Границы историко культурных регионов. Культурные регионы мира и их территориальная характеристика. Контрольные вопросы и задания

«Матрешечный» принцип строения культурно-исторических ре­ гионов. Большинство крупных культурно-исторических регионов мира отличается сложной многоступенчатой (или «матрешечной») структурой, что хорошо видно на примере «классической» Запад­ной Европы. В ней традиционно различают Южную, Централь­ную, Северную Европу и Британские острова. В пределах некото­рых из них различаются регионы меньшего ранга, например Скан­динавские страны или страны Бенилюкса. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои локальные «культурно-истори­ческие очаги». Так, в Великобритании к ним следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс; во Франции - Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и т.д.; в Гер­мании - Баварию, Тюрингию, Саксонию-Анхальт и др.; в Испа­нии - Страну Басков, Андалузию, Кастилию, Каталонию и др.

Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих регионов, как Юго-Западная Азия, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия. Распад Советского Союза привел к «появле­нию» (в учебниках) Центральной Азии в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркмении. Как правило, в рамках каждого из этих регионов выделяются регионы меньше­го ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязыч­ная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе регионов меньшего ранга: Мексики, Центральной Америки и Вест- Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Лаплат-ской низменности). Что касается Африки, в ее составе четко разли­чают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Централь­ ной и Южной Африки).

Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более культурно-историческим регионам. Так, Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и араб­ской страной (Ближний Восток образуют страны на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток).

Границы регионов. Одной из наименее изученных сфер в науке остается область границ (или рубежей) между различными типа­ми регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Воз­росшее в последние годы внимание регионалистов к осмыслению рубежной коммуникативности принесло хорошие результаты, по­казало большую перспективность этого научного направления. Эти результаты могли бы быть еше значительнее, если бы разработчи­ки чаще и основательнее обращались к междисциплинарным ис-

следованиям на стыке гуманитарной географии и философии, морфологии культуры, этнологии, экономики и т.д.

Философские основы пограничных состояний были впервые изложены И.Кантом, соединившим в себе таким образом фило­софа и географа*. «Только великий ученый, ...изучавший духов­ные и земные горизонты, мог сформулировать представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географичес­кие понятия органично сливаются с философскими» (В.А.Дерга-чев, 1999).

При нанесении на географическую карту любых различающих­ся участков земной поверхности (т.е. регионов) возникает необ­ходимость их разделения при помощи тех или иных ограничитель­ных знаков. Сделать это не всегда легко, особенно когда регионы объединяют явления прерывистого или «кучного» распростране­ния. В данном случае затруднения возникают при определении пе­риферийных участков, которые носят переходный характер. И на­против, если регионы отражают различия в интенсивности сплош­ного распространения, то оконтурить их границы не составляет труда.

Характер линий границ зависит от того, о"каких территориях идет речь - обособленных или территориях сплошного или пре­рывистого распространения. Рубежи регионов, обязанных своим происхождением деятельности людей, обычно более четки в срав­нении с природными. Классическим примером здесь могут слу­жить политические и административные границы, имеющие ли­нейный характер. Более или менее четкие границы культурных ландшафтов, в то время как границы, например, естественных геоботанических регионов отнюдь не отличаются ясностью. Так, тайга переходит в тундру настолько плавно, что появляется необ­ходимость выделения лесотундры. В свою очередь, степь нередко соединяется с лесом посредством лесостепи и-т.д.

Однако могут быть и исключения. Например, край рудного тела, когда он обнажен сбросом, проступает резко и легко наблюдается в полевых условиях, хотя речь идет о естественном рубеже и чело­век здесь «ни при чём». С другой стороны, границы социокультур­ных регионов тоже во многих случаях носят переходный, ярко выраженный «маргинальный» характер. Это явление можно про­иллюстрировать не только зонами влияния поликлиник, средних школ, детских садов и т.д., но и границами культурно-истори­ческих регионов. Так, Лангедок во Франции или Пьемонт в Ита­лии представляются четко очерченными только на далеком рас­стоянии, но при близком рассмотрении распадаются на ряд еще

* «Кантовская проблема - это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, со­здаваемых существованием самих этих границ» (М. Мамардашвили, 1992).

более мелких «типичных ареалов». Можно приводить бесчислен­ные примеры споров вокруг понятий «Центральная Европа», «Во­сточная Европа», «Средний Восток», «Центральная Азия» и т.д. Следует четко различать для себя два обстоятельства, связан­ные с границами регионов: одно дело - характер границ, пред­ставляющих собой четкую линию или «расплывчатую переход­ную полосу», другое - это способ их делимитации, изображе­ния на карте. При незначительном масштабе толщина проводи­мой картографом линии может оказаться шире реальной грани­цы-зоны, что исказит действительность. При этом ясно, что гра­ница региона, выделенного по единственному признаку, наибо­лее точно соответствует изображению на карте (при условии со­впадения толщины линии на карте с шириной переходной зоны), в отличие от границы региона, идентифицируемого по совокуп­ности признаков. В последнем случае граница региона будет точ­ной только при условии, если образующие ее «частные» линии

совпадут.

Понятие о рубежной коммуникативности и рубежной энерге­ тике. Латинский термин «коммуникация» (соттитсаИо) озна­чает форму связи, путь сообщения, процесс передачи инфор­мации и т.д. Это понятие «имеет универсальный смысл, рас­крывающийся в конкретном географическом, историческом, со­циокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. ...В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Традиция как коммуни­кация во времени осуществляет трансляцию от поколения к по­колению социокультурных ценностей и письменности. Разновид­ностями трансграничной коммуникации в социокультурном про­странстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и фи­нансового капитала (свободные экономические зоны и др.)» (В.А.Дергачев, 1999).

Существует мнение, что на рубеже II и III тысячелетий по мере исчезновения прежних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии пришла эра пограничных, маргинальных состояний, обещающая значительно расширить горизонты человеческого познания. Речь идет о маргинальных (лат. таг§таИ$ - находящийся на краю) состояниях не только веще­ства, но и людей (маргинальные территории, сословия, общества; контактные зоны между океаном и континентами, биосферой, литосферой и атмосферой; рубежные бинарные отношения в си­стемах запад - восток, север -юг, атлантизм -евразийство, ислам - христианство, западные и восточные цивилизации, город и де­ревня и т.д.).

С рубежной коммуникативностью тесно ассоциируется поня­тие «рубежная энергетика». Принято считать, что именно марги­нальные зоны несовпадающих природных, экономических, этно­культурных, информационных и других полей и служат источни­ком энергетических импульсов. Нетрудно видеть, что рубежная энергетика имеет непосредственное отношение к эмоционально-чувственной сфере и, таким образом, может являться не только стратегическим ресурсом материального развития, но и ресурсом духовного возрождения социума, этноса, государства.

Среди наиболее часто упоминаемых в литературе объектов ис­следования рубежной коммуникативности - политические (буфер­ное, транзитное государство), экономические (свободная эконо­мическая зона, маргинальная экономика), социокультурные (мар­гинальная культура, бикультура, диаспора), природные (атмосфер­ные фронты, контактные зоны суша -океан). Появились даже специальные термины для идентификации соответствующих яв­лений и структур: геостраты - т.е. стратифицированные, нало­женные друг на друга разнотипные пространства; геомары - энер­гоизбыточные граничные поля и др. (В.А.Дергачев, 1999).

Именно линии раздела между цивилизациями как очаги ру­бежной энергетики, по мнению крупного американского полито­лога С.Хантингтона, заменят в XXI в. политические и идеологи­ческие рубежи времен «холодной войны» и станут источником кризисов и даже войн. Автор выступил с утверждением, что в «новом мире» коренные источники конфликтов будут лежать в сфере культурных различий. «Главные конфликты... будут проис­ходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике» (С.Хантингтон, 1993).

Противоборство цивилизаций, по Хантингтону, имеет место на двух уровнях: локальном и глобальном. На микроуровне населе­ние соседних межцивилизационных регионов, «заряженное ру­бежной энергетикой», оспаривает территории и демонстрирует превосходство своих культурных традиций. На глобальном уровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, соперни­чают в военной и экономической сферах, всеми силами утверж­дают свои духовные и религиозные ценности. Наибольший энер­гетический потенциат якобы сосредоточен на границе между за­падной (христианско-иудейской) и исламской цивилизациями, борьба которых, по утверждению автора, продолжается около 1300 лет и не обнаруживает никаких признаков угасания.

Вместе с тем схема С.Хантингтона многим кажется слишком простой. Высказывается мнение, что до сих пор самые страшные и кровавые драмы имели место в рамках одних и тех же цивилиза­ций. Гитлеровцы истребляли европейцев-христиан и иудеев, боль­шевики, маоисты и полпотовцы осуществляли геноцид в собствен-24

ных странах. Конфессиональное и культурное родство Японии с Китаем и Кореей не мешало ей неоднократно воевать с этими странами и т.д. К тому же известно, что именно гражданские вой­ны обычно отличаются наибольшей жестокостью.

Как же быть в таком случае с концепцией рубежной энергети­ки? Не колеблется ли ее истинность из-за отрицания конфликта цивилизаций?

Различия между цивилизациями, действительно, реальны и зна­чимы, и многие люди готовы сражаться и умирать за свои убежде­ния, свой род, самобытность, свою землю, священную землю пред­ков. Но в глобальном плане модель Хантингтона вряд ли «сработа­ет»: во-первых, глобальный конфликт равносилен самоубийству человечества; во-вторых, государства, принадлежащие к разным цивилизациям и заинтересованные в успешном социально-эконо­мическом развитии, будут все больше интегрироваться в мировом рынке, тем более что закон стоимости един для всех формаций и цивилизаций; в-третьих, высказываются сомнения относительно отождествления мира с цивилизациями - последний слишком ге-терогенен. То есть представление о цивилизациях как «единицах» не всегда плодотворно с точки зрения мироцелостности.

Итак, в качестве стержня наиболее перспективного деления (или регионализации) мира служат культурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. («Коммунисты могут стать де­мократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами», - писал С.Хан­тингтон.) Ясно, что понятием «культура» охвачены и язык, и религия, и экономика, и многие другие критерии. В свою очередь, внутри крупных культурно-исторических регионов, как правило, имеются регионы меньшего ранга.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят преимущества культурно-исторической регионализа­ции мира в сравнении, например, с экономической или политической? 2. Как принято разграничивать понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Как можно оценить вклад империй в интеграцию мировых культур? Проил­люстрируйте свои мысли на конкретных примерах. 4. Раскройте смысл выражения «культура - это ";твердый осадок"; территориальных обще­ственно-политических образований». 5. Большинство рубежей, разделя­ющих регионы, не отражают внезапных переходов. Отчего это происхо­дит? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «рубежная коммуникатив­ность»? 7. Какое отношение имеет теория конфликта цивилизаций С.Хан­тингтона к феномену рубежной энергетики?

Гл а в а 2

Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале

XXI в.

2.1. Западная Европа как культурно- исторический регион

Европа - часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11,5 % миро­вого уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государ­ственных образований. Тем временем Европа не просто террито­рия от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа - это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человече­ского разума.

Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает иг­рать выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. На­чиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бур­но развивались производительные силы, наука, культура. Челове­чество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, кото­рые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в со­циокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении.

Конкретно Западная Европа - это десятки государств, отли­чающихся историческим, этническим, природным, экономиче­ским, социальным, культурным и духовным своеобразием. Мно­гие рассматривают этот культурно-исторический регион как не­кое единое целое, столетиями формировавшуюся общность насе­ляющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» - течение, выступающее за полную интеграцию за­падноевропейских государств и мотивирующее это наличием вы­шеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» -

тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой вос­хваляется и идеализируется Европа как образец социально-эко­номического устройство и духовного развития. (Выражение «ат- лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с гео­политической концепцией, в основе которой лежат геостратеги­ческие и военные цели приатлантических стран, включая США и

Единство и целостность западноевропейского региона - в об­щей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу поли­тической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэто­му самая яркая черта Западной Европы - идентичность. Несмот­ря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволя­ет рассматривать Европу в качестве цивилизационного простран­ства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощу­щение и самопознание европейцев.

Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпи­рической данности рационализм. Уже греческий рационализм от­личается от восточного мышления известной последовательно­стью, позволившей заложить основы математики и завершить со­здание формальной логики. Коренным образом европейский ра­ционализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца сред­них веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея полити­ческой свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Евро­пе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитариз­ма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу со­стязательности и стремление к славе и известности в любой обла­сти жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европей­скую историю, сконструировала европейский дух и создала ог­ромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека.

Европейцам свойственна решительность, в силу которой на­чинания доводятся до логического завершения, до выявления аль­тернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она тради­ционно ощущалась и в напряженности основных сторон европей­ской жизни - в напряженности между романскими, германски­ми и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством

и культурой, между католицизмом, протестантизмом и правосла­вием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация - это не моно­тонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный.

Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, со­вершенных европейцами: географической, духовной и научно-тех­нической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского ха­рактера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особен­но ярко в политике колониальных захватов*.

Поэтому можно утверждать, что Европа - не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вош­ла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме.

Историко-географический обзор. Происхождение слова «Евро­па» часто связывают с городом под названием Европа, распола­гавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весь­ма распространенной в античное время была также легенда о Ев­ропе - дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») - страны восхода солнца (восток).

О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географиче­ских границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Ибе­рией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматрива­лась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная - по Дунаю.

Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю,

* Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «на­тиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было при­остановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столк­новений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в.

** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов.

которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономиче­ские, духовные контакты Центральной и Северной Европы гра­ницы региона все больше обретали современные очертания. Од­нако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся рус­ский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, фи­лолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686- 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские

Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаружи­ваться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного раз­вития Греции становится полис, который, видоизменяясь на про­тяжении веков, оставался государственной организацией Древ­ней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса - цивитас. Самым ярким примером его был Рим.

В результате обширных военных экспансий полисов формиро­вались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее - империя, созданная Римом. Эта держава, вырос­шая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземно­морские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы ев­ропейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества.

  • География мирового хозяйства

    Автореферат диссертации
  • Я сидел в кресле и лениво смотрел телевизор, когда вдруг неожиданно для себя услышал три слова, о существовании которых я и не догадывался: «культурно-исторические регионы» . "Что это?" – подумал я. Пора было браться за дело и выяснить этот вопрос.

    Культурно-исторические регионы

    Начиная с ранних этапов истории, в разных местах Земли развитие человека происходило по-разному. Это отразилось в своеобразии культуры народов . На этом основании в мире можно выделить историко-культурные районы.

    Историко-культурными называют регионы, каждый из которых имеет непохожий на другие места путь развития . Различия могут проявиться в своеобразии исторических памятников культуры народностей, проживающих здесь, особенностях их обычаев , вероисповеданий , национального характера , традиционных типов хозяйств . Границы этих районов были природными и их развитие мало что изменило.


    Какие признаки характеризуют культурно исторические регионы

    Здесь лучше всего начать с перечисления наиболее знаковых регионов, а заодно вкратце рассмотреть и их признаки:

    • Западная Европа . Именно там зародилась цивилизация. В каждой европейской стране существует свой европейский колорит.
    • Российско-Евроазиатский регион . Сложное отношение стран поспособствовало тому, что произошло взаимное обогащение разных культур.
    • Северная Африка и Средний Восток . Именно арабская культура принесла свой колорит в этот регион. Кроме того, он находится на стыке торговых путей.
    • Южная Азия . Несмотря на его разделённость материка Гималаями, все же и сюда проникали торговцы. Современная Южная Азия - это самый большой калейдоскоп народов, языков и рас.
    • Восточная Азия . Китайская философия была основой, которая сформировала характерные черты народов проживающих там. Это высокая дисциплина и стремление сохранять свои традиции.
    • Северная Америка . Канада и США - две крупнейшие и высокоразвитые страны региона. В процессе колонизации индейская самобытная культура была полностью уничтожена.
    • Австралия . Там основой является европейская культура. Именно выходцы Англии составляют наибольшую часть населения. Небольшое количество аборигенов сумели сохранить свою культуру и быт.

    На этом свой рассказ я заканчиваю. Можно увидеть, что в мире существует очень много культурно-исторических регионов, у каждого – свои особенности .

    Культурно-исторические регионы мира. Поделить земной шар на регионы можно по-разному. Любое такое деление будет пред­ставлять продукт нашего мышления и носить условный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир подразделял­ся на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света - Европа, Азия и Афри­ка, а название Новый Свет обозначало неизвестную европейцам вплоть до XVI в. четвертую часть света - Америку. Таким же чрез­вычайно общим делением планеты на регионы могла бы явиться сегодня ее «разбивка» на освоенные и обжитые регионы (Ойкуме­на), с одной стороны, и неосвоенные - с другой.

    В качестве особых регионов можно рассматривать также физи­ко-географические регионы (Сахара, Гималаи, Памир, Западно-Сибирская низменность и др.), экономические регионы, компак­тные территории проживания этнически родственных народов,


    конфессиональных групп и даже отдельные страны. Еще недавно весь» мир вполне серьезно делился на социально-экономические мир]ы - «мир социализма», «мир капитализма» и «третий мир»* (развивающиеся страны). Сегодня такое деление по вполне понят­ным! причинам утратило свой смысл. Иногда в степень главного критерия дифференциации человечества возводится уровень бла­госостояния стран и народов (богатый север и бедный юг и т.д.). Весьма распространены методы регионализации мира, основан­ные на различиях языков, религий и т.п. Всё зависит от того, какой критерий положен в основу регионализации.

    Иначе говоря, на процессы регионализации (или районирова­ния]) общества оказывает влияние множество факторов: этниче­ский и конфессиональный состав населения, демографический фактор и рисунок расселения жителей, политика государства, особенности природной среды и т.д. В качестве примера обратим­ся к роли этнического фактора.

