Как написать сжатое изложение. Сочинение на тему: «Родина Как сформулировать понятие родина изложение

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С 1 на отдельном листе . Сначала напишите номер задания , а затем - текст сжатого изло -

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Как сформулировать определение такого, казалось бы, простого по­нятия, как Родина? Сделать это не так-то легко, поскольку Родина - понятие личное, порождённое отношением человека к миру, его чув­ствами и переживаниями.

Родина - это милые сердцу, близкие нам места, может быть вовсе не поражающие других красотой или необычностью. И совсем необяза­тельно мы там родились и выросли. Может, приехали и прикипели к этому краю душой, почувствовав в нём воплощение того, что нам до­рого.

Родина - это и то, что связано с нашей исторической и культурной памятью. Это ощущаемое нами родство с давно минувшими событиями, с народным искусством, с теми художниками, писателями, композито­рами, которые сумели передать то, что близко и нам. Именно наше вос­приятие, наше чувство Родины делает историю и культуру частью се­годняшней жизни. А чувство Родины - любовь к территории, обыча­ям, культуре и истории своего народа - возникает тогда, когда мы отождествляем себя со своей страной и народом.

(По М . И . Романцовой )

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9; С 2.

(1)Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие, поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках, на байдарках и даже на плотах. (2)Проезжие глушат внизу мотор, вылезают из лодки, носят в сторожку привезённые рюкзаки, канистры, котелки. (3)В сторожке делается тес­но. (4)Егор оживляется, начинает суетиться, покрикивает на Алёнку, чтоб поворачивалась поскорей и не мешала, начинает говорить без умолку, врать складно, убеждённо, с наслаждением.

(5)А Алёнка, сгорая от стыда за него, чувствуя на глазах горячие слёзы, дожидается с нетерпением, почти с бешенством , когда же придёт время и Егор начнёт поражать гостей. (6)И Егор поражает.

(7)Он садится вдруг на лавку, приваливается к стене, шебаршит но­гами, чтобы устроиться поудобнее, откашливается, поднимает лицо и запевает.

(8)И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры: непонятно, с испугом все смотрят на него! (9)Не частушки поёт он и не современные песни, хоть все их знает и постоянно мурлычет, - поёт он на старинный русский манер, врастяжку, как бы неохотно, как бы хрипловато, как, слышал он в детстве, певали старики. (Ю)Поёт песню старую, долгую, с бесконечными, за душу хватающими «о-о-о...» и «а-а...». (И)Поёт негромко, чуть играя, чуть кокетничая, но столько силы и пронзительности в его тихом голосе, столько настоящего русского, будто бы древнебылинного, что через минуту забыто всё: грубость и глу­пость Егора, его хвастовство, забыты дорога и усталость. (12)Будто со­шлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьётся, и туманит голову. (13)И хочется без конца слушать, подпер­шись рукой, согнувшись, закрыв глаза, и не дышать, и не сдерживать сладких слёз.

- (14)В Большой театр тебе надо! (15)В Большой театр! - кричат все сразу, когда Егор кончает. (16)И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят написать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-тоВсем радостно, празднично, а Егор, счастли­вый от похвал, уставший, уже слегка остывший, опять небрежен и на­смешлив, крупное лицо его опять ничего не выражает.

(18)Смутно представляет он себе Большой театр, Москву, летящую четвёрку коней, свет между колоннами, сияющий зал. (19)Представля-ет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино. (20)Потом Егор лениво потягивается и бормочет:

- (21)Всё это трали-вали... театры там всякие...

(22)И на него даже не обижаются: так велика теперь его слава, та­ким непонятным и сильным кажется он теперь.

(По Ю . Казакову *)

* Юрий Павлович Казаков - русский советский писатель , автор много­численных рассказов и очерков , в которых проявилось его острое чувство прекрасного , высокий духовный взгляд на мир и человека , а также музыкаль­ность стиля .

Задания А 1 - А 7 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста . К каждому заданию А 1 - А 7 даны 4 варианта отве­та , из которых только один правильный . Номера выбранных отве­тов на задания А 1 - А 7 обведите кружком .

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егор поёт для проезжих гостей старинную русскую песню? »

1) Старинные народные песни Егор знает лучше , чем современные .

3) Старинная песня выражает силу народной души , как бы наделяя этой силой и исполнителя .

4) Егор стремится удивить проезжих знанием старины , умением петь «на старинный русский манер» .

А 2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остывший» (предложение 17).

1) переставший горячиться

2) ставший более холодным

3) ставший менее возбуждённым

4) утративший вдохновение

АЗ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие , поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках , на байдарках и даже на плотах .

2) И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры : непонятно , с испугом все смотрят на него !

3) Будто сошлись вместе прошлое и будущее , и только необычайный голос звенит , и вьётся , и туманит голову .

4) И все возбуждённо , блестя глазами , предлагают ему помощь , все хо­тят написать куда - то : на радио , в газету , позвонить кому - то ...

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СДЕРЖИВАТЬ один глухой согласный звук - [т"].

2) В слове ПОМОЩЬ мягкий знак обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3) В слове ГОВОРИТЬ все безударные гласные в корне проверяются ударением.

4) В слове СЧАСТЛИВЫЙ звуков меньше, чем букв: 10 букв и 8 зву­ков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) подпершись 3) выражает

2) обижаются 4) представляет

А6. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью/ глухостью следующего за ней звука?

1) сгорая 3) складно

2) насмешлив 4) бесконечными

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом о правописании отглагольных прилагательных и причастий?

1) привезённые 3) древнебылинного

2) старинный 4) современные

Задания В 1 -В 9 выполните на основе прочитанного текста . Отве­ты на задания В 1 -В 9 записывайте словами или цифрами .

В1. Замените просторечное слово «шебаршит» в предложении 7 стилис­тически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «с испугом смотрят» (предложение 8), по­строенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В4. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным со­гласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В 5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронуме-

рованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вставной конструкции (вставном предложении).

Не частушки поёт он и не современные песни ,(1) хоть все их знает и постоянно мурлычет ,(2) - поёт он на старинный русский ма - нер ,(3) врастяжку ,(4) как бы неохотно ,(5) как бы хрипловато ,(6) как ,(7) слышал он в детстве ,(8) певали старики .

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. От­вет запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону­мерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Смутно представляет он себе Большой театр ,(1) Москву ,(2) летя­щую четвёрку коней ,(3) свет между колоннами ,(4) сияющий зал . Пред­ставляет он всё это так ,(5) как все ,(6) кто когда - то видел это в кино .

В 8 Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с сочини­тельной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на от­дельном листе задание С 2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».*

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанно­го текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изложение

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.

Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности...

(По В. Распутину)

ИзложениеК сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Изложение В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, - силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая...

В моей жизни собака - это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот,кто любит собак,тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости.Жестокость одна. Если человек жесток к собакам,он жесток и к людям. Добро,как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил собаке памятник за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся ещё памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам-минёрам, санитарам, связным и тем, что шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому...

Изложение По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)

Подготовка к изложению и сочинению- рассуждению

Чувство Родины

ЦЕЛИ УРОКА:

    подготовить учащихся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, выполнению тестовых заданий по тексту;

    продолжить работу над особенностями публицистического стиля;

    воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    развивать умение работать над изложением, сочинением- рассуждением;

    повторить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля;

    закрепить умение анализировать текст;

    совершенствовать навыки правописания.

ХОД УРОКА:

I .Вступительное слово учителя.

От вашего имени приветствую наших гостей. А начнем мы наш урок с небольшой экскурсии . ( Приложение 1 )

Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?

Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства. Тема нашего урока - подготовка к изложению и сочинению-рассуждению по тексту Василия Пескова «Чувство Родины».

(слайд) Откройте тетради и запишите тему урока.

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (вместе цели). На какие вопросы предстоит ответить? Они на первый взгляд кажутся простыми.

Да, сегодня нам предстоит ответить на самые сложные вопросы, которые на первый взгляд кажутся простыми: Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечет туда, где бы он не был? Вы задумывались, почему люди собираются и едут в те деревни, которых давно уже нет, чтобы просто постоять на том месте, где прошло их детство, угадывая родной дом, могилки родных и знакомых, чтобы встретиться с друзьями своего детства. С чего начинается Родина ?

Итак, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, к новой форме сдачи ЕГЭ, чтобы не бояться, а последовательно учиться и уверенно сдать на положительные оценки.

2.Беседа.

Понятие это у каждого свое. Что же для вас понятие Родина?

- Ребята, назовите и запишите 3-4 явления, предмета, которые наиболее тесно ассоциируются у вас со словом «Родина» (голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной елке). На столе у каждого рабочий лист, где вы записываете все, что, по- вашему мнению, пригодится для создания изложения и небольшого сочинения- рассуждения. А Данил найдет значение этого слова в словаре Ожегова. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Загл я нем в словарь Ожегова.

Родина, - ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение. (Слайд). Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор, разбор по составу.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

3. Может быть, вам поможет найти ответы на те вопросы, которые мы поставили в начале урока стихотворение нашей землячки, учителя по образованию, журналиста и поэта по призванию, которая сейчас живет в Америке, Валентины Серафимовны Чижик-Рост. (Наизусть ученик)

Абан…Папа…Абан…Детство…

Абан… Двадцать лучших лет.

Синеглазое наследство,

Горькой жизни светлый след.

Абан, Абан, дай мне силы

Без тебя вдали прожить.

Дай мне силы, чтоб хватило

Век достойно завершить.

Абан - теплые тропинки.

Абан - добрые глаза.

Две разбитых половинки,

Разделив, сложить нельзя.

Какие понятия у поэта ассоциируются с чувством Родины, с понятием Родина? Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

IV. Чтение текста учителем.

Итак, обратимся к тексту В. Пескова.

Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями, проблемами нашего Абана.

Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина ) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

V. Работа с текстом.

Сформулируйте основную мысль текста . (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

-Найдите главное, ключевое слово, раскрывающее основную мысль текста .

А для Абанского района эта тема актуальна?

-Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?

- К какому стилю речи относится этот текст? (К публицистическому стилю.)

Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране)

-Какие предложения отражают позицию автора?

-Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание…. В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: ...(2-ой абзац).

Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический.– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

Перескажите кратко текст по абзацам. (в парах)

Ребята, вопрос С чего начинается Родина и будет вашим творческим домашним заданием. (Запишите). Написать сочинение-рассуждение …50-60 слов

VI. Тестовые задания по тексту.

Ребята, а сейчас нам предстоит справиться с некоторыми тестовыми заданиями по тексту, повторить орфографию лексику, синтаксис.

1) И первое задание - словарный диктант.

Пешеходная тропинка, косогор с березами, нацеленная к Луне, неистово хлопают, плохо бережём, надо беречь, частенько видишь, полиэтиленовых мешков, песчаный берег, восприятие пейзажа, мысленно уберите, истоки сыновнего чувства.

У каждого из вас текст на парте. Найдите в тексте, подчеркните, проверьте себя. У кого нет ошибок?

2)Установите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите комбинацию « цифра- буква»

1.Неистово А………никогда не исчезающий, вечный.………………….

2.пренебрежение Б проявление высокомерного отношения к кому-либо, чему-либо

3. долг В безудержно, буйно, необычайно сильно.

4. нетленная Г.обязанность..

(проверка на обратной доске) 1-В,2-Б,4-А,3-Г.

3) Найдите слова в 3 абзаце, в которых количество букв и звуков не совпадает (быть, выступающей). В каких случаях еще буква имеет 2 звука?

