Лидия литвяк герой советского союза. Лилия в огненном небе. Война в небе

18 августа 1921 года в Москве родилась Лидия Владимировна Литвяк -легендарная летчица-истребитель времен

Лидия Литвяк прожила короткую, но яркую, героическую, наполненную любовью к родине и друзьям жизнь. Её судьба, как и у всех советских девушек и парней, оказалась разделена на два периода самым страшным словом - «война».

Девочка, мечтавшая о небе

О детстве Лидии известно немного. Однако есть несколько фактов, которые, возможно, предрешили её выбор связать свою жизнь с небом.

Источник: interesnoznat.com

Прежде всего стоит сказать, что родилась Лидия 18 августа - в день Всесоюзной авиации (такое вот вышло совпадение).

С детства она мечтала об авиации и самолетах. В то время в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. Первый раз в небо Лидия поднялась уже в 14 лет. За время учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина она отлично освоила технику пилотирования. Более того, она сама стала авиаинструктором и подготовила свыше 40 пилотов, будущих воздушных бойцов.

Источник: waralbum.ru

Её очень вдохновлял пример первых советских героинь неба Марины Расковой, и Полины Осипенко. Лидия не знала, что скоро ей суждено встретиться с Мариной Расковой, - только случится это на войне и в качестве подчиненной.

Война в небе

С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей все время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.

Источник: pinterest.ru

В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.

Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залет». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолета Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...»

Источник: waralbum.ru

Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».

Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.

Источник:soviet-aces.ru

В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду - орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени.

Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.

Пропала без вести, но не забыта

В полку Лидия вела себя скромно, не отвечала на ухаживания мужчин. Всё из-за того, что она была влюблена, а затем и вышла замуж за своего единственного. Избранником оказался капитан Алексей Соломатин, тоже истребитель.

Муж Лидии — капитан Алексей Соломатин

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза.
96 лет со дня рождения.
Знаменитая летчица, Герой Советского Союза, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант - Лидия Литвяк, обладая особым талантом истребителя и умея «видеть воздух», была одной из самых результативных женщин-пилотов Второй мировой войны, а по воспоминаниям сослуживцев к тому же - образцом женственности и обаяния. Лидия (Лиля) Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве, в семье железнодорожника. Но в 1937 году по ложному доносу ее отец был арестован и расстрелян, как «враг народа». Этот факт Лиля тщательно скрывала в последующие годы. Небом она «заболела» рано и в 14 лет пришла в аэроклуб, а еще через год совершила свой первый самостоятельный полет. Но после окончания семилетки, училась в машиностроительном техникуме, а затем на курсах геологов и даже участвовала в экспедиции на Крайний Север. Но про авиацию не забыла…
В 1940 году Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов и квалифицированным летчиком. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов - будущих пилотов. А с первых дней войны и сама рвалась на фронт.

Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию, поскольку в условиях потери большого количества кадровых пилотов было принято решение, на государственном уровне, сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы М.Расковой. Кстати, чтобы попасть в эти части, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов и была сразу зачислена в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова. Освоив истребитель ЯК-1, именно в составе этого полка в небе Саратова весной 1942 года Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре имела на своем счету и одну групповую победу - сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград и буквально сразу же, во время своего второго вылета в составе этого полка, сбила два немецких самолета (бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109), и это было только начало… Именно тогда на капоте самолета Литвяк была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее позывным в радиоэфире.

После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП - своеобразный полк асов, т.н. сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе, а в конце 1942 года - в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты. И именно «в небе» Лидия встретила и свою любовь - летчика-истребителя Алексея Саломатина, с которым они, в перерыве между боями, расписались в апреле 1943 года. Однако, счастье было недолгим - вскоре ее муж погиб в бою, а затем и лучшая подруга Екатерина Буданова. Кстати, сама Литвяк за время участия в боевых действиях трижды была ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но всегда возвращалась в свой полк и в строй. Но война еще продолжалась… В конце июля 1943 года на Южном фронте - на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс, шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны. Наземные действия частей Красной армии поддерживала и советская авиация, упорно борясь за превосходство в воздухе. В числе пилотов, участвовавших в этих боях, была и Литвяк.

1 августа 1943 года она, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, а из четвертого вылета командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась… Ее самолет был атакован противником, подбит, и больше его никто не видел. Командование срочно организовало ее поиски. Но ни самолета, ни самой летчицы найти не удалось. Как позднее было установлено - Лидия Литвяк погибла при выполнении боевого задания в бою над Миус-фронтом. Ей был всего 21 год, но за свой недолгий боевой путь в годы войны она успела стать настоящей легендой, проявив мужество и мастерство в воздухе, при этом сбив больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Всего она совершила 186 боевых вылетов, в которых провела 69 воздушных боев и одержала 16 побед (4 - в группе), а еще сбила немецкий аэростат-корректировщик.

Сразу же после ее гибели, командование дивизии подготовило представление летчицы к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то и представление было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было найдено и в ходе дальнейшего расследования подтверждено документально, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидии Владимировне Литвяк, наконец, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» переданы на хранение ее родственникам, а 25 октября 1993 года Указом Президента РФ, в знак признания ее боевых заслуг во время Великой Отечественной войны, ей также было присвоено звание Героя России (посмертно). При жизни летчица была награждена орденами Красной звезды, Красного знамени и Отечественной войны 1-й степени. В Москве на доме, где до войны жила Лидия Литвяк, установлена мемориальная доска, на месте захоронения, в селе Дмитриевка Донецкой области, установлен мемориальный камень, а в городе Красный Луч в центральном сквере стоит памятник легендарной летчице. https://cont.ws/@user3885/692748

Украинец Иван Борщик погиб во время сражения по освобождению от фашистов Латвии

Второй этап крупномасштабной операции «Багратион» был направлен на освобождение Прибалтики. 1-й Прибалтийский фронт наступал к Рижскому заливу, чтобы разорвать соединения Рижской и Курлнядской группировок группы германской армии «Север». Германское командование на северо-западном направлении пыталась восстановить фронт и присылала всё новые резервы. Красная Армия испытывала мощные танковые контрудары противника.


Одна из таких битв советских артиллеристов с немецкими танковыми соединениями завязалась в районе деревни Багачи (ныне Добельский край, область Земгале, Латвия). В начале августа 1944 года немцы направили к деревне большую группу танков, отражать удар пришлось батарейцам 239-го артиллерийского полка 77-й стрелковой дивизии 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта.

Командовал батареей украинец Иван Владимирович Борщик, в Красной Армии он нес службу с октября 1939 года. Во время войны окончил Тбилисское артиллерийское училище имени 26 Бакинских комиссаров. За годы войны отличился в оборонительных операциях по защите Одессы, Кубани, Кавказа, в наступательных операциях: при прорыве обороны противника на реке Молочной, на Сиваше, в штурме Сапун-горы.

Наградной лист отмечает его личные качества и боевые заслуги: «благодаря проявленной отваги и решительности, батареей под его командованием было уничтожено 5 артиллерийских батарей, 8 станковых пулеметов, до 2-х батальонов пехоты противника».

Иван Борщик во время сражений неоднократно получал ранения, но от лечения отказывался, оставался в строю и продолжал командование.

19 августа в местечке Багачи его батарея отразила восемь танковых атак, было подбито пять немецких танков. Через день, в этом же месте, битва разгорелась с новой силой вновь. Когда в живых не осталось ни одного наводчика, старший лейтенант сам стал заряжающим и наводчиком, и поджег два танка.

В это время раненные батарейцы винтовками и автоматами отбивали наступление пехоты. На оборонительные позиции красноармейцев пополз еще один «Тигр». Боеприпасы к тому времени закончились, командир батареи взяв в руки две противотанковые гранаты, пошел на танк противника. Разорвавшийся рядом снаряд осколком ранил артиллериста, но он, несмотря на боль, продолжил двигаться к танку. Две гранаты достигли цели, движение «Тигра» он остановил ценой жизни.

Маршал Советского Союза Иван Баграмян в своих мемуарах «Так мы шли к победе» отметил героические действия старшего лейтенанта: он «спас своих товарищей от гибели».

За совершенный подвиг Иван Владимирович Борщик посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…

О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!

Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .

И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.

Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.

Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».

А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.

Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.


По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.

Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.

В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...

Однако, бывает. Ещё как бывает!

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…

21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.

А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .

Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…

То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...

Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.

Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.

Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».

А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

P.S.

Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!

Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года - в День Воздушного Флота СССР. По этому поводу дома частенько шутили: «Да ей на роду написано быть лётчиком». Может, невзначай брошенная шутка и зародила в сознании девочки интерес к лётной профессии. Так или иначе - к четырнадцати годам Лиля определила своё призвание. Но в аэроклуб можно поступить лишь через два года. Сидеть сложа руки дома и ждать «совершеннолетия»? И в день начала занятий она направилась в аэроклуб: от старинного кирпичного флигеля № 14 на Новослободской, где жила Лида с мамой, папой и младшим братиком Юрой, до районного аэроклуба не более десяти минут пешком.

В пятнадцать лет она совершила первый самостоятельный полёт. А война её застала на подмосковном аэродроме. Позади - с отличием оконченная десятилетка, полгода напряжённой учёбы в Херсонской лётной школе. И вот она уже - инструктор Калининского аэроклуба, готовит кадры будущих лётчиков. Успевает подготовить сорок пять курсантов.

Аэроклуб получил распоряжение об эвакуации в Уфу. В дни подготовки к отъезду Лида от давней подруги Раисы Сурначевской узнала: по распоряжению Главного командования формируется женская авиагруппа! Приписав себе недостающие сто лётных часов, добилась зачисления в 586‑й женский истребительный авиационный полк, формируемый в городе Энгельс под Саратовом легендарной Мариной Расковой. Вспоминает Ольга Тимофеевна Голубева, бывший авиационный штурман, капитан запаса (город Саратов):

«Я пришла туда со школьной скамьи, и всё во мне трепетало: ведь войну я представляла в романтическом плане. На лётчиц мы, новички, вчерашние школьницы, смотрели как на богинь. А среди них выделялась одна, на которую мне очень хотелось походить - весёлая, кокетливая, озорная… Хороша была Лиля! Стройная, зеленоглазая, с очаровательной улыбкой и звонким, музыкальным, что ли, смехом… Выдали ей комбинезон под цвет глаз - зелёный. А воротник у него был рыжий. Хорошо бы мехом каким украсить… Задумано - сделано: Лиля распорола унтята белого меха, сшила из них воротник и приделала к комбинезону. Глаз не оторвать! <…> И вот - построились на аэродроме, и вдруг Раскова, увидев Лилин комбинезон “в мехах”, строго сказала: “Сержант Литвяк, выйти из строя! Это что такое? Снять, распороть, сшить снова унтята и доложить!“ - “Товарищ майор! - сказала Лиля. - А разве мне не идёт?» - “Что‑о‑о?! Три наряда вне очереди!!“» .

Первый боевой вылет старший сержант Литвяк совершила в небе над Саратовом летом 1942‑го. По степным дорогам катили к Волге и Кавказу моторизованные колонны вермахта. В августе, вылетев на перехват бомбардировщиков, Лидия в группе сбила «Юнкерс‑88». 10 сентября вместе с тремя наиболее подготовленными девушками её, в составе звена истребителей, перевели в 437‑й истребительный авиационный полк (287‑я истребительная авиационная дивизия 8‑й воздушной армии Юго‑Восточного фронта). Уже 13 сентября на втором боевом вылете над Сталинградом Лидия Владимировна сбила бомбардировщик Ю‑88 и истребитель Me‑109. Пилотом «мессера» оказался унтер‑офицер 53‑й истребительной эскадры «Пиковый туз» Эрвин Мейер, одержавший одиннадцать воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. На допросе ас попросил показать ему лётчика, так красиво «приземлившего» его истребитель. Увидев хрупкую белокурую красавицу, не поверил и несколько раз переспросил переводчика:

«Кто это?» Тогда Литвяк ладошками показала манёвры немецкого и своего истребителей. Тот с уважением склонил голову.

27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров (как выражаются лётчики - «на пистолетном выстреле») Литвяк поразила бомбардировщик Ю‑88, а в паре с Раисой Беляевой - истребитель Me‑109. Тогда на капоте её самолёта с бортовым номером «44» по просьбе Литвяк и нарисовали большую белую лилию.

Сразу же среди лётчиков по обе стороны фронта девушка получила прозвище «Белая лилия Сталинграда». Слова «Я - Лилия» стали её радиопозывными.

Вскоре приказом командующего 8‑й воздушной армией генерала Т. Т. Хрюкина Литвяк перевели в 9‑й гвардейский истребительный авиационный полк - «сталинградскую сборную» лучших лётчиков. В конце декабря вблизи своего аэродрома она уничтожила дальний бомбардировщик «Дорнье‑217». Новые победы одержало женское авиазвено и после перевода 8 января 1943 года в 296‑й истребительный авиационный полк. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, к февралю Литвяк выполнила шестнадцать боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наземных войск. 5 февраля Литвяк представили к ордену Красной Звезды. 11 февраля командир полка майор Николай Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942‑го, Лидия одержала победу: сбила бомбардировщик «Юнкерс‑88» и в паре с командиром полка - новейший истребитель «Фокке‑Вульф‑190».

В одном из вылетов, прикрывая группу штурмовиков, Як‑1 был подбит. Лидия Литвяк на израненной машине совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь из пистолета, бросилась бежать от немцев. Расстояние между ними быстро сокращалось, вот уже последний, восьмой патрон в «ТТ». И вдруг над головами противника пронёсся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал и остановился рядом с Лидой. Лётчик замахал руками, девушка бросилась навстречу и втиснулась пилоту на колени. Самолёт пошёл на взлёт…

23 февраля сержанту Литвяк вручили орден Красной Звезды (чуть раньше, 22 декабря 1942 года, её наградили медалью «За оборону Сталинграда»).

Фронт передвинулся на запад и упёрся в мощный рубеж немецкой обороны - Миус‑фронт. На донские аэродромы перебазировались и лётчики 8‑й воздушной армии Южного фронта. 22 марта в районе Ростова Лида со своей эскадрильей участвовала в перехвате двадцати пяти немецких бомбардировщиков. В ходе боя удалось сбить «юнкерс». Первой заметив шестёрку истребителей Me‑109, она вступила в неравный бой, давая товарищам выполнить задачу. В ходе схватки была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром и потеряла сознание, лишь выключив двигатель.

После лечения в госпитале Литвяк отправили долечиваться домой, в столицу, но через неделю она снова вернулась в полк. Тому была веская причина. На фронте Лидия встретила свою любовь - лётчика из их полка, гвардии капитана Алексея Фроловича Соломатина, уроженца Калуги. Молодые люди полюбили друг друга и в апреле 1943 года, в перерыве между боями, расписались. 1 мая Алексею присвоили Героя, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Алексей и Лида строили планы на будущее. Сознание большого личного счастья придавало им сил. 5 мая они вылетели на сопровождение бомбардировщиков. Лида сбила истребитель. 6 мая трагически погиб командир 73‑го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Иванович Баранов. На следующий день «Белая лилия» сбила ещё один истребитель. В начале мая вышел 15-16‑й номер всенародно любимого журнала «Огонёк»; на обложке, на фоне цифры 12, были напечатаны фото Литвяк и её боевой подруги.

Увеличивался счёт сбитых Лидой самолётов, её наградили вторым орденом Красного Знамени, присвоили младшего лейтенанта и назначили командиром звена.

Но фронтовое счастье Лили оказалось коротким. 21 мая над аэродромом, прямо на её глазах, взорвался истребитель Алексея... Самой близкой подругой Лили была Катя Буданова, любившая Николая Баранова. Горе сплотило девушек, помогало переносить жестокие будни. В конце мая Литвяк сбила вражеский аэростат - корректировщик артиллерийского огня, - долгое время неуязвимый из‑за сильного зенитного прикрытия. Несколько наших лётчиков погибли при попытках уничтожить «немецкую колбасу». Лиля поступила нестандартно: стороной облетела аэростат, углубилась в тыл противника и зашла к врагу против солнца. За эту победу приказом командующего Южным фронтом её в третий раз наградили орденом Красного Знамени

15 июня Лидия Литвяк сбила «Юнкерс‑88», а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, - ещё и «мессер». Получила лёгкое ранение, в госпиталь ехать отказалась.

19 июня в схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашюта. Кате спастись не удалось. На её счету было одиннадцать сбитых самолетов; в 1998 году ей присвоили звание Героя России...

21 июля в неравном бою над Миусом погиб командир полка гвардии полковник Иван Васильевич Голышев. Лидия Владимировна Литвяк поклялась отомстить врагу.

В конце июля - начале августа 1943‑го шли бои по прорыву немецкой обороны на Миус‑фронте. Сражения на земле сопровождались бескомпромиссной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила три самолёта. Из последнего вылета не вернулась…

В тот день группа из девяти «Яков», вступив в бой с тридцатью бомбардировщиками Ю‑88 и дюжиной истребителей Ме‑109, завязала смертельную круговерть. Загорелся сбитый Литвяк «юнкерс», разваливался на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела: противник повернул на запад. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели на свой аэродром. Внезапно из белой облачной пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился вниз, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам сержант Табунов, ведомый Литвяк в том бою.

Однако ни её, ни самолёта найти не удалось. После гибели в сентябре 1943‑го сержанта Евдокимова - один лишь он знал, в каком именно районе упал «Як», - поиски прекратили.

Именно тогда Лидию Владимировну Литвяк командование 73‑го гвардейского истребительного авиационного полка представило к званию Героя . Но вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подъехала автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними...

Большинство однополчан не поверили. Слух проник в вышестоящие штабы. Поскольку ни пленённые, ни пропавшие без вести не могли быть Героями, командование 8‑й воздушной армии проявило осторожность, ограничившись орденом Отечественной войны 1‑й степени.

…Однажды в момент откровения Лиля призналась Инне Паспортниковой - механику, обслуживавшему её самолёт: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё что угодно, только не это». Для беспокойства имелись основания: отца Лиды расстреляли в 1937‑м как врага народа. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести .

Лидию искали, искали долго и упорно: ещё летом 1946 года командир 73‑го гвардейского истребительного авиаполка гвардии подполковник Иван Иванович Запрягаев послал в район Мариновки несколько человек. Однополчане Литвяк опоздали на несколько дней: обломки «Яка» с номером «23» уже вывезли на металлолом...

В 1968 году «Комсомольская правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. Не прекращали попыток узнать место гибели Литвяк и однополчане, в первую очередь Паспортникова с мужем. В 1971 году к поиску подключились следопыты школы № 1 города Красный Луч вместе с учительницей Валентиной Ивановной Ващенко. И 23 июля 1979 года их поиски увенчались успехом! Расспрашивая старожила села Дмитриевка Фёдора Андреевича Михайлова, ребята узнали, что летом 1943‑го в трёх километрах от села, на окраине хутора Кожевня, упал советский истребитель. Пилотом, с пулевым отверстием во лбу, была женщина. Её истлевшие останки обнаружили мальчишки, братья Николай и Фёдор Сачеки и их друг Сергей Саницкий, на краю лесополосы у хутора Кожевня . Неизвестную лётчицу захоронили 29 июля 1969 года в братской могиле № 19 в центре села Дмитриевка. Была ли это Лидия? Вот что писала Инна Владимировна Паспортникова, принимавшая участие в раскопках:

«В том, что мы нашли останки Лили Литвяк и место приземления её самолёта, у меня лично никаких сомнений нет, и вот почему. Во‑первых, совпадает дата. Лиля не вернулась с боевого задания 1 августа 1943 года, а 4 августа жители хутора Кожевня, первыми вернувшиеся из эвакуации... обнаружили ещё дымящийся истребитель на околице хутора.

<…> Во‑вторых... самолёт действительно был истребителем. <…> В‑третьих, совпадает место. Бой был в районе Мариновки, когда самолёт Лили был подбит. <…> В‑четвёртых... о том, что в 1969 году была перезахоронена женщина, знали практически все, принимавшие участие в перезахоронении. А так как во всей Восьмой воздушной армии, действующей в августе 1943 года по линии Миус‑фронт, единственной женщиной была Лиля Литвяк, значит, и сомнений быть не может: она и погибла у хутора Кожевня…» .

В ноябре 1988 года приказом заместителя министра обороны СССР было внесено изменение в пункт 22‑й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.» . Ветераны полка, в котором воевала Лидия Литвяк, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Справедливость восторжествовала: 5 мая 1990 года М. С. Горбачёв подписал указ. Орден Ленина № 460056 и медаль «Золотая Звезда» № 11616 передали на хранение родственникам погибшей. В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Лида и откуда она ушла на фронт, - мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на месте захоронения в селе Дмитриевка, ныне Снежнянского района Донецкой области.

Гвардии младший лейтенант авиации Лидия Владимировна Литвяк за одиннадцать месяцев совершила сто шестьдесят восемь боевых вылетов, провела восемьдесят воздушных боёв, сбила одиннадцать лично и три в группе вражеских самолета и аэростат. Она стала самой результативной женщиной‑истребителем Второй мировой войны.

Светлая память!

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Аграновский В. А. Лица. М., 1982.

2. ЦАМО РФ. Ф. 73 гв. ИАП. Оп. 208668. Д. 1. Л. 242.

3. Власов П. Белая лилия Сталинграда // Взор. 2001. № 3. С. 29-30.

4. Приказ зам. министра обороны СССР по кадрам № 251 1988 г. // ЦАМО РФ. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 600. Л. 389.

Лидия Литвяк, самая результативная женщина — истребитель Второй мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 — выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.

После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела «поставить на крыло» 45 курсантов — будущих воздушных бойцов.

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой.

Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью…»

Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.

Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке…»

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами.

10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.

В конце сентября она добилась перевода в составе группы девушек — лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и . Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один «Юнкерс».

С 10 октября женская пара находилась в оперативном подчинении 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Уже 3 сбитых немецких самолёта, из них один — лично имела она, когда пришла в полк советских асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев.

В те дни основной задачей девушек было прикрытие стратегически важного прифронтового центра (города Житвур), сопровождение транспортных самолётов. Литвяк выполнила 58 таких боевых вылетов.


За отличное выполнение заданий командования Лидия была зачислена в группу «свободных охотников» за самолётами противника. Прибыв на передовой аэродром, она выполнила 5 боевых вылетов и провела 5 воздушных боёв. Школа 9-го Гвардейского ИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство.

Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.

5 февраля 1943 года командованием 296-го ИАП сержант Л.В. Литвяк была представлена к первой награде — ордену Красной Звезды.

11 февраля 1943 года командир полка подполковник Н.И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942 года, Лида одержала двойную победу: сбила лично бомбардировщик Ju-88 и в группе — .

В одном из боёв её «Як» был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся к ней немецких солдат.

Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку…

23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

Весной обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 апреля в небе Ростова участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь «Юнкерсам» шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом лётчица, получившая ранение в ногу, привела искалеченный «Як» домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание…

После короткого лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк.

5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы в район Сталино. В районе цели наша группа была атакована истребителями противника. В завязавшемся бою, Лидия атаковала и сбила истребитель Ме-109.

В апреле 1943 года весьма популярный журнал «Огонёк» поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: «12 самолётов противника сбили эти отважные девушки».

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат — корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели.

Лидия эту задачу решила. 31 мая, поднявшись в воздух, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!… За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк получила благодарность от Командующего 44-й армией.

К тому времени имя Лидии Литвяк уже хорошо знали не только в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на «свободную охоту». На капоте своего «Яка» Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию.


16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших «Яков» завязала бой с противником. 30 «Юнкерсов» и 6 «Мессеров» пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая противником до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие осколочные ранения в ногу и плечо, на требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

20 июля 1943 года командованием 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка командир звена Гвардии младший лейтенант Л.В. Литвяк была представлена к ордену Красного Знамени. К тому времени, согласно наградного документа, она выполнила более 140 боевых вылетов, сбила лично 5 и в составе группы 4 самолёта противника, а также 1 аэростат наблюдения.

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л.В. Литвяк не вернулась с боевого задания.

Согласно последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных боях сбила лично 6 самолётов противника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат — корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила. [ указывает на 4 личные и 3 групповые победы.]

Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, с которым Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал:

«Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух».

В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете группа из 9 «Яков», вступив в бой с 30 бомбардировщиками Ju-88 и 12 истребителями Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то «Юнкерс», затем разваливается на куски «Мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели домой.

Як-1Б Л. В. Литвяк - её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.

Внезапно из белой пелены выскочил «Мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его… Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою — Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида осталась жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.

Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка — белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними…

Вот что пишет в своих воспоминаниях лётчик — истребитель Дмитрий Пантелеевичй Панов:

«Женщины — авиаторы были настоящим варварством. Мало того, что на аэродромах, как известно — открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что лётчики — мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолётах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью. А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолёту, наших отцов — командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в лётном ремесле в мирное время.

Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить «Мессерам» её слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по её маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит. Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Наши лётчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами…»

Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени.

Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. Но Лидию искали, искали долго и упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…

В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!

Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала — спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! Орден Ленина №460056 и медаль «Золотая Звезда» №11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

В Москве на доме №14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена и на месте захоронения, в селе Дмитриевка Снежнянского района Донецкой области.

Список побед Лидии Литвяк

Всего сбитых самолётов: 5+3; 1 аэростат
Дата Самолёт противника Место воздушного боя Примечания
13 сентября 1942 г. Юнкерс Ju-88 западнее Гумрак в группе 1/4
27 сентября 1942 г. Юнкерс Ju-88 Сталинград (СТЗ)
27 сентября 1942 г. Мессершмитт Ме-109 Сталинград (СТЗ) в паре 1/2
11 февраля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 Веселый
22 марта 1943 г. Юнкерс Ju-88 Чалтырь-Синявка
5 мая 1943 г. Мессершмитт Ме-109 южнее Сталино
31 мая 1943 г. аэростат Кондаковка
19 июля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 Первомайское
31 июля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 западнее Петровского в группе 1/3
ПРИМЕЧАНИЯ: