Понятие интеллекта в психологии. Для начала дадим описательное определение интеллекта. Понятие интеллекта. Что такое интеллект

В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект – это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле – ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Понятия «интеллект» и «интеллектуальные особенности» личности близки к более часто употребляемым понятиям – способности, общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности личности играют большую роль в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности.

Вообще, понятие «интеллект» в психологической литературе имеет по меньшей мере три значения: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию.

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт, по Штерну, – это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», или же, по Я. Д. Пономареву, «во внутреннем плане действия». Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному их способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной применения знаний при решении жизненной задачи. В целом развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.

Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М.К. Акимовой, основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Э.А. Голубева, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, добавляя к ним еще и работоспособность.

Так или иначе, но во взгляде на природу интеллекта как на способность содержится рациональное зерно. Оно становится заметным, если взглянуть на эту проблему с точки зрения отношений сознательного и бессознательного в психике человека. Еще В.Н. Пушкин рассматривал мыслительный процесс как взаимодействие сознания и подсознания. На разных этапах решения проблемы ведущая роль от одной структуры переходит к другой. При интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, т. е. в субдоминантном положении.

Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается или не осознается субъектом.

В.Н. Дружинин дает первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям.

Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. В.Н. Дружинин излагает концепцию интеллекта с точки зрения «когнитивного ресурса». Существуют две экспликации содержания понятия «когнитивный ресурс». Первая – структурная – может называться моделью «отображение – экран». Предположим, что существует минимальная структурная единица, отвечающая за переработку информации, – когнитивный элемент. Подобные элементы находятся в связи каждый с каждым. Количество когнитивных элементов определяет успешность решения интеллектуальных задач. Сложность любой задачи связана с числом когнитивных элементов, представляющих ее в когнитивном ресурсе. Если множество элементов, требующихся для представления задачи больше, чем когнитивный ресурс, субъект не способен построить адекватную репрезентацию ситуации. Репрезентация будет неполной в каких-либо существенных деталях.

Индивидуальный когнитивный ресурс может соответствовать задаче. В этом случае задача решается как частная, без попыток обобщения способов решения на другие. Наконец, индивидуальный когнитивный ресурс может превосходить ресурс, требуемый задачей. У индивида остается свободный резерв когнитивных элементов, который может быть использован для: 1) решения другой параллельной задачи («феномен Юлия Цезаря»); 2) привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст); 3) варьирования условий задачи (переход от одной задачи к множеству задач); 4) расширения зоны поиска («горизонтальное мышление»).

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: 1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных) и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова – способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Операциональное понимание интеллекта выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач и проявляющегося в некоторых универсальных характеристиках поведения человека.

С точки зрения современных представлений об интеллекте, не все задания могут быть хоть как-то с ним соотнесены. Но идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в моделях интеллекта.

Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, – В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне

– фактор общей умственной энергии, на втором уровне

– его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам, логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний.

Мышление – это интеллект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятельности, степени соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Для многих людей «психологический интеллект» - понятие новое. Так уж получается, что в западной культуре интеллект в большей степени понимается как способность размышлять о чем-то неодушевленном (как лучше гвоздь в доску вбить или как проложить путь между пунктами А и Б). Со средних веков деловая сфера развивалась преимущественно именно в этом направлении. Человека представляли лишь как вариант винтика сложного механизма, и при этом наличие у работника души воспринималось управленцами скорее как недостаток. Лишь в ХХ веке человеческий фактор получил главную роль среди прочих составляющих делового процесса.

Психология управления людьми и деловыми отношениями все больше стала занимать умы людей, желающих достичь вершины профессиональной карьеры.

Психологическое образование явно не успевает за изменениями в потребностях деловой стороны нашей жизни. В школьных программах психология появилась совсем недавно, и то поначалу совсем не в профессиональном варианте, так как педагоги предпочитали больше говорить с детьми о психологии семейных отношений. В итоге современный взрослый человек оказался перед необходимостью формировать собственный психологический интеллект практически самостоятельно и с большим опозданием. При этом многие совершают довольно распространенную ошибку, суть которой сводится к тому, что природа психологического интеллекта несколько отличается от его естественнонаучного варианта.

Для формирования психологического интеллекта недостаточно проштудировать соответствующую литературу. Помимо начитанности необходимо должным образом развить свои чувства, выработать наблюдательность к нюансам человеческого поведения, в том числе и своего собственного, а также способность к восприятию и анализу малейших движений и состояний души. Эта довольно серьезная и далеко не всегда привычная работа над собой требует совсем иных талантов, нежели энциклопедическая эрудированность кроссвордиста и победителя телевикторин. Восточный культ самонаблюдения и медитации в нашем обществе уже стал модным, но пока еще не превратился в ежедневную привычку.

Психологический интеллект в деловой сфере имеет несколько основных направлений применения:

# управление персоналом;

# профессиональное взаимодействие с коллегами;

# персонифицированное взаимодействие с деловыми партнерами, клиентами;

# продвижение продукции на рынок.

Если с первыми тремя направлениями все более-менее ясно, то в отношении продвижения товаров и услуг следует подчеркнуть, что маркетинг по своей сути является синтезом экономики и психологии. Трудно сказать, какая составляющая в этом гибриде важнее, так как это зависит от характера продукции и стратегии рыночного поведения компании. Важно понять, что планирование таких видов системного воздействия на потенциальных потребителей, как реклама и PR-акции, немыслимо без знания психологии потенциального потребителя, психологических механизмов принятия им решения о покупке, выборе той или иной конкурирующей продукции.

До сих пор встречаются такие несостоятельные псевдомаркетологи, которые считают, что для реализации продукции достаточно назначить адекватную цену, проинформировать мир о ее существовании - и покупатели прибегут к ним сами. Такая рыночная позиция уже давно терпит поражение в борьбе с конкурентами, которые активно ищут путь к сердцу и кошельку потребителя. Сухое, рациональное поведение на современном рынке все реже приносит успех, так как потребители в своей основной массе предпочитают получать вместе с покупаемым товаром или услугой дополнительные эмоции. В принципе, можно утверждать, что в последнее время все более значимой составляющей маркетинга становится эмоциональная упаковка продукции.

В процессе работы психологический интеллект выполняет следующие функции.

Изучение потребностей каждого партнера по взаимодействию. Данный аспект профессиональной деятельности мы подробно разобрали в предыдущих публикациях, посвященных факторам карьерного успеха.

Прогнозирование реакции людей на какое-либо воздействие на них с вашей стороны, или же на то или иное изменение ситуации, не зависящее от вас. Многие менеджеры или специалисты, чья работа находится в зависимости от других людей, терпят неудачу в своей профессиональной деятельности из-за того, что больше сосредотачиваются не на достижении желаемого результата, а на проведении мероприятия, предназначенного для этого. На первый взгляд только что прочитанная вами фраза может показаться глупой, если не понимать, что прежде чем что-то делать в отношении других людей, необходимо тщательно проверить их возможную реакцию. В противном случае вы рискуете столкнуться совсем не с тем эффектом, на который рассчитывали при проведении акции.

Например, в рекламе сначала принято тестировать рекламные материалы на небольшой группе людей, адекватно представляющей целевую аудиторию воздействия, и только после получения ожидаемого эффекта запускать рекламную продукцию в массовое применение. В принципе, точно такую же работу полезно проводить любому профессионалу, чья деятельность связана с воздействием на людей. Прежде чем что-то предпринимать, следует задать себе вопрос: «А будет ли реакция людей на мое воздействие именно такой, как я запланировал?» Поиск ответа можно вести по-разному. Кто-то предпочитает живое тестирование, когда, например, начальник, прежде чем подписывать важный приказ, затрагивающий весь трудовой коллектив, советуется с тем из подчиненных, кто является типичным его представителем. Другой может обойтись мощью своего психологического интеллекта, считая себя хорошо знающим психологию своих партнеров по взаимодействию и способным мысленно смоделировать развитие ситуации.

Формирование индивидуального подхода к конкретному человеку. Напомним одну очень важную истину: все люди разные. Между тем большинство людей в своей работе действуют так, как будто им это неведомо. В какой-то степени их можно понять, так как применение ко всем сразу одного универсального подхода требует меньших экономических затрат, да и не столь хлопотно. Но такая стратегия воздействия на людей может серьезно снизить эффективность предпринимаемых мер. Например, есть люди (и их достаточно много), которые очень плохо воспринимают информацию на слух, предпочитая все видеть своими глазами. Если руководство компании сделает важное объявление только лишь через корпоративное радио, то какая-то часть трудового коллектива просто не обратит на него внимания. А попадаются еще и такие, до которых информация доходит лишь в том случае, если к ним обратиться лично. И это не следует воспринимать как капризный выпендреж - это индивидуальная особенность их психики. Таких обстоятельств, побуждающих профессионала в своих деловых отношениях прибегать к индивидуальному подходу, может быть великое множество. Поэтому сначала надо выявить эти индивидуальные особенности партнеров по взаимодействию, а потом уже думать о способах адекватного им поведения.

Формирование усредненного подхода к целевой группе. Нередко мы оказываемся в ситуации, когда при всем нашем понимании эффективности индивидуального подхода к людям, осуществить его очень трудно, да и слишком дорого (например, если это рекламная акция, рассчитанная на большую аудиторию). В этом случае надо уметь выбрать именно такой универсальный подход к партнерам по взаимодействию, чтобы эффект его был по возможности максимальным.

Представьте себе следующую ситуацию: в целевой группе воздействия есть один слепой человек, а все остальные зрячие, причем многие из них плохо воспринимают информацию на слух. Специалист знает о наличии слепого в целевой группе и решает для своей акции выбрать аудиальный способ воздействия. Насколько адекватным будет такой подход? Слепой-то может и услышит сообщение, но ощутимая часть группы на предоставленную информацию попросту не обратит внимания. Понятно, что этот вариант профессионального решения окажется не самым эффективным из всех возможных.

Хорошее знание психологической природы людей, составляющих целевую группу воздействия, часто позволяет для повышения эффективности проводимой акции выбрать промежуточный подход между индивидуальным и универсальным вариантами. Если целевая аудитория явно распадается на несколько более-менее однородных групп, то по отношению к каждой из них можно выбрать адекватный способ воздействия, дающий максимальный эффект. В рассмотренном выше примере можно применить визуальный способ для воздействия на группу, а слепому человеку не полениться сообщить информацию индивидуально в звуковом варианте (например, по телефону или при личной встрече).

Разобравшись с тем, что такое деловая разновидность психологического интеллекта, рассмотрим способы его формирования и развития. В начале статьи была дана скептическая оценка книжному варианту психологического образования. Однако следует уточнить, что чтение соответствующей литературы чрезвычайно важно для формирования психологического интеллекта, только этим ни в коем случае нельзя ограничиваться. При этом необходимо подчеркнуть, что хорошим источником полезных знаний может быть как литература по научной психологии, так и книги знатоков житейской мудрости - каждый должен делать выбор, основываясь на индивидуальных особенностях своего восприятия и личных предпочтениях.

Следующий важный источник психологического интеллекта - практические занятия в различных учебных центрах соответствующего профиля. Всевозможные тренинги и другие формы групповой работы психологической направленности помогут на практике воспринять описанные в книгах явления и механизмы, индивидуальные особенности различных типов людей, а также в тренировочном режиме освоить новые для себя варианты поведения во взаимодействии с другими людьми.

Третьей составляющей психологического образования является индивидуальная работа. Групповые формы занятий дают огромный объем практических знаний и впечатлений, которые впоследствии необходимо тщательно усваивать самостоятельно. Много времени в индивидуальной работе занимает наблюдение за людьми, в том числе и за собой. Попытка разобраться в особенностях психики каждого человека обычно включает в себя как поиск причин уже совершенных поступков, так и прогнозирование дальнейших действий. Сопоставление фактического развития событий со своими прогнозами дает богатую пищу для работы над ошибками. Причем подобный житейский эксперимент в целях психологического образования может содержать в себе и активные поступки, когда вы своими пробными воздействиями на тех или иных людей провоцируете их на какую-либо реакцию и сравниваете полученный эффект со своими ожиданиями.

Естественно, что только самокопание дает возможность проникнуть в самые сокровенные и труднодоступные глубины человеческой души, поэтому психологический самоанализ должен занимать важное место в самообразовании. Но одним анализом собственной психики не следует ограничиваться, так как синтез нового в своем поведении, в своих чувствах даст вам важную информацию о возможностях (и пределах возможностей) человеческой психики в ее развитии, в формировании новообразований. Это поможет впоследствии быть более адекватным в своих ожиданиях и требованиях по отношению к другим людям. Например, если вы в течение долгого времени приучали себя к самодисциплине при выполнении собственного рабочего плана на день, то не будете требовать, чтобы подчиненные выработали в себе эту способность на следующий же день, и это избавит вас от конфликтов с ними, поскольку они, разумеется, сочли бы ваши требования несправедливыми.

В следующей публикации речь пойдет о таком проявлении интеллекта, как непрерывная профессиональная ориентация на протяжении всей своей карьеры, позволяющая человеку в конечном итоге прийти именно туда, куда он планировал.

Интеллект - способность человека адаптироваться к окружающей среде, совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. По поводу структуры – самые разные концепции. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским), и разработал 3-мерную модель интеллекта как многомерного явления, которое можно оценивать по 3 измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Для диагностики интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. В настоящее время их разработано достаточно много, и они предназначены для людей различного возраста, от 2-3 до 50-60 лет. Для детей широко используется тест Стенфорд-Бине. В нем есть шкалы для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания распределены по возрастам. Коэффициент интеллекта – количественный показатель его развития – определяется путем сравнения данных ребенка со средними показателями. Соответственно, можно определить умственный возраст ребенка. Еще один известный вариант теста интеллекта – тест Векслера. Имеет 2 различных варианта, один из которых – для работы с детьми от 4 до 6 лет, другой – при изучении детей в возрасте от 7 до 16. Шкалы данного теста оценивают владение словом, умение обнаруживать сходство и различие между предметами, запоминать, считать и ряд других способностей. Результаты исследования, проведенного по субтестам, объединяются в 2 показателя: ВИП – вербальный интеллектуальный показатель, интегрирующий те субтесты, где используется речь, и НИП – невербальный ИП. Общий показатель интеллекта по данному тесту – ОИП – представляет собой сумму ВИП и НИП. Для взрослых – IQ.

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности . В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению . При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих :

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);
- социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.