Перспективный план работы при стертой дизартрии. Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией. План индивидуальной работы


Перспективный план коррекционной работы на 2014-2015 учебный год по преодолению стертой формы дизартрии.
№ п/п Направления
коррекционнойработыСодержание Сроки
1. Развитие общей моторики. - упражнения на повышение уровня активации
- упражнения на регуляцию мышечного тонуса
- упражнение на развитие ощущения границ своего тела и его положения в пространстве
-упражнения на развитие пространственных представлений В течение года
2. Развитие мелкой моторики - работа с использованием Су-Джока- работа с карандашом
-совершенствование кинестетической и кинетической основы движения.
-развитие конструктивного праксисаВ течение года
3. Разработка движений органов артикуляторного аппарата - подготовка
артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов. В течение года
4. Развитие правильного дыхания. - увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- нормализация ритма дыхания
-работа по дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха В течение года
5. Развитие голоса. - развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции
- развитие силы, тембра и высоты голоса В течение года
6. Развитие фонематического слуха. -обучение опознанию, различению, выделению смешиваемых звков. В течение года
7. Постановка нарушенных звуков. - формирование правильной артикуляции нарушенных звуков (шипящих, свистящих)
- совершенствовать фонематические представления
- повторение слоговых рядов
- совершенствование навыков воспроизведения слов различной слоговой структурой В течение года
8. Автоматизация, дифференциация и введение формируемых звуков в речь. - автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
- дифференциация поставленных звуков
- формирование умений осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков и звуков, включившихся в коррекционный процесс
- введение формируемого звука в речь, путем заучивания чистоговорок, загадок, скороговорок, стихотворений. В течение года
9. Развитие экспрессивной речи - расширение объёма словаря экспрессивной речи
- расширение словарного запаса за счёт введения в речь слов, обозначающих части предметов, обобщения
- уточнение значения слов, обозначающих части предмета, названия признаков, действий. В течении года
10. Развитие импрессивной речи - расширение пассивного словаря
- понимание вопросов по сюжетной картинке
- дифференциация глаголов по числам, родам, времени
- формирование понимания значения приставок, их различия
- развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации сложных предлогов (из - за, из -под) В течение года
11. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. - развитие способности создавать целое из частей
- развитие способности устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа
- формирование операций обобщения, классификации В течении года


Приложенные файлы

Перспективное планирование
индивидуальной и подгрупповой работы

для детей с дизартрией.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
для детей с дизартрией.

Ф.И.ребёнка.

Этап работы
Кол-во часов
Направления работы
Цель

Подготовительный этап
8-14 занятий
Развитие общей моторики:
-ходьба;
-гимнастика рук и ног;


-пластические этюды.




-знакомство с органами артикуляции;
-общие упражнения (комплекс №1)
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики:
-методика Г.А.Волковой
Развитие речевого дыхания:
- развитие физиологического диафрагмального дыхания;
-игры на развитие продолжительного, сильного и целенаправленного выдоха;


-развитие ритма;


Создание достаточной дыхательной опоры для будущего звука.

Знакомство с интонацией;


-зондовый массаж;
-классический массаж;
-точечный массаж.

-методика Г.А.Волковой



Постановка и коррекция звука.
5-8 занятий
Развитие общей моторики:
-ходьба;
-гимнастика рук и ног;
-комплексная гимнастика конечностей и туловища;
-упражнения для мышц плечевого пояса и шеи;
-пластические этюды.
Развитие пальчиковой моторики:
-по методике О.А. Степановой, Л.В.Лопатиной;
-графические упражнения по методике И.А.Подрезовой.
Развитие артикуляционной моторики:
-специальные упражнения (комплекс для нужного звука)
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики:
-методика Г.А.Волковой
Развитие речевого дыхания:
- игры на развитие продолжительного, сильного и целенаправленного выдоха;

Коррекция общей моторной неловкости. Включение в коррекционный процесс. Работа над координацией движений. Обучение произвольному расслаблению и напряжению.

Стимуляция речевого развития. Подготовка руки к письму.

Подготовка к постановке звуков. Выработка точных, правильных движений. Преодоление спастических или паретических проявлений в ар.мускулатуре. Коррекция недостатков в мимической моторике.
Коррекция дефектов речевого дыхания.

