Желание вернуться в землю отцов мцыри. Конспект урока литературы "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни

Тема: Подготовка к сочинению по поэме

М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинений по предложенным темам.

Развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие устной речи учащихся.

Воспитать творческий подход к написанию творческих работ.

Ход урока:

    Слово учителя о целях урока

    Составление планов сочинений

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - поэма о свободной личности.

    Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

г) Бой с барсом.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

2. Жизнь «в плену» - это не жизнь.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

    Подбор обрамления (работа в группах)

Перед вами 4 вступления и 4 заключения распределите их по темам сочинений. Одно вступление и одно заключение лишнее.

Вступления

1) Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Первона­чальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в неоконченной поэме «Исповедь» - в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму.

В поэме «Мцыри» романтический герой предстает в нео­ бычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это от­ ражение в поэзии тени его собственной личности», - пи­ шет В. Г. Белинский.

2) Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­ репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Историю жизни человека, способного на многое, но не имеющего возможность проявить себя в жизни описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри ».

    В основе сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лежит рассказ о трагической судьбе вольнолюбив ой натуры - Мцыри. Герой поэмы ребён ком попал в монастырь. Он был на волосок от смер­ ти, но монахи, вылечив и окрестив подкидыша, вос­ питали его в христианском духе. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъяснял­ ся по-грузински, он был «готов во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в его душе жила страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слеза­ ми и тоской». Единственной его мыслью была мысль о побеге. И однажды во время грозы герой все-таки совершает побег. На свободе он хотел выяснить для себя вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет ро­ димся мы». Он хотел «узнать, прекрасна ли земля».

4)Герои романтических произведений - это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­ вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­ страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­ жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри - героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

Заключения

1) Образ Мцыри - одно из лучших творений гениального сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В. Г. Белинс­ кий писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Герой этой прекрасной поэмы является воплощением свободолюбия, силы духа, любви к родине, жажды борьбы. Именно такие романтичес­ кие образы всегда будут служить примером для будущих по­ колений, «призывом гордым к свободе, к свету».

2) Образ Мцыри - это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­ нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­ мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня...

3) Мцыри не разочаровался, он не изменил себе, до последнего вздоха сохранил в душе мечту о родной стра­ не, о свободной жизни. Герой унёс «в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор».

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запре тов, стен.

    Подбор цитат

«Дитя неведомой страны», «сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». «Кругом меня цвел божий сад». «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли», «блаженство вольности познал». «На мне печать свою тюрьма оставила», «одна, но пламенная страсть», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «люди вольны, как орлы».

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Я цель одну - Пройти в родимую страну - Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.,. ...Казалось, что слова людей Забыл я...

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил...

Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!

    Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Школьное сочинение, написанное мной в 9-ом классе и сохранённое моей учительницей

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», - писал Белинский.
Жажда свободы, родины, гордость, постоянное состояние борьбы, упоение красотой природы – всё это душа Мцыри. Из его груди на волю рвутся прекраснейшие чувства, стремления, которых не сломить.
Ещё ребёнком Мцыри был сильным духовно, гордым, ненавидел рабство, неволю. «Могучий дух… отцов», выносливость, стойкость в преодолении испытаний проявились в нём уже тогда. «Пугливый и дикий», пленник переносил болезнь без единого вздоха, гордость не позволяла ему показать свои страдания:

… Даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

Он умирал, потому что не мог жить без свободы, без родины. Это составляло суть его жизни, без которой она теряла смысл. Он живёт воспоминаниями того мира, куда нет больше дороги, которого его лишили, сделав затворником. Он мечтает возвратиться

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Мы вместе с Мцыри восторгаемся тем миром свободы, воли, счастья, куда он так стремится, и понимаем его глубокие страдания, мучения одинокого пленника. Судьба жестока к мальчику, он обречён расти в монастыре, но и юноша Мцыри не изменяет своим убеждениям, он всё так же неутомимо стремится к свободе, ему всё так же чуждо отречение от всего земного.
Мцыри задыхается в монастырских стенах и, не смирившись с уготованной ему жизнью отшельника, бежит в мир, который звал его на протяжении всей жизни пленника.
Только на свободе Мцыри чувствует себя счастливым, только здесь раскрываются так долго сдерживаемые богатства его души: упорство, несгибаемая сила воли, неукротимость, презрение к опасности, умение любить, физическая сила, унаследованная от предков, сила духа, которую не смогла сломить даже неволя.
Три дня, прожитые Мцыри на воле, и были жизнью Мцыри. Он рассказывает их с упоением и восторгом старому монаху, рассказывает, чтобы пережить их вновь хотя бы в мечтах, так как в реальности вернуться вновь туда невозможно.
Он ощущает своё родство со свободной, мощной стихией уже с первых минут побега из монастыря. Мцыри радуется грозе, ощущая духовное родство с ней. Он с восторгом окунается в бескрайнюю красоту природы, где деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой».
Любовь и жажда свободной жизни всецело захватывает его, помогая ему жить среди сплошных опасностей. Его цель – найти родину, и он не может умереть, не достигнув её. Он хочет найти родную душу, прижаться к другой груди, «пусть незнакомой, но родной»… Он в мире один среди не понимающих его людей. Невозможно жить одному, не страдая от одиночества, особенно духовного, которое испытывает Мцыри.
В природе Мцыри находит то, чего не мог дать ему монастырь. Мцыри счастлив, он пытается разом вдохнуть в себя весь этот свободный мир без остатка. Герой ищет приключений, он с радостью встречает трудности на своём пути, так как они дают возможность борцу познать себя, испытать силы.
И вот он слился в смертельном поединке с барсом. Мцыри упоён борьбой, собственной силой, в то время как барс защищает свою территорию и право на жизнь. Но Мцыри ведь сражается с барсом тоже за право на жизнь, но жизнь настоящую, «полную тревог и битв», ему нужна эта борьба, чтобы поверить в свои силы, в способность бороться за свободу. В этой драке Мцыри испытывает радость, звериную, да и сам он чувствует себя зверем, «братом барсов и волков». На мгновение он даже забывает родной язык:

Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

Радость битвы вливается в жилы мощным потоком. Убивая барса, Мцыри как бы убивает своё безропотное и покорное монастырское прошлое.
Но совершенно другим Мцыри становится при встрече с грузинкой. Гармония красоты природы и неповторимости женской красоты покоряют, восхищают беглеца. Он преклоняется перед совершенством, чуткое сердце наполняется нежностью и любовью, пытаясь запомнить и сохранить в себе эту красоту во всех, даже самых неуловимых и тонких оттенках и полутонах.

Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.

Прекрасным, чарующим было мимолётное виденье. В душу Мцыри хлынули незнакомые ещё ему чувства, но он остановил в себе неудержимое желание открыть дверь сакли, за которой только что скрылась изящная фигурка девушки. Желание найти родину сильнее для Мцыри. Он может быть счастлив только в родном краю, где родился, на который не променял бы ни рай, ни вечность:

… Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

«Блаженные дни» свободы быстро прошли, и Мцыри суждено было вновь очутиться в монастыре. Обессиленный, он бредит свободой, даже в забытьи мечтает о ней и не смиряется с монастырской действительностью. Мцыри в монастыре, а значит, жизнь кончена для него. Он умирает, так как не может без свободы, так как понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны в его сознании. Он лишён свободы, а значит и жизнь не имеет смысла. Но и перед смертью Мцыри не отступает от своих убеждений. Он умирает таким же борцом, как и прежде. Он мечтает быть похороненным в саду, чтобы чувствовать близость горных кавказских вершин. «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет», - думает Мцыри о Кавказе перед смертью. Мцыри не сломлен. Это гордый борец, который стремился до конца своих дней не плыть по течению судьбы, а жить вольно, красиво, достойно человека.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о достойном человеке, умеющем постоять за себя и свои убеждения, стремящемся к свободной жизни. А может, поэт писал сам о себе? Возможно. Ведь душа Лермонтова была сродни одинокому парусу, стремящемуся найти душевное спокойствие в буре, в борьбе. Она всегда чувствовала боль времени и пыталась изменить не устраивавший её несправедливый мир. Лермонтов не смог, как и Мцыри, стать свободным. Всегда у него кто-то становился на пути, мешал жить, но неуспокоенность, жажда борьбы, любовь к родине, желание видеть свободными её людей были главными в жизни Мцыри и самого Лермонтова.

    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим...

    Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

  2. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной...

Тема 51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь - тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди - от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии - страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном - внутреннем мире героя. Б.Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь - “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это - образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчёркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости - протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” - то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю.В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему - в этом причина его одиночества. И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край - вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где всё на своём месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” - невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” - “судьбой монах” - важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя - “пламенной страстью”, живущей в нём.

С монастырём связана тема смирения - отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” - “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри - не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землёй”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведённые на свободе, - жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении - средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы - не случайно цель его - “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри - прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.

Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение.

Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь. Новый, пугающий, но манящий мир открывается перед юным послушником. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают мцыри воспоминания о родном крае, который он покинул в глубоком детстве.

Беглец движется дальше в поисках своей родины. Впервые в жизни он встречается лицом к лицу с бурей. Грозные картины предстают перед ним, но нет в сердце мцыри страха. Напротив, он был бы рад даже «обняться с бурей», потому что чувствует себя счастливым, просто созерцая.

Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей гармоничностью. Множество образов возникает в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как жил бы среди людей, близких ему по крови, какую пользу мог бы приносить деревне.

Однако мцыри чувствует, что у него есть свой путь, которому он неотступно должен следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитать в себя всю ту жизнь, что он упустил за толстыми стенами монастыря.

Самый драматичный момент в этом произведении – схватка с барсом. Непроглядной, холодной ночью, ощущая нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться через все сгущающиеся деревья. Осознание приходит внезапно – он заблудился. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.

Убей или умри – таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в сражение с барсом. Существо, превосходящее послушника по силам и жизненному опыту, было повержено. Хотя и сам победитель был ранен, но эта схватка позволила ему ощутить радость честного соперничества, радость победы.

Не только раны, нанесенные барсом, стали причиной смерти послушника. Увидев окружающий мир, прочувствовав его, он больше не смог бы жить в душных стенах монастыря.

Даже за три дня можно успеть многое. А для мцыри этот небольшой срок оказался ценнее всей остальной его жизни. И несмотря ни на что, он умирает счастливым.

3 дня Мцыри на свободе

М. Ю. Лермонтов подарил читателям немало замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».

Это поэтическое повествование о судьбе юноши, именем которого и названо лермонтовское творение.

Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность, которая попадает в необычные условия. Судьба его очень печальна. Ещё ребёнком попадает он в монастырь, где и суждено ему провести остаток жизни. Мцыри не может смириться с уделом монаха. Жизнь в монастыре для юноши равнозначна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.

Бунтарский дух подталкивает героя на побег. Это событие стало переломным в сознании юноши.

Всего три дня удалось провести беглецу на свободе. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в тот момент, когда он оказывается на воле. Природа раскрывает перед ним свою истинную красоту и богатство. Всё, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он восхищён полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…

Особое чувство вызывает у юноши снежная вершина Кавказа, пробудившая в памяти героя мысли о родной стороне. Мцыри с нежностью вспоминает родное ущелье, отца, сестёр, природу родных мест.

Три дня, проведённые на свободе, становятся для него олицетворением жизни. Первое, что приводит сердце беглеца в восторг, - это буря. Пугающая всех своей грозной силой, она становится для Мцыри вестником свободы. Сопровождаемый ею, он бежит, вдыхая свежий запах лесов.

Путь Мцыри был полон опасностей, однако его это не страшит.

Самой волнующей является встреча героя с молодой грузинкой. Она заставила встрепенуться сердце юноши и испытать чувства, не знакомые ему прежде. Затаив дыхание, наблюдает смущённый юноша за прекрасной горянкой, которая вселила в его душу пылкое чувство любви. Беглец ещё сильнее осознаёт, что монастырь не его удел.

Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с барсом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожит своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над барсом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.

Однако жить здесь он больше не может. Три дня, потрясшие его воображение, перевернули сознание героя. Мцыри, потерявший надежду на свободу, предчувствует свою смерть. Однако не она страшит его. С тоской говорит он о том, что труп его не будет захоронен на родине.

Мцыри – это символ борьбы за свободу человеческой личности.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина 5 класс

    Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Сочинение Янко в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Янко – эпизодический герой повести «Тамань» из «Героя нашего времени» Лермонтова. Несколько фраз и поступки раскрывают особенности его личности. Их немного, но они емкие и яркие.

  • Сочинение Письмо Онегину от себя (от своего имени)

    Евгений! Здравствуйте. Доброго времени суток! Что там у вас сейчас? Я пишу вам письмо по заданию учителя. Хочу вас попросить, чтобы вы не обижали Татьяну.

  • Какую мечту называют благородной - итоговое сочинение

    Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?