Дополнительная информация о ф и тютчева. Биография Ф.И. Тютчева. Жизнь и служба

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому стилю) 1803 года в старинной дворянской семье. Детство его прошло в родовом имении - Овстуг Орловской губернии, юношеские годы - в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В Москве Тютчев знакомится с будущими любомудрами (Д. Веневитиновым, В. Одоевскими, братьями Киреевскими, А.Н. Муравьевым, М. Погодиным, С.П. Шевыревым), поэтами, которых объединило увлеченное занятие немецкой философией.

В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока - в день 18-летия, в 1821 году.

В годы обучения в университете Тютчев публикует ряд своих стихотворений - в «Трудах» Общества любителей русской словесности и в «Речах и отчетах» Московского университета. После окончания университета Тютчев переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает назначение в русское посольство в Баварии и с 1822 года живет вне России - сначала в Мюнхене, потом в Сардинском королевстве, в Турине, затем, оставив на время дипломатическую службу, опять в Мюнхене. За границей Тютчев переводит немецких поэтов - Шиллера, Гейне, ряд отрывков из «Фауста» Гете, пишет оригинальные стихотворения, часть из которых, горячо одобренная Пушкиным, была опубликована в «Современнике» при жизни великого поэта в 1836 году. В этом же журнале стихотворения Тютчева публиковались и позднее, до 1840 года.

В Россию Тютчев вместе с семьей возвращается только в 1844 году. Его дипломатическая карьера не сложилась особенно удачно. Ни чинов, ни денег служба ему не принесла, возможно, потому, что воззрения поэта на судьбу России и ее роль в европейской жизни не совпадали со взглядами тогдашнего министра иностранных дел графа Карла Нессельроде. Кроме того, Тютчев, блестяще образованный дипломат, замечательный публицист, вероятно, не обладал особенным честолюбием, заставившим бы следить за продвижением по служебной лестнице.

Но, характерно, что и к судьбе своих поэтических произведений, как отмечали и современники Тютчева, и исследователи его творчества, он также проявлял редкое безучастие. «Вирши», «пустозвонное безделье», «ничтожные стихи» - так он называл свои стихотворения; себя же именовал «рифмотворцем». По свидетельству А. Фета, Тютчев «тщательно избегал <...> даже намеков на его стихотворную деятельность». Для Тютчева, как пишет один из современных исследователей, «был важен сам акт творчества», но он испытывал «прямое отвращение к поэтической славе». Это утверждение прямо подтверждается тем фактом, что стихотворения Тютчева публиковались достаточно долгое время, до 1854 года, под инициалами Ф.Т.

По этим причинам Тютчев, уже будучи автором таких стихотворений, как «Люблю грозу в начале мая», «О чем ты воешь, ветр ночной», оставался в России почти неизвестным поэтом. Когда несколько лет спустя Н.А. Некрасов пишет о Тютчеве статью «Русские второстепенные поэты», уточняя, что «второстепенный» относится не к качеству поэзии, а к степени ее известности, то, в сущности, он выступает как первооткрыватель поэта.

Только в 1854 г. был издан сборник стихотворений Тютчева как приложение к журналу «Современник», редактором которого был Н.А. Некрасов, затем - по инициативе и под редакцией И.С. Тургенева выходит отдельное издание стихотворений поэта. Творчество Тютчева становится достоянием широкого круга читателей, а его имя обретает известность.

С этими годами связан расцвет творчества Тютчева, поэт переживает высокий творческий подъем. В 1850-х гг. создан целый ряд стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой, так называемый «денисьевский цикл» - вершина лирики Тютчева.

1860-1870-е гг. были омрачены тяжелыми утратами: в 1864 г. умерла Е.А. Денисьева, в 1865 - сын и дочь, в начале 70-х гг. - старший сын Дмитрий и дочь Мария. После смерти Е.А. Денисьевой Тютчев, по его словам, «перестал принадлежать к числу живых». Навсегда утраченная жизнь - вот один из лейтмотивов его писем конца 1860 - начала 70-х гг. и его немногочисленных лирических произведений. В эти годы поэт пишет в основном стихотворения «на случай» и политические стихотворения.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА

Исследователи единодушно пишут об особенном месте Тютчева в поэзии XIX века. Младший современник Пушкина, во многом испытавший влияние тех настроений и идей, которые волновали и великого поэта, он создает свой неповторимый поэтический мир, открывший его современникам совершенно новое видение человека и мира. Исследователи творчества Ф. Тютчева справедливо отмечают то сильнейшее воздействие, которое оказал первый сборник поэта 1854 г. и на поэзию второй половины XIX - начала ХХ вв., на творчество Н.А. Некрасова, А. Майкова, А. Толстого, А. Фета, Вл. Соловьева, А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ахматовой, и на развитие центрального для русской литературы жанра - романа.

Обращаясь к традиционным поэтическим темам - жизнь и смерть, смысл человеческого существования, любовь, природа, назначение поэта, Тютчев сумел придать им неповторимое звучание, утвердить свое понимание этих вечных проблем.

Федор Иванович Тютчев — поэт исключительно лирический. Он не оставил ни одного эпического или драматического произведения, если не считать небольших и немногочисленных переводов с иностранного.

Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт, родился в дворянском семействе 23 ноября 1803 года. Он был младшим сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Малая родина поэта – село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда.

Отец будущей знаменитости нрава был доброго, кроткого и уважаем всеми. Иван Николаевич получил образование в Петербурге, в престижном дворянском учебном заведении — Греческом корпусе, основанным Екатериной в честь рождения великого князя Константина Павловича.

Супруга его, Екатерина Львовна, в девичестве Толстая, была воспитана своей родственницей, тёткой — графиней Остерман. Род Толстых, к которому принадлежала Екатерина Львовна — старинный и знатный, в него же входили и выдающиеся русские писатели Лев Николаевич и Алексей Константинович Толстые.

Екатерина Львовна, мама Феденьки Тютчева, была грациозной женщиной с чуткой и нежной душой. Екатерина Львовна была очень умна. Не исключено, что ее ум, умение видеть прекрасное, тонко чувствовать мир, наследовал младший сын, будущий знаменитый русский поэт Федор Тютчев.

Родная усадьба, река Десна, старинный сад, липовые аллеи – чудные места, где рос будущий поэт. В семье Тютчевых господствовали мир и согласие.

Первоначальное воспитание Федор Иванович получил в доме отца. Домашний учитель Тютчева — Раич, знаток и переводчик Ариосто и Торквато-Тассо, разбудил в нем поэтическое дарование и в 1817 году по его представлению Тютчев уже был избран членом Общества любителей российской словесности за перевод из Горация.

К могущественному влиянию чуждой поэзии присоединилось не менее могущественное влияние и чужой жизни и природы, когда, по окончании Московского университета, Тютчев в 1823 году получает назначение в составе русской миссии в Мюнхен и на 22 года оставляет родину. (В 1823 году он был причислен сверхштатным чиновником к миссии в Мюнхене, столице тогдашнего Баварского королевства, куда и отправился в конце того же года). В Мюнхене он увлёкся немецкой идеалистической философией, был знаком с Шеллингом. Другом Тютчева в Баварском королевстве был Генрих Гейне.

В 1825 году Фёдор Иванович был пожалован в камер-юнкеры; в 1828 – назначен вторым секретарём при миссии в Мюнхене; в 1833 он отбыл дипломатическим курьером в Навплию. Места службы Тютчева в последующие года менялись.

В 1836 году тетрадь со стихами Тютчева, переправленная из Германии в Россию, попадает в руки А.С.Пушкина. Александр Сергеевич публикует стихотворения поэта в своём журнале «Современник».

Существенную часть своей жизни (в силу выбора им рода служебной деятельности) Федор Иванович Тютчев провел за границей, но душой он всегда был с Россией, не терял духовной связи с родиной.

В 1846 году Тютчев получил новое назначение: состоять по особым поручениям при государственном канцлере.

В 1848 году Федор Иванович стал старшим цензором при особой канцелярии министерства Иностранных Дел.

6 октября 1855 года, Тютчев назначен был, по Высочайшему повелению, в число членов комитета цезурного рассмотрения приготовленных к печати посмертных сочинений В.А.Жуковского.

Затем, в 1857 году, он был произведён в действительные статские советники и назначен председателем Санкт-Петербургского Комитета Цензуры Иностранной. В 1861 и 1863 годах, Тютчев стал кавалером орденов Св.Станислава и Св.Анны первых степеней и произведён в 1865 году в тайные советники.

Первые стихотворения Тютчева были напечатаны в 1826 году, в альманахе «Урания», где были помещены три его произведения: «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Работы Тютчева не сразу были приняты современниками. Но всё изменилось в 1854 году, после публикации в «Современнике» статьи И.С.Тургенева. Она называлась так: «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева». В ней Тургенев назвал Тютчева «одним из замечательнейших наших поэтов, завещанных нам приветом и одобрением Пушкина».

Спустя два месяца после выхода статьи, все собранные редакцией «Современника» произведения Тютчева были изданы отдельной книжкой под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854», причем редакцией было заявлено, что она «поместила в этом собрании и те стихотворения, которые принадлежат к самой первой эпохе деятельности поэта, и теперь были бы, вероятно, им отвергнуты».

Второе издание стихотворений Тютчева вышло в 1868 году, в Петербурге, под следующим заглавием: «Стихотворения Ф.И.Тютчева. Новое (2-е) издание, дополненное всеми стихотворениями, написанными после 1854 года».

70-е годы 19 века стали одними из самых сложных в жизни поэта. Он теряет близких, и это сказывается на его поэтическом даре. С 1873 года поэта преследуют болезни, с которыми он так и не смог справиться. В мае этого же года было принято решение о перевозе Тютчева в Царское село. Смерть наступила 15 июля 1873 года. 18 июля русский поэт Федор Тютчев был похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.

Стихотворения Тютчева переведены на немецкий язык и изданы в Мюнхене. Лучшие разборы стихотворений Тютчева принадлежат Н.А.Некрасову и А.А.Фету.

Тютчев был одним из самых знающих, образованнейших, остроумных людей своего времени. Он был и остаётся великим русским поэтом, высоко чтимый потомками.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
1838-1844 годы – учился в университете
1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
1846 год – получил офицерский чин
1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
1856 год – вышел третий сборник стихов
1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
1858 год – вышел в отставку
1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
1867 год – избран мировым судьей
1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку,-
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!-
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Цель проекта:

  • знакомство учащихся с фактами биографии Тютчева и Фета, с отображением её в поэтических произведениях;
  • раскрытие художественных особенностей поэзии Тютчева и Фета;
  • сопоставление творчества двух поэтов, знакомство и чтение лучших произведений поэтов.
Срок проведения:

Февраль 2006г.

Возраст уч-ся: 10 класс

Ведущие:

Евсеева Люда, Шубина Люба, Разуваева Таня, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей

Чтецы:

Евсеева Люда, Шубина Люба, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей, Разуваева Таня, Лавриненко Ирина, Радионов Владислав, Морозова Юля, Кондратов Сергей, Сабирова Алсу, Варданян Арсен, Лашунина Юля, Клеошкина Лида

Музыкальное оформление, фотографирование:

Гатиева Алина

Оформление стенгазет : Плотникова Мария, Колычева Мария

Подбор иллюстративного материала: Евсеева Людмила, Кондратов Сергей

Оформление гостиной: Ильяйнен Саша, Евсеева Люда, Шубина Люба

Создание презентации «Любимые женщины Ф.Тютчева и А.Фета»

Евсеева Людмила

Оборудование:

  • портреты поэтов и любимых женщин;
  • семейные портреты;
  • выставка книг;
  • магнитофон, кассеты;
  • записи романсов:
на слова Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас» (А.Федосеев)

На слова А.А.Фета «На заре ты её не буди» (романс П.И.Чайковского);

  • мультимедийное оборудование;
Руководитель проекта: Голованова Т.Г., учитель русского языка и литературы

Тютчев Фёдор Иванович

Учитель:

Струящееся пламя всегда было символом вечного огня, вечной памяти тех, кого с нами уже нет, но кого мы любим и помним. Свечи, которые мы зажигаем сегодня, в память таких замечательных поэтов, как Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Свечи символизируют также неугасаемую духовную энергию, незатухающий порыв души этих поэтов.

