Анты — первое восточнославянское государство. Походы Святослава. Из «Повести временных лет»

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Маврикий Стратег о славянах и антах

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

1. Сравните описание славян и антов, данное в двух документах. Какие общие черты племен, о которых ведут речь Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег, можно выделить по этим отрывкам?

2. Что можно сказать об общественном устройстве этих племен?

3. Какие выводы можно сделать о занятиях племен? Свои выводы обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Для выполнения заданий студенты могут использовать дополнительную литературу:

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. – М., 2002.

Алексашкина Л.Н Новейшая история XX век. – М., 2002.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2002.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.

Боффа Дж. История Советского Союза. – М., 1990.

Бушуев С.В. История государства Российского: IX-XVI вв.- М., 2000.

Верт Н. История советского государства 1900-1991. – М., 1992.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.,1999.

Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.) – М., 1999.

Данилов А.А. История России. XX век. – М.,1999.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия – в 90-е гг. XX века. – М., 2002.

Зайцев Ю.В. История древнего мира: Энциклопедия. – М., 2000.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVIстолетий. – М., 1982

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.

История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. – М., 1992.

Мировое политическое развитие: Век XX . – М., 1994.

Отечественная история XX в./ под ред. А.В. Ушакова. – М., 1997.

Проэктор Д.М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. – М., 1989.

Российское государство и общество. XX век. – М., 1999.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV- XVII вв. – М., 1969.

Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2002.

Хопкинсон К. Двадцатый век. – М., 1997

Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. доп.мат. – М., 1999.

Шацилло В.К. Новейшая история: Книга для чтения. – М., 2004

Интернет – ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. На сайте представлено в электронном виде большое количество исторических документов по отечественной и всемирной истории, а также ссылки на справочные и хронологические материалы по истории на русском языке в Интернете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.

2. Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы. На сайте начата публикация энциклопедического словаря “Государи и династии зарубежной Европы”, который представляет собой алфавитный историко-биографический справочник объёмом около 5000 статей, содержащий сведения о всероссийских европейских правящих династиях и их отдельных представителях – монархах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulers.narod.ru.

3. Словарь исторических имен, названий и специальных терминов. Ресурс представляет краткое объяснение греческих, латинских, арабских и других слов, имеющих важное значение в античной и средневековой истории. Словарь взят из исторического исследования С. Б. Сорочана, В. М. Зубаря, Л. В. Марченко "Жизнь и гибель Херсонеса". Харьков 2000, Майдан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary/.

4. Президент России гражданам школьного возраста. Сайт Администрации Президента России призван кратко, доходчиво и занимательно рассказать учащимся средних классов российских школ (гимназий, лицеев, детских домов) о демократическом институте президентства; символах и атрибутах нашего государства; действующем Президенте России; истории власти в России; месте работы главы государства - Московском Кремле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

для самостоятельной работы

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Тема: «Русь в IX - начале XII вв.»

Для студентов специальностей

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

260807 Технология продукции общественного питания

Выполнил студент группы

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Проверил преподаватель

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Общая оценка____________________________________

Воронеж 2013


УДК 3(075.32)

Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.

Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013, с. 28

Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2013 – с. 28

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Русь в IX – начале XII вв.» общеобразовательной дисциплины ИСТОРИЯ, а также в аудитории под руководством преподавателя.

Рецензент:

Издается по решению

научно-методического совета

ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

© ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

Введение. 4

Тема «Русь в IX - начале XII вв.». 5

Заключение. 12


Введение

Задания составлены по темам дисциплины «История» – «Ранняя история восточных славян», «Русь в IX – начале XII вв.», «Русские земли и княжества в XII - начале XIII вв.» и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.

Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.

При выполнении задания:

Внимательно прочтите вопрос;

Ответьте на данный вопрос;

Впишите ответы в соответствующие графы или обведите правильный ответ.


| 2 | | | | |

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

1. Сравните описание славян и антов, данное в двух документах. Какие общие черты племен, о которых ведут речь Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег, можно выделить по этим отрывкам?

2. Что можно сказать об общественном устройстве этих племен?

3. Какие выводы можно сделать о занятиях племен? Свои выводы обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Интернет – ресурсы:

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

для самостоятельной работы

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Тема: «Русь в IX - начале XII вв.»

Для студентов специальностей

Выполнил студент группы

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Проверил преподаватель

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Воронеж 2013


УДК 3(075.32)

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013, с. 28

Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2013 – с. 28

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Русь в IX – начале XII вв.» общеобразовательной дисциплины ИСТОРИЯ, а также в аудитории под руководством преподавателя.

Рецензент:

Издается по решению

научно-методического совета

ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

© ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

Введение. 4

Тема «Русь в IX - начале XII вв.». 5

Заключение. 12


Введение

Задания составлены по темам дисциплины «История» – «Ранняя история восточных славян», «Русь в IX – начале XII вв.», «Русские земли и княжества в XII - начале XIII вв.» и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.

Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.

При выполнении задания:

Внимательно прочтите вопрос;

Ответьте на данный вопрос;

Впишите ответы в соответствующие графы или обведите правильный ответ.

Тема 2 «Русь в IX - начале XII вв.»

Выберите правильный ответ

1. За дату крещения Руси принимают год:

2. Какое соседнее с Русью государство приняло ислам в качестве государственной религии?

1) Хазарский Каганат

2) Волжская Булгария

3) Византийская империя

4) Болгарское царство

3. Первая междоусобица на Руси возникла

1) после гибели Святослава

2) после смерти Владимира Святого

3) при Ярославичах и Святополке Изяславиче

4) при правлении Мстислава Владимировича

4. Русские князья считали родоначальником своей династии:

1) Аскольда

3) Антоний

4) Иларион

6. Древнейший летописный свод, ставший основным историческим источником по истории Древней Руси -

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Русская Правда»

3) «Повесть временных лет»

4) «Изборник Святослава»

2) Прикарпатья

4) Среднего Поднепровья

8. Первый свод законов «Русская Правда» связан с именем

1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

9. «Лествичное право» на Руси предполагало

1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старейшинству

2) выборность князей

3) вертикальный принцип наследования княжеской власти, от отца к сыну

4) занятие должностей по знатности

А. В Древней Руси господствовало натуральное хозяйство.

Б. Основное занятие жителей Руси – кочевое скотоводство.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б.

А. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

Б. Крупнейшей победой Руси в годы княжения Ярослава Мудрого стал разгром печенегов.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б

12. В какой период Владимир Мономах был великим киевским князем?

13. Причинами обращения Руси к христианству стали

1) отсутствие письменности; обострение борьбы между представителями знати

2) расположение Руси в Евразии; трудность установления контактов с христианским миром

3) сложившаяся единая древнерусская народность; стремление Владимира Святославича породниться с королевскими домами

4) несоответствие языческой религии уровню развития древнерусского общества; разрушение культурных связей с Византией.

14. Съезд князей в Любече был созван с целью

1) принятия общерусского свода законов

2) остановить междоусобицы

3) установления нового порядка взимания дани

4) договора о совместной борьбе против половцев

15. В чем состоит значение крещения Руси?

1) преодоление отчуждения в отношении с христианскими странами; приобщение к культурным ценностям Византии; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

2) установление письменных законов; рост городов; укрепление княжеской власти.

3) отчуждение от европейских стран; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

4) развитие ремесла и рост городов; установление письменных законов; установление автокефальной церкви.

16. Установите соответствие

17. О ком идет речь?

«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». ______________

18. Распределите, какие деяния можно отнести к деятельности князя Святослава (1), а какие - Владимира I Святославича (2).

А) Дунайские походы

Б) Создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами

В) Победа над Волжской Булгарией

Г) Строительство Софийского собора в Киеве

Д) Разгром Хазарского каганата

Е) Попытка реформы язычества

Ж) Выход на Корсунь

З) Завершение разгрома половцев.

19. Основным торговым партнером Древнерусского государства была

1) Византия

3) Тмутаракань

20. Установление полюдья свидетельствовало о

1) начале политической раздробленности Руси

2) существовании обычая кровной мести у славян

3) возникновении племенных союзов восточных славян

4) возникновении раннефеодального государства восточных славян

21. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая… С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест».

1) заключения союза против хана Батыя

2) съезда князей в Любече

3) принятия христианства

4) принятия «Русской Правды»

22. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство

А) процесс превращения дружинников в землевладельцев

Б) постепенное развитие письменного законодательства

В) существование Земского собора

Г) рост городов, развитие ремесла и торговли

Д) вассальная зависимость от печенегов

Е) нарастающий упадок культуры

Укажите верный ответ.

23. Какие из нижеперечисленных понятий обозначали категории зависимого населения Древней Руси?

А) казаки

Б) закупы

В) смерды

Г) холопы

Е) рядовичи

Укажите верный ответ.

24. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г

25. Расположите события в хронологическом порядке.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) объединение Киева и Новгорода под властью Олега

Б) установление княгиней Ольгой «уроков» и «погостов»

В) разгром князем Святославом Хазарского каганата

Г) убийство древлянами князя Игоря

26. Какие три события, из перечисленных ниже, характеризовали правление великого киевского князя Владимира Святославича?

1) разгром Хазарского каганата

2) создание засечной черты на южных границах Руси

3) образование военно-политического союза Руси с Византией

4) организация съезда князей в г. Любече

5) принятие христианства

6) разгром печенегов

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

27. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

__________________________________________________________________

28. Заполните таблицу

Норманисты Антинорманисты

29. Ответьте на вопросы к документу:

Походы Святослава. Из «Повести временных лет»

В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вой. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас». И пошел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань даете?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.

В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.

В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков.

В лето 971. ...И собрали греки против Святослава 100 тысяч [воинов] и не дали дани. И пошел Святослав на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал Святослав: «Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мертвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор и не спасемся; но станем крепко, я же пойду впереди вас, и если погибну, то сами помыслите о себе». И сказали вой: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим». И построила полки Русь, и была великая битва, и одолел Святослав, и побежали греки... Заключив мир с греками, Святослав пошел в лодках к порогам, и сказал ему воевода отцовский Свенельд: «Пойди, княже, на конях стороною, ведь стоят печенеги в порогах». И не послушал его [Святослав], пошел в лодках. Услышав это, печенеги преградили путь через пороги, и пришел Святослав к порогам, и нельзя было пройти пороги, и остался он зимовать в Белобережье, и не было у них пищи, и был большой голод, так что голова конская стоила полгривны. И зимовал Святослав тут.

1. Опираясь на текст документа дайте портрет князя Святослава.

2. Что позволяет назвать Святослава «Александром Македонским Восточной Европы»?

3. Какие из высказываний Святослава, приведенных в документе, стали широко известными и применялись русскими воинами в различные эпохи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Для выполнения заданий студенты могут использовать дополнительную литературу:

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. – М., 2002.

Алексашкина Л.Н Новейшая история XX век. – М., 2002.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2002.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.

Боффа Дж. История Советского Союза. – М., 1990.

Бушуев С.В. История государства Российского: IX-XVI вв.- М., 2000.

Верт Н. История советского государства 1900-1991. – М., 1992.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.,1999.

Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.) – М., 1999.

Данилов А.А. История России. XX век. – М.,1999.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия – в 90-е гг. XX века. – М., 2002.

Зайцев Ю.В. История древнего мира: Энциклопедия. – М., 2000.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVIстолетий. – М., 1982

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.

История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. – М., 1992.

Мировое политическое развитие: Век XX . – М., 1994.

Отечественная история XX в./ под ред. А.В. Ушакова. – М., 1997.

Проэктор Д.М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. – М., 1989.

Российское государство и общество. XX век. – М., 1999.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV- XVII вв. – М., 1969.

Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2002.

Хопкинсон К. Двадцатый век. – М., 1997

Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. доп.мат. – М., 1999.

Шацилло В.К. Новейшая история: Книга для чтения. – М., 2004

Интернет – ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. На сайте представлено в электронном виде большое количество исторических документов по отечественной и всемирной истории, а также ссылки на справочные и хронологические материалы по истории на русском языке в Интернете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.

2. Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы. На сайте начата публикация энциклопедического словаря “Государи и династии зарубежной Европы”, который представляет собой алфавитный историко-биографический справочник объёмом около 5000 статей, содержащий сведения о всероссийских европейских правящих династиях и их отдельных представителях – монархах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulers.narod.ru.

3. Словарь исторических имен, названий и специальных терминов. Ресурс представляет краткое объяснение греческих, латинских, арабских и других слов, имеющих важное значение в античной и средневековой истории. Словарь взят из исторического исследования С. Б. Сорочана, В. М. Зубаря, Л. В. Марченко "Жизнь и гибель Херсонеса". Харьков 2000, Майдан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary/.

4. Президент России гражданам школьного возраста. Сайт Администрации Президента России призван кратко, доходчиво и занимательно рассказать учащимся средних классов российских школ (гимназий, лицеев, детских домов) о демократическом институте президентства; символах и атрибутах нашего государства; действующем Президенте России; истории власти в России; месте работы главы государства - Московском Кремле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

для самостоятельной работы

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Тема: «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.»

Для студентов специальностей

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

260807 Технология продукции общественного питания

Выполнил студент группы

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Проверил преподаватель

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Общая оценка____________________________________

Воронеж 2013


УДК 3(075.32)

Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.

Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013, с.

Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2013 – с.

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.» общеобразовательной дисциплины ИСТОРИЯ, а также в аудитории под руководством преподавателя.

Рецензент:

Издается по решению

научно-методического совета

  • Активные отношения с внешней и внутренней средой. Конкурентные стратегии
  • Анализ внутренней финансовой среды как составной части финансовой стратегии
  • Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте

  • III-VII веков. Считается, что эти племена были необычайно развиты и организованы. Уже тогда здесь наблюдались зачатки первой государственности. Антское время — это период образования протогородского общества. К этому времени исследователи относят возникновение Киева и Волыни на западном Буге. Считается, что анты были непосредственными предками русских. Они являются связующим звеном между Трипольем и Киевской Русью, а также между скифами и русскими.

    Анты были разгромлены и практически исчезли после столкновения с аварами. В борьбе с аварами анты объединились под предводительством Идара и его сыновей Межамира и Келагаста, однако когда в ставке аварского кагана Межамир был предательски убит «властители антские были приведены в бедственное положение и утратили свои надежды» (Менандр). Мощнейшим ударом по могуществу антов был нанесён уйгурским племенем аваров, после которого анты уже не смогли оправиться. Анты отдали себя на службу римскому императору Маврикию, после чего аварский хакан в 602 году отправил против них войско во главе с Апсихом. Исторические хроники не говорят о том, как закончился воинственный поход аваров, но после этого всяческие упоминания об антах исчезают , словно исчезает с лица земли само племя великих воинов. Есть предположения, что анты вовсе не были уничтожены аварами в 602 году, а перешли на Балканский полуостров в качестве римских союзников. Ещё одна версия говорит о том, что анты ушли вглубь древней Руси и уже здесь основали великую империю, образовав русский и украинский народы. Интересна и версия, судя по которой, отойдя вглубь России, под натиском аваров, анты расселились в верхней и средней Оке и стали племенем русских вятичей.

    Анты сформировались в III—IV вв. в составе черняховской культуры. В V—VII вв. стали полностью самостоятельной славянской культурой, которая сильно выделялась среди других племён. По мнению готского историка Иордана, племена венетов известны как анты и склавены: «Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (Днестра), и на север — до Висклы (Вислы), вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), там где Понтийское (Черное) море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов». Об этническом родстве племён говорит и византийский историк Прокопий Кесарийский. Склавенов, антов или венетов он описывает, как высоких и очень сильных людей, с волосами не слишком светлыми, но и не слишком рыжими. Также Прокопий Кесарийский говорит о том, что склавены и анты издревле были одним племенем и раньше назывались не иначе, как «Споры». В своём труде историк делает и предположение, почему именно их называли спорами. Такое имя, по всей вероятности, прикрепилось к ним потому, что славянские племена «населяют страну, разбросанно расположив свои жилища».

    Что же означает слово «анты»? Как известно, каждое имя, каждое название должно иметь некоторую этимологию и расшифровку. Обычно, особенно встарь, ничто не называли просто так, набором букв. Поэтому есть несколько предположений, как племена бывших «спор» стали «антами». По тюркской версии, предполагается, что ant означает слово «клятва». Если обратиться к монгольскому языку, то здесь существует слово anda, которое в переводе звучит, как «побратим». Многие историки и исследователи, к которым относится О. Н. Трубачёв, Б. А. Рыбаков, Г. Г. Литаврина и некоторые другие, отдают предпочтение иранскому происхождению слова antas — конец, край, antyas — что находится на краю. По-осетински attiiya означает примерно то же самое — задний, сзади. Если придерживаться именно этой точки зрения, то название антов означало примерно — племя, которое живёт на окраине или пограничные жители.

    В VI веке анты жили на территории современной Украины (пограничные жители, жители окраины (украины)). Обитали в междуречье Днепра и Днестра. Как следует из вышеприведённого текста историка Иордана, анты жили от Днестра до Днепра, там, где Чёрное море образует излучину. В период, когда племена антов достигли самого большого расцвета, жили они от Дона до Румынии и даже дальше. Современные исследования говорят о таких местах обитания антов: среднее Поднепровье: оба берега Днепра от Припяти до порогов, Подесенье, Посеймье, течения Пела, Сулы и Ворсклы. Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа на Дону, до Харькова и, наконец, до Херсона на Нижнем Днепре.

    Анты известны как прославленные воины . Среди них было множество первоклассных бойцов и военачальников, которые регулярно совершали набеги на другие племена и страны, а также учувствовали в войнах и сражениях за территории. Многочисленные археологические находки полностью доказывают предположение о том, что анты были искусными воинами. Одними из самых известных находок этого типа являются длинные мечи очень высокого качества, которые так и прозвали «мечи антского типа».

    Легендарным стало имя вождя Антов (IV в.), которого звали — . Судя по записям Иордана, Бож погиб от рук некоего Винитария (Амала Винитария, Витимира, Винитара), который, будучи вождём остроготов или остготов, выступил войной против племён Божа. В первом бою армия Винитария потерпела поражение, но во втором бою остготы одержали победу. Дабы устрашить покорённый народ, правитель антов Бож, его сыновья и семьдесят старейшин были распяты. Произошло это, предположительно, в 375-376 году.

    С именем Божа связано немало интересных загадок. Так, например, М. H. Тихомиров предполагает, что имя Бож напрямую связано с названием племени Бужан, которые жили по Западному Бугу, а также имели созвучные города Бужск и Бозк. В. А. Розов сделал предположение, что Бож «Boz» происходит от славянского слова «vožь», что можно перевести не иначе, как «вождь». Если это так, то это может означать, что Иордан просто ошибся и принял за имя не настоящее имя, а только его титул — вождь. Некоторые исследователи (Н. Г. Головин, Е. М. Огоновский, А. А. Шахматов, П. Н. Третьяков) находят имя Божа в « », где говорится о некоем «времени Бусовым» и даже считают, что Слово о полку Игореве, а точнее именно этот его эпизод, является доказательством древнейшего предания о войне Божа — короля антов с готами. Однако нельзя эту точку зрения расценивать как единственно верную, так как многие историки считают её искусственной и надуманной.

    Кроме Божа, известны и другие правители племён Антов : Идаризий (Упоминается в 560—580-х г., был убит в ставке аварского кагана), Мезамир (560-е годы, был убит ханом Баяном I, будучи послом в целях выкупа пленных), Келегаст (560-е годы), Пирогаст (ок. 597 г., погиб во время столкновения войск славян и византийцев), Мусокий (Маджак) и Ардагаст (кон. VI в.). Известны также и другие анты, например один из военачальников в Византии в 550-е г., которого звали Доброгаст; византийский полководец Всегорд; глава фракийский войск 469 г. Анагаст; глава Дунайского гарнизона Византии 530 г. Хвалибуд (Хильбудий).

    Анты были причастны к набегам и разграблениям Византийской империи. Относится это к 527-565 годам. В это время анты были настолько сильными и непобедимыми, что нападали даже на самые мощные города и укреплённые поселения. Прокопий Кесарийский писал, что не осталось не разграбленным ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего либо другого на римской земле. Некоторые из местностей были ограблены не менее пяти раз. Стоит также отметить, что на Восточную Римскую империю наряду с антами нападали и склавины, которые, судя всё по тем же записям, имели с антами общие корни. Даже византийцы отзывались об антах, как о превосходных воинах, которые могли вести бой в самых тяжёлых условиях. Иордан называет их «храбрейшими из славян». При всём при этом, интересно и упоминание об антах, как о гостеприимных людях, которые принимают туземцев, заботятся о них, охраняют и защищают.

    Сайт «Express-карьера» для тех, кто хочет научиться работать в интернете. Интернет-проект предлагает выгодный способ приумножить свой доход. Заходите на сайт, чтобы ознакомиться со всеми подробностями.

    Прокопий Кесарийский - византийский писатель VI в., автор сочи­нения «О войне с готами», в котором описаны войны Византийской империи с наро­дами, наступавшими с севера, в том числе со славянами и антами.

    Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков, и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый... Образ жизни у них, как и у массагетов (1), грубый, безо всяких, удобств, вечно они по­крыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда, даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра (2), по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

    Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.16.

    Примечания

      Массагеты – одной из кочевых племен Евразии.

      Истр – древнее название Дуная.

    Маврикий стратег о древних славянах

    Маврикий Стратег, византийский император конца VI в., предполагаемый автор трактата по военному делу («Стратегикона»), в котором содержатся сведения об обычаях и нравах враждебных Византии народов, в том числе славян.

    Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну против виновного), счи­тая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей.

    У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот, озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем, н ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде...

    Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом...

    Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат и дрогнут, то они сильно наступают, в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника...

    Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.18.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.) Свободин Александр Петрович

    АНТЫ

    Иордан в уже цитированном сочинении говорит, что «многолюдное племя венедов» именуется теперь (VI век) в основном склавинами и антами. «Анты же храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются до Днепра. Реки эти отстоят друг от друга на много дневных переходов». Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI век) так же говорит об антах. Он расширяет границы антской территории от северного побережья Дуная до земель на восток от Днепра. Знает антов и Маврикий, автор «Стратегикона». Знают их и другие византийские историки этого времени: Менандр, Агафий Схоластик, Феофилакт Симокатта, Феофан, Кедрин. Знают антов и сирийские источники. Все говорят о них, как о народе многочисленном и воинственном. Византийские писатели упоминают о них в связи с опустошительными набегами на Византию, наводившими ужас на население и правителей империи. Сопоставляя письменные и археологические данные, мы можем приблизительно определить территорию антов. От линии, проведенной от Азовского моря до среднего течения Днепра, земли антов простираются на запад, захватывая исторически засвидетельствованные нашей летописью земли восточнославянских племен угличей, тиверцев, полян, древлян, северян, радимичей и большую часть земли вятичей. О северной границе антов никаких указаний и письменных источников нет. На юге граница антских поселений местами доходила до Черного моря. Среди предметов, находимых в антских кладах и погребениях содержатся пальчатые и гладкие фибулы, подвески в виде трапеций, бляшки, серьги грубого литья, браслеты с расширенными концами, спиральные петли, массивные поясные пряжки, гребни с высокой орнаментированной спинкой, височные кольца и другие золотые и серебряные вещи, часть из них византийской работы.

    Знаток антских древностей археолог Спицын считал эту культуру антской. Ядро ее находится на тех же территориях, на которых впоследствии возник центр Киевской Руси. К культуре антов археологи относят городища VI–VII веков, достигавшие огромных размеров. Таковы Жарище, Матронинское, Бельское, Пасторское и другие. В этих городищах находят так называемые антские слои. Более северные раскопки в районах Киевского полесья дают картину маленьких неукрепленных поселков. Жилищем там являлась полуземлянка с возвышающейся крышей. Городища, характерные для антской культуры, располагаются по среднему Поднепровью между северной и южной границами лесостепи. Западная граница этих городищ до сих пор достаточно не выяснена. Таким образом археологические данные не противоречат письменным, и область распространения антов вырисовывается от устья Дуная на северо-восток, на Киев, Чернигов, Полтаву, Курск и Воронеж. Это та самая территория, которая в прошлом знала земледельческую культуру скифов.

    Поскольку византийские авторы главное внимание обращали на военные набеги антов и на вопросы борьбы с ними, о хозяйственном строе их они сообщают значительно меньше. Однако известно, что у антов «бесчисленное множество всяких плодов, сложенных в кучи, и больше всего - проса». Археологи нашли рядом с антскими жилищами хозяйственные ямы для хранения зерна и мяса. Найдены остатки костей домашних животных: быков, лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также остатки рыбной чешуи. Найдены железные шлаки, литейные формы из глины, серпы, ножи и крючки из железа, многочисленные керамические изделия (лепные, без применения гончарного круга). Все это дает представление об оседлом земледельческом населении занимавшимся скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Нет никаких оснований считать антов кочевым народом. Свидетельство Маврикия о частой смене антами места жительства никак нельзя истолковать, как доказательство их кочевого образа жизни. Находимые украшения и оружие греческой работы заставляет предположить торговлю антов с придунайскими и причерноморскими городами.

    Общественное устройство антов в VI веке имеет типичные черты родового строя. Прокопий Кесарийский говорит: «Эти народы, славяне и анты не подчиняются одному человеку, но издавна живут в демократии; поэтому обо всем, что для них полезно или вредно, они рассуждают сообща». То же самое подтверждает Маврикий, прибавляя, что «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Общей власти у антов не было. Они жили родовыми общинами, часто враждовавшими между собой. Кровавая месть, и не только за родича, но и за гостя, - неотъемлемая черта этого строя. Прокопий сообщает и о верованиях антов. Они поклонялись богу-громовержцу, которого одного только признавали владыкой мира. Они приносили ему в жертву быков и других священных животных. Во время жертвоприношений анты гадали. Эти жертвы приносились не только громовержцу, - анты верили в реки, нимф и домовых. Они поклонялись духам предков и верили в загробную жизнь, чему свидетельствует захоронение с оружием и пищей и умерщвление рабынь и жен умершего господина для того, чтобы похоронить их в той же могиле.

    Существует полная преемственность скифо-сарматских и славянских культовых изображений. Следовательно, анты были промежуточным звеном. В течение длительного развития антского общества родовой строй не оставался неизменным. По мере усиления внутренних столкновений появляются и растут военные дружины, укрепляются и расширяются городища. С ростом внешних столкновений оформляются военно-племенные союзы. Первое письменное сообщение о наличии таких союзов находим у Иордана в его рассказе о борьбе готов с антами. Готский вождь Винитар, тяготясь господством гуннов и желая показать им свою храбрость, напал на антов. В первом столкновении он был разбит, но затем он оправился и победил антов и для их устрашения приказал распять их вождя Вожа вместе с 70-ю другими старейшинами. Это произошло в 375 году, т. е. в конце IV века. Следовательно, подобные или меньшие военно-племенные союзы антов возникали и раньше. Это был расцвет военной демократии. К VI веку анты вместе со склавинами вышли на арену «великого переселения» и приняли активное участие в сокрушении античной рабовладельческой цивилизации, оказав решающее влияние на внутреннее перерождение «Восточной Римской империи».

    Роль антов по отношению к Византии такая же, как роль германских варваров по отношению к Риму. В решительном столкновении двух миров - старого, дряхлеющего античного рабовладения, раздираемого внутренними противоречиями и молодого, грубого, примитивного, но несущего в себе зародыш более прогрессивного способа производства, мира варваров, склавинам и антам принадлежит большое место. Именно тогда, в VI веке, когда волна антских военных дружин, прорываясь через Дунай, захлестывала территорию империи, о них заговорили историки. Общественный строй антов в это время уже существенно изменился. Большие военные дружины стали постоянными, а военно-племенные союзы значительно более крупными. Во главе их стояли вожди, пользовавшиеся властью не только во время войны, но и во время мира. Это уже настоящие антские князья. Имена некоторых из них сообщают нам византийские писатели. Вот ант Межамир Идарич , о нем говорит Менандр. Во время столкновения с аварами Межамир вел переговоры с аварским хаканом и держал себя гордо и независимо. Вот славянин Лаврита (Дабрита) , к которому аварский хакан посылал послов с требованием безусловной покорности славянских племен на нижнем Дунае. В ответ на требование Лаврита гордо отвечал: «Родился ли на свете и согревается лучами света тот человек, который подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будет на свете война и мечи». Сравните этот ответ в передаче Менандра с речью Святослава к своим воинам перед последним боем у Доростола в передаче Льва Диакона и нашей летописи, и вам станет ясно, что воинственный характер киевских руссов X века не внезапное явление, а глубокое наследство, полученное ими от антских пращуров. Византия не могла сопротивляться славяно-антскому нашествию на Балканы, хотя испробовала в этой борьбе все средства. Одним их этих средств, как и в Риме, было приглашение славянских и антских вождей с их дружинами, поселение их на границах империи и натравливание на своих сородичей. Поэтому на важных военных постах империи нередко оказывались представители антов и славян. Ант Хвилибуд был начальником греческих укреплений на Дунае, ант Анангаст стоял во главе фракийских войск империи, ант Доброгаст командовал черноморской эскадрой, одним из военачальников был ант Всегород . Анты прекрасно владели воинским искусством «ромеев». Славяне и анты в VI веке были самыми страшными врагами Византии. Во время своих многочисленных войн анты накопили огромные богатства, остатки которых находят в антских кладах.

    Но во время войн захватывалось не только золото. Добывались пленные - возникал институт рабства. У славян и антов, как и у других варваров, рабство не превратилось и не могло превратиться в решающий способ производства. В условиях родовой, а затем земельной (соседской) общины для этого не было никаких исторических предпосылок. Основой производства оставался труд свободного общинника и его семьи. Поэтому рабовладение у славян и антов приняло смягченный характер, т. е. ту форму, которую мы называем патриархальным рабством. Долговое рабство также отсутствовало. Пленники - рабы становились предметом торговли или получения выкупа и сосредотачивались у вождей и воинов. Все это усиливало разложение родового строя. Создавалось и развивалось имущественное неравенство и ускорялся переход к классовому обществу.

    У византийских авторов можно найти описание и внешнего вида антов. Это были высокие темно-русые люди, сильные, обладающие исключительной выносливостью, неутомимые бойцы. Сведения об антах в сочинениях византийских писателей прерываются лишь тогда, когда новые волны завоевателей отрезают византийские границы от основных территорий антов. Так было во время страшного нашествия гуннов в IV–V веках, так было но время нашествия аваро-болгарских орд; но стоило пройти очередной волне завоевателей, которые, как по коридору, проходили по территориям антов северным берегом Черного моря, как снова показывались на границах империи воинственные славяно-антские дружины, а по Черному морю плыли огромные флотилии славянских однодеревок.

    Итак, анты - это оформившиеся восточные славяне. Это новое этническое качество сложившееся в результате теснейшего взаимодействия северо-западного венедского ядра с юго-восточным сколотско-паралатским с вовлечением затем в этот генетический котел северо-восточных племен Окско-Волжского бассейна. Это произошло в III–VI веках н. э. Консолидация восточнославянской этнической общности была ускорена и усилена непрерывной борьбой сначала с готами, затем с Византией, гуннами, аварами, хазарами и т. д. В это же самое время шел процесс складывания всей славянской этнической общности. Но являясь решающим, процесс интеграции не исключал этнической дифференциации. Как раз, в то же самое время в общеславянском массиве продолжали оформляться три основные ветви: западная, восточная и южная. Из этого процесса к VII–VIII веку выходит вполне сложившееся славянство, но также и вполне разделившееся на основные ветви. автора Артемов Владислав Владимирович

    АНТЫ Иордан в уже цитированном сочинении говорит, что «многолюдное племя венедов» именуется теперь (VI век) в основном склавинами и антами. «Анты же храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются до Днепра. Реки эти отстоят друг от друга на много дневных переходов».

    Из книги автора

    АНТЫ И РУСЬ В начале VII века известия об антах прекращаются. Нашествия аваров и разгром ими антского союза в Прикарпатье вызвали прекращение антского натиска на «роменскую державу». У Византии появились новые сильные враги в лице пришельцев и складывавшегося

    Из книги автора

    Анты Вот что говорит об антах и славянах историк готов Иордан: «От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось много-людное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако, главным образом, они