Ян новак восточные размышления читать. Совершенный киселев наоборот. I. Как строить польскую внешнюю политику

Небольшой (500 экземпляров) тираж небольшой (128 страниц) книги «Восточные размышления» польского публициста Яна Новака-Езёраньского (в войну он участвовал в антигитлеровском подполье, а потом в эмиграции возглавил польское вещание радио «Свободная Европа») был изъят из типографии в феврале прошлого года. Когда представители санкт-петербургского Издательского дома «Когита», работавшего над книгой по заказу Польского института, пришли забрать экземпляры, выяснилось, что все книги находятся «на экспертизе».

Экспертизу, как выясняется из материалов дела, которое тянется уже больше года, инициировала ФСБ. А заявление в полицию, требуя привлечь издательство по 282 статье, написала руководитель движения «Русский путь» Светлана Семикова.

Мнения экспертов из Министерства юстиции и СПГУ не то чтоб поражают неожиданностью. Там говорится, что сборник угрожает «духовно нравственным ценностям многонационального народа России». Еще эксперты недовольны, что Новак-Езёраньский «порочит» советского руководителя И.В. Сталина, а также подает Россию «как страну, где часто совершались жестокие преступления». На этом месте хочется пожелать господам экспертам найти какую-нибудь книжку про хоть какую-нибудь страну, где жесткие преступления совершались нечасто, а также сказать еще вот что.

Изъятие бумажного тиража «Восточных размышлений», а также запрет электронной версии книги (прокурор Московского района Петербурга Владимира Ребо обратился в суд с требованием признать книгу «запрещенной в России информацией», а электронные материалы внести в реестр запрещенных сайтов) — это прямой акт цензуры. Причем цензуры наглой, ни на что не опирающейся: никакой «реабилитации нацизма», по поводу которой бьет в набат, очевидно, совершенно не националистический и толерантный «Русский путь», в этой книге нет. Зато там есть другое, делающее этот запрет в первую очередь актом идиотизма. Все подобные действия режима помимо его тоталитарных наклонностей выявляют еще и его глупость. Ну конкретно, а это — глупость в кубе.

В принципе, сборник статей девяностых-двухтысячных годов Яна Новак-Езёраньского — это совершенный Киселев/Соловьев, только с обратным знаком.

Та же риторика, тот же пафос, та же интонация. Часто даже та же лексика.

Автор «Восточных размышлений» не раз предупреждает о притаившейся — цитирую дословно — «пятой колонне» (имеются в виду некие пророссийские силы). Он призывает «сплотиться перед внешним врагом» — Россией (особая ирония здесь в том, что представляющем врага «ястребом» здесь выведен ельцинский министр иностранных дел Козырев). Он настаивает на милитаризации молодых поляков и их патриотическом воспитании («На страже суверенитета государства стоит армия. Воспитание молодого солдата в духе решительного желания защищать свою страну даже ценой собственной жизни не менее важно, чем обучение новинкам стрельбы из оружия»). Он бесконечно полемизирует с различными оппонентами, которые видят прошлое Польши недостаточно великим. А когда дело доходит до оценки россиян как народа, Новак-Езёраньский изъясняется в стиле «у меня самого друг — еврей». Хотя россияне виноваты в трагедии Катыни, пишет он, не будем забывать, что среди них нашлись те, кто помог рассказать миру об этом преступлении. Есть, есть в России такие-то и такие-то хорошие люди, далее перечисление конкретных историков и активистов. И продолжает: «Можно двояко рассматривать россиян как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы». То есть, значит, можно все-таки как виновников. Не Сталина, не советскую власть — а именно россиян.

Если зачем-то хотеть втравиться в самую безнадежную на свете дискуссию, то надо задать вопрос: а надо ли в таком случае считать вот именно поляков, польский народ — вне исторического контекста — ответственными за уничтожение евреев Едвабны (остановимся на этом случае, как самом известном)? И почему, говоря о великом прошлом Польши, Новак-Езёраньский умалчивает об эпизодах его очевидного невеличия? (Ну или составители сознательно исключили такие упоминания, хотя это, честно говоря, сомнительно).

Но затевать этот разговор бессмысленно. Так что лучше спросить другое.

Рассказывая на пресс-конференции о плане издать в России эту книгу Новак-Езёраньского, директор Польского института в Петербурге Наталья Брыжко-Запур говорила, что это необходимо для того, чтобы желающие россияне могли лучше понять поляков.

Но необходимо ли узнавать поляков с этой стороны и главное — необходимо ли продвигать это знание в некомментированном, апологетическом виде? Вопрос риторический. Ответ «нет, не надо» — это глупо.

успокаивает одно: наши правоохранительные органы вкупе с «Русским путем» любую глупость своей перешибут.

А ведь если работать головой, то «Восточные размышления» надо было не запрещать, а допечатывать. И тогда бы мы все здесь увидели, что это вот про «пятую колонну», и «сплотиться перед внешним врагом» — оно не только у нас.

Полтысячи книг польского писателя изъяли в Петербурге из-за подозрений в экстремизме. «Росбалт» нашел бдительного гражданина, позвонившего в полицию.

«Итак, у России два лица. Одно - ужасное, нечеловеческое и преступное, которое проявилось в Катыни, Медном и Харькове, а сегодня заново проявляется в Чечне. И есть второе, которое мы видим в героическом признании лжи собственного прошлого и очищении своего народа от совершенных преступлений. Можно двояко рассматривать россиян: как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы. Ведь останки убитых по приказу Сталина русских перемешаны или соседствуют с могилами поляков».

Строки, приведенные выше, взяты из предисловия к книге «Восточные размышления» польского общественного деятеля, писателя и журналиста Яна Новака-Езераньского. Издание (6 глав, 128 страниц) состоит из авторских колонок Новака в различных газетах и его же интервью. Легендарный «курьер из Варшавы», много лет возглавлявший польскую секцию радиостанции «Свободная Европа», критикует Россию за «кровожадную войну в Чечне», за стремление «восстановить советскую империю» и отсутствие экономических реформ, а Путина - за открытие мемориальной доски в честь Юрия Андропова.

Достается и Белоруссии с ее «деспотичным президентом», который, дескать, подавляет демократическую оппозицию. Украине уделяется всего 10 страниц, слов «Майдан» и аббревиатур «ДНР» и «ЛНР» там не найти - Новак скончался в 2005 году в возрасте 92-х лет.

«Восточные размышления» были напечатаны в Петербурге по заказу издательства «Когита». Презентация книги состоялась в начале 2016 года, но массовый читатель ее так и не увидел. Вечером 11 февраля в здание типографии «Береста» на улице Коли Томчака пришли сотрудники полиции.

Как говорят в «Когите», в офис нагрянули десять человек в форме. «Весь готовый тираж сборника, а это 530 экземпляров, был изъят. В полиции сказали, что это связано в проверкой текстов на экстремизм. Хотя сама книга не включена в какой-либо список экстремистской литературы», - рассказала «Росбалту» гендиректор издательского дома «Когита» Татьяна Косинова.

«Операция», по ее словам, выглядела странно: полицейские никого не допрашивали, тираж изъяли на время проведения экспертизы, но за прошедший месяц о ее результатах так и не сообщили. Судьба книг также остается неизвестной.

Издательский дом посчитал действия полиции незаконными и обжаловал их в суде. «Мы ознакомились с текстами, вошедшими в сборник, и не обнаружили в них признаков экстремизма. Кроме того, мы считаем, что для проведения проверки достаточно одного или нескольких экземпляров печатной продукции, изъятие же всего тиража неправомерно», - заявил адвокат Иван Павлов, представляющий интересы «Когиты».

Первое же заседание в Московском районном суде принесло неожиданную новость: оказывается, материалы по факту изъятия тиража из полиции были переданы в главное следственное управление СК по Петербургу. Но ни представителям издательства, ни руководству типографии об этом не сообщили. Их тревогу можно понять - еще не забылась история вокруг директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, помещенной под домашний арест по обвинению в экстремизме. Основанием для возбуждения уголовного дела по статье 282 УК РФ стало распространение среди посетителей библиотеки книг украинского националиста Дмитрия Корчинского, которые были признаны судом экстремистскими. Но в случае с петербургским «книжным делом» ситуация иная - и сайт Минюста, где есть полный список запрещенных материалов, это подтверждает.

В понедельник же стала известна подоплека этой истории. Оказывается, сотрудники полиции пришли в типографию на основании звонка некой местной жительницы. Якобы, от подруги она узнала, что в Петербурге готовится к выходу книга Новака-Езёраньского. Разговор происходил 10 февраля. На следующий день бдительная женщина обратилась в полицию. И уже несколько часов спустя в типографии начался обыск. Адвокаты, представляющие интересы издательского дома, предположили, что в реальности данной гражданки может вовсе не существовать.

«Мне известны такие случаи, когда понятно, что заявление было поддельным и составлено самими правоохранителями. Но доказать это сложно, потому что суд носит обвинительный уклон. Чтобы доказать подделку, надо проводить экспертизы, истребовать данные заявителя. Но адвокатам это сделать очень сложно, поскольку все оригиналы находятся в полиции», - отметил адвокат Евгений Смирнов.

«Росбалт» нашел человека, в существовании которого появились сомнения. Звонок в полицию 11 февраля сделала Светлана Семикова, которая на сегодняшний день возглавляет общественную организацию «Русский путь». Движение появилось летом 2014 года. Идеи и цели не уникальны: «сплочение русских людей, консолидация их национального самосознания», а также «пропаганда русских духовных ценностей, русского видения истории и текущих событий». Правда, летом 2015 года Министерство юстиции отказалось зарегистрировать «Русский путь». «Пропаганда русских духовных ценностей» не помогла.

Участники движения разразились гневными постами в «Живом журнале»: «Получаем наличие в стенах этого уважаемого министерства вполне сознательно действующей „пятой колонны“, целенаправленно играющей вместе с Западом, доморощенными „майданщиками“ и псевдорусскими националистами на один и тот же результат: дестабилизацию, свержение Путина и развал России руками русских. Что же касается нас, движения „Русский путь“, то, с регистрацией или без оной, мы пойдем дальше - делать дело, которое считаем правильным и необходимым для нашей Родины».

Сторонники организации активны - только за декабрь 2015 года они провели в Петербурге по меньшей мере пять пикетов. В феврале, к слову, стояли с плакатами и у офиса «Росбалта», где проходила пресс-конференция Михаила Касьянова. Практически обо всех акциях сообщают на своем сайте. Правда, об истории с польскими книгами «Русский путь» по какой-то причине не рассказал.

Решив восстановить справедливость, корреспондент «Росбалта» позвонил самой Светлане Семиковой. Та звонку не удивилась.

«Я патриот своей Родины, поэтому и сообщила в полицию. Я прочитала эту книгу в Интернете и увидела, что там есть слова, которые порочат мою страну», - сказала Семикова.

На уточняющий вопрос: «Пойдете ли в суд на заседание по книжному делу?» женщина ответила: «Да, обязательно».

Илья Давлятчин

В качестве послесловия помещаем материал с сайта "Радио Польша " о выходе книги "Восточные размышления".

Почему труд мыслителя и журналиста Яна Новака-Езераньского особенно важен в период «охлаждения» отношений между Россией и Польшей, рассказывает Артем Филатов.

