Корыто из сказки о рыбаке и рыбке. Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)

Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования - поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» - это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом.

Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего - новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Ведическая мудрость

В трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней - это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека - быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело - старуха.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ - это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина - злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Борьба духовного и эгоистического начала

Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Оба начала - чистая душа (в сказке Пушкина старик) и эгоизм (старуха) ведут борьбу между собой. Поэт очень хорошо показал, к чему приводит покорность и потворство эгоистическим желаниям.

Его главный герой даже не пытался сопротивляться старухе, а каждый раз покорно ходил к рыбке на поклон с новым требованием от нее. Александр Сергеевич как раз и показал, к чему приводит подобное попустительство собственному эгоизму, и чем заканчиваются его ложные, ненасытные потребности.

Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта» применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.

В философии ее смысл много шире. Не материальные блага делают людей счастливыми. Поведение старухи говорит об этом. Только она стала столбовой дворянкой, как пожелала быть царицею, а дальше - больше. Она не излучала счастье и довольство с появлением новых видов власти и богатства.

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: помнить о душе, что она первична, а материальный мир вторичен и коварен. Сегодня человек может быть у власти, а завтра станет нищим и безвестным, как старуха у того злополучного корыта.

Так детская сказка русского поэта передает глубину извечного противоборства между эго и душой, о которой люди знали еще в далекой древности.

Сказка о рыбаке и рыбке – нетленное произведение А.С. Пушкина. Сказка уже давно стала настолько любимой и популярной, что для многих будет неожиданным, что литературные корни ее – в сербском фольклоре, а отнюдь не в русском. Волшебнику слова А.С. Пушкину удалось адаптировать ее таким образом, что все описанные реалии близки и понятны нашим малышам, поэтому читать сказку онлайн видится нам прекрасным занятием для вашего чада. На страницах данного сайта вы можете бесплатно читать сказку о рыбаке и рыбке онлайн , и познакомить ребенка с этим интереснейшим произведением.

В чем польза Сказки о рыбаке и рыбке?

Спешим обрадовать тех родителей, которые скрупулезно подбирают чтение для малышей, исходя исключительно из его полезности. Вы нашли не просто увлекательное чтиво – но и уникальное по своей дидактической и воспитательной направленности. Онлайн сказка о рыбаке и рыбке научит малыша соизмерять желания с возможностями, не жадничать и не быть заносчивым. Доброта и острый ум – вот что поможет не остаться малышу у разбитого корыта! Ваш ребенок, непременно, усвоит это, если вы разрешите ему читать восхитительную историю о рыбаке и рыбке онлайн.

Знакомство со Сказкой о рыбаке и рыбке может стать тем мостиком, который приведет вашего ребенка в чудесный мир, созданный всемирно признанным русским поэтом. Наверняка малышу захочется познакомится и с другими произведениями А.С. Пушкина и, тем самым, невероятно обогатить свою литературную грамотность.

Недавно товарищи поделились со мною ссылкой на одно интересное видео, размещенное на просторах всемирной сети. И данное видео не оставило меня равнодушной, побудив живой интерес к более глубокому и детальному анализу упомянутого в нем произведения, одного из самых авторитетных и величайших литературных деятелей первой трети XIX столетия А.С. Пушкина, сказке “О рыбаке и рыбке”.

В свою очередь хочу заметить, что воспоминания из далекого детства о первом знакомстве с произведениями великого автора отзываются во мне невероятным потоком светлых и радостных чувств, порождающих творческий подъём в игре ярких красок воображения и мироощущения, а также потребность в расширении кругозора. В те времена, будучи еще ребенком, я полагала, что Пушкин, видимо, прекрасный мастер своего дела и попросту талантливый человек, умеющий красноречиво преподнести простую житейскую истину. Это, конечно, так, но мне и в голову не могло прийти тогда, что за гранью “простой житейской истины” величайшим автором может быть заложена необозримая глубина Знания. Знания, которое в разные времена передавалось из поколения в поколение, способное раскрыть людям тайну бытия в извечных вопросах всех времён и народов о смысле человеческого существования.

Начав свои поиски обращением к поисковику “всемирной паутины” с вопросом об анализе упомянутого выше произведения, обнаружила весьма внушительный перечень ссылок с различными толкованиями от всевозможных авторов: любителей, историков, литературоведов, научных деятелей, так называемых “пушкинистов” и пр. Что уже заставляет задуматься о том, каким образом могла породить столько будоражащих умы поисков и различных мнений “простая сказка о жадной старухе”. Да и сама история жизни поэта пронизана весьма интересными фактами и многоточиями, что, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения, но не в рамках данной статьи.

