Смерть поэта представление образа лирического героя. «Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт

Стихотворение «Смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, в дни смерти Пушкина. Принято считать, что поэт в доме Пушкина тогда не был – болезнь помешала. В тот период служил в Лейб-гвардейском гусарском полку в Царском Селе, и под предлогом болезни он уехал в Петербург, где поселился в бабушкиной квартире, на Садовой улице. Здесь он дописал знаменитые шестнадцать строк к произведению. Ряд исследователей высказывают версия о том, что поэт мог побывать у дома Пушкина в дни его смерти. Как отмечает В.И. Кулешов, «Смерть поэта» «поражает точным знанием… всей ситуации, обусловившей гибель Пушкина. …Лермонтов мог быть осведомлен обо всем, что творилось в доме Пушкина перед дуэлью через Святослава Раевского… Многое знать он мог через Екатерину Алексеевну Долгорукую, которая была подругой Натальи Николаевны Гончаровой еще до замужества. Лермонтов был товарищем ее мужа, Р.А. Долгорукого…Но особо следует выделить роль Ивана Гончарова в качестве информатора Лермонтова. Иван Гончаров, один из братьев жены Пушкина,… служил с Лермонтовым в том же полку. Когда надо было гасить назревшую ноябрьскую дуэль Пушкина, то именно Иван был срочно откомандирован женой поэта в Царское Село, чтобы обо всем поставить в известность Жуковского… Именно Иван Гончаров по-семейному мог поведать Лермонтову о «позоре мелочных обид», терзавших сердце Пушкина» . Известно, что в одном из списков произведения был авторский эпиграф, взятый из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав»:


Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу…

Стихи Лермонтова вызвали горячий отклик среди его современников, они распространялись в десятках списков, поэт стал известным. В результате он был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
«Смерть поэта» мы можем отнести к гражданской лирике, с элементами философского раздумья. Основная тема произведения – трагическая судьбы поэта в современном обществе. С точки зрения жанра произведение синтезирует черты элегии, оды, сатиры и памфлета.
Стихотворение насыщено литературными реминисценциями. Так, начало его напоминает нам о пушкинской поэме «Кавказский пленник»: «Погиб поэт! – невольник чести». Другая строчка («Поникнув гордой головой») содержит реминисценции из пушкинских стихотворений «Поэт» («не клонит гордой головы») и «Андрей Шенье» («Ты не поник главой послушной»). Назвав поэта «невольником чести», автор затем говорит о другой «неволе» – жизни поэта в «душном свете»:


Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Так постепенно открывается читателю внутренний облик поэта – человека гениального, обладающего чувством собственного достоинства, тонкого, ранимого, одинокого, готового защищать свою честь. Но вместе с тем имя поэта не названо, и образ его предельно обобщен в стихотворении. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации.
Поэт пал «с свинцом в груди», смерть обрисована символически («Увял торжественный венок»). Здесь мы можем отметить жанровые черты оды: использование символов вместо бытовой конкретизации, употребление выражений высокого стиля.
Одновременно здесь намечается и образ светского мира, который не способен оценить и сберечь гения, который предстает перед нами как злая, жестокая гонителей толпа:


Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?

Имени «убийцы» автор также не называет в стихотворении, образ этот тоже достаточно обобщен. Вместе с тем Лермонтов использует прием антитезы: «убийца» противопоставлен Поэту по своим душевным качествам. «Пустое сердце», «подобный сотням беглецов», охотник за «счастьем» и «чинами», человек, презирающий чужую культуру и обычаи. В авторском голосе здесь появляются гневные, обличительные интонации, мы чувствуем его страстное негодование:


Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Во второй части стихотворения появляются грустные, элегические ноты, элегическая лексика и образы. Говоря о трагической судьбе Поэта, автор сравнивает его с Ленским и Андреем Шенье, которому адресовал свое произведение Пушкин:


И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.


Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Одновременно здесь продолжает развиваться тема светского мира, людей подлых и жестоких, способных на обман, ложь, предательство, коварство, интриги:


Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?

Именно вступив в этот круг «клеветников ничтожных», Поэт сделал себя уязвимым, обрек себя на гибель. Здесь автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот изначально неразрешим, что придает произведению элемент трагедийности.


И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами надели на него;
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело…

В финале стихотворения появляются черты сатиры, памфлета. Здесь звучат гневные обличительные ноты. Автор не скрывает своего гнева, напоминая гонителям Поэта о божьем суде:


Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель, выносит им страшный приговор:


И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

В последней части мы также встречаем литературные реминисценции. Тема «новой знати» вызывает в нашей памяти стихотворение Пушкина «Моя родословная», а строчка «Таитесь вы под сению закона» напоминает нам пушкинскую оду «Вольность» («Склонитесь первые главой под сень надежною закона»).
Композиционно в произведении выделяются три части. В основе первой части лежит принцип антитезы – противопоставления Поэта и убийцы. Во второй части автор передает свое чувство грусти и сожаления о безвременной гибели Поэта и создает образ светского мира как некоего замкнутого круга, из которого нет спасения. Третья часть – гневная, обличительная инвектива бездушной толпе гонителей Поэта. Как отмечает С.И. Кормилов, «стихотворение обладает элементами сюжета, как повествовательное произведение… и вместе с тем оно имеет форму монолога с риторическими вопросами и восклицаниями, напоминающего театральный. <…> Автор обращается… к разным «слушателям», в основном к тем, кто может ему (и Пушкину) сочувствовать, но внешне это никак не выражено, зато в двух местах… слово автора прямо адресовано гонителям поэта. Такое оформление монолога не случайно. Мы видим продолжение неравного поединка – одного против всех. Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом (во второй части – вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрестная, кольцевая, парная. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («на ловлю счастья и чинов», «Свободы, Гения и Славы палачи»), сравнения («Угас, как светоч, дивный гений»), эпитеты («гордой головой», «смелый дар», «дивный гений», «чудной силой»), анафору («Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным…»), ассонанс («Поникнув гордой головой») и аллитерацию («Пал оклеветанный молвой»).
Стихотворение было высоко оценено современниками поэта. А.В. Дружинин писал: «Когда погиб , перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека. Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и на владычество» .

1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М., 2005, с. 228.

2. Дружинин А.В. Сочинения Лермонтова. – Воспоминания. Собр. соч., т. 7, СПб, 1865, с. 431.

Традиционно творчество Лермонтова делят на три периода: 1828 - 1832 (время ученичества, поиска своего пути, собственного голоса, осознания своего дара), 1833 - 1836 (годы становления, поиска собственных тем, окончательное определение позиции лирического героя поэта по отношению к миру), 1837 - 1841 (последний период творчества начинается стихотворением «Смерть поэта», после появления которого Лермонтов, как когда-то Байрон после выхода в свет двух первых песен «Паломничества Чайльд Гарольда», «проснулся знаменитым»; мыслящими людьми России Лермонтов воспринят как законный наследник Пушкина, однако молодой поэт идет не по пути развития и углубления реализма, а продолжает и завершает, по мнению исследователя В.С. Баевского, эпоху высокого романтизма в русской поэзии).

Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова - летопись становления души, и в этой исповедальности, абсолютной искренности - художественное открытие автора. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии - цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Одинокий герой противостоит толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же тип героя, однако необходимо помнить, что в «Демоне», например, воплощен «пессимистический», а в «Мцыри» - «гармонический вариант лирического героя». Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к свободе, как герой поэмы «Мцыри».

Творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм (русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами, что не могло не отразиться в поэзии Лермонтова). Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях свободы, личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности мировидения поэта.

Лермонтов погружается в исследования сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека - удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. Романтическое двоемирие, как замечает В.С. Баевский, представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более упорно лирический герой поэта стремиться прочь от нее - к небу, к идеалу, в мир своих воспоминаний, своей души. Но и душа героя подвержена разъедающему, отравляющему влиянию мира. В традиционный «внешний» конфликт романтизма (личность и мир) Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе самого человека. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком», тем самым определив новизну, странность для общества и такого типа сознания, подобной психологии личности. Своеобразие лермонтовского героя заключается как раз в том, что временами он устремлен к слиянию с природой, душа его открыта добру, любви, Богу. Таково стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», завершающееся строками:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Но временами «мировая скорбь», вызванная неудовлетворительным состоянием мира, где нет места могучей личности, оборачивается в лирике поэта разъедающим душу скепсисом. Вот как подводит итог скорбным размышлениям о жизни герой стихотворения «И скучно, и грустно»:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка…

В лермонтовском творчестве нередко можно обнаружить стихи, контрастные по настроению, в них выраженному, но написанные почти одновременно: («Ветка Палестины» и «Узник» (1837), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и «Не верь себе…» (1839)). Таким образом, пессимистическое мировосприятие в душе лирического героя соседствует, переплетается со стремлением к гармонии, тягой высокому и вечному, что характерно для всей лермонтовской поэзии. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому так мало в лермонтовской лирике отражения внешней жизни: все его внимание сконцентрировано на духовном пути героя. Лучше всего он сам сформулировал свой основной творческий принцип в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Лирический герой Лермонтова сам творит свою Судьбу.

Один из важнейших мотивов творчества Лермонтова - Земля и Небо в противостоянии их символических значений. Издавна Небо и Земля символизировали Дух и Плоть, возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет абстрактные философские категории личностным содержанием. Для него нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Поэт видит смысл этих понятий лишь при соотнесении их с конкретной личностью. И тогда в его творчестве начинают равноправно существовать пантеистические (пантеизм (от гр. pan - все и theos - бог) - религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества) и богоборческие мотивы. Осмысливая библейские сказания, он стремится воссоздать (без поправки на века толкований) изначальный их смысл, увидеть плоть этих легенд. И тогда его Демон перестает быть вместилищем порока. Перед нами открывается мятущаяся душа падшего Ангела, усомнившегося в мудрости Бога, в однозначности Добра - и отвергшая и Добро, и Бога. Таким образом, сомненье, то есть духовный поиск - исток зла, проклятье. Но этим «злом» движется мир. Безусловная вера в мудрость Бога приводит к статике, к остановке на духовном пути, к тупику. И «Дух отрицанья, дух сомненья», Демон избирает свой путь - путь бесконечного одинокого поиска. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова столкновение непримиримых идей вечного сомненья и безусловной веры.

В стихотворении «Ангел» поэт создает картину начала земного пути души. В «мир печали и слез» душа попадает, сохранив воспоминание о «песне святой» Ангела. Это воспоминание претворяется в тягу к идеалу, к абсолютному совершенству, - тягу, томящую душу:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

И это же «воспоминание» души о Небе, о недостижимом идеале, становится дьявольским искушением:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня.

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

(«Мой демон», 1831)

Но в сложном, противоречивом духовном мире лермонтовского лирического героя сомнение и искус могут привести к вере:

Когда б в покорности незнанья

Нас жить создатель осудил,

Неисполнимые желанья

Он в нашу душу б не вложил,

Он не позволил бы стремиться

К тому, что не должно свершиться,

Он не позволил бы искать

В себе и в мире совершенства,

Когда б нам полного блаженства

Не должно вечно было знать.

(«Когда б в покорности незнанья…», 1831)

Земля и Небо в понимании Лермонтова не просто противостоят друг другу. Они, выражая разнонаправленные силы, существуют только в своем единстве, более того - во взаимопроникновении. Прочтем стихотворение 1830 года «Ночь I», попробуем вникнуть в суть этой поэтико- философской медитации. Что происходит с человеком в момент смерти, что обретает душа, «не слыша на себе оков телесных», воистину ли тело - темница души, оковы, не позволяющие ей свободного полета в бесконечности? Вот душа освободилась от пут земной жизни - и что же?! Тело, бывшее при жизни лишь тюрьмой, оказывается не оковами души, но ее естественным продолжением. При виде разлагающегося тела душа испытывает физические страдания, «судорожную боль». Только вдумайтесь: судорожная боль - души! Дух и Плоть оказываются едины, Земля и Небо в человеке - неразрывны. Удивительное философское осмысление этой трагической сути человека дает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:

Есть время - леденеет быстрый ум;

Есть сумерки души, когда предмет

Желаний мрачен: усыпленъе дум;

Меж радостью и горем полусвет;

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог,

В одном все чисто, а в другом все зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

Это стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя Лермонтова. Человек сложнее просто чистоты и просто зла, поэтому его душа состоит из сопряжения ангельских и демонских сил. Этот хаос противоречий по самой сути своей устремлен к достижению гармонии, ибо хаос не самодостаточен. Поэтому так важен космический масштаб лермонтовского творчества: тяготение к Космосу как к высшей гармонии, абсолютному Идеалу - естественный и единственный путь преодоления внутренних противоречий личности.

