Освоение космоса в будущем. Полёт мысли. Космические проекты, до которых не додумался даже Маск. Большая "Наука" летит на орбиту

13-летняя девочка из Луизианы уже несколько лет проходит подготовку, чтобы стать первым человеком на Марсе. Чувствительность нового телескопа SAFIR будет в тысячу превышать возможности его современников. Создатель Tesla уже много лет создает космические ракеты. Марианна Новак подготовила гид по космическим проектам человечества и перспективам колонизации космоса в ближайшие годы.

Марс

На данный момент, главная космическая миссия всей планеты – подготовка пилотируемого полета на Марс как кульминация его многовекового исследования человеком. Данные, добытые многочисленными спутниками, космическими станциями и марсоходами, постоянно подогревают интерес к нашему красному соседу.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) лидирует в подготовке первого полета человека на Марс. В 2013 году было отобрано 8 астронавтов для дальнейшей подготовки к миссии в глубоком космосе за пределами земной орбиты, а именно, пилотируемому человеком полету на астероиды и далее на Марс в 2030-х годах. Данный проект является «возвратным» – астронавты должны вернуться домой на Землю.

Первых «марсиан» NASA планирует отправить к красной планете в 2030 году.

В качестве альтернативы, существует «Столетний космический корабль» (Hundred-Year Starship) – проект «безвозвратного» направления людей на Марс с целью колонизации планеты. Проект разрабатывает с 2010 года Исследовательским центром имени Эймса (лаборатория NASA). «Безвозвратность» приведёт к значительному сокращению стоимости полёта, появится возможность взять больше груза и экипаж. Отправка четырёх астронавтов «с возвратом» соответствует стоимости отправки 20 человек с билетом «в один конец». Первых «марсиан» планируется отправить к красной планете в 2030 году. Доставленные на Марс вместе с высокотехнологичной аппаратурой и небольшим ядерным реактором, они смогут производить кислород, воду и пищу. Каждые два года, когда Марс будет оказываться на нужной орбите, NASA сможет пополнять запасы колонистов и доставлять новых астронавтов.

Один из проектов “Столетнего космического корабля”

В рамках необъятной миссии подготовки к эпохальному событию, NASA осуществляет другие проекты. 5 декабря 2014 года запущен космический корабль Orion как очередной шаг на пути человека к Марсу. Идет разработка Asteroid Redirect Mission для обнаружения, захвата и перенаправления проходящего рядом с Землей астероида на стационарную орбиту вокруг Луны для дальнейшего его исследования астронавтами до 2025 года. Миссия InSight (беспилотный космический аппарат) стартует к Марсу в 2016 году; планируемая дата окончания – 2018. Цель миссии – исследования глубинных слоев Красной планеты, ее сейсмологии и образования.

Существует еще и частный проэкт колонизации Красной планеты – MarsOne, руководимый Басом Лансдорпом при поддержке лауреата Нобелевской премии по физике Герарда Хоофта. Проект стартовал в 2011 году с этапа жесточайшего отбора и подготовки кандидатов. В 2018 году планируется демонстрационная миссия отправки посадочного модуля и спутника. 2020 год – запуск второго спутника связи и беспилотного марсохода. 2022-2023 – запуск и доставка грузов для подготовки базы поселенцев. 2024-2025 – запуск корабля с техническим экипажем, который сменят первые четверо постоянных участников миссии, затем запуск первого пилотируемого корабля и начало фактического «обживания» базы. 2027 – новая партия переселенцев из 4 человек и грузов, и так каждые 2 года; к 2035 году население колонии должно достичь 20 человек. Предполагаемая длительность перелета – около 7 месяцев. Связь будет осуществляться при помощи спутников, а жизнь колонистов планируется транслировать на Землю круглосуточно.

Космический аппарат “Орион” – один из шагов NASA к высадке на Марс

В планах еще одной организации Inspiration Mars Foundation (некоммерческого фонда, основанного Деннисом Тито) отправить в январе 2018 года пилотируемую экспедицию на Марс продолжительностью 501 день для облёта красной планеты. Несмотря на общую эйфорию, часто звучит и вполне оправданный скепсис относительно перспектив бытия человечества на Красной планете. Опасности перелета (космическая радиация, долгосрочное нахождение в невесомости, психологические проблемы) и условия жизни на планете (в частности, пылевые бури) могут стать существенными помехами на пути успешного освоения Марса.

Ввиду того, что марсианская сила притяжения составляет 38% от земной, к ней необходимо адаптироваться заблаговременно.

Магнитное поле Марса слабее земного в 800 раз. Этот фактор тоже является проблемой, так как отсутствие магнитного поля отрицательно влияет на вегетативную нервную систему. Вполне возможно, придётся создавать искусственное магнитное поле на корабле и марсианской базе для решения этой проблемы.

Сейчас NASA инвестирует основные средства в развитие трех жизненно важных для исследования глубокого космоса технологий. Эти “must-have” технологии включают атомные часы для глубокого космоса, большой солнечный парус и улучшенную систему лазерной коммуникации. Кроме того, можно говорить и о других разработках, «зреющих» в лабораториях NASA: доселе неслыханных технологиях (например, притягивающий луч для перемещения физических объектов с силой, превосходящей действие гравитации), медицинских исследованиях деятельности человеческого организма в условиях невесомости, новейших разработках в энергетике (запуск солнечного паруса в 2016 году), экспериментах по всестороннему улучшению жизни на самой Земле, разведке новых небесных тел и изучение уже известных, и пр.

Меркурий и Луна

Европейское Космическое Агентство(ESA) не желает отставать от своего заокеанского тезки. BepiColombo - совместная космическая автоматическая миссия к Меркурию ESA и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Межпланетный зонд планируется запустить к Меркурию 9 июля 2016 года. К самой маленькой и одной из наименее изученных планет Солнечной Системы отправятся две орбитальных станции на одном транспортном модуле Mercury Transfer Module. Полёт продлится шесть лет, а прибытие в район Меркурия ожидается в 2021 году. Учёные планируют, что обе станции смогут проработать в окрестностях ближайшей к Солнцу планеты как минимум год. Проектная стоимость программы составляет 350 млн. евро.

Космический аппарат совместной миссии ESA и Японского агенства аэрокосмических исследований BepiColombo

Среди других ближайших проектов ESA:

Миссия Euclid (совместно с NASA), которая планируется к запуску в 2020 году. Проект предполагает использование мощного космического телескопа для исследования загадок темной материи и темной энергии, происхождения, геометрии и состава темной Вселенной.

Проект Дарвин , планировавшийся к запуску в этом году, представляет собой план выведения в космос системы инфракрасных телескопов с целью непосредственного наблюдения экзо-планет и поиска жизни на них. Проработка проекта была закончена в 2007 году, однако дальнейшие действия в настоящее время пока не ведутся. НАСА разработало похожий проект под названием Terrestrial Planet Finder, поэтому допускается вариант разработки еще одного совместного проекта.

Проект Галилео - совместная разработка спутниковой системы навигации Европейского союза и ESA. Система предназначена для решения геодезических и навигационных задач. Помимо стран Европейского союза, в проекте участвуют Китай, Израиль, Южная Корея, Украина; кроме того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что Галилео войдёт в строй в 2014-2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников. Общие затраты оцениваются в 4,9 млрд. евро.

Британцы собирают деньги на реализацию проекта Lunar Mission One с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter.

Не может не радовать тот факт, что помимо официальных источников, возможно альтернативное финансирование космических программ. Так, британцы собирают деньги на реализацию проекта Lunar Mission One с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter. При успешном завершении сбора средств, через 10 лет на Луну будет отправлен робот с капсулой времени, в которой желающие смогут «увековечить» себя, вложив свое фото, текст, музыку и видео, или даже прядь своих волос. Данный краудфандинговый проект в космических исследованиях – не первый. Гермес – проект космического корабля, разрабатывавшийся ESA с 1987. Предполагалось, что первый корабль будет запущен в 1995, однако изменение политической ситуации и трудности с финансированием привели к закрытию проекта в 1993 году. Ни одного корабля так построено и не было. Группа специалистов из StarSystems, на фоне успехов частной космонавтики, решила вернуть проект к жизни, собрав деньги при помощи краудфандинга. Последние испытания двигателя прошли в 2012 году.

Google: оторваться от земли

Среди прочего, Google хочет “раздавать” интернет в отдаленные участки Земли с помощью аэростатов

Многие интересные космические проекты финансируются неправительственными организациями. Так, из 8 проектов, заявленных в разработке Google X Lab, к космосу и аэронавтике имеют отношение целых три (с серьезной заявкой на достижение на данном этапе реальных результатов):

Проект по созданию грузовых дронов – ProjectWing;
Проект предоставления интернет услуг в удаленные зоны Земли посредством размещения аэростатов в стратосфере – ProjectLoon;
Совместный проект с компанией MakaniPower, занимающаяся получением энергии от ветровых турбин-«воздушных змеев»;

Испытания грузовых дронов в рамках проекта ProjectWing уже проходят

Проекты, ранее рассмотренные, но отброшенные Google X Lab, включали в себя:

– космический лифт, реализация которого на данный момент считается неосуществимой;
– разработку «парящей доски» (технология создания транспорта на воздушной подушке), которую сочли слишком дорогостоящей по сравнению с нуждами общества;
– безопасный для пользователя ракетный ранец, который заклеймили как слишком громкий и энергорастратный,
– а также изучение телепортации, признанной нарушающей законы физики.

Кроме того, совсем недавно Google арендовала у NASA один аэродром с ангаром. К чему бы это.

Проекты создателя Tesla Илона Маска

Грузовой корабль Dragon компании Илона Маска уже доставляет грузы на МКС

А теперь немного о частном финансировании «космической мечты». Известный бизнесмен и ученый Илон Маск, бывший совладелец платежной системы PayPal и создатель комнпании Tesla Motors, любит смотреть на звезды. Под влиянием творчества Айзека Азимова и его взглядов «на освоение человеком космического пространства как развитие (и сохранение) человеческого бытия», Маск ставит своей целью уменьшить затраты, требуемые для космического полёта человека, в 10 раз.

Проекты Илона Маска включают в себя создание многоразовой ракеты, сверхтяжелой ракеты и колонии на Марсе.

Его компания SpaceX является частным разработчиком серии ракет-носителей (два типа частично многоразовых ракет-носителей Falcon1 и Falcon9, а также многоразовый космический корабль Dragon) и коммерческим оператором космических систем. В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов США на 12 запусков носителя Falcon9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей SpaceShuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году. Предполагается, что SpaceX в ближайшем будущем может стать основным космическим транспортным каналом.

Помимо ракет-носителей, Илон Маск планирует обеспечить весь мир спутниковым доступом в интернет. В течение пяти лет вместе с ГрегомУайлером (GregWyler) и командой SpaceX он собирается отправить на околоземную орбиту около семисот малых спутников. Этот космический флот должен обеспечить покрытие почти всей освоенной человеком земной поверхности. По плану, связь будет доступна из всех населённых пунктов и над большей частью мирового океана. Создание спутниковой группировки разделено на следующие этапы: запуск производства до 2017 года; вывод на орбиту высотой 800 км первой партии телекоммуникационных спутников в 2018-2019 годах; привлечение первых клиентов для дополнительного финансирования; завершение проекта к 2020.

Космический туризм

Недавний тестовый полет аппарата Virgin Galactic завершился катастрофой.

Помимо проведения солидных исследований, человек хочет в космосе еще и развлекаться, в частности, путешествовать. Космо-туризмом давно и активно занимается Америка. Так, компания Virgin Galactic разрабатывает туристические суборбитальные и орбитальные полеты. Это будут подъемы 6 пассажиров до 16-километровой высоты, с дальнейшей отстыковкой космолета SpaceShipTwo от самолета-разгонщика WhiteKnightTwo, длительностью в 2,5 часа с нахождением в невесомости 5-6 минут. Стоимость билета – $250000.

Есть свои планы в этой области и у России. Российская космическая туристическая компания Space Adventures планирует отправить первых туристов на Луну на российских космических кораблях «Союз» в 2018 году. Точная стоимость подобного удовольствия для «нерядового россиянина» держится в секрете, гипотетическая цифра – 30-35 миллионов долларов.

Японская корпорация Obayashi планирует постройку космической станции к 2050 году для отправки туристов на лифте из углеродных нано-трубок со скоростью 200 км/час.

Путешествие будет занимать около недели, а стоимость такого проекта пока не определена.

Кроме того, необходимо упомянуть о зачатках космо-риэлторства. «Лунное посольство» полным ходом продает участки на Луне еще с 1980 года; продано уже около 7% поверхности спутника. В отличие от земных расценок, 40 соток на Луне стоят всего лишь 150 долларов.

Колонизация космоса

Один из снимков Сатурна, сделанный аппаратом Cassini

Помимо близлежащих Марса или Меркурия, в «must-do» списке находятся исследования более удаленных планет Солнечной системы. В непосредственной временной близости от нас – завершение двух уже запущенных проектов. Достижение космическими кораблями Плутона и Юпитера в 2015 и 2016 годах соответственно помогут сорвать покров тайны над этими планетами, издавна мучившими своими загадками воображение человека.

Продолжаются миссия Cassini к Сатурну, а также миссия Kepler.

Целью последней является поиск обитаемых планет в нашей галактике Млечный Путь, который осуществляется при помощи специального телескопа, размещенного на космическом аппарате.

При непосредственном исследовании планет и их дальнейшей гипотетической колонизации, большую важность приобретает терраформирование как «подгонка» климатических условий космических тел под потребности земных животных и растений. Однако, пока данная наука существует как чисто умозрительная сфера деятельности.

LSST – новый сверхмощный телескоп, призванный изучать дальнй космос с Земли

Установка контакта с иными цивилизациями представляет другой аспект вопроса освоения внеземных территорий. Новые мощные радиотелескопы (к примеру, American Large Synoptic Survey Telescope в Чили для поиска темной материи и энергии, картографирования Млечного Пути и т.д., который частично профинансирован самим Биллом Гейтсом; или European Extremely Large Telescope, также в Чили, стоимостью в 1 млрд. евро, для поиска и изучения экзопланет, стадий развития космоса, расширения Вселенной и возникновения жизни), новые алгоритмы обработки данных, призваны изучать космос на предмет существования внеземной жизни.

