Летние школы мгу для учителей. Научно-образовательная школа мгу «ланат. Система управления курсором с помощью голоса для людей с ограниченными возможностями

«Летняя школа» - ежегодное мероприятие междисциплинарной социально-образовательной направленности, которое проводится с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря для российских школьников, студентов и всех-всех-всех.

Традиция проведения подобных школ существует с конца 80-х годов, когда базе биологического факультета МГУ сформировалась Летняя экологическая школа (ЛЭШ). В 2003 году от неё отделилась Летняя школа «Исследователь».

Деятельность

Летняя школа включает в себя . Среди профилей: экология, IT, дизайн, философия, медицина, география, естественные науки для школьников, социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная, социальная, репортажная, тревел- и фото- журналистика.

В 2014 году за время проведения школы её посетило порядка ~1200 человек, было проведено около 1000 семинаров, лекций, мастер-классов, круглых столов, практических проектов и исследований.

Мероприятие проводится в течение 4-5 недель в июле-августе. Оно представляет собой палаточный лагерь и стационарные хорошо оснащённые помещения для учебной и проектной работы. Основная часть дня в Летней Школе посвящена лекциям, семинарам, полевой работе и работе над проектами Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты, телемосты (например, с с ЦЕРНом). Кроме лекций мастерских существуют «золотые лекции» для всей школы без дифференциации на мастерские.

Помимо учебной программы существует и культурная: на Школе проводятся праздники, концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.

Участники

Учёный совет включает в себя многих учёных, в том числе двух член-корреспондентов РАН, академика РАО, профессоров и преподавателей ведущих российских ВУЗов и научных учреждений (ОИЯИ, ФИАН, МГУ, НИУ ВШЭ,НГУ, РЭУ, МПГУ, МГППУ и др.).

Лекторы Летней Школы - известные исследователи, учёные, журналисты, дизайнеры, преподаватели ведущих университетов России.

Ниже приведены некоторые из них:

Владимир Сурдин -астроном и популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, специалист позвёздной динамике.

Виталий Лейбин

- журналист, главный редактор журнала «Русский репортёр».

Юрий Козырев

- российский фотожурналист, шестикратный лауреат премии World Press Photo, лауреат премий Overseas Press Club Oliver Rebbot, ICP Infinity, премии Frontline Club, премии Visa d’or News, премий Trophee и Public Prize в рамках Prix Bayeux-Calvado. Три раза был членом жюри World Press Photo. На протяжении последних 25 лет Юрий Козырев освещал все основные военные конфликты в бывшем Советском Союзе, а также в Афганистане, Ираке, Ливии и т.п. Контрактный фотограф журнала Time.

Сергей Максимишин

- фотожурналист, многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo. Cотрудничает с изданиями «Известия», «Российская газета», «Time», «Geo», «The Washington Post», «The Times», «The Wall Street Journal», «Newsweek».

Александр Барулин

- специалист в области теории лингвистики, семиотики и их разделов - теории глотогенеза, теории морфологии. Основатель и первый декан Факультета теоретической и прикладной лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ - 1991-2000 г), соавтор государственного образовательного стандарта по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика».

Антон Кротов

- путешественник, писатель, основатель и президент Академии Вольных Путешествий.

Гасан Мирзоев

- общественный деятель, президент Гильдии российских адвокатов.

Михаил Гельфанд

- биоинформатик, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук (биофизика), профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, член Европейской Академии, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант - наука».

На Школе не существует формального разделения на учеников и преподавателей. Участники школы могут выступать в разных ролях, выполняя разные задачи. При отборе участников не устанавливаются ограничения по возрасту или уровню образования. Набор проводится на основании анкеты и отборочного задания мастерской. Критерии набора различаются для каждого учебного направления.

Особенности проекта

Волонтёрство - школа проводится каждый год силами волонтёров, организаторы и преподаватели не получают зарплат и гонораров.

Охват - в работе Летней Школы участвуют представители практически всех регионов России и Ближнего зарубежья.

Междисциплинарный характер - Школа объединяет больше двух десятков направлений. Междисциплинарность достигается привлечением участников из разных мастерских к общим проектам, разносторонней лекционной программой, круглыми столами и др.

