Бранденбургские ворота по немецки. Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor). Виктория и войны

Бранденбургские ворота, вид с восточной стороны

Знаменитые ворота – самое высокое строение на Паризер-платц и заметны издалека. Они возвышаются на 26 м и имеют ширину 65,5 м. До 1961 года через Бранденбургские ворота был разрешен проезд. Сегодня транспорт объезжает этот исторический памятник стороной.

Часть Паризер-платц также превращена в пешеходную зону. Это место очень популярно у туристов, и здесь всегда много развлечений для гостей города. Перед воротами выступают уличные артисты и музыканты, здесь можно увидеть перфомансы «живых скульптур» и рисующих с натуры художников. Туристы, приходящие посмотреть на эту историческую достопримечательность, любят кататься на сегвее и на упряжках лошадей, покупать небольшие сувениры с символикой столицы Германии и, конечно, делать фотографии на фоне исторического памятника.



Но не только гости из других стран посещают знаменитые ворота. В северном крыле Бранденбургских ворот расположен Зал молчания, куда приходит немало жителей Берлина. Такие визиты – дань памяти непростой истории Германии и возможность поразмышлять над уроками минувшей войны.

На застекленных стендах, которые установлены рядом с Бранденбургскими воротами, вывешены тексты об истории создания этого архитектурного памятника. Удобно, что информация размещена на нескольких языках, в том числе и на русском.

История строительства и архитектурные особенности


Решение о возведении новых ворот на западной окраине Берлина было принято императором Германии Фридрихом Вильгельмом II. Архитектурный проект неоготических ворот подготовил немецкий архитектор Карл Готтхард фон Лангганс. В качестве прототипа будущего въезда в город со стороны Бранденбурга он использовал парадные ворота афинского Акрополя – Пропилеи.

Закладка фундамента состоялась в 1788 году, и три года Готтхард фон Лангганс лично руководил строительными работами. Бранденбургские ворота возводили из камня, а облицовывали – белым песчаником. По желанию императора ворота строили, как символ мира, поэтому наряду с общепринятым названием, их часто именовали Воротами мира.


Основание массивного архитектурного сооружения составили два ряда колонн дорического ордера – по шесть в каждом ряду. Ширина этих рядов равна 11 м. Между колоннами располагались пять пролетов для конных повозок и прохода гостей и жителей города. Центральный из них – заметно шире остальных. Он был предназначен для передвижения членов монаршей семьи, ее гостей и иностранных послов. Простым жителям Берлина разрешено было пользоваться только боковыми пролетами.


Главным украшением Бранденбургских ворот стала сделанная из бронзы фигура Ирены – древнегреческой богини мира, которая ехала на прекрасной античной колеснице – квадриге, запряженной четверкой лошадей. Эта скульптурная группа, высотой в 6 м, появилась над Триумфальной аркой спустя 2 года после окончания строительства и была выполнена талантливым немецким скульптором Иоганном Готфридом Шадовым.

В 1806 году, когда Берлин был покорен французской армией, Наполеон Бонапарт вошел в немецкую столицу именно через Ворота мира. Он был так восхищен красотой и выразительностью скульптурной композиции над Бранденбургскими воротами, что повелел демонтировать ее и перевезти в столицу Франции, как военный трофей.


Но спустя 8 лет Ирену и колесницу отвоевали и вернули на берлинскую площадь. Все встало на свои места, за исключением нескольких деталей. С 1814 года древнегреческая богиня вместо традиционной оливковой ветви держала прусский железный крест. И называть ее стали по-другому – Викторией, то есть богиней победы.

Все, кто приходили к власти в Германии, старались упрочить свое положение в немецком государстве при помощи наглядных символов. Не стали исключением и нацисты, которые любили проводить на площади перед воротами многолюдные шествия и митинги. В годы их правления Бранденбургские ворота олицетворяли безграничную власть сторонников Гитлера на территории Третьего Рейха.


Во время холодной войны знаменитые Ворота мира были частью созданной между ГДР и ФРГ Берлинской стены. А позже Бранденбургские ворота явились символом воссоединения немецкой нации в единое государство. Именно через них в 1989 году прошел Гельмут Коль – канцлер Федеративной Республики Германии, ставший одним из инициаторов национального единства немецкого народа.

Примечательно, что две сотни лет назад в Берлин можно было попасть через 18 разных ворот. Но только Бранденбургские выдержали испытание временем и сохранились до наших дней.

Тяжелые бои и бомбежки Второй мировой войны сильно повредили этот исторический памятник и уничтожили украшавшую его квадригу. Во всех 12 колоннах пули и снаряды оставили сколы и выбоины. Примыкающим к воротам зданиям – Дому Либермана и Дому Зоммера – повезло еще меньше. Продолжительные обстрелы и разрывы авиационных бомб превратили их в груды камня.



В 1956-1958 годах реставраторы провели колоссальную работу и вернули знаменитым воротам первоначальный облик. Полностью разрушенную статую Ирены-Виктории удалось воссоздать, используя сохранившиеся оригинальные слепки со скульптуры Шадова. Сейчас исторический памятник настолько хорошо отреставрирован, а примыкающая к нему Паризер-платц содержится в такой чистоте, что трудно себе представить, какие руины были на этом месте в конце Второй мировой войны.



Достопримечательности рядом с Бранденбургскими воротами

Бранденбургские ворота стоят в центре немецкой столицы и являются монументальным входом на знаменитый бульвар Унтер-ден-Линден. Это украшенный липовой аллеей и очень популярный в Берлине променад, который в годы холодной войны относился к Восточной Германии.

С противоположной стороны от ворот, за площадью 18 Марта расположен Тиргартен – самый большой парк немецкой столицы. Неподалеку от Бранденбургских ворот сохранился фрагмент Берлинской стены, разделявшей две части немецкого государства с 1961 по 1989 год.

Красивая Парижская площадь – это «парадная» часть Берлина. Здесь расположено несколько посольств иностранных государств, фешенебельные городские виллы, банковские здания и роскошный отель «Адлон». Если есть желание отдохнуть, то стоит заглянуть в кафе Старбакс, которое стоит прямо на Парижской площади, или пообедать в неподалеку расположенном кафе «LebensArt», где прекрасно готовят блюда немецкой кухни.


Как добраться

От центрального железнодорожного вокзала города Hauptbahnhof до Бранденбургских ворот несложно добраться пешком. Вначале нужно дойти до Бундестага, а потом повернуть направо. Вскоре знаменитые ворота появятся в поле зрения. Заблудиться на этом пути трудно, так как буквально на каждом шагу стоят указатели – к Бранденбургским воротам.

От кафедрального собора Берлина к воротам можно прийти по живописному бульвару Унтер-ден-Линден.

Если пользоваться метро (линия U55) или поездами городской железной дороги S-Bahn (S1, S2 и S25), ехать нужно до станции «Brandenburger Tor», которая расположена возле Бранденбургских ворот.

Бранденбургские ворота – монументальные ворота, построенные в восемнадцатом веке как символ мира. Во время холодной войны, когда ворота был расположены в непосредственной близости от границы между Восточным и Западным Берлином, стали символом разделенного города.

С момента падения Берлинской стены Бранденбургские ворота получили другой статус – тогда они стали символом объединенного Берлина. Будучи совершенно пустынной во время холодной войны, Парижская площадь, на которой и находятся ворота, в настоящее время реконструирована и практически вернула свое величие, отличавшее ее в девятнадцатом веке.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота расположены в конце Унтер-ден-Линден (Unter den Linden) – грандиозного бульвара в Берлине. Первоначально ворота был частью стены, окружающей Берлин, и служили главным входом в город. Это единственные ворота, которые остались от бывшей городской стены.

