Скифские стоянки. Допотопные древние скифские поселения. Кто не работает, тот не ест

ОДНИ ЕДУ ВАРЯТ, ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОСТИ В ТАЗИКЕ МОЮТ

Вот уже пятнадцать лет в селе Баланово Нижнегорского района кипит работа на древнем поселении (см. НА ЗАМЕТКУ): археологи ищут остатки «поздних» скифов, живших здесь у подножия гор во II–V веках нашей эры. Здесь и состоялся мой первый опыт археологического туризма.

Если учесть, что койко-место в курортном поселке тянет на 70 гривен, то приобщиться к истории стоит недорого. За 120 гривен любого желающего накормят, дадут место в палатке, вручат лопату и отправят копаться в земле вместе с профессиональными археологами. Кормят, кстати, неплохо. Утром давали кашу и чай или кофе на выбор, в обед накормили борщом, картофельным пюре с тушенкой и компотом из сухофруктов. На ужин - миска макарон с мясом, чаем и булочкой. Между прочим, рацион настоящего археолога в походе.

Мы начинаем в шесть утра. Так что переодевайтесь, берите лопату и бегом за мной, - скомандовал начальник раскопок Михаил Шаптц.

Мчусь за прытким 25-летним руководителем. Попутно слушаю лекцию по истории.

Это поселение называется Нейзац, - нисколько не запыхавшись от быстрого темпа, поясняет Михаил Сергеевич. - Слово пошло от названия старой немецкой колонии, которая располагалась неподалеку. Объект уникальный. Мы впервые встретили поселение, которое было возведено на террасированном холме. Для скифов это не свойственно.

КОТЛОВАНЫ-ХОЛОДИЛЬНИКИ

Место поисков похоже на строительную площадку. Такое впечатление, что тут роют котлован для будущего дома. Территория поделена на квадраты, между которыми натянуты веревки. Участочки между ними, по которым только и можно ходить, археологи называют бровками. Юноши и девушки под чутким руководством Шаптца снимают верхний слой почвы, а землю ссыпают рядом, в отвал.

Ступай осторожно, по бровкам, - поясняет археолог. - Будь очень внимателен, не то в яму угодишь или под лопату соседа попадешь.


Как мне пояснили, здесь, под землей, на глубине около метра должна быть древняя хозяйственная яма. Сооружение имеет грушевидную форму, а стенки ее обмазаны глиной. В таких котлованах скифы хранили зерно или использовали их в качестве холодильников. А когда в яме заводились грызуны, сооружение переквалифицировали в свалку.

После пяти минут махания лопатой под обжигающим солнцем я начал сомневаться, что копаю там, где надо.

Скажи, почему ты решил, что это сооружение находится именно здесь? Ведь тут, кроме корней, в земле ничего нет, - спрашиваю я Михаила и зло бросаю землю в отвал.

Это ты так думаешь! - тоже слегка рассерженно бросает он через плечо. - На самом деле яма есть. Посмотри! Здесь большое пятно темного грунта, да и следы пепла видны. Это верные признаки жизнедеятельности человека. Обычно рядом с такими ямами сооружали очаг, остывшие угли из которого ссыпали в хозяйственные ямы.

ПРОВАЛИТЬСЯ В ДРЕВНИЙ МИР ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Зачем мы тратим время на раскапывание древних свалок - не лучше ли изучать могильники? - не унимаюсь я. - Недаром же именно их копают «черные» археологи. Наверняка там есть чем поживиться.

Между прочим, в таких свалках часто находят украшения и керамику древних людей, - Михаил продолжает терпеливо отвечать на мои дурацкие вопросы. - Раскапывать их нужно, чтобы понять, какой народ здесь обитал, чем питался и во что был одет. Вот недавно в такой яме нам попался скелет осетра, постоянно находим греческую лаковую посуду… Отсюда и вывод: скифы активно торговали с другими народами, а именно с греками.

А в эти ямы можно провалиться? В них человеческие кости находили?

Скелеты постоянно попадаются, но только не человеческие, - «выгружая» из своих сапог землю, поясняет археолог. - А вот проваливаться в хозяйственную яму мне приходилось несколько раз. Пустоты там образуются от перегнившего мусора, растительности. Как-то верхний слой почвы разломился, и я ушел под землю по пояс. Помню, сильно испугался.

КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ

По соседству работают студенты исторического факультета. Каждое лето они проходят на подобных раскопках практику. Профессиональные археологи используют их в основном для выкорчевывания деревьев и снятия верхнего дерна. Студенты живут в лесном лагере по принципу «Кто не работает, то не ест».

Положено копать по шесть часов в день, в конце каждого часа - 10-минутный перерыв, - рассказывают ребята. - Мы здесь, как трактора в поле. Занимаемся грязной работой, но, если стараться, начальство может допустить к ответственному занятию, например, «зачистке» могил. Труднее всего девушкам. Они не привыкли весь день лопатой махать, да и маникюр от такой работы сильно страдает…

Выкопав приличную яму - около полуметра глубиной, - Михаил вручил мне мастерок, тупой сапожный нож и полуразвалившуюся щетку.

Дальше нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить возможные артефакты, - пояснил Михаил. - Принцип действия простой: разрыхляешь грунт ножиком, а мастерком аккуратно удаляешь землю. Если заметишь что-то твердое, грунт аккуратно сметай щеткой.

НАЙТИ ПАРУ ЧЕРЕПКОВ - ЭТО УДАЧА

Через двадцать минут заболела спина, а еще через двадцать онемели кисти рук. Оказалось, с мелкими инструментами работать еще труднее! После полуторачасового ковыряния ножичком в земле удалось найти лишь несколько бараньих костей и пару черепков древней лакированной амфоры. Михаил обрадовался и сказал, что это удача, ведь могли и вовсе ничего не найти.

Раскопками древних городов люди занимались во все времена. Поэтому мало что уцелело. Одни древние археологи искали покинутые поселения своих современников ради интереса, другие ради наживы грабили их могилы.

Нас постоянно на шаг опережают «черные» археологи, - жалуется Михаил. - У них больше средств на плодотворные поиски, имеются даже металлоискатели и аппараты, работающие по принципу рентгена. Современные грабители умудряются работать даже ночью. Были случаи, когда они ставили над древней могилой палатки, включали фонари и незаметно для всех проводили раскопки. Часто бывает, что находим уже те места, где побывали грабители. Вот, например, рядом с этим городищем есть древний могильник. Его случайно нашел пастух, когда ковырял ручкой кнута в земле, – расковырял верхний слой грунта и провалился в склеп. О находке стало известно ученым. Они в 1996 году начали работу. Первый склеп, который удалось найти и вскрыть, оказался ограблен еще в древности. Остальные найденные захоронения остались нетронутыми. Раскопки скифского кладбища продолжаются и сейчас. Там множество костей - человеческих и жертвенных животных, иногда попадается керамика и различные украшения.

ОНИ ВОВСЕ НЕ РОМАНТИКИ

Заинтригованный рассказами археолога, я попросил сводить меня на старинное кладбище. Место научных исследований похоже на военное укрепление. В воздухе сильно пахнет сыростью, а от вида лежащих в ямах человеческих костей бросает в холодный пот. На одну могилу уходит до трех дней. За это время археологи перелопачивают несколько тонн плотно слежавшегося грунта. Кстати, к могилам допускают лишь профессионалов.

Вам не страшно работать с костями? - влезая в яму, спрашиваю у симпатичной девушки. - Наверное, после такой работы ночью кошмары снятся, а перед обедом аппетит пропадает?

От усталости спишь как убитый, а от тяжелой физической работы аппетит зверский, - отвечает девушка, сосредоточившись на соскабливании с костей мерзкой грязи. - Поначалу было страшно! Но со временем к этому привыкаешь, и работать все равно интересно.

Археологи - народ несуеверный. Они не верят в проклятия и предсказания. А в красивых древних легендах всегда видят пищу для размышления и научных работ.

Люди идут сюда за знаниями, а не за романтикой или деньгами, - поясняет Михаил. - Ведь прежде чем начинать археологическую экспедицию, приходится перелопатить кучу книг, карт и архивных документов. А зарплаты у нас маленькие. Начинающий специалист получает не больше 2 тысяч гривен.

ПОЗДНЕСКИФСКАЯ КУЛЬТУРА (III в. до н.э. – III в. н.э.)

Заключительный этап истории скифов охватывает период с III в. до н.э. до III в. н.э. Он характеризуется значительным сокращением территории их обитания (до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма) и переходом к оседлой жизни.

