Хороший человек не профессия. «Хороший человек» станет профессией. «Садовник» - лидер новой эпохи

Хороший человек – это не профессия. Но огромный плюс, если хороший человек является ещё и высококвалифицированным специалистом, профессионалом. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Хороший человек – не профессия?».

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование нравственного сознания на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • формировать потребность в усвоении нравственных ценностей;
  • побуждать обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
  • развивать способность к сознательному выбору добра.

Задание № 1.

Тема занятия сегодня «Хороший человек – не профессия?»

1. Поразмышляйте, в чём, на ваш взгляд, смысл этого выражения.
2. Подумайте, нет ли в нём некоего противоречия.
3. В каких ситуациях его употребляют?
4. Выскажите своё мнение, кто такой хороший человек? Кого мы можем назвать хорошим человеком? Кого мы называем хорошим человеком? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 2.

Работа в группах.

1. Заполните таблицу. Запишите основные качества:
1-я группа – хорошего человека;
2-я группа – хорошего специалиста (профессионала).

2. Сравните качества хорошего человека и хорошего специалиста. Есть что-то общее, что объединяет эти два понятия?

3. Тождественны ли понятия «хороший человек» и «хороший специалист»?

4. Подумайте, что важнее, быть хорошим человеком или хорошим специалистом?

Задание № 3.

Прочитайте притчу.

Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов ни приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришёл незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.

Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.

Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счёт, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете: за десять минут простукивания - 1 фунт. За знание того, куда нужно ударить - 9999 фунтов. Итого: 10 000 фунтов.

Теперь вы согласитесь, что профессионализм – это не просто умение ударить, а умение ударить именно туда, куда нужно.

1. Выскажите своё мнение, важно ли хорошему специалисту (профессионалу) быть хорошим человеком.
2. Как стать хорошим специалистом?

Задание № 4.

1. Ответьте на вопрос барина, который он задал работнику.

2. Сформулируйте профессиональные и личностные качества первого работника и Ивана.

Задание № 5.

Прочитайте притчу.

Однажды проводился чемпионат по рубке леса. В финал вышли канадец и норвежец. У них было несколько часов на то, чтобы определить сильнейшего по принципу «кто больше дров нарубит, тот и победитель».

Пришло время старта. Лесорубы начали работать. Когда первый час подходил к концу, канадец с удивлением понял, что норвежец остановился. Норвежец целых 10 минут не рубил деревья, а канадец трудился без остановки. И так было каждый час. Норвежец всё время останавливался на 10 минут. Когда время соревнования истекло, канадец был совершенно уверен в своей победе. Ведь он трудился без перерывов, а соперник столько времени потратил напрасно!
Как же он удивился, когда выяснилось, что норвежец сделал больше.
«Погоди, ну как же так… – сказал канадец. – Я ведь работал не останавливаясь. Как же так получилось?»
«В конце каждого часа, пока ты продолжал рубить деревья, я точил свой топор».

1. Подумайте, в чём смысл этой притчи.
2. Как бы вы озаглавили данную притчу? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 6.

1. Подумайте, что имел в виду великий русский педагог К. Д. Ушинский, сказав: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»? Максим Горький: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

2. Что нужно знать и учитывать при выборе профессии?

3. Подумайте, как выбранная профессия может повлиять на личностные качества человека. Приведите примеры.

4. Накладывает ли выбранная профессия отпечаток на человека? Приведите примеры.

Задание № 7.

Вернёмся к теме классного часа «Хороший человек – не профессия?». Выскажите своё отношение к смыслу этого выражения.

Работа в группах. Подготовьте презентацию на одну из тем.

1-я группа. Хороший руководитель – это…
2-я группа. Хороший работник – это…

ПРОФЕССИЯ - ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрос­лого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мо­шенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа про­фессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная лич­ность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспиты­вать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Написать на доске задания для групповой работы:

Незавершенные предложения:

1. Идеальный работник должен...

    Идеальный руководитель должен...

    Идеальная работа должна...

Признаки эффективной личности:

Эффективная личность:

1. Это нравственная личность.

    Это саморазвивающаяся личность.

    Это самостоятельно мыслящая личность.

План классного часа

    Интерактивная беседа.

    Незавершенные предложения (Работа в группах).

    Работа с понятием «эффективная личность».

    Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

    Заключительное слово.

VI . Подведение итогов.

Ход классного часа

I . Интерактивная беседа

Классный руководитель . Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо?

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?

Нужно ли бояться, что придется менять профессию?

(Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

    Нужно получить 2-3 образования.

    Нужно овладеть смежными специальностями.

    Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

    Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

II . Незавершенные предложения

Классный руководитель . Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

    1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложе­ние (читает с доски).

    2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

    3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III . Работа с понятием «эффективная личность»

Классный руководитель . Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эф­фективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

    Что значит «нравственная личность»?

    Саморазвивающаяся личность?

    Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффектив­ной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей ха­рактеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффек­тивной личности.)

Примерные ответы:

Неэффективная личность...

Безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

Не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет рас­слабиться и т. п.

Подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

Классный руководитель . А теперь вопросы ко всем.

    Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

    Считаете ли вы себя эффективной личностью?

    Хотите ли вы быть эффективной личностью? (Дети отвечают.)

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV . Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Классный руководитель . Мы говорили о том, что нравст­венность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для кото­рой у него нет образования, способностей, желания. Для него глав­ное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело пло­хому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробив­ной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросове­стно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Врядли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это прояв­ляется? (Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Вы­сказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мас­терство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

    Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возь­мется за работу, которая ему не по силам.

    Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

V . Заключительное слово

Классный руководитель . Что от нас требуется? быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нрав­ственности и счастья».

VI . Подведение итогов

Классный руководитель . Доброта, честность, ответ­ственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?


В последние десятилетия образование уверенно превратилось в главную ценность современного мира, потеснив то, чем люди привыкли дорожить в прежние времена, - например, деньги, происхождение, молодость и красоту. Не так важно, кем ты родился, что имеешь и хорошо ли выглядишь, как важно то, чему ты научился.

Причем в наши дни студентам продают не столько знания и диплом, сколько способ работать с информацией. Научись правильно думать, ловко обращаться с бездонными источниками данных, накопленных человечеством, замечай и анализируй поступающие отовсюду сигналы - и преуспеешь, за что ни возьмись. Бесполезно вбивать в голову содержимое мировых библиотек и все, что помнит «Гугл», но если ты знаешь, где искать, если умеешь видеть дополнительные факторы, влияющие на ситуацию, и не путать причины со следствием, ты крут.

Но беспокойное сознание обожает отыскивать двойственность и подводные камни где угодно. Для русского уха слово «образование» распадается на противоречивые понятия: с одной стороны, нечто образующее - создающее и структурирующее, то, что, собственно, вылепляет из тебя личность; с другой - это образ, нечто внешнее, фасадное, временное и неподлинное. И вроде бы это устаревший конфликт, который обожали писатели-деревенщики - «ишь ты, университеты кончил, науки всякие превзошел, а человеком так и не стал», - но полностью избыть его не получается.

Все чаще встречаю прекрасных востребованных специалистов, с хорошей профессиональной репутацией, не замкнутых на работе - они путешествуют, с удовольствием осматривают мир, органично чувствуют себя в европейских культурных салонах и в американских научных кругах. И при этом в частных высказываниях способны на совершенно дикарский дискурс, транслируя что-то дремучее, ксенофобное, мизогинное или еще какое.

Славная питерская девочка, невероятно удобная в сотрудничестве, вдруг обмолвится о геях, которых нужно лечить, а не признавать за нормальных. И что, тебе с этого момента сворачивать все совместные проекты?

Чудесно образованный - то есть по всем признакам «хорошо сделанный» - израильтянин советского происхождения отпускает фразу о «грязнокровках», недостаточно качественных евреях, которым не место в его стране. И ты приходишь в растерянность, потому что в России принципиально не приближалась к людям, способным сказать «пусть евреи убираются в свою Израилию», а теперь такой же конструкции тип у тебя в друзьях.

Прекрасный мужчина кавказской национальности, москвич, закончивший приличный университет, предупредительный и бесконечно вежливый, расслабляется и случайно обнаруживает бездну: роняет буквально пару слов, из которых очевидно, что представители иных народов для него не совсем люди, непригодны для дружбы, создания семьи, каких бы то ни было глубоких отношений. И дело даже не в сохранении крови, а в том, что «другие» недостаточно чистые.

Высокооплачиваемый программист, которому будут рады в любой стране мира, говорит о девушке (спокойно, как об очевидном), что вот с таким экстерьером или возрастом женщин не бывает, это непригодный биологический материал. И он, конечно, готов с «этим» разговаривать и даже работать, но уважать - увольте.

И я сейчас даже не буду упоминать о политике, о том, кого разные достойные профессионалы предлагают поставить на место, изгнать, убить, расчеловечить.

И вроде бы понимаешь, что твоя личная толерантность допускает чужое мнение, традицию, вкусы и убеждения - словом, любую инакость, которую эти люди не позволяют другим, но ты-то не такая. И они же не делают зла упомянутым категориям населения, просто транслируют личное отношение, просто говорят об этом - а ты за свободу слова, между прочим. И ты с ними соприкасаешься в точках, где эти взгляды ничего не решают, ваше сотрудничество совершается в других плоскостях - не про пол, гендер, религию или происхождение. И ты даже, с их точки зрения, из «полноценных», лично тебя никто в топку не отправляет. Но как справляться с чувством, что договариваешься с группой принаряженных дикарей и у кого-то из них в доме припрятана берцовая кость предыдущего переговорщика?

Правда, в наши дни возвращается идея репутации, совсем было пропавшая в прошлом веке.

Когда раньше люди жили в закрытых общинах, репутация личности решала все. Мир был достаточно прозрачным, и народ видел, кто каков в частной жизни. Со скверным типом мало кто хотел иметь дело, не важно, какой он мастер, - его услугами пользовались только вынужденно, при прочих равных выбирая «хорошего человека». Критерии «хорошести» могли быть разные, но в среднем следовало соблюдать рамки принятых норм и не злодействовать в быту.

В дальнейшем общины открылись, а частная жизнь, наоборот, замкнулась, и мы стали ориентироваться по фасадам. Профессионала все чаще выбирали по качеству работы и глубине знаний, личные качества отошли на задний план. Более того, немного дикий специалист считался симпатичной экзотикой - образ странного типа с золотыми руками (головой) обрел привлекательность. Что он там несет в нерабочее время, казалось неважным, а бьет ли жену и тиранит ли котиков, никто толком не знал.

И вдруг у нас появились соцсети, и дурь каждого сделалась видна. И СМИ стали молниеносно разносить любые высказывания публичных персон. Но главное, конечно, то, что люди собственными пальчиками начали писать в Интернете. Теперь очень трудно скрыться от знания, что нужный тебе сотрудник в свободное время ходит на какие-нибудь радикальные марши, смотрит «Дом 2» и, да, тиранит котиков. Ты естественным образом выбираешь людей не только по их профессиональной репутации, но и по манере комментировать в соцсетях и по системам взглядов - потому что, как было отмечено, не хочется найти себя в кругу людоедов, замаскированных под клерков.

И бесконечно уважаемое образование вдруг начало терять ценность, не будучи подкрепленным культуркой, толерантностью и добрым нравом. Хороший человек, к счастью, по-прежнему не профессия, но достаточно полновесный критерий. Поэтому, если вам не хватает эмпатии, вы радикальны и безапелляционны, раздражительны и немножечко мракобес, имеет смысл перестать этим гордиться и немного последить за публичными высказываниями - какой бы университет вы при этом ни кончали.

От редакции

Даже большое количество образований не дает гарантии избежать тех самых пресловутых грабель, на которые натыкается каждый из нас, мечтая, чтобы это было в последний раз. Как не позволить своему мозгу вас обманывать, расскажет книга Андре Кукла «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» : .

Между словами «успех», «самореализация» и «предназначение» часто ставят знак равенства. Конечно, где-то в идеальном мире вы целеустремленно и последовательно достигаете финансового и социального успеха, реализуясь в своем предназначении. Но в реальном мире самореализация и предназначение далеко не всегда идут рука об руку. Чем же они отличаются? Ответ ищите в статье психолога Ярослава Вознюка : .

Становиться лучшей версией себя, постоянно совершенствуясь при помощи популярных психологических книг, - это уже в прошлом, считает датский психолог Свен Бринкман. Мы прочли его книгу «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» и записали главные мысли: .

До матча Трактор Амур осталось:

Статьи

Главное об отставке Германа Титова.

Увольнения ждали. Слишком унылый хоккей демонстрировал со старта сезона «Трактор», а слова главного тренера практически всегда расходились с делом. Тоннаж мемов , которые породил Титов, уже сравнялся с временами Мурзилки-Назарова, а число матчей без заброшенных шайб превысило 31%. Наставник ставил «черно-белым» атакующий хоккей, вот только после первой четверти сезона команда забросила 28. Меньше только у терпящих крушение «Северстали» и «Сибири». Для сравнения, оборонительный хоккей Гатиятулина в не самый удачный сезон 2016/2017 принес за тот же отрезок 38 голов, хотя об акценте на атаку тогда не было сказано ни слова.

Титов не знал, что делать с «Трактором», закрепив за собой звание одного из самых слабых наставников в истории клуба: нулевой матчинг, отсутствие внятного рисунка, хаос в обороне и неумение команды равнять игру. С 0:1 «Трактор» ушел всего лишь дважды – с «Магниткой» дома (проигрыш) и против ХК «Сочи» (победа). В остальных девяти матчах первая пропущенная шайба означала досрочное поражение.

Когда Квартальнов за две минуты до конца встречи в Челябинске рисовал схемы и работал с игроками, Титов говорил стандартные вещи: «Давай, давай, ребятки, поактивнее впереди/построже сзади». Герман Михайлович, если бы в хоккее ребятки умели все делать сами, то профессии тренера бы не существовало, но она все же есть. «Трактор» благодаря такому подходу быстро стал неуправляемой командой. Повозка не ехала без возницы, который вместо того, чтобы править, мастерил самокрутку.

При этом, слова об атмосфере не являются пустым звуком. Она, так сказать, присутствовала, и, например, при Андрее Николишине все было гораздо хуже. На этом фоне стали звучать заявления о сливе тренера, но это не так. Злую шутку с Титовым сыграл его демократичный стиль. Мягкость и излишняя дипломатичность рано или поздно приводят к цугцвангу. Вот и у «Трактора» каждый ход тренера только ухудшал позиции, а любое слово на пресс-конференции усиливало шаткость командной конструкции, закономерно обрушив ее через полтора месяца после старта чемпионата.

Но хватит о Титове. Его уход факт свершившийся. Пожмем тренеру руку и пожелаем удачи. Вы хороший человек и жаль, что личные качества не являются профессией. Давайте сейчас о тех, кто дал Титову вожжи. В который уже раз на пути «Трактора» возникают грабли. Они появляются в каждом подобном тексте и почти после каждого тренерского назначения.

Ба-а-а-м! Очередной удар по лбу.

Интересно, при подписании Германа Титова что-то кроме удобства его фигуры принималось во внимание? Ведь этот тренер по психотипу схож с Карри Киви, только имеет в кармане русский паспорт. Та же лояльность, то же доверие коллективу и демократия во всех проявлениях. Четыре года назад «Трактор» ошибся, пригласив финского специалиста. Не потому, что финн был плох, а потому, что не ложится такой финн на челябинскую реальность.

Ба-а-а-ам.

Давайте пригласим Андрея Николишина? Да, он без опыта, зато какая харизма!

Ба-а-а-ам.

Может, Титов? Он с «Авангардом» даже в плей-офф вышел.

Ба-а-а-ам.

Особняком стоит фигура Анвара Гатиятулина. Самый большой удар по лбу и единственная ставка боссов, которая сыграла благодаря настойчивости Сергея Гомоляко. Больше в Гатиятулина в верхушке тогда не верил никто.

Сегодня работу с «Трактором» начал Алексей Тертышный. Вариант, который читался и был уже обыгран с парой Николишин-Гатиятулин. У нового тренера хороший бэкграунд, челябинская прописка и хоккейная фамилия. На первый взгляд все должно пойти как надо, и к этому есть предпосылки. Только путь у Тертышного будет вряд ли проще, чем у Гатиятулина. Коньюнктура, давление сверху, пресловутый уровень профессионализма и спорные управленческие решения будут мешать. Все это осталось, и новому наставнику предстоит с этим либо мириться, либо преодолевать, запросив мастер-класс в Санкт-Петербурге.

Гатиятулину для достижения результата понадобилось 2.5 года. Если у Тертышного пойдет, трибуны снова готовы ждать. Если нет – будет новый ба-а-а-м, после которого игра наверху перезагрузится и юзер начнет заново в пятый раз.

Иван Ломовцев

Фото -

На первый взгляд кажется, что фраза «Хороший человек - не профессия» представляет собой абсолютную банальность, что она примитивна и элементарна. Действительно, если мы хотим от человека выполнения неких профессиональных обязанностей, то нам не слишком важны его личные качества, важнее - уровень профессионализма.

Но если бы эта фраза была всего лишь банальностью, она не стала бы так известна, ее не повторяли бы так часто. Значит, в ней содержится какой-то парадокс, какое-то внутреннее противоречие, что позволяет ей претендовать на некую мудрость. И парадокс этот становится очевиден, если хоть чуть-чуть подумать.

Итак, утверждается, что есть кое-что поважнее самой главной оценки человека. Хороший человек, как выясняется, может иногда, в некоторых ситуациях оказаться далеко не самым полезным, а то и просто вредным. А вот плохой человек в этих же случаях может быть гораздо полезнее, чем хороший. То есть выбор между добром и злом, между хорошим и плохим не имеет всеохватного, универсального значения, порой он даже вредит человеку, обществу, миру. Вот в чем парадоксальность и секрет успеха данной фразы.

Попробуем теперь разобраться, где здесь логическая ошибка.

Самое главное состоит в том, что термин «хороший человек» имеет несколько разных значений.

В глобальном смысле хороший человек - это активный служитель добра, отказывающийся от зла в любых формах. К таким людям данная фраза не имеет отношения.

Но в локальном, бытовом смысле мы порой называем хорошим человеком покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им. Он не служит злу активно - и уже за это мы готовы признать его хорошим. И вот именно по отношению к таким «хорошим» людям рассматриваемая фраза действительно оказывается часто абсолютно правильной, хотя и банальной. Такие «хорошие» люди вполне могут быть недостаточно умными, малообразованными, неумелыми, ленивыми, что мешает любому делу. Такие люди могут быть даже скрытыми, пассивными служителями зла, поэтому называть их «хорошими» вообще-то неправильно.

По-настоящему хороший человек - это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не обманывает ни партнеров, ни коллег по работе, ни тех, для кого работает. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, особенностей характера, здоровья, желания работать. Хороший человек всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности. Для хорошего человека самое важное - не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение (и как же это качество любят у нас использовать!). Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным - все будет в порядке.

Зато по-настоящему плохой человек способен завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет чести, совести, ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности получить дополнительное вознаграждение в виде прибавления зарплаты, взяток, воровства, ухода от налогов. Он постоянно будет стараться сменить место работы на более выгодное, теплое, хлебное, пусть даже и требующее регулярных нарушений закона.

Может быть, данному вопросу и не стоило бы уделять столько внимания, если бы из рассматриваемой фразы не делали все чаще и чаще совершенно неверные выводы.

Например, многие уже вполне серьезно полагают, что хорошо работать может только негодяй.

Мол, хорошо работать чиновником будет только тот, кто при этом быстро обогащается за счет взяток и расхищения государственных средств. То есть хорошо работает только тот, кто хорошо ворует. А кто плохо ворует, тот и работает плохо. Честно работать за зарплату не будет ни один дурак. Поэтому надо закрывать глаза на быстрое обогащение чиновников, ни в коем случае нельзя выяснять, откуда у них средства, тем более конфисковывать у них имущество. Иначе никто не пойдет работать чиновником.

Точно так же хорошим бизнесменом может быть только тот, кто работает нечестно: уходит от налогов, платит своим работникам низкую зарплату, сбывает некачественный товар, дает чиновникам взятки, наживается на насилии и человеческих пороках. Вот такой энергичный, изобретательный, алчный и бессовестный человек действительно может достигнуть успеха. При этом польза от его бизнеса - это незначительный побочный продукт от его личного обогащения. Поэтому ни в коем случае нельзя устанавливать в бизнесе честных законов и строго следить за их неуклонным соблюдением. Это может отпугнуть от бизнеса самых бесчестных, то есть самых успешных, и стране будет нанесен большой урон.

Но ставка на зло, на его служителей никогда не приносит настоящей, долговременной пользы. Временная выгода от этого в конце концов обязательно обернется массовым падением нравственности и экономическим крахом.