На 2015 год планируется запуск криогенного космического телескопа Single Aperture Far-Infrared Observatory (SAFIR), для исследования образования и эволюции первых звезд и галактик, черных дыр и иных солнечных систем в глубоком космосе.

Чувствительность нового телескопа SAFIR будет в тысячу превышать возможности его двух современных “соперников”.

Мнения о возможности контакта с иным разумом сталкиваются и со скептической точкой зрения. Сторонники принципа Ферми считают, что «человечество - единственная технологически развитая цивилизация как минимум в нашей части Млечного Пути». Они утверждают, что человеку удастся колонизировать свою родную галактику в течение следующих 5-50 миллионов лет. А пока – кропотливый ежедневный труд, стоящий за каждым маленьким шажком человека в космосе. Программы NASA включают в себя многочисленные запуски самых разнообразных спутников для исследования непосредственно Земли и околоземного пространства, а также других небесных тел (проекты IceCube 2015; ICON & TESS 2017 и т.д.).

13-летняя Алисса Карсон уже несколько лет проходит подготовку к тому, чтобы стать первым человеком на Марсе

Далее в планах человечества следует миссия по изучению Солнца. Помимо продолжения уже действующих проектов (IRIS, Hinode и т.д.), планируются новые запуски космических аппаратов. Так, аппарат Solar Probe Plus будет запущен в 2018 году для изучения атмосферы Солнца вплотную. В течение 3 лет, пока продлится миссия, он проделает 24 оборота вокруг нашего светила и вернется на Землю с предположительно революционными данными о его сущности.

Естественно, космосу нужна молодая кровь. В США уже несколько лет проходит подготовку 13-летняя Алисса Карсон из городка Батон-Руж в штате Луизиана, чтобы стать первым человеком на Марсе. Япония пытается заинтересовать детей и студентов изучением астрофизики и космической техники, посылая HelloKitty в космос на спутнике и принимая отправленные игрушкой сообщения на Землю. Новые кадры – будущее космических исследований, которое создается уже сегодня, а активный выход в космос – будущее всего человечества.

Читайте нас у
Telegram

В феврале Space X осуществила запуск тяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy. Главу компании, Илона Маска, принято считать гением и "визионером", но даже его фантазии по колонизации Марса меркнут по сравнению с проектами, работа над которыми уже вовсю идёт.

Шахтёры на метеорите

Делать деньги в космосе - относительно новая идея. Сложно рассчитывать на то, что большой бизнес будет заинтересован в сугубо научных изысканиях, поэтому будущее космической отрасли кроется именно в увеличении коммерческих проектов - ведь освоение просторов Америки также было продиктовано не столько тягой к знаниям, сколько жаждой наживы.

Добыча ресурсов на астероиде - наиболее смелая и амбициозная из всех возможных идей обогатиться за счёт внеземных ресурсов. Наиболее яркий пример зарождения новой отрасли - американские компании Deep Space Industries и Planetary Resources, на проекты которых правительство Люксембурга выделило 200 миллионов долларов.

По существующим проектам, добыча на астероидах будет проходить в несколько этапов: обнаружение потенциально "интересных" небесных тел, проведение дистанционного анализа/взятия проб, и, в случае, если астероид будет признан "стоящим", добыча на нём ископаемых.

Разработка ресурсов на метеорите - не просто фантазии: зонд компании Planetary Resources, Arkyd-6 в начале года был успешно на орбиту Земли. Он является своего рода модулем, который отработает технологию обнаружения потенциально годных для разработки небесных тел. Далее в компании планируют вывести на орбиту аппарат Arkyd-100 - полноценный спутник, полностью оборудованный для обнаружения метеоритов, после этого напрямую к небесному телу будут отправлены Arkyd-200 и Arkyd-300, целью которых станет разведка в непосредственной близости к небесному телу.

После этих предварительных приготовлений планируется отправка к небесному телу добывающих кораблей, работающих в автоматическом режиме. Первым опытом космического бурения, по прогнозам Planetary Resources, человечество сможет похвастаться уже к 2030 году.

В чём выгода от промышленной разработки астероидов? Во-первых, на них можно добывать воду и водосодержащие вещества - необходимое сырьё для производства ракетного топлива прямо в космосе.

А во-вторых, такие небесные тела могут содержать массу элементов, крайне редко встречающихся не Земле. К примеру, астероид 2011 UW158, пролетевший мимо нашей планеты в 2015 году, содержал в себе платины на $5 триллионов.

Лунные похороны

Человек не вечен, и его путь после жизни должен быть пересмотрен в космическую эру. Во всяком случае, в этом убеждены в компании Elysium Space , которая планирует предложить услугу отправки праха усопших на Луну.

Вместо того чтобы смотреть себе под ноги, вспоминая своих близких и друзей, мы можем поднять взгляд вверх к вечным чудесам ночного неба, зная, что дорогие нам люди всегда с нами, - говорится на сайте компании.

Для того чтобы воспользоваться необычной услугой, в компании разработали специальные мини-урны, куда помещается часть праха, который затем запускается в космос.

В Elysium Space предлагают два варианта "космических похорон": первый, ценой в $2500 под названием "Падающая звезда", предполагает вывод праха на орбиту Земли, где он проведёт порядка двух лет и будет доступен для отслеживания в реальном времени с помощью приложения смартфона. Второй - доставку праха на Луну, где он будет покоиться "всю вечность".

Дата запуска корабля Star II, который выведет мини-урны на орбиту, не уточняется, в то время как зонд Lunar I должен устремиться к спутнику Земли уже в 2019 году.

Дрон и подлодка на спутнике Сатурна

В отличие от рассмотренных выше проектов и компаний, американское аэрокосмическое агентство NASA сосредотачивается в большей степени на исследовательских миссиях, которые, как выяснилось, требуют всё большей фантазии и смелости. В число таких проектов входит отправка дрона и подводной лодки на спутник Сатурна Титан - небесного тела, на котором, как учёные, наиболее вероятно возникновение и развитие жизни.

Проект "Стрекоза" (Dragonfly) был разработан в Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса и является одним из двух финалистов конкурса на лучший проект космических миссий по программе по исследованию Солнечной системы New Frontiers.

В отличие от стандартных "роверов", передвигающихся с помощью колёс, "Стрекоза" - летающий зонд, он передвигается в плотной атмосфере Титана, задействуя винты, которые поднимают аппарат над поверхностью спутника.

Ещё одной отличительной особенность проекта является то, что зонд будет работать на ядерной энергетической установке.

На поверхности Титана реки, озёра и целые океаны, состоящие из углеводородов. Исследование загадок спутника Сатурна немыслимо без погружения внутрь этой пучины.

Именно поэтому NASA планирует создать и снарядить "космическую подлодку". Работу над проектом ведут специалисты из Университета штата Вашингтон, воссоздавшие условия, с которыми предстоит столкнуться аппарату на Титане с целью исследовать возможное воздействие малоизученной среды спутника на аппарат.

В частности, учёным уже удалось выяснить, что "углеводородные водоёмы" замерзают при температуре –198 °C, а значит, шанс, что подлодка столкнётся с подобием айсберга, минимален - это существенно упрощает задачу по конструированию подлодки, запуск которой к Титану намечен на ближайшие 20 лет.

Первый межзвёздный перелёт

Поиск жизни или её признаков в пределах Солнечной системы - одна из первоочередных задач современной науки, но это не значит, что человечество навсегда отказывается от полётов к звёздам.

Инициатива Breakthrough Starshot, российским миллиардером Юрием Мильнером и знаменитым британским астрофизиком Стивеном Хокингом, подразумевает отправку наноспутников на лазерных парусах к альфе Центавра - ближайшей к Солнцу звёздной системе.

Альфа Центавра находится на расстоянии порядка 4,37 световых лет. Преодолеть огромные межзвёздные расстояния наноспутники, в отличие от больших кораблей, смогут за счёт своей сверхмалой массы с гораздо большей скоростью - около 20% от скорости света.

Для воплощения проекта в реальность Мильнер выделил $100 миллионов. Необходимые технологии ещё не существуют, но, по мнению учёных, у человечества есть все возможности достигнуть альфы Центавра до конца XXI века.

Космический лифт

Один из самых амбициозных проектов будущего, который радикально и навсегда изменит судьбу и подход человечества к видению себя, - космический лифт.

Впервые идея космического лифта была сформулирована российским учёным Константином Циолковским. Условно космический лифт представляет собой конструкцию, на которой трос удерживается одним концом на поверхности планеты, а другим - в неподвижной относительно Земли точке на орбите.

Центр масс такого лифта должен находиться на высоте около 36 тысяч километров. Трос лифта должен быть изготовлен из материала, обладающего чрезвычайно высоким отношением предела прочности к удельной плотности - наиболее подходящим для строительства космического лифта материалом являются углеродные нанотрубки, часто называемые материалом XXI века.

Тем не менее технология получения нанотрубок в промышленных количествах и их последующего сплетения в кабель лишь начинает разрабатываться.

Почему космический лифт оказался в списке амбициозных, но всё же более или менее близких в реализации проектов?

Компания Obayashi обещает создать космический лифт уже к 2050 году.

Пробив своим «Востоком 1» небесную твердь, попал прямо в космос. Мир был покорен. Визжали дамы, роняя под ноги цветы герою, а лидеры всех стран, чопорная английская королева и добродушный революционер Фидель обнимали обаятельнейшего из когда-либо живущих людей как своего брата. Потом был космонавт Леонов, вышедший в открытый космос, Терешкова, полет на Луну, отъем у Плутона права называться планетой и никакого видимого космического прогресса. Ладно, писатель-фантаст Брэдбери с этим смирился, но вот Сергей Павлович Королев был бы очень недоволен. Вот как ему объяснить, что человечество даже на Луне не было?

Стыдно, товарищи. Но в последние годы намечается мощный сдвиг, и, если всё пойдет по плану, то десятилетие между 2020 и 2030 годами обещает стать для нас новыми 60-ми. Посмотрим, над чем сейчас работают Роскосмос, НАСА и Европейское космическое агентство.

1. Спастись от астероида. Версия #1

Пресвятые идеи больше фантастического, чем научного, фильма «Армагеддон» живы в сердцах покорителей космоса. Только всё будет без человеческих жертв. Просто на шершавую поверхность астероида приземлится беспилотник и перенаправит бессмысленно шляющееся тело в устойчивую орбиту вокруг Луны или Земли.

Это нужно не для того, чтобы спасти Землю, и это не какая-то блажь, просто астероид будет использоваться в учебных целях. Прежде всего на этом астероиде можно репетировать высадку на Луну, Марс и другие космические тела, чтобы космонавты знали, как себя вести в этой ситуации. Кроме того, можно будет взять анализ грунта с астероида, что поможет получить новую информацию о происхождении Солнечной системы. Как именно будет происходить захват небесного тела, пока не решили. Среди рассматриваемых вариантов - использование гигантского надувного контейнера, в который поместят астероид.

2. Спастись от астероида. Версия #2

У Европейского космического агентства свой взгляд на борьбу с астероидами, который как раз больше походит на каноничный способ из фильма. Проект AIDA (Asteroid Impact & Deflection Assessment) - первая миссия человечества к двойному астероиду Дидим, который в 2022 году сблизится с нашей планетой на 11 миллионов километров. Диаметр главного тела составляет около 800 метров, его спутника - 150 метров. Оба астероида вращаются вокруг общего центра масс на расстоянии около одного километра.

Еще в 2014 году проект назывался , но потом, как всегда, деньги закончились, и на помощь пришло НАСА. Теперь лавры, в случае успешного исхода, придется делить.

В спутник астероида врежется на скорости около 6,5 километра в секунду разрабатываемый NASA зонд-импактор DART, а аппарат AIM Европейского космического агентства (ЕКА) займется орбитальным исследованием двух небесных тел, а также последствиями столкновения «зонда-самоубийцы». Эксперимент со столкновением должен помочь специалистам понять, можно ли столкнуть астероид с орбиты.

3. Лунная база

По неподтвержденным данным, это случится в начале 2030-х годов, спустя практически 70 с лишним лет после того, как там предположительно ступила нога однофамильца гениального блюзмена. Но на этот раз планируется не просто визит вежливости, а уже полноценное укоренение на спутнике. База будет рассчитана на 2-3 человек и будет не только своеобразным пит-стопом для экипажей, отправляющимся бороздить более удаленные планеты, но и своеобразным рудником. Кто не знал, на Луне планируют добывать водород, чтобы потом превращать его в ракетное топливо.

4. «Луна-Глоб»

Впрочем, наши отважные астронавты тоже поглядывают в сторону Луны. По сути, это единственный самостоятельный проект таких масштабов, который Россия еще не забросила.

Правда, создание космической базы на Луне - пока что отдаленная перспектива, а вот проекты межпланетных автоматических станций по исследованию искусственного спутника Земли вполне осуществимы прямо сейчас, и на протяжении уже нескольких лет главным из них в России является программа «Луна-Глоб» - фактически первый необходимый шаг на пути к потенциальному лунному поселению.

Зонд отработает механизм посадки на лунную поверхность и займется изучением лунного грунта - бурением с целью взятия образцов грунта и дальнейшего его анализа на наличие льда (вода необходима как для жизнедеятельности космонавтов, так и потенциально в качестве водородного топлива для ракет).

Запуск аппарата множество раз откладывался по различным причинам, и пока мы остановились на 2015 году. В дальнейшем, до запланированного на 2030-е годы пилотируемого полета, планируется запустить еще несколько более тяжелых зондов, в том числе «Луна-Ресурс», которые также займутся изучением Луны и прочими необходимыми подготовительными мероприятиями для будущей посадки космонавтов.

Но не спеши ругать наше космическое достоинство. Россия, например, стабильно занимается отправкой в космос американских, европейских, канадских и японских астронавтов. Места на отечественных «Союзах» раскупаются на годы вперед. Другие страны перенимают российский опыт подготовки к космическим полетам. Во Франции не так давно заработала российская программа подготовки космонавтов, имитирующая невесомость.

Не забывай, что мы в течение долгого времени были единственными, кто занимался отправкой миллионеров в качестве космических туристов.

