Общественные и гуманитарные науки. Чем гуманитарные науки отличаются от общественных. Система научного знания об обществе

Классификация научной деятельности не так уж и велика, если ее разделить на те, которые имеют аксиомное подтверждение и те, которые «неточную» формулировку, то варианта всего два. Если говорить терминами, то наука делится на гуманитарные и естественные науки. Есть еще понятие общественных наук, которое не сразу находит себе объяснения у многих граждан. Разберемся чем гуманитарные науки отличаются от общественных.

Гуманитарные науки

Как уже было замечено, гуманитарные науки не имеют точного подтверждения и постулата . К ним относятся: психология, экономика, философия, социология, правоведение. Понимание и приобретение новых знаний человеческой природы и искусства — это самые главные признаки гуманитарных наук. Это нормативные знания образованного человека. Углублением науки урегулирование целостности в отношении человека и ядра природы исследуют ученые и профессора.

Хотя еще совсем недавно гуманитарные науки были ограничены в исследовании социального управления, то теперь современная наука — напротив, стремится решить проблему общественного конструирования социального населения. Главное направление которого на сегодняшний день приобрело определенный прогресс и интерес у многих ученых-гуманистов — это исследования общества и его возможностей перед технологическими открытиями, а также знаний социальной статистики.

Общественные науки

Общественные науки кроме перечисленных гуманитарных охватывают еще и социальный круг исследований — это история, юриспруденция, лингвистика, риторика, политология, педагогика, культурология, география, антропология. Столь большой спектр наук изучает исторические этапы прошлого, а также, что может произойти в истории будущего. Решает фундаментальные теоремы социального общества. Эта наука исследует человеческие взаимоотношения и позиции.

Еще в недалеком прошлом общественные науки не имели под собой основы и рассматривались только с точки зрения необходимости в той или иной области. На сегодняшний день они являются актуальными для всех слоев общества. Теория о том, что люди смогут управлять собой с помощью социальной статистики и исследований становится популярной и рассматриваемой.

Сходство двух наук

Некоторые науки такие как история, политология и социология являются в какой-то степени предвестниками будущего , т.е. руководствуясь навыками исторического прошлого и анализом общественного политического настроения общества, политологи и социологи могут предсказать оценку того, что может произойти в будущем. Таким образом, социология, история и политология тесно связаны между собой. Характерным отличием является тот факт, что политология изучает теории, а социология целые социальные корпорации.

Философия, политология и психология имеют между собой общие черты. Все эти науки главным образом исследуют общественные взгляды и человеческий образ действий в той или иной ситуации. Опыт философии консультируют политологов в некоторых вопросах касающихся отношений народов и роли государства в общественном благосостоянии. Психология тоже может являться как гуманитарной наукой, так и общественной. Мнение о том, почему так поступит человек и чем он руководствовался очень уместное и в какой-то степени необходимое для развития правильного перспективных верхов.

Науки, которые входят в состав гуманитарных не могут быть стандартными и изолированными одними теориями, они востребованы и охватывают науки общественного окружения. И наоборот — они находят общую основу в своих поисках.

Отличие гуманитарных и общественных наук

Если говорить простым языком, то гуманитарные науки направлены на изучения человека с точки зрения его внутренней натуры: духовность, нравственность, культурность, изобретательность. В свою очередь общественные направлены на изучение не только внутреннего естества человека, но и его действия в той или иной ситуации, мировоззрение на происходящее в обществе.
Есть несколько основных отличий между гуманитарными и общественными науками:

  1. Абстрактные понятия, которые выявляют признаки и свойства ориентированы в гуманитарных науках. Например, «опытный человек», в данном случае рассматривается не сам человек, а тот самый опыт, который он получил. Общественные же науки акцентируют свое внимание на человеке и его деятельности в социальном обществе.
  2. Чтобы теоретически ориентироваться в изучении социального развития общества, ученые общественных наук пользуются проверенными инструментами и правилами. В гуманитарных науках это мало практикуют.

Основные понятия, персоналии, образцы эссе

(Справочное пособие для выпускников школ и преподавателей)

Общество. Науки об обществе 3

Развитие взглядов на общество 6

Исторический процесс 13

Познание 18

Человек 21

Социология 26

Политология 33

Духовная сфера 42

Правовая сфера 46

Экономическая система 57

Кто есть кто 68

Памятка работы с текстом 82

Литература 83

Предисловие

Быть выпускником школы и абитуриентом прекрасно! Это означает, что Вы молоды, энергичны, что у Вас все впереди. Быть студентом ещё лучше, так как тогда Вы станете на шаг ближе к своей мечте. Давайте путь от выпускника до студента пройдем вместе.

Книга, которую Вы держите в руках, является пособием – справочником для всех желающих успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по обществознанию. Данное пособие имеет ряд достоинств. Во-первых, оно полностью соответствует проекту нового Государственного стандарта, одобренного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. За основу взята программа Л.Н. Боголюбова, которая сегодня является одной из базовых. Именно на неё опираются составители заданий ЕГЭ. Во-вторых, автору удалось доступно изложить основные понятия всего курса обществознания. Весь материал дан таким образом, что систематически представлена вся панорама знаний о человеке, обществе, сферах общественной жизни. Особый раздел посвящен биографиям известных обществоведов. Теперь в поисках нужного понятия Вам не придется покупать множество словарей. Все понятия, встречающиеся в заданиях, ЕГЭ находятся здесь. В-третьих, пособие поможет Вам подготовиться к написанию эссе. Это задание вызывает у выпускников и абитуриентов наибольшие затруднения. Алгоритм работы, образцы эссе станут хорошими помощниками при подготовке к выполнению данного задания.