Итак, повторюсь в том, что толкований у сказки множество и, справедливости ради, стоит заметить, что любое мнение имеет место быть. Мне же хочется привести свой анализ, выстроенный на основе Исконных Знаний, изложенных в книге “АллатРа ” под авторством А. Новых. Поскольку именно в этой книге приведены и тщательно структурированы и сопоставлены единые Знания, присутствующие в человеческом обществе во все времена, в виде различных артефактов древних культур (дошедших до нашего времени), писаний, знаков и символов. Также хочу отметить, что приведенное ниже видение сформировано в группе товарищей единомышленников. Ибо, как говорится, одна голова хорошо, а в единстве наша сила)) При этом мы не претендуем на истину в последней инстанции. Наша точка зрения - всего лишь предположение. Поэтому предлагаю всем вместе окунуться в глубины прекрасного произведения и попробовать увидеть нечто большее, скрытое за простым набором букв и символов и, возможно, в комментариях к статье оставить и Ваше понимание, дорогой читатель. Тем более, что в своем анализе мы с товарищами многих тонкостей могли попросту не заметить. Авось вместе и копнём куда поглубже)) Ну чтож, поехали!

Начнем, пожалуй, с текста самой сказки:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

«Чего тебе надобно, старче?»

«Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? -

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,

(Почернело синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, - испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна».

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился -

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Начинается произведение с простого вступления, по аналогии со многими народными сказками: “Жил старик со своею старухой ”. И вроде бы нет, на первый взгляд, здесь ничего отличительного, но, как замечено в приведенном в начале видео - это был бы не Пушкин! С первых строк автор дает увидеть пытливому уму некий “Код”. Итак, у нас есть - "старик " и “его старуха ”. А если предположить, благодаря знаниям изложенным в книге “АЛЛАТРА”, что в данном случае приведена аналогия “старика” с понятием Личности в конструкции человека , а “старухи” с Сознанием , то далее можно проследить очень интересную цепочку.

Жили они “У самого синего моря ”. Что же такое море, да еще и самое синее, при этом занимающее в сказке одну из ключевых ролей? Стоит отметить, что с тематикой воды, моря, мирового океана связано множество преданий и иносказаний разных народов мира, где зачастую тема мировых вод выступает в аналогии с миром Духовным. На что еще хочется обратить внимание - это выделенное автором “У” моря, говорящее о непосредственной близости к нему. И если далее всё также выстраивать цепочку под призмой Исконных знаний, и рассмотреть аналогию с конструкцией человека, в которой уже обозначены нами Личность и Сознание , как старик и старуха, то можно предположить, что в аналогии с морем в данном случае имеется в виду Душа человеческая, как часть Духовного мира, где Личность и Сознание находятся в непосредственной близости к ней.

И возвращаясь к цветовому обозначению моря, как “самого синего ”, хочется привести цитату из книги “АллатРа”:

“... Более того, именно этой созидательной божественной женской ипостаси был присущ сине-зелёный цвет. В мифологии разных народов он олицетворял стихию воды и женского космического начала. Это особый цвет, указывающий на определённые достижения в духовных практиках. О нём подробнее я расскажу чуть позже. А сейчас лишь отмечу, что даже в традиционном представлении китайцев зелёно-синий участок цветового спектра является единым целым и обозначается иероглифами, которые совмещают значение «зелёный» и «синий».” (стр. 272)

“... Среди дополнительных ассоциативных обозначений, символизирующих её, были сикомора как «Дерево Жизни», а также символы вечной жизни - цвета зелёный и голубой , которыми, как гласили легенды, она повелевала. Последнее связано с зашифрованными знаниями о волновой природе человека и моментом духовного преображения .

Анастасия: Да, эти же цвета присутствуют, как уже упоминалось, в обозначении божественных персонажей, которые у разных народов воплощают космический порядок, воды жизни, плодовитость, Матерь-прародительницу, созидательную божественную силу женского начала. В христианской религии эти цвета присущи Богородице. Тот же ромб «Неопалимой купины», в котором размещён образ Девы Марии, тоже обозначается зелёным или голубым (синим) цветом. Это говорит о том, что передавались одни и те же основные знания из поколения в поколение, из народа в народ. Кстати говоря, есть такое старинное слово «Главка», которое древние греки в своё время позаимствовали для своей мифологии у народов, когда-то проживавших на нынешних славянских территориях, как обозначение созидательной силы божественного начала, связанного с водой, также повелевающей «зелёным и голубым цветом». ” (стр. 656)

Читаем дальше: “Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года .” И если, из вышесказанного, старик и старуха - это Личность и Сознание в конструкции человека, а море это - Душа, то логично предположить, что “ветхая землянка”, в которой они жили - это сосуд, материальное тело человека. Причем Душа, как море, в него не вмещается (образно), она бескрайняя, в материальном теле мы её не найдем.

Далее, на мой взгляд, идет очень интересное уточнение, с указанием на возраст упомянутых выше героев - “ровно тридцать лет и три года ”. Как минимум из истории мы знаем, что это довольно-таки не простая цифра - возраст Христа. Но стоит отметить, что внушительная часть русских народных сказок, как и сама сакральная нумерология, имеет гораздо более древние корни, в отличие от христианства, как религии. Возможно и сопоставление с возрастом Христовым выбрано здесь не случайно, а больше символически. А возможно и, что обозначенная в сказке столь интересной датой, жизнь старика показывает подведение его к некоторому итогу духовного содержания, при котором ему предстоит выбор .

Интересно также отметить касаемо самой цифры 33, что в сакральном смысле она довольно-таки интересная. Но не буду углубляться в её толкование по одной простой причине, что попросту не хватает знаний в этой области.

Идём дальше: “Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу .” Давайте попробуем и далее отследить ниточку всё того же Кода, проложенного автором, на основе выстроенной нами аналогии. “Старик ловил неводом рыбу ” - т.е. Личность погружалась в Душу-море, при помощи невода-инструмента для того, чтобы поймать “рыбу”. И если невод - это инструмент для погружения в Душу, то посмеем предположить, что Личность могла выполнять либо Духовные практики (ведь практика - это и есть инструмент), либо молитвы, ну или попросту жить в Диалоге с Богом, в счастье настоящего момента, нарабатывать опыт “общения” с душой, миром духовным. А что же тогда такое “рыба”? Если следовать всё той же аналогии, то в нашем видении это может быть духовная сила, опыт, полученный при соприкосновении с Душой. Опыт, который мы переносим в жизнь, применяя его уже непосредственно в дне. Но к этому в дальнейшем мы еще вернемся более подробно.

Старуха пряла свою пряжу ” - прядение, пряжа, веретено, нить - а с этими аналогиями вообще всё очень интересно. Предлагаем здесь также обратиться к источнику Исконных знаний, книге “Аллатра”:

“Ригден: Замечу, что в старославянском языке слово «веретено» связано со словом «вертеть» (воронка, движение по спирали). Кстати, оно было не только у славян. Древнеиндийское слово «vartanam» тоже означает «вращение». Веретено с древности считалось в духовном понимании магическим инструментом, дарованным свыше. То есть, говоря современным языком, это условное обозначение той же молитвы, медитации, духовной практики. Прядение из нитей с помощью веретена, являлось определённым духовным символом, который знали многие народы как единение «Земли и Неба», единение человека при его скоротечной жизни с духовным небесным началом (Душой). Нить в религиозном искусстве символизировала духовную жизнь человеческую, а в глобальном смысле - символ времени, связи прошлого, настоящего и будущего. Она являлась духовной составляющей, которая объединяла всё сущее подобно нити, соединяющей вместе все жемчужины (души). У многих древних народов «Великая Мать» как раз и изображалась с прялкой в руках.”

Но получается, если пряжу пряла старуха, т.е. Сознание, то здесь как предположить можно то, что с помощью Сознания, как инструмента, Личность могла изучать свою конструкцию, мир духовный, знания о нем. Ведь та же молитва или медитация (замечу, что НЕ духовная практика) изначально выполняется с помощью сознания, это как первые шаги на пути духовного развития.

Далее вновь возвращаемся к неводу и повествованию о том, как старик закидывал его в море. Первый раз - “Пришел невод с одною тиной ”, второй раз - “с травой морскою ”, ну а в третий раз - “с непростою рыбкой - золотою ”. Интересно еще то, что так же подмечено многими авторами в своих толкованиях анализа сказки, что невод старик забрасывал именно три раза, а не один, к примеру, или пять... Цифра три также довольно непростая в сакральном плане, и толковать ее можно под разным углом понимания. Здесь и трёхмерность материального мира, в которой мы пребываем с рождения, и триединство… Поэтому, на мой взгляд, здесь сложно привести конкретное толкование, да может быть и не нужно.

А что касается тины и травы морской - нам с товарищами пришла аналогия, что это может быть похоже на очищение. Очищение от “тины” мира трехмерного материального. А так же, еще как вариант, из собственного опыта работы с духовными Практиками, описанными в книгах А. Новых, есть понимание, что каждый раз, выполняя Практику, она протекает по-новому, но это в том случае, если выполняется она именно Духом, разотождествившись с понятием тела и сознания. А бывает и такое, что называется из разряда “сел подумать”, когда внимание застревает в играх разума и вся “Практика” так и проходит на уровне сознания и голого представления, а порой и вовсе в бесполезной борьбе, пытаясь переключить внимание от навязчивых мыслей. И здесь также можно провести аналогию в описанном опыте с “доставанием тины”.

А вот дальше обратим внимание на рыбку, не простую рыбку - золотую! Кто же она - эта рыбка, или ЧТО? Признаться, здесь наши мнения с друзьями немного разделились. Кто-то поделился аналогией, что возможно рыбка - это и есть Душа, как часть мира Духовного - моря. Мне же ближе немного другое понимание, что под образом “рыбки золотой” может быть заложено понимание СИЛЫ ДУХОВНОЙ, или как её называли издревле - “силы Аллата ” (подробнее можно прочесть в книге “АЛЛАТРА”). Ведь это та сила, которая дается нам для достижения главной Цели, ради которой и приходит человек в этот мир - слияния Личности с Душой. И… которая является “строительной” для всей окружающей нас материи, преобразуясь в “антиаллат ”, в момент направления внимания Личности на достижение целей материальных. И, что интересно, опираясь и далее на Исконные знания и углубляясь в описание конструкции человека, вспоминаем, что от Души к Личности постоянно идёт поток силы Аллата, и проходит он по определенному каналу, называемому издревле “серебрянной нитью”.

Что мы имеем - старик (Личность) поймал неводом в море (Душе) рыбку. И вот здесь вновь вернувшись к образу невода нам пришла еще одна аналогия, что по сути - невод и похож на ту самую “серебряную нить”, связующее звено. Не знаю, насколько близко это понимание с идеей, заложенной автором, но ведь всё может быть))

Ещё один, на мой взгляд, интересный момент состоит в том, что в описании понятия сил Аллата, в книге “АЛЛАТРА”, мы можем увидеть, что Аллат: “в мифологии - Праматерь всего сущего, созидательное божественное женское начало, творящее, жизнедеятельное Начало, Матерь-птица, воля Бога, сила мысли Бога”. Ключевой момент - женское начало . И ведь рыбка наша в сказке точно так же представлена в образе созидательного женского начала. Да и вспомним как проиллюстрировал автор простое обращение старика к рыбке на фоне всего произведения, как он её называет: “Государыня рыбка ”.

Далее по тексту: “Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: “отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь чем только пожелаешь ”. Так вот, возвращаясь к описанию конструкции человека, основанной на Исконных знаниях, выше мы упоминали о том, что от Души к Личности постоянно идет поток сил Аллата через серебряную нить и задача Личности сводится к тому, чтобы возвращать этот поток обратно к Душе. И в этих строках мы увидели схожую аналогию, как рыбка просится обратно в море, к Душе. И здесь как раз момент выбора для Личности - куда направить силу духовную? Обратно к Душе (в море) или на достижение внешних материальных целей?

Удивился старик, испугался : он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила .” Учитывая, что на протяжении всей сказки мы наблюдаем, что в каждом словесном обороте автором заложен смысл гораздо более глубокий, нежели буквальное восприятие, то и здесь логично предположить, что словосочетания, в частности “рыба говорила”, выступают в форме образной передачи. И, вновь обращаясь к Исконным знаниям, вспоминается упоминание о “живом языке” из передачи “Единение ” на канале “Аллатра ТВ”. Что же это за живой язык? Диалог с Богом… Думаю, что каждый почувствовавший Его хотя бы раз понимает о чём идет речь. Это язык глубинных чувств . Так может старику-личности открылся этот “язык”, открылись чувства, он почувствовал духовный всплеск… И что мы видим - “испугался”, “удивился”... Знакомо? Этот вопрос адресован опять же тем, у кого имеется опыт пребывания в Духовной практике. Здесь же идет упоминание об уже знакомой нам цифре 33.

И вновь вернемся к моменту выбора, который совершает старик (Личность). И изначально этот выбор делается им в пользу Души и мира Духовного, он отпускает рыбку со словами: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе ”.

И что мы видим дальше: “Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо .” Получается Личность обратилась к Сознанию после соприкосновения с Духовным миром и начала обсуждать с сознанием полученный опыт и советоваться с ним. Но, как мы знаем из Исконных знаний, - сознание ограничено трехмерностью и всё, что касаемо мира Духовного, ему неведомо! А то, что неведомо - вызывает желание подчинить, поработить, использовать в своих целях - это законы животного мира, мира материального. Так и получилось: “Старика старуха забранила: «дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось »”. Начинается с чего - “старика старуха забранила” - включилось Сознание, начало подкидывать сомнения и диктовать свои условия, а Личность его слушает! И корыто здесь выступает как символ материи, материальных благ, при этом в словах Сознания присутствует момент оправдания для Личности - “наше-то совсем раскололось ”. Всё начинается с малого...

Хочется особо отметить еще один момент. Он просматривается с первых строк и тянется через всё повествование сказки. К морю идёт только старик, старуха туда ни разу не ходила… А ведь из Исконных знаний мы знаем, что связь с духовным миром есть только у Личности, Сознанию нет туда доступа, попросту потому что оно имеет совсем иную природу - ограниченную, материальную. Так и получается, что Сознание (старуха) только диктовало Личности (старику) что ему делать, а личность покорно слушала и подчинялась. Иными словами - делала выбор слушать и слушаться своё Сознание.

И дальше в сказке как раз показано, как старик (Личность) меняет своё первоначальное решение (не прельщаться силой Божьей для собственной выгоды, а отпустить ее обратно в “море”). И интересно и показательно то, что выбор этот был сделан Личностью самостоятельно, когда она не слушала свое Сознание.

Вот пошёл он к синему морю; видит - море слегка разыгралось .” Обратите внимание на то, как ведет себя море с течением сказки по мере того, как старик приходит к нему с разными просьбами. Подробнее к этому мы еще вернемся.

А что мы видим изначально, при первом обращении старика к рыбке с просьбой: “Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покою ”. Разбранила старуха, не даёт покою… Очень точно здесь прослеживается описание работы Сознания, его “приёмы”. При этом старик, обращаясь к рыбке, возможно изначально видит в этом некое “спасение”, что, попросив однажды и исполнив навязчивую просьбу своего Сознания, он обретёт покой и Сознание успокоится.... Но, как мы знаем (причём из собственного опыта), Сознание - самый большой лжец! И чем бы мы не “откупались” от его нападок, уловок, сколько бы его не слушали - ему всегда будет мало. И поблажки его только раззадоривают. Что, собственно, дальше и проиллюстрировано в тексте сказки… Но об этом немного позже.

А пока, что отвечает рыбка старику: “Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новое корыто ”. Во-первых, из слов “не печалься” можно сделать вывод, что старику-то совсем не радостно! Нет счастья в этом, он угождает своему Сознанию, но сам при этом счастья не испытывает, Личность подавлена, в печали. И этот момент прослеживается также на протяжении всей сказки и походов старика к морю. Дальше: “ступай себе с БОГОМ!” А вот здесь хочется привести цитату из любимой книги “АллатРа” (стр. 777):

“Но Любовь Божия не оставляет человека даже тогда, когда он о ней забывает. Бог никогда не покидает человека, ибо Его Любовь, благодаря Душе, всегда с ним. Однако человек не всегда хочет принять эту вечную Любовь и часто сокровенное познание её откладывает на «потом», руководствуясь сиюминутными, временными желаниями смертной материи . Но у человека нет этого «потом», есть только «здесь и сейчас», в котором происходит истинное движение и выбор. Надо только открыться и довериться Богу. Не стоит терять драгоценного времени жизни.”

И еще один важный момент в словах рыбки: “будет вам новое корыто ”. На мой взгляд, эти слова показывают свободу выбора. Хочешь так, это твой выбор, будет по твоему… И слова в вышеприведенной цитате из книги только подчеркивает это, что даже в такие моменты, когда человек разменивается на временные сиюминутные желания, Бог всегда с ним. И свобода выбора - это самый ценный дар, данный Богом каждому из нас. И только благодаря своему осознанному выбору мы можем вернуться к Нему.

Хорошо, что же мы видим дальше: “У старухи новое корыто, еще пуще старуха бранится ”. Как раз то, о чём мы упоминали выше - механизм работы Сознания, ненасытности. Дальше - больше. При этом, добившись исполнения желания один раз, увидев, что это работает, сознание просит уже большего. И оправдывает это тем для Личности, что: “в корыте много ль корысти? ”. Вроде как - это же “мелочь”...

  1. корыто;
  2. избу;
  3. быть столбовою дворянкой;
  4. быть вольною царицей...

Пока остановимся на этом перечне и остальные “потребности” старухи рассмотрим после некоторого анализа.

Ну, во-первых, из приведенного перечня мы с товарищами заметили несколько корневых шаблонов работы Сознания:

  1. выживание;
  2. размножение;
  3. доминация.

Поясню. С “выживанием” у нас ассоциируется корыто, как символ каких-то материальных благ, необходимых для существования. Шаблон “размножения” здесь не выражен буквально, но мы увидели его в моменте работы над телом, “прокачки” его. Поскольку в начале статьи телом мы обозначили “ветхую землянку”, то с течением повествования в сказке и по мере желаний старухи “ветхая землянка” превращается изначально в “избу со светёлкой”, а далее уже и в терем, и в царские палаты, проводя тем самым внешний “апгрейд”. Ну и момент доминации очень ярко показан нарастанием жажды власти у старухи.

Ещё момент - невод старик уже не бросает.. Рыбу не ловит, как было сказано в начале сказки (“старик ловил неводом рыбу…”). И, если следовать аналогии, проложенной нами изначально с образом невода, то можно предположить, что здесь показано, что старик уже не использует инструменты по работе над собой, молитвы, практики он не делает, не получает новый опыт.. А только использует и расходует ту силу, которую приобрел с образом рыбки.

Но вернемся ещё к описанию доминации и жажды власти старухи. В момент, когда старуха становится “столбовой дворянкой”, что увидел старик, вернувшись к ней: “перед нею усердные слуги; она бьет их, за чупрун таскает ”. Интересное упоминание про слуг, которое навело нас с товарищами на некоторые размышления относительно того, кто может быть слугами Сознания? Мы знаем, что Сознание - демон и мысли, которые мы наделяем силой своего внимания, становятся программами-демонами, шаблонами… Их можно называть как угодно. Возможно такие “демоны” и являются слугами Сознания. Но это только очередное наше предположение в рамках приведенного анализа.

Также отметим описанный автором момент того, чем “отблагодарила” старика старуха, когда, вернувшись от рыбки, он встретил её в образе дворянки: “На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала ”. За достижение очередной “хочушки” Сознание отправило Личность “служить на конюшню”, как знак полной доминации Сознания и порабощения Личности. При этом, на очередное свое желание, когда старик пытается её “вразумить” и остановить: “Испугался старик, взмолился: «что ты, баба, белены объелась? ”, она отвечает уже угрозами: “Ступай к морю, говорят тебе честью, не пойдешь - поведут поневоле ”. Важный момент, который также натолкнул на очередные размышления… А именно, вспомнилось описание истории жизни А. Гитлера и исторических событий времён второй мировой войны, приведённых в книге А. Новых “Сэнсэй IV”, откуда хочется привести следующую цитату:

“Особенно это хорошо знал Гитлер. Он хоть в глазах обычных людей и представлял собой «непревзойдённую власть», на самом деле хорошо понимал, что его власть по сравнению с реальной властью, которой обладала элита ордена «Зелёный Дракон» - это ничто. Ему самому, ещё с детских лет, доводилось сталкиваться с проявлением оккультных сил, которые просто пугали таинственностью и могуществом своего воздействия. Гитлер был свидетелем действия этих «невидимых» сил и во время своего продвижения к власти. Он видел оккультную практику ордена «Зелёный Дракон» в действии, когда на Гитлера неоднократно совершались покушения и он, выходил из этих ситуаций необъяснимым для простых людей образом живым и невредимым. Он знал, насколько контролировали его действия. Но противостоять этой невидимой силе реальной власти могла только ещё большая сила, которая, согласно древним источникам разных народов, была либо у Шамбалы, либо в том, что люди позже назвали Граалем. Поэтому и Гитлер, и Сталин так усиленно занимались их поисками… Особенно усердствовал Гитлер. Он вообще лелеял мечту не просто вырваться из-под власти Архонтов, но и самому занять место 13-го, дабы обрести ту полноценную власть над миром , которую тот имел, вечно жить и вечно править.”

Сопоставив описания из приведённой цитаты с угрозами старухи, напрашиваются выводы, что речь может идти о магии, при этом уже в довольно серьёзной и углубленной степени. Но я не буду углубляться в мудрствования, поскольку толковать здесь можно по-разному и опять же - стоит ли...

И дальнейшее желание старухи: “Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей ”. В тексте я не зря выделила словосочетание “вольною царицей”, уж больно знакомое словцо. Возвращаясь к истории, а также приведенной выше цитате об А. Гитлере и упоминании в ней о его мечте занять место 13-ого Архонта, вспоминается ещё один пласт информации, описанной в книгах А. Новых - об истории возникновения клана Архонтов и таком масштабном и значимом для них тайном обществе, как “вольные каменщики” (подробнее об этом можно прочитать в книге А. Новых “Сэнсэй IV”).

Ну что ж, чем дальше, тем интереснее... И не малое удивление я испытала, когда, анализируя информацию в интернете, в толкованиях сказки разными авторами и историю жизни поэта, наткнулась на сведения о том, что в черновиках Пушкина был найден изначальный вариант сказки “о рыбаке и рыбке”, часть которого в итоге не вошла в опубликованный текст. И что в “Гос. Публичной библиотеке СССР им. Ленина в Москве хранится черновой текст. Помимо многочисленных разночтений, в этом черновике имеется один эпизод, совершенно отсутствующий в окончательном тексте сказки. Впервые он был прочитан и опубликован С. М. Бонди в его книге „Новые страницы Пушкина“ (М., 1931)” (https://www.proza.ru/2013/04/18/1574):

" Проходит другая неделя
Вздурилась опять его старуха:
Отыскать мужика приказала.
Приводят старика к царице.
Говорит старику старуха:
Не хочу быть вольною царицей
А хочу быть римскою папой
Старик не осмелился перечить.
Не дерзнул поперек слово молвить.
Пошел он к синему морю
Видит: бурно черное море
Так и ходят сердитые волны
Так и воют воют зловещим
Стал он кликать рыбку золотую

Добро будет она Римскою папой

Воротился старик к старухе
Перед ним монастырь латинский
На стенах [латинские] монахи
Поют латынскую обедню.

Перед ним вавилонская башня
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха
На старухе сарочинская шапка
На шапке венец латынский
На венце [не разб.] спица
На спице [Строфилус] птица
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
Здравствуй ты старая баба
Я чай твоя душенька довольна
Отвечает глупая старуха:
Врешь ты пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть Римскою папой
А хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в Окияне-море
Чтобы служила [мне] рыбка золотая
И была бы у меня на посылках...".

Очень интересно, учитывая, что о связи Римского Папы с орденом “Вольных каменщиков” и кланом Архонтов так же приведено немало информации в книгах А. Новых (“Сэнсэй IV ”). Кому интересны подробности - книги можно найти в сети в свободном доступе.

А мы в рамках нашего анализа обратим внимание на последнее желание старухи: “Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках ”. Как итог показан момент апогея и конечности желаний - желание высшей власти, когда достигнута очередная конечная внешняя цель, а удовлетворения от нее нет, здесь Сознанию захотелось иметь власть над силой духовной в мире духовном. Но как мы знаем из книги “АЛЛАТРА” - сознание ограничено трёхмерностью и имеет материальную природу, а духовный мир совершенно иной природы (и Личность - часть его), а вся материя создана Богом - соответственно, как она может управлять им? Ответ - никак. И доступа ей туда нет.

Какой бы власти ни добился человек в материальном мире, а самая высшая власть - это власть над самим собой… И в итоге-то, потерял старик главное - рыбку золотую, силу духовную, растратив всё, что давала она ему, на прихоти бабки-сознания, которое в итоге так и осталось ни с чем, с тленом материи, в виде разбитого корыта.

Старуха - Сознание опытное, старое в материальном мире. А Личность - по земным годам, может быть и старик, но с детской наивностью, неопытностью. Попался, поверил Сознанию, которое конкретно знает свои желания. Но в материальном мире всё конечно. Все построенные иллюзии растворились. Очень показательно здесь описывает всю суть цитата из сказки: “впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани! ”. Ключевое слово - не в свои . Духовному - духовное, материальному - материальное.

В продолжение вышесказанного цитата из книги “Сэнсэй II. Исконный Шамбалы ”:

“Чрезмерное богатство ни к чему хорошему не приводит. Ну, потратил человек годы жизни, обманул массу людей. Ибо честно большие деньги не заработаешь. Всё строится на обмане и лжи. Ну, заработал человек очень много денег. Я не имею в виду честно заработанные зарплаты, нормальные деньги для прожиточного минимума. Это небольшие деньги. Так вот, заработал. Смотрит, а удовлетворения нет. Оказывается, чего-то не хватает. Он понимает, что ему нужна власть для того, чтобы покорить себе подобных, чтобы уже самому не выпендриваться, не сажать на себя блох с оленя и тем самым привлекать к себе внимание всей стаи, в том числе и вожака. И не сорить деньгами, как та обезьянка орешками, а захватить эту власть, стать самим вожаком. Так и появляются лидеры партий, власть имущих структур, государств. Смотрят, а власти мало. Тогда они идут на что? На то, чтобы захватить мир. И начинаются войны, агрессия, порабощения. Так рождаются Наполеоны, Сталины, Гитлеры и им подобные. Захватывают территории, расширяют границы своего государства, а удовлетворения всё равно не получают. Почему? Потому что какую бы власть человек ни имел на Земле, он никогда не получит от неё удовлетворения, так как всё равно остается рабом своих желаний. А истинная власть есть власть над самим собой.

В истории человечества есть масса примеров бессмысленности такого пути, такого глобального обмана Животного. Один из них Александр Македонский - человек, максимально реализовавший свои амбиции. Он завоевал огромные территории, создав крупнейшую монархию древности. И что в результате? В день, когда Александр Македонский стал «владыкой мира», он отдалился от всех и горько заплакал. Когда военачальники его нашли, то были удивлены, так как никогда не видели своего полководца рыдающим. А они находились с ним в самых сложных ситуациях боевых походов. Александр являлся примером мужества. Даже когда смерть была с ним совсем рядом, никто не видел на его лице следов отчаяния и безнадёжности. Поэтому военачальников терзал вопрос, что же случилось с тем, кто покорил целые народы? Его спросили об этом, и Александр поведал им причину своей печали. Оказывается, когда он победил, он понял, что проиграл. И сейчас находился в том самом месте, где задумал своё «завоевание мира». И только в этот момент он осознал, насколько всё это было бессмысленным. Ибо раньше у него были цель и путь. А сейчас ему некуда двигаться, некого завоёвывать. И он сказал: «Я чувствую внутри себя страшную пустоту, ибо проиграл главное сражение моей жизни".

Подходя к заключению, хочется вернуться к моменту, отмеченному нами в начале статьи, о том, как меняется состояние некогда самого синего моря, по мере приходов к нему старика за исполнением желаний бабки: “море слегка разыгралось; помутилося синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют ”. Если море - это Душа человеческая, тогда чем же могут быть вызваны на её поверхности помутнения, почернения, бури, волны и вои…? Здесь очень уместно привести цитату из книги “АллатРа”:

“Ригден: Пожалуй, расскажу об этом более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия я буду объяснять образными сравнениями. Итак, субличности находятся около Души, их можно представить... в виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности испытывают сильное влияние и давление плотных материальных структур Животного начала. То есть субличности находятся в зажатом состоянии между двумя мощными силами духовного и материального миров. Они постоянно испытывают это неимоверное давление с обеих сторон. Так вот, каждая субличность становится своеобразным «светофильтром» на пути осуществления связи нынешней Личности с Душой. Степень «затемнения» такого «светофильтра-субличности» зависит от накопленных в её бывшей жизни доминирующих жизненных выборов, предпочтений, чувственно-эмоциональных приоритетов.

… То, как себя чувствуют эти субличности в новой Личности - это, говоря языком религии, и есть настоящий «ад» для них. После смерти тела Личность, которая становится субличностью, приобретает свой опыт и понимание, что в действительности представляет собой материальный мир, что есть Душа и какова её важность в человеческом существе. Но в конструкции нового тела субличность уже находится в отчаянном положении скованного разума, который всё понимает, испытывает сильную чувственно-эмоциональную боль, но ничего сделать не может, в том числе и передать свой опыт новой Личности. Это равносильно тому, что тебя замкнули в теле, но это тело не служит твоему сознанию, оно не подчиняется и не делает то, что ты ему приказываешь. То есть вообще не служит тебе, живёт самопроизвольно. И ты это всё осознаёшь, но сделать ничего не можешь, только ощущаешь неимоверно жуткое давление, снова повтор тех же ошибок новой Личности и понимание своего бессилия изменить направление вектора расхода жизненной энергии.”

Отсюда можно предположить, что в тот момент, когда старик (Личность) делал выбор в пользу временных иллюзорных желаний бабки - его субличности испытывали жуткую боль, что и проиллюстрировано автором образами, происходящими на поверхности самого синего моря…

И в заключении хотелось бы заметить, что старик (Личность) хоть и остался в итоге вместе с бабкой у разбитого корыта, но ведь шанс для него не потерян. Шанс сделать главный выбор и обрести жизнь вечную, выйти из цепи перерождений. Шанс, который есть у каждого человека, пока он жив, пока он в теле. И для этого у старика остались все инструменты - у него есть невод, осталось его тело: “опять перед ним землянка”, осталось Сознание: “на пороге стоит его старуха” и всё, что нужно для жизни, в виде корыта. Остался опыт! И ведь рыбка ничего не ответила, лишь ушла в глубокое море. А это значит, что шанс есть.

проголосовавших: 210

Статьи из раздела.



Сказка о рыбаке и рыбке — замечательная русская сказка о том как старик однажды поймал золотую рыбку, а та пообещала исполнить три его желания. Автор сказки — русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Написал Пушкин «Сказку о рыбаке и рыбке» в 1833 году.
А вот впервые напечатана «Сказка о рыбаке и рыбке» в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

А еще, оказывается, сказку Пушкин хотел включить в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

На сайте читайте и другие интересные детские сказки:

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
«Чего тебе надобно, старче?»
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен - смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

История создания

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение - не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина - «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря» ?

«Ровно тридцать лет и три года» . Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

    Не следует быть жадным.

    Важно радоваться тому, что есть.

    Благодарить судьбу за ее подарки.

    Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

    Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

    Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

    Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!