Приемы формирования коммуникативных ууд на уроках. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Формы подводящего диалога

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа в новых условиях реализации ФГОС второго поколения выдвигает требования к результатам изучения любого предмета. Они включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, которые помогут ребенку в дальнейшей практической жизни.

Что же такое коммуникативные универсальные учебные действия (далее КУУД) и как они формируются?

Коммуникация – это общение, обмен мыслями, основывающийся на взаимопонимании.

Словосочетание УУД в широком значении означает «умение учиться».

Таким образом, КУУД - это «умение учиться через общение». Еще М.М. Бахтин, величайший философ и культуролог утверждал, что « только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».

Рассмотрим более детально КУУД.

К коммуникативным действиям относятся:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    постановка вопросов;

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Что могут дать хорошо усвоенные КУУД ребенку и как обеспечить овладение ими?

Коммуникативные УУД должны обеспечить:

    социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

    умение слушать и вступать в диалог;

    участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Каковы способы формирования КУУД?

Необходимо строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

Роль учителя - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Активные средства, которые рекомендуется использовать на уроках русского языка и литературы для формирования УУД:

    работа в группах,

    исследовательская работа,

    работа с текстом,

    прием составления сводной таблицы, схемы,

    подготовка доклада и написание реферата,

    работа парами,

    использование парной формы контроля,

    самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.

Существенное значение для формирования КУУД имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Так на уроке литературы, посвященном творчеству И. Крылова, например, ребятам было предложено разбиться на группы, выбрать любого героя басни и рассказать о нем, используя цитаты, рисунки, прилагательные, чтобы учителю-режиссеру захотелось выбрать именно его в качестве героя нового мультфильма.

Использование парной формы контроля, взаимоконтроль.

Учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

Не менее важны и другие виды деятельности. Ребята с удовольствием берутся подготовить доклад или реферат о жизни и творчестве писателей поэтов и т.д. А это требует немалых усилий и умений:

    понять тему сообщения, логику развития мысли,

    извлечь нужную информацию (полно или частично),

    собирать и систематизировать материал,

    умений построения монологического высказывания;

    составлять план, пользоваться различными типами речи,

    строить высказывание в определенном стиле.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

В русском языке это все уроки по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь, и другие виды работ с текстом.

Для создания устных высказываний прибегаем к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.

Можно выделить несколько приемов работы с текстом :

    Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.

    Прием составления схемы. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

    Формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

    Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

В работе с текстом основное место занимает анализ текста . Любой анализ текста стремится помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п.

Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью, к чему мы стремимся.

Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности.

Для успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо поощрять детей, высказывать свою точку зрения, воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО - 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое место отводится коммуникативным действиям. Коммуникативные УУД включают: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, разрешение конфликтов, постановку вопросов, построение речевых высказываний, понимание позиции другого человека. Необходимость разговора о формировании коммуникативных УУД очевидна. Даже известный баснописец И.А. Крылов в своей басне «Лебедь, Щука и Рак» говорит о проблемах коммуникативного характера.

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

На примере героев литературных произведений дети получают представление об умении договариваться, вступая в ситуацию сотрудничества. Однако, обладая целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников, поступающих в первый класс, остаётся далёк от желаемого.

В контексте концепции развития универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), а также налаживания межличностных отношений. Подробно рассмотрим некоторые приемы формирования коммуникативных учебных действий, используемых учителями гимназии на уроках.

Одним из видов коммуникативных УУД является планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Главным вдохновителем идеи учебного сотрудничества был Симон Львович Соловейчик. Его идею поддержали известные советские педагоги: Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие.

Учебное сотрудничество помогает детям творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями продукта своей учебной деятельности.

К формам учебного сотрудничества относятся:

- сотрудничество со сверстниками;

- сотрудничество с учителем;

- отрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее - к сотрудничеству с самим собой.

Сотрудничество со сверстниками предполагает их совместную учебную работу, непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, просить у друга помощи, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.

Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности:

Строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров;

Обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию;

Обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности;

Уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.

При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы. Учитель может вступать в сотрудничество с учащимся только по инициативе школьника, по его запросу о конкретной помощи. В данной ситуации педагог будет выступать в роли тьютора. Наводящие организующие вопросы учителя-тьютора помогут ученику найти пути решения задачи.

