Поздние скифы. История змиевского края Они вовсе не романтики

Небольшая подборка примеров древних пластов, стоянок на территории России.

Костенки

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.


Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.


Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Сунгирь

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.


Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.


Реконструкция облика человека из захоронения.


Находка при раскопках.


А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Быки

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994—1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.


План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева - план г. Аркаим в том же масштабе. Справа - статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

Кобяково городище

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.


Вид Кобякова городища с реки Дон.


Находки, сделанные при раскопках:


Амулеты из египетского фаянса


Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.


Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое. Триполье


Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 - контуры жилищ, 2 - контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 - хозяйственные ямы? 4 - береговая низина.

Плотность застройки различна - от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов - до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.


Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам - это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка - Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.


Обратите внимание - у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам . Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках - встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана - тысячи километров.

Линия антропогенеза Русской равнины - женщины. [

Вполне обычные, современные лица без наличия «дикости» на лице. Так может быть, эти культуры - пласт одного времени? Только погребены были под разные толщи глина и грунта и здесь ученые дают им разный возраст. Судя по списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

PS: Историю нужно обязательно рассматривать не локально (например Московской или Киевской Руси), а глобально, только так открываются многие "тайны".

30, 20, 10, 5 тыс лет назад - по всей Евразии была единая Скифская (европеоидная) культура - Цивилизация. Отсюда понятен смысл книги Мавро Орбини "Славянское царство" о том, что:

«Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…».

___________________________________
Ю. А. Коловрат

Население Змиевщины сер. VII - III вв. до н. э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным.

Главным письменным источником в изучении скифского периода истории Змиевщины являются археологические материалы и сообщения древнегреческого историка Геродота. В своей «Истории» Геродот упоминает Северский Донец: «… восьмая река - Танаис . Она … впадает … в … озеро под названием Меотида (оно отделяет царских скифов от савроматов). В Танаис впадает другая река, по имени Сиргис» .

В то же время, по данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в VII - III вв. до н. э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от культуры степных кочевников скифов .

Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VII - III вв. до н. э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа . П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) .

В результате сложного взаимодействия различных культур, принадлежавших различным этническим группам, в лесостепной зоне Восточной Европы ещё в доскифское время начала формироваться своеобразная историко-этнографическая область. С установлением господства скифов в степях Северного Причерноморья, между ними и лесостепными земледельцами устанавливаются тесные культурно-экономические связи. Межплеменное разделение труда обеспечило взаимовыгодную торговлю. В результате и у тех и у других племён распространяются общие типы вооружения, конской упряжи и украшений, которые нередко имеют изображения, оформленные в т. н. зверином стиле. При этом специфические особенности культуры лесостепной общности сохраняются на протяжении всей скифской эпохи. Поэтому скифские памятники лесостепной части Украины называют лесостепной культурой . В бассейне Северского Донца была распространена северскодонецкая (другое, неверное, название - севернодонецкая) группа памятников данной культуры. Городища, селища и курганы этого периода сосредоточены главным образом на правом берегу Северского Донца, по рекам Уды и Мжа.

Памятники скифского времени на Северском Донце впервые привлекли внимание таких знатоков края, как Н.В.Сибилёв, С.А.Локтюшов и А.С.Федоровский ещё в начале ХХ в. После 1917 г . они изучались Н.М.Фуксом, С.А.Семёновым-Зусером, И.И.Ляпушкиным, И.Ф.Левицким. Наибольшие заслуги в изучении этих памятников принадлежат Б.А.Шрамко и П.Д.Либерову . Скифские городища и селища бассейна Северского Донца изучали А.А.Моруженко, В.П.Андриенко, В.Е.Радзиевская, В.Г.Бородулин. Значительный вклад в открытие и изучение памятников скифского времени внесли И.П.Костюченко, Е.В.Пузаков, Ю.Н.Шкорбатов, В.З.Фрадкин, Я.И.Красюк, Т.И.Щетинин и др. . В последнее время очень интересные материалы, относящиеся к истории лесостепного населения Змиевщины в VII - III вв. были получены во время раскопок, проводившихся под руководством Ю.В.Буйнова и А.В.Бандуровского . В настоящий момент изучением скифских древностей на территории Змиевского края занимаются В.В.Колода, Д.С.Гречко, Г.Е.Свистун, И.Б.Шрамко и др.