В III в. до н.э. начинается процесс оседания скифов на землю. Значимую роль в хозяйстве начинает играть земледелие. Это привело к формированию нового комплекса материальной культуры, трансформации социальных отношений и религиозных представлений. Данная археологическая культура получила название «позднескифской», этот термин с одной стороны подчеркивает этническую и культурную преемственность от скифов кочевников, с другой – обозначает кардинальные социально-экономические, политические и культурные изменения внутри скифского общества. Какие причины способствовали сокращению ареала скифов и оседанию их на землю однозначно ответить нельзя. На данный момент в научных кругах обсуждается теория климатической катастрофы, выдвинутой С.В. Полиным. Согласно данной теории в III в. до н.э. в степях Северного Причерноморья случилась сильнейшая засуха, что нанесло серьезный ущерб хозяйству скифов и привело к описанным выше последствиям. Эту предположение подтверждает и то обстоятельство, что в III в. до н.э. на территории степной Украины не открыто ни одного погребального комплекса, принадлежащего скифам или сарматам. Первые сарматские погребения появляются здесь во II – I вв. до н.э. Следовательно, в III в. до н.э. эти земли были не заселены. Вполне вероятно, что причиной этому послужило отсутствие плодородных пастбищ. В таком случае не было возможности заниматься скотоводством, которое являлось основой хозяйства кочевников.

В Крыму скифы селились в предгорьях в долинах рек. Позднескифские городища открыты вдоль течения Салгира, Качи, Альмы, Западного Булганака, Бештерека, Зуи, Биюк- и Кучук-Карасу. Поселения располагались на вершинах высоких холмов, на мысах или примыкали к обрывистому краю плато. Их укрепляли каменными стенами с башнями, валами и рвами. В основном, поселения основывали таким образом, чтобы они с трех сторон были защищены крутыми обрывами, в таком случае, с четвертой, пологой стороны возводились оборонительные сооружения. Известны случаи, когда стену или вал возводили по всему периметру городища. Иногда на позднескифских городищах возводили вторую внутреннюю линию укреплений, которой отделялся акрополь. В Северо-Западном Крыму на захваченных у Херсонеса территориях скифы использовали греческие стены, к которым иногда присыпали земляные валы. Дома были прямоугольные, с двумя-тремя помещениями, выход из которых вел сразу на улицу. Стены таких построек в нижней части складывали из крупных камней, в верхней – из сырцового кирпича. Полы были земляные или обмазанные глиной. Крыши делали из органических материалов, иногда использовали греческую черепицу. Важным элементом позднескифской культуры являются полуземлянки. Они были прямоугольные или круглые в плане. Наземную часть делали из сырцового кирпича или из жердей, обмазанных глиной. Для хозяйственных нужд на поселениях делали хозяйственные ямы. На городищах Тарпанчи и Красное открыты гончарные печи. На городище Альма-Кермен была раскопана стеклоделательная мастерская II – III вв. н.э. с тремя печами. Ее связывают с пребыванием на поселении римских легионеров.

Столицей позднескифского государства считается Неаполь Скифский. Помимо Неаполя еще четыре городища имели крупные размеры: Усть-Альма, Булганак, Залесье, Красное. Кроме этого известны такие городища как: Кермен-Кыр, Альма-Кермен, Южно-Донузлав, Беляус, Кульчукское, Тарпанчи, Зуйское, Соловъевка, Змеиное, Джалман, Чайка и др.

Ранние погребальные памятники позднескифской культуры III – II вв. до н.э. Они представлены единичными подкурганными погребениями в каменных гробницах с многократными захоронениями. Инвентарь таких погребений небогатый. В основном это керамическая посуда, ножи, оселки и прясла. Иногда находят бусы, бронзовые украшения и зеркала. Очень редко встречаются оружие и конская упряжь.

Рядом с городищами располагались некрополи. Среди погребальных сооружений особенно выделяется мавзолей Неаполя Скифского. В нем находилась каменная гробница с царским погребением, резная деревянная конструкция и 37 деревянных гробов. В мавзолее хоронили в течении II в. до н.э. – I в. н.э. Особым богатством отличалось центральное погребение в гробнице из плит. Некоторые исследователи считают, что оно принадлежит скифскому царю Скилуру. В Неаполе открыты склепы II – III вв. н.э., вырубленные в скале и украшенные фресками. Наиболее распространенные типы погребальных сооружений: склепы и подбои. Склепы имели прямоугольную входную яму и круглую или овальную погребальную камеру. Камеру закрывали закладом из каменных плит. В них совершали многократные захоронения, в погребальных камерах находят десятки костяков, лежащих в несколько слоев. Такие склепы являются характерной чертой позднескифской культуры. Их начинают использовать еще в начале ее формирования во III – II вв. до н.э. и продолжают сооружать до II в. н.э. Подбойные могилы распространяются в I в. н.э., со II в. н.э. они становятся господствующим типом погребальных сооружений на всех позднескифских могильниках. Их появление связывают с миграцией в Крым сарматских племен. На некоторых могильниках (Левадки, Фонтаны, Беляус) открыты катакомбы, от склепов они отличаются тем, что входная яма расположена параллельно камере, а не перпендикулярно. Катакомбы характерны для III – II вв. до н.э., в I в. до н.э. их перестают сооружать. Кроме того, скифы хоронили в прямоугольных ямах, ямах с заплечиками и плитовых могилах. Иногда встречаются захоронения коней. Известны детские захоронения. Отличительной чертой позднескифской культуры является традиция засыпать входные ямы погребений камнями. Вместе с покойниками в могилы клали разнообразные вещи. Часто это была лепная и гончарная посуда, украшения (кольца, перстни, браслеты, серерьги), детали одежды (фибулы, пряжки, наконечники ремней), иногда находят вооружение (мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел), предметы быта (зеркала, ножи, прясла, точила и др.), встречаются бусы. В I – II вв. н.э. в инвентаре погребений появляются сарматские типы вещей, распространяются признаки сарматской культуры: лепные курильницы, зеркала-подвески, тамги, традиция расшивать одежду бусами и др. Во конце II – III вв. н.э. позднескифские могильники принимают сарматский облик.

С начала перехода скифов к оседлости и образования позднескифского государства (III – II вв. до н.э.) они активно начинают участвовать в политических процессах на полуострове. В III до н.э. случаются первые вооруженные столкновения поздних скифов с Херсонесом, в ходе которых скифам удается захватить северо-западный Крым, вместе с городами Керкенитидой и Колос-Лименом, на руинах которых появляются скифские поселения. Во II в. до н.э. в этот конфликт вмешивается союзник Херсонеса Понтийское царство, во главе которого стоит талантливый политик и военачальник Митридат VI Евпатор. В результате высадки понтийский войск в Крыму и их совместных действий с херсонеситами скифы понесли поражение. В этот период скифы поддерживали активные контакты с Боспорским царством вплоть до династических браков. Велась активная торговля. В обмен на зерно и скот скифы получали от греков керамические изделия (посуду, черепицу и др.) предметы роскоши, вино, масло и др. Греческое влияние сказалось на архитектуре Неаполя Скифского, технике возведения оборонительных сооружений (каменные стены с башнями), религиозных представлениях. Греки селились в скифских городах, в свою очередь скифы активно заселяли сельскохозяйственную округу Боспора. I в. до н.э. – I в. н.э. является периодом расцвета Позднескифского государства и культуры. В это время скифское царство достигает наибольших масштабов. В его состав входят предгорье, северо-западный Крым. Активно заселяется юго-западный Крым, основываются новые поселения, наиболее крупные среди них Усть-Альма и Альма-Кермен. Юго-западная граница скифского царства доходит до самого Херсонеса. Ведется активная застройка Неаполя Скифского, появляются, расширяются уже существующие. В I в. до н.э. скифы вмешиваются во внутренне междоусобицы на Боспоре, но не удачно. Столкновения с Херсонесом приводят к тому, что в I в. н.э. в городе появляются части римские войска. Римляне наносят ряд поражений скифам, захватывают поселение Альма-Кермен, в котором на некоторое время останется римский гарнизон. В конце I – начале II вв. н.э. происходит значительное сокращение территории позднескифского государства, в Неаполе и Усть-Альме фиксируются следы сильных пожаров, до пределов акрополя сокращается площадь Булгонакского городища, забрасываются все поселения в Северо-Западном Крыму. Все это связывается с активным продвижением на полуостров сарматских племен. Со II вв. н.э. начинается упадок позднескифского государства. Во II в. н.э., в результате ряда войн, оно было захвачено Боспором. В III в. н.э. в Крым вторгаются германские племена готов. В результате гибнут все позднескифские поселения. Позднескифская культура утрачивает свою целостность и перестает существовать.

Мильоны - вас.
Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразиться с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и жадными очами!


Кто такие скифы? Это вопрос волнует умы историков на протяжении многих веков. Скифы - греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Какое отношение имеют скифы к становлению культуры нашего края? Есть ли вообще какая - то взаимосвязь или все - таки миф?

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства мы видели курганы, слышали легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Белгородчина - северо-восточная окраина Скифии. Скифы - кочевой народ, родственный славянам по крови и культуре. Совместное проживание со славянскими племенами. VI - III вв. до н.

Фото 1.

Славяне-Сколоты (запад Белгородской области) были оседлым народом, занимались в основном земледелием, освоили выплавку железа, строили города (укрепленные поселения). Торговали с греками зерном, скотом, мехами в обмен на украшения, вина, дорогую посуду. По Геродоту соседи скифов, живущие в лесостепи называют себя сколотами - "детьми Солнца". Пограничное проживание славянских племен сколотов, от которых сохранились названия рек Оскол и Ворскла (Воръсколъ) .

"Воронежские скифы" (северо-восток Белгородской области) - обособившаяся часть скифов.

Сарматы (юго-восток Белгородской области). Здесь был передний край пастбищ сарматов, племен, пришедших из южно-уральских степей в IV - II вв. до н. э.

Фото 2.

Салтово-маяцкая культура — археологическая культура эпохи железного века на юге России. Датируется серединой VIII — началом Х веков, периодом господства в этом регионе Хавзарского каганата. Название дано по двум крупным памятникам — городищу близ села Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца и Маяцкому городищу близ впадении в Дон реки Тихая Сосна.

Городище у с. Колтуновка было открыто Г.Е. Афанасьевым в 1977 году и исследовалось им же в 1985 году. Крепость расположена на правом берегу р. Тихой Сосны, со всех четырех сторон окружена валом шириной около 10м. Раскопки Афанасьева 1985 года показали, что в основе укреплений стоит стена из сырцового кирпича, без фундамента, шириной около 3м. Внешняя часть стены была облицована меловыми блоками, что увеличивало общую ширину стены до 4,4м. Судя по сохранившимся остаткам и слою развала, первоначальная высота стены составляла не более 1,6м, т.е. крепость не была достроена.

Городище у впадения р. Тихой Сосны в Дон известно с 17 века как Маяцкое. Откуда произошло название, доподлинно неизвесно, есть мнение, что в старину на холме стоял маяк, либо этими маяками выступали дивы - меловые столбы Дивы.

Крепость расположена на правом высоком берегу р. Тихая Сосна при впадении ее в р. Дон. С северо-восточной стороны городище ограждает узкий овраг, с юго-западной и юго-восточной - искусственный ров шириной 6-8м и глубиной 2,5-5,7м. Стены городища сложены из меловых блоков методом двухпанцирной кладки с внутренней забутовкой из щебня и крупных камней. Ширина стен составляла около 4м, высота - не более 5м

На стенах крепости найдены рунические надписи. Некоторые из них прочитаны. Одна из них гласит: «Элчи и Атаач и Бука — трое их», другая — «Ума и Ангуш — наши имена». Большинство — нет.

Реконструкция Маяцкой крепости Вокруг Маяцкой крепости располагалось поселение, здесь в полуземлянках и юртах жили сторожевые воины, скотоводы, ремесленники и земледельцы, обслуживавшие крепость. Было обнаружено 44 жилых и хозяйственных постройки, 3 святилища, катакомбные погребения, жертвенники, тризны и хозяйственные ямы. Часть поселка реконструирована на этом же мысу. В Большом каньоне, на юго-восточной окраине селища было обнаружено огромное скопление обломков керамики. Здесь располагался хутор гончаров. Тут были вскрыты 4 гончарные мастерские с остатками гончарных печей. Это были полуземляночные постройки площадью от 14 до 17 кв. м с односкатной крышей. Делилась постройка на две части: северную с гончарными кругами и очагами для обогрева постройки, южную, в которой сушилась посуда. Рядом с мастерскими сооружались гончарные печи.

Некрополь был найден во время экспедиции случайно. Местные ребята принесли ученым бронзовые изделия и бусы, найденные в разрастающемся овраге не юго-востоке селища. Изучение места выявило могильник площадью около 3 га с большим количеством погребений. Погребальное сооружение алан представляло собой прямоугольную яму (дромос) ведущую в пещеру (катакомбу). Мужские скелеты лежат вытянуто на спине в центре катакомбы. Женские - скорчившись на боку, что свидетельствует о подчиненном

мужчинам положении. Несколько катакомб были ранее разграблены, лишь в некоторых археологами были найдены ножи, поясные пряжки, наконечники стрел, бронзовые зеркала, бусы, амулеты, другие украшения, в числе которых прекрасные золотые серьги с жемчугом. Все погребения относятся к салтово-маяцкой культуре.

Таким образом, исследованиями 2008 года на территории археологического комплекса был обнаружен грунтовый могильник.

Из изученных скифских поселений своеобразными укреплениями выделяется белгородское - Стрелецкое городище. Своими очертаниями эти укрепления напоминают средневековую крепость, имеют внушительный вид. Жилые постройки были наземными, прямоугольной формы, в их основе находился плетеный каркас, который обмазывали глиной.

Основную массу находок на поселениях скифов составляет глиняная посуда, изготовленная от руки. Местные мастера делали кувшины, похожие на греческие амфоры. Реже, чем керамика, встречаются орудия труда, изготовленные из железа, бронзы, кости и камня - ножи, топоры, шилья, серпы и др. Археологами обнаружены также оружие (мечи, железные и костяные наконечники стрел) и женские украшения. Особую группу находок составляют изделия культового назначения. Среди них - уникальные каменные фигурки людей, найденные на белгородском городище Круглое.

Большой интерес представляют захоронения скифов. Курган насыпался, как правило, для одного погребенного. Обязательным элементом в погребальном ритуале была тризна с кострищами в могилах и в насыпи, непременным положением напутственной пищи в виде частей туш домашних и диких животных вместе с железными ножами. Конские захоронения заменялись положением в могилы уздечных наборов, символизирующих верхового коня.

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Могильные сооружения отличались большим разнообразием. Размеры могилы и высота кургана зависели от знатности погребенного. И хотя курганы на Белгородчине значительно меньше, чем степные, даже спустя почти две с половиной тысячи лет, с учетом регулярной вспашки полей, на которых курганы расположены, они даже в настоящее время достигают 3-5 м.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов. Какие бы они не были кочевниками, а жен и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племен были воинами. Считается, что пресловутые амозонки были ответвлением народности скифов. Возможно, им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода.

Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шароваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Штаны носились либо на выпуск, либо вправлялись в невысокие, мягкие, перевязанные ремешком возле щиколотки полусапоги («скифики»). Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками. Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек.

Скифская мифология разнообразна, многое переняли от греков. И отсюда следует вывод что скифы были язычниками.

По многим историческим источникам указано, что скифы это - прорусы, наши дальние предки, которые были и пахарями, и оседлыми охотниками и рыбаками. Именно такие миролюбивые народы жили на территории Белгородской области. Большинство скифских курганов было найдено в Красненском и Алексеевском районах.

Оскол это по одной из версий (одна из двух наиболее вероятных вторая после оскаленных меловых берегов) это на старотюркском наречии река осов (оскол и кол-река) а осы,это аланы это одно из скифо-сарматских племен, ираноязычных и с того, что северяне (предки черниговцев курян белгородцев и харковчян) по видимому племя ославяневшееся но имеющее в том числе иранское скифосарматское происхождение ибо само название северян севуры (отсюда курских этноним севрюки) это тоже скифское слово....

Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово. У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины - гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.

Таким образом, можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.

Много похожих вещей мы видим и в быте славян, во внешнем виде жилищ, в элементах обихода.

Традиционная художественная культура Оскольского края впитала в себя культурные, хозяйственные, социально-бытовые, этнические явления большой территории Курской, Белгородской и Воронежской областей.

Жилище — одно из самых существенных и чрезвычайно сложных элементов культуры. Согласно архивных данных на территории современной Белгородчины преобладало срубное жилище. А раньше, в славянских поселениях, преобладали жилища в форме прямоугольной полу землянки. Известны полу землянки с очагом внутри.

Наш край славился изобилием ремесел. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия.

Основное занятие жителей уезда — земледелие. Сеяли озимую рожь, овес, просо, ячмень, гречиху, в небольшом количестве — пшеницу.

Так в крае зафиксированы следующие ремесленные специальности: токари, кузнецы, горшечники, гончары, бочарники, плотники, шорники, толстовары, чеботари и т. д.

