Трезини петровские ворота в петропавловской крепости. Петровские ворота. Теперь рассмотрим обе фигуры и место их расположения

Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями.

Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями».

«Минерва, окруженная военными трофеями»

Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.

«Триумф Нептуна и Амфитриты»

На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми – Аполлоном и Дианой – пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек.

На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей – Петра-освободителя.

Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени.

«Аполлон и Дафна»

В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.

«Персей, побеждающий медузу»

«Похищение Европы»

«Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»

По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Мы знаем, что создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько.

«Амур на Гиппокампе»

«Диана»

«Амур на Козероге»

«Похищение Европы»

Трезини Д. А.

Петровские ворота - первые триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Этот памятник является частью Петровской куртины Петропавловской крепости . Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I.

Осенью 1707 года Пётр I приказал: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". Государь имел ввиду строительство въездных ворот в Санкт-Петербургскую крепость. За прототип были взяты ворота, которые были построены архитектором Доменико Трезини в Нарве. Ему же было поручено создание и этого памятника.

К лету 1708 года уже были готовы в кирпиче Меншиков и Головкин крепостные бастионы, куртина (стена) между ними. Проезд в стене также должен был быть сделан из камня. Большинство историков считает, что быстро найти строительный материал не получилось. А Пётр I требовал соорудить их быстро. Поэтому в 1708 году первые Петровские ворота были построены из дерева. Это опровергает К. В. Малиновский, который в книге "Санкт-Петербург XVIII века" объясняет такой "факт" лишь ошибкой в переводе немецкого текста. Он цитирует написанный лично Петром I документ: "В будущей 708-й год делать в Санктпитербурхе каменною работою... 4. Вороты делать подобны Нарвским и зделать оные в три года " [Цит. по: 2, с. 58, 59]. То есть и отводимый царём срок тоже свидетельствует о том, что Петровские ворота изначально строились из камня. Предположение об использовании дерева происходит от того, что из этого материала была выполнена фигура святого апостола Петра с двумя большими ключами в руке, установленная с наружной стороны ворот. Предположительно, её создал немецкий резчик Франц Людвиг Циглер.

Первое время ворота называли Верхними. Позже появились и Нижние - обращённые в сторону Васильевского острова. Первые Петровские ворота были украшены деревянными фигурами апостола Петра, двумя гениями Славы и стоящими на волютах аллегорическими статуями "Веры" и "Надежды". Справа от арки была укреплена железная доска с датой основания крепости. Именно из-за фигуры апостола Петра памятник и назвали Петровскими воротами.

4 апреля 1714 года Пётр I повелел изменить скульптурный декор Петровских ворот, что в 1716-1717 годах было исполнено Трезини. Высота и ширина памятника составили около 16 метров. Арка ворот даёт проход через всю толщину стены Петропавловской крепости.

В верхней части Петровских ворот размещён барельеф с изображением бога Саваофа, держащего в руке сферу - символ вселенской власти. Ниже расположен главных барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром". Это изображение в петровское время трактовалось не иначе, как низвержение шведского короля Карла XII Петром I. В центре барельефа можно увидеть церковь - первое здание Петропавловского собора. Находящаяся справа от неё фигура указывает на храм, лицу этой фигуры приданы черты лица Петра I. Ширина барельефа составляет 4,9 метра, высота - 3,35 метра. Первоначально заказ на отливку барельефов Трезини доверил Бартоломео Растрелли. Но Пётр I посчитал запросы этого скульптора слишком большими. Автором барельефа стал немецкий мастер-резчик Конрад Оснер. Он отлил его уже после смерти Петра I.

В нишах ворот по сторонам от арки стоят фигуры олицетворяющие мудрость (со змеёй и зеркалом) и власть (в воинских доспехах).

Над аркой укреплён свинцовый двуглавый орёл. В петровское время он являлся не только гербом России, но и служил символом победоносной русской армии. Считается, что первоначально орёл был деревянным, раскрашенным "под дуб". Историк К. В. Малиновский считает, что первая фигура орла были гипсовой. В книге "Санкт-Петербург XVIII века" он приводит ссылки на документы, согласно которым Канцелярия городовых дел выплачивала деньги "Ивану Прокофьеву с товарыщи четырём человеком у Петровских ворот в городе за починку двух фигур штукаторною работою, за подделку орла внов штукаторством " [Цит. по: 2, с. 107].

