воинского звания «лейтенант» и «старший лейтенант» происходит после трех лет службы;
- четыре года потребуется для получения «капитана» («капитан-лейтенанта») и «майора» («капитана 3 ранга»);
- «подполковника» или «капитана 2 ранга» можно получить только после пяти лет службы.
Кому не присваиваются очередные воинские звания?
Военнослужащим офицерам звезды на погонах не светят, если они:
- привлечены в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении них оно было возбуждено (до окончания разбирательства);
- находятся в распоряжении начальника (командира);
- совершили дисциплинарный проступок (до применения меры ответственности);
- представлены к досрочному увольнению по ст. 51 Федерального ;
- проверяются на достоверность и полноту сведений о доходах и расходах, об имуществе и имущественных обязательствах;
- приостановили военную службу;
- пребывают в местах заключения и отбывают уголовное наказание;
- не погасили судимость.
Присвоение внеочередного воинского звания
Помимо отказа в получении очередного военного чина, в рамках награды, солдаты или офицеры могут быть приставлены к внеочередному званию.
Получить заветные звезды на погоны раньше срока можно только по решению руководства, в ведомстве которого военнослужащий проходит службу. Это происходит очень редко, потому что главенствующее лицо производит такие действия лишь на свое усмотрение.
Если офицер или солдат участвовал в спецоперациях, проявил себя при чрезвычайной ситуации, его подчиненные показали отличные результаты в учебной и боевой подготовке, то в качестве поощрения действующий командир может присвоить ему внеочередное воинское звание.
Лишение звания
Вооруженные Силы Российской Федерации имеют систему поощрения и наказания своих подчиненных. Военнослужащего могут не только лишить очередного звания, но и понизить в существующем.
Это происходит в тяжких и особо тяжких проступках со стороны военного, в чем обвинить его может только суд. После вынесения обвинительного приговора военного могут понизить в звании и лишить действующих социальных льгот и привилегий.
После погашения судимости в звании и должности можно восстановиться, подав соответствующее заявление в военкомат. Однако нет гарантий, что Вооруженные Силы примут бывшего военнослужащего обратно на ту же должность и в том же звании.
Если офицер или солдат был осужден несправедливо, то после реабилитации он будет автоматически восстановлен в должности и звании.
Воинское звание - это неотъемлемый атрибут Вооруженных Сил Российской Федерации, история которого прослеживается с начала XVI века. Присвоение воинского звания может быть как очередным (по истечению определенного срока службы), так и внеочередным (за особые заслуги перед Отечеством и качество несения службы).
В процессе несения службы военные должны соблюдать строгую субординацию, за нарушение которой может последовать ответственность, вплоть до уголовной, в зависимости от тяжести совершенного проступка. После вынесения обвинительного приговора военнослужащего могут понизить в звании и лишить занимаемой должности, что восстановить достаточно непросто. Ответственное отношение к воинским обязанностям - это залог здоровой армии.
1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Указом Президента РФ от 19 марта 2007 г. N 364 пункт 2 статьи 22 настоящего Положения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
рядовой, матрос - пять месяцев;
младший сержант, старшина 2 статьи - один год;
сержант, старшина 1 статьи - два года;
старший сержант, главный старшина - три года;
прапорщик, мичман - три года;
младший лейтенант - два года;
лейтенант - три года;
старший лейтенант - три года;
капитан, капитан-лейтенант - четыре года;
майор, капитан 3 ранга - четыре года;
подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
Указом Президента РФ от 19 марта 2007 г. N 364 в пункт 4 статьи 22 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.
5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.
6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.
В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.
8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.
10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).
11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.
12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий офицерам в запасе получать очередные воинские звания без ограничений . Согласно законопроекту, находящиеся в запасе ВС РФ граждане смогут получить не два, как сейчас, а шесть и более очередных воинских званий. Таким образом, считает один из авторов документа, первый заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Сигуткин, находясь в запасе, можно будет пройти путь от лейтенанта до полковника и выше.
Напомним, что по действующему законодательству (закон РФ "О воинской обязанности и военной службе") очередные воинские звания могут быть присвоены гражданам, пребывающим в запасе, только не более двух раз. При этом солдат, матрос, сержант, старшина, прапорщик и мичман могли дослужиться до старшины, главного корабельного старшины включительно военным комиссаром; или же до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Офицеры - до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа; или же до полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.
Документ, который рассматривают депутаты, предлагает и еще одно нововведение - разрешить предоставлять очередные воинские звания в запасе, даже если кандидат на повышение военные сборы не проходил . Правда, как отмечают разработчики, такое возможно в случае, если образование, квалификация и опыт работы гражданина в запасе соответствует требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение воинской должности, предусмотренной штатами военного времени.
Где готовят офицеров запаса?
Основной источник накопления офицеров запаса - военные кафедры. Военные кабинеты появились в России в 1926 году, когда для подготовки командных и инженерно-технических кадров решением Советского правительства при гражданских вузах и техникумах была введена допризывная подготовка. Опыт показал, что военные кабинеты, преобразованные в кафедры, могут выпускать командиров запаса среднего звена, и в 1930 году была введена высшая вневойсковая подготовка . В 1937-1939 годах характер обучения на военных кафедрах вновь изменился - перешли к обучению одиночных бойцов.
В годы Великой Отечественной войны вся деятельность военных кафедр была подчинена требованию о всеобщем обязательном военном обучении, они стали учебными пунктами районных военных комиссариатов. В 1944 году на военных кафедрах вновь стали готовить офицеров запаса.
К 1990 году в Советском Союзе было 441 учебное заведение, где готовили офицеров запаса. При распаде СССР в ряде вузов и во всех средних специальных учебных заведениях военное обучение студентов было прекращено. К 2008-2009 году военные кафедры планируется оставить только в 30-35 гражданских вузах России.
Вы офицер запаса если:
-
вы подписали контракт по программе обучения офицеров запаса, закончили военную кафедру в вузе, прошли учебные военные сборы, успешно закончили сам вуз, и вам присвоено офицерское звание;
- вы демобилизованы из рядов вооруженных сил в офицерском звании.
После окончания военной кафедры и вуза обычно присваивается звание офицера. Офицеров запаса призывают на службу в армию сроком на 2 года.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников