Алгоритм чтения. Общее понимание и ориентация в тексте

Среди многих функций деятельности мозга особенно интересна программа извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию человек подает машине так или иначе в готовом виде. Мозг же человека поставлен в совсем другие условия: он вынужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста, т. е. из системы, организация которой ему не всегда известна.

Надежным посредником и критерием рациональности действий организма являются уровень автоматизма его движения и действия - так называемые динамические стереотипы поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетической системе, модель которой рассмотрена нами выше.

Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности, определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в мозге. Реальный путь решения задачи повышения эффективности чтения, его продуктивности, производительности - создание новых, более совершенных программ умственной деятельности, обучение рациональным способам кодирования поступающей информации. Эту задачу и решает интегральный алгоритм чтения (ИАЧ). Он создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он обеспечивает в определенной степени и качественную обработку текста, основное его назначение - отобрать для последующей обработки важную в данной ситуации информацию.

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста или основных его фрагментов. Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность, вместе с тем не исключая творческого их толкования, допускает некоторые отклонения от конкретных текстов и установки чтения, что, в частности, характерно для рассмотренных пяти способов чтения. В словосочетании «интегральный алгоритм чтения» (ИАЧ) слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом.



Решающую роль в алгоритме ИАЧ играет психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий опыт, построенный на его основе образ ситуации, цели и план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый динамический стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума и усилий. При использовании ИАЧ формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

Первый блок дает в сжатом виде первичную информацию о тематической направленности, вызвавшей интерес работы, соответствии (или не соответствии) его профессиональным интересам. Второй блок может усилить или ослабить возникший у читателя интерес в зависимости от авторитета, степени признания автора в профессиональном мире, ожидаемой степени оригинальности материала работы. Содержащиеся в третьем блоке сведения о характере источника (монография, учебник, учебное пособие, имеющие или не имеющие грифа определенного органа системы образования, брошюра, проспект и т. п.) могут сформировать у потенциального читателя первичное отношение к источнику и отношение к дальнейшему его использованию.

Основное содержание публикации (4-й блок) во многом раскрывается знакомством с оглавлением работы, четкостью и информативностью основных рубрикаций. Суть 5-го блока состоит в извлечении фактов из текста и их смысловом усвоении, оценке полезности для читателя, степени их новизны. Шестой и седьмой блоки ИАЧ предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его образования, профессии, его тезауруса, или макроконтекста, опыта, цели чтения и т. п. Последние два блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

ИАЧ является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Ведь основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умственных действий, более четких и последовательных. Чтение из неорганизованного процесса становится подчиненным единой программе - ИАЧ. Следование блокам алгоритма определяет шаги изучения текста. Вместе с тем ИАЧ значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Еще один существенный довод в пользу алгоритма состоит в том, что, как утверждает современная структурная лингвистика, профессиональные тексты обладают избыточностью, которая достигает 75-80 %. И практически только 20-25 % объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Избыточность текста И определяется по формуле

И=((No-Nс): No)´100 %

где No - общее количество слов в тексте; - число слов в значимом для читающего лаконичном выражении после сжатия текста.

Пример текста (парадоксальный) для определения его избыточности.

Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади.

No=30 - общее число слов в исходном тексте.

Лаконичный текст.

Лошадь пьет воду из ведра.

И=((30-5):30))´100 %=83 %

Избыточность текстов особенно характерна для служебной документации, как правило, расточительна с точки зрения использования всех ресурсов, и особенно такого ценного, как время. В ее «оправдание» можно привести только три аргумента.

1. Степень избыточности текста априори неопределенна и во многом (за исключением случаев очевидных, аналогичных приведенному парадоксальному примеру) зависит от индивидуальности читателя.

2. Степень избыточности текста повышает надежность передачи сообщений, особенно в условиях действия помех.

3. Некоторая избыточность неизбежна для учебной литературы, предназначенной для обучающихся и имеющих весьма ограниченный тезаурус и в изучаемой области.

Проведите его анализ в соответствии с алгоритмом ИАЧ. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: целесообразность использования ИАЧ при чтении научных текстов.

Как все мы знаем из школьной программы, алгоритм – это последовательность каких-либо действий или операций с их описанием. Соответственно, алгоритм чтения – это совокупность умственных действий при восприятии текста. А поскольку действие этого алгоритма распространяется на весь текст, то он называется интегральным.

Если разобраться, то наша жизнь полна алгоритмов. Например, пришел в поликлинику – сначала пройди в регистратуру, возьми карту и направление, а затем иди в кабинет врача. Чем не алгоритм для пациента? Его использование рационально, потому что так упорядочивается работа поликлиник. Если бы не было такого алгоритма, неизбежно возникла бы неразбериха.

Так же и в чтении: применение алгоритма организует этот интеллектуальный процесс и увеличивает его эффективность. Конечно, интегральный алгоритм чтения может слегка видоизменяться в зависимости о целей читателя в конкретный момент. Но в любом случае он способствует тому, чтобы автор и читатель общались как бы на одном языке.

У многих людей, между тем, есть свои алгоритмы чтения. Кто-то может читать книгу с конца, кто-то – с середины. Эффективность таких способов оставляет желать лучшего.

Интегральный алгоритм помогает сделать работу с книгой более организованной. А причина кроется в особенностях человеческой психологии. Ученые давно выяснили, что если какую-либо установку повторять многократно, то она превратится в устойчивый стереотип, и соответствующие действия будут выполняться на уровне автоматизма.

Согласно исследованиям, при использовании интегрального алгоритма чтения человек постепенно вырабатывает определенную последовательность действий. Суть этого способа заключается в следующем. Когда мы берем в руки новый текст и хотим прочитать его, мы должны как бы заполнить в определенном порядке семь ячеек. Одну за другой. Вот эти ячейки, а вернее, блоки интегрального алгоритма чтения.

Первый блок – наименование текста.

Третий блок – источник и его данные.

Четвертый блок – проблема.

Пятый блок – фактографические данные.

Шестой блок – особенности излагаемого материала, критика.

Седьмой блок – новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Первые четыре блока не требуют объяснения. Пятый – фактографические данные – подразумевает извлечение из текста фактов и их усваивание. Шестой и седьмой блоки – особенности и новизна материала – будут индивидуальными для каждого читателя в зависимости от его знаний, взглядов, опыта. Информация, которая покажется абсолютно новой одному человеку, может быть давно известна другому. Эти два блока предполагают сложный анализ текста, который каждый должен провести сам.

Поговорим о практическом использовании алгоритма. Для начала нужно запомнить все его блоки, представить себе содержание каждого из них. Еще лучше нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаге, например, в виде блок-схемы, и поместить его над рабочим столом – там же, где у вас располагается первое правило быстрого чтения – «читать без регрессий». Если задуматься, то многие никогда не усваивают информацию, предусмотренную тем или иным блоком алгоритма. А ведь это – ключевые моменты осмысления текста. Например, помните ли вы авторов тех книг, которые прочитали в последнее время? Наверняка найдутся те, кто ответит отрицательно.

Во время чтения по интегральному алгоритму мы как бы вынимаем из текста самую важную информацию и складываем ее в соответствующие ячейки. Это позволяет превратить чтение в организованный процесс и достичь главной цели – качественного осмысления прочитанного.

Читать без алгоритма – примерно то же самое, что пойти в супермаркет и забыть дома список необходимых продуктов. Вы бродите по огромному магазину и подходите ко всем стеллажам в надежде на то, что увидите нужные предметы и вспомните, что их и надо положить в корзину.

Интегральный алгоритм чтения является основой для скорочтения. Читатель вынужден активно вторгаться в текст, анализировать его и выделять нужную информацию. Кроме того, исследования лингвистов доказывают, что избыточность текстов нередко достигает 75 процентов. Вдумайтесь: только четверть текста несет основной смысл. Отлично иллюстрирует это явление журналист, спецкор «Известий» Сухачевский: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

В этом примере избыточность текста стремится к 100 процентам. И такая тенденция характерна для современности. А благодаря быстрому чтению всю «воду» в тексте, не содержащую никакой полезной информации, можно быстро убрать. И что немаловажно – система алгоритмов дисциплинирует, учит излагать свои мысли просто, кратко и доступно.

Итак, теперь вы знаете, какие блоки содержит интегральный алгоритм и для чего он нужен. Самое время перейти к упражнениям, которые позволят вам не только закрепить эти знания, но и научиться ими пользоваться.

Упражнение 1. Создаем зрительный образ интегрального алгоритма чтения

Этот прием облегчит процесс запоминания последовательности действий при чтении. Важно нарисовать его вручную в двух экземплярах. Как вы уже догадались, один из них пополнит нашу коллекцию над рабочим столом, а второй лучше носить всегда с собой.

Какой рисунок выбрать, зависит от особенностей вашего воображения. Возможно, вам подойдет образ правильного шестиугольника, в углах которого расположатся первые шесть блоков алгоритма, а в центре – седьмой. Это вполне могут быть этажи здания, пирамида, матрешка – все что угодно, лишь бы вам было легче запомнить блоки, а затем каждый раз при чтении «наполнять» их содержимым.

Постарайтесь регулярно представлять себе свой рисунок. Важно, чтобы, закрыв глаза, вы ясно видели алгоритм. Если вы будете представлять его, то постепенно нарисованный образ сотрется, но сама привычка выделять в тексте нужную информацию закрепится. А этого мы и добиваемся.

Упражнение 2. Читаем по интегральному алгоритму

Итак, вы усвоили алгоритм. А это значит, что ваш мозг формирует другую программу чтения, последовательность умственных операций. Задача чтения приобретает абсолютно понятные очертания: найти в тексте ответы на все вопросы, содержащиеся в блоках интегрального алгоритма. После многократных тренировок такого чтения вы с удивлением для себя обнаружите, что нужные факты, даты, имена всплывают в памяти сами собой.

При этом еще легче становится борьба с регрессиями. Ведь если мы читаем по алгоритму, то уверены, что усвоим нужную информацию даже после одного прочтения. Количество возвратных движений глаз уменьшается, а постепенно вовсе сходит на нет. В этот период обучения нужно зафиксировать второе правило быстрого чтения – читать по алгоритму любой текст.

Как это делать практически? Перед тем, как взяться за текст, нужно визуально представить себе все блоки интегрального алгоритма. В первую очередь – название, автор, выходные данные источника. «Заполнив» эти блоки, начинаем читать. В процессе выясняем, о какой проблеме идет речь в тексте, и «складываем» эти данные в четвертую ячейку. Фактические данные «собираем» в пятой ячейке. На очереди – шестой блок, особенности излагаемого материала. Например, мы читаем рекламную статью о ноутбуке. Описание его принципиальных технических характеристик будет материалом для шестого блока. Здесь же нужно отметить критику, то есть ваше согласие или несогласие с автором – возможно, вы считаете, что такие же технические характеристики имеет и другой ноутбук. А после прочтения остается проанализировать, что нового вы узнали из текста, что можете применить на практике? И заполнить последний, седьмой блок.

Казалось бы, вот и все. Но только не для скорочтения. Необходимо еще раз визуально представить себе алгоритм и понять, достаточна ли информация во всех блоках. Только после того, как мы убедились в этом, чтение можно считать законченным.

Подробное описание чтения по алгоритму показывает, почему быстро читающие еще и лучше усваивают прочитанное, чем читающие медленно.

Упражнение 3. Тренируемся

Чтобы тренироваться, регулярно в течение двух-трех недель делайте следующее.

Каждый день медленно читайте пару интересных статей в газете, при этом держа листок с рисунком алгоритма перед собой. В процессе «собирайте» информацию в ячейки. После завершения чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

Каждый день читайте одну-две такие статьи как можно быстрее, на рисунок алгоритма не смотрите, но представляйте его. Перескажите содержание текста в соответствии с алгоритмом.

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Правило второе: созидательная цель Что значит – созидательная цель? Это значит – цель, которая не предполагает причинения вреда другим людям, ущемления их воли, насилия над ними и прочих недобрых умыслов.Предположим, в вашем окружении есть человек, препятствующий

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай Александрович

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Глава 3. Что и как читать? Газеты Сегодня невозможно понимать суть происходящих событий, если не читать газеты – неважно, в печатной или электронной форме. Неплохо читать в день два-три разных издания. Откуда же взять столько времени? – удивитесь вы. Да, если на чтение

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Скорость тренировочного чтения должна в три раза превышать скорость обычного чтения Основное правило тренировок заключается в том, что если вы хотите читать с определенной скоростью, то вам нужно выполнять тренировочное чтение приблизительно в три раза быстрее. Так,

Из книги Препятствия на пути преданного служения автора Госвами Сатсварупа Даса

Как читать больше книг Вы много тренируетесь во время этого курса, и точно так же, если вы хотите больше читать, вам нужно сделать это привычкой. В ближайшие две недели ежедневно или через день выделяйте время на чтение. Как я упоминал в одной из предыдущих глав, если вы

Из книги Учитесь говорить «нет» автора Альтушер Клаудия Азула

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А. Сухомлинский

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у школьников интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

Ø развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

Ø воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к прочитанному;

Ø сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

Ø обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;

Ø научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений : совершенствование навыков чтения.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель : постановка дыхания, развитие четкости произношения.

