Мелентьева ю п чтение явление процесс деятельность. Общественная медаль «За вклад в развитие библиотек. Вопросы для самопроверки

УДК 378(075.8):02 ББК 78.38

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

071201 - Библиотечно-информационная

деятельность

Рецензенты:

Шапошников А. Е., доктор педагогических наук, профессор МГУКИ; Афанасьев М. Д., кандидат

педагогических наук, директор ГПИБ

Мелентьева Ю. П.

Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. - М. : «Издательство ФАИР», 2006. -

256 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

ISBN 5-8183-1208-9

В учебнике рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные

аспекты библиотечного обслуживания; раскрывается его современное состояние. Впервые сделана попытка

представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как

глобальный профессиональный процесс, происходящий в условиях становления «единой мировой библиотеки».

Основная задача данного учебника заключена в формировании у нового поколения широких профессиональных

взглядов, современного профессионального мышления наряду со знанием и уважением достижений

предшественников.

378(075.8):02 ББК 78.38

ISBN 5-8183-1208-9

Мелентьева Ю. П., 2006 Серия, оформление. «Издательство ФАИР», 2006

Предисловие

одной из важнейших дисциплин, изучаемых в процессе получения высшего биб-лиотечно-

информационного образования.

В нем рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и

организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя

(пользователя), так и различных читательских групп и контингентов.

В учебнике раскрывается состояние библиотечного обслуживания с учетом трансформаций,

происшедших в нашей стране, и связанных с ними профессиональных изменений: новыми

условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее

информационным потребностям и интересам, признанием свободного доступа к информации

базовой ценностью демократического общества и т. д. В поле внимания студентов также

впервые вводится информация, связанная с бытованием личной, частной библиотеки как

необходимой составляющей процесса формирования читательской культуры пользователя

общественно доступной библиотеки.

Предисловие

Однако принципиальная новизна и отличие данного учебника от всех предыдущих по

данному курсу состоит в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное

обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный

профессиональный процесс, осуществляемый в условиях формирования «единой мировой

библиотеки».

С этим связано значительно более подробное, чем это делалось раньше, изучение

международных законодательных актов, определяющих принципиальные положения

организации библиотечного обслуживания в современном мире, а также широкое

Такой подход представляется особенно важным в связи с нарастающей тенденцией

глобализации в библиотечном деле, так же, как и в других сферах; с формированием

международных, прежде всего общеевропейских, стандартов, определяющих деятельность

библиотеки в целом и библиотечного обслуживания пользователей в частности

Стремление

России войти в «общий Европейский дом» означает признание стандартов и понимание

необходимости их внедрения в практику.

Основной задачей данного учебника является формирование у нового поколения студентов

широких профессиональных взглядов, современного профессионального мышления наряду

со знанием и уважением достижений предшественников, понимания своей

профессиональной миссии, глубокого уважения к информационным потребностям

пользователя, ответственности перед ним.

Учебник опирается на все позитивное знание, накопленное отечественными и зарубежными

специалистами со времени формирования учебного курса «Библиотечное обслуживание» как

самостоятельной учебной дисциплины.

" См., например, Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта ПУЛМАН

Европейской Комиссии / Под ред. Л. А. Казаченковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416 с.

Предисловие

Проблемы библиотечного обслуживания рассматриваются в основном на примере публичных

библиотек, так как сегодня их роль заметно возрастает во всех странах мира: публичная

библиотека стала доступной широкой публике без каких-либо ограничений; именно она

играет совершенно особую роль в жизни местного сообщества, оперативно реагируя и по

возможности влияя на изменения в социальной, а следовательно, и в читательской сфере; а

также обладает полифункциональной и гибкой системой обслуживания пользователей,

являясь одновременно информационным центром, клубом, местом общения и

коммуникации

Настоящий учебник отвечает принятому ГОС ВПО второго поколения по специальности

«Библиотечно-информа-ционная деятельность».

Введение

Эволюция проблематики

«Библиотечное обслуживание»

Система библиотечного образования в России начала складываться в 1920-30-е гг. Первые

высшие учебные заведения были открыты в Санкт-Петербурге (Петрограде Ленинграде)

Харькове, Москве.

Московский библиотечный институт, определенный головным, был создан Постановлением

преподавателями, включал учебный курс, который назывался «Работа с читателями». Он

должен был дать студентам представление о том, как надо строить библиотеч-ное

обслуживание в советских библиотеках. Позже, уже в 1940 г., была разработана учебная

программа «Методика работы с читателями» (авт. З.Э. Лусс)

В 1918 г. в Петрограде был открыт Институт внешкольного образо вания с книжно-библиотечным факультетом

внешкольного

Хотя проблема создания стабильных учебников по ведущим библиотечным дисциплинам, в

работы института на 1940-1941 гг.

Однако первый учебник был издан только в 1961 г.

Ленинградского библиотечных институтов

что мирную жизнь прервала Великая Отечественная война, но и тем, что на развитие науки

вообще и гуманитарных наук, куда относилось и библиотековедение, в частности,

сильнейшее влияние оказывала идеология. Идеологические дискуссии 1930-х гг., где был дан

«решительный бой буржуазным библиотековедческим концепциям», а также жестокая

критика, которой в 1947 г. был подвергнут Московский библиотечный институт за

«ослабление идеологической борьбы» и «преклонение перед Западом»

и т. п., делали

написание стабильных учебников делом не только весьма трудным, но и небезопасным для

Неслучайно, что первый учебник удалось написать только тогда, когда идеологический

климат в стране несколько смягчился.

Однако, конечно, содержание первого учебника, но и содержание всех последующих

переизданий

ярко отражают

" См. там же, с. 13.

Работа с читателями: Учебник для библиотечных институтов - М.: Сов. Россия, 1961 г. -239 с.

Позже вышло его второе издание: Работа с читателями: Учебник для библ. фак-тов ин-тов культуры.- 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Книга, 1970. - 352 с.

* Старейшая кафедра... - С. 17.

Работа с читателями / Под. ред. В.Ф. Сахарова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Книга. 1981. - 296 с.

Библиотечное обслуживание: теория и методика / Под. ред. А.Я. Айзенберга. - М.: Изд-во МГУК, 1996 - 200

Введение

процессы, происходящие не только в библиотековедении, но и в обществе.

Сравнительный анализ содержания разных изданий учебника позволяет проследить

основные тенденции развития проблематики, связанной с библиотечным обслуживанием

читателей.

Прежде всего, все три издания учебника «Работа с читателем» ярко отражают характер своей

эпохи. Задачи работы с читателями, принципы их обслуживания определяются, исходя из

господствующей в этот период теории коммунистического воспитания, изложенной в работах

К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и партийных документах, на основании которой «любая

библиотека, даже самая маленькая, является идеологическим учреждением, помогающим

делу строительства коммунизма»

Характерно, что во всех трех изданиях учебника «Работа с читателями» термины «работа с

читателями», «руководство чтением», «пропаганда литературы» рассматриваются как

синонимы или очень близкие понятия, предполагающие активное влияние библиотекаря на

читательскую деятельность как детей, так и взрослых читателей, с целью придать их чтению

«верную направленность».

Во всех трех изданиях учебника жестко противопоставляется опыт советских и зарубежных

библиотек, деятельность которых рассматривается в основном в критическом ключе.

Вместе с тем, очевидно, что в третьем издании учебника (1981 г.), остающегося, в целом на

тех же теоретических позициях, все же расширены рамки изучаемого предмета. Так, заметно

увеличен раздел, посвященный истории изучения русского читателя, более глубоко и

подробно рассмотрены методы изучения читателей; значительное место уделено теории

читательской психологии; включен раздел, посвященный профессиональным качествам

библиотекаря; впервые говорится об информационном обслуживании.

Все это отражает случившиеся за время от первого издания (1961 г.) до третьего (1981 г.)

значительные перемены в обществе и в профессиональной среде, а именно:

- «оттепель» в политической жизни страны. Возвращение имен Л.Б. Хавкиной, А.А.

Покровского; Н.А. Рубакина и других ученых-библиотековедов, которых еще недавно

называли «буржуазными»; некоторое смягчение в оценках зарубежного библиотечного дела

и библиотековедения; оживление международных контактов;

- развитие социологии, которая долго была на положении «лже-науки». Формирование

такой ее области, как социология чтения. Проведенные в этот период Государственной

библиотекой им. В.И. Ленина (ныне РГБ) и другими организациями социологические

исследования («Книга и чтение в жизни небольших городов»; «Книга и чтение в жизни

советского села» и др.) дали представление о современном читателе, вывели методику его

изучения на новый

- возникновение первых признаков формирования информационного общества, осознание

значимости, ценности информации заставили впервые обозначить цель работы с читателями

«как максимальное удовлетворение читательского спроса»

Как известно, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошли большие изменения в жизни

страны. Эти годы вместили в себя перестройку, отказ от моноидеологии, и как следствие -

пересмотр взглядов на роль библиотеки в жизни личности и общества, цели и задачи

библиотечного обслуживания и т. д. Необходимо было осмыслить эту новую реальность и

отразить ее в учебных материалах для студентов.

учебную программу по данной дисциплине.

Введение

Но ни одна из представленных программ

Однако эти разработки не пропали даром.

названии нового учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика», который

вышел только в 1996 г. через 15 лет после предыдущего издания

нового понимания роли читателя как активного участника процесса библиотечного

обслуживания, освобожденного от идеологического давления и получившего право на

свободный выбор информации.

Был пересмотрен вопрос о статусе библиотеки в обществе, и в ходе многочисленных

дискуссий, прошедших в этот период на страницах профессиональных изданий, из

определения целей, задач, функций библиотеки была снята идеологическая составляющая,

что нашло отражение в «Законе о библиотечном деле»

Важнейшей задачей библиотеки

была признана задача обеспечения свободы доступа к информации.

По-новому были осмыслены принципы взаимоотношений читателя и библиотекаря, был

подчеркнут диалогический характер их общения и т. д.

В новом учебнике впервые была подробно рассмотрена роль библиотеки в развитии

личности. Библиотечное обслу-

Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание читателей- Программа... Проект. - М.: МГИК, 1991.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга. - М.: Изд-во

МГУК. 1996. - 200 с.

„Федеральный закон «О библиотечном деле»// Инф. бюллетень Российской

библиотечной ассоциации. - СПб., 1995. - № 2. - С. 9-28.

Эволюция проблематики и терминологии учебного курса «Библиотечное обслуживание»

живание рассматривалось в контексте теории социализации как помощь личности в решении

жизненных проблем, как процесс, «усиливающий» личность за счет приобщения к

информации и снижающий степень социальной напряженности в обществе путем

предоставления равных возможностей получения необходимой информации.

Значительное место в новом учебнике уделялось технологии библиотечного обслуживания и

Таким образом, учебник «Библиотечное обслуживание» решил «задачу момента» - отразил

новые представления о роли библиотеки в жизни общества и личности.

Конечно, далеко не все проблемы могли быть отражены в учебнике равноценно. Этот

недостаток в известной мере восполняет значительный круг учебных пособий и печатных

специалистами - преподавателями отраслевых вузов страны:

- Алешин Л.И., Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание с использованием

компьютерных средств. - М.-МГУК, 1995.

- Азарова В.А. Обслуживание читателей: Техника профессионального поведения:

Монография. - Самара, 1998.

- Беспалов В.М. Деятельность библиотеки в помощь творческому развитию личности. -

М.: МГУК, 1997.

- Бородина В.А. Психология чтения: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАК, 1997.

- Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Учебное пособие. - М.:

- Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Учебное пособие. - Краснодар,

- Крейденко B.C. Библиотечное обслуживание: Учебные программы. Учебно-методические

материалы - СПб: СПбГАК, 1997.

- Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания:

Учебное пособие. - Николаев, 1994.

Введение

- Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации личности: Учебное пособие. -

М.: МГУК, 1995.

- Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: Учебное пособие. - М.:

работы значительно

обогатили проблематику библиотечного обслуживания. Заметно расширилась и

терминосистема: наряду с понятием «читатель» стало употребляться понятие

«пользователь», «абонент библиотеки», «потребитель информации», что отразило процессы,

происходящие в библиотечном деле.

Появилось понятие «библиотечная услуга»; сформировались такие области библиотечного

обслуживания, как «библиотечная конфликтология» и «библиотечная этика»; новый импульс

развития получила концепция библиотечного обслуживания как своеобразной терапии

(«библиотечная терапия»); сформировалось представление об основных тенденциях

читательской деятельности российского и мирового читателя («деловое чтение»;

«компенсаторное чтение» и т. д.); дальнейшее развитие информационного общества и, как

следствие, усиление информационной функции библиотеки способствовало появлению

такого понятия, как «информационная культура личности»; наряду с прежними

читательскими группами значительного внимания потребовали новые мигранты, маргиналы,

пожилые, а также бизнесмены, предприниматели и т. д. Задачей библиотечного

обслуживания становится правовое и экологическое информирование, социализация и

социальная адаптация читателя.

Значительный вклад в понимание проблем современного читателя внесли работы социологов

знакомиться и непредвзято оце-

нивать работу зарубежных библиотек, активизации международных профессиональных

контактов, а также благодаря публикациям зарубежных коллег, которые начали активно

переводить на русский язык

Сегодня российские библиотеки обогащают процесс библиотечного обслуживания своих

читателей лучшим опытом зарубежных библиотек, используют наиболее эффективные

технологии, методики, которые стали вполне доступны.

Активное применение компьютерной техники в библиотеках способствует изменениям в

традиционном процессе библиотечного обслуживания: появляются новые возможности

предоставления документов и информации, новые услуги, новые формы обслуживания

(«виртуальный читальный зал», «электронная доставка документов» и др.); меняется и сам

читатель. Специалисты говорят о «новом», «электронном» читателе и т. д.

Постоянный импульс к развитию проблематика библиотечного обслуживания получает и из

внепрофессиональной сферы, непосредственно от общества: такие организации, как ООН,

ЮНЕСКО и др., ставя перед всемирным сообществом определенные задачи, активно

привлекает к их решению и библиотекарей

Способствуя расширению их сферы

деятельности и формированию новых направлений библиотечного обслуживания, а также

возникновению единых стандартов обслуживания пользователей.

Совершенно очевидна тенденция глобализации библиотечного дела, создание единой

мировой библиотеки, предо-

См., например, Критическое мышление и библиотека: Материалы российско-американского семинара

Биллингтон Дж. Американские публичные библиотеки в век информатизации: неизменная цель в

периоды изменений.//Библиотека и чтение в ситуации культурных изменений. - Вологда, 1998 -

Ашервуд Б. Азбука общения, или Паблик рилейшинз в библиотеке / Пер. с англ. - М.: «Либерея»,

См.. например. Программу ЮНЕСКО «Информация для всех».

Введение

ставляющей спектр услуг, т. е. библиотечное обслуживание, любому пользователю, где бы он

ни находился.

зарубежных библиотечных и библиотечно-информационных школах зарубежных стран,

одним из ведущих. Например, американские коллеги постоянно совершенствуют его, изучая

библиотечную практику, оценивая эффективность нововведений и усовершенствований.

Учебные программы по библиотечному обслуживанию носят, прежде всего, практический

характер. В центре внимания разработчиков находится, как правило, какая-то актуальная

проблема - например, информационная грамотность или библиотечное обслуживание

инвалидов, или библиотечные услуги для пожилых, - и которую учащиеся должны

научиться решать

Таким образом, очевидно, что проблематика библиотечного обслуживания постоянно

усложняется и углубляется. Ясно, что ни один учебник не в силах «угнаться» за изменениями

реальности, однако он должен дать ту фундаментальную основу, которая поможет молодому

специалисту решать встающие перед ним профессиональные задачи

Теоретические и законодательные основы библиотечного

обслуживания

1.1. Понятие «библиотечное обслуживание».

Основные концепции библиотечного обслуживания

- Идеологическая.

- Педагогическая (воспитательная).

- Просветительская.

- Социализирующая.

- Информационная.

Библиотечное обслуживание - важнейшая родовая функция библиотеки. Именно появление

фигуры читателя, удовлетворение его потребностей - то есть обслуживание - и делает

библиотеку библиотекой, в противном случае можно говорить лишь о книгохранилище,

складе книг и т. п.

изменялось представление о роли библиотеки на различных стадиях развития общества. В

различные периоды акцент делался то на «пропаган-

де... произведений печати»

как важнейшей задаче данного процесса; то (в 1990-е гг.) на

«удовлетворении потребностей пользователей»

; в последнее время большинство

специалистов рассматривают библиотечное обслуживание как деятельность, направленную

на обеспечение информационных запросов пользователей (читателей, абонентов, клиентов)

как непосредственно в библиотеке, так и вне ее стен.

Процесс библиотечного обслуживания может быть осмыслен в двух плоскостях.

Во-первых, он может быть рассмотрен как процесс социальный, т. е. имеющий некую

«сверхзадачу», базирующуюся на том убеждении, что библиотечное обслуживание приводит

к неким социальным последствиям и изменениям, как для конкретной личности, так и для

различных социальных групп населения и для общества в целом, а во-вторых, - как

технологический процесс, предполагающий «последовательность действий (операций,

процедур) библиотекаря.., направленных на предоставление пользователю определенной

Задача, однако, заключается в том, чтобы синтезировать все имеющееся знание и увидеть

библиотечное обслуживание как единое целостное явление.

Известно, что основные показатели (цели, задачи, направления) библиотечного

обслуживания, и особенно поставленные перед ним обществом «сверхзадачи» определяются

исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и,

прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое

доминирует в этот период времени в общественном сознании.

Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в

обществе в определен-

Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

ный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть - та или иная концепция

читателя.

