Заря сияла на востоке и золотые. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию боясь какой

Дано два отрывка. Определите авторов и произведения.

1.
Девушка торопливо шла к морю, часто оглядываясь, хотя и знала, что так рано в праздничный день никто не пойдет в священную рощу.
От белых обрывов бесплодных каменистых гор уже веяло жаром. Сначала дорога пролегала по равнине, покрытой колючками, и Тесса шла осторожно, чтобы не порвать подол своего лучшего хитона из тонкой, полупрозрачной материи, привезенной из-за моря. Дальше местность вспучилась холмом, сплошь покрытым кроваво-красными цветами. В ярком солнце холм пылал, как будто залитый темным пламенем. Здесь не было колючек, и девушка, высоко подобрав складки хитона, побежала.
Быстро миновав одинокие деревья, Тесса очутилась в роще. Стройные стволы сосен отливали восковым лиловым блеском, раскидистые вершины шумели под ветром, а ветви, опушенные мягкими, в ладонь длиной иглами, превращали яркий солнечный свет в золотую пыль.
Запах нагретой смолы и хвои смешивался со свежим дыханием моря и разливался по всей роще.
Девушка пошла медленнее, бессознательно подчиняясь торжественному покою рощи.
Направо среди стволов перед нею возвышалась серая, обсыпанная хвоей скала.
На полянку падал столб солнечного света, и сосны вокруг казались вылитыми из красной меди. Сюда яснее доносился рокочущий гул моря - невидимое, оно напоминало о себе низкими мерными аккордами.
Из-за скалы навстречу Тессе выбежал Пандион и привлек девушку к себе, затем слегка оттолкнул ее и зорко осмотрел, словно стремясь вобрать в себя весь ее облик.

2.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...» - и молодой охотник

Разделы: Русский язык

Цель: обобщить знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Задачи формирования умений:

  1. Находить придаточные определительные в составе сложноподчинённых предложений.
  2. Производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно.
  3. Правильно употреблять в речи данные предложения.
  4. Правильно расставлять знаки препинания.
  5. Составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

1. Этап «включения» в урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Все в сборе? Все 28. Можно начинать урок. Готовы?

Ребята, а может, в поход пойдём? Рюкзаки на месте. Согласны? Закройте глаза и представьте себе, что мы подъезжаем к деревне Трегубово. Птички щебечут, земляникой, клубникой пахнет, цветов видимо-невидимо. Да и территория кажется вполне обжитой и безопасной.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Местные жители – вполне дружелюбные. Итак, мы с вами сегодня в походе, но, конечно же, не в настоящем, а в походе за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас вместе всё получится.

Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

2. Разминка.

Начнём урок с лингвистической разминки. (В походе без продуктов очень тяжело.)

На доске записываем предложение, объясняем орфограммы и знаки препинания.

Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушёнки, банка сгущённого молока, варенье из крыжовника, копчёная колбаса, зубная щётка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечёвочки.

Дайте характеристику данному предложению.

3. Актуалризация уже имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие ещё виды сложных предложений вы знаете? (Поможет вам таблица. На экране, на листочках)

Составьте монологический рассказ о сложных предложениях.

4. Различение предложений на слух.

Закрепим наши знания, выполнив графический диктант. (У доски и в тетрадях)

  1. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. [ ○ и ○ ].
  2. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём. , и .
  3. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. , и .
  4. Осень, и листья опадают с деревьев. , и .
  5. Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал. , (2 где - =).

5. Привал, где мы набираемся знаний.

  1. Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.
  2. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Похожи предложения? Да.

Давайте сравним.

– Выделим основы.

– Объясним знаки препинания.

– Составим схемы.

– Определим часть речи слова «которая».

Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

6. Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. (Работа с таблицей).

– На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (Какой? )

– Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет )

– Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: который, что, куда, где и др. )

– К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, который выражен существительным или словом, употреблённым в значении существительного. )

7. Закрепление изученного материала.

Найти СПП с придаточными определительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи. Объяснить знаки препинания.

  1. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
  2. Реки широко разлились и всё никак не хотели входить в берега.
  3. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
  4. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (В этом предложении найдите известные вам изобразительно-выразительные средства языка).
  5. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. (1 и 5 предложения – СПП с придаточными определительными)

8. Тренировочные упражнения.

В данные предложения вставить слово «который» в нужной форме.

  1. И стебелёк травы достоин того великого мира,… он растёт.
  2. Кругом в лесу и на поле стояла тишина,… нарушает только однообразное жужжание комаров.
  3. Огромная туча,… медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.

9. Отдохнём.

Сыграем в «прятки». Найдём пропажу.

Попробуем соединить половинки сложных предложений.

а) Скучен день до вечера, а) надо прилежно учиться.

б) У человека должны быть б) коли делать нечего.

любимые произведения,

в) Чтобы получить хорошую профессию, в) так человек для работы.

г) Как птица создана для полёта, г) к которым он обращается неоднократно.

Указать СПП с придаточным определительным.

10. Отдохнули и опять за работу. А она не совсем простая.

Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  1. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  2. И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывавшийся сверху, – всё это радовало нас.
  3. Лодка, приближавшаяся к берегу, вызвала наш восторг.

11. Задание наоборот.

Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.

  1. Луга, которые сохранили ещё чудесный аромат, расстилались кругом.
  2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
  3. Ветер, который налетел внезапно, повалил старую ель.

12. «Умный редактор».

Вылечим заболевшие предложения (в походе такое встречается).

  1. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу реки и занимавшей почти всю поляну.
  2. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
  3. Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.

13. Отдохните. «Расшифруй».

ЯО О Ю Люблю место, где родился.

Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, наш родной Зарайский край.

14. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру о Зарайске. Используйте в работе СПП с придаточными определительными.

Примечание : к разработке урока прилагается презентация. (


Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 5 классов уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий.
Работа выполняется в течение 45 минут.
Контролируемые универсальные учебные действия
Задание Познавательные умения
7 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
3,6 находить в тексте требуемую информацию
1,2 ориентироваться в содержании текста
8 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
4,9 выделять явление из общего ряда других явлений
10 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
5 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
Работа состоит из 10 заданий.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов.
Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметныхрезультатов обучения (познавательных умений) в 5 классах
Прочитай текст и выполни задания.
На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пёстрые лапти и получил от неё полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шёпотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть.
(А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
Какое время суток описывается в тексте? Докажи, приведя в качестве примера фразы и слова из текста (не менее 3-х).
Почему Лиза «не шла, а летела»?
Потому что за воротами её ждал пастух.
Боялась, что опоздает на встречу.
Боялась, что встретит кого-нибудь из знакомых.
Боялась, что Настя всё расскажет мисс Жаксон.
Почему сердце Лизы наполнялось «младенческой весёлостию»?
Потому что пели птицы.
Потому что она ждала встречи с Алексеем.
Потому что она была совсем еще ребенком.
Потому что она «нарядилась крестьянкою».
Найди лишнее слово. Объясни, почему ты так решил.
Весёлостию, крестьянкою, маленькою.
Ученику 5 класса предложили распределить слова в 3 столбика. Он выполнил это так.
? ? ?
роса пастух шёпотом
заря наполняли ещё
нарядилась рожок
потянулось По какому признаку ученик распределил слова? Все ли правильно он сделал?
В тексте тебе встретились слова, которые сегодня редко употребляются в речи. Найди их и соотнеси с соответствующим значением в таблице.
Духовой музыкальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом.
Низкая обувь, распространённая на Руси в старину и бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыкаРусская монета достоинством в половину рубля
Лицо, занимающее должность при царском дворе, придворныйВспомни, какие части речи ты изучал на уроках русского языка. Заполни схему классификации частей речи, записав названия частей речи. Найди в тексте слова, соответствующие этим частям речи.


Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Найди из перечисленных слов такое, которое соответствует схеме: ͡ ˄ □. Запишите его.
Воротами, ожидала, побежала, золотые, ветерок.
Прочитай фрагмент словарной статьи о слове рубеж.
Рубеж, -а, м
То же, что граница. Естественный рубеж. За рубежом.
Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. На укрепленных рубежах. Выйти на новые рубежи.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
Можешь ли ты по прочитанному отрывку предположить, почему А.С. Пушкин назвал свою повесть «Барышня-крестьянка»?
Система оценивания результатов выполнения заданий диагностической работыОтветы на задания 2, 3, 6, 8, 9
№ задания Ответ
2 3
3 2
6 1-Рожок, 2-лапти, 3- полтина, 4- царедворец
8 ветерок
9 1
Критерии оценивания ответов на задания 1,4,5,7,10
Задание 1
ни свет ни заря, заря сияла на востоке, проснулась, дом еще спал, утренняя свежесть
Критерии оценивания Баллы
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте и привел не менее трёх примеров из текста. 3
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но привел менее трёх примеров из текста. 2
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но не привел ни одного примеров из текста. 1
Учащийся не определил, какое время суток описывается в тексте и не привел ни одного примеров из текста. 0
Задание 4
маленькою - это прилагательное, а слова весёлостию, крестьянкою – существительные
Критерии оценивания Баллы
Учащийся нашёл лишнее слово и верно объяснил, почему он так считает. 2
Учащийся нашёл лишнее слово, но не объяснил, почему он так считает. 1
Учащийся не нашёл лишнее слово и не объяснил, почему он так считает. 0
Задание 5
Ученик распределил слова по такому признаку: 1 столбик – слова с чередующимися гласными в корне; 2 столбик – слова с проверяемыми гласными в корне; 3 столбик - слова с о-ё после шипящих. Ученик допустил ошибку в 1 столбике. В слове роса проверяемая гласная в корне роса-рОсыКритерии оценивания Баллы
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 2
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам, но ошибка не найдена, или
Верно определено, какую ошибку допустил ученик, но не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам 1
Не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 0
Задание 7
Критерии оценивания Баллы
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи и привел примеры из текста. 2
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и привел примеры из текста или
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи, но не смог привести все примеры из текста. 1
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и не смог привести примеры из текста. 0
Задание 10
Критерии оценивания Баллы
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, и объяснил. 2
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, но не объяснил. 1
Учащийся не смог предположить, почему автор дал своей повести такое название. 0

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал де вушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...» 1 - и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, - сказал он Лизе, собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да лет, барин, - сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». - «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). - «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» - «Так точно, - отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она, - не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». - «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». - «Однако ж?» - «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться». - «Кто тебя научил этой премудрости? - спросил Алексей, расхохотавшись. - Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? - сказала она, - разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, - продолжала она, - болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» - «Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора». - «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу». - «Что ты? - возразила с живостию Лиза, - ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти». - «Да я непременно хочу с тобою опять видеться». - «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». - «Когда же?» - «Да хоть завтра». - «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» - «Да, да».- «И ты не обманешь меня?» - «Не обману». - «Побожись». - «Ну вот те святая пятница, приду».