Двухглавый орёл из свинца был укреплён на Петровских воротах в августе 1720 года. Её вес более 86 пудов (немного более тонны). Автор двухглавого орла скульптор-литейщик Франсуа Вассу трудился над ним более года. В 1723 году художник Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили фигуру в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита.

Барельефы Петровских ворот Трезини задумывались свинцовыми. Их отливку он собирался осуществить в 1722 году, но спустя три года Трезини докладывал: "ежели оные басорлевы и фигуры ныне выливать из свинцу не будут то надобно вместо двух фигур у тех ворот стоячие в нишах которые деланы были с ысвестью и от морозов повредились вырезать деревянные и выкрасить и во оные ниши поставить до того времени как будут вылиты свинцовые " [там же]. К созданию деревянных статуй приступили в том же 1725 году. А в 1729 году на Петровские ворота установили не только готовые деревянные фигуры, но и деревянные же барельефы. То есть он их изготовления из свинца отказались окончательно.

В 1730 году резчиком Петром Фёдоровым были изготовлены деревянные барельефы украшающие волюты Петровских ворот.

В 1756 году часть скульптурных украшений Петровских ворот сгорела при пожаре.

Во время ленинградской блокады Петровские ворота были повреждены осколками снарядов. В 1951 году они были отреставрированы. По проекту архитекторов А. Л. Ротача и А. А. Кедринского были воссозданы утраченные детали скульптурного убранства памятника.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 44-49) 19.02.2012 г. 14:42
2) 27.10.2013 г. 17:36

Александра Невского по праву называют одним из величайших полководцев. Он - символ воинской доблести и славы. А также небесный покровитель Санкт-Петербурга.

Бронзовая скульптура Александра Невского возвышается сегодня на гранитном постаменте и обращена в одну сторону со всадником медным, будто совершая единый поход. Об истории создания скульптуры Лидия Виэльба.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Сегодня Петербург не представить без бронзовой фигуры Александра Невского в воинских доспехах. Это пятый конный памятник в Петербурге. Кажется, он стоял здесь всегда, с момента, как на площади появился мужской монастырь - Свято-Троицкая Лавра, названная именем великого князя».

— Если бы его не было, было бы как-то пусто!
— Напоминание петербуржцам, что нас охраняет такой великий полководец.
— На фоне ансамбля считаю вписался.

На самом деле о выборе места спорят до сих пор. Увековечить память полководца хотели еще в начале ХХ века. Но устанавливать светский монумент воину рядом с духовной обителью тогда считали кощунством.

Спустя век этические разногласия утихли. Но образ князя не понравился автолюбителям. За указующий жест его окрестили «Регулировщиком».

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА, старший научный сотрудник музея городской скульптуры:

«Были случаи, когда не справлялись с управлением, влетали в ограду. Конечно, он живет вместе с большим городом».

Бронзовому полководцу всего 15 лет. Его создатель Валентин Казенюк после победы в конкурсе лучших проектов написал: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать».

Он ушёл из жизни раньше. И доверил завершить образ, над которым работал тридцать лет, ученику Александру Пальмину.

Скульптор хорошо помнит жаркое лето 1999, когда глина высыхала и рассыпалась прямо в руках. Что говорить о пятиметровой фигуре. В своей мастерской он развенчивает миф, будто в барельефах есть частичка мощей святого благоверного князя.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН,

«Я сам узнал об этом случайно, мне задали вопрос: «Правда ли там частички?» На счет частичек мощей я не знаю, насчет частицы моей души - в этом памятнике точно есть, и Валентина Григорьевича».

9 мая 2002 года бронзовый всадник занял своё место на гранитном постаменте. На открытие приехали первые лица во главе губернатором Владимиром Яковлевым.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН, скульптор, соавтор памятника Александру Невскому:

«Это сделал Валентин Григорьевич Казенюк. Он сам сказал, что похож на тебя получился. Специально сделал помоложе, помужественнее, чтобы, не дай бог, сказали, что похож на меня, но тем не менее».

Есть в образе и другое безусловное сходство, которое сразу подметили ленинградцы. В лице воина увидели черты легендарного актера Николая Черкасова, который за роль в фильме «Александр Невский» удостоился ордена Ленина.

Барельефы на памятнике появились не сразу. Они украсили гранитный постамент спустя несколько лет. Александр Пальмин убежден: автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Тем более на одном из них - сцена битвы на Неве в 1240 году, когда новгородцы, возглавляемые великим князем, разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. После этого Александра Ярославича и стали называть Невским».

Вчера на прогулке по Петропавловской крепости я увидела дракона. И не в обычном месте - поверженным на гербе, а на голове статуи богини!
Дракон меня очень сильно заинтересовал, и я решила узнать, что же это все значит.
Естественно, одним драконом дело не ограничилось. Делюсь с вами тем, что нашла.

Так как у меня не было с собой фотоаппарата, все картинки в посте будут взяты из интернета. Ссылки - в конце поста.


Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Вначале они служили главным входом в крепость, но затем был построен Иоанновский равелин.
Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Фрагмент «Панорамы Санкт-Петербурга» Гравюра Алексея Фёдоровича Зубова 1716

В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде они дошли до нас.

Чертеж. XVIII в.

снимок сделан между 1900-1914 годами

Название произошло оттого, что ворота украшала статуя Петра I в человеческий рост. Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, при этом они ведут вглубь крепости сквозь стену толщиной в двадцать метров.
Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым лучковым фронтоном. На нем - деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (аллегория победы России над Швецией в Северной войне). Барельеф был перенесен с ворот 1708 года.

В центре барельефа изображена крепость на скале, над которой кружат демоны. Языческий жрец Симон падает с облаков, низвергнутый за то, что порочил святого апостола Петра и попытался взлететь на небо.
Перед крепостью - фигура полководца (возможно изображение Петра I или Александра Невского). Над всеми фигурами выше барельефа парит бог Саваоф.
При деревянных воротах, над аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.
На воротах присутствует также скульптурное изображение черного двуглавого орла со щитом на груди (российский императорский герб).

Изображение отлито из свинца и весит больше тонны. На щите изображен святой Георгий Победоносец.
В разных сторонах арки в нишах расположены статуи античных богинь: богини войны Беллоны в воинских доспехах и Минервы, богини мудрости и ремесел, которая держит в руках зеркало и змею. Скульптор Николя Пино (1684-1754). Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Итак, левая статуя Минерва, правая - Беллона.

Минерва.

МИНЕРВА (Minerva) — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 г. до н. э. при храме Минервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. Отсюда выражение: "человек всех Минерв" (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также ироничное: "тучная Минерва" (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато. После отождествления римской Минервы с греческой Афиной Минерва Авентийская почиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изображений Афины. Так, в эпоху Итальянского Возрождения сложились два образа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — "вооруженная") и Минерва Пацифика (лат. pacifica — "умиротворенная, мирная"). В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: "Итак будьте мудры, как змии" (Мф. 10:16).

Атрибуты статуи.

Змея.

В различных мифологических и фольклорных традициях змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также высших духовных ценностей. Этот символ олицетворял источник всего потенциального как в материальной сфере, так и в духовной.

Зеркало.

Образ мира и Бога, истины, познания. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале. оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины и в этом своем значении уподоблялось глазу.
Зеркало — атрибут аллегорической фигуры Истины (подразумевается сентенция "зеркало не лжет").

Змея и зеркало вместе символизирует ясновидение («видеть все ясно, как в зеркале»).

Беллона.

Беллона (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.
Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.
В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал — жрец богини. У задней части храма сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.
В I в. до н. э. при Сулле из Кападокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богиней Ма, культ Беллоны слился с ее культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до иссупления в ее честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).
В Летнем саду в Петербурге стоит замечательная мраморная статуя Беллоны работы венецианского скульптора А. Тальяпьетра (перв. пол. XVIII в.). Эта статуя была заказана С. Л. Рагузинским в Венеции по распоряжению Петра I специально для Петербурга.

А. Тальяпьетра. Беллона. Середина XVIII в. Мрамор. Санкт-Петербург, Летний сад

Атрибуты статуи.

Дракон

Слово “дракон” происходит от греческого δράχωγ, derkien ― “видящий”.
О принадлежности «дракона» к змеям говорит дважды употребленное поэтом Гесиодом (VIII—VII вв. до н. э.) в «Рождении богов» («Теогонии») словосочетание «змей-дракон». в Греции большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercornai, «острое восприятие»).
Крылатые змеи или драконы являются солнечными и символизируют единение духа и материи, соединение орла и змеи и всех противоположностей, кроме того, ускоренное понимание.

На этой фотографии хорошо видно голову льва на груди и голову горгоны Медузы на плече.

Лев

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он - символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны.

Голова горгоны Медузы .

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень.
Голова Медузы была помещена на эгиду Афины. В искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Для того, чтобы понять, что богиня держит в руках, я увеличила фрагмет старой дореволюционной фотографии и приложила рядом фото, сделанное в советское время. Очень плохо видно, но мне кажется, что в руках у Беллоны жезл.

Жезл

Имеет в символическом значении много общего с посохом.
Атрибут всех волшебников: несет в себе магическую силу и способность разрешать споры.
Основные значения:
Власть, авторитет, высокий пост, мировая ось.

Атрибут, который присутствуют у обеих статуй.

РАКОВИНА (праслав. raky — "оболочка"; лат. arca — см. рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина "морского гребешка", была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово "конха" (греч. konche — "раковина", лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — "мягкий, мягкотелый") — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов.
В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто(XV столетие), симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм.

Теперь рассмотрим обе фигуры и место их расположения.

Христианская символика ворот ориентировалась на речение самого Иисуса: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» /Ин 10:9/
Ворота, в основном церковные, расписанные, украшенные резьбой или рельефами, часто иллюстрируют, каким путем достигается спасение, через изображение как христианских добродетелей, так и преодолеваемых посредством их пороков.

Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή): . мудрость, . мужество, . справедливость, . умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне). Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.
Средневековые схоласты добавили к четырем добродетелям еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты — одушевленные и неодушевленные.
Мудрость
- два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон;
Мужество
- держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же ее сидел лев.
Умеренность
- изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно — капля по капле — капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности. У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась.
Справедливость
- держала в одной руке меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность.
Вера
- держала в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой — крест. У ног ее сидела собака в спокойной, «достойной» позе, олицетворявшая верность.
Надежда
- складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица Феникс на начинавшем гореть костре.
Любовь
- одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной кровью птенцов.

Канон основных христианских добродетелей состоял из трех "теологических добродетелей":
веры, надежды, любви (Кор., 13:13)
и четырех "главных добродетелей":
справедливости, благоразумия, храбрости и умеренности.

Атрибуты в скульптурах и изображениях могли варьироваться.

Так Мужество (храбрость, сила и т.п.) в основном изображается в виде воинственной крепкой и сильной женщины, облаченной в доспехи и, даже будучи обнажённой, она всё же имеет шлем и щит.
В её руке меч, булава (палица Геркулеса), жезл или знамя. Другая рука охватывает, а часто ломает колонну (столп Самсона, напоминающий о разрушении филистимлянского храма).
Нередко сопровождается львом, которому она может разрывать пасть, либо покрыта львиной шкурой.

Благоразумие. Не столько предосторожность, сколько мудрое поведение.
Благоразумие персонифицирует женская фигура со змеей и зеркалом

Многие античные боги и персонажи из числа языческих богов были восприняты как персонификации добродетели и её разновидностей.
Афина символизирует триумф разума, добродетели и целомудрия.

В нашем случае мы имеем две ипостаси Афины: римских богинь Минерву и Беллону.

На отождествленние Беллоны с Афиной указывает голова горгоны Медузы на доспехах богини.

Атрибут основной добродетели (по Платону) философа-правителя — мудрости присутствует на обеих фигурах: у Минервы это змея, у Беллоны - дракон.

Обе фигуры венчаются раковинами, что аллегорически указывает на ясное, уравновешенное мышление.

Итог.

Триумф разума, добродетели и целомудрия, основанный на мудрости, ясном видении, уравновешенном мышлении, опирающемся на благоразумие и мужество, на познание добра и зла, жизни и смерти.

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.