Исследование, проведенное В.Я. Аскаровой показывает, что на протяжении всего времени

развития России как читающего государства (X-XX вв.) «бытовали и сложно, часто

конфликтно взаимодействовали четыре концепции читателя: консервативно-

охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая»

Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития.

В разные периоды времени главенствующей становилась та из них, которая наиболее полно

отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране: так, в период либеральных

реформ (например, во времена либеральной политики Александра Первого) активно

формировалась и доминировала либеральная концепция читателя; в периоды реакции,

«сжатия свобод» укрепляла свои позиции к онсер- ва тивно-охранительная к онцепция и т . п. О

Каждая из этих к онцепций определяла цели, зада чи и «сверхзада чу » биб лиоте чного

обслужив ани я к а к от дельного читат еля, т ак и всего населения страны.

Каждая из назва нных к он цепций опирается на фило софские теории развития лично сти,

теории восп итания и про свещения, воспит ате льной ценно сти знания и т . д.

Исследов ани я показыв ают , что за чатки в с ех четырех к онц епций возникли уж е по сути дела

вместе с возникновением русск ог о читателя. Бо лее полно они оформили сь в XVII - XIX вв.

и ок онча тельно с формиров ались в XIX-XX вв.

К онсервативно-о храните льная к онц епция читателя берет свое на чало со времен Древней

Руси, получившей «энергию христианск ог о просвещения», в том числе и книжног о, от

Византии. Т онкий слой приоб щенных к книжной ку ль туре (прежде всег о, дух овенство,

князья) определяли

регу ляцию читательск ой деятельно сти и с елекцию книжног о поток а.

Г лубинная суть эт ой к онцепции чит а теля: отношение к читателю к а к к об ъекту воспит ания;

деление книг на «истинные, полезные» и «ло жные, вредные»; про тивопо ставление знания и

веры, нравственности; отношение к чтению как к по дк онт рольной деятельности.

К онс ерва тивно-охранительная к онцепция всег да присутствовавшая в российск ом

обще ственно м созн ании по луч ила новый то лчок к развитию в с ередине XIX в. В эт от перио д

она была мощно по ддержан а к онс ерва тивными мыслителями. С именами К.Н. Леонтьева,

К.П. Побе доно сцева и др. св язаны идеи об изо л ирова нии России от «раст ленного» в лияния

Запада, о необ х о димо сти «подморозить» нравст венную почв у Р о ссии, против о действова ть

наро дному образов анию как «способствующему раз вращению». Образование, чтение до лжно

было служить фор мированию б лагонамереннос ти, преда нно сти монархии, во спитанию

па т риотиз ма и религиозной нравственно сти. Христианск о е во спитание ценило сь выше, чем

знание. К онсерва торы активно в мешивались в содержание чтения. В рамк ах Ученого

к омитета народног о про свещения был образован Особый о тдел, к о торый занимался

официальным рук оводст вом чтения через до стато чно жесткий к онтроль изда тельск ой,

книг орас прост ранительск о й, биб ли о те чной, шк ольной деятельно сти.

Т а ким образо м, ко н серв ат ивно-охра нит е льная к онц епция чит ате ля была направлен а на

со хра нение наро дного сознания в дух е право славных ценно стей, на предо твращение

наро дного неповиновения.

Современные исследов атели, видя определенный позити вный момент эт ой теории в желании

стабилизации обще ства, в укреплении наро дной нравственности, отме чают в целом ее

бесперспективно сть как в силу несоответствия социальной динамике, так и в силу тог о, что

сам принцип к онсервации противопо лож ен непрерывно изменя ющейся, быст рот екущей

Теоре тические и законодате льны е основы библио те чного обслуживания

Мелентьева Ю.П.

Учебник. - М., 2006. -256 с.
В учебнике рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания; раскрывается его современное состояние. Впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный профессиональный процесс, происходящий в условиях становления «единой мировой библиотеки». Основная задача данного учебника заключена в формировании у нового поколения широких профессиональных взглядов, современного профессионального мышления наряду со знанием и уважением достижений предшественников.
Содержание
Предисловие
Введение
Эволюция проблематики и терминологии
учебного курса «Библиотечное обслуживание»
Теоретические и законодательные основы
библиотечного обслуживания
Понятие «библиотечное обслуживание». Основные концепции библиотечного обслуживания
Цель, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания в России и мировой практике
Современная законодательная база
осуществления библиотечного обслуживания
Библиотечное обслуживание как
социокультурный процесс. Читатель
и библиотекарь как его активные участники
Читатель (пользователь) как участник
процесса библиотечного обслуживания
Библиотекарь как участник процесса
библиотечного обслуживания
Библиотечное общение
в процессе библиотечного обслуживания
Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и других странах
Технология и организация библиотечного
обслуживания: основные положения и понятия
Понятие «технология библиотечного обслуживания». Основные элементы технологии библиотечного обслуживания
Технология библиотечного обслуживания
индивидуальных информационных
интересов и запросов
Технология предоставления основных библиотечных услуг различным читательским группам и контингентам
Организация стационарного
и внестационарного библиотечного
обслуживания в традиционных
и новых структурных подразделениях
библиотеки: российский и мировой опыт
Библиотечное обслуживание
удаленного пользователя: опыт российских
и зарубежных библиотек
Заключение
бализация как основная тенденция
развития содержания и технологии
библиотечного обслуживания
Приложение 1
Перечень примерных вопросов по курсу
Приложение 2
Примерные темы курсовых и дипломных работ
Список использованной литературы

The file will be sent to your email address. It may take up to 1-5 minutes before you receive it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you need to add our email [email protected] to approved e-mail addresses.

Заведующая Отделом проблем чтения Научного центра исследований истории книжной культуры Российской академии наук. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный работник культуры РФ.

Заместитель Председателя Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования. Вице-президент Русской ассоциации чтения. Член редакционного Совета журн. «Библиотековедение» (2000-2005гг); Член редакции журн. «Библиосфера» (Новосибирск); Член редакции журн. «Библиография»; Член редакционного совета журн. «Университетская книга»; Член редакционного совета журн. «Современная библиотека»; Член Ученого Совета по защите диссертаций МГУКИ; Член Ученого Совета по защите диссертаций Московской Государственной Академии Полиграфии; Член Ученого Совета Российской Книжной Палаты.

