Вычисление пути, пройденного точкой

ЕН 01 МАТЕМАТИКА

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Применение определённого интеграла для решения физических задач».

для специальности:

100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Вологда 2013

Математика: Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Применение определённого интеграла для решения физических задач» для специальности: 100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Данный сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Применение определённого интеграла для решения физических задач» представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Содержит задания для самостоятельной внеаудиторной работы для шести вариантов и критерии оценки выполнения самостоятельной работы.

Комплект призван помочь студентам систематизировать и закрепить полученные на аудиторных занятиях по математике теоретический материал, сформировать практические навыки.

Составитель: Е. А. Севалёва – преподаватель математики высшей категории БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»

1. Пояснительная записка.

2. Самостоятельная работа.

3. Критерии оценки.

4. Литература.

Пояснительная записка

Данная работа представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине ЕН 01 «Математика» для специальности 100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целями самостоятельной работы студентов по дисциплине ЕН 01 «Математика» являются:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать справочную и дополнительную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации;

· активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов.

Самостоятельные работы выполняются индивидуально в свободное от занятий время.

Студент обязан:

  • перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
  • выполнить работу согласно заданию;
  • по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде письменной работы.

Самостоятельная работа по теме:

«Применение определённого интеграла для решения физических задач»

Цель: научиться применять определённый интеграл для решения физических задач.

Теория.

Вычисление пути, пройденного точкой.

Путь, пройденный точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью а промежуток времени от до , вычисляется по формуле

…… (1)

Пример 1. м/с . Найти путь, пройденный точкой за 10 с от начала движения.

Решение: Согласно условию , , .

По формуле (1) находим:

Ответ: .

Пример 2. Скорость движения точки изменяется по закону м/с . Найти путь, пройденный точкой за 4-ую секунду.

Решение: Согласно условию , ,

Следовательно:

Ответ: .

Пример 3. Скорость движения точки изменяется по закону м/с . Найти путь, пройденный точкой от начала движения до её остановки.

Решение:

· Скорость точки равна 0 в момент начала движения и в момент остановки.

· Определим, в какой момент времени точка остановится, для этого решим уравнение:

То есть , .

· По формуле (1) находим:

Ответ: .

Вычисление работы силы.

Работа, произведённая переменной силой при перемещении по оси Ох материальной точки от х = а до х = , находится по формуле:

…… (2)

При решении задач на вычисление работы силы часто используется закон Гука : ……(3), где

Сила (Н );

х – абсолютное удлинение (сжатие) пружины, вызванное силой (м );

Коэффициент пропорциональности (Н/м ).

Пример 4. Вычислить работу силы при сжатии пружины на 0,04 м , если для сжатия её на 0,01 м нужна сила 10 Н .

Решение:

· Так как х = 0,01 м при силе =10 Н

, находим , т.е. .

Ответ: Дж .

Пример 5. Пружина в спокойном состоянии имеет длину 0,2 м . Сила в 50 Н растягивает пружину на 0,01 м . Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину от 0,22 м до 0,32 м ?

Решение:

· Так как х = 0,01 при силе =50 Н , то, подставляя эти значения в равенство (3): , получим:

· Подставив теперь в это же равенство найденное значение , находим , т.е. .

· Находим пределы интегрирования: м , м .

· Искомую работу найдём по формуле (2):

где x и y – в см, а t – в с. Определить траекторию движения точки , скорость и ускорение в моменты времени t 0 =0 с, t 1 =1 с и t 2 =5 с , а также путь, пройденный точкой за 5 с.

Решение

Расчет траектории

Определяем траекторию точки. Умножаем первое заданное уравнение на 3, второе – на (-4), а затем складываем их левые и правые части:

3x=6t 2 +6
-4y=-6t 2 -4
————
3x-4y=2

Получилось уравнение первой степени – уравнение прямой линии, значит движение точки – прямолинейное (рисунок 1.5).

Для того, чтобы определить координаты начального положения точки A 0 , подставим в заданные уравнения значения t 0 =0 ; из первого уравнения получим x 0 =2 см , из второго y 0 =1 см . При любом другом значении t координаты x и y движущейся точки только возрастают, поэтому траекторией точки служит полупрямая 3x-4y=2 с началом в точке A 0 (2; 1).

Рисунок 1.5

Расчет скорости

Определяем , найдя сначала ее проекции на оси координат :

При t 0 =0с скорость точки v 0 =0 , при t 1 =1с – v 1 =5 см/с , при t 2 =5с – v 2 =25см/с .