Нам нужно сперва решить вопросы с космодромом Плесецк, развить ГЛОНАСС, проработать системы обслуживания отдельных космических аппаратов на орбитах и сделать прочие мелочи, без которых покорение космоса невозможно. Так что всё впереди, Юра еще будет нами гордиться.

5. Вперед, к Юпитеру

Юпитер выглядит слишком многообещающей планетой для будущих космических исследований. А еще он не успел набить такую оскомину, как Марс или Луна. Особенно исследователей интересует спутник планеты Европа со своими ледяными просторами. Из-за большой удаленности от Солнца Европа получает очень мало тепла, но не исключено, что подо льдом находится вода в жидком состоянии, подогреваемая тектонической активностью в недрах планеты. Чтобы до нее добраться, потребуется криобот - аппарат, способный при помощи теплового воздействия проложить себе путь сквозь лед толщиной в несколько километров. НАСА уже работает над таким аппаратом, который назвали «Валькирией». Аппарат нагревает воду при помощи бортового ядерного источника энергии и направляет струю на лед, растапливая его. Затем «Валькирия» собирает талую воду и повторяет процедуру, постепенно продвигаясь вперед. В ходе испытаний на Аляске образец преодолел восьмикилометровую толщу льда в течение года. В результате, если экспедиция состоится, ученые надеются впервые обнаружить условия, пригодные для зарождения жизни.

Впрочем, жадные до славы европейцы всеми силами стремятся забрать лавры исследователей Юпитера себе. В 2022 году они отправляют к Юпитеру межпланетную автоматическую станцию Jupiter Icy Moon Explorer. Спутник будет исследовать сразу три ближайших и крупнейших спутника Юпитера из так называемой Галилеевой группы: Европу, Ганимеда и Каллисто. В случае удачного запуска в запланированное время аппарат достигнет системы Юпитера в 2030 году.

6. Полет к Альфа Центавре

Экспедиции в пределах Солнечной системы впечатляют не всех, некоторым Альфа Центавру подавай. Вся надежда только на «Столетний космический корабль» - совместный проект НАСА и Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. Если всё будет в порядке, то человечество отправится к самой близкой к нам звезде вне пределов Солнечной системы еще при жизни нынешних новорожденных. По крайней мере, руководители проекта рассчитывают на создание необходимых для межзвездного перелета технологий в течение ближайших 100 лет - таких, как двигатель, работающий на антиматерии. Необходимо будет также подумать о мерах по предотвращению последствий длительного пребывания в космосе для человеческого организма. Учитывая современный уровень науки, шансы на успех миссии представляются ничтожными. Впрочем, проект всё активнее финансируется, так что шансы есть.

7. Космический телескоп Джеймса Вебба

У телескопа Хаббла появился преемник, который разрабатывается уже 20 лет. Но это затянувшееся ожидание стоит того - человечество наконец-то сможет взглянуть на самые удаленные объекты вселенной, расположенные в миллиардах световых лет от нас. Например, можно будет подглядеть за некоторыми из первых звезд и галактик, сформировавшихся после Большого Взрыва. Однако не все так радужно - многие астрофизики не уверены в эффективности данного окуляра, особенно после многочисленных неудач во время испытаний и нескончаемых бюджетных излишков. Но поживем - увидим, не так долго осталось, всего лишь год.

8. Путешествие на Марс

Говорят так много, что почему-то кажется, что мы туда уже слетали. Тем более, на полет претендует не только НАСА, но и выскочки из SpaceX и Blue Origin. С другой стороны, НАСА никуда не торопится и считает, что лучше до посинения просчитывать все риски на Земле, сделать ряд испытаний (астероид в помощь), а уж потом посылать людей в межзвездную толщу. Они планируют сделать это в 2030 году, но, скорее всего, полет отложится, ведь эти несколько лет ребята из космического агентства только и делали, что жаловались на недостаток бюджета. Голландская компания Mars One планирует отправить экспедицию в 2026 году, но данный проект периодически компрометируется тем, что он попросту несостоятелен. Некоторые кандидаты на полет говорят, что организаторы всей этой движухи не собрали нужных денег, а продолжают надеяться на спонсирование.

Свой план марсианской миссии есть и у Европейского космического агентства. Эти товарищи хотят высадить человека на Марс ближе к 2033 году. В руководстве агентства говорят, что из-за малого финансирования они вынуждены будут прибегать к международному сотрудничеству. Например, к одному из этапов программы под названием «Экзомарс» привлечена Россия. Но этот этап связан не с , а с изучением возможности жизни на ней.

На сегодняшний день ведущие космические агентства признают программу SpaceX самой перспективной в плане освоения Марса. Во многом всё благодаря их ракете-челноку Falcon 9, который сегодня доставляет грузы на МКС. Особенностью ракеты является возможность приземления первой ступени для повторного использования. Подобная технология прекрасно подходит для марсианских миссий.

Несмотря на существующие космические программы и достижения, полученные в результате освоения космоса, многие сомневаются, что человечеству нужен Космос и считают, что потраченные на него деньги могли бы принести пользу совсем в другой сфере жизни.

Поэтому попробуем разобраться, зачем люди осваивают космос ?

С незапамятных времен человеческий взор всегда был обращен к небесам, в Космос. Именно там поколения людей старались найти ответы на многие вопросы, предсказывали будущее или искали разумные цивилизации. С течением тысячелетий интерес человека к космосу не угас, а еще больше усилился, благодаря развитию науки и техники. Многие считают, что в будущем космос является для человечества единственным спасением, когда на планете не останется никаких условий для существования.

Уже сейчас в результате космических программ человек смог добраться до Луны и определить, что это не совсем бесполезный спутник, вращающийся вокруг планеты, а целый мир, который может решить многие наши проблемы. На Луне обнаружены большие залежи драгоценных металлов, водяной лед и огромное количество гелия-3 — высокоэнергетического вещества.

Луна может выступать не только донором в решении энергетических и ресурсных проблем человечества, она может быть полезной в решении экологической проблемы Земли. Например, на спутник можно было бы отправлять отработанные ядерные отходы или вынести грязное производство. Кроме этого, невесомость является идеальным условием при производстве некоторых лекарственных препаратов и высокоточной техники.

Кроме Луны в последние десятилетия взор человека обращен и к Марсу. По мнению некоторых ученых эта планета, при определенных условиях, может стать идеальным местом существования нашей цивилизации.

Уже сейчас смело можно сказать, что космическая индустрия намного упростила нашу повседневную жизнь. Благодаря ей, мы имеем цифровые фото- и видеокамеры, систему навигации GPS, спутниковое телевидение, сотовую связь, интернет, удобную одежду, посуду… Все эти блага современной цивилизации получили широкое распространение и являются продуктом космических технологий, которые были созданы в результате развития программ по освоению Космоса.

Наличие этих достижений является существенным фактом против регулярного скептического вопроса: «Зачем люди осваивают космос? ».

Достижения космической индустрии

За последние 50 лет, благодаря освоению космоса и космическим программам, запатентовано более полусотни тысяч различных изобретений, начиная от сотовой связи и заканчивая тефлоновой сковородкой. Кроме этого, еще чуть больше полувека назад невозможно было предположить, что в будущем Космос будет открыт для туристических полетов. Хотелось бы отметить и работу над программами по защите нашей планеты от космических тел – метеоритов, астероидов и комет, а также решение топливно-энергетических проблем.

Что мы получили от освоения космоса?

1. Бытовые вещи. Тефлоновые сковородки, молнии и липучки. Многие скептики усмехнутся и будут утверждать, что эти вещи были получены в земных условиях. Никто не будет спорить, но наиболее востребованными они оказались именно для космоса, где были «обкатаны» и после чего «подарены» нашей повседневной жизни.

Свойства тефлона в космических условиях оказались просто незаменимы, ведь это вещество сохраняет свои эластичные свойства в большом диапазоне температур (-70…+270 градусов). Тефлон невозможно намочить водой или растворителями, поэтому его широко использовали для обеспечения теплоизоляции космических кораблей шаттлов Apollo.

Несмотря на то, что «молния» была запатентована еще в начале 20 века, наиболее востребованной и практичной она стала именно в экипировке космонавтов. Та же история была и с «липучками», «увидевшими свет» в конце 40-хх гг. прошлого века.

Именно благодаря «обкатке» в космосе этих новшеств, широкий рынок смог по достоинству оценить новые разработки, с лихвой многократно окупивших космическую программу Apollo.

2. Безопасность. Существующие космические технологии могут стать на страже безопасности нашей планеты, чтобы мы могли избежать участи динозавров. Самым ярким современным примером опасности из космоса является Тунгусский метеорит, упавший на территории Сибири в начале прошлого века. Чтобы избежать подобных катаклизмов, необходимо развивать космические программы и технологии, которые не только помогут обнаружить опасные космические тела, но и позволят управлять ими или уничтожить, чтобы избежать столкновения с Землей.

3. Энергетическая надежда — гелий-3. Наилучшим решением энергетического вопроса землян может стать добыча с поверхности Луны изотопа гелия-3, который можно использовать в термоядерных реакторах.

Почему так важно изучение космоса?

Энергетическая эффективность этого вещества настолько велика, что для получения необходимого количества энергии понадобиться малая доля гелия-3. Однако загвоздка состоит в том, что на Земле еще не существует технологии получения гелия-3 из лунного грунта.

4. Спутниковые коммуникации. Идея запустить на околоземную орбиту спутники была предложена в конце 40-хх гг. 20 столетия. Изначально планировалось использовать их для ретрансляции радио- и телесигнала и для наблюдения за погодой. Однако первые спутники были использованы в военных целях для шпионажа.

После окончания «холодной войны» на орбиту стали запускаться коммерческие спутники, которые и сейчас работают в области метеорологии, геологической разведки, транслируют радиосигнал, интернет и занимаются спутниковой навигацией (система GPS).

5. Цифровая фото- и видеотехника «родилась» на космических просторах. Для исследования космоса, снимков Земли и космических объектов потребовалось разработать электронные телескопы, основу которых составляла ПСЗ-матрица, собранная из кремниевых светочувствительных фотодиодов. Венцом творения ученых стал телескоп Hubble, работа которого началась в 1991 году. Современная цифровая техника, телевидение, медицинские микроскопы – все это детища космических фототехнологий.

Зачем люди осваивают космос?

Вот десять ответов на вопрос: «Зачем люди осваивают космос?».

  1. Развитие технологии, часть которых нашло применение и в повседневной жизни.
  2. Научные открытия, которые пополнят наши знания о Вселенной и продвигают фундаментальные науки.
  3. Решение энергетических и ресурсных проблем, благодаря залежам полезных веществ на других планетах и небесных телах.
  4. Решение вопроса трудоустройства населения: благодаря развитию космической индустрии, сотни тысяч людей обеспечены работой.
  5. Развитие космического туризма, который в перспективе обещает стать самым крупным и прибыльным направлением.
  6. Развитие военных технологий, создание космического оружия.
  7. Защита человечества от участи динозавров: разработка космических технологий, направленных на защиту нашей планеты от «вторжения» небесных тел.
  8. Создание колоний на Луне и Марсе на случай земных катаклизмов или неизбежного перенаселения планеты.
  9. Поднятие престижа своей страны, который зависит от успеха космических программ.
  10. Космос может стать единой целью, вокруг которой сплотится все человечество, невзирая на национальную или религиозную принадлежность.

И самый главный ответ на вопрос, «Зачем люди осваивают космос?»: Космос позволит нам заглянуть в прошлое, понять настоящее и увидеть будущее. Кроме этого, Космос – это просто интересно и необычайно красиво!

Интересное о разном

Комментарии (0)

Можно выделить несколько простых факторов, которые подчеркивают важность и необходимость освоения космического пространства. Прежде всего, понимание эволюции Солнечной системы, а также особенности ее формирования. Исследования планет нашей Солнечной системы, включая Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д.

Почему космические исследования важны для каждого из нас

Собрано огромное количество различных данных, которые помогли ученым-астрономам разгадать тайну формирования нашей звёздной системы, и ответить на вопрос, почему возникла жизнь только на Земле, а на других планетах её нет.

Последняя миссия освоения космоса, положит конец всем фантастическим идеям жизни на Марсе и подтвердит нахождение воды на этой красной планете. Знание структуры Солнечной системы, природы планет и их гравитационной динамики можно принять в качестве готового шаблона, который поможет нам в определении существующих вне Солнечной системы планет. Которые вращаются вокруг других звезд, на которых также может быть жизнь. Необходимо изучать планеты, как потенциальные места, как будущие обитаемые миры.

Почему так важны космические исследования? Когда Луи Амстронг впервые высадился на Луне, она сказал, что один маленький шаг для человека стал гигантским скачком вперёд для всего человечества. Действительно, космические исследования являются одним из главных среди величайших достижений всего человеческого рода.

Впервые были разбиты оковы гравитации, для того, чтобы полностью исследовать неведомые до сегодня миры за пределами нашей планеты. В результате космической гонки между странами - «гигантами» технической мысли - СССР и США, несколько десятилетий назад состоялась первая высадка землян на Луну. Сейчас космические исследования Солнечной системы продолжаются благодаря деятельности НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), ЕКА (Европейское космическое агентство) и других космических агентств по всему миру.

Каждый запуск космического летального аппарата обходится в значительную сумму денег, которая платится из кармана налогоплательщика. Во времена экономической рецессии, многие задумываются над тем, являются ли расходы на космические исследования оправданными, ведь существует намного больше проблем, которые остаются нерешенными и требуют особого внимания, но без освоения Космоса мы тоже не можем обойтись. С развитием Космонавтики человечеству стало известно немного больше, чем то, в какой Вселенной мы с вами живем, а и то, что лежит за неосязаемыми пределами планеты Земля.

Можно выделить несколько простых факторов, которые подчеркивают важность и необходимость освоения космического пространства. Прежде всего, понимание эволюции Солнечной системы, а также особенности ее формирования. Исследования планет нашей Солнечной системы, включая Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д. Собрано огромное количество различных данных, которые помогли ученым-астрономам разгадать тайну формирования нашей звёздной системы, и ответить на вопрос, почему возникла жизнь только на Земле, а на других планетах её нет.