Академизм - Школа ориентирована на академическую науку. Преподаватели представляют такие университеты как: МГУ, ВШЭ, ОИЯИ, НГУ, МГППУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС, ММА, РУДН, РГГУ, ЮФУ, МИФИ,СФУ, МПГУ, МГПУ, ИМБП РАН, ФИАН, ИКИ РАН и др. Из прессы представлены «Русский репортер», «Наука и жизнь», «Троицкий вариант», «Наука в фокусе», «Наука и технологии в России», «Театральный журнал» и др.

Самоуправление - школа создается руками ее участников, иногда они собираются в группы. Старейшие группы - и оргкомитет Школы. В обе группы мы всегда ждем новых людей.

Награды

Летняя Школа - финалист II Всероссийской премии Министерства образования и науки РФ «За верность науке».

По итогам конкурса «Инновации глазами журналистов», который проводит Российская венчурная компания, первое место было присуждено «Русскому Репортёру» за проект НАНО24 . Почти двести молодых журналистов на протяжении суток передавали новости, связанные с жизнью современных технологий. Значительная часть участников проекта - студенты, прошедшие обучение в Летней школе, а также на проекте «Медиаполигон» и «Город-24».

Совместный проект мастерской научной журналистики и студенческого телевидения УрФУ студии «ТВиСТ». Молодые учёные и будущие деятели науки рассказывают, почему наука интересна, и что в ней уникального, стал победителем фестиваля «Искусство науки».

В этом году Летняя психологическая школа МГУ будет посвящена одной из самых актуальных и ярких тем современности - искусственному интеллекту, машинному обучению, большим данным и их роли в психологии.

Лекции, проекты и мастер-классы в рамках Школы будут рассмотрены в следующих тематических блоках:

Искусственный интеллект и…

  1. Большие данные
  2. Лонгитюдные психологический исследования
  3. Когнитивные исследования
  4. Новые образовательные технологии
  5. Современная медицина и реабилитация
  6. Психофизиология
  7. Экономическое и потребительское поведение
  8. Организационная психология
  9. Новые медиа
  10. Цифровая мораль и этика.

Какие возможности дарит использование искусственного интеллекта психологам? Каких профессионалов в скором времени заменят роботы?

Почему война машин уже началась, а мы ее не видим? Как робот-психотерапевт помогает справиться с депрессией? Люди-киборги, бионические протезы, перенос человеческого сознания на искусственные носители - насколько воплотимо всё перечисленное в медицине? Почему искусственные личности и голосовые помощники так востребованы в современной экономике, и что с этим делать психологам? Можно ли сконструировать эмоции и сознание для обычного робота? Что такое разговорный искусственный интеллект, и как это связано с современной психолингвистикой? Наконец, технологии ИИ - это опасность в перспективе, или лишь эффектная маркетинговая обёртка для старых и хорошо известных технологий?

Что ожидает участников Школы?

  1. Лекции, семинары и научные дискуссии с участием ведущих преподавателей и экспертов из МГУ, ВУЗов-партнеров (СПбГУ, МФТИ и пр.), а так же бизнес-партнеров (Яндекс, Агентство Искусственного интеллекта и пр.). На Школе будут представлены, как доклады, так и лекции и семинары по выборам. У потенциальных участников Школы так же будет возможность подать заявку на проведение лекции, семинара или проекта на Школе, если его тематика и уровень квалификации будет соответствовать тематике ЛПШ.
  2. Участие в сквозных научных проектах , которые участники самостоятельно могут выбрать себе заранее еще до поездки на Школу. Проекты будут носить как исследовательский, так и прикладной характер. Их будут курировать как преподаватели и эксперты из мира академической науки, так и практики из бизнес-среды.
  3. Богатая внеучебная программа . Каждый день Школы после окончания учебного дня участников ожидает разнообразный выбор интеллектуальных, спортивных и развлекательных мероприятий.
  4. Получение сертификата о дополнительном образовании МГУ в случае успешного освоения образовательной программы Школы.
  5. Новые друзья, хорошее настроение и, надеемся, отличная погода.

Где?

Традиционное место для проведения ЛПШ МГУ - пансионат «Красновидово» МГУ (дер. Красновидово, Можайский район).

Пансионат располагается на берегу живописного Можайского водохранилища. Участники Школы будут проживать в комфортных 2- и 3-местных номерах с 3-разовым питанием. В пансионате есть инфраструктура для занятия спортом (катание на лодках и катамаранах, небольшой пляж, прокат спортинвентаря), библиотека, сауна, небольшой фитнес-зал.

Когда?

Как добраться?

Для участников Школы будет организован транспорт (комфортабельные автобусы) до места проведения Школы и обратно.

  • Туда - 6 июля (днем, время уточняется) - от основного здания факультета психологии;
  • Обратно - 10 июля (утром, время уточняется) - от пансионата «Красновидово» к основному зданию факультета психологии.

Программный комитет Школы

Председатель Организационного комитета ЛПШ-2018:

  • Президент РАО, профессор, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель РПО Ю.П. Зинченко

Заместители председателя:

  • Заместитель декана по учебной работе факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доцент, кандидат психол.наук А.И.Ковалев
  • Зам. декана по научной работе факультета психологии, доцент, кандидат психол.наук О.А. Тихомандрицкая

Секретариат:

  • Координатор по внеучебной работе, доцент, кандидат психол.наук. А.М. Рикель

Председатель студенческого оргкомитета:

  • Студентка 5 курса Анастасия Кот.

Как принять участие?

Для участия в ЛПШ МГУ необходимо заполнить онлайн-анкету . Для этого Вам надо заранее определиться с форматом участия и заполнить все разделы.

Обращаем ваше внимание, что заполнение онлайн-заявки не гарантирует участия в ЛПШ МГУ. В связи с ограниченным количеством мест на Школе программный комитет оставляет за собой право отказать в участии тем, чьи заявки будут недостаточно убедительными.

Об итогах рассмотрения вашей заявки на участие Вы будете заблаговременно проинформированы по контактной электронной почте.

В каком формате можно поучаствовать на Школе, и сколько это стоит?

  1. Если Вы намерены приехать на ЛПШ МГУ как Участник , то Вам важно хорошо заполнить мотивационную часть, раскрыв свои научные интересы и мотивацию участия. Сумма орг.взноса – 9000 рублей (для студентов, аспирантов и выпускников МГУ льготная цена - 8000 р.).
  2. Если Вы готовы представить на Школе проект - то Ваш формат участия - Руководитель/Соруководитель проекта . Проект подразумевает презентацию своей научной работы (лекции/семинара/практикума/мастер-класса) по основной тематике ЛПШ-2018 или же план пилотного исследования, которое можно провести во время Школы. У проекта должен быть один Руководитель и может быть один Соруководитель - таким образом, одним проектом могут руководить до 2 человек. Подробные требования к проекту - ниже.
  3. Для того, чтобы все желающие, в том числе те, кто не могут запланировать поездку заранее, могли посетить ЛПШ-2018, возможно участие в качестве Гостя Школы . Эти заявки будут приниматься после окончания приема заявок Участников и не будут содержать мотивационной части. Также Гости Школы не получат сертификаты об участии в программе доп.образования. Гостями Школы могут так же выступить те, чьи заявки в категории «Участник» были отклонены. Сумма орг.взноса для Гостей Школы – 12000 рублей.

В стоимость ЛПШ МГУ входит участие в учебной, научной и развлекательной программе, проживание, питание и проезд до Школы и обратно.

Как оплатить участие в Школе?

Оплата стоимости участия производится с помощью безналичного перевода путем оплаты квитанций (возможна оплата через систему онлайн-банкинга, например, «Сбербанк Онлайн»), предоставляемых Оргкомитетом Школы, после одобрения Вашей заявки в сроки, указанные в соответствующем письме, которое будет направлено Вам на почту.

Как будет проходить обучение на Школе?

В рамках ЛПШ МГУ планируется проведение лекций, мастер-классов, практикумов и семинаров. Аудиторная работа на Школе ожидается в рамках всего учебного дня и будет прерываться для научной работы в группах и внеучебных мероприятий.

Как будет проходить научная работа на Школе?

Отличительной чертой Школы является возможность проведения реальных научных исследований и создание научно-прикладных программ для ее участников. В качестве результата работы научной группы на Школе может быть представлены результаты научного исследования, создание программы воздействия, тренинга, связанной с темой Школы, апробация конкретной методики или набора методов и пр.

Участие в проекте на Школе подразумевает следующие стадии:

  1. Потенциальный участник Школы в своей онлайн-заявке заполняет специальный раздел, в которых он обозначает свои научные интересы, а также готовность к тому или иному формату работы в научной группе на Школе.
  2. После одобрения заявки Участникам, получившим одобрение Программного комитета, будет предложено выбрать научный проект и формат участия в работе научной группы.
  3. На основе указанных в заявке научных интересов участника, комиссией Программного комитета Школы будут сформированы малые исследовательские группы.
  4. ВАЖНО! Обращаем внимание на то, что подача заявки в ту или иную рабочую группу не гарантирует Ваше участие в ее работе. В связи с этим в заявке участникам предлагается указать несколько предпочитаемых рабочих групп.

Что нужно знать о работе самих исследовательских групп?

  1. Каждая исследовательская группа в течение работы Школы будет разрабатывать концепцию и программу научного проекта, а также реализовывать его (или пилотную часть проекта) с последующей презентацией результатов на Школе.
  2. У каждой группы будет научный консультант и модератор - преподаватель Летней Психологической Школы.
  3. Кандидаты на участие в ЛПШ могут также предложить свои проекты научных исследований/программ/лекций/мастер-классов. Подробнее о требованиях к научным проектам можно прочитать в следующем разделе.

Что нужно знать, если Вы хотите руководить проектом?

  1. Проект должен вносить вклад в решение научной проблемы, относящейся к тематике Школы.
  2. Проект должен отвечать базовым критериям качества программы исследования или воздействия: актуальности, новизны, практической и теоретической значимости.
  3. Программа проекта должна быть чётко прописана.
  4. Реализация научно-исследовательского проекта должна требовать вовлечения усилий всех членов малой исследовательской группы (6-10 чел.).
  5. Проект (или его пилотная часть) может быть реализован в течение 3 дней в условиях нахождения в пансионате, в котором будет проходить ЛПШ.

Сегодня в России и странах СНГ существует довольно много каникулярных образовательных школ для детей, имеющих, большей частью, олимпиадное направление. В этой статье я бы хотел рассказать вам о в некоторой степени уникальном для России проекте - научно-образовательной школе МГУ «ЛАНАТ» .

Наша школа проводится уже несколько лет большой командой из студентов, выпускников и преподавателей топовых Российских ВУЗов: Московского Государственного Университета, МГТУ им. Баумана, МФТИ. Наша основная задача - окунуть школьников со всей России в научно-исследовательский процесс, и помочь им выработать навыки проектной работы, публичных выступлений и самостоятельности, которые несомненно важны для любого современного специалиста (в чем, я думаю, многие хабровчане меня поддержат). Летняя школа является частью большой круглогодичной работы с детьми - каникулярные весенние и осенние школы, дистанционная работа с научным руководителем. Под катом я расскажу вам подробнее о том, чем занимаются наши ребята, и как мы организовываем наш учебный процесс.

Образовательная программа

Образовательная программа школы включает в себя несколько направлений:
  • Физико-математический поток (математика, физика, программирование)
  • Инжереный поток (электроника, схемотехника и все, что касается механической и «железной» составляющей устройств)
  • Химико-биологический поток (химия и биология)
  • Младший поток (занимательная математика и физика, английский язык)
Занятия в потоках разделяются на два вида: общие обычные и «спецкурсы». На общих занятиях мы преподаем вещи, жизненно необходимые для всех, кто находится на данном потоке (например, на уроках информатики в физмат потоке читался курс о обработке массивов данных в Excel и оформлении и представлении результатов научной работы, а на инженерном потоке на основных занятиях давались основы пайки и схемотехники).
На спецкурсах же (спецкурс, кстати, при желании можно выбрать из другого потока), ребята непосредственно занимались своим научным исследованием вместе с руководителем. Расскажу подробнее о организации, пожалуй, самых профильных для Хабра спецкурсах - программировании, электронике, инжениринге и физике. Примеры же выполненных ребятами работ можно будет увидеть чуть ниже.
Программирование

На программировании мы стараемся руководствоваться принципом «лучший способ начать программировать - это программировать». По этому практически с самого начала спецкурса ученик получает задачу (можно выбрать идею из готового спика или предложить свою), над которой он работает до конца школы (а некоторые и далеко после). Задачи подбираются самые разные - от совсем простых для начинающих с нуля (вроде реализации игры в морской бой или крестики-нолики), до сложных проектов, связанных с обработкой данных и разработкой сложных веб-систем. Общего языка, на котором работают ребята, нет - мы стараемся выбирать вместе с ними языки и технологии, которые наиболее соответствуют их задаче. Далее ученик обсуждает идею с научным руководителем и получает от него некий «стартовый набор» - список литературы, статьи, или другие проекты, с которыми необходимо ознакомиться, и начинает самостоятельную работу над проектом. Руководитель же «направляет» школьника и консультирует его по возникающим вопросам. Большое внимание мы стараемся уделать вопросам алгоритмизации, code style и выбору верных архитектурных решений в коде.

Электроника

На электронике мы занимаемся тем, что учим паять с нуля и считать простые схемы, а также, с этого года: управлять разного рода электродвигателями и моторчиками. Делается это для того, что бы:

  • Научить человека, который никогда не держал паяльник в руках паять;
  • Научить человека, который уже паял, паять лучше и качественнее;
  • Обучить элементам расчета схем. Это делается из-за того, что многие умеющие собирать вполне неплохие платы, совершенно не умеют придумывать и использовать по-новому старые схемы;
  • В подробном режиме объясняется тема управления моторами и электродвигателями.
В конце курса обучающиеся углубляются в изучение конкретной технической задачи, стараясь внести что-то новое в ее решение. Задачи же бывают самые разные: от простых индикаторов попадания в воду, до сложных устройств, считывающих всевозможные данные. Руководитель в данной деятельности выступает как учитель, в первой части курса, к которому можно подойти с любым вопросом и разобраться в любой из изучаемых тем, так и консультант в выполнении проекта во второй части курса.
Инжениринг

На спецкурсе по инженирингу мы стараемся обучить детей основам разработки печатных плат, конструирования, программирования микроконтроллеров. В процессе обучения мы стараемся отойти от готовых решений и конструкторов, таких как Arduino, Lego Mindstorms и другие. Разработку своего устройства дети ведут с нуля. Они проходят весь путь создания своего устройства или робота, от создания механической основы до изготовления печатной платы и программирования микроконтроллера (в нашем курсе мы используем преимущественно микроконтроллеры ATmega32). Вначале предлагается список проектов, после чего школьники могут выбрать задачу по душе, или же предложить свою идею. Работа над проектами начинается после небольшого курса по основам программирования микроконтроллеров AVR. Дело в том, что знаний в этой области школьники практически не имеют, а для начала работы необходим некоторый начальный уровень. Работа над каждым проектом ведётся индивидуально. Научный руководитель консультирует ученика, подсказывает как и где можно найти информацию, руководит процессом создания устройства.
Предлагаются проекты разных уровней сложности, от самых простых (работа с моторами и управление ими) до серьёзных исследований и разработок (обработка и потоки данных, общение со сложными периферийными устройствами и так далее).
Физика


На этом спецкурсе учащиеся с первых дней занятий самостоятельно выполняют проекты по физике. Тема проекта может быть выбрана учеником из предложенного списка или найдена самостоятельно. Чаще всего на данном спецкурсе ребята занимаются решением задач Всероссийского турнира юных физиков. Среди предлагаемых тем присутствуют довольно простые задачи, например, исследование движения сильного магнита внутри неферромагнитной металлической трубы, и принципов работы двигателей для авиамоделей, сделанных из скрученного резинового жгута. Решение этих задач давно известно, участникам летней школы предлагается самостоятельно исследовать данное явление, провести эксперименты, обработать их результаты и представить результат своей работы в виде стенда на закрытии школы.
Для исследования также предлагаются довольно нетривиальные и малоизученные явления, например, изменеие формы замерзующих при низкой температуре капель на конусообразную, и задачи, решение которых не единственно, например, создание устройства, преобразующее теплоту горящей свечи в электрическую энергию.
Несмотря на то, что дети тесно взаимодействуют с руководителем, большую часть работы они выполняют сами. Большое внимание уделяется планированию исследования и представлению результатов работы (подготовка стендов, стендовая защита, устный доклад).

Проекты и исследования, выполненные нашими учениками

Многие ребята, работающие с нами, достигают серьезных успехов - победы и призовые в конференциях и конкурсах научных работ школьников, представление проектов на нашем стенде в рамках Всероссийского фестиваля науки. Некоторым ребятам удалось получить возможность принять участие в самом крупном в мире смотре научных работ школьников Intel ISEF, проводящемся каждый год в США. Вот некоторые из этих работ:

Система управления курсором с помощью голоса для людей с ограниченными возможностями
Федтов Артем, Евгений Попов, г. Волгорад

Работа ребят началась с простой идеи - сделать несложную игрушку, в котрой необходимо собирать очки, управляя самолетом, при этом управление самолетом осуществлялось с помощью голоса - чем громче говоришь в микрофон, тем выше летит самолет. Эта идея в процессе работы претерпела существенные изменения - был разработан интерфейс голосового управления движением, максимально стабильного и простого для пользователей. На различные звуки при настройке устанавливаются различные действия, которые затем активируются с помощью произнесения этого звука. Ребята создали несколько моделей, реализующий этот интерфейс - систему управления курсором мыши, и модель инвалидной коляски, управляемой звуками голоса.

Настольный лазерный 3D сканер
Веловатый Даниил, Хивинцев Максим, г. Новосибирск

Данный проект представляет собой комплекс из работающего прототипа настольного 3D сканера и ПО для взаимодействия с ним. Конструкция сканера состоит из лазерного дальномера и вращающейся платформы, на которой помещается объект для сканирования. Разработка ребят выгодно отличается от прочих моделей такого класса благодаря высокой точности и скорости работы. Их система способна строить модели объектов небольшого размера за 2-10 минут (в зависимости от требуемой точности, максимально возможная сейчас - 0.3мм) и сохранять их в формат obj, пригодный для редактирования в сторонних редакторах.

Система добровольных распределенных вычислений в браузере
Моисеевский Алексей, г. Петрозаводск

Идея данной работы состоит в следующем - использовать принцип популярных систем добровольных вычислений вроде BOINC или Folding@home, но в качестве расчетного клиентского модуля использовать не специальный софт, а встраеваюмую на веб-сайты JavaScript библиотеку. Алексею удалось реализовать такую систему, использующую все современные веб-технологии вроде WebWorkers и Asm.js, и не требовательную к ресурсам клиентских компьютеров.
Экспресс-диагностика состояния микробных сообществ почвы при загрязнении нефтепродуктами
Вострокнутова Валерия, г. Чайковский


Всем известно, что большие выбросы нефти и продуктов ее переработки негативно влияют на состояние окружающей среды: почва, вода, атмосфера. В этой работе Валерия исследует почву разных образцов, имитируя загрязнения нефтью и соляркой. Результатом проекта является разработка методов, позволяющих определить уровень загрязненности почв, а так же выявление органических субстратов, с помощью которых можно решить вопрос об источнике загрязнения. Так, Валерия выяснила, что во всех почвах с содержанием нефтепродуктов активно усваивалась глюкоза.
Исследование сингулярности замерзших капель
Смирнов Алексей, г. Москва


При замерзании жидкостей можно наблюдать много, на первый взгляд странных, эффектов. Один из них рассматривается в данной работе - эффект формирования ледяных пиков, или сингулярностей, на каплях разных жидкостей при их замерзании. Исследовались небольшие капли (чтобы их поверхность можно было считать сферической), а также капли большого размера. Капли замораживались на алюминиевой пластине при температурах -15, -24, -78 и -196 градусов Цельсия. Далее, полученные результаты сравнивались с теоретически рассчитанной геометрической моделью конечной формы замерзшей капли, созданной в MATLAB, посредством такого сравнения было выяснено, что теоретическая модель точно предсказывает форму малых замерзших капель, но расходится с результатами для капель, радиусом превышающих 1 мм. Нельзя не отметить, что результаты данного исследования удивляют: оказалось, что описываемое свойство имеют лишь жидкости, расширяющиеся при замерзании.
Отрицательное сопротивление и его механический аналог
Новиков Олег, г. Иваново


Основные характеристики электрических элементов, такие как сопротивление, ёмкость и индуктивность, в основном, положительны. У автора проекта появилась идея создать элементы с отрицательными эффективными коэффициентами. Их создание позволит осуществить множество различных физических целей иным способом. Идея состоит в создании элемента, внутри которого будет расположен определённый потенциал, зависящий от внешнего сигнала. Если соединить через резистор этот потенциал со входами элемента, будет обеспечен вытекающий и втекающий в элемент ток, соответствующий элементу с указанными свойствами. Элементы имеют очень большой диапазон частот, таким образом, подходят для работы в низкочастотном и высокочастотном диапазоне. Так как элементы созданы с использованием операционного усилителя, были также расписаны ограничения их работы.

Подробнее

В этом году нам предстоят две летние школы, и одна весенняя. Подробнее о них можно узнать на

29.08.2018 947

27-28 августа 2018 года исторический и философский факультеты МГУ провели в Московском университете ежегодную междисциплинарную летнюю школу для учителей истории и обществознания" Современность в историческом и обществоведческом образовании: проблемы и особенности преподавания ", в которой приняли участие более 250 слушателей со всех концов России.

Она была посвящена рассмотрению актуальных вопросов преподавания истории и обществознания на ступени среднего образования. Особое внимание в программе школы уделялось дискуссионным и сложным для восприятия темам: современная религиозная ситуация, современный политический дискурс, история России ХХ-XXI веков, а также подготовке к олимпиадам. На занятиях по истории был проведен разбор наиболее острых и актуальных сюжетов, связанных с ключевыми этапами развития нашей страны за последние сто лет - Революции 1917 года, Гражданской войны, Перестройки, формированию внутриполитического курса и особенностям внешней политики.







О задачах школы и формах взаимодействия МГУ с учительским сообществом участникам рассказали: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев Е.В.Брызгалина , декан философского факультета МГУ, чл.-корр. РАН, профессор В.В.Миронов , заместитель декана по научной работе исторического факультета МГУ, к.и.н., доцент Д.А.Андреев .

В первый день перед учителями выступили сотрудники исторического факультета МГУ. Лекция д.и.н., доцента кафедры истории России XIX века – начала XX века Ф.А.Гайды была посвящена теме: "Столетие революции 1917 года в России. Взгляд из XXI века". Затем к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории А.В.Лазарева , рассказала о современном взгляде на изучение Реформации и религиозных войн в Европе и том, как эти сюжеты можно изучать в школе. К.и.н. доцент кафедры новой и новейшей истории, научный руководитель образовательной программы "Современная история и современный политический процесс" Ю.Н.Рогулев предложил внимаю коллег свои размышления на тему "Америка Трампа и современный мировой порядок". Историческая программа завершилась лекцией к.и.н., доцента кафедры истории Церкви Г.М.Запальского "Собор Русской церкви 1917-1918 гг. как Собор новомучеников".

Второй день работы школы был посвящен обществоведческой проблематике. Цикл лекций философского факультета МГУ открыла к.ф.н., зав. кафедрой философии образования, доцент Е.В.Брызгалина , выступившая на тему: "Ориентируемся в трендах науки XXI века: обществоведческие смыслы". Учителя услышали лекции к.филос.н., доцента кафедры истории и теории мировой культуры И.Л.Крупника "Современные религиозные практики" и к.п.н., доцента кафедры философии политики и права К.Ю.Аласании "Современный политический дискурс".

В этот же день в рамках школы состоялся круглый стол "Олимпиады обществоведческого и исторического профиля: специфика содержания и подготовки" в работе которого приняли участие члены методических комиссий и жюри олимпиад по профилю "История" и "Обществознание":

  • к.и.н. доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Л.В.Жигальцова ,
  • к.и.н. старший научный сотрудник кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Д.А.Цыганков ,
  • к.и.н. доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ О.С.Петрова ,
  • к.и.н. доцент кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ А.Ю.Шадрин ,
  • к.ф.н., заместитель декана философского факультета по учебной работе, доцент кафедры философии естественных факультетов С.А.Бушев ,
  • к.ф.н., доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ С.М.Гавриленко ,
  • д.п.н., заместитель заведующего кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ, руководитель образовательной программы "Политология" О.Ю.Бойцова ,
  • к.п.н., доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ К.Ю.Аласания,
  • к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ А.М.Желнова .





Мероприятия завершились торжественным вручением учителям сертификатов, удостоверяющих успешное окончание летней школы. Слушателей поздравили: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев , руководитель Летней школы, зав.кафедрой философии образования философского факультета МГУ, к.ф.н., доцент Е.В.Брызгалина , декан исторического факультета МГУ д.иск, профессор И.И.Тучков .

Учителя тепло простились с философским и историческим факультетами, выразив надежду на дальнейшие встречи и долгосрочное плодотворное сотрудничество в рамках программы "МГУ - школе ".