    Во многих странах Азии и Африки этнонациональные пробле­мы становятся доминантой их современного развития. При этом речъ> зачастую не идет о прямых этнических конфликтах. Явление приобретает более глубинные черты, затрагивая многие аспекты межличностного общения и души людей. В этнической картине этой части Земли особенно много нестандартных ситуаций, по­рой искусственно созданных и веками «консервирующихся» воп-рекп чаяниям миллионов людей. Например, одна из таких ситуа­ций, порождающая колоссальные импульсы регионализма, свя­зана! с курдским этносом - одним из крупнейших в мире, не имеющим своего государства. Известно, что курды «рассеяны» по всему миру, но более или менее компактно они населяют горные районы, вошедшие в Юго-Восточную Турцию, Северо-Западный Иран, Северо-Восточный Ирак и Северо-Восточную (а частично и Северо-Западную) Сирию. В этой связи фактом является нали­чие целостного этнического региона, подразделяющегося в оте­чественной литературе на Турецкий, Иранский, Иракский и Си­рийский Курдистан.


    Несмотря на многовековое воздействие естественной и насиль-ственной ассимиляции и «вестернизации», самосознание курдов не только не утрачено, но и приобрело новые качества. Как бы не стремились вышеупомянутые государства к созданию мононацио-

    * Термин «третий мир» впервые предложил французский социолог А.Сови (по аналогии с третьим сословием эпохи революции 1789 г.). Интересно, что идеологический отдел ЦК КПСС лишь спустя многие годы заметил опасность это г о) термина, порождавшего некую «квазитриаду» трех миров. Последняя бра­лась тогда на вооружение левооппортунистической пропагандой (т.е. КНР, пре­тендовавшей на лидера «третьего мира»), что. по мнению партийных идеологов, находилось в противоречии с «научным» делением мира лишь на две противопо­ложное общественно-политические системы.


    нальных и моноконфессиональных (многие курды исповедуют йезидизм) государств, курдский регионализм, по всей вероятно­сти, еще проявит себя.

    Можно специально анализировать затяжное противостояние таких этносов, как хуту и тутси в Руанде, тамилов и сингалов в Шри-Ланке, ханьцев и тибетцев в КНР, турок-киприотов и гре­ков-киприотов на Кипре, палестинцев и евреев в Израиле, много­численных племен в Йемене, Нигерии, Чаде, Камеруне, Либе­рии, Сомали и других странах на фоне то обостряющихся, то осла­бевающих процессов сепаратизма и регионализма. Однако и без этого ясно: нигде в мире этнический фактор регионализма не выражен так ярко, как в Азии и Африке.

    Достаточно старой и достаточно щекотливой проблемой стран Юго-Восточной Азии, провоцирующей импульсы регионализма, является наличие во многих из них солидной прослойки китай­ского национального меньшинства - хуацяо. Так, китайская об­щина на Филиппинах составляет 600 тыс. человек, в Малайзии - около 6 млн и т.д. Строго говоря, указанные цифры являются очень условными и приблизительными. Если учесть филиппинцев с 1/4 «китайской крови», то численность китайской диаспоры на тех же Филиппинах увеличивается сразу в несколько раз (причем в ее числе оказывается и глава католической церкви на Филиппи­нах кардинал Син, и бывший президент Корасон Акино, и т.д.). Не ясно также, следует ли относить к китайцам многочисленных жителей Таиланда - выходцев из племен неханьского происхож­дения, но проживающих на территории Южного Китая.

    Хотя взятые в целом хуацяо не составляют единой, монолит­ной массы (это лица различного имущественного и социального происхождения, разнообразных идеологических, культурных и религиозных ориентации), они во многих странах этой части Азии играют заметную роль в сфере бизнеса, а иногда вообще контро­лируют сферу торговли. Это невольно порождает «этнонациональ-ную напряженность», приводит к внутрирегиональной стратифи­кации общества.

    В реальной жизни наряду с выделением государств мы часто сталкиваемся с упоминанием своеобразных интернациональных регионов, таких, как Западная Европа, Ближний Восток, Индоки­тай, Вест-Индия, Тропическая Африка и др. Такие крупные регионы характеризуются, как правило, относительной схожестью исто­рических судеб населяющих их народов, природных условий, куль­тур, определенными этноконфессиональными параллелями, не­которой общностью хозяйственной специализации и т.д. С неко­торой долей условности их можно назвать культурно-историче­скими регионами мира.

    Разумеется, такие регионы отличаются различной степенью

    внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа)

    давно уже представляют собой более или менее целостные в по­литическом, культурном и хозяйственном отношении организ­мы, в то время как единство других (например, Тропической Африки) из-за огромных различий в путях культурного и соци­ально-экономического развития подвергается сомнению.

    От чего же зависит степень внутренней интеграции культурно-исторических регионов? От множества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления экономических связей, развития транспортных путей и даже расположения природных барьеров (высоких гор, морей и т.д.).

    В современную эпоху особую роль в «цементировании» таких регионов играют экономическая интеграция государств, создание общего рынка, единого экономического пространства, единой валюты и т.д. Например, отсутствие реальной экономической ин­теграции в странах Африки или Океании лишний раз подчерки­вает географическую разобщенность народов этих регионов.

    Культура и цивилизация: географическая интерпретация. Несмот­ря на различие подходов к научной интерпретации понятий «куль­тура» и «цивилизация», огромное влияние этих феноменов на тер­риториальную дифференциацию современного мира не оспари­вается никем. Учитывая тот факт, что именно культура способна удержать и охладить «кипение» мирового «политического котла», тщательное исследование культурного разнообразия мира, его цивилизационных рубежей и «разломов» представляется исклю­чительно важным.

    Классическое определение культуры подразумевает под этим понятием совокупность знаний, которые человек должен приоб­рести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посред­ством занятий искусством, литературой и науками. Иногда куль­тура трактуется более объемно - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и примене­ния, и в этом смысле она практически аналогична понятию ци­вилизация.

    Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смыс­ле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъектив­ного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информа­ции, которые, в свою очередь, могут контролироваться централь­ной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с ценностями традиционной цивилизации (нацист­ская Германия и т.д.).

    Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели людей - завсегда­таев просвещенных парижских салонов. С тех пор как термин был


    введен в научную литературу (шотландским историком и филосо­фом А. Фергюссоном), его смысл заметно изменился. Какое-то время он употреблялся как синоним слова «культура», затем его содержание стало трактоваться более широко. Ныне под цивили­зацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый ши­рокий срез культурной идентичности после того, который отде­ляет человека от других биологических видов» (С.Хантингтон,

    Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, тради­ции, институты), так субъективными - характером «самоиден­тификации». Она может охватывать множество государств (как за­падноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из циви­лизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилиза­ция имеет в сущности один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; ислам­ская - по крайней мере, три: арабский, турецкий и малайский). В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют сово­купности компонентов и компонентных связей, причем не следу­ет забывать о том, что понятием цивилизация охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окульту­ренные естественные ландшафты, т.е. в сущности природа.

    Одним из замечательных проявлений современного процесса общения являются разнообразные культурные контакты челове­чества. Они берут начало с древнейших времен с обмена предме­тами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем

    новым и непривычным.

    Может быть, это звучит несколько парадоксально, но особый вклад в интеграцию мировых культур внесли полиэтнические со­общества - империи, практически всегда стремившиеся к терри­ториальной экспансии. С одной стороны, порабощенное, напри­мер, Римской или Македонской империями население вынужде­но было терпеть жестокость «этноса-гегемона», с другой - завое­ватели, как правило, обладали большими цивилизаторскими до­стижениями. Происходила консолидация интеллектуальной эли­ты - главного двигателя культурного развития, передавались «по цепочке» (от человека к человеку) обычаи и традиции, расширя­лось поле духовного творчества населения метрополий и коло-


    ний, обогащалось военное искусство и т.д. В ряду неупомянутых империй, сыгравших видную роль в интеграции мировой культу­ры, можно назвать также Арабский халифат, Китайскую, Осман­скую, Британскую, Российскую и другие империи.

    На рубеже XX -XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурную экспансию теперь вовсе не обязательно можно осу­ществлять путем территориальных завоеваний. Сегодня стремитель­но переплетаются экономические связи, расширяется сеть гло­бальных коммуникаций и средств массовой информации, огром­ный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках раз­личных национальных и международных программ. Судьбы наро­дов сливаются в одну всемирную судьбу.

    Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что «мир перерос суверенитет». Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государ­ства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе ми­ровой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается. Под­тверждается мысль Гегеля, высказанная в его работе «Философия права», о том, что государство преодолевает ограниченность эт­нического сообщества и гражданской ассоциации: оно становит­ся формой, в которой человечество может наиболее полно раз­вернуть свои творческие силы. И напротив: пока не сбываются руссоистские представления (подхваченные К. Марксом и его по­следователями) об отрицании государства и его постепенном от­мирании.

    Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» ря­дом, центростремительные тенденции сменяются центробежны­ми и наоборот. Во всяком случае до общечеловеческого духовно-нравственного единства (того, что русские философы XIX в. на­зывали соборностью и всечеловечностью) еще далеко. По иронии судьбы, острое соперничество государств в экономической, во­енной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

    Итак, культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духов­ной культуры... Иногда при этом добавляют: и государственности. Однако этот вопрос очень не прост. Начиная с Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. А если се­годня нация дисперсно «вкраплена» в другую? А если суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости дру­гого? А если этнос в силу исторических обстоятельств остался вообще без собственной территории? И что вообще следует пони­мать под нацией? Как видим, вопросов больше, чем ответов.


    «Матрешечный» принцип строения культурно-исторических ре­гионов. Большинство крупных культурно-исторических регионов мира отличается сложной многоступенчатой (или «матрешечной») структурой, что хорошо видно на примере «классической» Запад­ной Европы. В ней традиционно различают Южную, Централь­ную, Северную Европу и Британские острова. В пределах некото­рых из них различаются регионы меньшего ранга, например Скан­динавские страны или страны Бенилюкса. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои локальные «культурно-истори­ческие очаги». Так, в Великобритании к ним следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс; во Франции - Лотарингию, Эльзас, Бретань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и т.д.; в Гер­мании - Баварию, Тюрингию, Саксонию-Анхальт и др.; в Испа­нии - Страну Басков, Андалузию, Кастилию, Каталонию и др.

    Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих регионов, как Юго-Западная Азия, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия. Распад Советского Союза привел к «появле­нию» (в учебниках) Центральной Азии в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркмении. Как правило, в рамках каждого из этих регионов выделяются регионы меньше­го ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязыч­ная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе регионов меньшего ранга: Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Лаплат-ской низменности). Что касается Африки, в ее составе четко разли­чают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Централь­ной и Южной Африки).

    Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более культурно-историческим регионам. Так, Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и араб­ской страной (Ближний Восток образуют страны на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток).

    Границы регионов. Одной из наименее изученных сфер в науке остается область границ (или рубежей) между различными типа­ми регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Воз­росшее в последние годы внимание регионалистов к осмыслению рубежной коммуникативности принесло хорошие результаты, по­казало большую перспективность этого научного направления. Эти результаты могли бы быть еше значительнее, если бы разработчи­ки чаще и основательнее обращались к междисциплинарным ис-


    следованиям на стыке гуманитарной географии и философии, морфологии культуры, этнологии, экономики и т.д.

    Философские основы пограничных состояний были впервые изложены И.Кантом, соединившим в себе таким образом фило­софа и географа*. «Только великий ученый, ...изучавший духов­ные и земные горизонты, мог сформулировать представления об имманентном и трансцендентном мире, в котором географичес­кие понятия органично сливаются с философскими» (В.А.Дерга-чев, 1999).

    При нанесении на географическую карту любых различающих­ся участков земной поверхности (т.е. регионов) возникает необ­ходимость их разделения при помощи тех или иных ограничитель­ных знаков. Сделать это не всегда легко, особенно когда регионы объединяют явления прерывистого или «кучного» распростране­ния. В данном случае затруднения возникают при определении пе­риферийных участков, которые носят переходный характер. И на­против, если регионы отражают различия в интенсивности сплош­ного распространения, то оконтурить их границы не составляет труда.

    Характер линий границ зависит от того, о"каких территориях идет речь - обособленных или территориях сплошного или пре­рывистого распространения. Рубежи регионов, обязанных своим происхождением деятельности людей, обычно более четки в срав­нении с природными. Классическим примером здесь могут слу­жить политические и административные границы, имеющие ли­нейный характер. Более или менее четкие границы культурных ландшафтов, в то время как границы, например, естественных геоботанических регионов отнюдь не отличаются ясностью. Так, тайга переходит в тундру настолько плавно, что появляется необ­ходимость выделения лесотундры. В свою очередь, степь нередко соединяется с лесом посредством лесостепи и-т.д.

    Однако могут быть и исключения. Например, край рудного тела, когда он обнажен сбросом, проступает резко и легко наблюдается в полевых условиях, хотя речь идет о естественном рубеже и чело­век здесь «ни при чём». С другой стороны, границы социокультур­ных регионов тоже во многих случаях носят переходный, ярко выраженный «маргинальный» характер. Это явление можно про­иллюстрировать не только зонами влияния поликлиник, средних школ, детских садов и т.д., но и границами культурно-истори­ческих регионов. Так, Лангедок во Франции или Пьемонт в Ита­лии представляются четко очерченными только на далеком рас­стоянии, но при близком рассмотрении распадаются на ряд еще

    * «Кантовская проблема - это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, со­здаваемых существованием самих этих границ» (М. Мамардашвили, 1992).


    более мелких «типичных ареалов». Можно приводить бесчислен­ные примеры споров вокруг понятий «Центральная Европа», «Во­сточная Европа», «Средний Восток», «Центральная Азия» и т.д. Следует четко различать для себя два обстоятельства, связан­ные с границами регионов: одно дело - характер границ, пред­ставляющих собой четкую линию или «расплывчатую переход­ную полосу», другое - это способ их делимитации, изображе­ния на карте. При незначительном масштабе толщина проводи­мой картографом линии может оказаться шире реальной грани­цы-зоны, что исказит действительность. При этом ясно, что гра­ница региона, выделенного по единственному признаку, наибо­лее точно соответствует изображению на карте (при условии со­впадения толщины линии на карте с шириной переходной зоны), в отличие от границы региона, идентифицируемого по совокуп­ности признаков. В последнем случае граница региона будет точ­ной только при условии, если образующие ее «частные» линии

    совпадут.

    Понятие о рубежной коммуникативности и рубежной энерге­тике. Латинский термин «коммуникация» (соттитсаИо) озна­чает форму связи, путь сообщения, процесс передачи инфор­мации и т.д. Это понятие «имеет универсальный смысл, рас­крывающийся в конкретном географическом, историческом, со­циокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. ...В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как «передача информации» от человека к человеку в процессе любой деятельности. Традиция как коммуни­кация во времени осуществляет трансляцию от поколения к по­колению социокультурных ценностей и письменности. Разновид­ностями трансграничной коммуникации в социокультурном про­странстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и фи­нансового капитала (свободные экономические зоны и др.)» (В.А.Дергачев, 1999).

    Существует мнение, что на рубеже II и III тысячелетий по мере исчезновения прежних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии пришла эра пограничных, маргинальных состояний, обещающая значительно расширить горизонты человеческого познания. Речь идет о маргинальных (лат. таг§таИ$ - находящийся на краю) состояниях не только веще­ства, но и людей (маргинальные территории, сословия, общества; контактные зоны между океаном и континентами, биосферой, литосферой и атмосферой; рубежные бинарные отношения в си­стемах запад - восток, север -юг, атлантизм -евразийство, ислам - христианство, западные и восточные цивилизации, город и де­ревня и т.д.).


    С рубежной коммуникативностью тесно ассоциируется поня­тие «рубежная энергетика». Принято считать, что именно марги­нальные зоны несовпадающих природных, экономических, этно­культурных, информационных и других полей и служат источни­ком энергетических импульсов. Нетрудно видеть, что рубежная энергетика имеет непосредственное отношение к эмоционально-чувственной сфере и, таким образом, может являться не только стратегическим ресурсом материального развития, но и ресурсом духовного возрождения социума, этноса, государства.

    Среди наиболее часто упоминаемых в литературе объектов ис­следования рубежной коммуникативности - политические (буфер­ное, транзитное государство), экономические (свободная эконо­мическая зона, маргинальная экономика), социокультурные (мар­гинальная культура, бикультура, диаспора), природные (атмосфер­ные фронты, контактные зоны суша -океан). Появились даже специальные термины для идентификации соответствующих яв­лений и структур: геостраты - т.е. стратифицированные, нало­женные друг на друга разнотипные пространства; геомары - энер­гоизбыточные граничные поля и др. (В.А.Дергачев, 1999).

    Именно линии раздела между цивилизациями как очаги ру­бежной энергетики, по мнению крупного американского полито­лога С.Хантингтона, заменят в XXI в. политические и идеологи­ческие рубежи времен «холодной войны» и станут источником кризисов и даже войн. Автор выступил с утверждением, что в «новом мире» коренные источники конфликтов будут лежать в сфере культурных различий. «Главные конфликты... будут проис­ходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике» (С.Хантингтон, 1993).

    Противоборство цивилизаций, по Хантингтону, имеет место на двух уровнях: локальном и глобальном. На микроуровне населе­ние соседних межцивилизационных регионов, «заряженное ру­бежной энергетикой», оспаривает территории и демонстрирует превосходство своих культурных традиций. На глобальном уровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, соперни­чают в военной и экономической сферах, всеми силами утверж­дают свои духовные и религиозные ценности. Наибольший энер­гетический потенциат якобы сосредоточен на границе между за­падной (христианско-иудейской) и исламской цивилизациями, борьба которых, по утверждению автора, продолжается около 1300 лет и не обнаруживает никаких признаков угасания.

    Вместе с тем схема С.Хантингтона многим кажется слишком простой. Высказывается мнение, что до сих пор самые страшные и кровавые драмы имели место в рамках одних и тех же цивилиза­ций. Гитлеровцы истребляли европейцев-христиан и иудеев, боль­шевики, маоисты и полпотовцы осуществляли геноцид в собствен-24


    ных странах. Конфессиональное и культурное родство Японии с Китаем и Кореей не мешало ей неоднократно воевать с этими странами и т.д. К тому же известно, что именно гражданские вой­ны обычно отличаются наибольшей жестокостью.

    Как же быть в таком случае с концепцией рубежной энергети­ки? Не колеблется ли ее истинность из-за отрицания конфликта цивилизаций?

    Различия между цивилизациями, действительно, реальны и зна­чимы, и многие люди готовы сражаться и умирать за свои убежде­ния, свой род, самобытность, свою землю, священную землю пред­ков. Но в глобальном плане модель Хантингтона вряд ли «сработа­ет»: во-первых, глобальный конфликт равносилен самоубийству человечества; во-вторых, государства, принадлежащие к разным цивилизациям и заинтересованные в успешном социально-эконо­мическом развитии, будут все больше интегрироваться в мировом рынке, тем более что закон стоимости един для всех формаций и цивилизаций; в-третьих, высказываются сомнения относительно отождествления мира с цивилизациями - последний слишком ге-терогенен. То есть представление о цивилизациях как «единицах» не всегда плодотворно с точки зрения мироцелостности.

    Итак, в качестве стержня наиболее перспективного деления (или регионализации) мира служат культурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. («Коммунисты могут стать де­мократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами», - писал С.Хан­тингтон.) Ясно, что понятием «культура» охвачены и язык, и религия, и экономика, и многие другие критерии. В свою очередь, внутри крупных культурно-исторических регионов, как правило, имеются регионы меньшего ранга.

    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем состоят преимущества культурно-исторической регионализа­ции мира в сравнении, например, с экономической или политической? 2. Как принято разграничивать понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Как можно оценить вклад империй в интеграцию мировых культур? Проил­люстрируйте свои мысли на конкретных примерах. 4. Раскройте смысл выражения «культура - это "твердый осадок" территориальных обще­ственно-политических образований». 5. Большинство рубежей, разделя­ющих регионы, не отражают внезапных переходов. Отчего это происхо­дит? 6. Какой смысл вкладывается в понятие «рубежная коммуникатив­ность»? 7. Какое отношение имеет теория конфликта цивилизаций С.Хан­тингтона к феномену рубежной энергетики?

    Регион - крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.).

    Под понятием «исторический регион», в широком смысле трактовки этого термина, следует рассматривать пространственно-географическую, административно-территориальную, геополитическую, социально-экономическую, этнокультурную общность, связанную единством исторических судеб на длительном временном промежутке развития.

    При характеристике исторического региона выделяются базовые, постоянно действующие факторы:

    • 1. Географические и климатические условия. Природо-ресурсный потенциал;
    • 2. Народонаселение, его этнический и социальный состав;
    • 3. Хозяйственно-экономическое развитие, особенности трудовых ресурсов и др.;
    • 4. Государственно-политическое и административно-территориальное устройство;
    • 5. История региона и его, субрегиональных анклавных зон, подрегионов (краёв, областей, а так же районов и отдельных населённых пунктов - городов), общность исторических судеб населения;
    • 6. Духовное, ментальное и культурно-бытовое разнообразие и общность, наличие конфессиональной специфики.

    Край -- административно-территориальная единица в некоторых странах. Первоначально было название местности на окраинах государства.

    Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает своих учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека, честность, справедливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет направить учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.

    Регионоведение - наука не настолько молодая, чтобы можно было говорить о ее появлении применительно к самому последнему десятилетию. Говоря о появлении регионоведения в нашем недавнем историческом прошлом, можно отметить следующую важную деталь. Главным привлекательным моментом для гуманитарных наук начала XXI в. в региональном подходе стало то, что в эпоху тотального наступления глобализации на культуры всех стран и народов он позволял адекватно оценить реакцию различных обществ на это явление, вычленить те ценности, которые самобытные культуры инстинктивно, несмотря на сознательно позитивное отношение к указанным процессам, пытались отстоять, и, наконец, понять те странные метаморфозы идей глобализации, которые под воздействием региональных культур принимали вид и формы, не соответствовавшие первоначальным замыслам, а, скорее, базировавшиеся на принципах, которые столетиями жили в данных регионах. Так, например, произошло когда-то с идеологией Просвещения, которая из постулирования прав и свобод превратилась в России XVIII в. в указ Екатерины II о битье крепостных крестьян за жалобу на помещика и ссылке их в Сибирь. Исторической справедливости ради стоит заметить, что глобализация не является феноменом, присущим исключительно нашему времени. Как тенденция приобщения всех локальных культур к некой общечеловеческой культуре, наиболее распространенным религиозным и идеологическим течениям нашей общей цивилизации она существовала всегда, о чем свидетельствует пример с Екатериной II. Распространяемые миссионерами и торговцами религиозные веяния, мода, способы торговли и хозяйствования, женские украшения и оружие всегда выполняли именно ту функцию, которую сегодня в нашем сознании мы связываем с воздействием глобализации на современную культуру. Тактика боя и стратегия, виды вооружения, боевые колесницы, железное оружие вместо бронзового, распространение собственности и вживание ее в социум действовали на самобытные культуры так же, как сегодня действуют единообразная реклама в средствах массовой информации и Интернет по всему свету. И также справедливости ради нужно констатировать, что тысячелетия влияния этих тенденций на различные культуры не истребили их самобытности. Регионоведение как никакая другая гуманитарная наука позволяет взглянуть на те законы взаимодействия общечеловеческого и регионального, которые и заставляют глобальные религии и глобальные идеи принимать именно те или иные местные, самобытные, региональные формы, единственно возможные в данном конкретном обществе. В этом смысле регионоведение, в нашем понимании, является не тем научным направлением, которое комплексно изучает региональные культуры, сваливая в одну корзину географию, климат, экономику, литературу, язык и прочие составляющие, а также пытается найти в хаосе всех лучших достижений литературоведения и искусствоведения некий общий знаменатель данной культуры. Регионоведение представляется научным направлением, ищущим те региональные константы и доминанты, которые существуют и функционируют вне зависимости от климатических, религиозных, языковых и прочих факторов и оказывают на эти производные региональной культуры свое мощное воздействие, подчиняя их себе, видоизменяя так и настолько, чтобы приспособить их к адекватной жизнедеятельности в условиях данного региона. Видится не столько проблема воздействия языка, этнического или религиозного фактора на региональную культуру, сколько, напротив, влияние особенностей региона на этнос и его характер, религию и ее своеобразие, язык и его особенности. Достаточно вспомнить, что Латинская Америка приняла вероисповедание по римско-латинскому образцу, а можно ли увидеть в бразильских карнавалах католическую традицию - большой вопрос, даже если мы не будем касаться бытового характера религиозности бразильцев.

    Глядя с исторической перспективы на современность, можно констатировать огромное преимущество регионоведения по сравнению даже с так называемым цивилизационным подходом к изучению культур. Цивилизации, сколько бы им ни давали сроку жизни Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер или Л.Н. Гумилев, все смертны. Регион же причудливым образом всегда сохраняет свою самобытность: до родившейся цивилизации, во время ее жизнедеятельности и после ее исчезновения. Пример кочевых цивилизаций Загроса периода Шумера и Вавилона, времен формирования Персидской державы и ее гибели и, наконец, создания государства Иран демонстрирует исследователям, что смена этнической и религиозной составляющих не уничтожает главных доминант региона - активного социума, сильных демократических традиций и творческого отношения к вопросам государственной власти и религии.

    Для того чтобы изучать регион как фактор, формирующий культуру, необходимо выйти за пределы культуры языка, культуры этнической и культуры религиозной. Многие исследователи, например лингвисты, вводя термин «языковая картина мира», так или иначе пытаются абстрагироваться от этнических и религиозных аспектов, сосредоточивая свое внимание на ощущении восприятия индивидом данной культуры времени, пространства и т.д. Была ли домонгольская Русь культурно идентична послемонгольской - эта проблема и сегодня представляет интерес для исследователей, но элементарный анализ текстов покажет нам, что пространственно-временное восприятие реальности в обеих культурах было одинаковым. В то же время это восприятие значительно отличалось от западноевропейского. В качестве примера можно привести наиболее часто употребляемую форму начала сказок. У нас использовали пространственную отсылку («в некотором царстве, в некотором государстве»), у них - временную (once upon a time). Разница прослеживается вплоть до наших дней. Так, известный французский фильм с Жаном Рено, где рыцари Средневековья попадают в современность, показывает ясно, что изменения наскучивших зрителю реалий возможны только при путешествии во времени, в наших же кинокартинах «Окно в спальне», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. очевидно, что подобные изменения возможны только при путешествии в пространстве, а при перемещении во времени реалии остаются прежними: «Скажи, Федь, а у вас тут можно найти магазин, где сдают ювелирные изделия? - Сделаем!».

    По сути, многое из того, что достигнуто при изучении так называемых национальных культур или особенностей национального характера, вполне может пригодиться для исследовательской работы по регионоведению. Национальный характер мы изучали, как правило, именно в рамках региона, совершенно абстрагируясь от того, что на его территории изначально существовал смешанный этнос, даже когда речь шла о государствообразующем этносе. Тем более исследование национального характера различных государственных объединений (Руси любого периода, Византии, Германии и др.) сталкивает нас с той проблемой, что моноэтнического состава они никогда не имели, а такие важнейшие элементы региональных культур, как деловая культура, этико-правовое мышление и т.д., для всех этносов были практически общими, если иметь в виду особенности этих культур по отношению к соседям.

    На наш взгляд, можно было бы начать вполне плодотворно исследовать культуру региона, например, в таких аспектах, как:

    • 1) пространственно-временное восприятие (акцент на прошлом или будущем, восприятие пространственного положения своей культуры, приоритетное внимание к прошлому, настоящему или будущему времени, отношение к соседям и обязательства перед ними);
    • 2) этико-правовое видение личности, общества (приоритеты общественного или личного, государства и его же институтов, истины и закона, здравого смысла и логики);
    • 3) обязательства культуры региона перед историей и провидением (роль в истории, как, например, у немцев, которые всегда, как между Сциллой и Харибдой, раздваиваются между стремлением вписаться все-таки в цивилизацию сначала Римской империи, а затем культурной Европы и желанием быть культуртрегерами для восточноевропейских стран и народов).

    Большое значение имеет характерная для населения региона оптимальная дистанция между личностями в процессе их общения. Важно зафиксировать также, в чем представителю региона видится положительная активность в общественной и личной жизни, а в чем - положительная созерцательность. Регионы очень различаются и тем, что у одних в культуре наблюдается приоритет формы, как, например, у итальянцев, а у других основное внимание уделяется содержанию, как у русских. По-разному регионы воспринимают космогоническо-провиденческий аспект жизни (грубо говоря, кто кукловод, а кто кукла, и где границы собственной активности как участника всемирно-исторического шоу).

    Вывод: Как мы видели в ответе, что краеведение и регионоведение являются важными компонентами современного гуманитарного образования. Ну еще раз подведем итоги: краеведение помогает приветь любовь к родине и науки, научиться добывать истину и новые знания. А регионоведение имеет огромное преимущество при изучении культуры того или иного народа.

    Список литературы:

    • 1. Р.Г. Тикиджян: «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДОНСКОГО КРАЯ И КАЗАЧЕСТВА» / 2013г.
    • 1. Евграф Савельев: «ИСТОРИЯ ДОНА И ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»/1918г.