Знакомство с Яном Новаком-Езераньским лучше начинать не с его статей, а с биографии. Во время Второй Мировой будущий интеллектуал был курьером польского подполья. Он доставлял корреспонденцию от командования Армии Крайовой польскому правительству в эмиграции, которое тогда находилось в Лондоне. После войны Новак-Езераньский стал основателем и первым директором польской службы радио «Свободная Европа». После восстановления Польской независимости Ян Новак-Езераньский сыграл важную роль в определении места страны в современном мире, в том числе в принятии Польши в НАТО. Статьи одного из главных публичных интеллектуалов конца 20-го-начала 21-го века совершенно неизвестны в России, говорит директор Польского института в Петербурге Наталья Брыжко-Запур:

«Это основополагающие тексты и способ мышления не только для внутренней, но и, прежде всего, для внешней политики Польши сегодня. И в какой-то момент мне стало понятно, что в России нас часто совершенно не понимают. Просто потому что не знают этих основ. Они могут нравиться или не нравиться, с ними можно соглашаться или не соглашаться. Но чтобы пытаться какой-то реализовать диалог, нужно знать, в каком направлении идет мышление целой страны и целого общества».

Статьи Яна Новака-Езераньского удалось издать благодаря усилиям Польского института в Петербурге, Коллегиума Восточной Европы и издательского дома «Когита». Как отмечает Наталья Брыжко-Запур, свою роль сыграл 100-летний юбилей Яна Новака-Езераньского, который отмечался в прошлом году:

«В прошлом году, поскольку была годовщина круглая Новака-Езераньского, в Польше мы достаточно широко отмечали. Организация неправительственная, которая носит его имя, Коллегиум Восточной Европы, сделала сборник его текстов. Он больше, чем тот, который выйдет на русском языке, был приурочен к юбилею. То есть можно будет сравнить эти тексты, разобраться, какой тип мышления представлял Ян Новак-Езераньский, его последователи, ученики и союзники».

Публикации Яна Новака-Езераньского посвящены польской идентичности, отношениям с Россией и Украиной, различиям между властью и обществом. Подготовить русскую версию сборника помог один из современных польских интеллектуалов, рассказала глава издательского дома «Когита» Татьяна Косинова:

«Я специально хотела, чтобы это сделал поляк. Анджей Бжезецки издает журнал «Новая Восточная Европа» на польском языке, пишет и об Украине, и о России, часто бывает здесь. И понимает, видит ситуацию и изнутри, и со стороны России, на экспертном уровне. Мне казалось, что нужен именно такой поляк. И на мой взгляд, лучше Бжезецкого этого никто не сделал бы»

По мнению Татьяны Косиновой, статьи Новака-Езераньского выходят в непростое время для российско-польских отношений. Некоторые высказывания могут восприниматься болезненно:

«Он оказался таким пророком. Он говорил, что нельзя предсказать, что будет в России завтра, и в 1991 году, и в 2003 году. И что все может измениться в самую худшую сторону, раз такие власти сейчас в России. От них можно ожидать всего чего угодно, в том числе территориальных притязаний на приграничные страны».

Статьи Яна Новака-Езераньского являются непростым чтением и для поляков, признает российский издатель сборника:

«Это исключительно газетные статьи, но они нелицеприятные для поляков тоже. Ян Новак-Езераньский был человеком, который не хвалил поляков, он говорил, что были периоды в польской истории, когда поляки были совершенно никчемным народом. И это есть в его статьях. Он критичен, прежде всего, по отношению к своим соотечественникам».

Книга одного из главных публичных интеллектуалов Польши выходит небольшим тиражом. Однако электронную версию сборника можно будет найти в интернете. Как ожидают издатели, книга окажется полезна всем, кто интересуется российско-польскими отношениями, в том числе будущим дипломатам и журналистам.


Восточные размышления

Предисловие от составителя

ХХ век вместе со всеми катастрофами дал Польше счастье иметь в своих рядах выдающихся деятелей, сумевших достойно представлять основы польской государственности. Они действовали и в стране, и в эмиграции. Ежи Гедройц, Ян Новак-Езёраньский и их младшие соратники Владислав Бартошевский, Бронислав Геремек, Тадеуш Мазовецкий - вот герои новейшей польской истории. Эти люди смогли сохранить польский стержень в тяжелейшие годы польской истории и передать его Третьей Республике.