Организовать сотрудничество со сверстниками помогают как задания в рамках традиционных уроков, так и на уроках-образовательных событиях. Так, на публичном уроке русского языка по теме «От двух до пяти» по книге К.Чуковского учитель предлагает учащимся задание для парной работы: заняться словообразованием и попробовать составить как можно больше родственных слов с корнями: -сад-,- лес-,- дом-. Учащиеся, учителя и родители работают в парах на заранее подготовленных листах. При проверке родители и учителя добавляют ответы детей, расширяя их словарный запас.

В случае организации сотрудничества с учителем педагоги и ученики рассматриваются как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Сотрудничество с учителем изменяет роль самого учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача учителя состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, рассматривает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

Сотрудничество с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации, направлено на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление.

Основные формы организации учебного сотрудничества - работа в парах и группах. В 1-ом классе на уроке обучения грамоте учитель предлагает поработать с текстом стихотворения таким образом: «Договоритесь, кто будет читать стихотворение вслух, а кто должен будет хлопнуть в ладоши один раз, услышав слово с изучаемой на уроке буквой». Предположим, что на уроке изучается буква Р. Тогда в стихотворении «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» должно прозвучать три хлопка на слова: громко, уронила, речку . Следует отметить, что тот ученик, который осуществляет хлопки, работает с закрытым учебником.

На уроках русского языка можно использовать алгоритм работы в паре по подготовке к словарному диктанту.

Алгоритм работы в парах:

  1. Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения.
  2. Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет - скажи, что оно означает.
  3. Выслушай, как напарник повторит слово по слогам орфографически. Если слово произнесено правильно, твой напарник может записывать его в тетрадь. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
  4. Проследи, как напарник записывает слово в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать его по слогам орфографически.
  5. Теперь поменяйтесь ролями. Твой напарник диктует тебе первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения и т.д. (п.2, 3, 4)
  6. Вновь поменяйтесь ролями. Поочерёдно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек (по пунктам 1-4)
  7. Поблагодарите друг друга за работу и смените напарников.

Работу в группах по формированию коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере такой формы как публичный урок . Это особая форма организации ученой деятельности, урок «для широкой публики», на котором нет гостей, а все участники являются авторами события под названием «полилог поколений». В публичном уроке всем хочется участвовать, говорить «своё слово», делиться своими знаниями и жизненным опытом. Главное отличие публичных уроков от открытых состоит в том, что на них приходят и педагоги, и родители, но не в качестве гостей и наблюдателей, а как активные участники и соавторы урока.

На публичном уроке «От двух до пяти» по книге К.Чуковского и родители, и первоклассники, и учителя получили возможность поговорить на тему лексики и словообразования детей в возрасте от двух до пяти лет. Заранее при подготовке к уроку дети создавали самодельные книжки-малышки со своими детскими высказываниями в возрасте от 2-5 лет. При организации групповой работы учитель предлагал задание прочитать в группе свои детские высказывания из самодельных книжек, обсудить их, выбрать самое интересное высказывание и прочитать его выразительно по ролям или инсценировать.

Приглашенные на урок эксперты-учителя фиксировали работу детей в группах по следующим позициям:

1) организация сотрудничества: планируют действия, оказывают помощь

2) учет позиции другого: высказывает идеи (свою точку зрения), аргументирует идею (свою точку зрения), отстаивает свою точку зрения невраждебным способом

3) общение с партнером по совместной деятельности: понятно и доступно излагает информацию, идеи, свою точку зрения, интересуется чужим мнением, слушает другого, пассивен/работает один/занимается своими делами.

Еще одним видом коммуникативных УУД является управление поведением партнера. Оно включает в себя контроль, коррекцию и оценку действий партнера. В процессе создания диалогического единства собеседники взаимно корректируют действия, исправляют ошибки в речи, проверяют логичность выстраивания аргументов, оценивают их значимость и ценность. Составляя диалог, партнерам также приходится постоянно обращать внимание на высказывания другой стороны, менять структуру предложения по необходимости, давать советы о содержании фразы.

Формировать умение данного вида можно на примере изучения произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ» Задание: дополни данные слова другими словами. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложение. Запиши получившийся рассказ, попроси друга отредактировать, исправить (если это необходимо) твоё произведение.

Для того чтобы исправить произведение товарища или отстоять, не изменяя, своё произведение, учащимся необходимо аргументировано доказать свою точку зрения невраждебным образом.

Разрешение конфликтов - коммуникативное действие, направленное на формирование умениявыявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решения и реализовывать его. Любой человек рано или поздно оказывается в ситуации конфликта, порой не находя выхода из него. Размышления, рефлексия, решения - это опыт, который необходим в жизни, чтобы противостоять трудностям. Школа должна предоставить и такой опыт детям.

Формирование умения разрешать конфликты можно рассмотреть на примере задания, изучая произведение В. Лунина «Когда я взрослым стану»: «Подготовь выразительное чтение одного из двух стихотворений. Для этого реши с соседом по парте, какое стихотворение будешь читать ты, а какое - твой сосед» . Интересно понаблюдать, как дети сумеют мирно договориться между собой, выбрав одно и то же

Одним из видов коммуникативных универсальных учебных действий является постановка вопросов [ 4]. Тот, кто умеет задавать вопросы, лучше ориентируется в окружающем мире, чем тот, кто не умеет.Учёными доказано, чтобыстрее всего с учебными и внеучебными задачами справляются те учащиеся, которые не испытывают трудностей в постановке вопросов. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя.

Вопрос «запускает» познавательную деятельность. Основа познавательной деятельности - состояние незавершенности, познавательный «голод». Если человек учится и при этом не задает вопросы, он не испытывает этого «голода». Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное.

Психолог Загашев И.О. вместе с коллегами разработал особую «Ромашку вопросов», которую ещё называют «Ромашкой Блума» (Б. Блум - известный американский психолог и педагог, разрабатывавший проблему постановки вопросов). Систематика вопросов «Ромашки» основана на уровнях познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов:

Простые вопросы;

Уточняющие;

Интерпретационные (объясняющие);

Творческие;

Оценочные;

Практические;

Умению задавать вопросы разных типов важно учить детей с первого класса. Но не следует в первом классе начинать использовать все типы вопросов. Обучение пониманию принадлежности вопроса к тому или иному виду необходимо осуществлять постепенно. Начинать целесообразно с постановки простых вопросов.

Так в первом классе можно предложить ученикам выполнить такое задание. На доске написано предложение: Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол . Дети читают предложение, обсуждается, о ком идёт речь в этом предложении? Что именно рассказывается о герое? Далее учитель по очереди цветом выделяет в предложении разные слова. Задача школьников: используя слова из предложения, задать вопрос, относящийся к выделенному слову. Например: Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. Вопрос детей: Кого продавцы вытащили из каюты и посадили на стол? Или Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. - Что сделали продавцы? и т.д.

Для обучения постановке вопросов можно использовать и такой приём «Вопросительные слова». Учитель просит учащихся вспомнить разные понятия, связанные с изученной темой, и записать их в одну колонку. Например, на уроке русского языка во 2-м классе при изучении темы «Корень как часть слова», дети знакомятся с содержанием рубрики «Тайны языка». Учащимся предлагается записать основные, с их точки зрения, понятия из этой рубрики. В левую колонку записываются слова корень, родственные, главная, общая часть. В правую колонку ученики записывают различные вопросительные слова (как? что? где? почему? сколько? откуда? какой? зачем? каким образом? какая взаимосвязь? из чего состоит? каково назначение? и т.д.). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая слова обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах. Вопросы могут быть составлены следующие: Почему корень это главная часть слова? Как обозначают корень? Какие слова называют родственными?

Развитие умения задавать вопросы в условиях реализации стандарта второго поколения представляется крайне актуальным. Обеспечивая инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение умением задавать вопросы свидетельствует о формировании коммуникативных и познавательных действий школьника, способствует интеллектуальному и личностному развитию ученика.

Построение речевых высказываний как коммуникативное действие предполагает умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Умение вступать в диалог можно формировать на примере задания к произведению Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Обучающимся задаются вопросы: в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Составьте с другом несколько диалогов на эту тему .

Понимание позиции другого - это коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно
приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Одним из эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий являетсяпроектная задача. Это система заданий, создающая квазиреальность, которая позволяет обучающемуся применить известные ему способы действий и знаний в нестандартной ситуации и получить реальный продукт, которого он раньше не умел делать. Продуктом деятельности могут быть схема, таблица, газета, спектакль.

Одной из особенностей проектной задачи является её групповой характер. Учебное сотрудничество позволяет достаточно эффективно формировать такие коммуникативные универсальные умения , как умение слушать другого, принимать точку зрения другого, находить компромисс, отстаивать свою позицию.

Учителя и родители, приглашенные на проектную задачу в роли экспертов, имеют возможность наблюдать за тем, как дети применяют свои предметные знания в новой для них ситуации, учатся «налаживать мосты» с другими членами группы для получения общего результата, презентуют свой продукт сверстникам, усваивая, тем самым целый спектр коммуникативных умений в личностно-значимой деятельности.

В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования выпускник научится [ 7]:

1) в рамках формирования умения осуществлять учебное сотрудничество:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

Формулировать, аргументировать собственное мнение и позицию.

2) в рамках формирования умения управлять поведением партнёра:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Контролировать действия партнёра;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

3) в рамках формирования умения разрешать конфликты :

Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

4) в рамках формирования умения задавать вопросы :

Задавать вопросы с целью поиска и сбора информации;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

5) в рамках формирования умения строить речевые высказывания :

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое контекстное высказывание, владеть диалогической формой речи;

Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

6) в рамках формирования умения понимать позицию другого :

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Процесс формирования универсальных учебных действий предполагает системность организации работы по данному направлению, этапность освоения каждого вида действия, усложнение организации деятельности на основе уже усвоенного алгоритма: к формируемым УУД в первом классе добавляются новые умение, целесообразные возрасту учащихся.

Можно рассмотреть коммуникативные умения, которые формируются с первого по четвёртый класс.

В первом классе дети учатся:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Работать в паре.

Во втором классе формируются следующие умения:

1. Ученики не просто участвуют в диалоге, а учатся слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Учатся оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Учащиеся читают вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, учатся понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, дети учатся сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

В третьем классе к перечисленным умениям можно добавить следующие:

1. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

2. Критично относиться к своему мнению

3. Понимать точку зрения другого.

4. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

В четвёртом классе более активно формируются такие умения как :

1. Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; а также аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

2. Дети могут взглянуть на ситуацию с иной позиции и учатся договариваться с людьми иных позиций.

3. Учатся предвидеть последствия коллективных решений.

Коммуникативные универсальные учебные действия являются одним из главных компонентов содержания современного образования. Овладение данными видами действий способствует не только формированию умений взаимодействовать с окружающими, работать с информацией, проявлять разные социальные роли в коллективе, но и является ресурсом для моделирования успешного взросления.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом . Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом .

  1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
  2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема — это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы: линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
  3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
  4. Прием составления сводной таблицы — позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
  5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение с пометками»
  • «Составление кластера». (из теории критического мышления).

Опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие — объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."

  • Составление кластера. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
  • Дискуссия . Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии:
    • четко письменно излагать свое мнение
    • понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно
    • задавать вопросы на понимание
    • вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую работу.

  • Групповая форма работы . «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами . Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

  • необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий.

Например:

  • «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
  • «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
  • «Найди и выпиши слова, которые… В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их».

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем» . Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».

На уроке материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь , попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
  4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
  5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 году, по нашему мнению, в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий. Результатом нашего исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Приложение

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

  • Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
  • Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
  • Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
  • Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
  • Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
  • После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ — окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа — ЕТЕ.
  • Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
  • Работа с текстом

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

  • Кто...?
  • Что...?
  • Когда...?
  • Как звать...?
  • Было ли...? Дайте три объяснения, почему...?
  • Объясните, почему...?
  • Почему, вы думаете...?
  • В чём различие...?
  • Предположите, что будет, если...?
  • Согласны ли вы...?
  • Верно ли...?
  • Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер.

  • Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек

  • Этапы словарной работы: семантизация слова; актуализация слова;использование слова в речи.

Сравните значения слова «верный» в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ Толкование слова с помощью контекста. Какие слова подходят к первому предложению, какие — ко второму: надежный преданный, точный, правильный. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Послушайте рассказы: Спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!» Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»

Работа со словарём: милосердный — проявляющий милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания; человеколюбие.

Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды? Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Составь сочетания слов или предложение с данными словами. (Например: вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный. Подбор синонима или антонима.

Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Обсуди с товарищем, какое слово более подходит по смыслу. Вставь его в предложение: Мама торопливо... Сережу в детский сад. Наконец, он... куртку и кепку Использование сочетания, включающего в себя уже известное однокоренное слово Младшие школьники часто смешивают исходные слова: войти — зайти, одеть — надеть. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то, а надеть что-то. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Найди, запиши фразеологизм. Дружнее этих двух ребят. На свете не найдешь, О них обычно говорят: Водой не разольешь! Работа над образцами употребления слова

Подумай и составь словарную статью для этого фразеологизма. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №41"

Доклад

По теме: «Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка»

Подготовила: учитель МБОУ «СОШ №41»

Татарникова Анастасия Степановна

Братск-2014

"Обучать общению, общаясь”

В настоящее время общество нуждается в людях способных самостоятельно учиться, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накопленных в прок знаний, а проявление и возможность их использовать. Поэтому основным направление ФГОС является формирование УУД, т.е. способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В числе главных задач начального общего образования является развитие коммуникативной культуры младшего школьника. Акцент ставиться на самостоятельность обучающегося, готовность к сотрудничеству, умению вести диалог, развитие способности к созидательной деятельности.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания - слушание;
  • навыков изучающего чтения;
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • составлять план, пользоваться различными типами речи,
  • строить высказывание в определенном стиле,
  • отбирать языковые средства,
  • совершенствовать высказывание - письмо, говорение

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, на уроках русского языка, формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Давайте рассмотрим применение некоторых современные образовательных технологии для повышения эффективности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка.

В своей работе я старюсь комбинировать различные элементы современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», работа в парах), также на уроках я использую информационно-коммуникационные технологии. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем - помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ. Систематически на уроках русского языка целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов). Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно - деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Для поддержания интереса к такому виду деятельности, ученики моего класса участвовали со своими работами во Всероссийских дистанционных конкурсах сочинителей «Спасти колобка», в дистанционном конкурсе авторов «Тарабарские сказки», в конкурсе сочинений и презентаций «Мой дед Росси защищал».

Понятно, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаю на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретают общение ученика и учителя, ученика и ученика, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. Одной из образовательных целей каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.

В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой - в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации. Особое внимание на всех уроках надо уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. Всё это позволяет успешно формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка младших школьников.

Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть обучающиеся к 5-ому классу, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. Помогают формировать этот навык различные виды работ:

  • упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы;
  • диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
  • письмо по памяти;
  • использование перфокарт, сигнальных карточек;
  • письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
  • “орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
  • контрольное списывание;
  • словарно-орфографическая работа;
  • различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
  • проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.

При необходимости ускорения процесса поиска решений или если задача не может быть решена индивидуально, возникает необходимость деления детей на группы. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.

В этом году я показывала открытый урок русского языка «Три склонения имен существительных», на котором учащиеся моего класса решая поставленную перед ними учебную проблему (разделить слова на три группы по общим признакам и заполнить таблицу), продемонстрировали эффективную групповую работу с использование учебных нетбуков.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами (статических и динамических). Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. При развитии коммуникативных универсальных учебных действий, у ребят повышается качество знаний по всем предметам.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.

Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

Список используемой литературы

  1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г. – 67с.
  2. Темникова Л.А.Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.- Братск: ОГОУ СПО БПК №1, 2010 г. -133 с.
  3. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
  4. Лебединцев В.Б. Русский язык 1-4 класс. Формирование регулятивных и коммуникативных действий. – В.:Учитель.2014 г.- 97с.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Детский дом-школа №95»

«Формирование коммуникативных УУД на уроках

Составитель: учитель начальных классов

Краснова А.Н.

Новокузнецк, 2016

« Формирование коммуникативных УУД на уроках

в начальной школе в условиях ФГОС»

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым, что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Научиться учить себя – вот задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Задача школы сегодня - воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Коммуникативные УУД:

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
  • умение слушать собеседника.

Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:

  • Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
  • Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила : нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать(позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).

Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);

Заключительная часть(сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы – зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).

Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)

МЕТОД «ВЕРТУШКИ»

Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку.

Формировать коммуникативные умения работы в парах нужно постепенно, определенными этапами.

Первый этап : раздаю ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.

Второй этап : формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Поэтому взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик↔ученик, ученик↔учитель.