Хронологически скифская лесостепная культура подразделяется на три периода:

  • раннескифский (сер. VII - пер. пол.VI вв. до н.э.);
  • среднескифский (вт. пол. VI - V вв. до н.э.);
  • позднескифский (кон. V - нач. III вв. до н.э.) .

Население Левобережной Лесостепи концентрировалось несколькими группами по течению основных рек. Одна из них заселила лесостепное течение Северского Донца. Очевидно, в таком размещении отразилось естественное деление этих групп на племена. Каждое из этих территориальных племенных образований имело определённые особенности материальной культуры, составлявшие их этнографические признаки .

Характерной особенностью населения Левобережной Лесостепи скифского времени является то, что в IV в. до н.э., в пору наивысшей агрессии кочевых скифов, местный этнос, его культура и хозяйственная жизнь не пришли в упадок, как это произошло на Правобережье. Наоборот, в IV в. до н.э. здесь наблюдается рост и расцвет хозяйственной и культурной деятельности. По-видимому, население этой территории в меньшей степени, чем его западные соседи, подвергались опустошительным набегам степняков .

Исследователи предпринимали неоднократные попытки отождествить лесостепную археологическую культуру с конкретным этнонимом, из тех, что приводит Геродот в своём перечне. В соответствии с гипотезой А.И.Тереножкина и В.А.Ильинской, на Левобережной Украине следует локализовать геродотовых скифов-земледельцев .

Такого же мнения придерживаются авторы десятитомной «Истории Украинской ССР» (см. рис. на переднем форзаце). Население, жившее между верховьями Дона и Днепром, Геродот называет гелонами и сообщает о них следующее: «Гелоны … занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб» . Этим гелоны резко противопоставляются скифам-кочевникам. Б.А.Рыбаков локализовывал гелонов на Левобережье, в т.ч. и по Северскому Донцу (см. рис.) .

Но, скорее всего, отождествлять гелонов с носителями лесостепной культуры неверно, ибо немного ранее Геродот сообщает: «Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов» . Считать население лесостепной культуры будинами так же ошибочно, так как их ареал обитания - это лес: «…вся земля их покрыта лесом» .

Рис. 1.

Источник: 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 57

Рис. 2.

Источник: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - Репринт. изд. 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 62

По мнению харьковских учёных В.В.Скирды, Б.П.Зайцева и А.Ф.Парамонова племена лесостепной культуры следует отождествлять с меланхленами . Этой точки зрения придерживаются также Б.А.Шрамко , В.К.Михеев и автор данных строк . Основой данного мнения служит следующее. Исследователями отмечено, что в формировании восточнославянского племени северян (волынцевская и роменская археологическая культура) принял участия определённый иранский (позднескифский и сарматский) элемент. Например, сам этноним сѣверопроисходит от иранского sēv- «чёрный» . Поразительная параллель с меланхленами, чьё имя переводится как «люди в чёрных одеждах» ! В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что рассматриваемый этноним мог быть связан с индоиранским savya-, имеющим различные пространственные значения . Это даёт основание предполагать, что имя северян может быть увязано с племенами меланхленов «чёрных плащей», описанными Геродотом . Кроме того, устройство святилищ лесостепной скифской культуры во многом схоже со святилищами северян, о чём будет сказано ниже, в третьей главе. По предположению В.В.Седова, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, обитавшая в Днепровском лесостепном Левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и восприняли старый этноним . Неясным является лишь время этого события.

Рис. 3.

I - древности с городищ (1, 6, 8 - Бельское; 2-5, 7, 9 - Басовское); II - древности из курганов возле с. Аксютинцы (10 - курган № 3 в уроч. Стайкин Верх; 11-15 - Старшая Могила).

Источник: Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. - Вид. 2-е, доп. і перероб. - Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005. - С. 180

Необходимо отметить, что И.С.Винокур и Д.Я.Телегин считают меланхленов носителями юхновской археологической культуры и размещают их севернее лесостепной культуры. Судя по топонимике, юхновцы принадлежали к числу балтских по языку племён, родственных по своему этносу современным латвийцам и латышам .