Постановка и коррекция звука.

Дифференциация носового и ротового выдоха.
Формирование интонационной выразительности речи:
-развитие ритма;
-развитие интонации;
-развитие высоты и силы голоса (методика Л.В.Лопатиной).
Проведение массажа (по необходимости):
-зондовый массаж;
-классический массаж;
-точечный массаж.
Знакомство со звуком:
- показ артикуляции перед зеркалом;
-показ профиля данного звука, показ буквы;
-показ положения языка кистью руки;
- уточняются акустические характеристики звука: согласный- гласный, глухой-звонкий, твёрдый-мягкий;
-даётся звукоподражание;
-определяется место звука в звуко-буквенном городе.
Постановка звука:
-метод гимнастики
-метод подражания
-механический метод
Закрепление изолированного звучания с использованием звукопродаражий.
Развитие фонематического слуха, синтеза из ненарушенной последовательности звуков, фон. представлений
-методика Г.А.Волковой
Развитие высших психических функций:
-развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
-развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
-развитие пространственных представлений;

Коррекция недостатков просодической стороны речи.

Активизация работы артик. мышц. Снятие патологических проявлений (спастических, паретических).

Дать представление об особенностях звука, сравнить с сохранными в произношении звуками.

Коррекция недостатков произношения.

Закрепление первичного произношения. Выработка кинестетических ощущений на звук.
Уточнение акустических признаков звуков. Выработка умения вслушиваться в речь. Профилактика дисграфий и дислексий.
Профилактика дисграфий, дислексий. Общее развитие ребёнка.

Автоматизация полученного звука в речи.
12-18 занятий.
Развитие пальчиковой моторики:
(по необходимости)
- по методике О.А. Степановой, Л.В.Лопатиной;
-графические упражнения по методике И.А.Подрезовой.
Развитие артикуляционной моторики:
(если начинается работа над новым звуком)
-специальные упражнения (для нужного звука);
-методика Л.В.Лопатиной.
Развитие мимической моторики (по необходимости):
-методика Г.А.Волковой
Формирование интонационной выразительности речи:
-развитие ритма;
-развитие интонации;
-развитие высоты и силы голоса (методика Л.В.Лопатиной).
Работа над поставленным звуком:
Звук в слоге:
-в прямом открытом;
-в обратном;
-в интервокальной позиции;
-в закрытом (звук в начале слога);
-в закрытом (звук в конце слога);
-в слогах со стечением.
2) Звук в слове:
-односложные слова (звук в начале слова);
-односложные слова (звук в конце слова);
-односложные слова со стечением;
-двусложные слова (звук в начале слова);
-двусложные слова (звук в середине, в конце слова)
-двусложные со стечением;
-трехсложные без стечения;
-трехсложные со стечением и т.д.
3) Звук в словосочетаниях;

Подготовка руки к письму. Коррекция нарушений моторики пальцев рук.

Подготовка к постановке звуков. Выработка точных, правильных движений. Преодоление спастических или паретических проявлений в ар.мускулатуре. Коррекция недостатков в мимической моторике.
Коррекция недостатков просодической стороны речи.

Закрепление полученного двигательного автоматизма в различных фонетических условиях.

4) Звук в чистоговорках;
5) Звук в предложениях;
6) Звук в стихотворениях;
7) Звук в текстах.
Развитие слоговой структуры слова:
-по методике Марковой.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Анализ:
-выделение звука на фоне слова;
-выделение звука из слова;
-определение места звука в слове;
-определение последовательности звуков в слове;
-определение количества звуков в слове.
Синтез:
-из сохранной последовательности звуков;
-из нарушенной последовательности звуков;
-из слогов.
Развитие лексического и грамматического строя речи:
(по необходимости)
-возможность использования различной литературы.

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слов. Профилактика дисграфий, дислексий.

Профилактика дисграфий, дислексий. Коррекция недостатков произношения звука. Подготовка в обучению грамоте.

Общее развитие речи. Накопление словарного запаса. Развитие связной речи.

Дифференциация смешиваемых звуков.
6-9 заняиий.
(При смешивании звуков в речи).
После завершения работы над каждым звуком в отдельности.
Уточнение артикуляции каждого звука:
-тактильные ощущения;
-вибрационные ощущения;
-зрительный контроль.
Уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков:

Уточнить и запомнить различия в артикуляции звуков.

Уточнить и запомнить акустические различия у данных звуков.

Привлечение слухового контроля.
Дифференциация звуков:
- в слогах разной структуры;
-в словах-квазиомонимах;
-в словосочетаниях;
-во фразах из 3-4 слов;
-в словах, где оба звука в одном слове;
-в текстах.

Закрепить правильное произношение в различных фонетических условиях.

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспективного планирования по коррекции речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Развитие общей моторики

Дифференциация: ж-з; л-р.

Дифференциация л-р.

Перспективный план работы

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Дифференциация: л-в

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Предварительный просмотр:

Коррекция ФФНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Подготовительный этап :

включает в себя развитие мотивов, развитие фонематического слуха на материале текстов и развитие артикуляционного праксиса (через прямой путь - специальная артикуляционная гимнастика (механизм выработки артикуляционных поз) и через опосредованный путь - развитие фонематического слуха (фонематический слух приноравливает органы артикуляции к нужному звучанию)).

Основной этап .

Постановка звука: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционных упражнений, механическим путем.

Автоматизация звука: закрепление артикуляции, анализ артикуляционного образа звука, анализ акустического образа звука, формирование акустико-артикуляционного образа звука, соотношение звука с буквой – всё это ведёт к формированию фонематического слуха.

Создание объективных условий для развития фонематического слуха: активизация развития фонематического слуха (опознание звуков в тексте, опознание звуков в ряду данных слов, определение слова в предложении, опознание звуков в ассемантических словах)

Включение звука в фонематический анализ: выделение изучаемого звука из начала слова, выделение звука из конца слова, выделение звука из середины слова, выделение звука из стечения согласных в начале слова, выделение звука из стечения согласных в конце слова

Дифференциация смешиваемых звуков:

выделение смешиваемых звуков из состава слова,

сравнение звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Устный анализ предложения: количество слов в предложении, определение слова в предложении, последовательность слов в предложении, звуко-слоговый анализ и выделение смешиваемых звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков в связных текстах.

Учитывая данные разделы работы и опираясь на результаты обследования речи детей, определяются преимущественные направления и содержание коррекционно-педагогической работы. Составляются перспективные планы работы с детьми по преодолению ФФНР. Отмечу, что направления коррекционной работы одинаковы для всех детей, а содержание работы имеет некоторые отличия. Приведу несколько примеров перспективного планирования.

Перспективный план работы

С Катей А., Никитой Д., Алиной Ч., Вовой П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие статической организации движений: упражнения на совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие при упражнении «стопы ног на одной линии»;

И развитие динамической организации движений:

упражнения на чередование движений, произвольности торможения, упражнения на развитие ритмического чувства.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Катя А.: постановка звуков: ж, л, р

Дифференциация: ж-з; л-р.

Никита Д.: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ф, ж-ф, ш-ж.

Алина Ч.: постановка звуков: ш, ж, щ, ц, л, р.

Дифференциация: ш-с, ж-з, ш-ж, щ-с, щ-ч, ц-с, л-р.

Вова П.: постановка звуков:л,р.

Дифференциация л-р.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению звонких-глухих, шипящих-свистящих, сонорных («л, р») звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью данного плана работы является содержание коррекционной работы по развитию общей моторики: уделяется большое внимание развитию как статической (совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие), так и динамической организации движений (чередование движений, произвольность торможения, развитие ритмического чувства). Также спланировано развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. В разделе «Развитие функций фонематического слуха» содержание работы заключается в обучении опознанию, различению, выделению звуков близких по артикуляционным и акустическим признакам. При развитии навыков звукового анализа и синтеза запланировано также обучение в определении места, количества и последовательности звуков, обучение устному анализу предложений.

Перспективный план работы

С Алёшей Г., Ваней К., Ириной П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата (короткая уздечка)

Направление к врачу стоматологу для подрезания уздечки (Алёша Г., Ирина П.)

Развитие общей моторики

Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Алёша Г.: постановка звуков: ж, ц, щ, р

Дифференциация: ж-з; ц-ч, щ-сь.

Ваня К.: постановка звуков: л, р.

Дифференциация: л-в

Ирина П..: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью этого плана работы является то, что включено ещё одно направление работы «Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата». Содержание коррекционной работы по развитию общей моторики будет состоять из совершенствования организаций движений, но есть необходимость в развитии динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа состоит из обучения. При этом необходимо учитывать, что дефектов звукопроизношения меньше, чем недостатков в сформированности фонематического слуха.


В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр » — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Индивидуальное перспективное планирование

коррекционно-развивающей работы по устранению

ОНР - III уровня у ребёнка с дизартрией

учащегося 1 класса

I Закрепить диафрагмальный тип дыхания в статических и динамических упражнениях.

    развиваем силу и длительность выдоха, через специальные дыхательные упражнения:

1. Вдох и выдох через нос. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

    развитие силы и способности к модуляции, через специальные голосовые упражнения:

1. Петь на выдохе серию гласных А, О, У, И, Э, Ы (начиная с двух звуков, постепенно прибавляя по одному). Счёт на выдохе до 10, в три приёма. Проговаривание дней недели на выдохе, за два приёма.

II Развитие мелкой моторики руки:

Закреплять навык раскрашивания карандашом;

Пальчиковая гимнастика;

Рисование узоров, фигур по клеточкам, штриховка.

III Развитие артикуляционной моторики:

Для губ: 1.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживая под счёт до семи;

    слегка приоткрыть губы (как при звуке У), тянуть вперёд под счёт до семи.

2.Улыбочка, оскал.

3.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, производить движения: вверх - вперёд - вниз - вперёд; вправо - вперёд - влево - вперёд.

Для языка. Шипящие и звуки [р] и [л].

Вырабатывать длительную воздушную струю направленную посередине языка через упражнения: "Фокус", "Загнать мяч в ворота";

Тренировать умение переключаться с одного движения на другое, чередуя упражнения: "Заборчик", "Трубочка";

    закрепить умение удерживать язык за верхними зубами с помощью упражнений: «Вкусное варенье», «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»;

    укреплять мышцы языка, вырабатывая подъём языка при помощи упражнений «Чьи зубы чище», «Достать языком нос», «Лошадка», «Гармошка», «Барабан».

Для щёк; надуть обе щеки; втянуть обе щеки; имитировать полоскание рта водой.

IVРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза:

а) формирование навыка простого анализа и синтеза:

Определение наличия звука в слове;

Анализ и синтез слогов, слов.

б) формирование навыка сложных форм фонематического анализа и синтеза:

Выделение последнего звука в слове;

Определение последовательности звуков в слове и их количество.

V Формирование правильного произношения:

Постановка звуков: [ш], [ж],[л],[р][р"],- по подражанию или механическим способом;

Автоматизация звуков: изолированно, в слогах, словах, предложениях, в чистоговорках и потешках;

Дифференциация звуков от всех оппозиционных.

VI Развитие лексико - грамматического строя:

1. Работа с существительными.

Накопление словаря по темам; «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Транспорт»;

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имён существительных во множественном числе;

Подбор антонимов;

Согласование существительных с числительными.

2. Работа с глаголами.

Пополнение глагольного словаря (подбор глаголов к существительным, существительных к данному глаголу)

3. Работа с прилагательными.

Учить подбирать признак к предмету, предмет к признаку;

Образование притяжательных прилагательных.

VII Фразовая речь:

Дополнение предложений по картинке (по сюжетной, по предметной, по схеме с вопросом);

Составление предложения по картинке, схеме, по вопросу;

Обучение составлению сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

VIII Развитие связной речи:

Составление рассказа по сюжетной картинке и по серии картин;

Составление описательного рассказа по схеме;

Заучивание чистоговорок, небольших стихотворений.

IX Развитие психических процессов:

Зрительное восприятие

Подбор геометрических фигур по форме и цвету;

Узнавание контурных, зашумлённых предметов.

Слуховое восприятие

Различение ритмических последовательностей

Временное восприятие

Перечислить дни недели;

Перечислить месяца времена года;

Словесно - логическое мышление

Классификация предметов; исключение предметов;

Установление последовательности событий (серии сюжетных картинок).