4)Какой частью речи является слово непременно в предложении:

Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Докажите.

    причастие

    наречие

    прилагательное

    деепричастие

5) Какие языковые средства использует автор во 2-м абзаце?

1)Олицетворения

2)назывные предложения

3)побудительные предложения

4) гипербола

6) Какая характеристика предложения Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем, я вляется верной:

1) сложносочиненное

2) простое

3) сложноподчиненное

4) бессоюзное

Выпишите предложение, подчеркните все члены предложения.

(графически на доске проверка) Союз или союзное слово? Почему?

(????5)Выпишите все слова из текста, в которых есть корни с чередованием (прораст ает, убер ите). Почему эти корни? Вспомним правило.)

VII. Повторное чтение текста.

Перед тем как перейти к следующему этапу урока, давайте подведем итог этой части урока, что мы повторили, над чем работали, что выяснили в ходе работы с текстом?

Итак, мы повторили орфограммы, которые часто встречаются в тексте. Выполнили несколько заданий в тестовой форме, поработали над осмыслением текста.

Выяснили в ходе работы с текстом, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.

Работаем с черновиком. Читаю ещё раз. Дополните деталями записанные ключевые слова.

VIII. Итоги урока. Слово учителя.

Василий Песков – журналист и писатель, специальный корреспондент “Комсомольской правды», автор текста, с которым мы познакомились, очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник, с текстом которого мы будем знакомиться, писал: “Я – воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое – у людей”.

-Думаю, эти слова будут хорошим итогом наших размышлений, которые вы продолжите дома . Ребята, а дома допишите изложение, напишите небольшое сочинение - рассуждение. Вопрос мы уже записали. С чего начинается Родина . Спасибо за урок!

Крутяк! 28

Родина… Стоит только произнести это слово - я сразу представляю свой дом, родителей, друзей, любимый уголок природы, место, где хорошо и комфортно, то есть все то, что дорого мне и моему сердцу. От этого слова веет теплом и добротой. Родина – это не только то место, где ты родился и вырос, но и люди, окружающие тебя.

У каждого человека свое понимание слова Родина. Н.И. Рыленков писал:
Кто вправду любит Родину свою,
Тому любовь глаза не затуманит,
Тот свысока глядеть в чужом краю
На любящих иную даль - не станет
И с эти нельзя поспорить. Это нужно понимать и уважать.

Действительно, человек впервые начинает осознавать, что у него есть Родина, и тосковать по ней, когда оказывается далеко от дома, где ему все чуждо и незнакомо. Появляется сильное желание вернуться туда, где тебе все мило и дорого, которое невозможно объяснить и передать словами, а можно только прочувствовать.

Многие знаменитые люди: ученые, писатели, поэты – уезжали за границу на постоянное место жительства. Они, наверное, думали, что там обретут новый дом, и начнется другая жизнь. Вернуться назад их заставила тоска по Родине. Многим, к сожалению, не суждено было вернуться по политическим или иным причинам, но чувство тоски по Родине не покидала их всю жизнь и проявлялось в творчестве – стихах, рассказах, поэмах. Тем самым, внеся заметный вклад, в нашу поэзию и литературу. Вот, например, в творчестве И. Бунина постоянно темой раздумий и стихов была Россия.

И таких примеров очень много. Темы Родины отражались в стихах Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Есенина, Набокова, этот список можно продолжать почти до бесконечности.

Моей Родиной является Россия. Я горд за то, что здесь я родился, вырос и живу. Я люблю свою Родину не только за силу и красоту, доблесть и славу, но и за людей, живущих в ней, за их ум, самоотверженность, трудолюбие, доброту и много другие качества. Я люблю ее за нашу природу, за огромное количество рек и озер, полей и лесов. Я просто люблю ее вопреки всему и, не смотря ни на что.