Рис. 4.

Источник: Велика Скіфія. - 1 6 500 000 // Україна. Історичний атлас. 7 клас. - К.: Мапа, 2008. - С. 5

Таким образом, вопрос об этнической принадлежности население скифской лесостепной культуры Змиевщины сер. VII-III вв. до н.э., остаётся открытым. Тем не менее, учитывая сложность и неоднозначность этнической идентификации населения нашего края означенного времени, в дальнейшем своём повествовании мы будем именовать местное население этого периода лесостепными скифами.

Рис. 5.

Источник: История Украинской ССР: В 10 т. - К.: Наукова думка, 1982. - Т. 1. Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества, Киевская Русь /до второй половины XIII в./

Лесостепная часть бассейна Северского Донца в скифскую эпоху была густо заселена. Всего здесь известно более 150 открытых поселений и городищ . Поселения лесостепных скифов на территории Змиевского края представлены городищами и селищами. Характерно, что на Змиевщине поселения изучены лучше, чем курганы. Поселения лесостепной культуры расположены главным образом на правом берегу Северского Донца и по его правым притокам, в частности: на Мже, Удах, Гомольше .

На сегодняшний день в бассейне Северского Донца насчитывается 18 городищ. Некоторые из них расположены на территории Змиевщины: Водяное, Мохнач, Короповы Хутора, Бльшая Гомольша, Северское городище, Тарановское и, вероятно, Сухая Гомольша . Думается, что в этот список следует добавить Змиево городище . Также имеются сведения о существовании скифского городища на территории с. Островерховка .

Рис. 6.

Источник:

Традиционно исследователи считают, что возникновение городищ на Змиевщине следует связывать с расширением экспансии скифов и нарушением стабильности в Северном Причерноморье. В частности, Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун пишут: «Вряд ли укрепления возникали хаотически при отсутствии какой-либо угрозы, поскольку их сооружение требовало огромного количества материальных и людских ресурсов. Характерно, что местная племенная группировка укрепляла поселения, расположенные вблизи Муравского шляха» . Однако В.В.Колода придерживается иного взгляда. По его мнению, причиной продвижения скифоидного населения из бассейнов Ворсклы, Псла и Сулы на территорию Змиевщины могла быть необходимость хозяйственного освоения новых земель, связанная с экстенсивным, а потому экологически рискованным ведением хозяйства .

Рис. 7. Реконструкция защитных сооружений скифского времени на Мохначанском городище

Источник: Гречко Д. С., Свистун Г. Є. Деякі питання вивчення лісостепових городищ скіфського часу на Сіверському Дінці // Археологія. - 2006. - № 4. - С. 20

Технологию сооружения защитных сооружения скифских городищ великолепно реконструировали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун. В основе фортификации находился вал, сооружавшийся следующим образом. Сперва, по линии будущего вала сжигалось огромное количество дерева. Поверх образовавшейся раскалённой зольной подушки ложился слой увлажнённой глиняной массы, в которую вставляли засечённые вверху колоды. Глиняный слой прожигался температурой зольной подушки и превращался в подобие кирпича. Затем глиняная сердцевина сооружения закрывалась насыпью вала .

В 1953 г . Б.А.Шрамко исследовал Змиево городище, больше известное в археологии как Гайдары-1 (урочище Буцера). В отчёте отмечены невыразительные фрагменты лепной посуды, предположительно скифского времени. Подъёмный материал, собранный в разное время А.С.Федоровским, Н.К.Фуксом, М.И.Саяным и В.В.Дидыком, свидетельствует, что в раннем железном веке здесь существовало скифское селище лесостепной культуры . Предполагавшееся некоторыми исследователями наличие на данном памятнике оборонительного вала скифского времени , остаётся невыясненным.

Городище, расположенное у с. Сухая Гомольша - многослойное, также содержит материалы, свидетельствующие о пребывании в этих краях лесостепных скифов. Предположительно, оно возникло в скифскую эпоху , хотя сомнения по этому поводу высказали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун . Общая площадь городища 2 га . Оно состоит из цитадели и двух предградий .

