Еще один дар дала. Презентация на тему: "Методика подготовки к ГИА по русскому языку. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша.". Скачать бесплатно и без регистрации

Русский дом, Москва

Первый в мире памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде. Четырёхметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран текст Священного Писания. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и вековую связь нашего народа с Православием.

«И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.

Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык...

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его».
Так восторженно и метко говорил о русском языке Иван Александрович Ильин, русский философ XX века.

Сохранение Отечества, национального характера и родного языка - единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе народа русского.

Язык - душа нации, культурно-исторический фундамент любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и контактами русских с другими народами.
Россия создала свой особый язык, свою литературу и своё искусство. На этот язык как на родной отзываются все славяне мира. Он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки Христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам, живущим на территории России.

Русский язык - национальное достояние Российского государства!
Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка? Сегодня русский язык захлестнул поток искажений, потеряно уважение к родному языку. Жаргон и площадная брань приобретают права литературного гражданства. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается её духовность, опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей.
В русской культуре традиционно сложилось особое отношение к слову и произведениям классики. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», - возглашают святые просветители Кирилл и Мефодий. Русский алфавит создавался как молитва, где слово напрямую было связано с Бо­гом. Аз, буки, веди - я буквы ведаю; глаголь, добро, есть - говорю (признаю): Добро (Бог) есть... Рцы, слово, твердо - говори слово твёрдо... В языке закрепилась даже связь семьи и государства. Родину мы называем матерью или Отчизной, Отечеством - страну отцов.

В последнее время кажется, что много говорится и делается для того, чтобы русский язык был сохранён. Достаточно назвать федеральную целевую программу «Русский язык», законопроект «О русском языке как государственном языке в Российской Федерации», Совет по русскому языку при правительстве РФ, Центр развития русского языка и прочая, и прочая, но это уровень науки, политики. Я же пишу эти строки как рядовой многомиллионный носитель и пользователь русского языка, который в снижении речевой культуры, в искажениях, в «американизмах» видит и чувствует неуважительное отношение к русскому народу, к его православной вере, к его истории и традициям. Для меня такое положение вещей - вмешательство в процесс общения русских, разрушение общности и соборности, присущих русскому человеку. Это нарушение языкового суверенитета русских и нарушение национальных интересов русских. Поэтому так остро стоит сейчас проблема развития, сохранения русского языка, защита его и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа.

В государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе. Изучать его нужно в национальном аспекте: искусство русского слова, русское красноречие, речевой этикет, связь с историей. Все мы знаем, что современный русский литературный язык является прямым преемником церковнославянского языка, – языка, созданного Кириллом и Мефодием в качестве общего литературного языка для всех славянских народов раннего средневековья, - языка высокой духовности и нравственности, языка, формировавшего «загадочную» русскую душу, русский характер. Поэтому хотелось бы, изучая русский язык, опираться на древнерусский язык, являющийся источником, питающим современный русский язык. Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, церковнославянизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения - радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова.

Язык - это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, - как раз наоборот.
Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка - язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!

Ирина Николаевна ИВАНЧЕНКО
газета "Соборная весть", №40, 2009

Рецензии

Тут с Вами нельзя не согласиться: русский язык действительно нуждается в защите. Мы с трепетом смотрим, как борются за сохранение русского языка так называемые "русскоязычные" в Украине, а оказывается, за его сохранение надо бороться в России. И еще вопрос, где ему грозит большая опасность?

Здравствуйте, Александр. Вы умный, думающий, образованный, гуманный человек, вы честный гражданин своей страны. Много ли таких людей у нас? Почему они молчат? Неужели и правда: наступили дни, эпоха, когда светлые силы не могут противостоять демоническим разрушениям духовной культуры? Во все времена, у всех цивилизованных народов, национальный язык являлся хранилищем духовного: науки, культуры. образования, искусства, литературы, поэзии. Что касается русского языка и классической русской художественной литературы и поэзии, то культурный мир признал их духовным и уникальным достижением чедовечества. Вы верно и искренне, с болью в душе, говорите о родном русском языке, родном не только для русского человека, но и всех народов России, понимая, в чём таится опасность утраты. Активное увлечение уличными вывесками и наименованиями товара, нелепыми названиями продукции, мороженого и конфет, организаций и учреждений, печатных изданий; бездумное отношение к культуре слова профессиональных работников на радио, телевидении, в печати, в театре, кино; активное распространение по миру словарей русской нецензурной лексики - анитязыка народа; сокращение количества учебных часов на изучение русского языка и литературы и в школе и в вузе при активном внедрении методик изучения иностранного языка; отсутствие требований к культуре устной и письменной речи учащихся и студентов; внедрение системы единого государственного экзамена в форме тестирования по курсу языка, литературы, истории,когда живая речь и мысль заменяются примитивной работой мысли с бланками задания; активная пропаганда американо-английской песенной музыки на радио и телевидении - всё это чужеродная, неестественная среда, в которой вырастает современное дитя и привыкает видеть и воспринимать чужеземную графику языка, чужую лексику как норму, как культуру. Так человек отлучается от родного; происходит чудовищное изменение самосознания народа. Но это и нужно тем, кто сеет семена так называемой свободы выбора, как образа жизни, так и языка общения. Эти агрономы и программисты глобализации сидят далеко за пределами России и Украины и понимают, что информационная борьба в мире - реальность. Но под каким же гипнозом находится наша интеллигенция, образованная и культурная часть общества? Да, руководитель, вдохновитель нужен, так было всегда, и неужели не пришло его время в любимой нами России? Успехов Вам, с уважением, Александр Цоколов. Будем писать и говорить правильно: на Украине. И никакой приказ нам не указ.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык…


Не любить его, - значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. (По И. Ильину)




Одним из критериев правильного разбиения текста на абзацы является следующий: если из первых предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то абзацы выделены верно. Проделайте эту работу и проверьте, правильно ли вы разбили текст на абзацы.


1 – й абзац: ____________________________ ____________________________ 2 – й абзац: _____________________________ _____________________________ ______________________________ 3 – й абзац: _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому- нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.


И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.




1 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 2 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 3 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________


* См. учебное пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012». Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, С.15 и далее. Как вы думаете, какие фрагменты текста можно подвергнуть компрессии (сжатию)? Зарисуйте их в тексте карандашом. Какие способы сжатия из известных вам – исключение, слияние или замену – вы использовали в каждом абзаце?


И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.




Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.


Выпишите слова, относящиеся к тематической группе «Русский язык и Россия». ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Вспомните и запишите несколько пословиц о языке. ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________


Из каких слов текста можно составить синонимические ряды? Запишите их. ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Какую роль играют в тексте эти синонимические ряды? Можно ли сказать, что они являются средством речевой выразительности? ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________


Какие слова в тексте имеют стилистическую окраску? С какой целью автор употребил их? Какую функцию выполняют эти слова? ____________________________________________ ____________________________________________ Можем ли мы подтвердить этими примерами тезис о том, что лексика текста «свидетельствует, о чём думают люди» (Г. Степанов)? ____________________________________________ ____________________________________________



Сочинение

Аннушкин В. И. Иван Ильин, оторванный от России, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия…» Представим эту мысль реально: вся Россия – в её языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет. И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами жизни не находим…

Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Для того чтобы понять, что такое язык – речь – слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: «В начале было Слово…» Слово есть Бог. Бог есть Дух. Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в нашем человеческом слове. Слово человеческое подобно Слову Божию (Св.Игнатий Брянчанинов). Словом творится мир. Однако человек греховен, и потому все наши ошибки, общественные и экономические нестроения так или иначе связаны с языком – и напротив: стоит отрегулировать, понять роль и значение Слова, как начнут устраиваться и все области общественного и личного бытия.

»Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем… (И.И.Срезневский). Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придется ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык – речь – слово в их обширном понимании, включающем и охватывающем все стороны жизни современного общества?

Включишь телевизор – там один язык (и, кстати, очень разный: редок серьезный разговор, в основном томящее дух развлечение); войдёшь в храм – и там услышишь современный молитвенный язык (молитвословие); выйдешь в парк – и услышишь, проходя мимо симпатично одетых молодых людей обоего пола, мирно звучащее… сквернословие. И всё это современный нам русский язык. Язык – это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах. Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но обозреть современную словесность – почти непосильная задача, ибо мы живём в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано прежде всего с колоссальными речевыми нагрузками, которые предлагает жизнь в новом информационном обществе. Однако все мы чувствуем, что живём в едином и вполне определённом мире мыслей, настроений, стиле, который формируется прежде всего языком.

Если заострить проблемы, взяв для анализа конкретные области общественно-речевого бытия, то они выглядят так: можно ли построить счастливую личную жизнь (читай: реализовать национальный проект демографии через построение здоровой семьи), если образцов хорошей семейной речи не представляет основной пропагандист современного вкуса – телевидение? Можно ли решить проблему построения эффективной экономики, если не выработан деловой язык документа (гнет вала документов – одна из отметин современного информационного общества), а риторическая этика как основа построения честных деловых, партнерских отношений стыдливо умалчивается? Можно ли создать благополучное существование, если язык большинства СМИ нарочито настроен на пессимистическо-критическое освоение действительности, что и выражается в соответствующем словесном стиле? Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен (и всё это выражается именно в языке и Слове!) не может решить долгосрочные проблемы.

Вот несколько постулатов, которые, на мой взгляд, филологи обязаны внушать и отстаивать в общественном сознании:

1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни. Противоположная позиция, мол, мы только наблюдатели, а не творцы («язык сам знает, куда ему поворачиваться и не нам диктовать ему свои законы…») приводит к общественной пассивности и застою.

(1) И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нем вся она - наша Россия. (3) В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4) Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

(б) Это язык зрелого самобытного национального характера. (7) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его - его язык...

(8) Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (9) Не любить его - значит не любить и не блюсти Родину нашу.

(10) А что есть человек без Родины?

(11) Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

(12) Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (13) А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

(14) Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. (15) Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

И.А. Ильин

Какова же тема и основная мысль текста известного русского философа Ивана Александровича Ильина? Выполните тестовые задания.

A 1 Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1) В русском языке отражается историческая судьба и ментальность русского народа. 2).Не любить язык - значит не любить Родину.

3) Тот, кто не знает язык, не достигнет духовное высоты.

4) Русский язык властен выразить и передать любые чувства, мысли, эмоции.

А 2 Какая тема не затрагивается в этом тексте?

1) Богатство и могущество русского языка.

2) Значение охраны языка.

3) Отражение ментальное™ в языке.

4) Язык и речь.

A 3 Определите стиль и тип речи текста.

1) Научный стиль, описание;

2) Публицистический стиль, рассуждение;

3) Научный стиль, рассуждение;

4) Художественный стиль, описание.

А 4 Какое из слов употреблено в тексте в прямом значении?

1) Поющий. 3) Познает.

2) В ризах. 4) Парение.

А 5 Какое предложение содержит индивидуально-авторский неологизм?

1)3; 2)5; 3)8; 4)13

А 6 Какие средства выразительности используются в абзаце 1?

1) Синекдоха. 3) Гипербола.

2) Эпитеты. 4) Антитеза.

А 7 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово вла стен (предложение 5).

А 8 Из предложения 14 выпишите частицы.

A 9 Сколько грамматических основ входит в состав предло жения 12?

А 10 Какое из предложений является сложным бессоюзным?

1)3; 2)7; 3)9; 4)13.

Предварительный просмотр:

Вариант 1

(1) Гроза ш…рилась и наступала на нас. (2) Не успели мы оглянуться, как туча, почти не двигающаяся, казалось, с самого горизонта, неожиданно оказалась перед нами. (3) Вот бл…снула огненная нить, и густой смешанный лес, через который мы пробирались, мгновенно оз…ряется ж.вещим светом (кроваво)красного пламени. (4) Сразу же обиженно прор…котал гром, ещё нер…шителъный, но как(будто) тревожный и угр…жающий, " (тот)час же по листьям забар…банили капли дождя.

(5) Вряд(ли) знает грозу человек, (не)встр…чавшийся с нею в чесу, (б) Мы бросились искать убеж…ще, пока ливень (не)пустился (во)всю. (7) Но было уже поздно: дождь хлынул на нас бешеными, (не)укр…тимыми потоками. (8) Оглушительно гр…хотал гром, а молнии, все время (не)перестававщие вспыхивать серебряными отблесками, только осл..пляли. (9) Лишь на какую(то) долю с…кунды можно было рассмотреть почти (не)пр…ходимые зар…сли, едва не затопленные водой, и крупные листья, обвеш…нные масл…нистыми каплями.

(10) Скоро мы поняли (а) что (б) несмотря на все наши ста рания (в) мы так и останемся (г) совершенно не защищенными от дождя.

(11) Дождь лил как из ведра в продолжение целого дня, но впоследствии погода про…снилась. (12) Послеполуденное солнце безм…тежно звбл…стало, и наступила ни…посланная благодать.

А1 В каких словах пишется буква А?

1)с г…ризонта; 3) оз…ряется;

2) ок…залась; 4) неукр…тимыми.

А2 Какое написание соответствует традиционному принципу (1-й абзац)?

1) смеш…нный; 3) угр…жающий;

2) ш…рилась; 4) (тот)час.

A3 Какие слова пишутся через дефис:

1) (во)всю; 4) какую(то);

2) (кроваво)красного; 5) как(будто).

3) (тот)час;

А4 В каких словах пропущена проверяемая ударением гласная?

1)с…кунды; 4)масл…нистыми;

2) проб…раялись; 5) гр...хотал.

3)осл…пляли;

А5 В каком предложении есть слово (слова) с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием»?

А6 В каких предложению есть слова с непроверяемыми безударными гласными в корне?

2; 3; 11 .

А7 На какой принцип опирается написание пропущенной гласной в слове убеж…ще?

1) морфологический; 3) традиционный;

2) фонетический; 4) условный,

А8 Укажите верное объяснение написании слова (бешеный!

1) это прилагательное, образованное с помощью суфикса -ен-, поэтому пишется н

2) это слово-исключение, пишется н;

3) это отглагольное прилагательное, образованное от бесприста вочного глагола несовершенного вида, поэтому пишется н;

4) это полное причастие, поэтому пишется н.

А9 Укажите в предложении 12 слово, соответствующее схеме.

¬ ∩ ^^

А10 В каких словах имеется орфограмма-пробел (абзац 2)?

1)вряд(ли); 3) (не)пустился;

2) (не)встр..чавшийся; 4) (не)укр..тимыми.

А11 Какие слова можно использовать в качестве провероч ных к слову рассмотреть?

1) смотр; 3) рассматривание;

2) рассматривать; 4) посмотрит.

А12 Укажите верное объяснение написания О/Ё после ши пящих в слове не защищенными

1) О - в суффиксе под ударением;

2)Ё - в суффиксе под ударением;

3) Ё - в корне слова, есть родственное слово с буквой Е в кор не;

4) Ё - в суффиксе причастия.

A13 Укажите верное объяснение написания (не)пр..ходимые:

1) слитно - нет зависимого слова;

2) слитно - без не не употребляется;

3) раздельно - есть противопоставление;

4) раздельно - есть зависимое слово.

А14 Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой «Глас ные в суффиксах причастий прошедшего времени».

А15 Из предложения 12 выпишите сложные слова.

А16 Укажите простые предложения?

1)1; 3)5;

2) 2; 4) 12.

А17 Укажите предложения, осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)2; 3)8;

2)3; 4)10.

А18 На месте каких букв в предложении 10 надо поставить (запятые)?

А19 Предложение 11:

1) простое, осложненное однородными членами;

2) сложное бессоюзное;

3) сложносочиненное;

4) сложноподчиненное.

А20 Укажите сложноподчиненное предложение

1)4; 2)6;

3)7; 4)8.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ».

1 ВАРИАНТ

1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»: а) шумный класс; б) дремучий лес; в) спелый крыжовник; г) шумящий ручей.

2. Указать словосочетание «прич. + сущ.»:

а)освещённый лампочкой; б) увлекающийся человек;

в) стелющийся туман; г) дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:

А. –уч-; Б. –ем; В. –енн; Г. –ющ; Д. –вш; Е.-ящ.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-?

А).хвал…ийся успехами; Б) дыш…ий в трубку;

В) хлопоч…ий о детях; Г) держ…ий знамя

А) слыш…вший разговор; Б) Наде…вшийся на удачу

В) насто…нный чай; Г) замеч…нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать НН?

А) плетё…ая корзина; Б) трава скоше…а;

В) некраше…ый стол; Г) Разброса…ые вещи.

7. В каком сочетании НЕ пишется раздельно?

А) (не) просохшая земля; Б) картина (не) окончена;

В) (не) усиливающийся, а затихающий дождь; Г) (не) крашеный забор.

А) гружёный вагон – страд. прич. прошед. Времени

Б) висячий замок - действ. причастие прошедшего времени

В) накрытый стол – страдательное причастие прошедшего времени

Г) лающая собака – имя прилагательное

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется Е:

А) луж…к; Б) свинц…вый; В) реш…нный; Г) руч…нка.

10. В каком предложении НЕПРАВИЛЬНО расставлены знаки препинания?

А) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

Б) В чащах дрожали берёзы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

В) Город, растрёпанный бурей, выглядел косматым и тёмным.

Г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

А) есть; Б) слышать; В) Бить; Г) жевать.

А) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят её героев.

Б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

В) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

2 ВАРИАНТ.

1. Найти словосочетание «Прил. + сущ.»:

А) спеющая рожь; Б) лаявшая собака;

В) гремучий газ; Г) накрытый стол.

2. Указать словосочетание «прич. + Сущ»:

А) расчищенная дорожка; Б) читающий мальчик;

В) развевающиеся знамёна; Г) очарованный музыкой.

3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

А) -енн; Б) –вш; В) – т-; Г) –им-; Д) –ем-; Е) –ущ-.

4. В какихъ случаях следует писать суффикс –ЮЩ-?

А) бор…щийся за первенство; Б) клокоч…щий океан;

В) клее…аяся бумага; Г) стро…ийся стадион.

5. В каких случаях следует писать Е?

А) зате…вший спор; Б) завис…щий от рдителей;

В) сдерж…нный шёпот; Г) закле…нный конверт.

6. В каких случаях следует писать одну букву Н?

А) собра…ый урожай; Б) деревья подреза…ы;

В) некоше…ый луг; Г) заплетё…ая коса.

7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?

А) ещё (не) обжитый край; Б) (не) погасший костёр;

В) ничем (не) нарушаемая тишина; Г) трава (не) скошена.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

А) горящие дрова – имя прилагательное

Б) несжатые колосья – страдательное причастие прошедшего времени

В) заросший пруд – имя прилагательное

Г) написанное письмо – действительное причастие прошедшего времени.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется О.

А) окруж…нный; Б) плюш…вый; В) девч…нка; Г) вооруж…нный.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А) Морозец ударивший ночью, сразу всё преобразил.

Б) Ещё не сбросившие своих уборов леса радовали глаз тёмно-багровыми пятнами.

В) Листва, убитая морозом, текла с недвижных веток.

Г) Очень красивы клёны, одетые в багряную листву, и жёлтые берёзки.

11. ОТ какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

А) кричать; Б) рассматривать; В) заполнять; Г) перечитывать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А) Ребята, сделавшие модели, были премированы.

Б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгорелось.

В) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

Предварительный просмотр:

(1)Зима. (2)Из канализационного колодца валит пар. (3)Вокруг оттаявшая земля. (4)Подхожу ближе: земля шевелится. (5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.

(6)Я знаю людей, которые выставляют на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?

(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня недостаёт её нам всем!

(12)Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, - мы снова проходим мимо.

(14)Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16)Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

(По Е. Лайковой)

А1. Какая мысль отсутствует в тексте?

  1. В нашей современной жизни очень велик дефицит милосердия.
  2. Мы перестали испытывать чувство благодарности и милосердия к нашим четвероногим друзьям.
  3. В нашей жизни нет жестокости по отношению к животным.
  4. Доброе отношение человека к животным нужно прежде всего самому человеку.

А2. Укажите ряд слов, при помощи которых осуществляется смысловая связь текста.

  1. деньги, дефицит, помощь, благодарность
  2. душа, доброта, помощь, милосердие
  3. доход, милосердие, товарищ, жестокость
  4. душа, разум, помощь, подвиг

А3. Какой ответ даёт Е, Лайкова на вопрос, заключенный в предложении 8: «Почему дефицит милосердия сегодня так велик?»

  1. Потому что быть милосердным не модно.
  2. Потому что деньги заменяют нам душу.
  3. Потому что милосердие – устаревшее сейчас понятие.
  4. Е. Лайкова не даёт ответа.

1) 4, 5 2) 7, 8 3) 8,10 4) 14, 17

А5. В каком значении употреблено слово СЕРДЦЕ в предложении №9?

  1. орган кровообращения
  2. орган как символ переживаний и чувств человека
  3. важнейшее место чего-нибудь
  4. орган как символ гнева, раздражения

А6. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.

  1. оттаявшая земля (предложение 3)
  2. (не) покинет ли доброта (предложение 10)
  3. ребёнок смотрит (предложение 13)
  4. доброго отношения (предложение 15)

А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 8-11?

  1. профессиональная лексика, олицетворение
  2. метафора, риторические вопросы
  3. риторическое восклицание, сравнение
  4. метафора, инверсия

В1. Замените слово ВЫСТАВЛЯЛИ (предложение 6) синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 12-13 выпишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 12-14 выпишите слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки.

В4. Из предложений 1-13 выпишите причастие(-я), написание которого(-ых) определяется правилом: «Причастия, образованные от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами НН».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах предложения.

Космос,(1) пограничная и милицейская службы,(2) медицина,(3) геология –(4) сфера,(5) в которых собаки совершают подвиг во имя человека.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, при помощи которой пронумерован знак препинания, разделяющий части сложносочинённого предложения .

Да это брошенные людьми собаки,(1) и в глазах их –(2) горе и страх.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначен(-ы) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Ребёнок с интересом смотрит,(1) как голубь с отрезанными лапками мучается,(2) не может приземлиться,(3) – (4) мы снова проходим мимо.

В8. Из предложения 10 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 7-12 найдите предложение с однородными членами

В11. Среди предложений 5-10 найдите предложение(-я) с вводным(-и) словом(-ами). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В12. Среди предложений 4-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 6-12 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 4-14 найдите сложное предложение с разными видами связи . Напишите номер этого предложения.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ПУНКТУАЦИИ. 10 КЛАСС.

  1. Определите способ связи в словосочетании.

Играть гамму.

Чашка кофе.

Интенсивная работа.

Направо от школы.

Всем нравится.

Слишком вызывающе.

Быстро бежать.

Очень искренний.

Повстречаться весной.

Двести тонн.

  1. Определите, простое предложение или сложное.

1)По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.

2)Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.

3)Ночь, и на небе светит огромная луна.

4)Мы отказались от помощи и всё сделали сами.

5)В парке росли цветы, которые ещё не распустились.

6)Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7)Я заплакала, и мне стало легче.

8)Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9)Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10)Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

3. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака(?): а)запятую; б)точку с запятой; в)двоеточие; г)тире; д)запятую и тире одновременно; е)не нужно никакого знака.

1) В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2) Не знаю, солнышко ли её пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки(?) только видно было, что ей очень хорошо.

3) Всё вокруг золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4) Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами(?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5) Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6) И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7) Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8) Кто не любит искусства (?) или чёрств душой, или глух ко всему прекрасному.

9) Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в её словах.

10) Помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

Забронировать, завидно, заворожённый, загнутый, задолго, заём, заиндеветь, закупорить, закупорка, занятой, занятый, заржаветь, звонить, зимовщик, злоба, знамение, знахарство, знахарка, зубчатый, игрище, иероглиф, издавна, изобретение, изредка, иконопись, индустрия, инструмент, инсульт, информировать, искра, каталог, катарсис, катастрофа, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, километр, кинематография, клееный, клеёный, кожевенный, коклюш, колледж, коллеж, колосс, компас, крапива, красивее, кремень, кухонный, ломота, ломоть, лоскут, лососёвый, лубочный, лыжня.

Расставьте ударение в словах.

Мастерски, мастерство, медикаменты, мельком, металлургия, мещанин, мизерный, молодёжь, молочник, монолог, мытарство, набело, наголо, нагнутый, надолго, намерение, недоимка, некролог, ненависть, неподалёку, непревзойдённый, неприхотливый, нефтепровод, никчёмный, новорождённый, обеспечение, облегчить, одесский, одноимённый, озлобленный, опериться, оптовый, осведомить, остриё, осуждённый, отбелённый, откупорить, отчасти, отымённый, паралич, партер, патриархия, пахота, пепелище, перчить, петля, планер, плесневеть, поваренная соль, портфель, постамент.

Расставьте ударение в словах.

Похороны, предрекший, преминуть, премировать, привнесённый, приговор, приданое, призыв, призывник, призывной, призывный, принудить, принцип, приобретение, прирост, приручённый, прозорливый, простыня, процент, псевдоним, пуловер, ракурс, ракушка, рассердиться, ревень, ремень, ржаветь, ровен, русло, санитария, сантиметр, сведущий, свёкла, свитер, сечь, силос, симметрия, сирота, сканер, скворечник, случай, соболезнование, созыв, соплеменный, сосредоточение, средство, статус, статуя, стенография, столяр, судно, стресс.

Расставьте ударение в словах.

Таможня, танцовщица, темп, тенденция, тендер, теплиться, торты, триптих, туфля, угольный, украинский, улучшить, улучшенный, усугубить, факсимиле, фарфор, феномен, фетиш, филистер, флейтовый, флюорография, форзац, формировать, хаос, характерный, хлопок, хлопковый, ходатайствовать, хозяин, холеный, холодность, христианин, христопродавец, цемент, цепочка, цыган, черпать, чистильщик, шасси, шарфа, шахтинский, шахтинцы, шинель, шофёр, шприцы, щавель, щебень, щегольской, щепа, щепотка, щёлка, экскурс, эксперт, экспорт, эпилог, юркнуть, юродивый, языковой, языковый.