Один из ведущих отечественных библиотековедов. Ее теоретические работы во многом способствуют формированию профессионального мировоззрения современного мыслящего библиотекаря. Особо велик ее вклад в изучение истории читательских традиций России и определение особенностей современной читательской культуры.

Как преподаватель МГУКИ сформировала не одно поколение библиотекарей и исследователей ныне работающих в библиотеках разных регионов страны.

Член Совета Российской Библиотечной ассоциации (1999-2005 гг.), руководитель Круглого стола «Общение и профессиональная этика библиотекаря» (1999-2007 гг.)

Внесла неоценимый вклад в создание первой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» (1999 г.), организовав при Российской библиотечной ассоциации Круглый стол «Общение и профессиональная этика библиотекаря».

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Цель данного курса – дать представление об основных теоретических основаниях, а также целях и задачах библиотечного обслуживания, раскрыть методы изучения читательских интересов и потребностей, показать воспитательные возможности библиотечного общения, формы индивидуального и массового информирования различных читательских групп, раскрыть современную технологию библиотечного обслуживания.

№ газеты

Название лекции

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

Лекция 6 . Массовое библиотечное обслуживание

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приоритетных направлений библиотечного обслуживания

Библиотека является, как известно, частью общества. Ее деятельность регламентируется теми законами, которые приняты в стране.

Очевидно, что политические, экономические, идеологические изменения, происшедшие в России в последние десятилетия не могли не коснуться российских библиотек. В условиях формирующегося гражданского правового общества, одной из фундаментальных ценностей которого является свобода слова и информации , библиотеки перестают быть идеологическими учреждениями, как это было раньше, и получают новую миссию: они становятся одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации .

Меняются все приоритеты деятельности библиотеки: теперь она ориентирована прежде всего на информационные и культурные потребности своих пользователей. Поскольку информационное пространство стремительно становится единым мировым пространством, благодаря развитию технических средств (Интернет и т.д.), то и законы его использования становятся все более общими, т.е. национальное законодательство в области использования информации в значительной мере ориентируется на международные нормы.

Это с полным основанием может быть отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом идет строительство законодательной базы. Действуют уже два федеральных закона («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), приняты «Манифест о публичной библиотеке в России», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки в России» и другие документы. Значительную роль в этом процессе играет Российская библиотечная ассоциация (РБА) – профессиональная общественная организация, которая много делает для того, чтобы библиотечное дело России стало частью общих культурно-просветительских забот «европейского дома».

Конечно, надо отдавать себе отчет, что не все разработки международных документов подлежат копированию в национальных разработках, однако материалы международного сообщества позволяют увидеть общий вектор движения и именно это делает знакомство с ними обязательным для каждого специалиста.

Наиболее значительными разработками, как международного, так и российского уровня, определяющими развитие нашей, прежде всего, публичной библиотеки, представляются следующие группы документов :

1. Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и т.п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;

2. Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;

3. Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.

Среди документов первой группы особенное значение для библиотекарей имеют следующие:

– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);

– Европейская культурная конвенция (принята Советом Европы в 1954 г.);

– Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);

– Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);

– Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.).

Все эти документы опираются на основное положение о правах человека, достоинстве личности в качестве задачи, к решению которой должны стремиться все народы и все государства. Основными правами человека являются свобода мысли, совести, религии, а также информации. Причем свобода информации предполагает как получение, так и ее распространение «любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Всеобщая декларация прав человека» и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» видят в этих постулатах основу справедливости в мире. Важнейшим правом личности полагается право на образование и участие в культурной жизни. Эти же позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская культурная конвенция».

«Декларация принципов международного культурного сотрудничества», напоминая, что «мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», утверждает, что целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, развитие мирных отношений и дружбы между народами, содействие лучшему пониманию образа жизни каждого народа; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов и т.д. «Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом… Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира».

Для современного специалиста особенно большое значение имеют документы, принятые уже в наши дни: «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000).

«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» – это объемный документ, принятый министрами стран-участниц 5-й Европейской конференции по политике в отношении средств массовой информации, представляет собой, в сущности, план мероприятий по развитию свободы выражения и доступа к информации на общеевропейском уровне в условиях информационного общества.

– эффективно фиксировать и анализировать развитие новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг;

– усилить работу, направленную на выработку общеевропейского подхода к пониманию «всеобщей доступности услуг», с учетом различных национальных и региональных условий;

– выработать необходимые меры по обучению населения знаниям и умениям использовать новые коммуникационные и информационные услуги;

– способствовать обмену информацией и опытом на европейском и глобальном уровне;

– изучать случаи использования новых технологий для распространения насилия, нетерпимости, идеологических взглядов, противоречащих правам человека, уважению к личности и т.п., разработать юридические и иные способы борьбы с этим;

– постоянно следить за влиянием эволюции электронных технологий на международное законодательство в области защиты авторских и смежных прав.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» представляет собой, по сути дела, новую концепцию мировой информационной политики и содержит, как одну из составляющих, концепцию образования в информационном обществе и для его целей. Этот документ в значительной степени, как бы корректирует предыдущие, заново расставляя акценты при анализе ситуации, учитывая изменяющиеся условия развития общества и новую степень осмысления ситуации.

Программа «Информация для всех» предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО призвана содействовать принятию не глобального информационного общества, а общества знаний, т.к. «расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию».

Общество знаний, говорится в Программе, должно покоиться на прочном фундаменте приверженности правам человека и основным свободам, включая свободу выражения мнений. Общество знаний должно обеспечивать всемерную реализацию права на образование и всех других культурных прав. Доступ к знанию, являющийся общественным достоянием, должен быть самым широким. Информация – как основа знания – должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно важно сохранение разнообразия культур и языков, формирование толерантного мышления.

Совершенно очевидна гуманитарная составляющая Программы: развитие информационных технологий должно сопровождаться изменением поведенческих установок.