На территории с. Островерховка расположено скифское городище IV - III вв. до н. э. Во время раскопок здесь выявлено наземное жилище .

В с. Большая Гомольша на мысе левого берега реки Гомольши расположено скифское городище V - III вв. до н. э., площадь которого около 7 га . Городище окружено валом и рвом. В 1928 - 1929 гг. в окрестностях городища найден бронзовый котёл скифского типа. Здесь же, В.З.Фрадкиным и В.П.Андриенко в 1968 г . обнаружены два селища. Первое селище расположено в 1 километре к востоку от села, на пашне. Оно имеет площадь 150×70 м. Второе находится в урочище Засемёново, на мысе правого берега реки Гомольша, в 1 км к югу от животноводческой фермы, у северо-восточной окраины села, с площадью 500×300 м .

Между сёлами Водяное и Красная Поляна имеется городище. Оно расположено на высоком мысе правого берега реки Уды, в урочище Холодный Яр. Мыс с напольной стороны ограждён валами и рвами. Площадь городища составляет 2, 54 га . Раскопки, проводившиеся Б.А.Шрамко в 1952 г ., показали, что городище двухслойное - с отложениями скифской эпохи и роменской культуры .

Интереснейшим памятником истории нашего края является городище Коробовы хутора, расположенное возле с. Коробово, на левом берегу реки Северский Донец, на песчаных дюнах около леса. Раскопки, проводившиеся под руководством Б.А.Шрамко в 1953-1954 и в 1970 гг., показали, что оно двухслойное. Нижний его слой относится к скифскому периоду времени. Площадь Коробовского городища составляет 1,5 га . Главный двор его с трёх сторон окружён рвом и валом с остатками каменной кладки от стен. Также, в районе с. Коробова найдены три античные пантикапейские монеты . Вал скифского времени был насыпан из песка, а с боку усиливался, очевидно, рядом засечённых колод. Этот вал датируется типично скифской керамикой и фрагментом точильного бруска с отверстием для подвешивания, характерного для скифской эпохи .

Среди археологических памятников Змиевщины особенное внимание исследователей всегда привлекало внимание городища, расположенное в пределах современного с. Мохнач. Памятник площадью приблизительно 12,5 га размещён на высоком мысе правого берега Северского Донца между заплавой и одной из глубоких балок, выходивших к ней с северо-западной стороны. Защитные сооружения Мохначанского городища начали строиться в раннем железном веке, но, скорее всего, скифы не довели строительство фортификаций до конца, что и привело к разрушению городища . Рядом с городищем, по обе стороны Донца располагались 7 скифских селищ. Данные поселения занимали первую надзаплавную террасу левого и склоны правого берегов реки .

У пос. Кочеток (Чугуевский район) обнаружены два селища скифской эпохи с зольниками и городище. Они расположены на высоком правом берегу Северского Донца, около устья его притока - реки Большая Бабка. Ещё одно многослойное селище также имеет скифские отложения .

Одно из поселений скифского времени расположено в с. Аксютовка. Здесь найдены четыре бронзовых наконечника стрел .

В 1950 г . Б.А.Рыбаковым было открыто скифское селище, расположенное у с. Островерховка . Данное поселение и связанный с ним могильник расположены на плоской возвышенности истоков реки Чернявки (левый приток Мжи). В 1951-1953 гг. исследование данного памятника проводил Харьковский госуниверситет. На территории селища зафиксировано 60 зольников, которые сосредоточены в 5 группах. Каждая из этих групп представляет собою самостоятельное целое и расположена от соседней группы на значительном расстоянии. Первая группа включает 10 зольников, вторая - 15, третья - 11, четвёртая - 21 и пятая - 3. в первой, второй и четвёртой группах зольники располагались приблизительно по кругу. Возможно, такой же порядок был и в третьей группе, однако там это менее заметно, так как площадь её пересекается молодым оврагом .

На околице с. Боровое выявлено поселение скифского времени, V-III вв. до н. э. . Ещё одно такое селище находилось на территории с. Соколово .

В 1951 г . в 2 км к северу от с. Бирочок Я.И.Красюком было обнаружено скифское селище, расположенное на правом берегу Мжи . Несколько ранее, в 1948 г ., Я.И.Красюк открыл многослойное селище эпохи бронзы и скифского времени. Селище расположено на правом берегу реки Мжи, в 2 км к северу-востоку от с. Первомайского, в урочище Бирочок .

На правом берегу реки Мжа, на возвышенности к юго-востоку от с. Гришковка расположено ещё одно скифское селище. На его зольниках собрана керамика, пряслица, глиняные пуговицы, железное копьё, кинжал и бронзовые наконечники стрел V-IV вв. до н. э. . В настоящий момент эти находки экспонируются в Музее боевого братства с. Соколово.

Рис. 8. Ученики Змиевской школы № 1 открыли погребение женщины раннескифского времени. Урочище Сердюково-2 (у с. Лиман)

Скифское поселение возле села Петропавловка

Городище расположено возле с.Петропавловка в Ольшанском сельском поселении Чернянского района Белгородской области. Также был обнаружен могильник скифов , похожий на современные погребения.

Историки предполагают, что здесь в VI-IV веке до нашей эры находились укрепления древних жителей региона. По информации “Белгородской археологической экспертизы”, найденный могильник относится к грунтовым. Это первый скифский могильник, найденный на территории Белгородской области.

Археологические работы на месте этого городища идут не первый год. Древняя оборонительная система здесь представлена двумя валами и рвом между ними. Пока у специалистов нет единого мнения, какого характера поселение было здесь в древности и какие именно племена его населяли: Белгородская область и в те времена была пограничной, поэтому на территории региона встречаются следы пребывания разных скифоидных племён, пришедших с лесов Севера и со степей Юга.

" Во время этих раскопок мы проверяем наличие культурного слоя, его мощность, насыщенность, после чего мы должны сделать вывод по характеру этого городища – было оно жилое либо здесь только прятались во время опасности. После первых дней раскопок можем сказать, что здесь при возведении укреплений широко использовалась обожжённая глина. В принципе, на самом оборонительном валу находок маловато, что говорит о том, что здесь проживало мало народу. Также в наших планах и раскопки вокруг вала в надежде найти следы древних селищ, то есть неукреплённых поселений."- Татьяна Сарапулкина консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.

Пока наиболее частые находки – древние «кирпичи» (куски обожжённой глины), фрагменты керамической посуды, кости животных. Самой запоминающейся находкой стали куски одного сосуда и часть конского черепа, которые лежали в одном месте, в основании вала. По характеру залегания руководители раскопок предположили, что это часть языческого ритуала своеобразного освящения древнего сооружения.

В могильнике были обнаружены останки молодой женщины и ребенка в уникальном могильнике скифов. Возраст женщины - 25-35 лет, ребенка - 12-14 лет. Под черепом около уха женщины нашли сережку-"гвоздик". Как предполагают специалисты, украшение сделали в V веке до нашей эры.

По словам главного археолога Андрея Божко, обычно скифы оставляли курганные могильники, однако найденный под Чернянкой – грунтовый. Главное отличие между ними состоит в том, что грунтовые не имеют внешних опознавательных признаков на поверхности земли. Поэтому открытие каждого такого могильника – настоящая удача для специалистов и огромная находка для науки.

ОДНИ ЕДУ ВАРЯТ, ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОСТИ В ТАЗИКЕ МОЮТ

Вот уже пятнадцать лет в селе Баланово Нижнегорского района кипит работа на древнем поселении (см. НА ЗАМЕТКУ): археологи ищут остатки «поздних» скифов, живших здесь у подножия гор во II–V веках нашей эры. Здесь и состоялся мой первый опыт археологического туризма.

Если учесть, что койко-место в курортном поселке тянет на 70 гривен, то приобщиться к истории стоит недорого. За 120 гривен любого желающего накормят, дадут место в палатке, вручат лопату и отправят копаться в земле вместе с профессиональными археологами. Кормят, кстати, неплохо. Утром давали кашу и чай или кофе на выбор, в обед накормили борщом, картофельным пюре с тушенкой и компотом из сухофруктов. На ужин - миска макарон с мясом, чаем и булочкой. Между прочим, рацион настоящего археолога в походе.

