Бсп со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Контрольная работа. Бессоюзные сложные предложения

§ 1 Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

На этом занятии мы расширим наши знания о бессоюзных сложных предложениях, научимся устанавливать смысловые связи между простыми предложениями в бессоюзных конструкциях в зависимости от интонации в устной речи, систематизируем познания о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении и простом с однородными членами.

Известно, что

бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, в котором его равноправные части связаны между собой только по смыслу и посредством интонации, т.е. без помощи союзов и союзных слов.

Например, в сложном бессоюзном предложении

простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией со значением причины.

Связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается с помощью разных смысловых отношений, основанных на различных типах интонации. В связи с этим выделяются бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, сопоставления и следствия.

Остановимся более подробно на бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления.

В подобных предложениях выражается одновременность или последовательность фактов, событий, явлений, и им свойственна перечислительная интонация.

§ 2 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления при письме ставится запятая, а в устной речи явно ощущается пауза.

Например:

Как правило, в подобных предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени - зашумели, ушел, озарилось - глаголы совершенного вида стоят в прошедшем времени.

Если части бессоюзного сложного предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые или другие знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Например:

Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой по смыслу, т. е. более самостоятельны.

Например:

Постановка точки с запятой требует значительной паузы между предложениями и явного понижения голоса, почти как на точке. Кроме того, такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

§ 3 Использование бессоюзных сложных предложений с интонацией перечисления

Бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления часто используются мастерами слова для описания природы. Вслушаемся в замечательные строки известного художника слова И.С. Тургенева.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

§ 4 Бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления и простые предложения с однородными членами

Необходимо различать бессоюзные сложные предложения с перечислительной интонацией и простые предложения с однородными членами, также связанные интонацией перечисления.

Сравните:

Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Простое предложение с однородными сказуемыми зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Сложное бессоюзное предложение, состоит из трех простых.

§ 5 Краткие итоги урока

Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.

Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.

Общая характеристика

Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Например:

  • Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
  • В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в изъяснительным.
  • Он говорил правду - ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.

В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.

БСП с запятой и точкой с запятой

Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.

В БСП. Таблица с примерами

Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.

Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой.

Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

Запятую или точку с запятой нужно выбрать?

Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:

1.Объясните постановку точки с запятой:

1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.

2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.

2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?

Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.

Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!

Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая - лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился - и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.

БСП с тире

Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.

Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами

Условия для использования тире

Понять тебя я рад - пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).

Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.

Пойдёт дождь - отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход).

Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.

Завтра предстоит много сделать - надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше).

Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.

Раздался громкий топот - всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).

Тире или не тире?

1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?

1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.

2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.

3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.

4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.

5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.

2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?

Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.

3. В каком из предложений ставится тире?

1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.

2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.

БСП с двоеточием

Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия

Условия постановки двоеточия

Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова.

В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька).

Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу).

Двоеточие или не двоеточие?

В данном случае также есть свои правила.

1. Какие пропущены в предложении?

Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.

2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.

1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.

2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.

3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.

4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.

5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.

Обобщим изученное

БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами

точка с запятой

двоеточие

Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт.

Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его.

Летом деревья сливались в одну зелёную массу - осенью каждое стоит отдельно, само по себе.

Начал брезжить рассвет - мы проснулись и вышли на улицу.

Жизнь без радости - день без солнышка.

Будешь давать - не возьму.

Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух.

Про себя он подумал: доктора надо вызвать.

Птица не могла летать: у неё было сломано крыло.

БСП с знаками препинания. Правило

Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями.

Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые.

Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями.

Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями.

Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП

Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Бессоюзные

В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула.

В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП).

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля.

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля.

Ему стало стыдно убивать безоружного - он задумался и опустил ружьё.

Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё.

Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:

  • одновременность, последовательность - союз И;
  • причина - союз ПОТОМУ ЧТО;
  • следствие - союз ПОЭТОМУ;
  • сравнение - союз КАК;
  • времени - союз КОГДА;
  • условия - союз ЕСЛИ;
  • дополнение - союз ЧТО;
  • пояснение - союз ТО ЕСТЬ;
  • противопоставление - союз А.

Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.

Примеры БСП

Примеры иллюстрируют варианты БСП:

  • с условными отношениями: Побудешь здесь денёк - тогда и узнаешь.
  • с временными отношениями: Справишься - в руководители переведём.
  • со значением следствия: Дождь закончился - можно дальше двигаться.
  • с условными отношениями: Солнце светит - работаем, дождик идёт - отдыхаем.
  • с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку - коровы не надо.
  • с противительными отношениями: Красивы городские - мне деревенская милей.

  • с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
  • с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
  • с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
  • с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
  • с отношениями причины: Надо отдать ему должное - он был очень горяч, смел и настойчив.
  • с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм - моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.

Пример задания ОГЭ

Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:

1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.

6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.

8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.

9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Повторение Какие предложения являются бессоюзными? Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны между собой только с помощью интонации, без помощи союзных слов и союзов. Смысловые отношения между частями в БСП выражены менее четко, чем в союзных предложениях. Какие значения могут выражать бессоюзные предложения? Перечисления, сопоставления, причинное, пояснения, условное, с равнительное и др.