Эпиграфом нашей сегодняшней встречи будут слова Афанасия Афанасьевича Фета: «Усилить бой бестрепетных сердец». Вся жизнь этих поэтов была направлена на служение народу, на пробуждение его чувств и в возвышении его души. И мы сегодня с вами соприкоснёмся также к прекрасному наследию этих замечательных поэтов.



Ведущий:

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А.Фета - одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, вдохновенных певцов природы всё возрастает.

Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами.

Ведущий:

Судьба Ф.И.Тютчева уникальна, ибо не было в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было просто потребностью его души.

(чтение стихотворения «Весенние воды»)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

(не позднее 1830 г.)

Ведущий:

Большую часть из написанного составляют стихи, посвященные природе. Одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева «Есть в осени первоначальной...», которое так любил Л.Н.Толстой.

Тютчев действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу»,отдыхает.

(чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной...»)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий:

Более всего Тютчева привлекает весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

(чтение стихотворения «Весенняя гроза»)

Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(1828, начало 1850 г.г.)

Ведущий 1.

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые»; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам».

Тютчевское лето также очень часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок.

(чтение стихотворения «Неохотно и несмело»)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. (6 июня 1849)







Ведущий: А стихи о зиме завораживают своей музыкой, колдовством.

(чтение стихотворения «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»)

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окутан
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

Ведущий:

Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева. Но правильнее называть её пейзажно-философской. Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто пользовался её образами для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания, о Вселенной и её устройстве, о человеке и его месте в мире, о человечестве, культуре, цивилизации, о мироздании и бытии в целом.

(чтение стихотворения «Сны»)

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,

(начало 1830)

Между природой и человеком нет тождества, но нет и пропасти, разделяющей их. Границы между ними подвижны, проницаемы.

Иногда же человек испытывает желание полностью слиться с природой, раствориться в ней.

(чтение стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»)

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

(январь 1865)

Ведущий:

Удивительное дело: Тютчев прожил большую жизнь, чуть-чуть «не дотянув» до своего семидесятилетия (родился 5 декабря 1803 года, скончался 28 июля 1873 года), но мы воспринимаем его, несмотря на мудрость и как бы «изначальную» зрелость духа его поэзии, всегда страстно влюблённым и, значит, вечно молодым. Любовь у Тютчева всегда наполнена драматическими, а нередко и мучительно неразрешимыми коллизиями, но она в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

И кто, например, может остаться безучастным, безразличным к восторгу опять же весеннего и молодого пробуждения в душе, которое запечатлел поэт в знаменитом «Я встретил вас...»

(звучит романс «Я встретил вас...»)

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Ведущий:

Любовная лирика поэта отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечён Амалией Лерхенфельд, именно ей он посвятил стихотворение «Я встретил вас...», ставшее популярным романсом.

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с 3-мя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба 1-ой жены, поседел от горя».

Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг.

Ведущий:

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл - вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисовой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Её отказывались принимать в лучших домах, свет отвернулся от неё. Она любила Тютчева беззаветно, но и страдала от невозможности открыто быть с поэтом. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.



Амалия Лерхенфельд

(1808 - 1888) 1828 г.

О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей.
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе,-

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.

Ведущий:

Любовь к Денисьевой вылилась в стихи, получившие название «Денисьевский цикл» (1850-1865).

По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. У Тютчева и Тургенева любовь - «поединок роковой».

(чтение стихотворения «Предопределение»)

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И.. .поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

(между июлем 1850 и серединой 1851)

Ведущий:

В 50-ые годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина.

Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

(чтение стихотворения «Она сидела на полу...»)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Елена Александровна Денисьева

(1826 – 1864)

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени,

(не позднее апреля 1858)

Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались.

(чтение стихотворения «О как убийственно мы любим...»)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошёл - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.