Мы начинаем в шесть утра. Так что переодевайтесь, берите лопату и бегом за мной, - скомандовал начальник раскопок Михаил Шаптц.

Мчусь за прытким 25-летним руководителем. Попутно слушаю лекцию по истории.

Это поселение называется Нейзац, - нисколько не запыхавшись от быстрого темпа, поясняет Михаил Сергеевич. - Слово пошло от названия старой немецкой колонии, которая располагалась неподалеку. Объект уникальный. Мы впервые встретили поселение, которое было возведено на террасированном холме. Для скифов это не свойственно.

КОТЛОВАНЫ-ХОЛОДИЛЬНИКИ

Место поисков похоже на строительную площадку. Такое впечатление, что тут роют котлован для будущего дома. Территория поделена на квадраты, между которыми натянуты веревки. Участочки между ними, по которым только и можно ходить, археологи называют бровками. Юноши и девушки под чутким руководством Шаптца снимают верхний слой почвы, а землю ссыпают рядом, в отвал.

Ступай осторожно, по бровкам, - поясняет археолог. - Будь очень внимателен, не то в яму угодишь или под лопату соседа попадешь.


Как мне пояснили, здесь, под землей, на глубине около метра должна быть древняя хозяйственная яма. Сооружение имеет грушевидную форму, а стенки ее обмазаны глиной. В таких котлованах скифы хранили зерно или использовали их в качестве холодильников. А когда в яме заводились грызуны, сооружение переквалифицировали в свалку.

После пяти минут махания лопатой под обжигающим солнцем я начал сомневаться, что копаю там, где надо.

Скажи, почему ты решил, что это сооружение находится именно здесь? Ведь тут, кроме корней, в земле ничего нет, - спрашиваю я Михаила и зло бросаю землю в отвал.

Это ты так думаешь! - тоже слегка рассерженно бросает он через плечо. - На самом деле яма есть. Посмотри! Здесь большое пятно темного грунта, да и следы пепла видны. Это верные признаки жизнедеятельности человека. Обычно рядом с такими ямами сооружали очаг, остывшие угли из которого ссыпали в хозяйственные ямы.

ПРОВАЛИТЬСЯ В ДРЕВНИЙ МИР ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Зачем мы тратим время на раскапывание древних свалок - не лучше ли изучать могильники? - не унимаюсь я. - Недаром же именно их копают «черные» археологи. Наверняка там есть чем поживиться.

Между прочим, в таких свалках часто находят украшения и керамику древних людей, - Михаил продолжает терпеливо отвечать на мои дурацкие вопросы. - Раскапывать их нужно, чтобы понять, какой народ здесь обитал, чем питался и во что был одет. Вот недавно в такой яме нам попался скелет осетра, постоянно находим греческую лаковую посуду… Отсюда и вывод: скифы активно торговали с другими народами, а именно с греками.

А в эти ямы можно провалиться? В них человеческие кости находили?

Скелеты постоянно попадаются, но только не человеческие, - «выгружая» из своих сапог землю, поясняет археолог. - А вот проваливаться в хозяйственную яму мне приходилось несколько раз. Пустоты там образуются от перегнившего мусора, растительности. Как-то верхний слой почвы разломился, и я ушел под землю по пояс. Помню, сильно испугался.

КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ

По соседству работают студенты исторического факультета. Каждое лето они проходят на подобных раскопках практику. Профессиональные археологи используют их в основном для выкорчевывания деревьев и снятия верхнего дерна. Студенты живут в лесном лагере по принципу «Кто не работает, то не ест».

Положено копать по шесть часов в день, в конце каждого часа - 10-минутный перерыв, - рассказывают ребята. - Мы здесь, как трактора в поле. Занимаемся грязной работой, но, если стараться, начальство может допустить к ответственному занятию, например, «зачистке» могил. Труднее всего девушкам. Они не привыкли весь день лопатой махать, да и маникюр от такой работы сильно страдает…

Выкопав приличную яму - около полуметра глубиной, - Михаил вручил мне мастерок, тупой сапожный нож и полуразвалившуюся щетку.

Дальше нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить возможные артефакты, - пояснил Михаил. - Принцип действия простой: разрыхляешь грунт ножиком, а мастерком аккуратно удаляешь землю. Если заметишь что-то твердое, грунт аккуратно сметай щеткой.