Монументальные ворота был разработаны Карлом Готардом по заказу императора Вильгельма II. Конструкция ворот, 65,5 метров в ширину и 28 метров в высоту, была основана на Пропилеях – воротах в Акрополе в Афинах. Бранденбургские ворота были построены между 1778 и 1791 и заменили старые городские ворота. Для того чтобы завершить работу, в том числе над барельефами, изображающими греческую мифологию, понадобилось еще четыре года.

Квадрига

Квадрига победы, венчающая ворота, была построена в 1793 году Иоганном Готфридом Шадовым. Бронзовая квадрига управляется богиней мира – первоначально ворота были символом мира.

В 1806 году, во время оккупации Берлина Францией, Наполеон приказал перенести квадригу в Париж. После битвы при Ватерло, квадрига была торжественно вывезена обратно в Берлин, и признана символом победы. В то же время площадь возле ворот была переименована в Парижскую, а статуя на квадриге стала называться Викторией – в честь римской богини Победы.

После Второй мировой войны

Ворота, которые к тому времени уже стали символом прусского милитаризма, были сильно повреждены во время Второй мировой войны. После войны и разделения Берлина Бранденбургские ворота находились прямо на границе между Восточным и Западным Берлином, но в российском секторе.

В 1958 году ворота были восстановлены Восточным Берлином, в то время как Западный Берлин финансировал реконструкцию квадриги.

Берлинская стена

После строительства Берлинской Стены в 1961, которая была возведена в непосредственной близости от Бранденбургских ворот, Парижская площадь на стороне Восточного Берлина совершенно опустела. Ворота символизировали разделение Германии. С падением стены в 1989 году люди начали приходить к вновь открытым Бранденбургским воротам, чтобы отпраздновать это событие.

Памятник был реконструирован еще раз в 2001 году и открыт в обновленном виде 3 октября 2002 года.

Информация для посетителей

После мирного воссоединения Германии, Бранденбургские ворота были отремонтированы, и сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей в Германии и Европе.

Как добраться: до станции метро Unter den Linden (S1, S2), или автобусом № 100.

Стоимость: бесплатно.

Аэропорты Берлина

В германской столице есть 3 аэропорта: Тегель, Шёнефельд и Бранденбург. На сегодняшний момент действуют первые два, а третий находится на этапе строительства.

Городские парки Берлина

Берлин – город, в котором городской ландшафт перемежается с островами парков и садов. Столицу Германии можно называть зеленой. Здесь много мест, где городской житель может отдохнуть от суеты, заняться бегом или устроить легкий пикник на траве. В центре города находится крупный и старейший парк Тиргартен. Кроме него популярными берлинскими растительными оазисами являются Люстгартен, Трептов-парк и Берлинский ботанический сад.

Где поесть в Берлине

Каждый, кто впервые приезжает в Берлин, представляет себе, как будет каждый день обедать свиной рулькой в традиционных немецких ресторанах с длинными столами и деревянными лавками. Реальность же немного отличается от этих ожиданий. Берлин – это современный многонациональный мегаполис и здесь представлены кухни со всего мира, и немецкая кухня занимает отнюдь не лидирующее положение.

Германия – это страна с богатой историей и множеством интереснейших достопримечательностей, увидеть которые ежегодно желают большое количество туристов. Среди примечательных мест особо выделяются Бранденбургские ворота. Их причисляют к важнейшим архитектурным памятникам страны. Вряд ли кто из нас не знает, в каком городе Бранденбургские ворота располагаются. Это столица Германии – . Достопримечательность эта – не просто прекрасное архитектурное творение. Для многих немцев Бранденбургские ворота – особый национальный символ, веха в истории. Почему? – об этом мы и расскажем.

Символ Германии - Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – единственные в своем роде. Когда-то они располагались на окраине города, но сейчас территориально ворота находятся в центре. Это последние сохранившиеся городские ворота Берлина. Первоначальное их название было Ворота мира. Архитектурный стиль памятника определяется как берлинский классицизм. Прототипом ворот является вход в Парфенон в – Пропилеи. Сооружение представляет собой триумфальную арку, состоящую из 12 греческих доисторических колонн, а также располагающих по шесть с каждой стороны. Высота Бранденбургских ворот составляет 26 м, длина - 66 м. Толщина памятника составляет 11 м. Над верхней частью сооружения возвышается медная статуя богини Победы - Виктории, которая правит квадригой – колесницей, запряженной четырьмя конями. В пристройках Бранденбургских ворот в Берлине располагаются статуя бога войны Марса и богини Минервы.

История Бранденбургских ворот

Самый узнаваемый архитектурный памятник столицы был построен еще в 1789-1791 гг. по указу короля Фридриха Вильгельма II Карлом Готтгардом Ланггансом, известным немецким архитектором. Основным направлением его работы было применение древнегреческого стиля, что нашло удачное отражение в его самом знаменитом проекте – Бранденбургских воротах. Украшение арки – квадрига, управляемая богиней Викторией, была создана Иоганном Готфрида Шадовым.

После завоевание Берлина, Наполеону так понравилась колесница, что он отдал приказ демонтировать квадригу с Бранденбургских ворот и перевезти ее в Париж. Правда, после победы над армией Наполеона в 1814 г. богиня Победы вместе с колесницей была возвращена на законное место. Вдобавок к этому ей изготовили Железный крест, сделанный рукой Фридриха Шинкеля.

После прихода к власти нацисты использовали Бранденбургские ворота для своих парадных шествий. Удивительно, но среди развалин и руин Берлина в 1945 году этот архитектурный памятник единственный остался невредимым, за исключением богини Победы. Правда к 1958 году арка ворот была снова украшена копией квадриги с богиней Викторией.

К 1961 году с нагнетанием Берлинского кризиса страна была разделена на две части: восточную и западную. Бранденбургские ворота оказались на границе воздвигнутой Берлинской стены, проход через них перекрыли. Таким образом, ворота стали символом разделения Германии на два лагеря – капиталистического и социалистического. Однако 22 декабря 1989 года, когда Берлинская стена пала, Бранденбургские ворота были открыты. Канцлер ФРГ Гельмут Коль прошел через них в торжественной обстановке, чтобы пожать руку Ханса Монрова, премьер-министра ГДР. С этого момента Бранденбургские ворота стали для всех немцев национальным символом воссоединения страны, единства народа и мира.

Где находятся Бранденбургские ворота?

Если у вас появилось желание при визите в Берлин посетить самый известный символ Германии, то не помешает знать их местоположение. Располагаются Бранденбургские ворота в Берлине по адресу Pariser Platz (Парижская площадь) 10117. Добраться туда можно транспортом городской метрополии S- и U-Bahn до станции Brandenburger Tor, S1, 2, 25 и U55.

Brandenburger Tor – Бранденбургские ворота

Координаты для GPS: 52° 30" 58"" СШ, 13° 22" 40"" ВД

Адрес: Pariser Platz, 10117 Berlin

Архитектурный памятник в стиле берлинского классицизма, являющийся главным символом Берлина и одной и самых известных его достопримечательностей. Расположен в центральной части города в западном конце перед Парижской площадью .

Ворота мира, как они изначально назывались, были построены прусским архитектором Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789-1791 гг. За образец он взял Пропилеи перед Акрополем в Афинах. Бронзовую квадригу, управляемую богиней победы Викторией, как и украшение Фасада, выполнил немецкий скульптор Иоганн Готфрид Шадов.

Когда Наполеон завоевал Берлин, он вывез квадригу в . Но после его поражения в 1814 г. квадрига была возвращена обратно. Тогда богиня получила награду – в руках у неё появился прусский железный крест, увенчанный орлом, работы Фридриха Шинкеля. Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота были сильно повреждены, а квадрига – разрушена. В 1956-1958 гг. ворота были отреставрированы, а наверху была установлена новая квадрига – точная копия изначальной.

Когда в 1961 г. была возведена Берлинская стена, Бранденбургские ворота оказались на её линии и были перекрыты с обеих сторон. После падения Берлинской стены ворота снова были открыты и 22 декабря 1989 г. канцлер Западной Гельмут Коль, пройдя через них, торжественно приветствовал премьер-министра Восточной Ханса Модрова. Таким образом ворота стали символом свободы и объединения .

Бранденбургские ворота состоят из пяти проходов, образованных шестью парами дорических колонн. Высота конструкции составляет 26 метров. С северной стороны ворот в бывшем караульном помещении находится Зал молчания. Движение транспорта через ворота запрещено и здесь, как и на расположенной перед ними с восточной стороны Парижской площади, находится пешеходная зона.

Парижская площадь строго прямоугольной формы существует с 1734 г. и тогда так и называлась "Четырехугольник". Своё современное название получила в 1814 г. в честь взятия прусскими войсками. Во время Второй мировой войны все здания на площади были разрушены, а современное окружение – это результат восстановительных работ уже после объединения в 1991 г.

На южной стороне площади возле Бранденбургских ворот находится посольство США, рядом – здание Дрезднер банка. В стеклянном здании располагается Берлинская академия художеств. Здание возведено по проекту членов Академии Гюнтера Бениша, Манфреда Забатке и Вернера Дурта на месте разрушенного дворца Арнима, в котором находилась Прусская академия искусств. Рядом в углу находится восстановленное здание известного отеля Адлон. Далее, на северной стороне, расположен музей Кеннеди и посольство

Они первыми всплывают в памяти, когда думаешь о Германии. Символизируя важные события, Бранденбургские ворота не раз отметились в анналах истории этой страны. Современные путешественники, побывав на Парижской площади Берлина, могут вблизи рассмотреть это великолепное произведение искусства.

Взгляд в историю

Когда завершилась Тридцатилетняя война, а Берлин превратился в столицу Пруссии, границы города расширили, окружив его стеной, получившей название Берлинской таможенной. В состав этого укрепления, предназначенного не для обороны города, а для взимания налогов на ввезенные товары, наряду с остальными 17 воротами, вошли нынешние Бранденбургские. Ворота были возведены по заказу прусского монарха Фридриха Вильгельма II на пути к королевскому дворцу – на улице Унтер-ден-Линден — и первоначально носили название «Ворота мира».


Часть арки отбыла во Францию в 1806 году, когда прусская армия потерпела поражение в бое под Иеной и Берлин сдался. Наполеон был первым, кто использовал эти ворота для триумфального шествия. Трофей императора вернулся на свое место после падения его империи – теперь ворота превратились в символ победы над Бонапартом.

Бранденбургские ворота продолжали играть знаковые роли и в ХХ веке: в 1918 и 1920 годах через них маршировали контрреволюционеры, возвещая появление Германской республики, а в 1933 году эсесовцы с факелами здесь приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера.
После Второй мировой ворота 28 лет были символом разъединения Германии. Возле них произносили пламенные речи президенты Джон Кеннеди, Рональд Рейган, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаком единства нации сооружение является с 1989 года, что грандиозно подчеркнул концертами дирижер Леонард Бернстайн.

В античном облике сквозь вихрь столетий

Бранденбургские ворота – всё, что осталось от старинных городских стен Берлина XVIII века. В пределах столицы Пруссии они находились на окраине города, а сегодня они заняли почетное место в центре мегаполиса. Фридрих Вильгельм II отдал распоряжение возвести ворота, которые служили бы эмблемой мира. Процесс строительства «Ворот мира» длился с 1789 по 1791 годы.

За будущий шедевральный памятник принялся уже зарекомендовавший себя в глазах главы государства прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс. Раздумывая, как в проекте воплотить замысел короля, он решил использовать в качестве наглядного пособия афинские Пропилеи, ворота легендарного Акрополя. Вдохновленный греческой архитектурой, Лангганс привнес ее элементы в свое творение, положив начало стилю «берлинский классицизм». Точно так же, как Пропилеи вели к святыне Греции – храмовому комплексу Парфенон, так и Бранденбургские ворота предоставляли доступ к наиболее важному городу Прусского королевства. Повторяя своей конструкцией работу грека Мнесикла, Лангганс внес немалую лепту в приобретение Берлином нового имени – «Афины на Шпрее».

Бранденбургские ворота, вслед за Пропилеями, имели два ряда колонн (прусский зодчий выбрал для них «мужской», дорический ордер), которые покрывало перекрытие. Толщина колонных рядов равнялась 11 метрам. Колонны, в свою очередь, образовали пять проходов, причем центральный проем был шире всех остальных. Если в Пропилеях этот широкий проход предназначался для тех, кто въезжал в Акрополь верхом или вел животных для жертвоприношений, центральным проходом Бранденбургских ворот не могли пользоваться простые смертные – только иностранные послы и особы королевских кровей. Остальные граждане Берлина входили в боковые проемы. В общей сложности, высота ворот составляет 26 метров, а длина — 65,5 метров.

В работе над заказом прусского монарха участвовал и знаменитый скульптор Иоганн Готфрид Шадов, творивший в стиле классицизма. Именно он занимался 6-метровой квадригой, украшающей аттик над карнизом Бранденбургских ворот, а также скульптурами и рельефами.

Развернутая на восток колесница, запряженная конной четверкой, первоначально принадлежала богине мира Эйрене, державшей в руках оливковую ветвь. Однако после возвращения квадриги в 1814 году из Франции, куда ее, как добычу, увез восхищенный Бонапарт, Эйрена уступила место Виктории – богине победы. Оливковую ветвь заменили Железным крестом работы Фридриха Шинкеля в знак триумфа над Наполеоном.

Шадов разрабатывал скульптурный облик Бранденбургских ворот вплоть до 1793 года. Так, благодаря ему по обе стороны ворот, в пристройках (вероятно, сначала они были предназначены для стражи или других помещений), появились античные статуи: одна посвящена сидящей на троне богине Минерве, а другая – воинствующему Марсу, который выхватывает из ножен меч.

Рельефы монументальных ворот украшает множество аллегорических фигур, в том числе изображения служителей богини Виктории. Метопы, прямоугольные плиты над дорическими колоннами, усеяны иллюстрациями мифической войны кентавров с племенем лапифов. А в проемах Бранденбургских ворот можно увидеть рельефы с подвигами Геракла: они, по замыслу авторов, должны были намекать на время войн и период восстановления, в течение которого Фридрих Вильгельм II превратил Пруссию в европейскую державу и заложил основание для ее процветания. Таким образом, Бранденбургские ворота служили не только триумфальным символом мира, но и своего рода мемориалом своему королю.

Постоянно находясь в гуще событий, ворота не раз страдали. Благо, слепки скульптур Шадова сохранились, что облегчило их восстановление.

Цвет ворот первоначально был ослепительно белым. Но за свою долгую жизнь Бранденбургские ворота успели его несколько раз поменять. После начала реставрационных работ в 2000 году берлинцам, ввиду грязного облика триумфальной арки, предложили выбрать новое цветовое решение. Голосуя при помощи монет, опускаемых в мини-копию ворот, горожане выбирали – серый, белый, охра или песчаник. И снова победил белый.

Вихрь столетий Бранденбургские ворота стойко выдержали. Последние из 18 ворот старинной городской стены служат сегодня символом единства и напоминают о бурной истории Европы и Германии.