Пособие также будет полезно учителям, которые руководят подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

Успехов Вам!

Раздел 1

Общество. Науки об обществе

Обществознание – наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и включает в себя комплекс разнообразных дисциплин.

Социология – наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется особым правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала совершенно не предсказуемой. Социологи как раз и изучают то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.


Философия – наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

Политология – наука о государстве, власти, властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства.

Культурология – наука, изучающая совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой.

Этика – наука о нравственности, морали. В дословном переводе этика означает «искусство повседневного поведения». Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку? Имеют ли понятия «добро» и «зло» объективную, не зависящую от человека основу?

Эстетика – наука о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики – научить человека наслаждаться своими чувствами. Точнее – наслаждаться миром, открываемым с помощью органов чувств, открывать для себя космос – красоту и гармонию мирового порядка.

Экономика – наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно по своему усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений.

Гуманитарные дисциплины – языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, история. Гуманитарные науки близки общественным наукам, т.к. основным объектом их интереса является человек. Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками очень сложно.

Общество (в узком смысле) – 1) группа людей, объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например: Смутное время, эпоха Возрождения).

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Это некая социальная система, объединяющая всё население Земли

Общество (с философской точки зрения) – это динамически саморазвивающаяся система , состоящая из-под систем – сфер общественной жизни (экономическая политическая, духовная, социальная), имеющих свои элементы.

Система – целое, состоящее из частей

Подсистемы – это и есть сферы общественной жизни. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из сфер может видоизменяться. С изменением подсистем, изменяется и сама система.

Экономическая сфера имеет такие элементы: фирмы, предприятия, рынки, деньги, обороты капиталов т.п. Основной вопрос экономической сферы – производство материальных благ для обеспечения нормального функционирования общества.

Политическая сфера имеет такие элементы: государство, партии, политические объединения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какой-либо группе или классу. Задача партий – выражать многообразие различных интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера имеет такие элементы: мораль, наука, искусство, образование, религия. Главной задачей духовной сферы является производство духовных благ общества.

Социальная сфера имеет такие элементы: нации, сословия, классы. Социальная сфера включает в себя организации и учреждения, отвечающие за благосостояние народа.

Природа (в широком смысле) – это все сущее, весь мир в многообразии его форм ипроявлений (Вселенная, материя).

Природа (в узком смысле) – это биосфера , естественная среда обитания человеческого общества, включающая в себя атмосферу, гидросферу, литосферу.

Типология обществ: а) письменные и дописьменные;

б) простые и сложные (уже существует государство);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное . Концепцию постиндустриального (информационного) общества разрабатывали Д.Белл, О. Тоффлер, И.Маслоу.

г) по К. Марксу: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое(социализм – первая стадия коммунизма)

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

Науки, занимающиеся изучением общества и человеческих отношений. К общественным наукам относятся психология, экономика, политология, социология, география. Назначение О.н. подразумевает использование тех же принципов, которые применяются… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - см. НАУКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитие, историю, так и его отдельных подсистем (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь). Основные категории… … Философия науки: Словарь основных терминов

Общественные науки - см. Социальные науки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Общественные науки - ОБЩÉСТВЕННЫЕ НАУ́КИ. Накануне войны сов. философы, историки, экономисты, правоведы, языковеды, литературоведы и другие. на основе марксистско ленинского учения разрабатывали проблемы социалистич. базиса и надстройки, преобразования социальной… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

«Общественные науки и современность» - научный междисциплинарный журнал РАН, с 1976 (первоначально выходил под названием «Общественные науки», с 1991 современное название), Москва. Учредитель (1998) Президиум РАН. 6 номеров в год … Энциклопедический словарь

«Общественные науки - Sosial Sciences» - «Общественные науки Sosial Sciences», ежеквартальный научный журнал РАН на английском языке, с 1970, Москва. Печатает подборку оригинальных статей, подготовленных учёными 30 институтов РАН. Выходит и распространяется также в США … Энциклопедический словарь

СССР. Общественные науки - Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Норма (общественные науки) - В наиболее общем смысле норма правило поведения. В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения. В некоторых группах норма предписывает поведение, отличающееся от общепринятого в обществе. Такая… … Википедия

Науки - Науки, 25 Это статья о казино «Гудвин» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Гудвин. Это статья о кинотеатре «Современник» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Современник. Это статья о памятнике на месте… … Википедия

Книги

  • Купить за 1094 грн (только Украина)
  • Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов , . Науки общественныя и естественныя в историческом взаимоотношении их методов, очерки по истории и методологии общественных наук. Ученые записки императорского Московского университета. Отдел…

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки - явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки - Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Точные науки

Естественные науки

Общественные (гуманитарные)

Математика, информатика, логика и другие

Химия, физика, биология, астрономия и другие

Философии, экономика, социология и другие

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Общественные науки

Гуманитарные науки

Главный объект изучения

Общество

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

Науки изучают общества в узком и широком смыслах .

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.