Расчет ускорения

Определяем ускорение точки . Его проекции на оси координат:

Проекции ускорения не зависят от времени движения,

т.е. движение точки равноускоренное, векторы скорости и ускорения совпадают с траекторией точки и направлены вдоль нее.

С другой стороны, поскольку движение точки прямолинейное, то модуль ускорения можно определить путем непосредственного дифференцирования уравнения скорости.

Пример 1. По заданному закону движения S = 10 + 20t - 5t 2 ([S] = м; [t] = с) определить вид движения, начальную скорость и касательное ускорение точки, время до остановки.

Решение

1. Вид движения: равнопеременное

2. При сравнении уравнений очевидно, что

  • начальный путь, пройденный до начала отсчета – 10 м;
  • начальная скорость 20 м/с;
  • постоянное касательное ускорение a t /2 = 5 м/с; a t = - 10 м/с.
  • ускорение отрицательное, следовательно, движение замедлен­ное (равнозамедленное), ускорение направлено в сторону, противо­положную направлению скорости движения.

3. Можно определить время, при котором скорость точки будет равна нулю:

v = S" = 20 - 2 5t; v = 20 – 10t = 0; t = 20/10 = 2 c.

Примечание. Если при равнопеременном движении скорость растет, значит, ускорение - положительная величина, гра­фик пути - вогнутая парабола. При торможении скорость падает, ускорение (замедление) - отрицательная величина, график пути - выпуклая парабола (рис. 10.4).

Пример 2. Точка движется по желобу из точки А в точку D (рис. 10.5).

Как изменятся касательное и нормальное ускорения при прохождении точки через В и С ?

Решение

1. Рассмотрим участок АВ. Касательное ускорение равно нулю (v = const).

Нормальное ускорение (а п = v 2 /r) при переходе через точку В уве­личивается в 2 раза, оно меняет направление, т. к. центр дуги АВ не совпадает с центром дуги ВС.

2. На участке ВС:

Касательное ускорение равно нулю: a t = 0;

Нормальное ускорение при переходе через точку С меняется: до точки С движение вращательное, после точки С движение стано­вится прямолинейным, нормальное напряжение на прямолинейном участке равно нулю.

3. На участке CD полное ускорение равно нулю.

Пример 3. По заданному графику скорости найти путь, прой­денный за время движения (рис. 10.6).

Решение

1. По графику следует рассмотреть три участка движения. Первый участок - разгон из состояния покоя (равноускоренное движение).

Второй участок - равномерное движение: v = 8 м/с; a 2 = 0.

Третий участок - торможение до остановки (равнозамедленное движение).

2. Путь, пройденный за время движения, будет равен:

Пример 4. Тело, имевшее начальную скорость 36 км/ч, про­шло 50 м до остановки. Считая движение равнозамедленным, опре­делить время торможения.

Решение

1. Записываем уравнение скорости для равнозамедленного дви­жения:

v = v о + at = 0.

Определяем начальную скорость в м/с: v о = 36*1000/3600 = 10 м/с.

Выразим ускорение (замедление) из уравнения скорости: a = - v 0 /t

2. Записываем уравнение пути: S = v o t/2 + at 2 /2 . После подстановки получим: S = v o t/2

3. Определяем время до полной остановки (время торможения):

Пример 5. Точка движется прямолинейно согласно уравнению s = 20t – 5t 2 (s - м, t - с). Построить графики расстояний, скорости и ускорения для первых 4 с движения. Определить путь, пройденный точкой за 4 с, и описать движение точки.

Решение

1. Точка движется прямолинейно по уравнению s = 20t – 5t 2 следовательно, скорость точки u = ds/d/t = 20 - 10t и ускорение a = a t = dv/dt = -10 м/с 2 . Значит, движение точки равнопеременное (a = a t = - 10 м/c 2 = const) с начальной скоростью v 0 = 20 м/с.

2. Составим зависимость числовых значений s и v для первых 4 с движения

3. По приведенным числовым значениям построим графики расстояний (рис. а ), скорости (рис. б ) и ускорения (рис. в ), выбрав мас­штабы для изображения по осям ординат расстояний s, скорости v и ускорения а , а также одинаковый для всех графиков масштаб времени по оси абсцисс. Напри­мер, если расстояние s = 5 м изображать на графике длиной отрезка l s = 10 мм, то 5м = μ s *10мм, где коэффициент пропорциональности μ s и есть масштаб по оси Os : μ s = 5/10 = 0,5 м/мм (0,5 м в 1 мм); если модуль скорости v = 10 м/с изобра­жать на графике длиной l v =10 мм, то 10 м/c = μ v * 10 мм и масштаб по оси Ov μ v = 1 м/(с-мм) (1 м/с в 1 мм); если модуль ускорения а = 10 м/с 2 изображать отрезком l a = 10 мм, то, аналогично предыдущему, масштаб по оси Оа μ a = 1 м/(с 2 -мм) (1 м/с 2 в 1 мм); и наконец, изображая промежуток време­ни Δt = 1 с отрезком μ t = 10 мм, получим на всех графиках масштаб по осям Ot μ t = 0,1 с/мм (0,1 с в 1 мм).

4. Из рассмотрения графиков следует, что в течение времени от 0 до 2 с точка движется равнозамедленно (скорость v и ускорение в течение этого промежутка времени имеют разные знаки, значит, их векторы направлены в противоположные стороны); в период времени от 2 до 4 с точка движется равноускоренно (скорость v и ускорение имеют одинаковые знаки, т. е. их векторы направлены в одну сто­рону).

За 4 с точка прошла путь s o _ 4 = 40 м. На­чав движение со скоростью v 0 = 20 м/с, точка по прямой прошла 20 м, а затем вернулась в исходное положение, имея ту же скорость, но направленную в противоположную сторону.

Если условно принять ускорение свободно­го падения g = 10 мс 2 и пренебречь сопротивле­нием воздуха, то можно сказать, что графики описывают движение точки, брошенной верти­кально вверх со скоростью а 0 = 20 м/с.

Пример 6. Точка движется по траектории, изображенной на рис. 1.44, а, согласно уравнению s = 0,2t 4 (s - в метрах, t - в секундах). Определить скорость и ускорение точки в положениях 1 и 2.

Решение

Время, необходимое для перемещения точки из положения 0 (начала отсчета) в положение 1, опреде­лим из уравнения движения, подставив частные значения расстояния и времени:

Уравнение изменения скорости

Скорость точки в положении 1

Касательное ускорение точ­ки в положении 1

Нормальное ускорение точки на прямолинейном участке траектории равно нулю. Ско­рость и ускорение точки в конце этого участка траекто­рии показаны на рис.1.44, б.

Определим скорость и уско­рение точки в начале криво­линейного участка траектории. Очевидно, что v 1 = 11,5 м/с, а t1 = 14,2 м/с 2 .

Нормальное ускорение точки в начале криволинейного участка

Скорость и ускорение в начале криволинейного участ­ка показаны на рис. 1.44, в (векторы a t 1 и a a 1 изобра­жены без соблюдения масштаба).

Положение 2 движущейся точки определяется прой­денным путем, состоящим из прямолинейного участка 0 - 1 и дуги окружности 1 - 2, соответствующей цент­ральному углу 90°:

Время, необходимое для перемещения точки из поло­жения 0 в положение2,

Скорость точки в положении 2

Касательное ускорение точки в положении 2

Нормальное ускорение точки в положении 2

Ускорение точки в положении 2

Скорость и ускорения точки в положении 2 показаны на рис. 1.44, в (векторы at „ и а Пг изображены без соблюде­ния масштаба).

Пример 7. Точка движется по заданной траекто­рии (рис. 1.45, а) согласно уравнению s = 5t 3 (s - в мет­рах, t - в секундах). Определить ускорение точки и угол α между ускорением и скоростью в момент t 1 , когда скорость точки v 1 = 135 м/с.

Решение

Уравнение изменения скорости

Время t 1 определим из уравнения изменения скорости, подставив частные значения скорости и времени:

Определим положение точки на траектории в момент 3 с:

Дуга окружности длиной 135 м соответствует цент­ральному углу

Уравнение изменения касательного ускорения

Касательное ускорение точки в момент t t

Нормальное ускорение точки в момент t t

Ускорение точки в момент t x

Скорость и ускорение точки в момент времени t 1 по­казаны на рис. 1.45, б.

Как видно из рис. 1.45, б


Пример 8. В шахту глубиной H = 3000 м с по­верхности земли без начальной скорости брошен предмет. Определить, через сколько секунд звук, возникающий в момент удара предмета о дно шахты, достигнет поверх­ности земли. Скорость звука 333 м/с.

Решение

Уравнение движения свободно падающего тела

Время, необходимое для перемещения предмета от поверхности земли до дна шахты, определим из уравне­ния движения.