Презентация к педагогическому совету на тему: "Педагогическая этика в работе с учащимися". Заповеди педагогического общения


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Нормы педагогической этики: 1. В любых обстоятельствах учитель должен уважать чувства собственного достоинства каждого из своих воспитанников, видеть в каждом из них творческую, развивающуюся личность и поддерживать ее стремление к самосовершенствованию. 2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания. 3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным к учащимся, но в своих требованиях оставаться доброжелательным и объективным. 4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – эти нравственные качества учителя определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. 5. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу их неблагородных поступков не должен перерастать в антипатию к ним. 6. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельности, педагогической этикой, всем образом жизни.
style.rotationppt_wppt_y
Тест: «Терпимость учителя». Выберите 1 из 3 предлагаемых вариантов решения каждой ситуативной задачи Ученик отвлекается: Немедленно делаю замечание, сразу пресекаю недисциплинированность. Использую косвенное воздействие. Реагирую не сразу, что бы иметь серьезные основания для наказания. Ученик плохо подготовился: Ставлю отметку, которую он заслуживает. Даю возможность ответить в следующий раз. Оставляю заниматься после занятий. Ученик меня обманывает: Делаю вид, что не верю. Не тороплюсь реагировать, стараюсь понять ученика. 3.Разоблачаю ложь перед классом
Тест: « Такт учителя»Вы приходите на занятие и застаете необычную ситуацию: Учащиеся собрались вокруг одного из своих заводил. Его рассказ прерывается взрывами смеха. Выберите 1 из 5 предложенных вариантов педагогических реакций. Стучу по столу и выражаю возмущение и неуважения к себе. Незаметно подхожу к учащимся, прислушиваюсь к тому, о чем идет речь, а поняв в чем дело, тоже громко смеюсь. Наказываю. Говорю: «Ребята, займите свои места!». Обещаю, что сегодня занятие тоже будет интересным. Громко здороваюсь, объявляю тему, не обращая внимания на то, что застал.
Тест: «Конфликтность учителя». Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации. Ученик плохо посещает занятия. А.Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину. Б.Изучаю мотивацию учения ученика. С.В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках в администрацию школы. 2. Ученик плохо учится: А. Стараюсь понять мир интересов ученика. Б. Часто контролирую.3. Ученик задает каверзные вопросы: А.Ставлю его на место, чтобы другим было неповадно. Б.Отвечаю на любой вопрос, если знаю немедленно, если не знаю на следующем занятии. С.Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать. 4. Ученик плохо ведет себя на занятии: А.Сразу же пресекаю нарушение порядка, делаю устное замечание. Б.Переключаю внимание с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу. С.Критически анализирую организацию занятий, вношу не обходимые коррективы.
« Какими нас видят дети »
Рекомендации: Никогда не воспитывайте в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.Предоставляйте ребенку самостоятельность.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и тоже.Дайте ребенку ощутить (взглядом, улыбкой, прикосновением), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.Учитель должен быть твердым, но добрым.

Педагогическийтакт Моральный кодекс учителя
Взрослый помни …
Попробуй не наступить, а уступить.
r Не захватить, а отдать.

Не кулак показать,а протянуть ладонь.

Не кричать,а выслушать.

Не разорвать, а склеить.
Попробуйте и Вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет Вас.Старайтесь ради самого себя не причинять вредадругому человеку!!!


Приложенные файлы

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Цель : развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивацииучащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личностишкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климатобучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”

А.А.Леонтьев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приглашаем к разговору Маркова О.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска

« Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя. Педагогический совет

«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»- «Крова!» «Чего надо, жаждущий, тебе?»- «Воды!» «Чего надо, страждущий, тебе?»- «Слова!» Расул Гамзатов

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений

“ Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя ” А.А.Леонтьев

Характер общения учителя с учениками наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение "над" детьми; сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя "вместе" с детьми; заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение "под" детьми.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных).

Составляющие компетентности учителя Педагогический такт Педагогическая техника Педагогическая этика

Педагогический такт – чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения Естественность Простота общения без фамильярности Искренность без фальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Рекомендации и советы без навязчивости

Педагогический такт – выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребёнка как главной ценности Воздействия в форме предупреждения Внушения и требования без подавления самостоятельности Серьёзность без натянутости Юмор без насмешки Требовательность без придирки Деловой тон без сухости

Педагогическая этика Доверительность, чуткость, доброта, терпение Взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей Высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести ученикам материал Диалогичность общения, умение слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию

Педагогическая техника Умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия) Техника речи Выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики Внешний облик Саморегуляция психических состояний Умение видеть себя со стороны

Элементы общения Взгляд Слово Интонация Жест

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» В.А. Сухомлинский

Инструментальные ценности педагога Ценности межличностного общения (чуткость, воспитанность, жизнерадостность Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость)

Для учителя важны следующие коммуникативные умения: Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). Понимать личность ученика, его психическое состояние. «Подавать себя» в общении с учащимися. Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.

Общаться на людях. Через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность. Целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Коммуникативные эмоции: расположение чувство симпатии уважение к участникам общения желание делиться мыслями, переживаниями

Педагог должен уметь управлять своей коммуникативной деятельностью. Коммуникативные умения вырабатываются при наличии определенных коммуникативных способностей. Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность.

Профессиональное самовоспитание 1. Посетите уроки нескольких учителей и попытайтесь по тональности общения, настроению детей, общей атмосфере урока определить характер взаимоотношений учителя с детьми. Обменяйтесь впечатлениями с коллегами и попытайтесь создать целостную картину этих взаимоотношений. 2. Постарайтесь определить, какими приемами пользуется учитель, организуя общение, помогают ли они решать учебно-воспитательные задачи. 3. Попытайтесь как бы “примерить” манеру общения с учащимися разных учителей на себя и установить, что в “технологии” этого общения соответствует вашей индивидуальности, а что нет. 4. Побывайте на воспитательных мероприятиях у опытных педагогов и обратите внимание на то, как они учитывают настроение детей, их индивидуальные особенности и т. п., как это все отражается на общении. 5. Попытайтесь сравнить атмосферу на уроках у нескольких учителей и определить, чем она отличается, каковы причины этого отличия.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться; уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

В.А.Сухомлинский писал: “ А что вы чувствуете на уроке тогда, когда между учителем и учениками нет контакта, когда учитель уткнулся в поурочный план, а дети рассматривают потолок или облачко, плывущее на небе? Вам неловко перед учениками, неловко и за учителя, и за себя, и за педагогику”.

Возрастные особенности учащихся начального, среднего и старшего звена в начальных классах мыслительная деятельность учащихся полностью зависит от психических состояний (настроение, самочувствие, тревожность и активность), при чем активность влияет на все эти состояния. При авторитарном стиле активность значительно выше, но чрезмерное использование элементов авторитарного стиля резко повышает тревожность и приводит к негативному эффекту - ухудшается самочувствие детей, мыслительная деятельность учащихся;

в средних классах хорошо прослеживаются особенности подростков возраста: от самочувствия зависит не только настроение, но и все остальные параметры (психические состояния и мыслительные операции); в старших классах прослеживаются более сложные связи психических состояний и мыслительных операций. Настроение влияет на чувственное и образное мышление, активность и логику. При авторитарном стиле показатели активности, самочувствия и настроения значительно выше, чем при демократическом. Умеренные компоненты авторитарного стиля поднимают тревожность, до уровня оптимальной работы отрицательных эмоций. Создаются благоприятные условия для самореализации старшеклассников в учебной деятельности.

Не родственники мы, не домочадцы, Но я хотел бы жизнь свою прожить, Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте» всё время говорить.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Педагогическая этика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

https://cloud.prezentacii.org/18/09/67230/images/thumbs/screen2.jpg" alt="Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»" title="Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»">

Слайд 2

Педагогическая этика

«Счастье-это когда тебя понимают»

Слайд 3

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Педагогическое разрешение конфликта Заповеди педагогического общения

Слайд 4

Слайд 5

Некоторые качества педагога

Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины

Слайд 6

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Слайд 7

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе

Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Слайд 8

Требования педагогической этики:

Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом; Доброжелательное отношение к каждому учащемуся; Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи; Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.

Слайд 9

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Слайд 10

Основные признаки педагогического такта:

Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

Слайд 11

Педагогическое разрешение конфликта

Виды конфликтов: Внутренние и внешние; Межличностные и межгрупповые; Социальные; Межнациональные и межгосударственные; Потенциальные и актуальные; Прямые и опосредованные; Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные); Вертикальные и горизонтальные; Предметные и личностные; Ролевые; Мотивационные; Коммуникационные (основанные на непонимании).

Слайд 12

Правила разрешения конфликтов:

Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Слайд 13

Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Заповеди педагогического общения

Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.

Слайд 18

Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. Надлежит научиться слушать детей. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.

Слайд 19

Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Мастерство педагогического общения» - Общение. Робот. Мастерство педагогического общения. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Педагогическое общение и его функции. Локатор. Стили отношений. Бумеранг. Гамлет. Тетерев. Роли учителя в профессиональной деятельности. Стили работы. Непродуктивный стиль. Формула стиля педагогического общения.

    «Формы педагогического взаимодействия» - Уровни и типы педагогического взаимодействия. Психологический климат урока. Обучение самоанализу. Здоровьесбережение. Основные идеи педагогики сотрудничества. Тема педсовета. Типы индивидуального стиля деятельности. Учитель. Индивидуальный стиль деятельности. Педагогическое взаимодействие. Средняя школа.

    «Педагогическое взаимодействие» - Общение. Задачи обучения. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики). Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (педагоги). Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия.

    «Стили педагогического общения» - Активно-положительное отношение к учащимся. Самостоятельность и инициативу. Позиция педагога. Стиль общения и учитель. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Авторитарный стиль. Педагоги демократического стиля общения. Стили педагогического общения. Демократический стиль. Попустительский стиль.

    «Технология педагогического общения» - Уровни общения педагогов и школьников. Социальные роли. Общение и отношение. Содержание профессионально-педагогического общения. Характерные особенности некоторых манипуляторов. Структура профессионально-педагогического общения. Разновидности общения. Манипуляции в общении педагогов и школьников. Профессионально-педагогическое общение.

    «Основы педагогического общения» - ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Психологические основы педагогического общения. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Начальные. Обществоведческие. Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Естественно-математические. Аспекты педагогического общения. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.

    Всего в теме 16 презентаций

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 79 п.Вербилки Московской области Презентация «Педагогическая этика»

    Педагогическая этика «Счастье-это когда тебя понимают»

    План Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Педагогическое разрешение конфликта Заповеди педагогического общения

    Педагогическая этика Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.

    Некоторые качества педагога Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины

    Педагогическая этика-часть педагогического мастерства Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч. deon - долг и l ogos - учение), этика (от греч. ethos- нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

    Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

    Требования педагогической этики: Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом; Доброжелательное отношение к каждому учащемуся; Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи; Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.

    Педагогический такт Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

    Основные признаки педагогического такта: Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

    Педагогическое разрешение конфликта Виды конфликтов: Внутренние и внешние; Межличностные и межгрупповые; Социальные; Межнациональные и межгосударственные; Потенциальные и актуальные; Прямые и опосредованные; Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные); Вертикальные и горизонтальные; Предметные и личностные; Ролевые; Мотивационные; Коммуникационные (основанные на непонимании).

    Правила разрешения конфликтов: Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

    Правила разрешения конфликтов: Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

    Правила разрешения конфликтов: Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы»

    Правила разрешения конфликтов: Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

    Правила разрешения конфликтов: Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

    Заповеди педагогического общения Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.

    Заповеди педагогического общения Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. Надлежит научиться слушать детей. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.

    Заповеди педагогического общения Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.

    Заключение «Пойми ученика»- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.

    Спасибо за внимание!

    Список использованной литературы: В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988 Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978 http://school59.chebnet.com/sites/teacheryear/p7aa1.html http://tsput.ru/faculties_and_departments/departments/department_of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.php http://drofaural.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7275.html http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/2012-09-06-492