Мотив странничества, скитальчества - еще один важнейший мотив в творчестве поэта. Тема странничества, как известно, достаточно широко разрабатывалась в западноевропейской романтической литературе (у Байрона, немецких романтиков), в русской поэзии к ней обращались В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин. «Скитальцами», «странниками» часто осознавали себя и сами поэты-романтики, и в том числе Лермонтов, писавший в 1832 году:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой…

А через пять лет - в 1837 году в стихотворении «Молитва» - напишет:

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника, в свете безродного...

В этом выразился классический стереотип романтического поэта (странник, противостоящий миру), соединяющий в себе одновременно «избранничество» и «гонения». Перед нами особое - добровольное - одиночество странника, когда отторжение от окружающего мира становится для лирического героя не клеймом проклятия, а знаком избранности:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой…

(«К***» («О, полно извинять разврат!»), 1830)

Но мотив странствия, скитальчества выходит у Лермонтова за пределы конкретной, индивидуальной судьбы поэта и становится выражением судьбы всего современного автору поколения. В зрелом творчестве Лермонтова этот традиционно романтический мотив становится одним из центральных. Достаточно вспомнить условно-символические образы листка-«странника» («Листок»), тучек небесных - «вечных странников» («Тучи»), «странниками» становится и целое поколение в лермонтовской «Думе», особым образом «странничество» интерпретируется в поэме «Мцыри». Мотив странствия является одним из ведущих и в романе «Герой нашего времени».

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компедиум. - Смоленск: Русич, 1994.

М.Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

Время создания

Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки…». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

Тема

Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы, божественный дар поэта и его обречённость на гибель.

Главная мысль (идея)

Хотя речь в стихотворении идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречён на одиночество, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир - причина его гибели.

Поэтика

Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырёх-, пяти-, шестистопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть - описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство - неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображён романтический образ Поэта.

Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нём отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идёт не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

Ещё одно ключевое слово второй строфы - «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы.

Следующая часть стихотворения - именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сражённый, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским.

Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шёпот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм».

Финальная часть стихотворения - гневная и обличительная речь, обращённая к «светской черни». Лирический герой прямо выражает своё отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью проставленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата».

Пафос стихотворения выражают такие приёмы: восклицания («Погиб поэт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сражённый», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навёл удар»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде … и убит! Убит!», «Что ж? Веселитесь…»), эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой»); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него»); сравнение («как светоч»).

Сочинение

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (”Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”).

Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в “Думе” (”Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (”Парус”), желание активно бороться за нее (”Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” - второй важнейший лермонтовский мотив (”Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (”Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (”Тучи”), узником (”Желание” - 1832, “Узник”, “Соседка”). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир.

Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (”Пророк”). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас- крывают строки из “Думы”:

* И царствует в груди какой-то холод тайный,
* Когда огонь кипит в крови”,

жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности:

* И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
* Такая пустая и глупая шутка”;
* И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
* Глядя насмешливо назад”

”Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (”Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (”На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (”…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви -

* Любить… но кого же? на время - не стоит труда,
* А вечно любить невозможно”.

Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”. Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” - очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (”Я к вам пишу случайно”).

Народ помогает герою обрести родину. Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (”Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.

Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще.

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка…” Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова.

И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.

Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: …Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.

В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его.

Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

* Проснешься ль ты опять,
* Осмеянный пророк,
* Иль никогда на голос мщенья
* Из золотых ножон не вырвешь
* Свой клинок,
* Покрытый ржавчиной презренья!

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Злобина Анастасия

Данная исследовательская работа содержит сравнительный анализ нескольких стихотворений, написанных разными поэтами, одновременно откликнувшимися на смерть Пушкина. Обучающаяся анализирует язык, стиль, систему образов, эмоциональное состояние авторов, что сближает и что отличает друг от друга данные лирические произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области

Исследовательская работа

Сравнительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» со стихами современников, также откликнувшихся на гибель А. С. Пушкина

Выполнила Злобина Анастасия

ученица 9 Б класса

Руководитель работы

учитель русского языка и литературы

Серебрякова Елена Витальевна

2014 Оглавление

  1. Введение стр.2
  1. Глава 1 Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова стр.3

Глава 2 Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» стр.4

Глава 3 Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф.Тютчева и А. Полежаева

Параграф 3. Тема возмездия стр.6

  1. Заключение стр.7
  1. Библиографический список стр.8
  1. Приложение стр.9-11

Введение

Актуальность исследования

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. За 27 неполных лет своей жизни Лермонтов оставил уникальное творческое наследие, сочетающее в себе гражданские, философские и личные мотивы и имеющее исключительное значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.

Как А. С. Пушкин, так и М. Ю. Лермонтов задумывался о судьбе поэта в обществе и в мире, но, в отличие от Пушкина, для которого участь поэта могла быть печальна, но могла быть и наполнена радостью творчества, восторгом вдохновения, для Лермонтова она была часто трагична и связана с непониманием и гонением. Подтверждение своим мыслям о тяжкой и суровой доле певца-поэта Лермонтов нашел в гибели Пушкина.

На смерть А. С. Пушкина откликнулся не только Лермонтов, но и многие другие современники. У кого из известных в России поэтов того времени есть стихи на эту тему, как в них воспринимается это трагическое событие, в чем увидели поэты причину гибели Пушкина? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе.

Проблема

Каким видел Лермонтов отношение к поэту и какой видел судьбу поэта в современном обществе?

Цель исследования

Выявление новаторского, революционного характера стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в сравнении со стихами современников, посвященными этой же теме.

Задачи исследования

1. Выявить чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

2. Раскрыть характер лирического героя в стихотворении «Смерть поэта»

3.Провести наблюдения над темой, проблематикой, языком, стилем, системой образов, изобразительно-выразительными средствами выбранных стихотворений

4. Выяснить, как в стихах разных поэтов

*объясняется причина гибели А. С. Пушкина

*отображается образ убийцы А. С. Пушкина

*поднимается тема возмездия

Основная часть

Глава 1

Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

Поэзия Лермонтова – явление сложное, порождённое определённой исторической эпохой. Страстное желание понять своё назначение, понять психологию героя своего времени, понять исторические судьбы Родины и народа – всё это определило содержание и стиль лермонтовской лирики. Глубокий психологизм, тонкий анализ человеческой души, в первую очередь своего собственного внутреннего мира, гневные обличения – таковы особенности творчества Лермонтова, определившие его язык и стиль.

Для ранней лирики Лермонтова характерны тоска по свободе, ненависть к рабству, вера в неизбежную гибель тирана. В лексике широко используется словарь декабристской лирики, слова – символы, связанные с идеалом свободы и ненавистью к рабству: рабство, цепи, отчизна, свобода, святая вольность, тиран и т.д. Эти слова знакомы нам по произведениям Рылеева, Грибоедова, молодого Пушкина.

Но у Лермонтова по- иному звучат мотивы и образы декабристской поэзии. В стихах Рылеева и молодого Пушкина мы слышим ораторские интонации, бодрый, оптимистический призыв к борьбе. Жажда деятельности наполняет и стихи юного Лермонтова, но они приобретают пессимистическую окраску, так как поэт осознаёт неосуществимость своих желаний.

Лирический герой раннего Лермонтова обращается к самому себе или близкому другу, он не произносит речей, а размышляет над своей судьбой, пытается разобраться в своём внутреннем мире. Его стихи - не призыв к борьбе, а лишь тоска по борьбе («так жизнь скучна, когда боренья нет…»), глубокие мучительные раздумья.

Глава 2

Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

29 января 1837 года лучших людей России поразила страшная весть: Пушкин смертельно ранен на дуэли. Их гнев и скорбь, их чувства и мысли выразил дотоле никому не известный молодой поэт – М.Ю. Лермонтов. Герцен сказал, что выстрел Дантеса, убившего Пушкина, разбудил душу Лермонтова.

Всенародное горе, страстное негодование заставили по-новому зазвучать поэзию Лермонтова. От раздумий и самоанализа поэт обращается к гражданской лирике. Перед нами уже поэт-оратор, поэт-трибун, и голос его звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Стихотворение представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой - плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…») Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.

Лирический герой стихотворения говорит не только о себе, он выступает от имени лучших людей России. Если раньше он лишь предчувствовал неизбежность гонений, то теперь он безбоязненно совершает гражданский подвиг, во всеуслышание обвиняя высокопоставленных убийц Пушкина и зная, что за это ждёт его неизбежная кара.

Чем особенно близок ему погибший поэт? Лермонтов видит в его жизни то же непримиримое противоречие, которое определяет и его положение в обществе: «свободный, смелый дар», «сердце вольное», «пламенные страсти» - и «завистливый и душный свет». Конфликт Поэта с окружающим его миром выглядит трагически неразрешимым. Родную душу увидел Лермонтов в своём старшем собрате, и образ поэта, нарисованный им, - это не только образ Пушкина, но и образ лирического героя самого Лермонтова.

Глава 3

Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Полежаева

Гибели Пушкина посвятили свои стихи и другие поэты: В.А. Жуковский («Пушкин»), Ф.И.Тютчев («29 января 1837 года»), А.Полежаев («Венок на гроб Пушкина»).

Глубокая скорбь звучит во всех стихах, все поэты горестно оплакивают безвременно погибшего гения. Несколько особняком стоит по-своему замечательное стихотворение Жуковского. Прямо, непосредственно горе в нём не выражено, но глубоко трогает самый тон раздумий над прахом усопшего, самый образ мёртвого поэта, так просто нарисованный в стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мёртвому прямо в глаза…

Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы

Никто с такой ясностью, гражданской смелостью не обличал виновников гибели Пушкина, как автор «Смерти поэта».

Лермонтов открыто обвиняет в гибели Пушкина всю придворную клику, правящую знать, раболепствующую толпу, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника - «невольника чести». Он дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»- это новая знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия». «Подлые»- значит не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. Николай 1особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово.

Лермонтов характеризует Дантеса, убийцу Пушкина, как ничтожество, жадного карьериста: он не просто «искатель счастья и чинов», он отправляется в Россию на их «ловлю», он не только ищет, он ловит чины и богатства. Дантес презирает язык России, то есть её культуру, поэзию, народ.

Жуковский не говорит о причине гибели Пушкина, никого не обвиняет, и мысли его над прахом Пушкина – это мысли о таинствах смерти, о загробной жизни, о вечном покое:

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:

«Что видишь?»

Другие поэты, в отличие от Жуковского, говорят не только о гибели Пушкина, но и о её причинах. Однако говорят они об этом глухо, туманно, полунамёками, никого прямо не обвиняя, не делая никаких политических выводов. А. Полежаев выражает глубокую скорбь, но весьма неопределённо говорит о причинах несчастья:

Когда рука его сулила

Нам тьму надежд, тогда сразила

Его судьба, седой палач!

Однажды утро голубое

Узрело дело роковое…

О, плачь, Россия, долго плачь!

Здесь иначе, нежели у Лермонтова, рисуются обстоятельства и причины гибели Пушкина. Это – «дело роковое», во всём виноваты судьба, рок. И Лермонтов, и Полежаев используют образ «палача»; но Полежаев говорит: «сразила его судьба, седой палач», а Лермонтов считает, что во всём виноваты «Свободы, Гения и Славы палачи».

Тютчев об убийце Пушкина говори т так:

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймён.

Параграф 3. Тема возмездия

При сопоставлении концовки лермонтовского и тютчевского стихотворений (в стихотворении Полежаева тема возмездия отсутствует) мы видим, что оба поэта апеллируют к Божьему суду. Но Тютчев решает эту тему в духе христианской религии. Обращаясь к Пушкину, он говорит:

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Здесь речь идет о примирении (в таком смысле, как принято было говорить: «Бог ему судья»), а у Лермонтова «Божий суд» - условный образ, и грозит этот суд расплатой, местью, кровопролитием. Понятно, почему из всех поэтов, посвятивших свои стихи гибели Пушкина, каре подвергся один Лермонтов и почему именно его стихи распространились по всей России.

М. Горький сказал о Лермонтове: «…и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести».

Заключение

Революционность лермонтовского стихотворения, отличающая его от других стихов на эту же тему, определила и его реалистичность- реалистичность образов и языка, также отличавшую его от стихов Жуковского, Тютчева, Полежаева.

Реализм «Смерти поэта» проявляется прежде всего в том, что Лермонтов раскрывает типический конфликт своей эпохи - конфликт между самодержавно-крепостнической монархией, правящими кругами и передовыми силами русского общества. Образы Лермонтова исторически и социально конкретны. Рисуется не отвлеченный образ поэта – вдохновенного певца, а типический, конкретный образ поэта, живущего в условиях самодержавно-крепостнического строя.

Библиографический список

1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной._М.: Просвещение, 2014. - 416с.

2.Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст]/ Висковатов П. А.- М.: Современник,1987. – 520с.

3. Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.-416 с.

4. Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А. Изучение языка писателей [Текст] / Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А.-М.;Учпедгиз, 1961.- 303с.

5.Федоров Л. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина [Текст] /: статья /Лит. в школе,1967. №3 - с.32