Таким образом, становление общества знания предполагает решение трех основных проблем:

1. Необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение цифрового разрыва, неравенства в условиях развития;

2. Гарантированность свободного потока информации и справедливого доступа к информации;

3. Достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов.

Очевидно, что все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере.

Во вторую группу документов можно включить следующие:

– «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»(1994);

– «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998);

– «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998).

– «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999);

– «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999);

– «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000).

Сюда же надо отнести и такой документ, более «частного» характера, как «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996).

Кроме того, большую информацию дают доклады, подготовленные известными специалистами в данной области по заказу ИФЛА.

Важнейшим, основным документом, необходимым для понимания роли библиотеки в современном обществе, является «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную библиотеку как активную силу в сфере образования, культуры и информации». ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку публичным библиотекам, содействовать их деятельности. «Манифест ЮНЕСКО…» определяет функции публичной библиотеки, среди которых основными можно назвать следующие: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, предоставление муниципальной информации и обеспечение информационного обслуживания местных предприятий и т.п. «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» утверждает принципиальную бесплатность публичных библиотек. Этот документ требует, чтобы публичная библиотека рассматривалась как обязательный компонент любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, развития грамотности и образования. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению, что сеть публичных библиотек должна строиться с учетом национальных, региональных, научных и специальных библиотек, а также библиотек школ, колледжей и университетов; необходимо также учитывать различия в потребностях библиотечного обслуживания жителей сельской местности и городов.

В том же году (1994) были приняты «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе». Онибыли подготовлены в рамках конференции, организованной Советом Европы. Этот документ, опираясь, как и все последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», как на основной, содержит в себе рекомендации по законодательству для национальных, университетских и публичных библиотек, сформулированные четко и кратко. Рассматривая публичные библиотеки как часть национальной библиотечной системы, авторы рекомендаций видят в публичной библиотеке важнейший местный информационный центр, предоставляющий свободный доступ ко всем видам знаний и информации, способствующий развитию личности и общества.

Законодательство, обращенное к публичным библиотекам, должно, по мысли авторов документа, касаться следующих аспектов: материалы для свободного доступа; вопросы доступа услуг публичных библиотек; принципы предоставления библиотечных услуг; вопросы сотрудничества внутри библиотечной сети; права и обязанности пользователя; административный и юридический статус библиотеки; профессиональный уровень персонала; система финансирования библиотек. В завершение – приводится перечень проблем, которые обязательно должны рассматриваться в связи с законодательной базой для публичных библиотек:

– национальная информационная политика;

– национальная библиографическая система;

– статус национальной библиотеки;

– хранение обязательного экземпляра;

– подготовка квалифицированных библиотекарей;

– право публичной (неподцензурной) выдачи материалов.

Подчеркивается необходимость разработки норм в следующих областях: каталогизация и классификация; библиотечные услуги; автоматизация и передача информации.

Положения этого документа получили дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были приняты «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе».

Настоящие «Руководящие принципы…», опираясь на принятые ранее документы, подчеркивают необходимость согласованности законодательства в библиотечной сфере и в других областях; гармонизации библиотечного законодательства в разных странах; расширение библиотечного законодательства в связи с расширением деятельности библиотеки и др.

Основными «полями» библиотечного законодательства определяются:

– свобода выражения и свободный доступ к информации;

– роль библиотек в национальной книжной и информационной политике;

– библиотеки и интеллектуальная собственность;

– защита библиотечного наследия.

В этом документе определяются принципы подхода к решению сложных профессиональных проблем, например, развитию фондов библиотек (предполагается, что оно должно основываться на независимом от любых политических, сектантских, коммерческих и др. влияний профессиональном мнении библиотекаря); библиотечного обслуживания культурных меньшинств и специфических читательских групп; взаимоотношению библиотек и государственной власти; подготовке профессионалов; юридическому статусу библиотек в области авторских прав и т.п.

Впервые в этом документе ставится задача сохранения библиотечного наследия, а также даются рекомендации в отношении сложных вопросов, связанных с проблемой реституции (т.е. перемещения культурных ценностей в ходе военных действий и т.п.).

«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках» и др. документов, посвященных развитию библиотек, видными политическими деятелями из 31 страны Европы. Этот документ, фиксируя роль библиотеки в совершенствовании демократии, в экономическом и социальном развитии, формальном и неформальном обучении, поддержании культурного и языкового разнообразия, формировании толерантности, видит в ней значительную общественную силу. Одной из важнейших задач авторы документа считают лоббирование его в Европарламенте в целях обеспечения высокого социального статуса публичных библиотек, как в настоящее время, так и в будущем. Необходимо также помогать гражданам осознать и получить возможность полностью использовать все ресурсы публичных библиотек.

Более подробно эти положения были развернуты в «Резолюции о роли библиотек в современном обществе», документе, принятом Европарламентом.

«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999 г. В этом документе еще раз постулируется неотъемлемое право человека на доступ ко всем проявлениям знаний, творческой мысли и актуальной активности. ИФЛА подтверждает роль библиотек, как «ворот, открывающих доступ к знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в развитие и поддержание интеллектуальной свободы и демократических ценностей.

Эти положения получили развитие в документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г., который очерчивает круг вопросов профессиональной ответственности ИФЛА. Таких приоритетов – одиннадцать.

Среди них:

поддержка библиотечного дела – ИФЛА является международным защитником библиотечного дела перед лицом государств, содействуя пониманию и реализации жизненно важной роли библиотек в электронную эру;

защита принципов свободы информации – ИФЛА считает, что библиотека играет ключевую роль в обеспечении прав личности на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает эту роль, защищая возможность библиотек приобретать, организовывать, сохранять и предоставлять самые разнообразные материалы, отражая плюрализм и разнообразие в обществе, защищая возможность библиотек гарантировать отбор и предоставление материалов и услуг на основе профессиональных принципов, а не политических, моральных или религиозных взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА считает, что свободная библиотека есть залог свободного, демократического общества;

содействие развитию грамотности, чтения и непрерывного образования многие программы ИФЛА помогают библиотекам мира разрабатывать национальные проекты, направленные на решение проблем всеобщей грамотности, привлечения к чтению, формирования информационной культуры и непрерывного образования;

обеспечение свободного и открытого доступа к информации – ИФЛА поддерживает программы развития информационного доступа, способствующие смягчению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными;

охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов – ИФЛА выполняет двойную обязанность перед производителями интеллектуальной собственности и перед библиотеками как представителями пользователей информации. ИФЛА ведет работу по согласованию прав интеллектуальной собственности и правом на всеобщий доступ к информации, привлекая к этой работе издателей, органы стандартизации и т.п.

В контексте темы нашего курса лекций особое внимание надо обратить на «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках», которыйбыл принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста публичной библиотеки» (1994). Оба эти документа тесно связаны. В соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте публичной библиотеки», школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы и должна развиваться, опираясь на общие профессиональные ценности: свободный доступ к информации, интеллектуальная свобода прежде всего. Школьная библиотека определяется как важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе. Также, как и публичная библиотека, школьная библиотека должна быть бесплатной.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» определяет уникальные задачи школьной библиотеки, которые должны признаваться и соблюдаться вне зависимости от того, использует ли школьная библиотека свои ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно или совместно с библиотекой другого типа, например, публичной.

Основными задачами школьной библиотеки могут быть названы следующие: развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения; побуждать к использованию информации вне зависимости от вида, формата и носителя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, а также способствующие эмоциональному развитию школьников; пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами.

Сложность и многообразие задач, поставленных перед школьной библиотекой, заставляют предъявлять высокие требования к школьному библиотекарю, он должен обладать многими знаниями как в области библиотечного дела и информационных ресурсов, так и в области методики образования, возрастной психологии и т.п.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» призывает правительства стран пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему как профессионального образования учителей и библиотекарей, так и через систему повышения квалификации. (Полный текст «Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 6–2001).

Изучение всех названных документов показывает, что одним из наиболее существенных для развития библиотек в современном обществе является вопрос свободы выражения и свободного доступа к информации . Именно этот вопрос наиболее часто дискутируется, подвергается сомнению, требованиям о пересмотре позиций, особенно под давлением обстоятельств, таких, например, как «одиннадцатое сентября» в США, терактов в России, Ираке и т.п.

В докладе одного из ведущих специалистов в этой области Пола Стерджеса (Великобритания), представленном на заседании Комитета по культуре Совета Европы (1998), детально рассматриваются все аспекты этой проблемы.

Автор исследует историю вопроса, анализирует общественные опасения, связанные с распространением информации непристойного характера, оскорбительной информации, таких опасных тем, как наркотики, оружие и т.п. П.Стерджес разбирает причины, по которым «Акт о пристойности коммуникаций США», вынесенный президентом Б.Клинтоном, не был поддержан и провалился. Интересно, что борьба против «Акта о пристойности коммуникаций» объединила такие организации, имеющие как коммерческий, так и некоммерческий характер, как:

– Американская библиотечная ассоциация;

– Американская ассоциация книготорговцев;

– Американское общество редакторов газет;

– Ассоциация издателей, редакторов и писателей;

– Коалиция граждан за права в Интернете;

– Семьи против цензуры Интернета;

– Фонд «Свобода чтения»;

– Корпорация Майкрософт и др.

Вместе с тем, в докладе показано, что данная дискуссия далеко не закончена. Она вовлекает в себя правительства, правоохранительные и правоприменительные органы, политические организации, церковь, СМИ, корпорации производителей программных продуктов и организации их предоставляющие, библиотечное сообщество и др. В первую очередь стрелы направлены против Интернета.

В материалах доклада подробно описывается дискуссия по поводу фильтрации информации в Интернете, которая представляется для одной из сторон желательным выходом. Автор доклада, на основании изучения результатов многих исследований, приходит к выводу, что ни фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в целях блокирования информации не решает проблемы. Более того, все фильтры в какой-то степени выходили за рамки предназначенной им роли барьера, предотвращающего случайный или намеренный доступ к материалам, носящим оскорбительный или непристойный характер, и в действительности препятствовали поиску абсолютно законной и полезной информации.

Пол Стерджес приводит известные правила «сетевого этикета», который базируется на десяти принципах:

1. Помни о человеке.

2. Во время коммуникации в режиме он-лайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.

3. Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.

4. Уважай чужое время и пропускную способность.

5. Будь вежлив при общении в режиме он-лайн.

6. Делись специальными знаниями.

7. Не выплескивай эмоции.

8. Уважай частную жизнь других людей.

9. Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.

10. Прощай чужие ошибки.

Таким образом, речь идет о необходимости саморегулирования в Интернете, как о единственной реальной возможности снижения его отрицательного влияния.

Следует сказать, что Американская библиотечная ассоциация (АLА) жестко выражает приверженность свободам, декларированным в Конституции США, которые должны распространяться на всех людей (для детей предусмотрен контроль со стороны родителей). Интернет трактуется как аналог библиотеки, и потому принципы, применяющиеся в библиотечном деле, естественным образом переносятся на доступ в Интернет, организованный в библиотеках.

Общие выводы, которые делает докладчик, весьма знаменательны:

1. Безусловно, что общественная обеспокоенность характером некоторых материалов, доступных в Интернете, имеет реальные причины. Однако, такая же обеспокоенность высказывается и в адрес печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т.д.

2. Существует три подхода к решению данной проблемы:

– законодательный,

– применение фильтации,

– саморегулирование.

Поскольку законодательный подход трудно осуществим, хотя бы потому, что сетевая среда меняется слишком быстро, а фильтрация не является полностью приемлемым подходом как с точки зрения соблюдения принципов свободы информации, так и с технической стороны, то саморегулирование сетей и их содержимого на основании этических принципов является лучшим способом обеспечения доверия в коммуникационной среде.

Таким образом, на международном уровне практически сложился «пакет документов», определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной). Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика.

Эти документы послужили той базой, на которую ориентировались российские специалисты.

В третью – «национальную» – группу документов входят документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек. Это:

– Закон «О библиотечном деле» (1994)

– «Кодекс этики российского библиотекаря» (1999)

– «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001);

– «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003);

– «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» был первым документом, принятым новой профессиональной организацией, возникшей под влиянием демократических преобразований в нашей стране – Российской Библиотечной Ассоциацией. (Полный текст кодекса этики российского библиотекаря был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 4–2000)

Вслед за Федеральным Законом «О библиотечном деле» (1994), заложившим новые правовые основы библиотечного дела в России, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» заложил новые морально-нравственные основы библиотечной деятельности.

«Кодекс…» включает в себя одиннадцать положений, в которых даны профессиональные этические нормы деятельности библиотекаря.

«Кодекс…» (впервые) утверждает интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. Этот документ рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности, видит важнейшей задачей библиотекаря обеспечение получения полной и оперативной информации, призывает строить отношения с пользователем на основе уважения к личности и ее информационным потребностям. «Кодекс…» впервые говорит о недопустимости цензуры библиотечных материалов, о необходимости соблюдения конфиденциальности в отношении информационных запросов пользователей (если это не противоречит закону). Впервые в этом документе говорится о необходимости признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможности использования в своих фондах контрафактной продукции.

Впервые в российской традиции «Кодекс…» регламентирует профессиональные отношения библиотекаря и пользователя; библиотекаря и общества; а также взаимоотношения в библиотечном коллективе. Хотя этот документ не имеет характера обязательного, юридического, вместе с тем, Российская библиотечная ассоциация настоятельно рекомендует его к исполнению.

Стоит сказать, что разработка «Кодекса этики российского библиотекаря» велась на протяжении нескольких лет исследовательским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.П.Мелентьевой. При подготовке этого документа большую роль сыграл Ю.А.Шрейдер, замечательный российский философ. «Кодекс…» многократно обсуждался в широкой профессиональной аудитории, на страницах профессиональной печати. Далеко не все приняли положения «Кодекса…». Существовал ряд специалистов (прежде всего теоретиков старой закалки), которые весьма агрессивно протестовали против основных положений «Кодекса…»: о праве доступа к информации, об отмене цензуры библиотечных материалов и т.п. В целом же профессиональная среда оценила «Кодекс…» весьма высоко, что отражено в материалах сессий РБА.

Значение «Кодекса…» состоит еще и в том, что с него началось создание совершенно нового типа нормативных документов – профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом в лице Российской библиотечной ассоциации.

Вслед за «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» появились на свет «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003).

Во всех трех названных документах нашли отражение глубокие изменения, которые произошли в деятельности публичных библиотек России за последние 10–15 лет. Они построены на общих идейных позициях, отражающих представления самого библиотечного сообщества о современной публичной библиотеке и путях ее развития.

В контексте нашей лекции особенный интерес представляет такой документ, как «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

Этот документ с совершенно новых, современных позиций рассматривает задачи библиотек по отношению к ребенку. Дети рассматриваются как самая большая жизненная ценность, как группа пользователей библиотеки со своими возрастными, психологическими и другими особенностями. Документ призывает обеспечивать специализированное обслуживание детей, обеспечивающее их культурное, интеллектуальное и социальное развитие. Особую заботу необходимо проявлять к детям «с особыми потребностями» (инвалидам, социально неблагополучным и т.д).

В качестве миссии библиотеки, обслуживающей ребенка (детской, школьной и др.), признается создание развивающей среды, обеспечение равного доступа к информации, помощь в социализации личности.

«Концепция библиотечного обслуживания детей в России» анализирует различные модели библиотечного обслуживания детей, пути и методы развития этих библиотек.

Очевидно, что этот документ стоит на тех же профессиональных позициях, что и перечисленные выше.

Таким образом, анализ показывает, что документы последних лет, принятые российским библиотечным сообществом, постулируют те же профессиональные ценности, что и их зарубежные коллеги.

Новое понимание миссии публичной библиотеки в обществе заставило заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания.

В отношении школьных библиотек они могут быть сформулированы как:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных и др.).

Литература

Теоретическое осмысление и методическое раскрытие этих проблем широко отражено в современной профессиональной литературе, в том числе и в работах, вошедших в настоящий рекомендательный список :

1. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов. – М. : Либерея, 2001.

2. Библиотека и закон : Справочник: Документы, комментарии…Вып. 1–10. – М.: Либерея, 1996–2001.

3. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – М. : Либерея, 2001.

4. Кодекс этики российского библиотекаря. Библиотечная этика в странах мира: Сборник кодексов. – СПб. : РНБ, 2002.

5. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. – СПб. : 2000.

6. Кузьмин Е. И. Библиотеки и государственная библиотечная политика: новые задачи и новые рубежи интеграции // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6.

7. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999.

8. Мелентьева Ю. П. Библиотека как институт социализации юношества. – М. : АСОПиР, 2001.

9. Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы. – М. : Либерея, 2003.

10. Ястребцева Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. – М. : 2001.

11. Чудинова В. П. Дети, библиотеки и новые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – № 5. – С. 40–50.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МеталлКонструкция». Наряду с установкой заборов из металла и профлиста компания предлагает услуги по проектированию и возведению фундаментов, в том числе монолитных ленточных. Специалисты компании произведут расчет глубины заложения и стоимости ленточного фундамента в зависимости от несущей способности грунта, быстро и качественно возведут фундамент. Подробнее о предлагаемых компанией услугах смотрите .

Вопросы для самопроверки

1. На какие документы ИФЛА и ЮНЕСКО вы будете опираться при разработке концепции обслуживания читателей в своей библиотеке и почему?

2. Каково отношение ИФЛА к проблеме свободного доступа к информации? Как вы считаете, возможно ли предоставление абсолютно свободного доступа к информации ваших читателей-детей, читателей-учителей и других взрослых, должна ли быть разница и почему?

3. Какие документы, разработанные Российской библиотечной ассоциацией, могут быть применимы к деятельности школьных библиотек и каких, по вашему мнению, недостает?

Перечень документов дается по существующей традиции: от международных к национальным.