Ведущий:

Всю свою жизнь Ф.И.Тютчев трудился на государственном поприще: долгие годы на дипломатической службе за пределами России, потом старшим цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Он честно служил интересам России, как подсказывали ему убеждения, был патриотом и гражданином своей Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу. Он любил Россию, пламенея любовью к ней, и ему принадлежат строки, ставшие афоризмом:

(чтение стихотворения «Умом Россию не понять...»)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
Россию можно только верить.

Ведущий:

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения, близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца; нам дорог Тютчев - патриот и гражданин.



Эрнестина Дёрнберг

Фет Афанасий Афанасьевич

Ведущий:

И личность, и судьба, и творческая биография этого поэта/А.А.Фета/ необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. В 2005 году исполнилось 185 лет со дня его рождения.

Поэзия Фета - загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью.

(чтение стихотворения «Уснуло озеро...»)

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо.. .Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...

Ведущий:

Любовь и природа - любимые темы А.Фета. Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идёт дождь или падает снег, всё полно жизни:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Ведущий:

Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

(чтение стихотворения «Это утро, радость эта...»)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(чтение стихотворения «Печальная берёза»)

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущий:

Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма.

Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений.

Из всех ранних стихотворений Фета стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» самое необычное и нетрадиционное. Поэт построил всё стихотворение на параллелизме: мир природы и мир человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

(чтение стихотворения «Шёпот, робкое дыханье»)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, и заря!..

Ведущий:

О стихотворении писалось, и по разным поводам. Сочинялись пародии. Оно стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим автопортретом. «Шёпот, робкое дыханье...» вызвало литературный скандал.

Ведущий:

Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели,-
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна.
Трели, я, она и небо,
Небо и она.

Ведущий:

Дважды пародировал стихотворение Фета Дмитрий Минаев - остроумный сатирик, блестяще владевший пером.

От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси.
Дерзость гусенят,-
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

Ведущий:

В другой пародии Минаев сыграл на контрасте между биографией поэта и его творчеством.

Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон.
Трель горниста, колыханье
Веющих знамён...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!

Но все пародии не умаляют достоинств стихов Фета. Высоко оценили стихотворение Тургенев, Дружинин, Боткин и Достоевский. И для нас стихотворение Фета, безусловно, один из лучших образцов его лирики

Ведущий:

Замечательно стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом». Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизною, оно ни на что не похоже.

(чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом»)

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

Ведущий:

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.

(звучит грамзапись П.И.Чайковского «На заре ты её не буди»)

Как и у Тютчева, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и всё-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузминской, её сестре, Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

Ведущий:

Одно из лучших стихотворений поэта, один из лучших образцов русской любовной лирики - это стихотворение «Сияла ночь», посвященное Татьяне Кузминской.

(чтение стихотворения «Сияла ночь»)

Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ведущий:

Веровать в прекрасное, любить прекрасное - высокое счастье поэта и высшая его цель.

(чтение стихотворения «Я тебе ничего не скажу»)

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной...я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ведущий:

Тютчев и Фет воспринимались многими современниками как великие мудрецы и гуманисты, которые страдание, трагедию, боль превращают в красоту и радость:

«Чужое вмиг почувствовать своим. Шепнуть о том, пред чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец».



Именно так, в неистребимой способности «всё пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество замечательных поэтов: Тютчева и Фета.







Главная > Документ


Цель проекта:
    знакомство учащихся с фактами биографии Тютчева и Фета, с отображением её в поэтических произведениях; раскрытие художественных особенностей поэзии Тютчева и Фета; сопоставление творчества двух поэтов, знакомство и чтение лучших произведений поэтов.
Срок проведения: февраль 2006г. Возраст уч-ся: 10 класс Ведущие: Евсеева Люда, Шубина Люба, Разуваева Таня, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей Чтецы: Евсеева Люда, Шубина Люба, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей, Разуваева Таня, Лавриненко Ирина, Радионов Владислав, Морозова Юля, Кондратов Сергей, Сабирова Алсу, Варданян Арсен, Лашунина Юля, Клеошкина Лида Музыкальное оформление, фотографирование: Гатиева Алина Оформление стенгазет : Плотникова Мария, Колычева Мария Подбор иллюстративного материала: Евсеева Людмила, Кондратов Сергей Оформление гостиной: Ильяйнен Саша, Евсеева Люда, Шубина Люба Создание презентации «Любимые женщины Ф.Тютчева и А.Фета»Евсеева Людмила Оборудование:
    портреты поэтов и любимых женщин; семейные портреты; выставка книг; магнитофон, кассеты; записи романсов:
на слова Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас» (А.Федосеев) на слова А.А.Фета «На заре ты её не буди» (романс П.И.Чайковского);
    мультимедийное оборудование;
Руководитель проекта: Голованова Т.Г., учитель русского языка и литературы

Тютчев Фёдор Иванович

Струящееся пламя всегда было символом вечного огня, вечной памяти тех, кого с нами уже нет, но кого мы любим и помним. Свечи, которые мы зажигаем сегодня, в память таких замечательных поэтов, как Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Свечи символизируют также неугасаемую духовную энергию, незатухающий порыв души этих поэтов. Эпиграфом нашей сегодняшней встречи будут слова Афанасия Афанасьевича Фета: «Усилить бой бестрепетных сердец». Вся жизнь этих поэтов была направлена на служение народу, на пробуждение его чувств и в возвышении его души. И мы сегодня с вами соприкоснёмся также к прекрасному наследию этих замечательных поэтов.


Ведущий: Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А.Фета - одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, вдохновенных певцов природы всё возрастает. Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами. Ведущий: Судьба Ф.И.Тютчева уникальна, ибо не было в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было просто потребностью его души.

(чтение стихотворения «Весенние воды»)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. (не позднее 1830 г.) Ведущий: Большую часть из написанного составляют стихи, посвященные природе. Одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева «Есть в осени первоначальной...», которое так любил Л.Н.Толстой. Тютчев действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу»,отдыхает.

(чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной...»)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде, Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий: Более всего Тютчева привлекает весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

(чтение стихотворения «Весенняя гроза»)

Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(1828, начало 1850 г.г.)

Ведущий 1. «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые»; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам». Тютчевское лето также очень часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок.

(чтение стихотворения «Неохотно и несмело»)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. (6 июня 1849)





Ведущий: А стихи о зиме завораживают своей музыкой, колдовством.

(чтение стихотворения «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»)

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окутан
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо. Ведущий: Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева. Но правильнее называть её пейзажно-философской. Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто пользовался её образами для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания, о Вселенной и её устройстве, о человеке и его месте в мире, о человечестве, культуре, цивилизации, о мироздании и бытии в целом.

(чтение стихотворения «Сны»)

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой. То глас её: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн. Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,

(начало 1830)

Ведущий: Между природой и человеком нет тождества, но нет и пропасти, разделяющей их. Границы между ними подвижны, проницаемы. Иногда же человек испытывает желание полностью слиться с природой, раствориться в ней.

(чтение стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»)

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

(январь 1865)

Ведущий: Удивительное дело: Тютчев прожил большую жизнь, чуть-чуть «не дотянув» до своего семидесятилетия (родился 5 декабря 1803 года, скончался 28 июля 1873 года), но мы воспринимаем его, несмотря на мудрость и как бы «изначальную» зрелость духа его поэзии, всегда страстно влюблённым и, значит, вечно молодым. Любовь у Тютчева всегда наполнена драматическими, а нередко и мучительно неразрешимыми коллизиями, но она в то же время олицетворяет высшую радость жизни. И кто, например, может остаться безучастным, безразличным к восторгу опять же весеннего и молодого пробуждения в душе, которое запечатлел поэт в знаменитом «Я встретил вас...»

(звучит романс «Я встретил вас...»)

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...Как поздней осени порою
Бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Ведущий: Любовная лирика поэта отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечён Амалией Лерхенфельд, именно ей он посвятил стихотворение «Я встретил вас...», ставшее популярным романсом. Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с 3-мя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба 1-ой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Ведущий: Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл - вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисовой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Её отказывались принимать в лучших домах, свет отвернулся от неё. Она любила Тютчева беззаветно, но и страдала от невозможности открыто быть с поэтом. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.
Амалия Лерхенфельд

(1808 - 1888) 1828 г.

