Знаменитые затонувшие корабли, на которых до сих пор можно побывать. Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира Известные затонувшие корабли

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей - боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.


Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.


Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.


В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.


По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.


Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.


Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.


Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.


Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.


Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.


К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.


Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.


Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.


Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

В марте 2016 года исследователи из Северной Ирландии и Бельгии поделились с миром своим открытием: оказывается, проанализировав снимки со спутников, можно обнаружить места древнейших кораблекрушений. Даже невзрачная лодка, лежащая под водой, окутана множеством тайн и легенд, а потому зачаровывает и привлекает внимание, которого она не удостаивалась «при жизни».

Поплавать среди обломков затонувших судов мечтает каждый дайвер. Существует даже отдельное направление - рэк-дайвинг (от английского wreck – «кораблекрушение»). Пока ученые анализируют снимки из космоса и пытаются определить новые местоположения затонувших кораблей (а их ни много ни мало 3 миллиона), мы расскажем про места и суда, отправиться исследовать которые можно уже сейчас, – от туристических аттракционов до погружений, требующих длительной подготовки.

Шхуна “Sweeptakes”

Озеро Онтарио, Канада

Увидеть очертания этой шхуны можно, даже не погружаясь в воду. Построенная в 1867 году в Берлингтоне для перевозки угля, она прослужила менее 20 лет и потерпела крушение во время шторма. Не подлежавший починке корабль «Sweepstakes » был позже отбуксирован в залив, где и погрузился под воду. Сейчас он лежит на глубине всего 7 метров от поверхности прозрачного озера Онтарио в Канаде и является главной достопримечательностью Национального морского парка Фатом-Файв. Рассмотреть шхуну поближе можно и новичкам-дайверам, и тем, кто увлекается снорклингом. Такие погружения регулируются расписанием, поскольку желающих посмотреть на корабль через прозрачное дно туристических катеров тоже немало.

Шхуна “Sweepstakes”

А вот изучить внутренние помещения и поплавать между обломками не получится. Судно длиной 36 метров поддерживается изнутри с помощью металлических тросов и окружено проволочным забором для предотвращения разрушения, которое под водой происходит всё быстрее и быстрее. Несмотря на это, на сегодняшний день Sweepstakes считается одной из лучше всего сохранившихся шхун XIX века.

Как добраться: самолетом из Москвы до Торонто, далее автобусом до города Тобермони, откуда стартуют экспедиции и круизы.

Паром “Zenobia”

Город Ларнака, Кипр

Каждому туристу, отдыхающему на Кипре, турагенты предлагают отправиться на морскую прогулку с возможностью взглянуть на затонувший в 1980 году шведский паром «Зенобия». Катер делает остановку недалеко от места крушения, где каждый желающий может поплавать в маске и ластах. Впрочем, увидеть очертания судна можно даже из самолета, подлетая к Ларнаке.

172-метровому грузовому парому так и не удалось завершить своё первое плавание из Швеции в Сирию: недалеко от Кипра он начал крениться на левый борт и в конце концов постепенно погрузился на дно. По одной версии, это произошло из-за неисправности бортовых компьютеров. Однако, как ни странно, часть людей сходится во мнении, что паром затопили умышленно, чтобы получить страховку.

Корабль затонул вместе со всем грузом стоимостью в 200 миллионов фунтов, который так и остался практически нетронутым. И неудивительно, что уже пару десятков лет сюда съезжаются желающие исследовать внутренние помещения судна и разбросанные по дну грузовые машины, среди которых есть даже голубая «Лада».


И если попасть в машинное отделение или погрузиться к левому борту, лежащему на глубине 42 метра, без серьезной подготовки невозможно, то добраться до правого борта под силу и новичкам с минимальным опытом погружений. Всего-то нужно опуститься на глубину в 18 метров. Да, на дайверском языке это действительно «всего лишь». Те же, кто нырять не собирается, могут отправиться к «Зенобии» на туристической субмарине с иллюминаторами. Стоимость – от 70 евро за морскую прогулку до 250 за специальные рэк-погружения.

Как добраться: самолетом из Москвы до Ларнаки. Круизы к судну организованы также и из Лимассола.

По теме:

Пассажирский пароход “Baron Gautsch”

Город Ровинь, Хорватия

Построенное как пассажирское, это судно использовалось во время Первой мировой войны для перевозки боеприпасов и транспортировки беженцев. Трагедия случилась в 1914 году, когда «Барон Гауч» подорвался на мине. Из 336 пассажиров удалось спасти меньше половины, а тела погибших находят и спустя 100 лет после катастрофы. Сейчас место крушения имеет статус военного захоронения, а потому самостоятельно погружаться к нему запрещено. Лицензию на это имеют только несколько дайв-клубов.


Пароход покоится в вертикальном положении на глубине 40 метров недалеко от побережья хорватского города Ровинь. Стоимость погружения составит 45 евро при наличии 40 погружений в логбуке.

Как добраться : самолетом из Москвы до города Пула, далее на автобусе до города Ровинь.

Подводное кладбище японского флота

Острова Чуук (другое название Трук), Микронезия

Увидеть крупнейшее в мире подводное кладбище военной техники можно в Микронезии. До 1944 года в районе островов Трук находились японские военные базы, которые во время Второй мировой войны были полностью уничтожены американскими бомбардировщиками. И сейчас на дне лагуны можно увидеть разнообразие флота Страны восходящего солнца: танкеры, крейсеры, подводные лодки, эсминцы.

Возможность погружения сильно упрощается в силу того, что корабли покоятся на мелководье, так что дайвер без серьезного опыта может отправиться на исследование обломков. Или даже посмотреть целые суда – некоторые из них сохранились полностью.


Всего на глубине 9 метров можно посмотреть нос одного из самых больших кораблей. Лучше делать это зимой и весной, в остальное время дожди и высокие волны несколько затрудняют дайвинг. Стоимость – от 3195 долларов за недельный круиз по лагуне.

Как добраться: самолетом из Москвы через Гонолулу до Гуама, оттуда самолетом до островов Чуук. Круизы стартуют из города Вено.

Пассажирско-грузовой пароход «Yongala»

Город Эр, Австралия

Заняться рэк-дайвингом, а заодно и увидеть самый известный морской парк мира можно в австралийском штате Квинсленд. В 1911 году недалеко от города Эр во время перехода из Мельбурна в Кэрнс попало в сильный шторм и в результате потерпело крушение 110-метровое австралийское судно «Йонгала». Ни один из 122 пассажиров не выжил. Сейчас пароход покоится на глубине 30 метров (некоторые секции на глубине 16 метров) и является одним им самых крупных затонувших исторических кораблей. Судно внесено в реестр исторических ценностей Квинсленда, что означает, что посещать его внутренние помещения нельзя.


Однако дайверов со всего мира это нисколько не останавливает. Корпус парохода, лежащего вблизи охраняемого ЮНЕСКО Большого Барьерного рифа, оброс кораллами и стал пристанищем различных морских обитателей. Здесь можно полюбоваться груперами и скатами, осьминогами, черепахами, барракудами и гигантскими австралийскими каранксами. Стоимость такого приключения начинается от 160 долларов за однодневную прогулку с двумя погружениями.

Как добраться: самолетом из Москвы с пересадкой в Сиднее до города Таунсвилл, далее на автобусе до города Эр.

Фрегат 365 (иначе “Captain Keith Tibbetts”)

Каймановы острова, Великобритания

Далеко не всегда история затонувших кораблей связана с катастрофами и гибелью пассажиров. На дне морей и океанов покоится немало судов, затопленных специально, чтобы создать искусственные рифы или ради экспериментов. Одним из таких и является военный фрегат 365. Это судно было построено в Советском Союзе в 1980-х годах, а после распада СССР передано военно-морскому флоту Кубы. Корабль оказался никому не нужным и через 10 лет был приобретен правительством Каймановых островов и затоплен с целью выяснения слабых мест судов во время крушения.

Сегодня фрегат, расколотый на две части, лежит на песчаном дне Карибского моря на глубине 27 метров. Высокое содержание алюминия в корпусе поможет ему ещё долго оставаться излюбленным объектом для рэк-дайвинга – из-за этого он очень медленно ржавеет. Да и привлекательная цена в 65 долларов за одно погружение (правда, не включая экипировку) тоже не оставляет подводников равнодушными.

Как добраться: самолетом из Москвы до Майами, далее самолетом до острова Кайман Брак, откуда и организуются дайв-круизы.

Сухогруз “SS Thistlegorm”

Красное море, Египет

Альтернативой традиционному, «тюленьему», отдыху на египетских пляжах может стать рэк-дайвинг. Тем более, что дно Красного моря усеяно кораблями, которые затонули, попав в шторм, сильный ветер, столкнулись с опасными течениями или наткнулись на рифы. А прозрачность и комфортная температура воды круглый год добавляют очков в пользу погружений.


Пожалуй, самым привлекательным судном для ныряльщиков является британский военный сухогруз «Тистлегорм». Построенный в 1940 году, он уже через год был потоплен немецкой авиацией в Суэцком канале. Весь провиант для Британской армии, который перевозило судно – огнестрельное оружие, мотоциклы, джипы, солдатская амуниция, пошел ко дну и по сей день находится в трюмах корабля. По египетским законам, поднимать со дна моря эти артефакты категорически запрещено. Погружение на «Тистлегорм» обойдется в 80 долларов.

Как добраться : самолетом из Москвы до Шарм-Эль-Шейха. Экскурсии с погружениями организуются также и из Хургады.

Круизный лайнер «Andrea Doria»

Штат Массачусетс, США

История с затонувшим в 1956 году после столкновения с лайнером «Стокгольм» судном «Андреа Дориа» считается одной из самых успешных спасательных операций. Из 1076 пассажиров, находившихся на борту, погибли только те, кто пострадал при столкновении – 46 человек.

Мало того, что погружение на судно – удовольствие не из дешевых (порядка 3500 долларов), так наличие необходимой суммы совершенно не гарантирует вам пропускной билет на этот пароход. Да и не каждый профессиональный ныряльщик отважится погрузиться на корабль, учитывая все обстоятельства: глубину 75 метров, температуру воды в пределах 6 градусов и сильные океанические течения. Дополнительная сложность – добраться до судна возможно лишь в ограниченный период времени – в летние месяцы.

Однако истинных любителей поплавать среди обломков это не останавливает – первые дайверы отправились исследовать лайнер на следующий же день после катастрофы. С тех пор на «Дории» без вести пропало не менее 17 профессиональных ныряльщиков: кто-то запутался в электропроводке, другие заблудились в лабиринтах корабля.


Опытные ныряльщики признаются, что магия «Эвереста кораблекрушений», как называли «Андреа Дориа» раньше, исчезла. Если лет 30 назад ещё можно было нырять между палубами и находить фарфоровую посуду в каютах класса «люкс», то с каждым годом судно разрушается и теряет свою целостность. Если это вас не останавливает, можно связаться с одной из частных компаний, которые организовывают экспедиции на судно.

Как добраться : самолетом из Москвы до Бостона, оттуда в составе организованной экспедиции.

Пароход «Ленин»

Город Балаклава, Россия

Посмотреть затонувшие корабли можно и не оформляя визу. За последние несколько лет крымские дайверы обнаружили на дне Черного моря в районе Балаклавы подводное кладбище, на котором на разной глубине покоятся деревянные парусники, субмарины, древняя галера и другие суда. Среди них самой кровавой историей выделяется пароход «Ленин». Трагическое судно даже окрестили черноморским «Титаником» по количеству унесших на дно человеческих жизней.

Построенный в Данциге в 1909 году как грузопассажирское судно, теплоход выполнял свои функции вплоть до начала Второй мировой войны. В июле 1941 в составе конвоя он вышел из Севастополя в Ялту, но в районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на своих же, советских, минах и через несколько минут затонул. Шлюпки с других судов спасли около шестисот человек, точное же количество погибших неизвестно – по некоторым подсчетам число жертв достигает 2000.

Вскоре после катастрофы Военный трибунал Черноморского флота приговорил лоцмана «Ленина» лейтенанта И. И. Свистуна к высшей мере наказания - расстрелу . В 90-х годах, когда материалы дела о гибели парохода были рассекречены, он был реабилитирован посмертно.

Сегодня дайверы со всего мира готовы отправиться на исследования затонувшего корабля, но отважатся на такое единицы. Мало того, что пароход лежит на глубине 94 метра и погружение требует серьезной физической подготовки, так и вода здесь прогревается максимум до 8 градусов. Но те, кто решаются, не остаются равнодушными: на судне длиной почти 95 метров можно проникнуть практически во все помещения, а через пробоину в левом борту можно пробраться в машинное отделение. Осуществить такое погружение можно только через конторы, занимающиеся техническим дайвингом.

Как добраться: самолетом из Москвы до Севастополя, далее на автобусе до Балаклавы.

Пассажирский пароход «Titanic»

Остров Ньюфайндленд, Канада

Как бы невероятно это ни звучало, но поплавать среди обломков легендарного «Титаника» тоже возможно. Прошло больше ста лет с момента, как в 1912 году после столкновения с дрейфующим айсбергом, пошел ко дну крупнейший пассажирский пароход начала XX века. Катастрофа унесла жизни более полутора тысяч человек, и сейчас многие историки высказываются против погружений к этому судну, объясняя своё недовольство расхищением и мусором, которыми сопровождаются экспедиции. Не говоря уже о неуважении к памяти погибших – бывали случаи, когда люди заключали брак на затонувшем «Титанике».

Все эти этические запреты нисколько не смущают желающих прикоснуться к легенде. Экспедиции, длящиеся две недели, проходят раз в несколько лет, а компания, занимающаяся их организацией, берет за свои услуги почти 60 тысяч долларов.

Выполняет рейсы на «Титаник» судно «Келдыш». Ранее оно использовалось в научно-исследовательских целях, а сейчас доставляет туристов и учёных в район гибели лайнера.


“Титаник”

Пароход покоится на запредельной глубине в 3750 метров, поэтому погружение на него проходит на глубоководных аппаратах «Мир». Внутри батискафа может находиться до трех человек, причём один из них – пилот. Остальное пространство заполнено проводами, соединениями и частями видеокамер. На всё погружение отводится около 12 часов, 7 из которых дайверы проводят на дне, а остальные 5 необходимы для спуска и подъема. При осмотре можно увидеть, что корма полностью разбита, капитанский мостик разрушен, сам корабль разломлен на две части, а вокруг разбросаны остатки мебели, посуда, обувь и другие личные вещи пассажиров. Организаторы утверждают, что за время их экспедиций начиная с 1998 года ни один артефакт не был поднят со дна океана. Ученые говорят, что «Титаник» не доживёт до своего следующего, 150-летнего юбилея.

Как добраться: самолетом из Москвы до аэропорта Сент Джонс (о. Ньюфаундленд, Канада).

В результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в Черном море 33 года назад погибли 423 человека. Судно полностью ушло под воду через восемь минут после столкновения, многие люди не смогли выбраться с нижних палуб и утонули. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему после аварии смогли сбросить лишь одну спасательную шлюпку и как взрослые с детьми пытались выжить, падая с палубы корабля в пятно мазута в море.

«Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение»

33 года назад, 31 августа 1986 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, которая станет известна как столкновение в Цемесской бухте. В 13 км от морского порта Новороссийска столкнулись восьмипалубный пароход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев».

На борту парохода находились 1243 пассажиров и членов экипажа. Граждане девяти союзных республик наслаждались семидневным круизом по Черному морю. Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» следовал из Новороссийска в Сочи . Командование парохода знало, что недалеко от порта корабль должен будет разойтись с сухогрузом.

«Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 градусов», - обратился по радиосвязи экипаж парохода к сухогрузу в 23.00. «Идите!», - ответили в рубке «Петра Васева». Было решено, что пароход не будет менять курс и сбавлять обороты.

В это время в рубке «Адмирала Нахимова» второй помощник капитана Александр Чудновский посчитал, что сухогруз приближается на опасное расстояние и, не доложив о своем решении начальству, стал постепенно поворачивать пароход на малые углы. 56-летний капитан судна Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, хотя не имел на это права.

Позже пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев будет вспоминать этот момент: «Мы постепенно сближались, наш помощник (Чудновский) говорил: „Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение“. Капитан „Васева“ в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: „Мы же идем на столкновение“. Затем сделал еще один поворот и в результате повернул „Нахимова“ боком к „Васеву“.

По свидетельствам очевидцев, капитан Ткаченко в этот момент полностью положился на показания компьютерной техники. „Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры программируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся“, - рассказывал 30 лет спустя режиссер-документалист Валерий Тимощенко , который освещал трагедию в качестве корреспондента краевой молодежной газеты.

Роковое столкновение

Капитан сухогруза скомандовал «Средний назад» и почти сразу «Полный назад», однако «Васев» за семь минут смог снизить скорость лишь на пять узлов (9,26 км/ч), в то время как пароход скорость вообще не сбрасывал - она составляла около 22 км/ч.

В 23:12 сухогруз на скорости 10 км/ч врезался в правый борт пассажирского парохода. «Васев» буквально протаранил «Нахимова»: бульб сухогруза под водой пропорол обшивку парохода от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Позднее специалисты установят, что площадь пробоины была равна средней трехкомнатной квартире - 84 кв м. Пассажиры, которые в этот момент находились на правой палубе, почувствовали два сильных толчка и отбежали. Тем не менее большинство из людей в первые минуты не поняли, что произошла катастрофа. Пароход между тем стремительно погружался под воду. Спустя 20 секунд после столкновения затопило энергетическую установку, из-за чего на корабле погас свет, пропала радиосвязь и судном стало невозможно управлять.

Капитан Марков выскочил из каюты и приказал матросам голосом объявлять тревогу, готовить к спуску спасательные шлюпки и плоты. Однако вода настолько быстро заполняла корабль, что спускать шлюпки стало невозможно: экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.

Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.

В это время ведущая вечеринки на одной из верхних палуб обратилась к пассажирам и попросила всех перейти на левый борт - чтобы выровнять корабль. Однако это не помогло. Вскоре пароход накренился на правый борт и люди начали слетать с корабля в воду.

На борту началась паника, люди пытались пробиться к спасательным шлюпкам. Когда на корабле погас свет, старший механик Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Хотя свет горел недолго, многие смогли сориентироваться и понять, куда бежать, но большинство пассажиров, которые в этот момент находились на нижних палубах или спустились туда, чтобы помочь другим, погибли. Так, стармех Юркин не смог выбраться с тонущего корабля.

К моменту столкновения взрослые уже уложили своих детей спать и, заперев каюты, пошли на концерт на верхней палубе, посвященный Дню шахтера. Бортпроводница Вера Федорчук побежала за запасными ключами, чтобы открыть каюты, но также не смогла выбраться - ширина коридоров на корабле не превышала 120 см. Позднее водолазы обнаружили тело 28-летней девушки, в руке у нее была сжата связка ключей. Многие дети утонули, поскольку не смогли выбраться из кают.

Еще одна стюардесса Татьяна Федорова , по рассказам очевидцев, до последнего момента стояла на палубе и раздавала обезумевшим пассажирам спасательные жилеты. Она также погибла.

Люди падали с палубы корабля в пятно мазута в море

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», - вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды - вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения - вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда - отправился в свою каюту и запер дверь.

Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

Трагическая судьба выживших капитанов

В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек - многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека - 359 пассажиров и 64 члена экипажа.

Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку - тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья.

«Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС , что в те времена было равносильно полному закату карьеры», - добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

В наше время самые известные или самые крупные затонувшие корабли, покоящиеся на дне морей и океанов, интересуют не только археологов, но и авантюристов всех мастей, искателей кладов, да и просто любопытных туристов. В каждом остове затонувшего корабля таится его история, они позволяют заглянуть в разные глубины прошлого и увидеть то, что столетиями покоится на дне, не тронутое человеком. Жизнь давным-давно покинула эти суда, но они могут поведать о страшных картинах катастроф и последних её мгновениях. В ООН подсчитали, что на дне мирового океана сейчас покоится огромная флотилия из 3 миллионов затонувших кораблей. Причинами катастроф были штормы, войны, антропогенные факторы, а некоторые суда затапливались целенаправленно.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

1. «Титаник»

На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.

2. «Мэри Роуз»

Судну «Мэри Роуз» около 500 лет. После его постройки английский король Генрих VIII поэтично назвал его «самым чистым цветком из когда-либо плававших кораблей». Но уже год спустя, в 1545 году «цветок» успел поучаствовать в трёх войнах, увеличился в размере и был модернизирован. Ему предстояло сразиться с французской флотилией возле острова Уайт. Но англичане перестарались, нашпиговывая его тяжёлыми пушками, в результате чего он сидел слишком низко в воде, а когда дал крен под воздействием ветра, то черпнул воду нижней палубой и затонул.
Глубина в данном месте была всего 12 метров, поэтому поначалу «Мэри Роуз» было отлично видно с поверхности. Предполагают, что вместе с кораблём на дно ушли примерно 700 матросов. Затем местоположение корабля было потеряно и найдено вновь лишь в 1970 году. В 1982 году британцы подняли обломки судна со дна, восстановили, и теперь его реконструкция выставляется в музее города Портсмут.

3. «Принц Альберт»

Это судно было намеренно затоплено в 1987 году в Гондурасе возле курорта Coco View. «Принца Альберта» использовали в качестве транспорта, на котором беженцев Гражданской войны перевозили из Никарагуа на остров Роатан. После этого долгое время судно стояло в гавани на приколе, постепенно ржавело и погружалось в воду. Поэтому понимавший, что в случае бездействия судно просто затонет у причала, его владелец решил отбуксировать его чуть дальше от берега, где и затопил, сделав заодно отличной достопримечательностью для дайверов.

4. «Донья Пас»


Этот ничем не примечательный паром стал участником самого смертоносного кораблекрушения в истории, в котором в 1987 году погибло 4386 человек. Этот паром построили в Японии, а рассчитан он был на перевозку всего 608 пассажиров. Но на Филиппинах думали иначе, и когда он возле Манилы столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», то вспыхнул пожар. Оба судна затонули в водах Табласа, кишащих акулами. «Донья Пас», который прозвали азиатским «Титаником», покоится на глубине 545 метров.

5. «Аризона»

Этот американский военный корабль, построенный в начале ХХ века, был потоплен при атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На его остове позже был установлен мемориал. На «Аризону» дружно напали 10 японских бомбардировщиков, которым удалось сделать 4 прямых попадания. Шансов выжить у линкора не было, поскольку одна из бомб угодила в отсек с боеприпасами. В результате произошёл чудовищный взрыв, взрывная волна от которого потушила пламя на горящем невдалеке судне «Вестал».
В этот мрачный для Америки день погибло 1177 моряков «Аризоны», что составляет примерно половину всех жертв той знаменитой атаки на Перл-Харбор. Из затопленного моторного отсека корабля до сих пор ежедневно вверх всплывают пузыри машинного масла, образуя на поверхности радужные пятна, которые демонстрируют отдыхающим на Гавайях туристам.

6. «Республика»

Так назывался американский старинный колёсный пароход, участвовавший ещё в Гражданской войне и затонувший в 1865 году. В последнем рейсе он вёз монеты из золота и серебра, а потопил его сильный ураган. К счастью, пассажиров и экипаж судна удалось спасти, а вот следы его обломков на 140 лет потерялись из вида.
Специализирующаяся на поиске затонувших с сокровищами кораблей компания «Odyssey Marine Exploration» обнаружила «Республику» в 2003 году на глубине 518 метров. Ей достался главный приз - 51 000 американских золотых и серебряных монет, которые в наши дни стоят примерно 180 млн долларов. Кроме того, вместе с обломками были подняты многие ценные артефакты.

7. «Лузитания»

Ещё одно нашумевшее в мире кораблекрушение пассажирского судна. Красивый лайнер «Лузитанию» за скорость называли «морской борзой», но и это не спасло её от страшной катастрофы, произошедшей в 1915 году. 7 мая это судно повстречалось с торпедой, посланной немецкой подводной лодкой. «Лузитания» скрылась под водой менее чем за полчаса, прихватив с собой 1198 человек.
Среди историков есть мнение, что именно торпедирование «Лузитании» дало повод США объявить Германии войну и присоединиться к Антанте. В 1935 году было обнаружено место крушения судна. Там и обнаружилась новая загадка - откуда в корпусе возникла вторая пробоина, что, возможно, и послужило причиной быстрого погружения судна.

8. «Бисмарк»

Немецкий военный корабль «Бисмарк» ценили даже враги, называя его шедевром военного судостроения. Но прожить этому «шедевру» удалось всего 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года британские военные успешно его атаковали. По иронии судьбы крупный и современный «Бисмарк» оказался лёгкой добычей стареньких британских торпедоносцев.
Чтобы военная новинка не досталась врагу, экипаж корабля решил его затопить, а вместе с ним утонули и примерно 2000 моряков. Местоположение «Бисмарка» было определено доктором Р. Баллардом в 1989 году, он лежал на солидной глубине 4700 м. Он же ранее обнаружил «Титаник». На палубе корабля до сих пор видна свастика, а его пушки и сейчас словно целятся в победившего противника.

9. «Андреа Дориа»

Этот красивый лайнер был построен в 1951 году. Судно было роскошным, для каждого из 1241 пассажиров здесь были созданы отличные условия. Плавать бы ему, да плавать, но вот только в июле 1956 года судно попало в густой туман. Видимости практически не было, и экипаж вёл корабль вслепую. Также приходилось делать и шведскому грузовому кораблю «Стокгольм», в результате чего они и встретились в одной точке. Оба судна в результате столкновения получили сильные повреждения, но шведский «грузовик» оказался крепче и остался на плаву, а вот «Андреа Дориа» начала тонуть. Делала она это намного дольше «Лузитании» (11 часов), поэтому всех пассажиров, за исключением погибших во время инцидента, удалось спасти.

10. «Рона»

В акватории Карибского моря возле Британских Виргинских островов на морском дне покоятся обломки старинного почтово-пассажирского корабля «Рона». Он утонул здесь в 1867 году, а причиной стал сильный ураган и шторм, который разломил судно буквально пополам. Корабль находился в тот октябрьский день в гавани Солт-Айленда, но ураган налетел слишком внезапно и был слишком грозен. В результате катастрофы погибли 123 человека, находившиеся на борту судна. В настоящее время, даже находясь на морском дне, этот корабль не может жаловаться на скуку - его сделали местной достопримечательностью, к которой постоянно привозят туристов, увлекающихся подводным плаванием.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Черное море было судоходным с древнейших времен. Суда разных культур и народов: гребные, парусные, из дерева и металла, транспортные и военные, уже не одно тысячелетие бороздили черноморские просторы.
И во все времена, по разным причинам, будь то штормы или войны - последним пристанищем множества судов становилось морское дно.

Уже более тысячи лет назад Черное море было оживленным торговым путем, из за трудностей с навигацией, древние греки прозвали его "Негостеприимным", многочисленные античные галеры, груженые ценными товарами, амфорами с маслом и вином, тонули, застигнутые штормом, не успев укрыться от непогоды в спасительных бухтах.
Морские сражения во все времена оставляли после себя горящие остовы кораблей, навсегда уходящие под воду. Сколько их? Не знает никто...

Затонувшие корабли всегда будоражили воображение людей. И не только историков, археологов или кладоискателей. Человека по природе своей, тянет ко всему загадочному. Судьбы затонувших кораблей, их гибель, тайны которые они забрали с собой, таинственные загадки истории, которые до сих пор остаются неразгаданными - все это интересно людям.

Еще совсем недавно, побывать на затонувшем корабле, могли позволить себе только соответствующие водолазные организации, это было технически сложно. Сегодня, подводное снаряжение можно купить в любых спортивных магазинах, а пройти необходимую для погружений подготовку и сертификат дайвера можно за относительно небольшой срок.

3d панорамы затонувшего корабля в р-не Анапы

Не все погибшие суда лежат глубоко, известные затонувшие корабли Черного моря покоятся на глубинах от 10 до 45 метров. Эта глубина вполне доступна для подготовленного подводного пловца.

Погружение на затонувший корабль, безусловно, очень опасное приключение. Лучше ограничиться внешним осмотром объекта, это само по себе зрелище завораживающее, внутрь корабля соваться не стоит.
Для неопытных, недостаточно подготовленных и без специальной экипировки дайверов, затонувшее судно может стать смертельной ловушкой. Торчащие куски ржавого металла, опасная паутина из рыбацких сетей и лесок, вероятность обрушения потревоженной палубы - лишь малая часть опасностей, подстерегающих излишне любопытных экстрималов. Даже учтя все возможные моменты, внутри корабля можно просто потеряться.

Черное море бережно хранит свои трофеи, затонувшие объекты довольно неплохо сохраняются. Например, на сбитом в годы войны и пролежавшем на дне около 70 лет фронтовом бомбардировщике до сих пор свободно вращается на турели крупнокалиберный пулемет, открываются и закрываются створки технического отсека, а номер на корпус как будто нанесен совсем недавно.
Найденные и представляющие интерес для осмотра затонувшие объекты на Черном море, это в основном корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны.
Только на участке Черного моря, от Керченского пролива до Новороссийска, потоплена не одна сотня кораблей, и сбито множество самолетов с обеих воюющих сторон. Действия наших войск на суше поставило Германию в полную зависимость от морских перевозок. Вдоль побережья к Новороссийску постоянно шли немецкие конвои из траспортных судов и десантных барж (БДБ), в сопровождении боевых кораблей, прикрываемые с воздуха "фоккерами" и "Мессерами", везли боеприпасы и живую силу. Их встречали яростным огнем наши деды. Неся потери, советские штурмовики «Ил-2» топили конвой за конвоем.
Они так и остались, там, море уровняло всех, приняв под свой саван.

А сколько кораблей, подводных лодок и самолетов пропало без вести! Многие из обнаруженных на сегодняшний день судов нанесены на навигационные карты под названиями, которые им не принадлежат. Все основывается на сопоставлении примерных совпадений, дат, никем не подтвержденных координатах. Представьте, что может стать с судном после попадания в него авиабомбы или обстрела из крупнокалиберных береговых орудий, да еще если оно везло боеприпасы. От корабля остается только набор днища и разбросанные на большой площади дна куски корпуса.

Находят что либо на дне Черного моря, за очень редким исключением, случайно. Вроде, и место известно, и в архивах информация совпадает, очевидцы есть, клянутся что своими глазами все видели. Организуется экспедиция, за ней вторая, третья - прочесывается дно, прощупывается эхолотами - нет ничего.
В поиске затонувших кораблей достоверная информация поступает только от рыбаков - зацепили или порвали сети, знают что рельеф дна в этом районе ровный, песок да ил, и вдруг зацепка - отметили на карте, сообщили дайверам. Так был обнаружен штурмовик "Ил-2", пароход "Кола" и "Гордипия"...

Координаты из архивов, как правило не верны, а существуют просто потому что так положено. Видимо, в разгар морского сражения у моряков были более важные дела, чем определять местоположение, да еще и вражеского корабля - потопили и слава Богу!

Не все корабли, скрытые под толщей воды, везли в своих трюмах золотые слитки и сундуки с драгоценностями. И не всегда от затонувших кораблей веет романтикой. В большинстве своем, лежащие на дне Черного моря суда - это молчаливые напоминания о страшной войне…

На фото: В районе Анапы, останки затонувшего деревянного парусного судна, длиной около 23 м, шириной по миделю 6,5 м.

На фото: В районе Анапы, затонувший корабль "Гродипия".

Фотографии