Какого положение человека в системе животного мира. Систематическое положение человека в животном мире. Вид Человек разумный

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогическая технология: модульное обучение.

Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.

Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

План урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

3. УЭ - 1. Входной контроль.

4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.

5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.

6. УЭ - 4. Выходной контроль.

7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?

Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.

Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?

Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.

Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

1. Анатомия

2. Физиология организмов

3. Эмбриология

Предмет науки

А. Функции органов и организма

Б. Изучение зародышевого развития

В. Строение органов и организма

Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.

УЭ – 1. В, А, Б

Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.

Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

2. Проанализировать прочитанное.

4. Подготовиться к защите работы.

Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.

Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.

Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.

Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.

Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.

1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.

2. Объяснить выбор.

Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.

Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.

Методы доказательства родства человека с различными группами животных

Систематическая группа животных

Методы доказательства родства человека с животными

Обоснование

1. Царство Животные Сравнительно - анатомические Атавизмы, рудименты
2. Тип Хордовые Эмбриологические Сходство эмбрионов
3. Подтип Позвоночные Сравнительно - анатомические Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем
4. Класс Млекопитающие Сравнительно - анатомические,

физиологические

Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке
5. Отряд Приматы Сравнительно - анатомические Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки
6. Семейство Гоминиды Физиологические Одинаковые болезни
7. Род Человек Сравнительно - анатомические,
8. Вид Человек разумный

(все люди к одному виду)

Сравнительно - анатомические,

физиологические, эмбриологические

Сходство строения, функций органов, зародышевого развития

Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.

Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.

1. Выполнить задание по вариантам.

Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

Ученики. Выполняют задание.

Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.

УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++

Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.

2. Выбрать домашнее задание по таблице.

Оценки за урок и домашнее задание

Домашнее задание

Молодцы! Подготовьте сообщение

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

В соответствии с современными научными представлениями, анатомически современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную ее разновидность из всего наблюдаемого.

Общеизвестно, что человек принадлежит к миру многоклеточных существ. Среди коллосального количества многоклеточных форм человек относится к группе двустороннесимметричных: правая и левая половины нашего тела относятся между собой как предмет и его изображение в зеркале. Среди двустороннесимметричных организмов человек занимает соответствующее место в царстве животных.

Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитая нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами.

По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo sapiens) в составе особого семейства гоминид относится к отряду приматов, класса млекопитающих, подтип позвоночных, тип хордовых (табл. № 1).

Таблица №1

Место современного человека в царстве животных

Таксон Латинское Название Русское Название Состав данной группы Животных
Царство Животные Все животные
Тип Chordata Хордовые Все животные, имеющие хорду
Подтип Vertebrata Позвоночные Все животные, имеющие позвоночник и 2 пары конечностей
Класс Mammalia Млекопитающие Все теплокровные животные, покрытые шерстью, которые рождают живых детенышей
Отряд Primates Приматы Полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек
Подотряд Haplorhini Гаплори- новые Долгопяты, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек
Инфраотряд Catarrhini Узконосые обезьяны Обезьяны Старого Света, человекообразные обезьяны и человек
Надсемейство Hominoidea Гоминоиды Человекообразные обезьяны и человек
Семейство Hominidae Гоминиды Человек и его предки
Род Homo Собственно люди Человек
Вид H. sapiens - Неоантроп
Подвид H. sapiens sapiens - Анатомически современный человек (люди)

Систематика представителей отряда Приматов.

Известно около 200 видов современных приматов, объединенных в 61 род, 12 семейств (табл. № 2). В настоящее время численность приматов быстро сокращается. В Красную книгу занесено свыше 60 их видов и подвидов.


Ныне живущие приматы делятся на две основные группы – стрепсириновые и гаплориновые. Первая группа – стрепсириновые приматы - это наиболее древняя группа приматов, к которой относят полуобезьян - самых примитивных представителей приматов.

Рис. 1.1. Обыкновенная тупайя Рис. 1.2. Мангустовый лемур

К этой группе относится 6 семейств: тупайи (рис. 1.1), лемуры (рис. 1.2), лори (рис. 1.3), индри и др.

Стрепсириновые приматы обладают ноздрями в виде запятых, открывающимися на оголенную часть кончика носа, верхняя губа у этих приматов гладкая неподвижная и без волос. Кроме более примитивной морфологии, полуобезьяны небольшие по размерам, отличаются от настоящих обезьян поведением. Это почти исключительно ночные, насекомоядные и травоядные животные, живущие группами, но некоторые виды ведут одиночный образ жизни.

Вторая группа – гаплориновые приматы(имеют ноздри более округлые, окаймленные стенками носа и открывающимися на подвижную, с развитым мускульным слоем, и обволошенную верхнюю губу), – состоит из трех основных таксонов – долгопятов, широконосых и узконосых обезьян.

Долгопяты– это реликтовая группа, живущая в Юго-Восточной Азии, похожая на полуобезьян (рис. 1.4). В состав этой группы входит всего одно семейство, которое объединяет животных размером с крысу, ряде систематизационных схем их относят к высшим приматам. Долгопятовые появились в эоцене, ископаемые группы были обнаружены на территории Европы и Северной


Америки.

Рис. 1.3. Толстый лори Рис. 1.4. Филиппинский долгопят

Сейчас сохранились только на индонезийских и филиппинских островах. Современные долгопяты исключительно ночные животные. Яркая специализация к ночному и сумеречному образу жизни – огромные глаза и уши долгопятов. Живут в одиночку или парами, в бамбуковых зарослях, на маленьких деревьях или в осветленных лесах. Из-за передвижения прыжками задние ноги очень длинные, со специализированной стопой (пяточная и ладьевидная кости сильно удлиненны, большая и малая берцовые кости частично срослись, а большой палец стопы увеличен для хватания). Питаются насекомыми, пауками, мелкими ящерицами.

Широконосые и узконосые обезьяны – это группа человекоподобных высших приматов. Их еще называют обезьянами Нового и Старого Света. Примерно 35 млн. лет назад обе Америки отделились от Евразии и Африки, поэтому широконосые обезьяны развивались там в изоляции. У большинства обезьян Нового Света хрящевая носовая перегородка широкая, а ноздри широко разделены и обращены наружу. Современные широконосые обезьяныпредставлены древесными обезьянами двух семейств – игруновыми и цебидами, живущими в тропических влажных лесах Центральной и Южной Америки, это практически полностью древесные, стадные животные, на землю они почти не спускаются, едят преимущественно растения и насекомых. Внешне очень разнобразны, поведение иногда очень сложное. В морфологии характерно сочетание некоторых примитивных признаков в строении черепа и очень специализированных в строении тела, например, хватательный хвост. Для широконосых характерно образование "смешанных стай", в которые входят представители разных видов обезьян, а иногда даже еноты и птицы.

Размер широконосых обезьян колеблется от мыши до собаки. Широконосые - дневные животные, кроме нескольких видов, ведущих ночной образ жизни.

В Старом Свете приматы развивались более интенсивно и приспособились к наземному образу жизни. У обезьян Евразии и Африки более узкая носовая перегородка и ноздри, как у человека, обращены вниз. Узконосые обезьяныделятся на две группы: низшие узконосые обезьяны и человекоподобные обезьяны - гоминоиды.

Среди современных низших узконосых обезьян выделяют всего одно семейство – мартышковых, к этому семейству относятся - мартышки, макаки, мандрилы, павианы, тонкотелые обезьяны, колобусы, носачи, лангуры -обитающие в Африке, Азии и Европе (Гибралтар).

Рис. 1.5. Носач Рис. 1.6. Японская макака


Морфологически отличаются от понгид более простым мозгом и наличием хвоста (рис. 1.5, рис. 1.6). Мартышковые являются одной из наиболее эволюционно преуспевающих групп обезьян. Все виды ведут дневной образ жизни. Есть как наземные, так и древесные мартышковые. Они заняли

достаточно широкий спектр экологических ниш, все представители являются стадными и растительноядными.

Рис. 1.7. Шимпанзе Рис. 1.8. Горилла

К гоминоидам относятся современные люди и их ближайшие родственники - понгиды – человекообразные обезьяны. Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан, гиббон) представляют формы, около 10-15 млн. лет назад уклонившиеся от линии развития, общей с человеком (рис.1.7, рис. 1.8). Это крупные по размеру обезьяны, которые ведут дневной, стадный образ жизни и растительноядны. Крупные понгиды– орангутаны, гориллы и шимпанзе – ведут наземный образ жизни, а более мелкие – гиббоны - полностью древесные животные. Гиббоны и орангутаны населяют Юго-Восточную Азию, гориллы, шимпанзе - экваториальную Африку.

Поэтому их делят на две группы: азиатские формы, к которым относится орангутан и гиббон, и африканские, куда входят шимпанзе и горилла - это самый крупный из ныне живущих приматов. Люди находятся в более близком родстве с африканскими человекообразными обезьянами. Из них наиболее близки человеку анатомически и поведенчески шимпанзе.

Род Шимпанзе включает два современных вида: шимпанзе обыкновенный и бонобо, или карликовый шимпанзе.

Обыкновенный шимпанзе распространен в Экваториальной Африке, где обитает в тропических дождевых и горных лесах. Это крупные обезьяны с общей длиной тела до 1,5 м, масса тела 45-50 кг, иногда до 80 кг. Питаются шимпанзе преимущественно растительной пищей, изредка термитами и муравьями. С некоторой регулярностью шимпанзе охотятся на мелких животных. Характерно, что при этом у них резко меняется поведение. Например, появляется альтруизм - они делятся мясом, а также в группе перестает действовать установившаяся иерархия - даже доминирующая особь не может отнять мясо у подчиненной особи.

Карликовый шимпанзе обитает на небольшой территории между реками Конго и Луабала. По размеру он значительно меньше, чем обыкновенный шимпанзе, стройный, кожа лица его черная, по бокам лба волосы более длинные. Характерно, что карликовый шимпанзе чаще передвигается на задних ногах, перенося в руках разные предметы, например, орехи. У шимпанзе весьма развито использование орудий, например, они раскалывают орехи камнями.

Современный человек довольно резко выделяется из прочих гоминоидов одними признаками и крайне схож с ними по ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни и всеяден.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (