Какими полномочиями обладает родительский комитет. Права и обязанности родительского комитета. его место в структуре школы и детского сада - родительский комитет: от а до я - каталог статей - оптовая компания детских подарков. Что нужно делать

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6 )

получен
гонорар 46%

Здравствуйте.

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

Да, я считаю, что можно отнести такие сообщества к гражданско-правовым, на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25

«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

103. По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Но данный вопрос должен быть четко закреплен письменно.


Анжела Сулоева

Данный момент, то есть порядок выборов, порядок проведения собрания, порядок работы, права и обязанности, ответственность, защита, должен быть закреплен, на мой взгляд, например, Положением о родительском комитете, которое может быть утверждено Руководителем образовательной организацией Приказом. Подкреплено это может быть частью 3 статьи 44 ФЗ «Об образовании»:



получен
гонорар 36%

Здравствуйте, Анжела!

В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В юридической литературе встречаются как сторонники широкого толкования понятия «гражданско-правовое сообщество», так и его противники.

С одной стороны родительские собрания можно отнести к такому сообществу, поскольку перечень не является исчерпывающим.

Возражая против такого широкого толкования, другие юристы отмечают, что родительские собрания по существу создаются для решения внутренних вопросов группы родителей, чьи дети учатся в определенном классе. Поэтому принятие неких решений не относится к случаям, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Гражданско правовое сообщество должно обладать признаком обязательности принимаемых решений на основании закона (например, обязательность решений собрания собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 36 ЖК РФ), поскольку в силу пункта 1 ст. 181.1 ГК РФ непосредственно связывает с принятием соответствующего решения наступление гражданско-правовых последствий.

Сама по себе возможность участия в управлении образовательной организацией не предполагает принятие решений, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, т.е. их обязательность.

В подтверждении сказанного, можно привести выдержку из Письма Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08 в котором указано, что любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.
Анжела Сулоева

Юридический статус - совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, созданный в целях учета мнения родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов (ст.п. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, функции совета родителей консультативные, а не управленческие.

С уважением Федоров Денис Николаевич.

Здравствуйте,

гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

не является Могут проводится собрания для учета мнения родителей, но не более того.

получен
гонорар 18%

Общаться в чате

Иванова Мария

Юрист, г. Оренбург

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1115 ответов

    749 отзывов

Здравствуйте!

Если сообщество родителей планирует на постоянной основе активно участвовать в жизни детей сада или школы, вплоть до сбора добровольных взносов, то создается юридическое лицо - некоммерческая организация, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений) , общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств , учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание, что согласно ст. 52 ГК РФ:

В уставах некоммерческих организаций , уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Кроме того, в уставе вы пропишите все организационные моменты: полномочия председателя. его срок и др.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Каравайцева Елена

Юрист, г. Новоалтайск

Бесплатная оценка вашей ситуации

    5931 ответ

    1424 отзыва

В случае, если решения родителей не направлены на функионирование образовательной организации, а касаются самих родителей, в частности сбор денежных средств на общие нужды, приобретение товаров и услуг, определение прпвил поведения родителей, будут ли такие решения обязательными для родителей? Решения принимаются путем голосования, в электронной форме. Примеры решений: сбор денег в общую «кассу», приобретение подарков для детей, воспитателей к праздникам, не использование гаджетов во время утренников. Можно ли трактовать такие решения, например, устной сделкой?

Здравствуйте! Такие родительские сообщества являются по сути одной из форм реализации права на объядинения граждан (ст. 30 Конституции РФ).

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» .
Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:- не менее трех участников;- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав (ст. 18 Закона)

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях. Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).

зАКОНОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Родительские комитеты не предусмотрены, однако в ст. 44 зафиксированы права родителей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Здравствуйте, Анжела. Полагаю, что какими бы признаками определенной организационно-правовой формы не обладало такое сообщество в соотношении с действующим законодательством на сегодняшний день есть определенные сложности в деятельности и правомочности такого сообщества. Пока создание таких сообществ рекомендовано Президентом,

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

При этом специальное правовое регулирование пока отсутствует, поэтому толковать может каждый по своему…

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.Анжела Сулоева

Формулировки «гражданско-правовое сообщество» ГК РФ не предусматривает.

При анализе норм ГК можно сделать вывод, что под сообществом понимается определенная группа лиц, правомочная принимать решения, основанные на обязательствах всех участвующих лиц, а также других лиц, не являющихся участниками данного сообщества, если это вытекает из предмета отношений и не запрещено законом.

Отличительной чертой любого сообщества выступает право принятия решений, которое является обязательным для всех членов таких сообществ в силу полномочий и/или указаний закона.

Поскольку прямого указания в законе на легитимность решения такого собрания не имеется в отсутствие специального указания на принятие решения через собрание членов сообщества, следует применять положения ГК РФ - о соглашении всех членов сообщества, а в случае если такое соглашение не достигнуто, то решаться вопрос может только в судебном порядке…

Родительский комитет В каждом классе и каждой группе детского сада должен быть родительский комитет. Но не все родители знают, что он собой представляет и какие у него права и обязанности.

Состав родительского комитета

В родительский комитет входят представители от родителей всего класса или группы, выбранные из желающих на общем собрании. В идеальном случае - от 3 до 7 человек от одной группы или класса. Из их числа выбирается председатель комитета и секретарь, между всеми членами распределяются обязанностями, результаты заносятся в протокол собрания, утверждается устав, которому должны следовать участники.

На практике родкомитет может состоять даже из одного инициативного человека, принявшего на себя весь груз ответственности.Родительские комитеты группы или класса объединяются в общешкольный (или общесадовый) комитет, решающий вопросы, касающиеся деятельности всей школы или сада.

Задачи родительского комитета

В глазах многих функция родительского комитета сводится к денежным поборам, но все далеко не так односторонне. Итак, комитет осуществляет:

Выяснение того, в чем нуждаются дети и что при этом им не может обеспечить администрация ДОУ;

Сбор денег на различные нужды группы, класса, школы, детские мероприятия , праздники и подарки к ним;

Закупку необходимых вещей в класс, материалов для ремонта, организация ремонтных работ, на которые не выделяет средства ДОУ;

Закупки подарков к праздникам детям и учителям;

Решение мелких организационных вопросов, ради которых нет смысла созывать общее собрание;

Помощь в устройстве различных мероприятий;

Содействие воспитателям и педагогам в работе с детьми.

Против первых пунктов вы рискуете услышать, что «поборы» незаконны, так как по закону государство обеспечивает сады и школы всем необходимым. К сожалению, на деле без финансовой помощи родителей бюджетным учебным заведениям часто приходится крайне тяжело. Вы можете столкнуться с тем, что в группе входная дверь обветшала настолько, что легко открывается без ключа, стоит лишь дернуть посильнее, окно в туалете сломано, не хватает спальных мест (даже раскладушек), а новые игрушки покупались лет 10 назад. Конечно, легко все оставить в таком виде, сославшись на то, что детям важнее общение, чем окружающая обстановка, но… В задачи родительского комитета, в частности, входит оценка реальных нужд и удовлетворение этих потребностей с помощью других родителей.

Кроме сбора и целевой траты средств, членам РД придется вести учет всем принятым и потраченным средствам и быть готовыми предоставить отчет по первому требованию.

В «неофициальные» обязанности членов родительского комитета входит умение находить общий язык с родителями других детей в группе, воспитателями и педагогами и членами других родкомитетов в ДОУ.

Права родительского комитета

Члены комитета имеют не только многочисленные обязанности, но и права:

Требовать отчета о потраченных средствах с администрации учебного заведения, если передавали собранные деньги в ее распоряжение.

Вносить конструктивные предложения, касающиеся педагогического процесса, воспитательной работы и оснащения учебного заведения. И требовать информацию о принятых решениях.

Получать от администрации отчет о работе, материальном положении и техническом состоянии ДОУ, его нуждах.

Инициировать родительские собрания по важным вопросам, которые не терпят до планового собрания.

Присутствовать на учительских совещаниях по приглашению педагогического коллектива.

Искать спонсоров для ДОУ и детских мероприятий среди общественных и коммерческих организаций.

Сообщать о грубых нарушения прав детей со стороны их родителей или работников школы или сада.

Если вы впервые оказались членом родительского комитета и еще слабо представляете, что делать дальше, возьмите на вооружение несколько идей.

«Предвкушая» постоянный сбор денег по каждой мелкой надобности, вы можете составить годовой бюджет группы или класса. Прикиньте, сколько денег нужно на весь год, с учетом расходов на ремонт, праздники, мероприятия, подарки учителям, воспитателям и детям и другие необходимые покупки, добавьте еще 8-10% на непредвиденные траты. Сообщите о результатах расчетов остальным, чтобы родители знали, какие расходы им предстоят.

Обзаведитесь телефонами всех родителей и учителей, чтобы была возможность связаться в ними в любую минуту.

Поддерживайте связь, а еще лучше, хорошие отношения с членами родительского комитета параллельного класса. У них, скорее всего, будут аналогичные нужды, и, объединив усилия, вы сможете, например, заказывать книги, тетради, подарки более крупными партиями , покупая их по оптовой цене или со значительными скидками.

И уж, конечно, запаситесь крепкими нервами. Работа в родительском комитете полезная и необходимая, но совершенно неблагодарная деятельность.

Родительский комитет наделяется правом взаимодействия между педагогами и родителями. Члены комитета помогают учителю приобретать учебники и методические пособия. С разрешения классного руководителя они могут посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия. Помимо этого, избранные члены родительского комитета могут принимать непосредственное участие в воспитательной работе и оказывать помощь учителю по принятию мер в отношении родителей, не уделяющих должного внимания своему ребенку.

Также к правам членов родительского комитета относится возможность принимать участие в организации праздников, поездок, экскурсий, школьных мероприятий. При необходимости контактировать с общественными организациями и правоохранительными органами. Высказывать свое мнение о целесообразности тех или иных мероприятий. Практика показывает, что основная работа членов родительского комитета заключается в решении бытовых и хозяйственных проблем, возникающих в ходе обучения (приобретение мебели, ремонт).

Обязанности родительского комитета

Члены родительского комитета должны быть максимально честными по отношению к родителям и педагогам. Также они должны быть активными и проявлять инициативу. Основная обязанность родительского комитета заключается в налаживании контакта между классным руководителем и родителями. Членам комитета не обязательно делать все самостоятельно, они могут вовлекать остальных родителей в воспитательный процесс и жизнь школы.

Родительский комитет состоит из 5-7 членов и возглавляется председателем. Председатель назначает заместителей, несущих ответственность за определенные участки работы. Также в состав комитета входит казначей: человек, собирающий деньги на нужды класса, распределяющий финансовые средства и предоставляющий родителям полную финансовую отчетность по каждому взносу.

Юридическая сторона вопроса

Юридический статус родительского комитета в нашей стране не определен. В сущности, комитет – это объединение граждан. Для того чтобы предоставить права общественного объединения, необходимо соблюдение двух условий: наличие не менее трех участников объединения и организация общего собрания с отражением хода этого собрания в протоколе. В этом случае родительский комитет приобретает статус субъекта права с определенными обязанностями и правами.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Родительский комитет – выбор состава

Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы.

Члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и, если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета.

Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

Обязанности родительского комитета в школе

  • помощь в общении с классным руководителем и остальными родителями класса;
  • вовлекать других родителей класса в деятельность, совместную с детьми;
  • выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
  • придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
  • представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
  • оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

Распределение обязанностей внутри родительского комитета

  • председатель родительского комитета - представляет интересы от родительского комитета на уровне школы;
  • заместители - несут ответственность за определенные разделы работы;
  • казначей - отвечает за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды класса.

На что же имеет право родительский комитет?

  • оказывать помощь школе и классному руководителю в приобретении пособий и учебников, необходимых для полноценного учебного процесса;
  • посещать внеклассные мероприятия и уроки (с разрешения учителя);
  • проводить совместную работу и оказывать помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а так же принимать применительно к ним допустимые меры воздействия;
  • с проблемными учащимися совместно с педагогом проводить беседы;
  • в целях защиты прав и интересов детей и семьи поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями;
  • принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса;
  • организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем;
  • высказывать субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса;
  • в случае возникающей необходимости содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса;
  • решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

При использовании материалов: