Правильная интонация. Компоненты интонации. Типы интонационных конструкций в русском языке

В век современных технологий многие стремятся отойти от устаревших методик и принципов, однако есть вещи, которые неизменны для любого времени. Так, общение постепенно уходит в электронную или письменную сферу, но при этом остаются категории людей и профессий, для которых важно качество речи, дикция и интонация. К тому же в повседневной речи подобные аспекты нередко приобретают стратегическое значение, поскольку от ударения и интонации зависит расположенность человека, будущий тон разговора и его результат. Нельзя отрицать, что многие профессии в наши дни требуют знания основ .

Для кого важна интонация?

Что такое интонация? Это правильное акцентирование в потоке речи, ритмомелодический строй речи, а потому активными интонационными приемами остается мелодика, тембр, громкость голоса, паузы, логическое ударение и темп речи. Быстрая, несуразная, попеременно тихая и громкая речь без пауз и логических ударений неинтересна и утомительна. Так могут общаться лишь подруги или старые друзья, которые давно не виделись, но для взрослого воспитанного человека подобные огрехи губительны.

Работа над интонацией важна для дикторов, учителей, руководителей, маркетологов в и представителей прочих профессий, в которых от качества речи зависит успешность и результат.

Чувства и эмоции важно уметь передавать именно интонацией, чтобы не задействовать при этом громкость и голоса. Не стоит забывать, что и в бытовом общении неправильная интонация ведет к непониманию, а возможно даже конфликтным ситуациям. Тем кто много разговаривает в силу профессиональной деятельности важно не только быть хорошим оратором, но и знать, в случае, если вы их перегрузили.

Как тренируется ударение, интонация?

Для работы над интонацией стоит использовать самые популярные проверенные методики. Но самое важное – это много слушать и читать. Качественные тексты лучше произносить вслух, обращая внимание на знаки препинания, аналогично с этим, хорошо слушать записи чтения стихотворений или театральные постановки. Это поможет уловить тонкость интонации, понять ее значение и важность.

Сегодня логическое ударение, интонация, тембр, паузы и многое другое в речи расставляется неправильно, потому смысл затрудняется. Для того, чтобы заняться тренировкой навыков правильной речи, стоит выполнять ряд несложных упражнений. Примером первого послужит знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». В ней от правильности интонации и, соответственно, знака препинания, зависит судьба и жизнь. Также полезно прочитывать стихотворения и фразы, акцентируя смысл на тех или иных словах. При этом демонстрируется изменение смысла, а значит, и результата речи.

Крайне важно не забывать о тренировках, оттачивать правильное дыхание, учитывать логические акценты в речи и знаки препинания при прочтении.

Немного теории

Прежде чем выполнять упражнения для развития интонации, следует вспомнить теорию. В великом и могучем языке различают 6 видов незаконченной интонации: обособления и перечисления, вводности и предупреждения, звательности и противопоставления.

При перечислении следует делать паузы после каждого однородного члена, а на самих членах расставлять логические ударения. Интонации вводности присущ убыстренный темп речи и отсутствие как пауз, так и логических ударений.

Обособленные члены предложения отделяют паузами (причем первая пауза длиннее, а вторая короче) от основы предложения, при этом выделяя их ударениями.

Для предупредительной интонации (ее еще называют интонационным двоеточием) характерно разбиение предложения глубокой паузой на две части. При этом вторая часть начинает произноситься более высоким голосом.

Интонация противопоставления обычно присуща сложным предложениям. В письменном виде ее выражают знаком препинания тире. Произнесение противопоставительного упражнения для интонации отличается паузой в середине предложения и резким повышением голоса в начале второй части и в конце первой. вместе со знанием теории дают прекрасные результаты.

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ - ЧТЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в психологию речи, в целый ряд дисциплин по технике и выразительности речи. Понятие «интонация» трудно расчленить, потому что каждый из элементов (компонентов) интонации действует в совокупности с другими. Однако для удобства анализа о каждом из них можно говорить отдельно, хотя и на фоне всего явления. Каковы же основные компоненты интонации? В чем они проявляются?

Основные компоненты речевой интонации следующие:

    сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

    направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

    скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

    тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой | . В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От фразового ударения следует отличать логическое ударение. В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению, самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении. Так, если мы хотим противопоставить одно слово другому, логическое ударение упадет на противопоставляемые слова, например; Дождик то переставал , то усиливал -


ся. Девочка была некрасивая , но симпатичная . Мне было грустно тебе весело и т. д.

В целях усиления эмоциональной выразительности отдельные слова, как и звуки в слове, могут выделяться длительностью звучания ударного звука, усилением голоса, повторением одного и того же слова, перестановкой на начало или конец, например; Поговори, поговори мне еще! Подумайте, вы только подумайте ? Сегодня mpu -и-идцать градусов! Вы не слушаете ? Мы будем ждать день, два, три, наконец! Подчеркнутые слова – это слова, притягивающие особое ударение – эмфатическое (от слова эмфаза – выделение какого-либо элемента высказывания указанными средствами). Эмфатическое ударение обозначается условно буквой [Э] перед словом.

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела. Не визжат пули, не грохают снаряды , не горят деревни . Вдруг слышит он [Мальчиш] на улице шаги , у окошка шорох . (А. Гайдар.)

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации. Это движение тона называется мелодикой речи. В одном и том же предложении мелодика речи может идти в восходящем, затем в нисходящем движении тона, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например:


Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре (показано на схеме выше). Мелодика может быть нисходящей, 1 Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т, М., 1955, т 3, с. 112.

например:

Особое внимание обращается на мелодику конца предложения. Для конечных фраз (или тактов) характерны два типа мелодики: произнося повествовательное предложение, мы понижаем тон в конце его; в конце вопросительного предложения мы наблюдаем то же явление; если в вопросительном предложении нет вопросительных местоимений и наречий, интонация вопроса достигается только мелодикой: тон повышается на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос, например:



На выделяемых по смыслу словах тон повышается. На слове жара тон понижается, так как на этом слове заканчивается фраза.

Интонационным центром конечной фразы выступает ударный слог выделяемого слова. Неконечные фразы произносятся как законченные в смысловом отношении предложения, например:



Обе фразы одинаковы по мелодике, заметного интервала между ними нет. Но все же вторая половина фразы произносится в более низком регистре, т. е. с некоторым понижением голоса.

В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других 1 .

Но не одна мелодика создает выразительность вопроса, восклицания, перечислении и прочес. Здесь вводятся и другие компоненты, которые действуют в совокупности с мелодикой. Таким компонентом является темпо-ритм речи.

В произносимой речи нет четкого разделения на слова. Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Сигналом остановки, как мы видели, служит смысловая законченность фразы или предложения. Группировка слов по звеньям поможет восприятию высказывания на слух, придавая фразе или предложению произносительную (фонологическую) цельность, законченность. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы). Предложение отделяется паузой. Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно. В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она, по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую, наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

При чтении мы добиваемся, чтобы темп произнесения текста соответствовал его содержанию. Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Наблюдается как бы своеобразная «игра темпа». Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания (чтения), ясное представление характера событий и людей, о которых идет речь, а также предполагаемые реакции слушателей.

Темп речи зависит и от длительности пауз. Скорость и паузы связаны между собою органически. Пауза как бы дает время понять, почувствовать сказанное, заставляет ожидать, что будет дальше.

Для иллюстрации значения и роли темпа приведем пример, используя отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» («Родная речь», II кл., с. 42).

1 Подробнее об этом можно посмотреть в кн.: Галкина-Федорук Е. М. и др.Современный русский язык. Синтаксис. М., 1958 "

После неудачной охоты на зайцев старик Акинтич уселся отдохнуть и увидел, как Лиса ползла к полынье. Стариковские глаза видели плохо и не замечали, что Лиса подбирается к Серой Шейке.

Средний темп

– Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется...

Ускоряя

Старичок долго прицеливался... [П] Наконец грянул выстрел. || Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, | а когда добежал до полыньи, то | только развел руками ,– воротника | как не бывало, | а в полынье | плавала одна перепуганная Серая Шейка. ||

Медленно

Ускоряя

Замедляя

Средний темп

[П] – Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками.– В первый раз вижу, как Лиса в Утку обратилась. Ну и хитёр зверь. [П]

Медленно


Ускоряя

– Дедушка, | Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.

Средний темп

– Убежала? || Вот тебе, старуха, и воротник к шубе. Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... || А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

Медленно

Ускоряя

– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...

Средний темп

– Ах, глупая, глупая... | Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! | Да... ||

Медленно

Ускоряя

Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

Средний темп

А мы вот что с тобой сделаем: | я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? ||

Быстро

Вот то-то, глупая, || Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил ее за пазуху.

Медленно

Средний темп

А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником еще погуляет в лесу, Главное: внучки вот как обрадуются... ||

Медленно

Средний темп

Зайцы все это в_и_д_е_л_и и весело смеялись . Ничего, | старуха и без шубы | на печке | не замерзнет!

Замедляя

Невозможно с точностью подсчитать, сколько раз меняется темп речи при произнесении этого текста. Однако главные переходные моменты ускорения и замедления речи можно закрепить словесными пометками, чтобы показать, как от внутреннего содержания и изображаемых действий изменяется темп речи.

На полях текста отмечены заметные изменения в скорости чтения: средний темп, медленный, быстрый; паузы: длительные, в том числе психологические, обозначены || , средние – |, короткие – . В соответствии со знаками препинания соблюдаются логические паузы.

Размышления старика, как надо застрелить Лису, подаются в среднем темпе. Темп ускоряется: старику приходит мысль о старухином недовольстве, если воротник окажется в дырьях. «Старичок долго прицеливался» – произносится медленно – психологическая пауза, наполненная ожиданием: выстрелит? попадет в цель? нет? После паузы – ускорение темпа: наконец (быстро) грянул (замедляя) выстрел (медленно). Пауза: что-то там произошло? Неуверенный ответ: сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось (быстро) по льду, и со всех ног кинулся к полынье (быстро). По дороге он два раза упал (быстро), а когда добежал до полыньи (замедляя), то (длительная пауза) только развел руками (медленно), – воротника (пауза) как не бывало (!), а в полынье (пауза) плавала одна перепуганная Серая Шейка (последние два слова произносятся замедленно). Психологическая пауза (перестройка): что бы это значило? Разгадка: Лиса в Утку обратилась.

Темп речи непрерывно меняется – в зависимости от содержания. В ответ на объяснение Серой Шейки, что Лиса убежала, старик удивляется: «Убежала?» (пауза: догадывается, что «промазал». Что же будет?). Разочарование (быстро про себя): «Вот тебе, старуха, и воротник к шубе». Озадачен: «Что же я теперь буду делать, а?» – темп ускоряется. Примирился с положением: «Ну и грех вышел...» (замедляет речь). Замечает, наконец, Серую Шейку: «А ты, глупая, зачем тут плаваешь?» – темп ускоряется: старичок активно требует ответа. В конце обычно темп замедляется: «Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет!» Здесь почти каждому слову придается значение. Отсюда обилие пауз – ведь паузы выдвигают ключевые слова, делают их заметнее в потоке речи.

В темпе, как и во всех компонентах интонации» все определяется целью и содержанием высказывания, его подтекстом.

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи. К. С. Станислав-


ский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом. «Буквы, слоги и слова, – пишет К. С. Станиславский, – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» 1 . Призывая к соблюдению ритма в речи, К. С. Станиславский советует: «Образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения.– Л. Г.), типичные для переживаемых чувств, страсти и для создаваемого образа» 2 .

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении. Возьмем четверостишие Я. Смелякова:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи: в 1-й и 3-й строках по 3 ударных и по 6 безударных слогов, во 2-й и 4-й – по 3 ударных и 5 безударных; несхожие по количеству безударных слогов соседние строки 1-я и 2-я, 3-я и 4-я создают впечатление соразмерности благодаря одинаковому количеству ударных слогов: это объединяет четверостишие, но в то же время ослабляет впечатление однообразия. Несмотря на различное количество слогов в стопе, стихотворение отличается мерностью речи и в сочетании с идейно-образным содержанием создает ритм медлительно-торжественного движения.

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы, положенной в основу строения, общей схемы стиха, например: классические размеры двусложной стопы – хорей (– ^) с ударением на первом слоге, ямб (^ –) с ударением на втором слоге; или: строение трехсложной стоны – дактиль (– ^ ^) с ударением на первом слоге, амфибрахий (^ – ^) с ударением на втором слоге, анапест (^^ –) – на третьем и другие размеры.

1 Станиславский К. С.Собр. соч. в 8-ми т. М., 1955. т. 3. с. 172.

2 Там же, с. 174.


Нарушение ритма при чтении стихотворения разрушает структуру стиха, так как содержание, звуковая инструментовка, синтаксис, а следовательно, и интонация представляют собой художественное единство

Свой ритм имеет и проза. Примером ритмической прозы являются «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, «Песня о Буревестнике» М. Горького и многие другие. Ритмическая проза также вошла в круг детского чтения. Это сказки К. Ушинского «Весна идет», «Проказы старухи-зимы»; серия рассказов С. Баруздина «Шел по улице солдат»; рассказы А. Гайдара «О Военной Тайне...», «Горячий камень»; известная сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик»; миниатюры М. Пришвина; произведения А. Кассиля «Памятник советскому солдату», «Твои защитники» и другие. Такой строгой ритмизации, как в стихах, в этих произведениях нет, но известная повторяемость элементов замечается.

Каждому человеку присущи свои особенности звучания речи. Они связаны с устройством и работой его речевого аппарата, особенностями звуков его голоса. По голосу человека можно узнать, даже слушая его по телефону. Эта специфика – эмоциональная окраска речи – и есть тембр. В зависимости от состояния говорящего тембр может меняться, отклоняться от обычного. Эти отклонения, обусловленные эмоциями, и являются выразительным средством речи. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы, – обо всем этом расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, – снова прежде всего тембр об этом доведет «до сведения» вашего собеседника» 1 .

Тембр – хотя и очень важная, но все же дополнительная окраска речи, обогащающая мелодику; она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительского средства сделать речь более выразительной (экспрессивной).

Привести пример тембральной окраски путем описания очень трудно. Здесь могла бы помочь запись на пленку исполнения произведения. Слушание чтеца или рассказчика и последующий анализ его исполнения обостряют внимание к тем или иным качествам звучащей речи, в данном случае к тембру как выразительному средству речи и чтения.

Очень важно отметить, что интонация скрыта и в письменной речи. «Конечно, текст не ноты, в которых прямо указаны высота тона, длительность и часто сила звука, Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не соотнесено к тому же самому слову живой разговорной речи... Читающий должен

1 Блинов И. Я.Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946, с. 153.

Мы видим, что речевая интонация – понятие комплексное, весьма сложное. В лингвистической литературе оно фигурирует и под другими названиями, просодия, ритмо-мелодика, фонология предложения и другие. В теоретическом плане многие вопросы интонации еще не разработаны. Но то, что сделано психолингвистами и литературоведами, как нам кажется, достаточно, чтобы начать осуществление программы развития такого качества, как интонационная выразительность звучащей речи и чтения.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста. Эти знаки помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, записать ихназвания, выделить главное в тексте и т. д.

Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения и подготовленной устной речи. Она нужна при подготовке учителя к чтению и рассказыванию, при объяснении многих понятий и явлений устной речи детям.

Вот некоторые из них, которые используются в пособии при разметке текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

    Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

    Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

    Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.

1 Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся... – Известия АПН РСФСР. М, 1956, вып. 78, с. 148–149





Заметки учителя при подготовке текста

Основная тема отрывка – красота осеннего леса. На первом плане – неожиданная встреча с малышом – грибником. Сцена встречи – это подготовка к удивительным для малыша событиям: автор познакомит мальчика со своим грибным «заповедником», поможет собрать белые грибы. Но «тайна», как угадать, где растут желанные белые, так и останется нераскрытой. Малыш посчитает встретившегося ему человека волшебником.

Подтекст для читателя (слушателя) открытый. Тембр – заинтриговывающий, обещающий что-то интересное...

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.



Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

1. Что такое интонация?

2. Из каких компонентов состоит интонация?

3. Какие виды мелодики свойственны русскому языку?

4. Каковы основные функции интонации?

Интонация – очень важная и развитая сторона русского языка: очень многое в речи передается не словами, а интонацией.

Так, предложения, одинаковые по своему лексическому составу и синтаксическому построению, могут различаться по интонации и, как следствие, по смыслу. Например, предложение: Какая у него профессия – может быть произнесено с шестью разными интонациями, и в соответствии с этим оно будет иметь разные значения:

1. Какая у него профессия. (Данное повествовательное предложение может быть использовано в качестве заголовка к статье о чьей-либо профессии).

2. Какая у него профессия? (Обычное вопросительное предложение с целью узнать чью-либо профессию).

3. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение-переспрос, т.е. воспроизведение вопроса отвечающим, например:

– Какая у него профессия?

– Какая у него профессия? Летчик.

(Вопрос-переспрос характеризуется специфическим ускоренным темпом).

4. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение – припоминание произносится с замедленным темпом).

5. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее восхищение, положительную оценку, т.е. оно означает, что профессия очень хороша).

6. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее отрицательную оценку, т.е. оно имеет значение: нет у него никакой профессии).

Предложения, разные по лексическому составу, могут быть одинаковы по интонации, например: Ты написал реферат? Ты пойдешь в кино? Алишер сдал лабораторную работу?

Интонация – это повышение и понижение тона с целью выделения смысловых частей в речи и выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит.

Интонация состоит из следующих компонентов:

1. ударения,

2. мелодики,

4. темпа речи,

5. тембра речи.

Логическое ударение. От словесного ударения, т.е. ударения, присущего каждому отдельному слову, отличают логическое (смысловое) ударение. Логическое ударение является важнейшим компонентом русской интонации. Оно служит для выделения самого важного по смыслу слова. Например, предложение: Мы ходили в музей, можно прочитать по-разному, если менять в нем логическое ударение:

1. Мы ходили в музей. (Подчеркивается, что именно мы ходили в музей).

2. Мы ходили в музей. (Утверждается, что ходили).

3. Мы ходили в музей. (Делается акцент на том, куда ходили).

Слово, стоящее под ударением, может выделяться с помощью разных средств. Если подударенное слово стоит не в конце предложения, то оно выделяется силой (интенсивностью) словесного ударения, повышением тона голоса, увеличением длительности его звучания. Если подударное слово стоит в конце предложения, то оно выделяется только длительностью, замедлением темпа.

Неправильное размещение смыслового ударения искажает смысл высказывания или его интонационный рисунок, типичный для русской речи.

Упражнение 118.

Прочитайте предложения, расставьте словесные ударения. Затем прочитайте, делая логическое ударение на выделенных словах.

1. Я подарил брату книгу.

2. Я подарил брату книгу. 3. Я подарил брату книгу. 4. Я подарил брату книгу.

Упражнение 119.

Прочитайте с разным логическим ударением предложение: Летом мы отправимся в туристический поход, отвечая на вопросы:

1. Когда мы отправимся?

2. Кто отправится?

3. Отправимся ли?

4. Куда отправимся?

5. В какой поход?

Упражнение 120.

Прочитайте вопросительные предложения, перемещая в каждом из них смысловые ударения в зависимости от ответов, данных в скобках.

2. Он купил билеты на поезд? (Да, купил. Нет, на самолет).

3. Вы были вчера на заседании? (Нет, был декан. Да, был. Нет, на конференции).

4. Ты пойдешь завтра в театр? (Да, в театр. Нет, в кино. Да, пойду. Нет, буду вечером заниматься. Нет, сегодня. Да, завтра. Нет, сестра. Да, я).

Упражнение 121.

Из данных в скобках ответов выберите соответствующие вопросу, учитывая указанное смысловое ударение. Постройте и прочитайте диалоги, соблюдая правильное ударение в вопросах.

1. Художник много ездил по Средней Азии? (Да, по Средней Азии. Нет, ездил писатель. Да, много.) 2. Художник путешествовал с другом? (Нет, с проводником. Да, путешествовал. Да, художник.)

Мелодика. Повышение или понижение высоты основного тона голоса называется мелодикой. Мелодика является важным средством передачи и восприятия смысла речи, средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. С помощью мелодики выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действиям, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые по синтаксическому построению, в зависимости от особенностей мелодики могут приобретать разный смысл, например: Она не придет. Она не придет? Она не придет!

В русской речи различают четыре вида мелодики:

3. Восходяще-нисходящая, то есть повышение тона в начале и понижение в конце, в результате чего наблюдается своеобразный излом мелодической линии, воспринимающийся как пауза; такое движение тона характерно для произнесения обособленных оборотов и придаточных определительных, стоящих в середине предложения;

4. Ровная мелодика, то есть одинаковая высота тона на протяжении определенного отрезка речи, характерная для произнесения вводных и вставных конструкций, обращений.

Упражнение 122.

Сравните предложения, отличающиеся мелодикой.

1. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. (К. Паустовский)

2. Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? (А.Пушкин)

3. Нет на свете человека счастливей меня!

4. Скромная природа тех мест, где я провел первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотою. (И.С. Микитов)

5. Всякое искусство – и об этом очень хорошо знают актеры на сцене – есть диалог между художником и публикой. (В. Солженицын)

Упражнение 123.

Фразы разной интонационной структуры произнесите с правильной интонацией.

1. Конференция по русскому языку переносится на следующую неделю. Разве конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Неужели конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Переносится ли конференция по русскому языку на следующую неделю? Точно ли конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Почему это конференцию по русскому языку перенесли на следующую неделю? Как могли перенести конференцию по русскому языку на следующую неделю!

2. – Какой сегодня день?

– Сегодня суббота.

– Сегодня суббота?!

3. – Кем он работает? Инженером?

– Какой он инженер! Знаю я таких инженеров!

4. Мы сегодня были на концерте Кумуш Раззаковой. Какой замечательный голос!

5. Дайте, пожалуйста, эту книгу. Дайте эту книгу. Дайте мне книгу немедленно! Не дадите ли вы мне эту книгу?

Упражнение 124.

Прослушайте текст. Проследите за мелодикой предложений. Прочитайте вслух. Выделите и читайте синтагмы, отличающиеся нисходящей и восходящей мелодикой.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, мимо кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядами где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она? Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом.

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.

(Ю. Олеша)

Комментарии к тексту: обаятелен (кр. ф. прил. обаятельный) – обладающий притягательной силой, очаровательный; метафора – слово, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.

Задания к тексту:

1. Определите основную мысль текста.

2. Объясните, почему в тексте много вопросительных и восклицательных предложений. Прочитайте поочередно повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Пауза. Остановка, перерыв в звучании называется паузой. Пауза является средством членения речевого потока на звенья. По продолжительности различают паузы большие и малые, что условно принято обозначать - //, /. В письменной речи паузы обозначаются различными знаками препинания: точкой, двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой, однако полного соответствия между паузами и знаками препинания нет.

Сравните: На небе / неподвижно стоят перистые облака,/ похожие на рассыпанный снег//.

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

(А.П.Чехов)

Николай Ростов отвернулся / и как будто отыскивая что-то / стал смотреть вдаль...

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая что-то, стал смотреть вдаль…

(Л.Толстой)

Иногда перерыва в звучании нет, однако изменение мелодики, темпа, стык смысловых ударений на слух могут восприниматься как пауза, например: За заводами кончался город / и начиналось поле. (А.Чехов); Встает заря / во мгле холодной. (А.Пушкин)

Пауза является средством подчеркивания смысловых и эмоциональных отношений, например: Лес рубят / щепки летят (пословица); В углу стоял медведь / из шоколада.

Упражнение 125.

Прослушайте предложения и скажите, чем они различаются по смыслу и интонации. Повторите их за диктором или преподавателем.

И поверженная, черемуха не отстала от своих соседок –

И поверженная черемуха не отстала от своих соседок.

Расставьте знаки пауз.

Упражнение 126.

В следующих предложениях укажите возможные паузы. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните, как изменяется смысл при изменении места паузы.

Образец: Казнить,/ нельзя помиловать.

Казнить нельзя,/ помиловать.

1. Девушка пыталась развлечь его рассказами. 2. Оля говорила мать больна. 3. Утомленная Маша заснула сидя за столом. 4. Женя чувствовала сестра просто так не уступит. 5. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. 6. Сережа сказал Петя уже давно ушел домой.

Упражнение 127.

Прочтите приведенный текст, соблюдая правильную интонацию. Спишите этот текст, проследите, всегда ли паузы совпадают со знаками препинания.

Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки. Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

(К.Паустовский)

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Передайте содержание текста.

Темп. Темп (скорость) речи зависит от быстроты следования одного звука за другим. Ускорением и замедлением темпа передаются смысловые оттенки высказывания. Быстрый темп используется для создания впечатления динамичности событий, например:

Швед, / русский – колет,/ рубит,/ режет.//

Бой барабанный,/ клики,/ скрежет/

Гром пушек,/ топот,/ ржанье,/ стон/,

И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин)

Замедлением темпа выделяется наиболее важное в смысловом плане слово. Это придает ему особую весомость, торжественность, например: Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее – иль пусто,/ иль темно…

(М Лермонтов)

Тембр. Предложения могут быть произнесены с различной эмоциональностью. Например, фраза «Благодарю вас», может выражать простую благодарность, высказанную как бы мимоходом, с минимальной эмоцией, или большую признательность или, наконец, глубокую, искреннюю благодарность. Но эта же фраза может выражать и злую иронию, если она сказана с другим тембром, « с иронией в голосе». Все зависит от тембра: тембр голоса при благодарности и при иронии будет разным.

Когда говорят: «Это было сказано с радостью в голосе», или «с ненавистью», или «с изумлением», «с нежностью», «с любовью», «с презрением», тогда имеется в виду тембровая окраска.

Упражнение 128.

Прослушайте текст. Понаблюдайте за темпом (замедления отмечены разрядкой, ускорения – курсивом). Обратите внимание на темп повествования в первой части текста и во второй.

Лес и степь.

Вы отъехали / версты четыре. Край неба / а л е е т; в б е р е з а х / просыпаются,/ неловко перелетают галки;/ воробьи чирикают около черных скирд. Светлеет воздух,/ видней дорога,/ яснеет небо,/ белеют тучки,/ зеленеют поля. А между тем / заря разгорается,/ вот уже золотые полосы протянулись по небу,/ в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют,/ предрассветный ветер подул,/ и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;/ сердце в вас встрепенется как птица.

Свежо,/ весело,/ любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей/ д е р е в н я;/ вон подальше / д р у г а я,/ с белой церковью,/ вон березовый лесок на горе;/ за ним болото,/ куда вы едете. Живее, кони,/ живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось,/ не больше. Солнце быстро поднимается;/ небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни/ к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид!

(И.Тургенев)

Комментарии к тексту:

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км; алеть – становиться алым (ярко- красным); скирда – большой, обычно продолговатый стог сена; потянулись – начали двигаться одна за другой; клубиться – подниматься клубами (шарообразно); встрепенуться – внезапно вздрогнуть.

Прочитайте текст, делая смысловые ударения на выделенных (жирным шрифтом) словах. Прочитайте текст еще раз; следите за темпом речи и тембровой окраской эмоциональных восклицаний.

Упражнение 129.

Произнесите предложение, соблюдая тембровую окраску.

1. Зачем ты это сделал? (угроза);

2.Зачем ты это сделал? (обычный вопрос);

3.Зачем ты это сделал? (душевная боль);

4.Зачем ты это сделал? (отчитывание);

5.Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления);

6.Зачем ты это сделал? (недоумение);

Упражнение 130.

Прочитайте предложения:

1. Мороз и солнце, день чудесный! (А.Пушкин)

2.Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. (А.Чехов)

а) тоном диктора телевидения, сообщающего прогноз погоды; б) тоном человека, который уснул под завывание метели и утром удивился перемене погоды; в) тоном ученика, скучающего на уроке и с тоской глядящего в окно; г) тоном пушкинского героя, который радостно будит спящую подругу, предвкушая веселую и приятную прогулку.

Повторите каждый вариант интонирования вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.

Упражнение 131.

Составьте предложения с обращениями. Произнесите каждое обращение: а) ласково; б) иронически; в) раздраженно–гневно. Укажите особенности каждого варианта интонирования.

Основные функции интонации. В русской речи интонация выполняет пять основных функций: смыслоразличительную, выделительную, объединительную, разграничительную, эмоционально – экспрессивную.

Смыслоразличение – это основная функция интонации. Интонация используется для различения смысла и оттенка смысла высказывания. Важнейшими средствами смыслоразличения являются логическое (смысловое) ударение, мелодика и паузы (их место и количество).

Своеобразная мелодика и тембр могут придать высказыванию противоположный смысл, например: Замеча-а-ательно! Красота-а! (произнесено восторженно - одобрительно, со значением «что-то хорошее, достойное похвалы и восхищения») и Замеча-а-ательно!, Красота-а!.. (произнесено иронически–неодобрительно, со значением «что-то плохое, вызывающее возмущение» и т. п.).

Со смыслоразличительной функцией тесно связана выделительная функция интонации. Усиление словесного ударения и замедление темпа речи служат для выделения в потоке речи наиболее важных по смыслу слов. Замедлением темпа выделяется наиболее важное предложение.

Объединительная функция интонации проявляется в том, что с помощью интонации (точнее мелодики) слова объединяются в синтагму, синтагмы – в предложения, а предложения – в так называемое сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое).

Разграничительная функция интонации проявляется в том, что интонация расчленяет речевой поток на предложения, синтагмы, слова и служит одним из звуковых средств выражения синтаксического членения речи.

Эмоционально-экспрессивную функцию интонация выполняет, когда используется для выражения эмоционального состояния говорящего (то есть его настроения), а также для выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Основными средствами обозначения эмоционально - экспрессивных оттенков русской речи служит тембр и мелодика.