Как защитить себя от агрессии. Вербальная агрессия и психологическое давление: как дать отпор хаму или манипулятору. приемов психологической защиты от негатива

Защита и профилактика вербальной агрессии – актуальный вопрос для тех, кто с ней сталкивается, а так как грубость в речи и унижение посредством слов, к сожалению, знакомы большинству людей, знать, как предупредить вербальное нападение и как от него защититься, полезно каждому.

В последнее время о морали и нравственности приходится слышать нечасто. Двойные стандарты, толерантность и право каждого человека на самовыражение (верное по своей сути) определяют неоднозначное отношение людей к агрессии.

Агрессивное поведение, действительно, нельзя оценить однозначно , каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения. Ведь даже такие разные явления как самозащита и умышленное нанесение телесных повреждений расцениваются одинаково, как физическая агрессия, и найти тонкую грань между ними порой очень сложно. Никогда нельзя угадать, не превратится ли жертва и агрессора и наоборот.

Проблема в том, что сегодня не только можно, но и модно в некоторой степени быть агрессивным. Агрессивный индивид представляется как мужественный, смелый, успешный, уверенный в себе, а мягкость и пацифизм – удел слабых.

Но говорить о том, что агрессия это правильная тактика и лучшая модель поведения в обществе, однозначно неверно и опасно для самого же общества.

Но пока мир устроен так, что мира в нем как раз таки и недостает, агрессору нужно учиться регулировать свое психическое состояние и управлять настроением, эмоциями и чувствами, а человеку, страдающему от агрессии защищаться от агрессора или вовремя прекращать подобного рода отношения.

Каждому человеку случалось как выражать вербальную агрессию, так и слышать ее в свой адрес (о формах проявления вербальной агрессии подробнее читайте в статье ). Разница лишь в том, в какой роли приходилось бывать чаще, и насколько развита у индивида агрессивность как качество личности.

Конечно, защититься полностью от вербальной агрессии невозможно. Даже если окружить себя лишь доброжелательными и культурными людьми, нет гарантии что случайный, плохо воспитанный прохожий на улице не прокричит оскорбление и не рассмеется прямо в лицо.

Как защитить себя от словесной агрессии

Лучшая защита от вербальной агрессии – не отвечать на нее , не реагировать! Но это, несомненно, очень тяжело. Обидные слова не могут не задевать и не ранить. Поэтому нужно учиться не просто молча сдерживаться, терпеть, чтоб не дать сдачи, пока кто-то кричит и «обливает грязью», а не придавать этому значения :

  • снизить важность происходящего на столько, чтобы слова не задевали за живое;
  • увидеть позитив в происходящем, суметь посмеяться над ситуацией и обидчиком;
  • осознавать возникающие в ответ на агрессию негативные чувства и думать о них как о приходящих, подконтрольных разуму;
  • по-человечески посочувствовать агрессору, постараться отвлечься от переживания чувства ущемленного достоинства и подумать о своем обидчике как о несчастном человеке, которому, скорее всего, недостает любви. Может быть, его самого недавно обидели, и он теперь просто срывает злость?

Большинство агрессивных взрослых в детстве были слабыми и ранимыми, им очень хотелось, но не доставало любви, заботы, нежности. Жестокими вырастают люди, с детства имевшие комплекс неполноценности и росшие в неблагополучных или неполных семьях.

Итак, чтобы защититься от вербальной агрессии придется постараться:

  1. Не отвечать на агрессию . Просто молчать в ответ. Отвечать можно только тогда, когда ответ продуман и есть уверенность что он будет услышан. Агрессор ожидает ответное словесное нападение, не стоит идти у него на поводу, не нужно оправдывать его ожидания.
  2. Четкое и спокойное «Стоп!» . Можно сказать: «Подожди. Стой! Ты злишься. Я продолжу с тобой общаться, если услышу в твоих словах и тоне уважительное отношение ко мне». Такие слова можно сопровождать жестом «Стоп» и отстранением от собеседника.
  3. Увидеть себя со стороны . Хорошо, если рядом есть большое зеркало или отражающая поверхность, тогда не понадобится включать фантазию. Глядя в зеркало, проще контролировать свои эмоции (ведь их можно увидеть на своем лице) и смотреть на ситуацию как сторонний наблюдатель. Зеркало может помочь и агрессору (но разъяренному человеку не стоит предлагать посмотреться в зеркальце, это может спровоцировать его на еще большую агрессию). Многие люди в гневе не узнают своего отражения в зеркале: «Разве это я? Я же добрый, а этот словно зверь!».
  4. Соглашаться с агрессором . Это самая неожиданная реакция из возможных. Говорить: «Да, Вы правы. Я плохой человек, я и сам это знаю. Вы, несомненно, лучше меня». Соглашательством не получится разрешить конфликт, но оно способно остановить поток оскорблений и лжи.
  5. Реагировать нестандартно . Этот способ подходит в случаях, когда агрессор привык видеть одну и ту же реакцию и ждет ее, чтобы продолжить нападение. Необычным поведением он будет обескуражен.

Например, муж оскорбляет и обзывает жену, ставя ей в вину неидеальную фигуру. Он привык, что жена плачет, слыша критику в свой адрес. Если вместо слез муж услышит смех, он как минимум остановится, а если жена еще подойдет, поцелует его и скажет: «Я рада, что ты так внимателен ко мне, что замечаешь все мои особенности!», то серьезно призадумается.

Многие агрессивные личности руководствуются правилами «Лучшая защита – это нападение», «Кто силен, тот и прав», «Нужно завоевать свое место под Солнцем» и иными. Боясь, что заметят их слабость, страх, необразованность, какой-либо иной недостаток, желая выглядеть лучше, сильнее, солиднее или просто от неуверенности в себе, агрессивные личности разрушают гармонию и порядок в отношениях, внешнем и внутреннем мире.

По факту же все с точностью до наоборот: агрессия – это слабость, а сила в том, чтобы уметь признавать свои слабости, видеть зоны развития, понимать, что другой человек ни чем не лучше и не хуже и вступать с ним в контакт «на равных».

Самая лучшая профилактика агрессии – не испытывать по отношению к людям негативных чувств : ни презирать, ни ненавидеть, ни злиться, ни осуждать, ни критиковать. Этот негатив больше вредит самому агрессору, нежели его жертве, хотя от агрессивных действий, несомненно, больше страдают жертвы.

Если хочется кому-то наговорить гадостей, не стоит вообще заводить разговор и в принципе общаться с этим человеком! Зачем это делать, если есть возможность не делать? Если трудно смириться с чужой точкой зрения, поведением, стилем жизни, это еще не повод оскорблять и унижать оппонента. Каждый человек имеет право думать и поступать так, как считает нужным.

Если возникает порыв или созревает план кого-то обидеть словом, стоит задаться вопросом : «Неужели нет другого способа выразить свою точку зрения? Неужели агрессия – последний аргумент?».

Поставив себя на место человека , которого хочется оскорбить, унизить злой шуткой или несправедливой критикой, можно обнаружить в душе добрые чувства к нему, как минимум – жалость, сочувствие. От ненависти до любви может быть один лишь шаг, и это шаг навстречу.

Еще один аргумент за то, чтобы не проявлять вербальную агрессию: избавиться от чувства вины необычайно сложно . А ведь она непременно возникнет у агрессора, если только у него не наблюдается психопатия (психопатологический синдром при котором человек ведет себя бессердечно, лживо, эгоистично, не способен сопереживать и раскаиваться в причинении вреда другим людям).

Да, возможно, сначала нормальному человеку станет легче, ведь удалось накричаться, выговориться, наплакаться. Весь негатив вылит на ближнего, вспомнились все нецензурные слова, и от их произнесения даже стало радостнее жить. Но позже обязательно проснется совесть, а за ней придет вина.

Вербальная агрессия (будь то слова, сказанные с целью отомстить за обиду, или для того, чтобы обидеть самому) никогда не приносит облегчения, не является выходом из конфликта и не возвращает душевный покой – вот о чем нужно помнить , собираясь атаковать собеседника словесно.

Перед тем как выразить свой гнев на словах, нужно остановиться и подумать о последствиях , ведь все в мире взаимосвязано – как аукнется, как и отзовется.

Но как же быть, если не испытывать негативные чувства не получается, а по утверждению психологов подавлять агрессию вредно?

Подавлять агрессию действительно вредно, поэтому обязательно нужно выражать ее, но переориентировав на другой, безопасный объект или действие.

В конце концов, если уже очень хочется покричать на человека и обозвать его всеми нехорошими словами, можно сделать это после разговора с ним, а не во время. Чувства будут выражены, а отношения сохранены. Главное не срывать злость на других, ни в чем неповинных людях. Если нет возможности высказаться вслух, можно записать слова на бумаге.

В качестве профилактики вербальной агрессии применяют приемы, помогающие выразить и перенаправить негатив:

  • кричать в пустоту;
  • громко петь;
  • играть в активные, шумные игры, где все кричат, разрешено драться и прочее;
  • заниматься спортом (особенно хороши различные виды борьбы, командные соревнования);
  • заниматься «агрессивным» творчеством: экспрессивно разбрызгивать краску на полотно, бить, сжимать, разрывать глину, рвать бумагу и тому подобное;
  • заниматься аутотренингом, медитировать.

Отдельно стоит сказать о профилактике вербальной агрессии в супружеской паре, так как проблема семейного насилия чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Мужчины и женщины часто ссорятся из-за проблем в интимной сфере, даже если причина спора формально другая. Сексуальная энергия и энергия агрессии схожи, только первая служит инстинкту жизни, а вторая – смерти. Секс созидательная сила, агрессия – разрушительная.

Недостаток любви и сексуальная неудовлетворенность рождают злость, раздражительность, плохое настроение, делают супругов вспыльчивыми, нетерпеливыми, что влечет за собой произнесение взаимных обвинений и шквал критики. Кроме того, мужчины и женщины срываются на детях (которые автоматически принимают такую модель поведения в семье как нормальную), коллегах, знакомых и направляют агрессию на самих себя же, если их потребность в сексе не удовлетворяется.

С другой стороны, супружеские ссоры и скандалы часто заканчиваются тем, что пара «мирится» в постели. Соответственно лучшая профилактика вербальной агрессии в супружеской паре – удовлетворительные интимные отношения .

Важно понимать разницу между редкими и адекватными проявлениями агрессии и хронической, патологической агрессивностью. Если самостоятельно справиться с собственной агрессивностью или, напротив, позицией «жертвы», не удается, нужно обратиться за помощью к психологу.

10. Агрессия как вид психологической защиты личности.

Агре́ссия - это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям

Агрессия - физическое или вербальное нападение на противника.

Она уменьшает внутреннее напряжение, но часто усугубляет ситуацию. Известно, что агрессия рано или поздно обязательно возвращается к проявившему её человеку через других людей, часто при этом оставаясь неузнанной.

Конструктивный подход к использованию этого состояния - в более активном стремлении к успеху. Как, например, бывает в футболе, когда на откровенную грубость соперника, энергия, ощутимая внутри как возмущение, даёт силы для молниеносного продвижения и точного удара в ворота. Опытный в энергетической работе человек, заметивший своё агрессивное состояние, может использовать его энергию по своему усмотрению, например, трансформировать в любовь и подарить людям (см. технику Атиши).

В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.

Основные разновидности агрессии:

Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти". Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

Вымещение – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа – босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

Пассивная агрессия. В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и "принимает на себя" его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или "потакание" жестокостям другого.

<<<10Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998


Психологические атаки

Бывали ли у Вас в жизни случаи, когда после общения с кем-либо Ваше состояние ухудшилось: испортилось настроение, появилось раздражение или апатия, внутренняя неудовлетворенность, ослабела уверенность в своих силах? Если ответ на этот вопрос положительный, можете быть уверены, что Вы стали жертвой психологической атаки.

Случалось ли Вам подавлять других людей, подчинять их своей воле, заставлять делать что-либо неприятное? Если это так – Вы сами использовали приемы психологической атаки.

Что же представляет собой психологическая атака, каковы ее методы и причины, и как защититься от нее?

Психологическая атака – это любое действие или высказывание, в результате которого человек лишается внутренней психологической целостности.

Для того чтобы успешно защититься от такой атаки, нужно осознать, что она имеет место. Психологическая атака, в отличие от физической, далеко не всегда видна сразу. Зачастую она скрывается под видом деловой или дружеской беседы, доброжелательного наставления, философского обсуждения проблемы, семейного совета и т. д.

Одним из доступных методов, позволяющих осознать факт психологической атаки, является отслеживание дискомфортных состояний, возникающих в процессе общения.

Появление подобных состояний в процессе общения прекрасно описаны И.Ильфом и Е.Петровым в эпизоде, повествующем о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства. Перечислим эти состояния и проиллюстрируем их примерами из указанного эпизода.

Появление при общении ощущения психологического дискомфорта: нервозности, волнения, паники, неприятных ощущений в теле.

Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя плохо.

Ну, знаете, я пойду,- сказал он.

Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.

Проявление определенных стереотипов поведения, навязываемых ролей.

Ипполит Матвеевич... никак не решался уйти. Он чувствовал сильную робость при мысли о том, что неизвестный молодой человек разболтает по всему городу, что приехал бывший предводитель. Тогда - всему конец, а может быть, еще посадят.

Вы все-таки никому не говорите, что меня видели,- просительно сказал Ипполит Матвеевич,- могут и впрямь подумать, что я эмигрант.

Дисбаланс в распределении ответственности. Он имеет место в случае, когда человек во время общения вдруг замечает, что он что-то "должен", не зная, откуда это долженствование появилось.

Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния... покорился.

Хорошо,- сказал он,- я вам все объясню.

"В конце концов, без помощника трудно,- подумал Ипполит Матвеевич,- а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен."

Почему нас атакуют?

В жизни каждого случаются проблемные ситуации, которые доставляют немало неприятных переживаний. Присмотревшись внимательно к подобным ситуациям, можно заметить, что ситуации, которые для одного человека являются проблемными и неприятными, другими людьми могут быть вообще не замечены.

Можно отметить и другую закономерность: в жизни каждого человека встречаются примерно однотипные проблемные ситуации. Так, один человек становится жертвой семейных скандалов, к другому – часто пристают на улице, на третьего взваливают непосильные задания на работе и постоянно отчитывают за их невыполнение, четвертый постоянно испытывает проблемы с выбранными спутниками жизни и т.д.

Сколь бы ни был совершенен человек, подобные ситуации все равно встают на его пути, поскольку именно такие ситуации являются источником дальнейшего духовного роста. Пытаясь найти выход из подобных ситуаций, человек нарабатывает недостающие ему качества, постигает ранее не изученные законы Природы. Однако, подобные ситуации могут принести не только духовный рост, но и значительные энергетические потери.

Почему же так происходит? Что заставляет человека раз за разом попадать в однотипные неприятности? Что притягивает к нему ситуации, эти неприятности вызывающие? Ответ напрашивается очевидный. Источником своих неприятностей и магнитом для соответствующих ситуаций является сам человек, а точнее его энергетическая выстройка.

Так почему же нас атакуют? На первый взгляд причины любой атаки кроются в психологических особенностях атакующего (агрессора). Однако подобное поведение связано с более глубокими причинами, одной из которых является существование жизненных сценариев, в соответствии с которыми живет и действует каждый человек.

Агрессор, как и жертва, находится под властью определенного сценария, который толкает его к подобной форме поведения. Подсознательной причиной агрессивного поведения является желание навязать собеседнику некоторую роль в этом же сценарии. При подобном характере развития событий агрессор и жертва могут со временем образовать довольно устойчивую симбиотическую пару людей, играющих дополняющие роли в едином сценарии. Таким образом, основной целью агрессора является разрушение целостности атакуемого, и, прежде всего, навязывание ему определенной роли в своем сценарии.

С другой стороны, у атакуемого человека может возникнуть вопрос: "Почему жертвой атаки в каждом конкретном случае стал именно я?" Действительно, жертвой определенного типа психологических атак становится человек, который воспринимается потенциальным агрессором как жертва.

Энергетика конфликта

Кроме психологической составляющей, любая атака имеет и энергетическую составляющую. Любой конфликт между людьми на физическом уровне является лишь отражением соответствующего конфликта на энергетическом уровне, причем энергетический конфликт начинается, как правило, задолго до физического и заканчивается спустя значительное время после него.

Конфликтная ситуация начинается тогда, когда она начинает тревожить, и заканчивается тогда, когда она тревожить перестает. Например, Вам предстоит сложный и неприятный разговор. Уже за несколько дней до него Вы начинаете готовиться, нервничать, мысленно принимать участие в разговоре.

После подобного разговора может остаться неприятный осадок, чувство неудовлетворенности, желание мысленно "договорить", изменить содержание разговора. Сам разговор может даже и не состояться на физическом уровне, однако на энергетическом уровне конфликт все равно имел место.

Таким образом, взаимодействие между людьми представляет собой сложный процесс энергообмена, при котором происходит излучение и поглощение энергии. Далеко не всегда подобный энергообмен выгоден для всех участников взаимодействия. Зачастую человек выходит из общения в состоянии намного худшем, чем то, с которым общение начато.

Можно выделить два типа работы с энергией, которые могут быть присущи каждому человеку в процессе общения.

Излучение энергии

При этом способе энергетической работы человек вкладывает определенный заряд эмоциональной энергии в речь или в действия и выводит ее на собеседника. Чем больше человек вкладывает такой энергии в свои слова или поступки, тем большее влияние они оказывают на окружающих. Разумеется, не каждый человек умеет выводить энергию, а тем более делать это сознательно.

Поглощение энергии

Другим типом работы с энергией является ее поглощение. Привлечение чужой энергии в поле человека происходит, когда он привлекает к себе внимание, мысли, желания других людей. Однако поглотить привлеченную энергию может далеко не каждый. Некоторым такая энергия приносит только вред.

Для энергетической атаки может использоваться как поглощение энергии, так и ее излучение. Однако механизмы таких атак различны. В первом случае человек как бы "пробивается" слишком интенсивным направленным потоком энергии, а во втором - "цепляется" полем атакующего, что заставляет его еще долго отдавать свою энергию.

Таким образом, основой любой атаки является поток энергии, излучаемый атакующим. В принципе, человек с сильно развитыми энергетическими центрами может атаковать только на энергетическом уровне, не прибегая к словам и жестам. Однако более распространенной является ситуация, при которой энергия выводится с помощью соответствующих жестов и слов, поэтому по характеру поведения человека можно определить тип атаки.

Приведем примеры и способы различных атак.

1. Атака мировоззренческой составляющей человека.

Подобная атака является попыткой навязать человеку некоторый свой способ видения мира или взгляды по некоторому вопросу. Она строится на неспособности атакуемого проверить все составляющие данной концепции.

Можно выделить две базовые формы этого вида атак. К первой из них относится любое высказанное в категоричной форме утверждение, обращенное к собеседнику: "Человек создан, чтобы трудиться (любить, страдать…)".

Другой формой подобной атаки является попытка заставить человека углубиться в свои проблемы, занимая таким способом его ментальную энергию и отвлекая от продолжения общения. Этот прием используется в качестве вспомогательного для ослабления психологической и энергетической защиты атакуемого, иногда перед использованием приема 1. Например: "Что Вас сейчас беспокоит (прием 2)? Человек всегда беспокоится, когда ему не хватает любви (денег, общения…) (прием 1)".

Невербальной формой этого вида психологической атаки может являться пристальный анализирующий взгляд, понимающее или высокомерное покачивание головой и т. д.

2. Интеллектуальная атака.

Интеллектуальная атака включает в себя различные методы информационного давления, цель которых – лишить человека возможности последовательного логического мышления. Можно выделить следующие разновидности подобной атаки:

  • использование специальных терминов, заведомо неизвестных или не вполне понятных собеседнику.
  • обильный речевой поток, сложные логические построения, которые делаются быстрее, чем слушающий в состоянии их критически переосмыслить.
Существуют также специальные "лингвистические" методы, ставшие широко известными благодаря трудам Р.Бендлера и Д.Гриндлера:
  • o пресубпозиции - неявные допущения, вводимые в общение лингвистическими средствами: "Как Вы понимаете, я не могу этого сделать", "Вы конечно знаете, что...". Допущение "Как Вы понимаете…" навязывается партнеру как само собой разумеющееся, а уж признаться в том, что чего-то не знаешь или не понимаешь…;
  • o опущения типа "ясно", "очевидно": "Пойдешь с нами?"- "Куда мне деваться" – очевидный намек на принуждение со стороны приглашающих;
  • o модальные операторы долженствования и возможности: "Стоит ли думать, выживать надо?" - наличие подобного оператора в вопросительной форме превращает предложение в отрицательное;
  • o обобщения-формулировки типа: "Мужчина должен быть терпеливым". Высокая степень обобщения не дает возможности осмыслить их критически.
  • Интересным, хотя и более изощренным методом интеллектуальной атаки, является создание "информационной вилки", т.е. одновременная подача двух противоречивых сообщений. Например, противоречие между содержанием сообщения и его эмоциональной наполненностью, противоречие между смыслом сообщения и ситуацией: "Я не хочу Вас отвлекать, но...". Возможен также вариант сообщения, содержащего два противоречивых смысла, однако это требует от атакующего особого мастерства.
  • Метод вызывания западения на информацию можно проиллюстрировать следующим примером: в присутствии коллег А начинает говорить Б нечто не очень лестное о его квалификации, однако затем, как бы спохватившись, останавливается: "Извини, это не при всех...".
3. Атака чувственной сферы.

Наверняка в Вашей жизни был случай, когда Вас смутили комплиментом. Если это так – Вы стали жертвой подобного вида атаки. Несмотря на кажущуюся нелепость этого факта, только очень небольшой процент людей способен без тени смущения принимать искренние комплементы (как, впрочем, и дарить их).

Другим вариантом чувственной атаки является пробой на жалость. Например: "Посмотри, что ты со мной сделал…", "До чего меня жизнь довела…". Результатом такой атаки является чувство жалости или ощущение вины, тяжесть, появляющаяся в области сердца.

Невербальной формой чувственной атаки являются выражение своей любви взглядом, жестом, а также всхлипывания, плач, адресованные атакуемому.

4. "Силовая" атака

Силовая атака - это собственно атака в общепринятом смысле, цель которой – запугать человека, надломить его волю. Такая атака может быть простым оскорблением, угрозой: "Я сейчас с тобой такое сделаю"; приказом: "А ну-ка иди сюда ".

Другой формой силовой атаки является напоминание человеку о его реальных или мнимых долгах.

Невербальными формами этого вида атаки может быть агрессивное сжатие кулаков, поигрывание оружием, жевание во время разговора и т. д.

Интересным вариантом силовой атаки является "удерживание в своем поле". Если когда-либо в процессе разговора Вы почувствовали, что общаться Вам больше не хочется, а прекратить общение что-то мешает, "неудобно" – Вы оказались жертвой подобной атаки.

Конечно, со временем человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, удастся уйти по своим делам, но он унесет с собой некоторое чувство вины, которое на энергетическом уровне представляет собой нарушение целостности энергетического поля человека.

5. Атака в сексуальной сфере

Возможно, читатели помнят фильм "Основной инстинкт". Главная героиня, роль которой играла Шарон Стоун, очень эффективно пользовалась этим приемом, например, во время сцены ее допроса в полицейском участке. Суть данного вида атаки состоит в высказывании человеку знаков сексуальной симпатии в момент, когда он к этому не готов.

В нашем обществе, где в силу традиций с сексуальности так и не сняты табу, этот вид атаки может показаться очень эффективным, поскольку лишь небольшой процент людей не имеют комплексов в этой сфере.

К сексуальным атакам можно отнести также вульгарные шутки или анекдоты, неприличные жесты и т.д.

Невербальными формами таких атак являются эротические жесты, покачивания бедрами, призывные взгляды, эротичное поигрывание предметами.

Любой из видов психологической атаки может быть значительно усилен, если атакующий использует не только свою энергию, но и энергию какого-либо социального образования: группы людей, фирмы, организации, органа власти.

Существуют несколько способов использования и соответственно источников энергии, которые могут быть использованы при атаке:

  • статусные: возраст, должность, статус в некоторой системе. Например: "Как Ваш начальник, должен Вам сказать…";
  • представительские, связанные с опорой на конкретные или абстрактные третьи лица, например: "Я от Петра Петровича", "От имени коллектива, позвольте мне…", "Люди видят, что ты со мной сделал";
  • традиционные: опора на "общепринятые" нормы, такие как мораль, традиции, общепризнанные мнения. Например, сравните фразы: "Человек не должен стремиться к богатству" и "В Библии сказано, что человек не должен стремиться к богатству";
  • ритуальные, опирающиеся на принятые символы доминирования, например, атакующий занимает психологически более выгодную позицию (на возвышении, с правой стороны, от атакуемого, за столом и т.д.)
Одной из распространенных разновидностей психологической агрессии является манипуляция, которая представляет собой сознательное или бессознательное использование специальных психологический приемов с целью управления человеком для получения какой-либо выгоды.

Благодаря распространению психологических знаний, их широкому внедрению в различные сферы человеческой деятельности, прежде всего, в рекламу и менеджмент, эта форма психологической агрессии становится все более распространенной. Однако эта тема, как и способы защиты от психологических атак, станут темой следующих статей в нашей психологической рубрике.

Методы психологической защиты

Подобно тому, как каждый человек бессознательно владеет методами психологического нападения, большинство людей владеют также способами психологической защиты. Тем не менее, осознанное овладение этими методами весьма полезно, поскольку позволяет расширить спектр отражаемых психологических атак.

Методы психологической защиты можно свести к трем базовым техникам, которые различаются между собой типом энергетической работы.

1. Дистанцирование от агрессора.

Этот метод связан с уходом атакуемого в себя, в свои дела, попыткой отвлечься от фрустрирующей ситуации. Именно этим методом бессознательно пользуется муж, который в ответ на упреки жены утыкается носом в газету или телевизор.

Метод дистанцирования рекомендуется в качестве метода энергетической защиты большинством пособий по экстрасенсорике и магии. На энергетическом уровне это выглядит как попытка окружить себя защитным слоем, стенкой, энергетическим вихрем и т. д., тем самым не пропустить в себя энергию агрессора.

Основным недостатком метода дистанцирования является тот факт, что простроенная указанным способом любая защита держится только до тех пор, пока на это хватает энергии атакуемого, кроме того, будучи пассивной, эта защита позволяет агрессору перегруппировать силы и найти более совершенный способ атаки.

Миф о том, что энергия агрессора "отразится от стенки" и вернется атакующему, редко реализуется в действительности.

2. Контратака.

Контратака представляет собой также распространенный метод психологической защиты. Энергетически контратака представляет собой выброс потока энергии навстречу потоку энергии атакующего, как правило, из одноименной чакры. Контратака обычно перерастает в обычный скандал и "бодание".

Например, "бодание" интеллектуального типа выглядит подобным образом: "Я считаю что …" - "Ты не прав потому, что…"- "Нет, в твоих доводах ошибка…" и т. д.

В результате подобного рода взаимодействий энергетический резерв обоих враждующих уменьшается и, в конце концов, один из них – тот, у которого заканчивается энергетический резерв, – пробивается. Силовые конфликты с некоторой степенью вероятности перерастают в обычную драку.

3. Метод психологической амортизации.

В момент психологической агрессии атакующий лишается энергетической целостности, поскольку вынужден переключить энергетический резерв с других энергетических центров на тот, из которого выпускается поток.

Сущность метода психологической амортизации состоит в том, чтобы ответить агрессору с посылом на том центре, который у него наиболее ослаблен вследствие атаки, и тем самым разрушить энергетическую целостность его атаки.

Признаками удавшейся психологической амортизации являются:

Прерывание энергетического потока со стороны атакующего, нарушение его психологической целостности, которая может выразиться в легком ступоре;

Устранение психологического дискомфорта у атакуемого.

Отметим, что при удачной психологической амортизации у атакуемого не должны возникнуть чувства обиды, раздражения или ощущения сопротивления со стороны атакуемого.

В противном случае это не амортизация, а обычный скандал.

Как и атака, амортизация может быть усилена с помощью опоры на различные эгрегоры.

Метод психологической амортизации был сформулирован в трудах последователей школы трансактного анализа, как способ выхода из психологической игры (Э.Берн), основанный на ответах типа "Взрослый"-"Взрослый" (Т.Харрис). В отечественной литературе метод психологической амортизации, как форма защиты от манипурного наезда, был впервые описан в трудах Литвака.

Психологическая амортизация различных типов атак

Амортизация атаки мировоззренческой составляющей человека.

Как правило, у людей с сильной интеллектуальной сферой бывают ослаблены эмоциональная и чувственная сфера. Поэтому ответ, основанный на использовании этих сфер, приводит к разрушению атаки.

Существуют также некоторые специальные приемы амортизации этого типа атак. Одним из подобных приемов является "опосредование". Прием "опосредование" состоит в том, чтобы разделить человека и его концепцию, т.е. на энергетическом уровне – отделить мыслеформу от подпитывающего ее энергетического центра.

Например:

Атака: " Человек - существо социальное!"

Амортизация: "Итак, Вы придерживаетесь концепции о том, что человек существо социальное".

На первый взгляд, две фразы мало отличаются друг от друга по смыслу, однако первая из них – жесткая формулировка, претендующая на истинность и побуждающая Вас к определенной форме поведения, а другая всего лишь некая абстрактная концепция, которой придерживается некоторый человек.

Опосредование можно провести несколько раз подряд, причем каждая следующая существенно ослабляет значимость сказанного.

Например: "Человек - существо социальное" - "Существует определенное количество людей, которые придерживаются этой концепции, и, насколько я вижу, Вы принадлежите к их числу"(3 опосредования).

Опосредование можно усилить вопросительной формулировкой: "Как давно Вы придерживаетесь данной концепции?" Этот метод приводит к тому, что атакующие энергии вынуждены вернуться обратно, чтобы ответить на рефлексивный вопрос.

С помощью опосредования можно амортизировать другие типы атак, например – атаку чувственной сферы.

"Вы испытываете ко мне чувство обиды (любви, ненависти)" – подобная формулировка разделяет человека и мыслеформу его чувства. Возможен вариант с двумя опосредованиями.

"Мне кажется, что Вы испытываете ко мне чувство".

Амортизация интеллектуальной атаки

Наиболее вероятным при этом виде атаки является ослабление чувственно-эмоциональной сферы. Именно поэтому лекторы звереют, когда видят весело щебечущих или обнимающихся на задних партах студентов.

Используя эту особенность, легко прервать надоевший Вам речевой поток, сосредоточившись на чем-то, что доставляет Вам удовольствие. Это может быть потягивание кофе, смакование сигареты и т.д. Прекрасным средством амортизации подобных атак служат плоские шутки, особенно пошлые, и другие способы валяния дурака.

Возможна также амортизация подобных атак с помощью интеллектуальной конкретизации, например: "Что именно Вы имели в виду, когда говорили "трансперсональный"?" Последний прием может быть особенно эффективным при отражении атаки, связанной с обобщением: "Все мужчины сволочи" - "Кого именно Вы имеете в виду?"

Амортизация силовых атак

В момент силовой атаки у атакующего ослабевает интеллектуальная и чувственная сфера. На эмоциональной амортизации силовых атак строится известный метод амортизации, предложенный ростовским психотерапевтом Литваком. Принцип этого метода иллюстрируется следующим примером.

"Ты козел" - "Да, я козел (с радостной улыбкой и искренне хорошим отношением к агрессору)".

Подобное поведение обычно шокирует нападающего и лишает его возможности развить атаку. Вместе с тем при практическом освоении этой эффективнейшей техники обычно возникает два недоразумения, которые сводят на нет эффект амортизации.

Во-первых, своим ответом Вы не признаете себя виноватым, а выражаете свое радостное отношение к жизни и всем ее проявлениям. Во-вторых, ответ должен быть искренне сердечным. Произнеся нужную фразу, сцепив зубы и с трудом гася в себе ненависть к напавшему на Вас человеку, позитивного эффекта Вы не достигните.

Если Вы негуманный человек и хотите окончательно доконать агрессора, можно сказать: "Да, я козел, но кроме этого негодяй, подлец, сволочь и т.д. и могу это доказать…, я рад, что Вы обратили на это внимание…" и так далее, не забывая при этом (!) про искренне хорошее отношение к собеседнику.

Интеллектуальная амортизация строится примерно следующим образом:

Ты козел.

Обоснуй, пожалуйста, почему.

Варианты: "Как Вы узнали?", "Что именно в моем поведении заставляет Вас так думать?"

Заметим, что на этих примерах легко видеть еще одну важную черту удачной амортизации – если у человека действительно есть конкретные претензии к вам, то Вы предоставляете ему возможность их высказать(а себе – послушать).

"Сексуальная" амортизация силовой атаки

Разумеется, подобная амортизация, прежде всего направлена на пресечение атаки со стороны представителя противоположного пола, например:

Ты козел.

Вы так эротично сердитесь.

Однако возможны и более сложные варианты. Одним из них является "метод Ржевского", который состоит во "вплетении" в разговор элементов пошлости, ровно в таком количестве, чтобы поддерживать собеседника в слегка смущенном состоянии:

Какими языками владеете?

Русским, украинским и языком по-французски.

Важным элементом в амортизации силовых атак является умение пресечь не понравившееся Вам действие собеседника. Надежным методом для достижения подобного результата является следующее: в шуточной или другой приемлемой форме "прикажите" человеку сделать это действие. Даже если он не остановится, его пыл заметно угаснет. Например: "Я собираюсь высказать Вам некоторые замечания…" - "Высказывайте" (бодрым голосом, преисполненным готовностью и радостной улыбкой).

Невербальные атаки и невербальная амортизация

Как уже неоднократно отмечалось, наиболее важным элементом амортизации являются не слова, а сопровождающий их энергетический посыл, разрушающий энергетический контур атакующего. Из этого следует, что при достаточно развитой способности выводить энергию, амортизацию можно проводить вообще без слов, за счет невербальной составляющей или непосредственно на энергетическом уровне.

Невербальная амортизация может использоваться для амортизации вербальных атак, но кроме этого она абсолютно незаменима при отражении атак, проведенных на невербальном уровне. В дополнение к уже описанным, перечислим некоторые распространенные виды невербальнах атак:

1. "Дружеское", но болезненное похлопывания по плечу.

2. Поправление воротничка, других деталей одежды, "снятие" пылинок.

3. Активная жестикуляция в Вашем поле на уровне одного из энергетических центров.

4. Шуточное боксирование.

5. Постоянное стремление партнера по разговору приблизиться, войти в Вашу интимную зону глубже, чем Вы это допускаете.

Обратим внимание, что невербальные атаки можно разделить на две категории: атаки связанные с проникновением в поле собеседника, и без такового. Поскольку первый из типов является более опасным, остановимся, прежде всего, на их амортизации.

Общий принцип амортизации невербальной агрессии подобен уже рассмотренному нами: амортизация невербальной агрессии осуществляется за счет ответного жеста на уровне энергетического центра агрессора, ослабленного нападением. Например, в ответ на дружеское похлопывание по плечу Вы можете начать обнимать Вашего собеседника, сковывая ему таким образом руки, человеку поправляющему воротничок можно начать "поправлять" в ответ пуговицу на уровне живота. Если человек пытается потрепать Вас по голове - присядьте невзначай (например, чтобы завязать шнурок), и, промахнувшись, он испытает значительный дискомфорт.

Для того чтобы амортизация была более эффективной, необходимо, чтобы глубина проникновения Ваших жестов в поле атакующего соответствовала глубине проникновения его жестов в Ваше поле. Также важным является, чтобы начало Вашего амортизирующего жеста было как можно ближе к началу атакующего жеста. Разумеется, Ваши жесты должны соответствовать нормам, принятым в соответствующей субкультуре.

Действия должны быть максимально неожиданными для атакующего, по возможности даже диаметрально противоречить его ожиданиям. Например, если партнер пытается войти в Ваше поле – не убегайте, а начните двигаться навстречу. Хорошо помогает дисбалансировать атакующего "рваный ритм", резкий переход: например, попав в ситуацию "удержание полем", начните медленно приближаться к удерживающему, по возможности входя в его интимную зону, а затем, резко развернувшись, неожиданно покиньте его поле.

Могучими элементами невербальной амортизации являются взгляд и улыбка. Взгляды модулируются энергетической насыщенностью и различаются по направлению. Способность выводить энергию через глаза говорит о достаточно высоком уровне развития человека. Что же касается улыбки – она еще ни кому не помешала.

В завершении обсуждения техник амортизации отметим еще один момент. Удачно проведенная амортизация еще не обеспечивает Вам полной психологической безопасности в процессе всего общения. Придя в себя, агрессор снова может попробовать свои силы, возможно – более изощренным способом. Следует быть готовым к этому и к проведению новой амортизации. Постепенно вы начнете замечать, что подобное состояние внутренней готовности само по себе пресекает попытки атаки, и наоборот, его утрата, желание спрятаться, неуверенность, обида их притягивают.

Этические аспекты амортизации

Возможно, читателя заинтересует вопрос, насколько этичным является использование методов психологической амортизации? Действительно, большинство из методов амортизации лежат за пределами этикета. Однако, и любая психологическая атака также лежит за пределами этикета! Более того, классический этикет как раз и представляет собой систему норм, призванную оградить людей от возможности психологических атак со стороны друг друга. Однако в современном обществе практически не осталось субкультур, нормы которых соответствуют классическому этикету.

Поэтому использование амортизации является единственной возможностью сохранить целостность в таких субкультурах. Если нормы общения оставляют лазейку для атаки, то они оставляют ее и для амортизации.

Примеры удачных амортизаций

1. Иисус же пошел на гору Елеонскую.

2. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,

4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;

5. а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. (Иоан.8:1-9)

Ходжа пришел в баню. Банщик, зная, что Ходжа бедный человек, дал ему дырявый тазик и рваное полотенце. Ходжа ничего на это не сказал, а помывшись, дал банщику денег в два раза больше, чем положено.

Когда Ходжа пришел в эту же баню через неделю банщик, помятуя щедрость Ходжи, прекрасно его обслужил. Уходя, Ходжа заплатил в два раза меньше обычного.

Почему ты платишь так мало? - удивился банщик.

А я плачу не за сегодня, а за прошлый раз.

А когда же ты будешь платить за сегодня?

А вот за сегодня я заплатил в прошлый раз. – ответил Ходжа.

(Приключения Ходжи Насреддина)

Преданы ли Вы своей стране?

Рад погибнуть за Родину вместе с Вашим Превосходительством.

(Похождени я бравого солдата Швейка)

Примеры удачных амортизирующих стратегия поведения

Выход из ролевой зависимости (амортизация Шехерезады)

Вспомним пример на этот раз из сказок 1001 ночи (кстати, считают, что эти сказки были написаны суфиями и содержат в себе очень много эзотерической мудрости). Царь Шахрияр, уличив свою жену в измене, обиделся на всех женщин и начал брать каждый вечер новую жену, казня ее утром после первой и последней брачной ночи. Читатель помнит, что единственной выжившей женщиной стала Шехерезада.

Шехерезада выжила потому, что изменила правила игры. Вместо обычного секса, который просил царь Шахрияр, и который он получал от остальных временных жен, она разрешила себе еще и рассказывать истории. Таким образом, амортизация Шехерезады является третьеглазовской амортизацией, основанной на изменении правил игры.

Следует помнить, что, играя по правилам, навязываемым Вам противником, Вы никогда не сможете выиграть, поскольку противник создавал эти правила под себя.

Таким образом, сущность данной амортизации состоит в предоставлении себе права самому устанавливать правила, по которым собираешься жить и играть, а следовательно, устранение соответствующей вставки на аджне (забирающей это право).

Американски е психологи разработали модель ассертивного (самоутверждающего) поведения. С психологической точки зрения ассертивное поведение – это поведение целостного человека. Ниже приведены так называемые ассертивные права, т.е. права, которыми безусловно обладает каждый человек.

10 основных ассертивных прав

Я имею право ставить оценку собственному поведению, мыслям и эмоциям и быть за их последствия в ответе.

Манипулирующее суеверие: Я не должен бесцеремонно и независимо от других ставить оценку себе и своему поведению. В действительности мне всегда должно ставить оценку и обсуждать мою личность более мудрое лицо, пользующееся авторитетом, а не я сам.

Я имею право не извиняться и не объяснять моё поведение.

Манипулирующее суеверие: Я несу ответственность за моё поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я им давал отчёт и объяснял всё, что я делаю, и извинялся перед ними за свои поступки.

Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

Манипулирующее суеверие: У меня больше обязательств по отношении к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

Я имею право изменить моё мнение.

Манипулирующее суеверие: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо никогда её менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

Я имею право ошибаться и отвечать за ошибки.

Манипулирующее суеверие: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен себя чувствовать виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

Я имею право сказать: „Я не знаю".

Манипулирующее суеверие: Желательно, чтобы я умел ответить на каждый вопрос.

Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.

Манипулирующее суеверие: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

Я имею право принимать нелогичные решения.

Манипулирующее суеверие: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. То, что логично, то и разумно.

Я имею право сказать: „Я тебя не понимаю".

Манипулирующее суеверие: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен „читать их мысли". В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить!

Я имею право сказать: „Мне это безразлично".

Манипулирующее суеверие: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверно, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный

Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденным потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъектную

реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

Психологическая защита стоит на страже Я личности. Человек, как известно, нуждается в постоянном подтверждении факта своей бытийности. Поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством – всеми доступными средствами каждый из нас неустанно доказывает себе и другим: я есть, существую и проявляю себя; я имею и стремлюсь удовлетворить свои желания; я наделен определенными способностями и намерен реализовать их; я хочу, чтобы меня принимали, уважали, ценили окружающие и чтобы мне помогали; я обладаю конкретными достоинствами и буду отстаивать их.

Главная задача самозащиты – принять собственное Я и заставить это сделать других: «Я именно такой, каким кажусь себе".

Нередко человек создает в той или иной степени надуманный свой образ и рьяно оберегает его от посягательств кого бы то ни было, в том числе от самого себя, от самокритики. Иногда он защищает то, чего нет, – миф о собственном Я. Так совершается изощреннейший самообман, на который вряд ли способно какое-то другое животное. Бывает так, что нереалистическая Я-концепция не выдерживает никакой проверки жизненными обстоятельствами, когда достижения личности весьма скромны и многие ее цели не реализованы, когда окружающие предъявляют обоснованные претензии и судьба не складывается. Тем не менее психологическая защита продолжает оберегать надуманное Я.

Но какими парадоксами не удивляла бы нас психологическая защита – она обязательный атрибут полноценного человека. Люди различаются лишь средствами защиты чувства собственного достоинства: у сильной личности обычно они более изощренные и продуманные, а у слабой -примитивные и бессознательные. В то же время, справедливости ради, следует признать, что порой и сильная персона опускается до примитивизма в защите собственного Я, утрачивает на какой-то момент не только самокритичность, но и достоинство, которое она оберегает.

Защищая свое Я от неприятной действительности, от мук совести и чувства вины, от страданий, вызванных неудачами и сознанием своей слабости, от несправедливости окружающих, от тягостных переживаний и разрушительной самокритики, человек, в конечном счете, защищает, как ему кажется свое лицо. В ход идут различные формы психологической защиты: рационализация – предвзятое и выгодное для себя толкование фактов; капитуляция – отступление перед трудностями, связанными с реализацией Я; сверхзащита – оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не способна приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих; агрессия – инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду, и др.

В данном повествовании нас интересуют только такие формы психологической защиты, которые направлены на окружающих. Дело в том,

что проявляя и отстаивая свою субъектную реальность перед другими, человек использует психическую энергию. Чем явственнее субъектное начало в личности, чем больше она уважает себя, тем больше энергии тратит для защиты своей реальности.

Личность окружена энергетическим панцирем, который оберегает от атак против ее Я со стороны партнеров.

Из этого "блиндажа" человек принимает решение, как поступить в том или ином случае с тем, кто посягает на его субъектную реальность: можно не подвергать смельчака энергетическому обстрелу, но утихомирить, умиротворить, выбросить "белый, флаг"; можно уйти от энергетической схватки, от лобовой атаки, затаиться, переждать, увернуться от боя; можно еще на расстоянии предупредить противника: "стой, стрелять буду!" и сделать сигнальный выстрел, послать слабый разряд энергии; а можно ударить всей энергетической мощью, имеющейся в наличии, сокрушив врага наповал, чтобы никогда впредь не преступал дозволенную черту.

Допуск посторонних в пространство интимной близости осуществляется при сверке "энергетического пароля": ты мне приятен -тогда я подпущу тебя к себе, позволю рядом дышать, смотреть в мои глаза, шептать на ухо, прикасаться. Еще более строгую проверку проходит "чужак-па право проникновения к субъектной реальности личности: критиковать, возражать, указывать, приказывать, препятствовать ее желаниям получают возможность лишь немногие избранные. Всякое небрежное обращение с этим хрупким личностным миром нетерпимо и непростительно – защита, как правило, срабатывает незамедлительно, и посягающий получает мощный энергетический удар в виде колкости, резкости, злости, грубости или агрессии.

Энергетическим разрядом защищает свое Я умный и глупый, флегматик и холерик, альтруист и эгоист, невежда и педагогически образованный. И лишь стоит нечаянно наступить кому-либо на "любимую мозоль", как в ответ раздается энергетический взрыв. Быть может, только истинный интеллигент в такой ситуации сохраняет самообладание. Одним из критериев подлинной интеллигентности является способность сохранять коммуникабельные качества, воспитанность и учтивость, находясь в дискомфортном состоянии.

Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личности наиболее приемлемую стратегию психологической защиты, в которой сочетаются две главные силы, способствующие удовлетворению ее обоснованных или завышенных притязаний, – интеллект и эмоции.

Возможны разные стратегии:

психогенные, обусловленные прежде всего врожденными потенциалами личности;

социогенные, возникающие на основе жизненного опыта, под влиянием примера.

Доминирующей в защите субъектной реальности, как свидетельствует

практика, чаще всего становится одна из трех энергетических стратегий: миролюбие избегание агрессия

Стратегии отличаются соотношением в них интеллекта и эмоций, а также качеством сопровождающей их энергии: миролюбие, ассоциируется с положительными разрядами, избегание сопровождается нейтральной энергией, агрессия – отрицательной. При этом каждая из стратегий может проявляться в более или менее жестком варианте, например, агрессия способна варьироваться от соперничества и обиды до злобных выпадов и угроз в адрес партнеров.

Ваша доминирующая стратегия психологической защиты в общении с партнерами

Чтобы установить ее, важно выбрать ответ, который более всего подходит вам:

1. Зная себя, вы можете сказать:

а) я скорее человек миролюбивый, покладистый;

б) я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

а) ищете способ примирения;

б) обдумываете способ не иметь с ним дел;

в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:

а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

б) постараетесь свернуть с ним общение;

в) будете горячиться, обижаться или злиться.

4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

а) пойдете на значительные уступки;

б) отступите от своих притязаний;

в) будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;

б) дипломатичным образом уйдете от контактов;

в) дадите достойный отпор.

6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы:

а) сможете сотрудничать во имя интересов дела;

б) постараетесь как можно меньше контактировать с ним;

в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

а) пойдете ему навстречу;

б) уйдете от конкретного решения;

в) решите вопрос не в пользу партнера.

8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

а) не станете придавать этому особого значения;

б) постараетесь ограничить или прекратить контакты;

в) всякий раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее:

а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

в) поставить его на свое место или прервать.

10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

а) тактично выслушаете все до конца;

б) пропустите мимо ушей;

в) прервете рассказ на полуслове.

11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

а) пойдете на уступку ради мира;

б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;

в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за

12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу "урвать побольше", вы:

а) терпеливо добиваетесь своих целей;

б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

в) решительно ставите такого партнера на место.

13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:

а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

б) сводите общение до минимума;

в) действуете теми же методами.

14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:

а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

б) уходите от общения;

в) осаждаете его или отвечаете тем же.

15. Когда вам задают, неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:

а) спокойно отвечаете на них;

б) уходите от прямых ответов;

в) "заводитесь", теряете самообладание. 16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

в) активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:

а) поздравить его с победой;

б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;

в) "сражаться до последнего патрона".

18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

а) "мир любой ценой" – признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;

б) "пас в сторону" – ограничить контакты, уйти от спора;

в) "расставить точки над "и" – выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

а) благодаря дипломатии и гибкости ума;

б) за счет выдержки и терпения;

в) за счет темперамента и эмоций.

20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы:

а) мягко и корректно сделаете ему замечание;

б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось;

в) дадите достойный отпор.

21. Когда близкие критикуют вас, то вы:

а) принимаете их замечания с благодарностью;

б) стараетесь не обращать на критику внимание;

в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.

22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:

а) спокойно и тактично добиваться истины;

б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела;

в) решительно вывести лгуна на "чистую воду".

23. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего:

а) ищите сочувствия, понимания;

б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах;

в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищите "козла отпущения".

24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы:

а) радуетесь за коллегу;

б) не придаете особого значения факту;

в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.

Обработка данных Для определения присущей вам стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа: "а" – миролюбие, "б" – избегание, "в" – агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами вы активно используете разные защиты своей субъектной реальности

Интерпретация результатов. Каково же содержание и принцип действия каждой из этих стратегий?

Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер – мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с "хорошим" характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его "обломала жизнь", и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком – природа или опыт, или и то и другое вместе, – главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвано оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их фордами).

Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной

сальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоци-энальных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент. Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъектной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля. Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: "не возникай со своим Я". Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: "не тяни на себя одеяло, не плюй против ветра, не садись не в свои троллейбус, сделай пас в сторону".

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера – весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия – использовать ее в качестве стратеги защиты своего Я проще простого.

Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии – один из "большой четверки" инстинктов, свойственных всем животным – голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно из далека. Они любят яркие туалеты, насыщенные тона, крикливую косметику. Из поведения некоторых видов животных известно: чем ярче окрас, тем больше агрессии. "Плакатную", или "флаговую", расцветку имеют самые агрессивные коралловые рыбы. Красные пиджаки и пестрые галстуки – весьма характерный атрибут

гротескового самовыражения, свидетельствующий прежде о силе, чем об уме.

Сегодня говорят о буме агрессии, но скорее всего она перманентна. Мы порой наивно полагаем, что были времена менее агрессивные – это публицистика; таким способом мы увещеваем себя, стараемся достучаться к своей совести. На самом же деле агрессия – стратегия защиты неистребимая.

На первый взгляд странно, если не парадоксально, что ЛИЧНОСТЬ, продукт всех общественных отношений, в защите своей РЕАЛЬНОСТИ И ДОСТОИНСТВА использует инстинкт, то есть слепую, бессознательную силу, последовательную цепь автоматизированных поведенческих актов. Где же его величество разум? Почему он допускает, чтобы вполне зрелый и воспитанный индивид опускался до агрессии?

Действительно, в механизме агрессии современных весьма интеллектуальных и общественных существ немало странного. Этология знает теперь так много о естественной истории агрессии, что уже позволительно говорить о некоторых нарушениях этого инстинкта у людей. В естественных условиях агрессия служит сохранению жизни и вида. Но это в естественных условиях, в столкновении с разрушительными силами природы и смертельными врагами, для защиты территории и положения в иерархии. Можно принять агрессию как уместную форму жесточайшей конкуренции в борьбе за выживание народа, племени или рода.

Однако почему самый обычный человек готов использовать агрессию по всякому ничтожному случаю? Почему вообще агрессия избирается как средство при выяснении отношений с собратьями, представителями своего вида? Почему она – столь частое явление среди близких и родственников, словно люди утрачивают способность различать, кто "свой", а кто "чужой"? Почему двое еще вчера согревали друг друга огромной любовью, а сегодня испытывают взаимную ненависть? Вообще, на каком основании мы привычно повторяем: "от любви до ненависти один шаг"? По каким таким нелепым законам энергия любви за короткий промежуток времени способна преобразоваться в свою полную противоположность? Парадокс это или банальность, что самые интимные личные связи, какие вообще бывают между живыми существами, в полную меру насыщены агрессией?

Конечно, любой "странности" при желании можно найти вразумительное объяснение. Очевидно, решающую роль в таком энергетическом кульбите, когда любовь перерастает в ненависть, играет интеллект, обида, наши ценности, уязвленное человеческое достоинство, то есть ЛИЧНОСТЬ Вот и получается парадокс: источником агрессии служит вершина творения природы – личность.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль "передаточного звена" – с его

помощью агрессия "нагнетается", "раскручивается на полную катушку". Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла: это ТЫ меня оскорбляешь! Это ты МЕНЯ оскорбляешь! Это ты меня ОСКОРБЛЯЕШЬ!

Интеллектуальная личность, обладающая инстинктом агрессии, – самое страшное «изобретение" цивилизации.

Здесь уместно сослаться на выдающегося современного австрийского ученого К. Лоренца, знатока в области психологии агрессии. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – ученый пришел к выводу: "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". (Лоренц К. Агрессия. Так называемое "зло". М. 1994 г.)

Вывод этолога довольно удручающий, особенно если помнить, в каких обыденных обстоятельствах человек готов прибегнуть к агрессии. Задели спину в автобусе – в ответ злость, обидят словом – гнев, наказали вычетом из премии – поток брани, подвел партнер – буря ненависти, украли пучок морковки с грядки – шквал проклятий. Даже представить страшно среднестатистического человека в агрессивном состоянии по поводу "выеденного яйца": искаженная физиономия, надутые вены, напряженные мышцы, сжатые кулаки. Какая мощная энергия выбрасывается на собрата по виду при защите субъектной реальности. Злое наследство сидит в крови у нас.

Конечно, можно оправдать гомосапиенса: он оберегает свое интимное психологическое пространство, чувство собственного достоинства или личные интересы. Но почему такой разумный и социализированный, он не пользуется для этого деликатными средствами, вежливыми знаками, убедительными словами. "Догадались", например, соловьи использовать пение для того, чтобы издали предупредить своих сородичей – ибо обращаются только к ним, – что здешний участок уже нашел себе крепкого и воинственного хозяина. Сколь же примитивна и безобразна агрессия человека, когда она в разных ситуациях выполняет ту же предупредительную функцию. Жаль, что люди не избрали в качестве средства защиты Я что-нибудь напоминающее соловьиную трель, но проявляют завидную изобретательность в использовании агрессивных форм психологической защиты.

Постоянно используя множество вариантов агрессии, мы приучились реагировать в основном на сильные раздражители.

Возник порочный круг: агрессия стала необходимым средством воздействия на окружение, способное реагировать только на агрессию, на грубость, на окрик, на хамство. Агрессия приобрела отчетливый социогенный характер.

Вот лишь некоторые ее современные формы:

/. «Экстрапунитивностъ» – тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда – себя.

Есть люди, которые "никогда и ни в чем не виноваты". Они убеждены, что у них не сложилась жизнь, потому что родились под несчастливой звездой, что обстоятельства чаще всего не в их пользу, что им не везло в выборе друзей, создании брачного союза, к ним незаслуженно плохо относится начальство. В сознании и мышлении таких людей преобладают откровенные обвинительные тенденции, то есть стремление видеть причины и следствия происходящего однонаправлено – в окружающих, в обстоятельствах, но не в себе. Это искажает и упрощает реальность: диалектический характер связей причин со следствиями и следствий с причинами подменяется субъективизмом. Нередко личность как бы исключает сво.е Я из причинно-следственных связей.

Взаимодействие с окружающими становится вызывающим, строится на основе конфронтации и выпадов. Естественно, сие порождает негативные ответные реакции со стороны партнеров, возникает некоммуникабельная атмосфера, пронизанная энергетикой отрицательных эмоций.

Обвинительные тенденции в интеллекте проявляются в различных ситуациях:

Деловой партнер, пытаясь объяснить свои идеи другому, говорит: "Я вижу, что вы не понимаете то, что я хочу сказать". – Типичный агрессивный выпад в адрес собеседника; косвенное утверждение: я умный, а ты глупый.

На просьбу руководителя доложить о выполнении задания подчиненный отвечает: "Если бы вы дали мне четкое указание, чтош как сделать, я бы так и поступил". – Подобный оборот речи есть не что иное, как отрицательный разряд. Он способен вызвать ответную защитную реакцию: "Если вам что-то было не ясно, почему вы не уточнили, а теперь оправдываетесь?" и т. п.

На совещании один из сотрудников обращается к руководителю: "Своими непоследовательными распоряжениями вы завели нас, своих подчиненных, в тупик" – Что называется, "выстрел в упор", никакого миролюбия или избегания, но однозначный агрессивный выпад.

Секретарь-машинистка, застигнутая за очередным перекуром, как-бы оправдывается перед шефом: "У вас очень непонятный почерк, поэтому я медленно печатаю вашу рукопись". – Хотя выстрел произведен из малокалиберного духового ружья, он вряд ли будет забыт начальником. Ответ может последовать немедленно. "Еще раз подведете – уволю"

2. "Поиск мишени – стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте.

Вариации этой поведенческой формы – выискивание "козла отпущения" или "мальчика для битья".

Типичная модель "поиска мишени" такова: вы ушиблись о косяк

стула и зло швыряете его, будто этот предмет, а не вы виновны в своей неловкости. В обыденной жизни в роли объекта, на который изливается злость, досада, ярость, приступы гнева, оказывается близкий человек или кто-нибудь, случайно оказавшийся под рукой. Агрессор неосознанно находит "виновного" и ему становится легче – объект для излияния негативных эмоций найден. Можно оскорбить его. Можно ударить. Главное остаться безнаказанным. Безнаказанность – мощный стимул агрессии.

3. "Оправдание через нападение» – механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания – вместо себя агрессор подставляет другого.

Агрессивному человеку трудно признать ошибку, допущенный промах или случившийся конфуз. Возникшее при этом энергетическое напряжение требует разрядки Куда ее направить? Легче всего на свидетеля промашки, на оппонента или критика Основным принципом поведения нередко избирается житейская псевдомудрость: "нападение – лучший вид обороны". Приговаривая этот девиз себе под нос или бросая окружающим, агрессор крушит черной энергией направо и налево Вы ему замечание, а он в ответ, "не тебе меня учить". Вы к нему с претензией, а он: "на себя посмотри". Вы к нему с миролюбивым пожеланием, а он вам: "чья бы корова мычала.. ". Если вы говорите агрессору о необходимости обратить внимание на личную дисциплину или качество работы, он мгновенно находит изъяны в вашей деятельности или "копает" еще глубже – обсуждает факты вашей биографии. Агрессивный человек часто безнравственен.

4. "Праведный гнев» – оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом.

Агрессор понимает, что некоторые чувства или поступки умаляют его достоинство. Постыдна зависть. Трудно пережить поражение в любви или фиаско на поприще искусства. Неприятно признаваться себе в грубости, лживости, безнравственности.Ужасно сказать себе я серость, примитив. Но душа кипит, негативные эмоции готовы вырваться наружу. И тут на помощь приходит "праведный гнев" Возмущение облекается в форму благородного протеста. Зависть маскируется под рассуждения о чести и достоинстве "Я не завидую, просто меня раздражают карьеристы, ловкачи, люди, идущие к своей цели по головам". Неприятие личного поражения в творчестве принимает различные формы критиканства по адресу более удачливых коллег: "Если быть принципиальным, то надо признать, что это далеко от таланта". Безнравственность оправдывается некими высшими ценностями" "Я не прощаю подлость даже самым близким". При помощи "праведного гнева" бесталанные устраняют талантливого, ленивые – трудолюбивого, нечестные-честного.

5. "Проекция негативных качеств» – приписывание своих недостатков партнеру.

Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признать их и тем более преодолевать она не намерена,

ведь это трудная задача – переделать себя или избавиться от части своего Я, пусть даже осуждаемой. И тогда бессознательно возникает соблазн обвинить в собственных пороках других, как бы поставить знак равенства между плохим своим Я и Я других. Вот почему желчный, нечестный, грубый, завистливый, жадный, порочный человек охотно находит эти и прочие недостатки в другом. Собственные плохие качества вызывают внутренний дискомфорт, но если их увидеть у партнера, становится легче: "не один я плохой".

6. -Самоутверждение путем унижения другого» – агрессия, основанная на девальвации достоинств партнера.

Сказать себе: "Я бездарен, ленив, глуп" – для большинства невозможно, это означало бы уничтожение своей субъектной реальности. Гораздо проще принизить достоинства другого. Об умном сказать, что он таким лишь кажется. О талантливом распустить слух, что он добивается успехов сомнительными средствами. О честном намекнуть, что он себе на уме. О растущем профессионально, утверждать, что ему помогает "большая рука". В конце концов допустимо признать второстепенные достоинства партнера: "у него хорошо подвешен язык", "он бездарен, но обладает пробивной силой". Можно найти какой-нибудь сомнительный аргумент в пользу того, кто раздражает агрессора своими достоинствами: "дуракам у нас открыта дорога", "бездарям позволяют расти – они никому не мешают".

7. ревальвация объекта беспокойств» – понижение значимости, ценности того, что (кто) вызывает досаду.

Если желанный объект не доступен, то чтобы успокоить себя, не лишне снизить его значимость, найти изъян или охаять. Молодой человек попробовал ухаживать за девушкой, но она дала ему "от ворот поворот". Мужское достоинство уязвлено. Энергия эмоций находит разрядку в дурных отзывах по адресу объекта увлечения: "Подумаешь, красавица – не особенно-то и хотелось". Человек никогда не бывал за границей и говорит в утешение" "чего я там не видел". Тот, кто не в состоянии купить машину, часто приводит девальвирующий аргумент: "зато не надо с ней возиться".

8. -Деликатное хамство» – изощренное оскорбление человеческого достоинства,

Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Ее демонстрируют специфические люди" они вполне владеют собой и способны мыслить, находясь в состоянии психологического дискомфорта. Их интеллект не только сохраняет хорошую работоспособность, но и подхлестывается негативной эмоциональной энергией. Такой ансамбль рационального и эмоционально порождает сарказм, издевку, цинизм. Агрессор хладнокровно "разделывает" свою жертву, целясь в самые чувствительные места ее субъектной реальности.

Человеку, которого природа обделила особыми талантами, дадут понять: "серая мышка". Неудачнику в жизни укажут" "надо знать свое место". Бедняк услышит мораль на тему: "так вам и надо". Скромный

человек будет подвергнут порицанию за наивность и простоту. Честная девушка узнает, что она "синий чулок".

Как видим, нет недостатка в формах агрессивной защиты. К ним добавим экспрессивные средства агрессии: оскорбительный тон и междометия, плевок в сторону обидчика и пинок ногой, злобный взгляд и искаженное гневом лицо, размахивание кулаками и напористые телодвижения.

Вывод напрашивается сам собой: агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия. Инстинкт агрессии буквально пронизывает поведение современника и стал социогенной стратегией психологической защиты.

Вместе с агрессией распространяется негативная энергетика эмоций, являющаяся фоном повседневного общения. | | |