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 1) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. Перечислительное; с оюз И 2) Не отходи от меня: мне так отрадно с тобой. Причинное; союз ТАК КАК 3) Лето припасает- зима поедает. Сопоставительное; с оюз А

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 4) Где- то за рекой уныло скрипела арба, посвистывали суслики. Перечислительное; с оюз И 5) Нравится рисовать – рисуй на здоровье. Обусловленности; союз ЕСЛИ 6) Я оглянулся кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Пояснительное; с оюз ЧТО + увидел

Пошли дожди, ярко зазеленела озимь. , Знаки препинания в БСП. З апятая ставится: между частями бессоюзного сложного предложения, если его части связаны по с мыслу и в них идет перечисление фактов. Между предложениями возможна вставка союза И.

Солнце только начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо и росисто. ; Знаки препинания в БСП. Точка с запятой ставится: Если части БСП менее тесно связаны по смыслу. Если его части значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП [-=] , [-=] [-=] ; [-=] Части тесно связаны, интонация перечисления. Подстановка союза И. Части предложения связаны менее тесно, распространенные, имеют внутри себя запятые.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 1)Расширялись улицы пробивались широкие магистрали рушились древние стены. 2)Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде шелестел камыш синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной сосны на другую.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 3)Летучие мыши уже носились над заснувшими верхушками осинника таинственно кружась и дрожа на смутном небе резво и прямо пролетал в вышине ястребёнок спеша в свое гнездо. 4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 5) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. 6) Язык должен быть прост и точен это придаёт ему силу рельефность красочность.

Тестовые задания: 1)Укажите бессоюзное сложное предложение А) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится. Б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. В) Нынче жарко, парит, на дворе тепло. Г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Тестовые задания: 2)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить запятые. А) Заря прощается с землёю ложится пар на дне долин. Б) Только песне нужна красота Красоте же и песен не надо. В) Соловей поёт себя тешит. Г) Было так из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок.

Тестовые задания: 3)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить точку с запятой. А) Прошумели весенние воды загремели весёлые грозы. Б) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их. В) Река вьётся вёрст на десять тускло синея сквозь туман за ней водянисто- зелёные луга. Г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Домашнее задание: Параграф 33 стр 128- 129. Упражнение № 191


Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.

1) Люди рады лету а пчела - цвету.

2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.

Задания:

1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

2. Составьте схему каждого предложения.

III. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.

1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.

I V . Закрепление материала.

1. Выборочный диктант по упр. 191.

Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

2. Конструирование.

В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

3. Лингвистический эксперимент.

На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.

1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.

1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.

Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Ответ: в, г.

2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

а) Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

б) Только песне нужна красота

Красоте же и песен не надо.

в) Соловей поёт себя тешит.

г) Было так из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

Ответ: а, б.

3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

а) Прошумели весенние воды

Загремели весёлые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы.

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?

II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.

III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?

I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.

I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Объявление темы и целей урока.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.

Таблица 18

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)

III. Закрепление материала.

1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

3. Выборочный диктант (упр. 197).

Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Конструирование.

На доске записаны простые предложения.

1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.

1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)

Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.

2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

Ответ: б, в.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе (или несколько предложений) разъясняет первое, т. е. раскрывает его содержание (знаки препинания не расставлены).

а) Наступал вечер шёл дождь с севера порывисто дул ветер.

б) К первому дню праздника всё было готово картины развешаны, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек.

в) Поезд ушёл быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума.

г) Вечерами возле сруба всё население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается.

Ответ: б, г.

I V . Итог урока.

V . Домашнее задание дифференцированного характера:

а) учить правила на с. 130-131, § 34;

б) подготовить устное сообщение на тему «Двоеточие в простых и сложных предложениях»;

в) выполнить упр. 198;

г) составить восемь - десять бессоюзных сложных предложений на тему «Считаю ли я себя культурным человеком».

Урок 49. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении (§ 35)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; уяснить, что в некоторых случаях значение первой части можно определить и как условное, и как временное; 2) научить произносить указанные бессоюзные сложные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией, определять смысловые отношения между частями (противопоставление, время, условие, следствие), составлять интонационные схемы указанных предложений, правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывая условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает устное сообщение «Двоеточие в простых и сложных предложениях Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает на доске составленные бессоюзные предложения (упр. 198), подчёркивает в них главные члены. Учащиеся читают бессоюзные сложные предложения на тему «Считаю ли я себя культурным человеком». Класс рецензирует их ответы.

II. Повторение материала.

1. На доску проецируется задание : составить по два предложения с данными словами, в которых они выступали бы в роли:

а) существительного с предлогом; б) производного предлога: (в)следствие, (в)продолжение, (в)течение, (в)виду, (на)счёт, (в)роде;

а) наречия; б) прилагательного, местоимения, числительного с предлогом: (в)пустую, (по)весеннему, (по)вашему, (в)третьих, (в)ручную, (по)прежнему, (по)тому;

а) наречия; б) существительного с предлогом: (на)встречу, (на)верх, (в)глубь, (на)дом, (на)удачу, (на)бок, (в)начале.

III. Объяснение нового материала.

1. Чтение § 35 на с. 133-134, анализ примеров параграфа.

2. Наблюдение над интонацией бессоюзного сложного предложения с тире.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание учащихся на то, что тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части и продолжительной паузы. Учащиеся должны усвоить: чтобы правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, необходимо хорошо знать условия постановки тире, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. В слабом классе можно предложить таблицу.

Таблица 19

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки тире

Примеры

1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда )

1. Настанет вечер - загорятся на небе звёзды.

2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если )

3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как ), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому )

3. Ласточки летают низко над землёй - жди дождя.

4. Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но )

4. Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё и уехал в дальнюю деревню.

5. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы предложение, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях . Упражняться в распознавании простых и сложных предложений , применять их...