НАЙТИ ПАРУ ЧЕРЕПКОВ - ЭТО УДАЧА

Через двадцать минут заболела спина, а еще через двадцать онемели кисти рук. Оказалось, с мелкими инструментами работать еще труднее! После полуторачасового ковыряния ножичком в земле удалось найти лишь несколько бараньих костей и пару черепков древней лакированной амфоры. Михаил обрадовался и сказал, что это удача, ведь могли и вовсе ничего не найти.

Раскопками древних городов люди занимались во все времена. Поэтому мало что уцелело. Одни древние археологи искали покинутые поселения своих современников ради интереса, другие ради наживы грабили их могилы.

Нас постоянно на шаг опережают «черные» археологи, - жалуется Михаил. - У них больше средств на плодотворные поиски, имеются даже металлоискатели и аппараты, работающие по принципу рентгена. Современные грабители умудряются работать даже ночью. Были случаи, когда они ставили над древней могилой палатки, включали фонари и незаметно для всех проводили раскопки. Часто бывает, что находим уже те места, где побывали грабители. Вот, например, рядом с этим городищем есть древний могильник. Его случайно нашел пастух, когда ковырял ручкой кнута в земле, – расковырял верхний слой грунта и провалился в склеп. О находке стало известно ученым. Они в 1996 году начали работу. Первый склеп, который удалось найти и вскрыть, оказался ограблен еще в древности. Остальные найденные захоронения остались нетронутыми. Раскопки скифского кладбища продолжаются и сейчас. Там множество костей - человеческих и жертвенных животных, иногда попадается керамика и различные украшения.

ОНИ ВОВСЕ НЕ РОМАНТИКИ

Заинтригованный рассказами археолога, я попросил сводить меня на старинное кладбище. Место научных исследований похоже на военное укрепление. В воздухе сильно пахнет сыростью, а от вида лежащих в ямах человеческих костей бросает в холодный пот. На одну могилу уходит до трех дней. За это время археологи перелопачивают несколько тонн плотно слежавшегося грунта. Кстати, к могилам допускают лишь профессионалов.

Вам не страшно работать с костями? - влезая в яму, спрашиваю у симпатичной девушки. - Наверное, после такой работы ночью кошмары снятся, а перед обедом аппетит пропадает?

От усталости спишь как убитый, а от тяжелой физической работы аппетит зверский, - отвечает девушка, сосредоточившись на соскабливании с костей мерзкой грязи. - Поначалу было страшно! Но со временем к этому привыкаешь, и работать все равно интересно.

Археологи - народ несуеверный. Они не верят в проклятия и предсказания. А в красивых древних легендах всегда видят пищу для размышления и научных работ.

Люди идут сюда за знаниями, а не за романтикой или деньгами, - поясняет Михаил. - Ведь прежде чем начинать археологическую экспедицию, приходится перелопатить кучу книг, карт и архивных документов. А зарплаты у нас маленькие. Начинающий специалист получает не больше 2 тысяч гривен.

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства я видел курганы, слышал легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Не понятно, почему у сарматов были поселения, городище и крепости, а скифы вечно скитались. А как же курганы? Они хоронили своих соплеменников в пустынной степи, среди диких трав, создавая огромные холмы. Курганы сравниваются с Египетскими пирамидами.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов . Какие бы они не были кочевники, а жён и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племён были воинами. Считается, что пресловутые амазонки были ответвлением народности скифов. Возможно им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Если брать за основу наличие в одной местности скопление курганов и своеобразный ландшафт предположительно существовавший в эпоху бронзы (это старые, глухие и по ныне, места русел рек), именно там необходимо плотно вести поиск и археологические раскопки. Я полностью поддерживаю гипотезу, что чёрное море и каспийское были соединены большим проливом. Возможно, действительно, аргонавты за руном приплывали в наши края. Именно здесь, в степях, происходили чудеса далёкого античного и до античного прошлого.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы луков из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода, с другой стороны использовать в бою.

На фотографиях монеты стрелки скифских народов 4-1 в.в. до нашей эры.