Тесты по экологии растений для студентов. Тест по экологии. Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии

Заочное тестирование
в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»

Демонстрационные задания тестирования 2011 года

Тематика теста – «Экология растений»

Инструкция по выполнению теста

Тестирование состоит из 4 частей и включает 36 заданий.

Группа «А» включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

Группа «Б» включает 10 заданий (Б1-Б10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.

Группа «В» включает 3 задания (В1-В3). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Группа «Г» включает 3 задания (Г1-Г3). Каждое задание содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.

Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.

За каждый правильный ответ дается один балл. Если задание подразумевает 2 правильных ответа (группы «Б» и «В»), то за правильное их выполнение дается 2 балла, если задание подразумевает 3 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 3 балла, если задание подразумевает 4 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 4 балла. За каждую правильно завершенную фразу (группа «Г») дается 1 балл, если завершена не полностью – 0,5 балла.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые у Вас будут под рукой, а также сайтами в Интернете.

Желаем успеха!

Задания группы «А»

А1 Как называется группа холодолюбивых организмов?
a ) криофилы
b ) гигрофилы
c ) термофилы
d ) ксерофилы

А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
a ) питания
b ) дыхания
c ) роста
d ) цветения

А3 Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?
a ) агротехнический (механический)
b ) химический
c ) применение радиоактивного излучения
d ) применение огнеметов

А4 Транспирация - это:
a ) биологическое испарение воды растениями
b ) всасывание воды и питательных веществ корнями растений.
c ) передвижение воды и питательных веществ в растениях
d ) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.

А5 – Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А6 – Группа ядохимикатов, угнетающая рост и развитие грибов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А7 – Глубоководные водоросли чаще всего имеют красный цвет потому что:
a ) на глубину проникают только красные лучи
b ) на глубину проникают только сине-зеленые лучи
c ) у них нет хлорофилла
d ) у них только красный хлорофилл

А8 – Растения используют для фотосинтеза:
a ) желто-красную часть спектра
b ) красную часть спектра
c ) синюю часть спектра
d ) красную и синюю часть спектра

А9 – Функцию фотосинтеза выполняют:
a ) хромопласты
b ) хлоропласты
c ) лейкопласты
d ) этиопласты

А10 – Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды называется
a ) эволюция
b ) регрессия
c ) симбиоз
d ) сукцессия

А11 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, который сохраняется на протяжении всей жизни, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А12 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: отсутствие постоянного древесного ствола над землёй, бывают однолетними, двулетними и многолетними, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А13 –Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А14 – Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А15 – В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Для их питания используют воду с растворенными биогенами. Этот способ называется:
a ) Водоносный баланс
b ) Возвратное водопотребление
c ) Гидропоника
d ) Биоаккумуляция

А16 – Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А17 – Распространение плодов и семян животными, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А18 – К микроэлементам, необходимым для жизни растения в очень маленьких количествах, относятся:
a ) углерод, железо, бор
b ) водород, кислород, цинк
c ) калий, кальций, магний
d ) медь, марганец, железо

А19 – На процессы фотосинтеза расходуется:
а) Не более 5% солнечной энергии
b ) До четверти всей солнечной энергии
c ) 50% всей поступившей на Землю солнечной энергии
d ) Практически вся солнечная энергия, поступившая на сушу нашей планеты

А20 – Назовите растение, которое не относится к голосеменным
a ) Вельвичия удивительная
b ) Виктория регия
c ) Гинкго двулопастной
d ) можжевельник обыкновенный

Задания группы «Б»

Б1 – К растениям-хищникам относятся:
a ) багульник
b ) росянка
c ) вереск
d ) мухоловка

Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
a ) гидрофиты
b ) галофиты
c ) базофиты
d ) ксерофиты

Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатые выросты

Б4 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воде
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатка

Б5 – Для растений-гигрофитов характерны признаки:
a ) большие листья с тонкой кутикулой
b ) мощное развитие корневой системы вглубь
c ) длинные неразвитые механически стебли
d

Б6 – Для растений-гидрофитов характерны признаки:
a b ) проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле
c ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
d ) на листьях имеются особые железки – гидатоды

Б7 – К трудностям жизни растений на болоте относятся:
a ) резко щелочная реакция почвы
b ) холодная вода
c ) недостаток питательных веществ
d ) недостаток кислорода в почве

Б8 – Из списка выберите растения – индикаторы кислых почв
a ) Мята полевая
b ) Люцерна посевная
c ) Черника
d ) Фиалка полевая

Б9 – Для растений-мезофитов характерны признаки:
a ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
b ) нетерпимы к длительной засухе
c d ) отсутствие специфической морфологической адаптации

Б10 – Для растений-ксерофитов характерны признаки:
a ) стебель травянистый с воздухоносными полостями
b ) малая поверхности листьев
c ) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные
d ) мощное развитие корневой системы вглубь

Задания группы «В»

В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний
a ) у березы есть цветки, собранные в соцветие
b ) некоторые растения никогда не цветут
c ) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны
d ) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений

В2 –Укажите номера НЕВЕРНЫХ высказываний
a) все деревья - многолетние растения
b) во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ
c) пшенную крупу делают из пшеницы
d) в еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу

В3 – Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a ) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа
b ) устьица располагаются по обеим стMsoNormalоронам листа
c ) довольно толстые листья
d ) клетки эпидермиса содержат хлоропласты

Задания группы «Г»

Г1 Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …

Г2 – … - растительное сообщество, совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой.

Г3 – Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с …

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.

Тест по теме « Основы экологии» 1 вариант

1 задание. Часть А. Выбрать правильный ответ.

1.Предметом изучения экологии является:

А) многообразие организмов, их объединение в группы

Б) закономерности наследственности и изменчивости организмов

В) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания

Г) строение и особенности функционирования организмов

2.Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими Б) биотическими

3.Биологическим оптимумом называется:

А) отрицательное действие биотических факторов

Б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм

В) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм

Г) положительное действие биотических факторов

4.Ограничивающим фактором на больших океанических глубинах для бурых водорослей будет:

А) большое количество осадочных пород

Б) количество углекислого газа

В) освещённость

Г) температура воды

5.Примером конкуренции организмов является:

А) повилика, растущая на других растениях

Б) сурепка на пшеничном поле

В) клубеньковые бактерии на корнях бобовых

Г) гриб-трутовик на берёзе

6.Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с

другим видом, называют:

А) хищничеством В) конкуренцией

7.Роль консументов в лесной экосистеме играют:

А) зайцы-беляки В) почвенные бактерии

Б) куколки насекомых Г) осины

А) очень дорогостоящи В) убивают и полезных и вредных членов сообщества

Б) разрушают структуру почвы Г) снижают продукцию агроценоза

9.Продукция экосистемы - это:

А) её биомасса В) прирост биомассы в год

Б) количество переработанного вещества Г) прирост за несколько лет

2 задание. Часть В. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами

и их признаками:

Виды экосистем: 1. Природные экосистемы 2 . Агроценоз

Признаки экосистемы:

1.Преобладание монокультур, популяций немногих видов.

2.Действует естественный отбор.

3.Упрощённость взаимоотношений между видами.

4. Разнообразие видового состава.

5. Разомкнутый круговорот веществ.

6. Сложная сеть взаимосвязей между организмами.

7.Преобладание искусственного отбора.

8.Устойчивость, способность к длительному существованию.

3 задание. Часть С. Ответить на вопросы.

Тест по теме « Основы экологии» 2 вариант

1 задание. Часть А. Выбрать правильный ответ.

1.Среда обитания организма - это совокупность:

А) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие

Б) окружающих его растений, животных, грибов, бактерий

В) всех компонентов неживой природы

Г) всех окружающих его условий

А) абиотическими Б) биотическими

В) антропогенными Г) ограничивающими

3.Ограничивающим фактором называется фактор:

А) снижающий выживаемость вида

Б) по значению несколько ниже оптимального

В) с широким диапазоном значений

Г) только антропогенный

4.Организмы, как правило, приспосабливаются:

А)к одному наиболее существенному фактору

Б) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

В) в основном к абиотическим факторам

В) в основном к биотическим факторам

5.Явление конкуренции возникает между:

А) хищниками и жертвами

В) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

Г) видами со сходными потребностями

6.Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

А) бактерии В) белки

Б) сосны Г) насекомые

7.Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:

А) одуванчикам В) азотобактериям

Б) медведкам обыкновенным Г) дождевым червям

8.Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

А) эвглена зелёная В) амёба обыкновенная

Б) инфузория туфелька Г) лямблия печёночная

9. По правилу экологической пирамиды биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается в:

А) 2 раза В) 5 раз

Б) З раза Г) 10 раз

2 задание. Часть В. Соотнесите организмы с функциями, выполняемыми ими в экосистемах функции:

1. Консументы 2. Продуценты 3. Редуценты

А) Насекомые Б) Щука и судак В) Дождевые черви

Г) Нитробактерии Д) Сосна

3 задание. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

1.крот 2.выхухоль 3.полевая мышь 4. дятел 5.полёвка 6. ондатра

3 задание. Часть С. Ответить на вопросы.

1.Какую роль играет круговорот веществ в биогеоценозе?

Тест по курсу экологии (университетская программа)

1. Каков процент содержания азота в воздухе?

а) 20.93%

б) 0.93%

В) 78.09%

г) 54.13%

2. К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвенный слой?

а) атмосфера

б) гидросфера

в) биосфера

Г) литосфера

3. Какой из экологических факторов не относится к абиотическим?

А) вырубка леса

б) климат

в) рельеф

г) магнитное поле

4. Какой из разделов экологии включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранения здоровья человека и защиту окружающей природной среды?

а) глобальная экология

б) экология человека

В) инженерная экология

г) экология народного населения

5. Кто является основателем экологии?

А) Э. Геккель

б) Р. Декарт

в) Ф. Ницше

г) З. Фрейд

6. Как называются растения, создающие органическое вещество из неорганического с помощью окружающей среды?

А) продуценты

б) редуценты

в) консументы

г) детритофаги

7. К какой группе природных ресурсов относятся нефть, газ, торф?

а) минерально-сырье вые

Б) энергетические

в) водные

г) средозащитные

8. Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?

а) пылевые бури

б) лесные пожары

в) извержение вулкана

Г) сточные воды ЖКХ

9. Как называется мера дозы радиоактивного облучения?

а) беккерель

Б) бэр

в) распад

г) активность

10. Какую область РФ не затронул Восточно-Уральск ий радиоактивный след?

А) Пермская

б) Челябинская

в) Свердловская

г) Курганская

11. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?

а) шум

б) вибрация

в) электромагнитные излучения

Г) радиоактивные выбросы

11. Какая из представленных энергетических цепочек является сложной?

а) ксенобиотик – воздух – человек

Б) ксенобиотик – почва – растение – человек

в) ксенобиотик – вода – человек

г) ксенобиотик – пища – человек

12. Исходя из чего рассчитываются предельно допустимые выбросы вредных веществ (выберите неверный вариант)?

а) количество источников загрязнения

б) высота расположения источников загрязнения

В) наличие водоемов вблизи источников загрязнения

г) распределение выбросов во времени и пространстве

13. В какой зоне дымового факела максимальна концентрация выбросов?

а) зона переброса факела

Б) зона задымления

в) зона удушения

г) зона постепенного снижения уровня загрязнения

14. Чем должна отделяться жилая застройка от промышленного предприятия?

А) санитарно-защитн ой зоной

б) забором

в) живой изгородью

г) зоной переброса факела

15. Какое оборудование не относится к оборудованию для очистки газов сухим способом?

а) циклоны

б) пористо-тканевые фильтры

в) электрофильтры

Г) скруббер

16. Какого вида бывают электрофильтры?

а) рамочные

б) рукавные

в) рулонные

Г) пластинчатые

17. Какой процесс не относится к механической очистке от взвесей и дисперсионно-кол лоидных частиц?

а) процеживание

Б) абсорбция

в) отстаивание

г) фильтрование

18. Какое расстояние (длина санитарно-защитн ой зоны) должно быть от ЛЭП напряжением 750 кВ для защиты от электромагнитных полей ЛЭП?

А) 250м

б) 100м

в) 75м

г) 25м

19. В результате какого производства воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно-гигиен ическими нормами?

а) безотходное

Б) малоотходное

в) водное

г) машиностроительн ое

20. Какой класс отходов наиболее опасен?

А) 1 класс

б) 2 класс

в) 3 класс

г) 4 класс

21. Что относится к вторичным энергетическим ресурсам?

а) уголь

б) древесное топливо

в) электроэнергия

Г) тепло продуктов сгорания

22. Для чего не может использоваться очищенная сточная вода?

а) полив спортивных объектов

б) пожаротушение

В) приготовление продуктов питания

г) мойка тротуаров

23. На территорию какой области оказывает влияние наибольшее количество радиационно опасных объектов?

а) Московская

Б) Челябинская

в) Новосибирская

г) Тульская

24. Что не является объектом международно-пра вовой охраны окружающей природной среды?

а) воздушный бассейн

б) космос

в) Антарктида

Г) животный мир

25. Какой процент поверхности планеты (приблизительно) занимает мировой океан?

а) 20%

б) 40%

В) 70%

г) 90%

26. Чем занимается международная природоохранител ьная организация МАГАТЭ?

А) ядерная безопасность

б) морское судоходство

в) здравоохранение

г) мировые продовольственны е ресурсы

27. Что не относится к методам (инструментам) правовой защиты?

а) экологическая экспертиза

Б) экологический прогноз

в) экологический аудит

г) экологическая сертификация

28. С учетом чего устанавливается предельно допустимая концентрация химических веществ в продуктах питания (выберите неверный ответ)?

а) допустимая суточная доза

б) допустимое суточное поступление

в) количество продукта в суточном рационе питания

Г) стоимость продукта

29. Какие методы экологического контроля основаны на использовании зондирующих полей?

а) контактные

Б) неконтактные

в) биологические

г) антропогенные

30. Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды?

А) система контроля загрязнения воздуха на магистралях

б) природные зоны

в) ландшафтные комплексы

г) прогноз землетрясений

31. Какая область занимает первое место по выбросу вредных веществ в атмосферу от стационарных источников?

А) Красноярский край

б) Челябинская

в) Московская

г) Тюменская

32. Где сосредоточены самые большие запасы пресной воды?

а) грунтовые воды

б) озера

в) реки

Г) полярные льды, ледники

33. Какое значение коэффициента комплексности переработки сырья относит производство к безотходному?

А) 96%

б) 76%

в) 56%

г) 36%

34. В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС?

а) 1963

б) 1957

В) 1986