О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей.
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе,- По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить. Ведущий: Любовь к Денисьевой вылилась в стихи, получившие название «Денисьевский цикл» (1850-1865). По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. У Тютчева и Тургенева любовь - «поединок роковой».

(чтение стихотворения «Предопределение»)

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И.. .поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

(между июлем 1850 и серединой 1851)

Ведущий: В 50-ые годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

(чтение стихотворения «Она сидела на полу...»)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Елена Александровна Денисьева

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени,

(не позднее апреля 1858)

Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались.

(чтение стихотворения «О как убийственно мы любим...»)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошёл - спроси и сведай,
Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей. Ведущий: Всю свою жизнь Ф.И.Тютчев трудился на государственном поприще: долгие годы на дипломатической службе за пределами России, потом старшим цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Он честно служил интересам России, как подсказывали ему убеждения, был патриотом и гражданином своей Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу. Он любил Россию, пламенея любовью к ней, и ему принадлежат строки, ставшие афоризмом:

(чтение стихотворения «Умом Россию не понять...»)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
Россию можно только верить.

Ведущий: Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения, близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца; нам дорог Тютчев - патриот и гражданин.

Эрнестина Дёрнберг

Фет Афанасий Афанасьевич

И личность, и судьба, и творческая биография этого поэта/А.А.Фета/ необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. В 2005 году исполнилось 185 лет со дня его рождения. Поэзия Фета - загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью.

(чтение стихотворения «Уснуло озеро...»)

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой. Как тихо.. .Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...

Ведущий: Любовь и природа - любимые темы А.Фета. Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идёт дождь или падает снег, всё полно жизни: Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит. Ведущий: Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

(чтение стихотворения «Это утро, радость эта...»)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(чтение стихотворения «Печальная берёза»)

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущий: Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма. Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Из всех ранних стихотворений Фета стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» самое необычное и нетрадиционное. Поэт построил всё стихотворение на параллелизме: мир природы и мир человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

(чтение стихотворения «Шёпот, робкое дыханье»)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, и заря!..

Ведущий: О стихотворении писалось, и по разным поводам. Сочинялись пародии. Оно стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим автопортретом. «Шёпот, робкое дыханье...» вызвало литературный скандал. Ведущий: Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз: Звуки музыки и трели,-
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна.
Трели, я, она и небо,
Небо и она. Ведущий: Дважды пародировал стихотворение Фета Дмитрий Минаев - остроумный сатирик, блестяще владевший пером. От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси.
Дерзость гусенят,-
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!.. Ведущий: В другой пародии Минаев сыграл на контрасте между биографией поэта и его творчеством. Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон.
Трель горниста, колыханье
Веющих знамён...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура! Но все пародии не умаляют достоинств стихов Фета. Высоко оценили стихотворение Тургенев, Дружинин, Боткин и Достоевский. И для нас стихотворение Фета, безусловно, один из лучших образцов его лирики Ведущий: Замечательно стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом». Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизною, оно ни на что не похоже.

(чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом»)

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

Ведущий: По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.

(звучит грамзапись П.И.Чайковского «На заре ты её не буди»)

Как и у Тютчева, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и всё-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузминской, её сестре, Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам. Ведущий: Одно из лучших стихотворений поэта, один из лучших образцов русской любовной лирики - это стихотворение «Сияла ночь», посвященное Татьяне Кузминской.

(чтение стихотворения «Сияла ночь»)

Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб
Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ведущий: Веровать в прекрасное, любить прекрасное - высокое счастье поэта и высшая его цель.

(чтение стихотворения «Я тебе ничего не скажу»)

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт. И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной...я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ведущий: Тютчев и Фет воспринимались многими современниками как великие мудрецы и гуманисты, которые страдание, трагедию, боль превращают в красоту и радость: «Чужое вмиг почувствовать своим. Шепнуть о том, пред чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец».
Именно так, в неистребимой способности «всё пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество замечательных поэтов: Тютчева и Фета.