Безличные предложения. Предложения слово морозом Проверьте свои знания

  • Горные дороги были крепко сбиты морозом .
  • Надо было выбирать между морозом и угаром.
  • Птицы падали на землю, убитые на лету морозом .
  • Стало страшно холодно, так как дождь сменился морозом .
  • Тогда земля лежала, скованная морозом , всё вокруг было бело.
  • Земля, воздух, месяц, звезды скованы вместе, склепаны морозом .
  • Скучно было им лежать ночью на холодной, скованной морозом земле.
  • От встречного ветра заходится дыханье, жгучим морозом опаляет лицо.
  • Дерево, схваченное ночным морозом , громко скрипнуло у него над головой.
  • А вспотев от таких нагрузок, прохватывались ночью морозом и заболевали.
  • Пахло от него морозом и вином, когда наклонился он над жениной постелью.
  • Отдирая шагами окованные морозом доски, кто-то крупно прошел по крыльцу.
  • Ее бурное течение спорило с морозом , и только в тихих заводях держался лед.
  • Полицейский офицер, пренебрегая морозом , стоял у входа, сияя своим мундиром.
  • Снег повалил гуще, но ветер сдувал его с дороги, еще раньше накрепко скованной морозом .
  • Лапы их розовели в воде, оранжево-красные, похожие на зажженные морозом осенние листья.
  • Таились в ярке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух.
  • Несмотря на неудачу восстания, отец приехал возбужденный, прохваченный московским морозом .
  • Разве что осунулся, да глаза, будто прихваченные изнутри морозом , стали холоднее и жёстче.
  • Ночь с тридцатиградусным морозом прошла над полем боя, а такая ночь без костра смертельна.

Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Состав слова. Словообразование.) Простое предложение.

24.07.2013 13141 0

Цели : повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения, воспитывать языковое чутьё.

Тип урока : урок применения зун.

Оборудование : таблица «Предложение», «Синтаксический разбор простого предложения», карточки по теме «Словосочетание», с./р. «Состав слова. Словообразование» (см. приложение).

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

1.Учащиеся читают самостоятельно составленные предложения и анализируют их.

2. Работа по карточкам (3 чел.)

II. Словарная разминка.

· Запишите слова, объясните орфограммы.

Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, ожег легкие, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.

· Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.

I. Работа по теме урока.

· Чтение §70-73, 75, 76, 78.

· Составление таблицы «Виды предложений».

Структурно-коммуникативные характеристики предложения

Виды предложений по заданным характеристикам

По цели высказывания

Повествовательные, вопросительные, побудительные

По эмоциональной окраске

Восклицательные, невосклицательные

По форме отрицания или утверждения

Утвердительные, отрицательные

По наличию грамматической основы

Простые, сложные

По строению грамматической основы

Односоставные, двусоставные

По наличию второстепенных членов

Распространенные, нераспространенные

По замещённости синтаксических позиций

Полные, неполные

По наличию осложняющих конструкций

Осложненные, неосложнённые

· Упражнения 366, 369, 371 выполняются устно.

IV. Повторение темы «Односоставные предложения».

· Чтение теоретического материала на с. 250.

V. Закрепление.

· Выполните следующие задания в тетрадях.

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:

Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову объяснение и радуешься. Не сразу иду п..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радос..но на душе.

2. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

3. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).

а) Глухо стучит в груди.

б) Любуешься задумчивыми соснами.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Очень важно жить большими интересами.

д) Здесь учат плаванию.

е) Лежа хлеба не добудешь.

3. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип предложения по наличию главных членов.

Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Толстой.)

· Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.

· Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?

VI. Итог урока.

VII . Домашнее задание.

1. Подготовиться к устному опросу (§70-73, 75, 76, 78). Составить план устного ответа «Виды предложений».

2. Упражнение 372.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ». (ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В1)

Алгоритм действий: обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.

I. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

II. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

III. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

IV. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!

V. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

VI. Из предложений 9-11 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

VII. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

VIII. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

IX. Из предложений 20-21 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок!

X. Практические задания:

1) Составьте три-четыре варианта задания В1.

2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливчатый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.

Безличные предложения.

Безличные предложения.

Выделить грамматическую основу предложений. Указать безличные предложения.

Морозило сильнее, чем с утра. Морозило утро раннее. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Вчера вечером порошило. Уже смеркалось и похолодало. От радости в зобу дыханье сперло. Все зверьё выло и стонало. Его знобило и ломало. Дышалось глубоко. Просто мне нездоровилось это время. Скрипело, свистало и выло в лесу. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. На лесопильном дворе горит. Мне уши заложило. В голове до сих пор стучит. Государство заложило в бюджет денежные средства. У Павла Васильевича даже дух захватило. Мероприятие захватило всех зрителей. Стиснуло горло от омерзения. В глазах у меня потемнело. Из хаты повеяло сыростью. Сильно, до духоты пахло тушью и красками. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. Не вечно мне везло. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах. И ветром, наконец, то дерево свалило. Звезды затянуло мглой. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты. Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга. Жгучим морозом опаляет лицо. Жар опаляет тех, кто близко подходит к печи. Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Посидели в литографии, где было накурено. Уже совсем рассвело. Не спится мне. Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе. Быть оттепели. Уже послано в догоню Сегодня нет от тебя письма. Вам холодно немножко. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать.

Слайд 2

Проверьте свои знания

С главным членом – сказуемым () Определённо - личные С главным членом – подлежащим () Неопределённо-личные назывные Односоставные предложения Обобщенно-личные безличные

Слайд 3

Укажите определённо-личные предложения:

Люблю дымок спалённой жнивы. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. Мы любовались чудесной картиной природы. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л. О/л.

Слайд 4

Укажите неопределённо-личные предложения:

Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Меня задержали после уроков. неопр./личн. неопр./личн. неопр./личн.

Слайд 5

Укажите неопределённо-личные предложения с обобщенным значением:

Вижу горы и долины. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Вас просят к телефону. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь непр./личн. с обобщ. знач. непр./личн. с обобщ. знач.

Слайд 6

В безличном предложении

главный член может быть выражен: 1)Безличным глаголом 2)Личным глаголом в безличном употреблении 3)Словами категории состояния 4)Инфинитивом 5)Словами нет,не было 6) Словами надо, нужно, необходимо…

Слайд 7

Потренируемся

Укажите безличные предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.

Слайд 8

Обоснуйте, что предложения безличные

1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал - и тепло, и светло.

Слайд 9

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное

Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга?

Слайд 10

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное Самопроверка

Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги?

Слайд 11

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ(В3, В6, В7,В8, В9)

Упр. 217, с. 92. («П») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр. 218. Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.

Слайд 12

Назовите односоставные предложения. Укажите их вид

1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)

Слайд 13

Работа с текстом. Сжатие текста(С1)(однородные члены предложения)

Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличные предложения.

Слайд 14

Тестовые задания Установите соответствие. Виды предложений.

Жгучим морозом опаляет лицо Изучай, сопоставляй факты Дни поздней осени бранят обыкновенно В лес дров не возят а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Ответ: 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в

Слайд 15

Сказуемое выражено?

Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) слова с отрицательными значениями Ответ: 2-в; 1-б; 3- а

Слайд 16

Домашнее задание. Подготовить рассказ по схеме «Односоставные предложения». – всем., задание из упр. 217 (разборы) Сочинения - миниатюры на темы «Раннее утро» или «Зимние зарисовки» с использованием безличных предложений. Индив. - упр 223 (по заданию) Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.

Слайд 17

Подведём итог

Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Посмотреть все слайды