Если мне кто-то скажет, что не любит свою Родину, я не поверю. Этого просто не может быть. Скорее всего человек еще не осознает этого. С течением времени он все переосмыслит и поймет, что Родина – частица его самого. К этому нужно придти, для этого нужно время. А самое главное – нужно не забывать: как бы не было хорошо в гостях, дома все равно лучше. Любите и защищайте свою Родину. И после поездок, обязательно возвращайтесь обратно.

Ещё больше сочинений на тему: «Родина»

Я думаю, Родина – одна из самых больших ценностей в нашей жизни. Мы не выбираем, в какой стране родиться, но наша моральная обязанность – любить и оберегать ее, чтобы передать в наследство нашим детям.

Во-первых, Родина – это не просто страна, в которой ты родился, но и духовные достояния народа: язык, культура, особенности менталитета, традиции и обычаи. В каждой семье, которая осознанно относится к этим ценностям, звучат народные песни, отмечаются праздники и царит народный дух. Люди стремятся познавать свою страну, посещая не только известные места, чтобы увидеть достопримечательности, а и каждый ее уголок.

Во-вторых, даже если человек живет заграницей, вдалеке от страны, в которой он родился и вырос, любовь к Родине будет всегда жить в его сердце. В странах, где существует большая диаспора нашего народа, люди объединяются, чтобы поддерживать родные для них традиции.

К сожалению, сегодня есть много людей, которые считают себя патриотами, но не делают ничего для улучшения жизни в нашей стране. Патриотизм – это не просто любовь к Родине, а еще и готовность постоять за нее, пожертвовать чем-либо ради благополучия своего народа.

Сейчас наша страна переживает не лучшие времена. Но, истинные патриоты, те, кто ценит Родину, смогут преодолеть любые трудности.

Таким образом, Родина – это самый ценный дар нашего народа. Я рада, что родилась именно в этой стране, и с удовольствием поддерживаю традиции наших предков.

Источник: sochinenie-o.ru

Я родился в самой замечательной стране – в России. Я патриот, поэтому люблю свою страну. Для меня это самая лучшая страна, ведь именно в ней живут мои родители, подарившие мне жизнь, и в ней я вырос. Россия большая страна с безграничными возможностями. Я не понимаю тех, кто хочет отсюда уехать, как будто в других странах жизнь намного лучше.

У нас самая красивая природа, с бескрайними полями, душистыми травами и ароматными цветами. В лесах растут великие и могучие деревья, которые зимой выглядят просто волшебно. Вообще зимним лесом можно восторгаться и восхищаться бесконечно. Даже приезжающие туристы ценят красоту русской природы. Мы должны беречь ее и ценить то, что у нас есть. Животных в наших лесах тоже много, только наши люди относятся к природе как к чему-то должному и совершенно ее не берегут.

Земля в России полна различных полезных ископаемых, поэтому многими ресурсами мы обеспечиваем себя сами. Да и в другие страны поставляются наши ресурсы. Люди славятся своим гостеприимством и готовы помочь другим. Наша страна самая многонациональная и сейчас все нации живут в мире и дружбе. Только мы можем похвастаться разнообразием традиций и праздников. Наша национальная кухня несравнима ни с чьей другой кухней в мире.

Я действительно горжусь своей страной. Наш народ не победить, ведь мы сильные духом и никогда не бросаем товарища в беде. Конечно в России, как и в других странах, есть свои проблемы, но они есть у всех стран. Поэтому не стоит искать лучшей жизни за рубежом, ведь не зря говорят о том, что хорошо везде, где нас нет. Есть иностранцы, которые хотят жить в нашей стране, поэтому мы должны ценить то, что имеем. Такой красивой и необъятной родины нет ни у кого, только у жителей нашей страны. Мы должны беречь Россию и гордиться, что родились именно здесь

Источник: tvory.info

Родина занимает огромное место в творчестве любого писателя и поэта. Теме родины посвящали свои произведения А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок и С.А. Есенин. Вот только в лирике последнего тема родины, по его собственному признанию, занимает первое место. Есенин любит свою землю, свой край, свою страну. Любит сильно, беззаветно.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Таких признаний в творчестве С.А. Есенина очень много. Одним из эпитетов, характеризующих родную землю, является слово «любимый». Но образ родины у поэта не однозначен, и восприятие им этого образа тоже противоречиво.

В начале творческого пути поэт рисует родной край прекрасным, тихим, скромным. Это белые берёзки, зелёные клёны, тополя. Это синь небес, малиновые дали. «Тихая моя родина», деревянная, с ризами в хатах, с бескрайними полями, глубокими снегами. Поэт любуется родной стороной, восхищается её красотой. Но в то же время он видит и её убогость, и серость, и отсталость.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Война приносит новые беды родной земле. Теперь ситцевая родина уже не та. Поэт видит, что деревня всё больше беднеет, что нужны перемены. Он разочарован в родной стороне, потому что скуден край, где он родился и рос.

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Поэтому С. Есенин в восторгом принял революцию. Он надеялся, что перемены коснутся села, что наступит «крестьянский рай». К сожалению, по прошествии нескольких лет он не увидел никаких перемен к лучшему в жизни крестьян. А родина стала для него чужой и неуютной, потому что он не мог понять и принять того нового, что совершалось в жизни. Индустриализация страны пугала его. Есенин считал, что машины погубят ту голубую, ситцевую Русь которую он так любил. В стихотворении «Сорокоуст» русская деревня изображена в образе жеребёнка, который пытается обогнать паровоз. Герой стихотворения остерегает его. Смертью грозит маленькому жеребёнку «стальной конь»

Поездка за границу нанесла поэту ещё один удар. Он увидел совсем другую жизнь. Его лирический герой вступает в противоречия сам с собой. Его любовь поколебалась. Вернувшись на родину, он почувствовал себя ненужным в родной стороне, где поют песни Демьяна Бедного, читают «Капитал». В стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922-1923) он признаётся в любви к городу:

Я люблю это город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Но это всего лишь боль. Боль от несбывшихся надежд и крушения того мировосприятия, которые были у молодого поэта. Страдания поэта сильны. В этот период появляется цикл стихов «Русь кабацкая».

И всё же поэт постепенно начинает понимать, что прежней Руси уже не вернуть. Он пытается снова найти своё место в этой, теперь уже новой жизни. Но… В одном из стихотворений С. Есенин признается:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Родина для поэта осталась прежней, неизменной.

Источник: vse-diktanty.ru

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья –
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все моё, родное!
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

В обычной жизни я практически не употребляю слово «Родина». Только в школе на уроках, и то если тема урока связана с этим словом. При общении с друзьями я тоже не разговариваю на тему о Родине. Но, решив написать сочинение на тему: «Почему я люблю Родину», только тогда я задумалась, что же для меня Родина и мое отношение к ней. Слово «Родина» означает «родное». Родина – это место где я родилась, где живут мои родственники, и друзья, где мой отчий дом и моя семья. Родина – это частичка моей жизни. Для меня это больше, чем слово! Думаю, что это самое главное для каждого человека. Где бы ты ни был, всегда тянет обратно, на свою родную землю. Родина бывает только одна. А выражение «вторая Родина» считаю ошибочным или неверным, не бывает второй Родины. Так же, как не бывает второй мамы. Родину еще называют матерью. Но есть еще другое название Родины – отчизна, отечество. Когда произносишь эти слова, то у меня возникает понятие защиты, связанное с военным значением. Для меня, конечно же, ближе слово «Родина». Это слово вызывает у меня сразу воспоминания о маме. Потому, что роднее и ближе человека для меня нет.

Россия – огромная, необъятная страна с удивительной историей, народом, архитектурой, природой. Особенностью нашей природы являются березовые рощи. Береза – белое, «доброе» дерево. Почти у всех береза вызывает понятие о России, также как и медведь. В моей стране имеются самые большие запасы газа в мире. По таким словам, как «самовар», «пряники», «блины», «икра», «пельмени», «русский балет», «фигурное катание», «частушки», «Байкал» можно понять, что речь идет о России.

Почему я люблю свою Родину? Даже не знаю почему. Я просто ее люблю. Мне кажется, что я родилась, и уже это чувство было у меня. А если простым языком объяснить, что значит любить Родину, то думаю, что надо знать историю, традиции своего народа, бережно относиться к природе, совершать хорошие поступки, быть активным и если кто-то не понимает, зачем любить Родину, то нужно просто объяснить ему.

Цели урока:

  1. подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;
  2. продолжить работу над лингвистическими особенностями текста публицистического стиля;
  3. воспитывать у учащихся нравственные качества личности, любовь к малой и большой родине.

Задачи урока:

  • развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
  • закрепить умение анализировать текст публицистического стиля;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ПЛАН УРОКА.

Часть 1.

  1. Чтение стихотворений: "Мой друг! Что может быть милей. . . ", "Всё, чем жив, что ведаю и знаю. . . " (И. В. Варавва).
  2. Вступительное слово учителя о родине.
  3. Презентация групп:
    1. "Улица моего детства".
    2. "Моя станица".
    3. "Моя Кубань".
    4. "Моя страна".
  4. Работа со словарём. Что такое родина?
  5. "Аукцион" пословиц и афоризмов.

6. Комплексный анализ текста К. Бальмонта "Родина".

7. Письменная работа (написание изложения с элементами сочинения).

8. Проверка работы учащихся по созданию собственных текстов.

ХОД УРОКА

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

1. Чтение стихотворений.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!

Всё, чем жив, что ведаю и знаю,
Что добыл в походе и в бою,
Моему отеческому краю
В доброе наследство отдаю. . .
Край родной! сады твои и нивы,
Цепи гор, седая даль морей. . .
Был бы ты, а мы-то будем живы
Щедростью и радостью твоей. . .

(И. В. Варавва, кубанский поэт)

2. Вступительное слово учителя о родине.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш разговор о родине. Тема наших бесед не новая. Постоянное общение о родине, с родиной - для родины! Вы прослушали два стихотворения одной тематики.

Попробуйте определить главную мысль, объединяющую эти высказывания.

Родной край - это нечто единственное на земле, чем живёт человек, что дает ему душевное равновесие, воодушевляет, обнадёживает. Родина всегда щедра. Любовь к родине - знак благодарности человека за эту щедрость.

- "Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия", - так искренне признаётся в своих воспоминаниях о родине русский поэт К. Бальмонт. С отрывком из текста нам предстоит познакомиться и изложить.

3. Презентация групп. (Класс разбит на четыре группы по 5-6 человек)

ГРУППА №1.

Улица моего детства.

Малая родина - это место, где ты родился и вырос. Это страна нашего детства.

В станице Кавказской таким местом для ребят стала школа. Она расположена на центральной улице им. В. И. Ленина. Недавно школе присвоили имя Трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.

Ребята знакомятся с биографией легендарного лётчика, вступают в ряды юных покрышкинцев, ежегодно участвуя в краевых слётах.

Чувство любви к малой родине помогает человеку твёрдо стоять на земле.

ГРУППА № 2.

Моя станица.

Кавказская - одна из старейших станиц Кубани.

Сюда по приказу Екатерины II переселились донские казаки. Как известно, место для станицы выбрал великий полководец А. В. Суворов.

В конце восемнадцатого века он участвовал в строительстве Кубанской линии укреплений. Через станицу проезжал великий поэт А. С. Пушкин. Казаки передали нам любовь к своей земле, верность родине и долгу.

ГРУППА №3.

Моя Кубань.

Краснодарский край - один из крупнейших районов на юге России. Это край раздольных лесных массивов и лугов, необозримых лиманов рек. Он занимает юго-западную часть Кавказского хребта. Территория края равна 83 тысячам квадратных километров. Здесь проживает около пяти миллионов человек. Более четырёх миллионов гектаров пашни обрабатываются трудолюбивыми руками хлеборобов. Целебная сила благодатного Чёрного моря дарит людям здоровье. Богатство и красота края приумножаются неустанным трудом кубанцев. . .

