Мир природы в литературе сценарий. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе час русской лирики "золотая пора листопада". Кто такой анималист

Здравствуйте, дорогие друзья. Вы очень часто прибегали ко мне в библиотеку. А сегодня я сама пришла к вам в гости. И пришла не с пустыми руками. А что я принесла, отгадайте сами.

Говорит она беззвучно,

И понятно, и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь в десять раз умней!

Что это? (Книга)

Человек не может жить без книг. Всю жизнь самым хорошим другом является книга. Книга даёт знания, делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты и понимание жизни.

А какие произведения вы читали в последнее время? (Ответы детей)

О чём эти произведения? Скажите, одним словом. (О природе)

Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства.

И сегодня я хочу познакомить вас с известными писателями и их книгами о природе.

Бианки Виталий Валентинович.

Вся его жизнь была связана с природой. Его отец был учёным орнитологом. А кто такой орнитолог? Кого он изучал? (Он изучал птиц.)

Вот что он пишет: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысячам примет находить тайно от человека живущих зверей»

Тридцать пять лет писал Бианки о природе. Он написал более 300 сказок, рассказов.

- Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Следующую фамилию писателя вы, несомненно, знаете.

Плешаков Андрей Анатольевич

Особенно широко известна его книга «Зелёные страницы». Эта книжка поможет вам читать Книгу природы. Вы узнаете о самых смелых цветах, первыми встречающих весну, встретитесь с муравьями, бабочками и божьими коровками, разберётесь, в чём сила и слабость дуба, попадёте в царства грибов и лишайников, проникнете в тайны летучих мышей, познакомитесь с жизнью «короля грызунов» - бобра. И ещё о многом-многом другом, известном и совсем неизвестном, расскажет эта книга.

А следующего писателя узнаете по этому отрывку. Вы совсем недавно читали его по литературному чтению.

(Читает ученик) «Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!»

Как называется рассказ? («Осеннее утро»)

Он учился в простой деревенской школе. Потом закончил гимназию.

Пришвин много ходил по лесам, путешествовал, собирал фольклор: народные песни, сказки, поговорки, пословицы. Его первый рассказ был опубликован, когда ему было уже 33 года. Он назывался «Сашок».

А что значит для вас «любить природу»? (Ответы детей)

И сегодня мы подготовили небольшое выступление, которым мы призываем всех любить и беречь природу, сохранять и преумножать её богатства.

Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных»

(с использованием ИКТ и мнемотехнических технологий)

Цель: формирование у детей начал экологической культуры посредством знакомства с художественными произведениями литературы, искусства, музыки.

Задачи:

  • Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий, по отношению к окружающей среде;
  • Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставлять им возможность для самовыражения; развивать чувство ритма и рифмы (ОО «Речевое развитие»);
  • Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений (ОО «Социально – коммуникативное развитие»).

Ход: Добрый день, дорогие друзья! Мы, рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Тема нашей встречи: «Детские писатели о природе и животных»

Ведущий:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

Ведущий: очень много писателей поэтов посвятили свои произведения природе, воспевая в них её красоту, многообразие, значение для человека. Давайте вспомним некоторых из них (представление писателей).

Книги – какое это чудо! Они наши друзья и помощники. Практически на любой вопрос можно в них найти ответ.

Хорошая книга – м ой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг!

Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.

Про тайные земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей, я жить не могу.

Ведущий: чтобы наше общение было интереснее, мы решили провести творческий литературный конкурс, в рамках которого участники смогут посоревноваться в представлении произведений писателей о природе и животных. А определить лучших будет наше жюри. Разрешите представить его членов:

Очень трудно все запомнить

И в итоге нам сегодня

Победителей назвать

Ведущий: в зависимости от содержания стихотворений мы разделили их на 3 темы. Отгадайте, о чём пойдет речь в 1 – ом разделе: (картинки времена года)

Есть у природы четыре страницы,
Есть у погоды четыре сестрицы

Прилетают птицы звери просыпаются
Первая сестрица ВЕСНОЙ называется

Сыты все, согреты солнца ярким светом
Вторую сестрицу называют ЛЕТО

Сделаны запасы листья облетают
Третья сестрица - ОСЕНЬ золотая

Всюду снег искрится - к нам пришла сама
Четвертая сестрица - зимушка – ЗИМА

Ведущий: п равильно – первый раздел конкурса «Времена года». Давайте послушаем, какие стихи о временах года прочтут наши конкурсанты.

  1. Чертопятова К.
  2. Бодров П.
  3. Мишакин Б.
  4. Жукова А.

Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза: игра «На лужайке»

Ведущий: Чтобы определить тему 2 – ого раздела конкурса нужно отгадать загадки:

Ведущий: Молодцы! Теперь мы можем сказать, что ребята прочтут стихотворения о представителях животного мира.

  1. Сивцов С.
  2. Шешунов А.
  3. Котова Л.
  4. Мухтулов В.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, у нас с вами музыкальная пауза: песня «Не обижайте муравья»

Ведущий: попробуйте отгадать, о чём будут читать стихотворения участники 3-ей части конкурс:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.

Отгадка (ответ): Лес

Ведущий: правильно, речь пойдет о мире растений.

  1. Сабуров И.
  2. Чернышев С.
  3. Сляслин А.
  4. Лаухина С.

Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза «Собери грибы в корзинку».

Ведущий: предоставляется слово членам жюри для подведения итогов литературного конкурса.

Объявление победителей, вручение подарков.

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Россией дорожить.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий

Учат нас правдивы быть

Природу понимать, любить

Без книги хорошей прожить нам нельзя

До новых открытий!

До встречи, друзья!


Цель: воспитание любви к Родине и родной природе

Задачи:

способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;

воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.

Возраст участников : обучающиеся 5-11 классов.

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

В. Боков

Звучит музыкальная композиция «Осенние листья». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 1. Доброе утро! Мы приветствуем всех любителей русской поэзии на секции «Искусство звучащего слова».

Наш праздник поэзии открыл ученик 11Г класса, лауреат музыкальных конкурсов; в его исполнении прозвучала музыкальная композиция Жозефа Косма «Осенние листья».

Ведущий 2. У Константина Паустовского есть такие слова: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

Ведущий 1.

Россия! Твой гений - природа,

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

Ведущий 2.

Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают художники слова ХХ века, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы.

Ведущий 1.

Сегодняшний конкурс чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века» в номинации «Исполнение поэзии» в трех возрастных категориях: 5-6 классы ; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:

Ведущий 2:

Заведующая библиотекой лицея

Ведущий 1.

Педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра лицея.

Ведущий 2.

Ученица 10Б класса, неоднократный победитель городских и региональных конкурсов мастеров художественного слова.

Ведущий 1.

Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Наш конкурс открывает ученик 5В класса. Стихотворение В.Ф. Бокова «Поклон».

Ведущий 2.

Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…

Приглашаем следующего участника - ученика 6Б класса. Стихотворение Александра Яшина «Только на родине».

Ведущий 1.

Сергей Есенин - это один из самых знаменитых певцов русской природы. «Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- говорил поэт. Этим светлым чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…

Выступает ученица 5А класса. Сергей Есенин «Сосна и река» .

Ведущий 2.

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.

Выступает ученица 6В класса со стихотворением Игоря Северянина «Роза».

Ведущий 1.

Приглашаем следующего участника ученицу 5Бкласса. Иван Бунин Стихотворение «Змея».

Ведущий 2:

«Весна на поэтическом языке есть утро года,» - писал А. Н. Афанасьев. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье.

Выступает ученица 6В класса. Николай Заболоцкий «Поэма весны»

Ведущий 1.

Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Пришвин, Левитан, Паустовский ждали осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень - это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающие к югу…

Наш конкурс продолжает ученик 6В класса, стихотворение Булата Окуджавы «Осень ранняя».

Ведущий 2:

Приглашаем следующего участника - ученицу 5Бкласса. Стихотворение Людмилы Осокиной « В сосновой кроне заблудился солнца луч... »

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученика 6В класса. Николай Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»

Ведущий 2.

Завершает выступление учащихся 5-6 классов - ученица 6Вкласса со стихотворением

Ведущий 1.

Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира - это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Выступает ученица 8Б класса. Николай Рубцов «По мокрым скверам проходит осень»

Ведущий 2.

Приглашаем следующего участника - ученицу 7А класса. Николай Рубцов «Березы».

Ведущий 1.

Стихотворение Ольги Фокиной «Северная Двина».

Ведущий 2.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.

Выступает ученица 8А класса. Сергей Есенин «Пропавший месяц».

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 8Вкласса. Галина Курзаева «Танец снежинок».

Ведущий 2:

Весной душа подобна птице, свободно парящей в лазурном небе. Созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу. Обновление и возрождение природы весной вызывает у него желание слиться с весенним днем, раствориться в нем.

Выступает Станулевич Даниил. 8Б класс Борис Пастернак «Весна».

Ведущий 1:

Продолжает конкурс ученица 8В класса. В ее исполнении прозвучит стихотворение северодвинского поэта Олега Евгеньевича Раменского «Вечер».

Ведущий 2:

Стихи о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится и именно таким.

Приглашаем следующего участника - ученицу10В класса. В.Ф. Боков «Поклон».

Ведущий 1:

Борис Пастернак - лирический живописец. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта главная

тема его поэтического творчества.

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на

писательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного места

вошли в его пейзажные зарисовки.

Выступает ученица 10А класса. Борис Пастернак «Липовая аллея».

Ведущий 2:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет, - писал А. Блок. - Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».

Продолжает конкурс ученица 9В класса. Иван Бунин «Три ночи»

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 10Бкласса. Стихотворение

Ведущий 2:

Продолжает наш конкурс ученик 9В класса. Стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»

Ведущий 1:

Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.

Выступает ученица 10В класса. Б. Ахмадулина «Плохая весна».

Ведущий 2:

Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.

Ведущий 1:

О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах - они всегда думали и помнили о главном. Это главное - любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.

Ведущий 2:

Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11Г класса.

Ведущий 1:

А пока жюри подводит итоги, для вас звучит музыкальная композиция Энио Морриконе «Одинокий пастух» в исполнении ученика 11Г класса.

Звучит музыкальная композиция «Одинокий пастух». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 2:

Слово предоставляется жюри .

Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов призерам и победителям.


Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе, автор Г.С. Меркин)
Цели:предметные: знакомство обучающихся с произведениями поэтов, художников и композиторов 19 века о родной природе, формирование умений анализа стихотворений, навыка различения художественно-изобразительных средств, использованных автором
личностные: формирование у обучающихся таких нравственных качеств, как любовь к родной природе, чувство прекрасногометапредметные результаты: регулятивные: проявление познавательной активности в коллективном сотрудничестве;коммуникативные: выразительное репродуцирование стихотворного произведения, правильное использование речевых средств во время изложения информации;познавательные: способность осознанно строить речевые высказывания. Тип: внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса.Обеспечение:
презентация репродукций картин знаменитых художников на тему «Родная природа»;
подборка аудиозаписей музыкальных произведений о природе (в частности, П.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»)
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство.
Ход мероприятия.
(Подготовительные мероприятия:Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.
ТРЕК 1
(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.
Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.
(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.
Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам
ТРЕК 2
(демонстрация картин и музыка)
А теперь поделитесь, пожалуйста, как рисуют весну поэты.
Совпали ли представления?
Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Послушайте и посмотрите.
(демонстрация слайдов и музыки)
(чтение наизусть)
Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.
(музыка и картины)
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?
(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)
Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.
Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)
Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)- А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
Что изображено на картине?
Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)Зима:
- Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?
(ответы детей)
Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.
(чтение наизусть)
Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?
(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)
(чародейка, волшебница, старуха)
Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?
(ответы детей)
(выходят Природа и Зима)
Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.
Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:
В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?

Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»

Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова

Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.

Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.

Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.

Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .

Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.

Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.

Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева

«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?

(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)

Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.

(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.

На дереве в лукошке

Подрастают крошки (птенцы в гнезде,

а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт

Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)

В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.

Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)

Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)

А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх

Припекло Припекло Машет кистями рук вверху

И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая

Разлило Разлило

Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая

Все журчат,все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Машет руками, как крыльями

Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?

Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.

Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.

Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?

Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.

Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?

Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .

Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!

Публикации по теме:

По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.

Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.

Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.