1. Вдох носом, выдох через рот;

2. Вдох, задержка дыхания, выдох;

3. Вдох, выдох по порциям.

Цель : четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных :

а, о, у, ы, и, э учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. (См. приложение )

Цель следующего упражнения развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения : развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик .)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь .)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

3. Бросьте вызов своему пониманию

4. Распределите свое время

5. Засекайте время

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения : увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель : развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Литература

1. Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.

2. Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.

3. Д.Т. Тамбиева “Уроки по развитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.

4. Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.

5. Начальная школа № 1, 1998 г.

  1. Начальная школа № 5, 1998 г.

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности своих личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кассы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия. Особый алгоритм имеют и злостные безбилетники, но их алгоритм, однако, нельзя назвать эффективным.

Мы разобрали эти простые примеры для того, чтобы показать применение правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять способов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово «интегральный » означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.


Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Н. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется, фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому и смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два равных шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает » реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.

Существует большое число текстов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.


Рис. 4. Психологический тест: девушка или старушка

Кого вы увидели? Авторы этой книги неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.


Рис. 5. Интегральный алгоритм чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки алгоритма предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,— новым, а критически настроенному — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму — организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками — блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения — реализация более эффективных программ умственных действий. На рис. 6 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего медленно, справа — читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.


Рис. 6. Два способа чтения

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть — избыточная . Как отмечают лингвисты, тенденция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терминологии не снижается. Анализ этих явлений хорошо сделал специальный корреспондент «Известий » В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так и сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади. Как лучше сказать? Это вопрос. Без специальной научной подготовки на него не ответишь. Если уж директор НИИ и его заместитель не пришли к единству взглядов на документооборот и плотность документопотока, если 200 научных сотрудников института годами бьются над этой проблемой, то где уж простому смертному разобраться во всем?» И далее он пишет, что «бумажная лавина набирает силу. Недавно появился еще один документ — брошюра «Работа руководителя с документами», которая выпущена 100-тысячным тиражом. Она сообщает ряд чрезвычайно полезных и необходимых сведений. В изложении они потеряют свое глубокомыслие, поэтому позволю себе попотчевать читателя некоторыми цитатами. Например: «Процесс труда с документами состоит из ряда операций, которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные ), логические и творческие. К делопроизводственным относится обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, считывание, перемещение документа, контроль исполнения, подписание приказа и др. Логические включают чтение и ознакомление с документом, подбор необходимой информации, анализ и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов, наложение визы и пр. Творческие операции, которые отражают специфику труда руководителя, состоят из определения состава исполнителей документа, поиска альтернатив решения, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр.» .

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту » таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении текстов различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва действительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность зачастую бывает полезной. Как справедливо отмечают специалисты, избыточность повышает надежность передачи сообщений, что особенно необходимо для текстов учебников.

В художественной литературе также обсуждается проблема избыточности. Ан. Макаров приводит высказывание В. Катаева: «Мелодия — основа прозы. Когда она исчезает, когда покидает автора, испаряется волшебство словесного искусства, проза перестает двигаться сама собою. Ее толкает и волочет одно лишь малопочтенное усердие автора. Так появляются на свет неподъемные «романы , поэмы, которые измеряются километрами» . Писать надо короче. Таково мнение В. Катаева, которого еще в начале 30-х гг. придирчивые критики называли лучшим стилистом.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Полезно научиться определять избыточность текстовых сообщений. Предлагаем выполнить очередное задание.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  • развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  • сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
  • обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;
  • научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание я уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений: совершенствование навыков чтения.

  1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

  1. Вдох носом, выдох через рот;
  2. Вдох, задержка дыхания, выдох;
  3. Вдох, выдох по порциям.

Цель: четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. (См. приложение )

Цель следующего упражнения – развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

  1. Читайте больше
  2. Научитесь читать, выделяя основную идею
  3. Бросьте вызов своему пониманию
  4. Распределите свое время
  5. Засекайте время
  6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения: увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Литература

  1. Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.
  2. Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.
  3. Д.Т. Тамбиева “Уроки по казвитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.
  4. Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.
  5. Начальная школа № 1, 1998 г.
  6. Начальная школа № 5, 1998 г.