Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему. Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок" Конспект занятия по логопедии приставка и предлог

Дифференциация приставок и предлогов

Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

    Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся : это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся : раздельно.

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель : Как пишется приставка со словами?

Учащиеся : слитно

А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся : слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод влетит

в (какой?) сильный зной прошепчет

в (какие?) открытые окна загудит

по (какому?) синему морю притихнет

умчится

примчится

вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА №73

Открытое логопедическое занятие по теме:

«Дифференциация предлогов и приставок».

(групповое занятие для детей младшего школьного возраста,

имеющих дисграфические ошибки на фоне ОНР)

Учитель-логопед: Ерохова Юлия Ивановна

МОСКВА

2012 г.

Логопедическая тема : предлоги.

Грамматическая тема : предлог как часть речи.

Лексическая тема : игрушки.

Цель : актуализация знаний о предлоге как о части речи.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить знания детей о предлоге как о самостоятельном слове;

Совершенствовать навык составления предложения по картинке и языкового анализа предложения;

Развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.

Коррекционно-развивающие :

Актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами;

Формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами;

Формировать навык дифференциации идентичных корней, корней-омонимов и корней, имеющих графическое и акустическое сходство;

Корригировать и развивать зрительный гнозис;

Корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;

Развивать зрительное и слухоречевое внимание;

Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Воспитательные :

Воспитывать навык самостоятельности в работе;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать бережное отношение к пособиям, своим вещам.

Здоровьесберегающие :

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку учащихся;

Проводить работу по профилактике нарушения зрения;

Чередовать статические и динамические задания;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование : магнитная доска, сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы.

Технические средства обучения : мультимедиа проектор, компьютер.

Мультимедийное обеспечение : презентация к уроку.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Виды работы на

этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Организационный момент.

Установление контакта педагога с учащимися.

Проверка готовности к занятию.

1.Д/и «Посмотри и ответь»

2. Д/и «Делай так»

Приветствие.

Логопед демонстрирует картинку с изображением мяча в различных пространственных положениях относительно предметов мебели (стол, шкаф, диван).

Логопед говорит инструкции:

-положить ручку на тетрадь

-положить ручку в тетрадь

- положите ручку за тетрадь

- положите ручку под тетрадь

-положите ручку тетрадь.

Какое задание не смогли выполнить, почему?

Учащиеся встают у своих парт, приветствуют гостей.

Проверяют готовность к к занятию.

Учащиеся отвечают где лежит мяч (под столом, на диване, за шкафом…)

Учащиеся выполняют задания логопеда.

Отвечают на вопросы.

(Последнее задание было непонятно).

Подготовить учащихся к плодотворной работе в течение всего занятия.

Подвести к теме занятия.

II. Основная часть.

1. Семантическое значение предлогов.

2. Работа с текстом.

3. Дополнение словосочетаний предлогами.

4. Динамическая пауза.

5. Составление предложения по картинке.

Ребята, когда я «забыла» назвать нужный предлог, вы не смогли понять куда надо было положить ручку. А какие слова помогали вам правильно выполнять остальные задания? (за, на, под, в, перед… )

Как называются эти слова? Что показывают предлоги в предложении?

Логопед демонстрирует слайд:

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота…

Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

Что потом случилось с мячом?

Какие слова помогли нам узнать по какому маршруту катился мяч?

К какой части речи относятся эти слова?

Как записываются предлоги рядом с другими словами?

Логопед демонстрирует слайд:

Забежал …угол, вбежал …школу, наступил …палку, отрезал …куска, сняла …веревки, побежал …дороге, отскочил …двери, начертил …листке.

Логопед включает музыку

и показывает движения.

На доске сюжетная картинка, изображающая куклу, сидящую на столе

Что нарисовано на картинке?

Что она делает?

Где сидит кукла?

Составьте предложение.

Сколько слов в этом предложении?

Какое слово показывает, где именно находится кукла?

Как пишутся предлоги в предложениях?

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Предлоги).

(Предлоги показывают, где находится предмет или направление его движения).

Учащиеся читают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

(в, до, под, до)

(это предлоги)

(раздельно-это самостоятельные слова)

Дети читают словосочетания, говорят чего в них не хватает. Записывают словосочетания в тетрадь, вставляя предлоги.

Дети повторяют движения за педагогом под музыку.

Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы.

(кукла)

(сидит)

(на столе)

Кукла сидит на столе.

(четыре)

(на)

(раздельно с другими словами)

Дети записывают предложение в тетрадь.

Развивать и корригировать слухоречевую память учащихся.

Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.

Актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами. Развивать логическое мышление.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать связную речь.

Формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами.

IV. Итог занятия.

Оценка деятельности учащихся на занятии.

Педагог предлагает детям вспомнить, что они выполняли на занятии.

Дети отвечают, что им запомнилось и особенно понравилось.

Обобщить тему занятия. Развивать память.

, учитель-логопед, ЧС(К) начальная школадетский сад №3 «Надежда» Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики.

  • Образовательные.

    1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
    2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие.

    1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

    Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

    Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

    Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

    Учащиеся: приставка

    Учитель: Назовите приставку.

    Учащиеся: по.

    2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

    Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

    Учащиеся: приставки и предлоги.

    Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

    Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

    Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

    3. Повторение ранее полученных знаний.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся: это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель: Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

    Учитель: Итак,отправляемся в царство Грамматики (слайд 3)

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

    1. Работа со словом.

    Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

    Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

    (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

    Учитель: Как это можно сделать?

    Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

    Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой ).

    Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

    Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

    Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

    Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

    Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

    Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

    Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

    Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

    Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

    Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    2. Упражнение на логическое мышление.

    Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

    3. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

    Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся: слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

    Физкультминутка. (слайд 8)

    4. Работа с предложением (текстом).

    Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

    (На)дворе была гора.

    (В)зале стоит душистая ёлка.

    Весь день (на)горе много детей.

    (На)ветках игрушки.

    (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

    Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

    Учащиеся: 2.

    Учитель: О чем будет первый рассказ?

    Учащиеся: о горке.

    Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

    Учащиеся: Горка.

    Учитель: О чем второй рассказ?

    Учащиеся: о елке.

    Учитель: Прочитайте его.

    Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

    Учитель: Как назовем этот рассказ?

    Учащиеся: Ёлка.

    Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

    (взаимная проверка).

    5. Подбор предлогов и приставок.

    Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

    5. Подведение итогов.

    Учитель: Чему учились на занятии?

    Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Кому было трудно?

    Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

    Упражнения.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

    Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

    На стройке.

    Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.

    Список используемых источников.

    1. Гнездилов М.Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. –М., 1956.

    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: СОЮЗ, 2001.

    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.

  • Конспект логопедического занятия для обучащихся 4-х классов, презентация к занятию и приложения для обучающихся. Занятие построенно в виде игры-исследования. Для исследования очередной прблемы детям предлагаются маршрутные листы. Результаты (выводы) заносются в таблицу, которая в итоге становится памяткой по исследуемой теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные цели:

    1. Образовательная:

    1) формировать представление об отличительных признаках приставок и предлогов;

    2) тренировать умение писать приставки со словами слитно, предлоги отдельно;

    2. Коррекционно-развивающая:

    1) Совершенствование навыков связного монологического высказывания, диалогической речи.

    2) Развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память.

    3) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности;

    3. Воспитательная:

    Мобилизация учащихся на активное участие в коррекционной работе, повышение уверенности в себе.

    Мыслительные операции , необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.

    Демонстрационный материал и раздаточный материал:

    1) Презентация к занятию;

    2) Маршрутные листы(№1-3);

    3) Таблица для заполнения алгоритма «Признаки приставок и предлогов»;

    4) Квадрат и круг.

    Ход занятия

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    УУД:

    • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

    У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их улыбкой.
    Слайд 2

    Я рада приветствовать всех в этом классе,
    Возможно, есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе всем будет светло,
    Пусть будет уютно и очень легко!

    Начнем же урок, будем время беречь.

    Слайд 3

    «Кому работа в тягость, тот не знает радость!»

    Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

    Какой работой вы занимаетесь в школе?

    Что значит учиться ? (Это, значит, понять, что не знаешь и самому открыть новые знания.)

    Да, вам сегодня предстоит разобраться, что есть что.

    II. Актуализация знаний

    Цель:

    • Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала;
    • зафиксировать причину затруднения;
    • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению знания (если будут затруднения);
    • организовать уточнение и согласование темы занятия.

    УУД:

    • регулятивные (целеполагание; планирование);
    • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

    Слайд 4

    Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка». - Чем занимаются исследователи? (Что-либо исследуют)

    Вот и мы с вами будем сегодня на занятии исследовать. А что будет предметом нашего исследования, вы сейчас мне скажете сами. У вас на партах маршрутные листы исследования, на которых мы будем выполнять задания, а выводы наших исследований заносить в таблицу.

    (Упражнение на развитие ориентировки в пространстве)

    У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

    Положите круг на квадрат;

    Положите круг у квадрата;

    Подержите круг над квадратом;

    Положите круг квадрат;

    Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

    Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, под …)

    Как называются эти слова? (Предлоги)

    Что такое предлоги? (Это часть речи )

    Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

    На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

    Как вы думаете, что будет темой нашего занятия (предметом нашего исследования)? (Приставки и предлоги)

    Мы можем заполнить первую строчку таблицы, в которой укажем, что приставка это часть …. (слова) , а предлог это часть …. (речи) .

    Слайд 5

    Слайд 6

    (Определение, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами)

    Возьмите маршрутный лист №1. Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится .

    Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

    Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

    В чем причина если буква не получилась? (Значит, мы ошиблись в определении приставок и предлогов ).

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем (или трудно), как отличить предлог от приставки).

    Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

    Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

    Слайд 7

    1. Работа над темой

    Цель: Организовать усвоение детьми способа действий при выполнении данного задания с проговариванием во внешней речи:

    УУД:

    • регулятивные (волевая саморегуляция);
    • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
    • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

    Продолжим наше исследование. Возьмите маршрутный лист № 2.

    Слайд 8

    Посмотрите на эту строчку. Что вы здесь видите? (Слова)

    ТМУ ВЕСЁЛЫЙ ОЛ ГУЛЯЕТ ЕА СВЕРЧОК КРМЕНИЛЯ ПОЛЯНКЕ ЦО

    Слайд 9

    Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

    Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

    Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по)

    Слайд 10

    Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).

    Слайд 11

    Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении).

    Запишем результат нашего исследования в таблицу выводов.

    Слайд 12

    Слайд 13

    - Прочитайте стихотворение-шутку :

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

    Найдите глаголы и выделите в них корень.

    Что можно сказать про эти слова? ( Они однокоренные).

    Выделите часть слова перед корнем. Как она называется? (Приставка).

    Какова роль приставки в слове? (образует новые слова).

    Этот вывод мы можем занести в таблицу.

    Слайд 14

    Слайд 15

    - Игра «Найди приставку и предлог».

    Слайд 16

    На доске вы видите словосочетания.

    Как вы думает, какое задание вы получите? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

    Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи.

    (…)земный переход – переход (…)землей

    (…)городная поездка – поездка (..)город

    Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

    Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

    Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся. Что вы можете предложить? (Попробовать вставить слово или вопрос после предлога и приставки . Подбирают слова)

    Следующий вывод, который мы занесем в таблицу это то, что между приставкой и корнем нельзя вставить слово или вопрос, а между предлогом и словом можно.

    Слайд 17

    Слайд 18

    IV. Физминутка.

    А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

    1. Закрепление знаний.

    Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на данный способ действий.

    УУД:

    • познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
    • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
    • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
    1. Работа в парах.

    Игра «Рассыпалось предложение».

    Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

    Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

    Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение.

    1. Игра «Составь словосочетания».

    Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку.

    Читал, середина.

    Лез, окно.

    Шел, угол.

    Крыл, стол.

    Молодцы, хорошо справились с заданием.

    VI. Итог занятия.

    А теперь давайте подведем итоги нашего исследования.

    Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

    Какие выводы вы для себя сделали? (ответы по таблице)

    Поможет ли вам таблица в дальнейшей работе?

    Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

    Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

    квадрат

    Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и квадрат и круг.

    Наше занятие закончилось.

    Большое спасибо за работу.

    Подписи к слайдам:

    Ефремова Р.В., логопед ГОУ СОШ №1040ЮВАО г. Москва
    Начнем же урок, будем время беречь!
    Я рада приветствовать всех в этом классе,Возможно, есть классы и лучше, и краше.
    Но пусть в нашем классе всем будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
    Кому работа в тягость, тот не знает радость!
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть...
    Это часть...
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Весёлый сверчок гуляет по полянке.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для … в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для … .
    Служит для связи слов в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Пишется … со словом.
    Пишется … .
    Между приставкой и корнем ……. вставить …….. .
    Между предлогом и словом …….. вставить ……… … ……. .
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Пишется слитно со словом.
    Пишется раздельно.
    Между приставкой и корнем слово вставить нельзя.
    Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос.


    Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

    Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: «Приставки и предлоги».

    Цели: Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

    Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

    Оборудование: 1. Карточки со словами, разделенные на части слова

    2. карточки схемы предложений.

    3. карточки с заданиями.

    1 . Организационный момент: сядет тот, кто составит слово: при, мор, ск, шт, по, дорож, по, к, дел, а, по, ох, дар, за, к, гад, а.

    2 . Прочитайте запись на доске.

    Доехал до березы

    Побежал по тропинке

    Прочитал про город

    Накричал на собаку

    Что написано на доске?

    На какие группы можно поделить эти слова? (слова с приставками, слова с предлогами).

    Докажем, что здесь есть приставки и предлоги.

    Почему их надо различать? (одинаково произносятся)

    Вспомните, что такое приставки?

    Как пишется словами?

    1. Прочитайте первое словосочетание.
    2. Назовите слово с приставкой.
    3. Как пишется приставку?

    Что такое предлог?

    1. Как пишется предлог со словами?
    2. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово.

    Прочитайте еще раз слово с приставкой.

    К какой части речи оно относится?

    Вспомните, что вы знаете о предлоге и глаголе? (перед глаголами предлогов не бывает).

    Давайте еще раз вспомним как отличить приставку от предлога?

    1)перед глаголами предлога не бывает.

    2)между предлогами и словом можно поставить еще одно слово.

    3 . Работа в тетради: откройте тетради и запишите число.

    Спишите все словосочетания в тетрадь. Выделите приставки крышечкой, а предлоги обведите в треугольник.

    Проверка. Оценка.

    4 . Физкультминутка: если слово с приставкой - хлопаем.

    Если слово с предлогом - топаем.

    (под) рисовал, (под) рисунком, (от) носа, (от) нес, (от) винтил, (от) винта, (с) резал, (за) брал, (за) брата.

    5 . Работа с текстом: прочитайте текст про себя

    О ком текст?

    Что вы узнали из сказки? (1)

    Прочитайте вслух.

    Прочитайте предложения раскрывая скобки.

    Запишите текст в тетрадь, равкрывая скобки и выделяя приставки и предлоги.

    Есть ли слова которые вызвали у вас затруднения.

    Проверка: Назвать слова с приставками. Назвать слова с предлогами.

    Покажите, как лиса могла попросится к зайцу?

    Исправьте ошибки допущенные Незнайкой (прямо на карточке).

    Высоко вгоры в полз уж.

    Синичка в летела вклетку.

    Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.

    6. Прочитайте скороговорку. Подумайте, как раскрыть скобки.

    Мишка (под)ушко положил (под)ушку.

    Прочитайте в быстром темпе 2 раза.

    Прочитайте с вопросительной интонацией.

    7. Итог. Чему мы научились?

    Как отличить приставку от предлога?

    Как правильно писать приставки и предлоги?