Многие ремесла, связанные с переработкой и обработкой дерева, в своей технологии с древнейших времен дошли до начала ХХ в. практически без особых изменений.

В большом количестве изготавливались гребни, топоры, буравцы, ножницы, ножи, кочерги и т.д.

Удивительным явлением гончарного промысла в казацкой была глиняная игрушка. Изготовляли ее на радость детям, себе и на ярмарку. А еще в стародавние времена по предположениям археологов игрушка была принадлежностью языческих культовых обрядов. Глиняные погремушки, свистульки использовались в обряде погребения. Над усопшим шумели, свистели, отгоняя злых духов и призывая добрых.

Народная одежда — яркое, самобытное и своеобразное явление традиционной художественной культуры.

Традиционный костюм края был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. В Осколье бытовали почти все основные комплексы женской одежды, выделенные этнографами на территории России: поневный и сарафанный комплексы, с домотканной юбкой и «парочка» (кофта — юбка). Украшали одежду по разному, разными цветами, вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством.

Женский костюм- рубаха, которая служила как нательной так и выходной одеждой. Основным материалом для рубахи служил льняной и конопляный холст домашнего производства.

Льняная ткань обладает замечательными свойствами: она гигиенична, прочна, приятна в носке и поэтому идеально подходит для летней одежды. Ну а в жаркую погоду, одежда изо льна просто незаменима, так как легко впитывает влагу (до 80% собственного веса) и при этом не становится влажными на ощупь и хорошо пропускает воздух. Из стари русский лен называли «северным мелком». Египетские жрецы носили одежды только изо льна. В древней Греции высоко ценили отделанные пурпуром одежды из льняных тканей. Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тысяч лет назад в горных областях Индии. Лен был известен в Ассирии и Вавилоне, откуда проник в Египет. Ну а как былинка с голубыми цветками попала к нам? Эта культура пришла от скифов, которые умели возделывать лен. На Руси лен издавна был предметом национального промысла и торговли.

Мужская одежда состояла из рубахи архаичного туникообразного покроя с длинными рукавами. Шилась из тонкой холстины. Рубахи молодых мужчин украшались вышивкой. Рубахи носили с портами (штанами) из домашней холстины, окрашенной в черный или темно-синий цвет.

В Староосколье бытовала распашная верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.

Древним видом обуви наших предков были плетеные из лыка лапти и веревочные лапти-чуны, а с XIX — кожаные сапоги. Башмаки, кое-где ботинки и «знак зажиточности — галоши». В зимнюю пору носили валяные катанки (валенки). У женщин — крестьянок, кроме лаптей и чунь, были сапожки, башмаки, черевички, коты.

Похоронный обряд представлял комплекс ритуальных действий. Верили в посмертное существование души. Женщин хоронили в платках, Молодых парней и девушек одевали «как под венец». Могилу роют до сих пор 6 человек, которых называют копочами лишь утром в день похорон. После погребения в ногах ставили деревянный крест.

Таким образом, изучив источники, можно сказать, что скифы, проживавшие на нашей территории, - это не миф, это объективная реальность. А это значит, что они не могли не оказать значительного влияния на нашу славянскую бытовую и военную культуру.

Ссылки
1.​ Вольная Г.Н., Нарожный Е.И. Поселения скифского времени // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. - Армавир, Вып. 3, 2004
2.​ Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: 6 класс. - М., 2007
Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства я видел курганы, слышал легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Не понятно, почему у сарматов были поселения, городище и крепости, а скифы вечно скитались. А как же курганы? Они хоронили своих соплеменников в пустынной степи, среди диких трав, создавая огромные холмы. Курганы сравниваются с Египетскими пирамидами.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов . Какие бы они не были кочевники, а жён и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племён были воинами. Считается, что пресловутые амазонки были ответвлением народности скифов. Возможно им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Если брать за основу наличие в одной местности скопление курганов и своеобразный ландшафт предположительно существовавший в эпоху бронзы (это старые, глухие и по ныне, места русел рек), именно там необходимо плотно вести поиск и археологические раскопки. Я полностью поддерживаю гипотезу, что чёрное море и каспийское были соединены большим проливом. Возможно, действительно, аргонавты за руном приплывали в наши края. Именно здесь, в степях, происходили чудеса далёкого античного и до античного прошлого.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы луков из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода, с другой стороны использовать в бою.

На фотографиях монеты стрелки скифских народов 4-1 в.в. до нашей эры.