В кругу польских государственных деятелей Ян Новак-Езёраньский (Jan Nowak-Jeziorański , 2 октября 1914, Берлин - 20 января 2005, Варшава) - личность выдающаяся, хотя в России мало известная. Выходец из типичной варшавской интеллигентской семьи, годы взросления которого выпали на начало II Мировой войны, он вступил в антигитлеровское подполье. Его величайшим подвигом стали конспиративные поездки из оккупированной Польши в Лондон для передачи документов варшавского подполья Правительству Польши в изгнании. Он это делал разными способами, порой прячась в угольном бункере какого-нибудь корабля. В эмиграции бывшему подпольному курьеру удалось завоевать доверие американцев, которые поручили ему управлять польской секцией радио «Свободная Европа» (аналог радио «Свобода»). Эта радиостанция стала на несколько десятилетий источником правдивой информации на польском языке и сыграла величайшую роль в движении поляков к независимости.

Ян Новак-Езёраньский был человеком действия - энергичным, бесстрашным, иногда вспыльчивым, при этом интеллектуалом и мастером слова. Он оставил после себя огромное эпистолярное наследие: книга его воспоминаний «Курьер из Варшавы» давно стала настольной для каждого поляка, интересующегося историей своего народа; он был острым наблюдателем текущей реальности и ее умелым комментатором. Вернувшись в Варшаву и будучи на пенсии, до конца жизни он живо интересовался польской и международной политикой и делился своими наблюдениями с соотечественниками на страницах ведущих газет.

Этим изданием русский читатель открывает первую подборку публицистики Яна Новака-Езёраньского 1991-2003 годов о политике взаимодействия с ближайшими соседями на востоке - Россией, Белоруссией, Украиной и Литвой. Они написаны в годы, когда Езёраньский часто приезжал в Польшу из США и, в конце концов, осел в Варшаве. Он уже не занимал никаких должностей ни в Польше, ни за границей и не исполнял никаких политических функций, но до конца своих дней принимал участие в общественной жизни.

Не удивительно, что в этих текстах важную роль имеют размышления о польско-российских взаимоотношениях. Ян Новак-Езёраньский знал, какой проблемой для Польши может быть российский империализм и писал о необходимости его предупреждения. Сегодня его комментарии последних чеченских войн - после войны в Грузии в 2008 году и циничном участии России в поддержке сепаратистов на Украине - по-прежнему сохраняют актуальность.

Но Ян Новак-Езёраньский не был русофобом. Он видел в россиянах лучшие стороны и знал, что история особенно жестоко обошлась прежде всего с ними самими. В 2000 году он писал: «Итак, у России два лица. Одно - ужасное, нечеловеческое и преступное, которое проявилось в Катыни, Медном и Харькове, а сегодня заново проявляется в Чечне. И есть второе, которое мы видим в героическом признании лжи собственного прошлого и очищении своего народа от совершенных преступлений. Можно двояко рассматривать россиян: как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы. Ведь останки убитых по приказу Сталина русских перемешаны или соседствуют с могилами поляков» .

Он не уставал писать полякам о России, потому что знал, какое огромное значение имеет процесс примирения народов Европы. Свидетель катастроф ХХ века, он был горячим сторонником примирения поляков с их соседями - в том числе с ближайшими восточными. В своих текстах он выделял особую роль общественной дипломатии, роль культуры в диалоге между народами, потому что верил: слово действует эффективнее больших денег и бронированных дивизий.

В 2015 году, когда польско-российские отношения вновь осложнились, стоит издавать тексты таких поляков, как Езёраньский. Они оставляют надежду на то, что диалог возможен. Даже сегодня в наших странах есть люди, которые хотят взаимопонимания между нашими народами. Меня радует, что российский читатель имеет возможность познакомиться со взглядами одного из самых важных поляков ХХ века.