Последняя миссия освоения космоса, положит конец всем фантастическим идеям жизни на Марсе и подтвердит нахождение воды на этой красной планете. Знание структуры Солнечной системы, природы планет и их гравитационной динамики можно принять в качестве готового шаблона, который поможет нам в определении существующих вне Солнечной системы планет. Которые вращаются вокруг других звезд, на которых также может быть жизнь.

Почему для человека важно развитие космоса

Необходимо изучать планеты, как потенциальные места, как будущие обитаемые миры.

Изучать Космос необходимо также для разработки современных технологий, которые позволят землянам обосноваться в этих мирах, а для этого необходимо знание их материальных ресурсов, существующей атмосферы, состава, состояния их поверхности и т.д. Одна из главных причин для исследования Луны и планет, таких как Марс - поиск полезных ископаемых. Ведь в будущем, когда человечество исчерпает все их запасы, нам придется искать их в другом месте. Данные космических исследований пригодится в будущем, когда будут разработаны технологии, которые могут сделать реальными добычу полезных ископаемых вне нашей планеты.

Необходимо постоянное изучение астероидов в качестве угрозы для освоения Космоса. Данные об их природе могут помочь нам приблизиться к разгадке формирования Солнечной системы. Существующий пояс астероидов, между орбитами Марса и Юпитера, содержат сотни тысяч астероидов, которые можно назвать потенциальной угрозой для планеты Земля. Под воздействием астероидов много тысячелетий тому назад произошло массовое вымирания, можно предположить, что в будущем это также возможно. Изучение этих астероидов является важнейшей задачей, которая является неотъемлемой частью освоения космического пространства.


В 2011 году США оказались без космических транспортных средств, способных доставить человека на околоземную орбиту. Сейчас американские инженеры конструируют больше новых пилотируемых космических аппаратов, чем когда бы то ни было, причем лидируют частные компании, а это значит, что освоение космоса станет намного дешевле. В этой статье мы расскажем о семи проектируемых аппаратах, и если хотя бы некоторые из этих проектов воплотятся в жизнь, наступит новый золотой век в пилотируемой космонавтике.

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Space Exploration Technologies / Элон Маск
  • Дата запуска: 2015 год
  • Предназначение: рейсы на орбиту (до МКС)
  • Шансы на успех: весьма приличные

Когда в 2002 году Элон Маск учредил свою компанию Space Exploration Technologies, или SpaceX, скептики не видели в этом никаких перспектив. Однако уже к 2010 году его стартап стал первым частным предприятием, сумевшим повторить то, что было до того времени епархией государства. Ракета Falcon 9 вывела на орбиту беспилотную капсулу Dragon.

Следующий шаг на пути Маска в космос – разработка на базе капсулы многоразового использования Dragon аппарата, способного нести людей на борту. Он будет носить имя DragonRider и предназначается для полетов к МКС. Используя новаторский подход как в конструировании, так и в принципах эксплуатации, компания SpaceX заявляет, что перевозки пассажиров обойдутся всего по $20 млн за одно пассажиро-место (пассажиро-место в российском «Союзе» обходится сегодня США в $63 млн).

Путь к пилотируемой капсуле

Усовершенствованный интерьер

Капсула будет оборудована под экипаж из семи человек. Уже внутри беспилотной версии поддерживается земное давление, так что ее будет несложно адаптировать для пребывания людей.

Более широкие иллюминаторы

Через них астронавты смогут наблюдать процесс стыковки с МКС. В будущих модификациях капсулы – с возможностью посадки на реактивной струе – потребуется еще более широкий обзор.

Дополнительные двигатели, развивающие тягу 54 т для экстренного подъема на орбиту в случае аварии ракеты-носителя.

Dream Chaser — Потомок космического челнока

  • Тип: космический самолет с запуском при помощи ракеты-носителя Создатель: Sierra Nevada Space Systems
  • Планируемый запуск на орбиту: 2017 год
  • Предназначение: орбитальные полеты
  • Шансы на успех: хорошие

Конечно, у космических самолетов есть определенные достоинства. В отличие от обычной пассажирской капсулы, которая, падая сквозь атмосферу, может лишь слегка корректировать траекторию, шаттлы способны осуществлять при спуске маневры и даже менять аэродром назначения. Кроме того, их можно использовать повторно после краткого сервисного обслуживания. Однако катастрофы двух американских челноков показали, что и космические самолеты отнюдь не идеальное средство для орбитальных экспедиций. Во-первых, возить грузы на тех же аппаратах, что и экипажи, дорого, ведь, используя чисто грузовой корабль, можно сэкономить на системах безопасности и жизнеобеспечения.

Во-вторых, крепление шаттла сбоку к ускорителям и топливному баку повышает опасность повреждения от случайно отвалившихся элементов этих конструкций, что и стало причиной гибели челнока Columbia. Однако компания Sierra Nevada Space Systems клянется, что сумеет обелить репутацию орбитального космического самолета. Для этого у нее есть Dream Chaser – крылатый аппарат для доставки экипажей на космическую станцию. Уже сейчас компания борется за контракты NASA. В конструкции Dream Chaser избавились от основных недостатков, характерных для старых космических челноков. Во-первых, теперь грузы и экипажи намерены возить по отдельности. А во-вторых, теперь корабль будет монтироваться не сбоку, а наверху ракеты-носителя Atlas V. При этом все достоинства шаттлов сохранятся.

Суборбитальные полеты аппарата назначены на 2015 год, а на орбиту он будет выведен на два года позже.

Как там внутри?

На этом аппарате в космос могут отправиться сразу семь человек. Корабль стартует на верхушке ракеты.

На заданном участке он отделяется от носителя и затем может причалить к стыковочному узлу космической станции.

Dream Chaser еще ни разу не летал в космос, но уже готов, по крайней мере, для пробежек по взлетной полосе. Кроме того, его сбрасывали с вертолетов, испытывая аэродинамические возможности корабля.

New Shepard — Секретный корабль от Amazon

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Blue Origin / Джефф Безос
  • Дата запуска: неизвестна
  • Шансы на успех: неплохие

Джефф Безос – 49-летний основатель компании Amazon.com и миллиардер со своим видением будущего – уже более десяти лет воплощает в жизнь тайные планы по освоению космоса. Из своего 25-миллиардного капитала Безос вложил уже многие миллионы в дерзкое начинание, которое получило имя Blue Origin. Его аппарат будет взлетать с экспериментальной стартовой площадки, которая построена (разумеется, с одобрения FAA) в глухом углу Западного Техаса.

В 2011 году компания опубликовала кадры, на которых видна подготовленная к испытаниям конусообразная ракетная система New Shepard. Она взлетает вертикально на высоту в полторы сотни метров, зависает там на некоторое время, а затем плавно опускается на землю с помощью реактивной струи. Согласно проекту, в будущем ракета-носитель сможет, забросив капсулу на суборбитальную высоту, самостоятельно вернуться на космодром, используя собственный двигатель. Это гораздо более экономичная схема, чем вылавливание использованной ступени в океане после приводнения.

После того как в 2000 году интернет-предприниматель Джефф Безос основал свою космическую компанию, он три года хранил в тайне сам факт ее существования. Компания запускает свои экспериментальные аппараты (наподобие той капсулы, которая изображена на фото) с частного космопорта в Западном Техасе.

Система состоит из двух частей.

Капсула для экипажа, в которой поддерживается нормальное атмосферное давление, отделяется от носителя и летит на высоту 100 км. Маршевый двигатель позволяет ракете совершить вертикальную посадку неподалеку от стартового стола. Сама капсула затем возвращается на землю с помощью парашюта.

Ракета-носитель поднимает аппарат со стартового стола.

SpaceShipTwo — Пионер в туристическом бизнесе

  • Тип: космический корабль, запускаемый в воздухе с самолета-носителя Создатель: Virgin Galactic /
  • Ричард Брэнсон
  • Дата запуска: намечено на 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: очень хорошие

Первый из аппаратов SpaceShipTwo во время испытательного планирующего полета. В будущем будут построены еще четыре таких же аппарата, которые начнут возить туристов. В очередь на полет записались уже 600 желающих, включая и таких знаменитостей, как Джастин Бибер, Эштон Кутчер и Леонардо Ди Каприо.

Аппарат, построенный знаменитым конструктором Бертом Рутаном в сотрудничестве с магнатом Ричардом Брэнсоном, владельцем компании Virgin Group, заложил основу будущего космического туризма. Почему бы не катать в космос всех желающих? В новой версии этого аппарата смогут разместиться шесть туристов и два пилота. Путешествие в космос будет состоять из двух частей. Сначала авиаматка WhiteKnightTwo (ее длина – 18 м, а размах крыльев – 42) поднимет аппарат SpaceShipTwo на высоту 15 км.

Затем реактивный аппарат отделится от самолета-носителя, запустит собственные двигатели и рванет в космос. На высоте 108 км пассажиры отлично рассмотрят и кривизну земной поверхности, и безмятежное сияние земной атмосферы – и все это на фоне черных космических глубин. Билет стоимостью в четверть миллиона долларов позволит путешественникам наслаждаться невесомостью, но всего лишь четыре минуты.

Inspiration Mars — Поцелуй над Красной планетой

  • Тип: межпланетный транспорт Создатель: Фонд Inspiration Mars / Деннис Тито
  • Дата запуска: 2018 год
  • Предназначение: полет на Марс
  • Шансы на успех: сомнительные

Медовый месяц (длиной полтора года) в межпланетной экспедиции? Такую возможность хочет предложить избранной паре фонд Inspiration Mars, которым руководит бывший инженер NASA, специалист по инвестициям и первый космический турист Деннис Тито. Группа Тито рассчитывает воспользоваться преимуществом парада планет, который произойдет в 2018 году (такое бывает раз в 15 лет). «Парад» позволит слетать от Земли до Марса и вернуться по траектории свободного возвращения, то есть без сжигания дополнительного горючего. В будущем году Inspiration Mars начнет принимать заявки на экспедицию длительностью 501 день.

Корабль должен будет пролететь на расстоянии 150 км от поверхности Марса. Для участия в полете предполагается выбрать супружескую пару – возможно, молодоженов (важен вопрос психологической совместимости). «По оценкам фонда Inspiration Mars, потребуется собрать $1–2 млрд. Мы закладываем фундамент под дела, которые раньше казались просто немыслимыми, такие, скажем, как полет на другие планеты», – говорит Марко Касерес, руководитель космических исследований фирмы Teal Group.

  • Тип: космический самолет, способный взлетать самостоятельно Создатель: XCOR Aerospace
  • Дата планируемого запуска: 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: вполне приличные

В калифорнийской компании XCOR Aerospace (штаб-квартира в Мохаве) полагают, что у них в руках ключ к самым дешевым суборбитальным полетам. Компания уже продает билеты на свой 9-метровый аппарат Lynx, рассчитанный всего на двух пассажиров. Билеты стоят $95 000.

В отличие от других космических самолетов и пассажирских капсул, Lynx для выхода в космос не нуждается в ракете-носителе. Запустив специально разработанные под этот проект реактивные двигатели (в них будет сжигаться керосин с жидким кислородом), Lynx взлетит с полосы в горизонтальном направлении, как это делает обычный самолет, и, лишь разогнавшись, круто взмоет по своей космической траектории. Первый испытательный полет аппарата может состояться в ближайшие месяцы.

Взлет: космический самолет разгоняется по взлетной полосе.

Подъем: достигнув скорости 2,9 Маха, он круто набирает высоту.

Цель: примерно через 3 минуты после взлета двигатели выключаются. Самолет следует параболической траектории, проносясь сквозь суборбитальное космическое пространство.

Возвращение в плотные слои атмосферы и посадка.

Аппарат постепенно сбрасывает скорость, нарезая круги по нисходящей спирали.

Orion — Пассажирская капсула для большой компании

  • Тип: обитаемый корабль повышенного объема для межзвездных перелетов
  • Создатель: NASA / Конгресс США
  • Дата запуска: 2021–2025 годы

Полеты на околоземную орбиту NASA уже без сожаления уступило частным компаниям, однако от претензий на дальний космос агентство еще не отказалось. К планетам и астероидам, возможно, полетит многоцелевой обитаемый аппарат Orion. Он будет состоять из капсулы, состыкованной с модулем, который, в свою очередь, будет заключать в себе силовую установку с запасом топлива, а также жилой отсек. Первый испытательный полет капсулы состоится в 2014 году. Ее выведет в космос ракета-носитель Delta длиной 70 м. Затем капсула должна вернуться в атмосферу и приземлиться в воды Тихого океана.

Под дальние экспедиции, для которых готовится Orion, будет, видимо, построена и новая ракета. На заводах NASA в Хантсвилле, штат Алабама, уже ведутся работы над новой 98-метровой ракетой Space Launch System. Этот сверхтяжелый транспорт должен быть готов к тому моменту, когда (и если) астронавты NASA соберутся лететь на Луну, на какой-нибудь астероид или еще дальше. «Мы все больше думаем о Марсе, – говорит Дэн Дамбахер, заведующий в NASA отделом разработки исследовательских систем, – как о нашей главной цели». Правда, некоторые критики говорят, что подобные претензии несколько чрезмерны. Проектируемая система столь огромна, что NASA сможет использовать ее не чаще, чем раз в два года, так как один ее запуск будет обходиться в $6 млрд.

Когда человек ступит на астероид?

В 2025 году NASA планирует отправить астронавтов в корабле Orion на один из расположенных недалеко от Земли астероидов – 1999АО10. Путешествие должно занять пять месяцев.

Запуск: Orion с экипажем из четырех человек взлетит с мыса Канаверал, штат Флорида.

Перелет: после пяти дней полета Orion, используя силу притяжения Луны, сделает вокруг нее вираж и возьмет курс на 1999АО10.

Встреча: астронавты долетят до астероида спустя два месяца после старта. Две недели они проведут на его поверхности, но о настоящей посадке не идет речи, так как этот космический камень имеет слишком слабую гравитацию. Скорее, члены экипажа просто прикрепят свой корабль к поверхности астероида и соберут образцы минералов.

Возвращение: поскольку все это время астероид 1999АО10 постепенно приближается к Земле, обратный путь окажется немного короче. Добравшись до околоземной орбиты, капсула отделится от корабля и приводнится в океане.