ГРУППА №4.

Моя страна.

Три года тому назад я уехал из Москвы. . .

Я уехал на полгода и не вернулся. . .

Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда я бы не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия. . .

Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родным местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

Затон - вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Купавы - речные растения.

(По К. Бальмонту)

/Впоследствии работа с учащимися (изложение с элементами сочинения) будет построена по данному тексту. Он может быть записан на доске заранее или спроецирован. /

4. Работа со словарём. Что такое родина?

Итак, ребята, вы прослушали миниатюры о малой и большой родине. Традиционный вопрос:

С чего начинается родина?

Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы - со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!

Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

В чём тайна этих названий?

Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Предлагаю заглянуть в словарь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)

РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Любовь к родине. Защищать родину. Тоска по родине. 2. Место происхождения кого-, чего-либо, возникновения чего-л. Индия - родина шахмат.

Ребята, о чём говорит словарная статья?

Во-первых, слово многозначно. Во-вторых, синонимами слову "родина" могут быть "страна" , "отечество" и "место". Это ряд общеупотребительных слов, широко используемых в речи.

Продолжаем нашу работу.

5. Аукцион пословиц.

(Представитель каждой группы получает пословицу и выполняет задания к ней на классной доске. Далее этот материал послужит эпиграфом к творческой работе учащихся.)

Группа №1.

Это св. . . тая обязанность любить стр. . . ну которая всп. . . ила и вск. . . рмила нас как р. . . дная мать.

Группа №2.

Остан. . . ся (во)веки нетленна земля что взр. . . стила птенцов.

Группа №3.

Кто родиной т. . . ргует тот кары (не)мину. . . т.

Группа №4.

Куда(б) меня судьба ни зан. . . сила я возвращ. . . юсь к волжским б. . . регам откуда начинает. . . ся Ро(с, сс)ия.

(После индивидуальной работы учащихся идёт проверка).

6. Комплексный анализ текста. К. Бальмонт "Родина".

6. 1. Чтение текста К. Бальмонта "Родина". (Текст заранее записан на доске или спроецирован).

6. 2. Беседа по вопросам:

Сформулируйте главную мысль текста.

К какому стилю речи относится данный текст? Ответ обоснуйте.

Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь поэта к своей родине.

Какой способ связи предложений использован автором в тексте? (Синтаксический параллелизм)

К какому типу речи относится данный текст?

Какие орфограммы встретились в словах? Объяснить правописание слов: полгода, не вернулся, беспредельной, сделавшие, шёпот, рассыпая, по-русски.

Работа по пунктуации. Какие виды сложных предложений свойственны данному тексту?

Назовите пример причастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

Назовите пример деепричастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

Укажите грамматическую основу 1 предложения.

Укажите грамматические основы последнего предложения. Какие виды связи использованы в нём?

6. 3. Перескажите текст от 3-го лица.

6. 4. Перечитайте последнее предложение. Ответьте на вопрос:"С чего начинается родина поэта К. Бальмонта?"

Перечитайте слова К. Паустовского, которые мы взяли для эпиграфа к уроку. Что общего вы находите в этих высказываниях?

6. 5. Заключительное слово учителя.

Действительно, огромное чувство любви к своей родине вырастает из любви к родному языку. Вот мысль, объединяющая эпиграф с текстом К. Бальмонта. Именно эта любовь определяет значимость человека в мире, уровень его воспитанности, интеллигентности, образованности. А это как раз те качества, которые предъявляет сегодня к человеку наша жизнь. Берегите свой язык! Любите свою родину!

7. Изложение с элементами сочинения. (Письменная работа учащихся).

8. Чтение и анализ написанного. Проверка результатов и выставление оценок.