В России признали экстремистскими статьи польского политика и публициста Яна Новака-Езераньского — одного из самых уважаемых в Польше мыслителей. Такое решение в среду вечером вынес Московский райсуд Санкт-Петербурга: он согласился с доводами прокуратуры, которая требовала запретить распространение книги «Восточные размышления» для «защиты духовно-нравственных ценностей многонационального народа России». Правозащитники уточняют, что надзорное ведомство даже не указало, какие именно фрагменты книги нарушают закон РФ. Они собираются обжаловать решение суда, считая его фактическим запретом на выражение своего мнения. Жалобу на сборник статей Яна Новака-Езераньского «Восточные размышления», изданный Польским институтом Санкт-Петербурга тиражом 530 экземпляров, подало в феврале 2016 года движение «Русский путь». Руководитель этого движения Светлана Семикова заявила, что якобы наткнулась в интернете на электронную версию брошюры с текстами Яна Новака-Езераньского, возмутилась и написала заявление о пропаганде экстремизма и реабилитации нацизма (ст. 282 и ст. 354.1 УК РФ). Следственный комитет несколько раз проводил проверку заявления госпожи Семиковой и всякий раз выносил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Однако в июне прокурор Московского района Санкт-Петербурга Владимир Ребо обратился в суд с требованием в порядке особого производства (согласно ч. 1 ст. 262 ГПК РФ) признать весь тираж запрещенной к распространению в России информацией, а электронные материалы внести в реестр запрещенных сайтов. В заявлении он указал, что сборник текстов польского публициста должен быть запрещен в целях «защиты духовно-нравственных ценностей многонационального народа России». К тексту приложены экспертизы, проведенные Минюстом и сотрудниками СПбГУ и РГПЦ имени Герцена. В них утверждается, что в статьях «выявлены недостоверно изложенные исторические события», а Россия «подается как страна, где часто совершались жестокие преступления». Недовольство прокуратуры вызвали и «обвинения советских руководителей И. В. Сталина и Ю. В. Андропова», а также «заведомо ложные утверждения о президенте России В. В. Путине как о человеке, "верном преступным традициям КГБ"».

Ян Новак-Езеранский (1914-2005) — польский общественный деятель, публицист, офицер Армии Крайовой, эмиссар правительства Польши в изгнании, многолетний директор польского отделения радио «Свободная Европа», обладатель наивысшей польской награды — ордена Белого Орла.

Движение «Русский путь» зарегистрировано в 2014 году, его возглавляет Светлана Семикова. Организация ставит целью «борьбу с русофобией» и «оздоровление нации». Судя по сайту, члены организации регулярно проводят пикеты возле иностранных посольств, исламских центров и Европейского университета в Петербурге. Кроме того, они проводят бесплатные психологические сеансы, «нацеленные на снижение нервно-психического напряжения».

Книгу напечатали в издательском доме «Когита», который выступал ответчиком на суде. Адвокаты «Когиты» из правозащитной «Команды 29» пытались уточнить у прокуратуры, какие именно фрагменты книги надзорщики считают нарушающими действующее законодательство. По словам адвоката Ивана Павлова, эти выдержки не были приведены ни в экспертизах, ни в заявлении прокурора. Однако, как сообщил “Ъ” адвокат, эту информацию на суде так получить и не удалось. Не согласился суд провести комплексную судебную экспертизу — лингвистическую и историческую, о которой просила сторона защиты. «Мы хотели поставить перед экспертами вопрос: чем является информация о деятельности СССР во Второй мировой войне — фактом или мнением? Ведь человек имеет право на мнение,— сказал господин Павлов.— Более того, мы представили свои экспертизы, в том числе историческую, которые опровергали позицию прокуратуры и подтверждали нашу: в книге нет нарушений законодательства. Но суд все равно отказался удовлетворить наше ходатайство».

В итоге в среду вечером Московский райсуд удовлетворил исковые требования прокурора о признании экстремистскими материалов сборника «Восточные размышления». Теперь книга запрещена к распространению на территории РФ. После процесса адвокат Павлов заявил “Ъ”, что это решение будет обязательно обжаловано.