Урок образование наречий от прилагательных 8 вид. Способы образования наречий план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. Наречие обозначает признак действия

Дата:
Школа:
Класс: 4
Кабинет:
Время занятия: Выполнила:
Шлыкова Анастасия

Тема: Образование наречий.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с образованием наречий от имен прилагательных с помощью суффиксов о,е; объяснить,что у наречий нет окончаний, в том числе и нулевых.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся умению находить наречия среди других частей речи.
Научатся умению образовывать наречия от имён прилагательных с помощью суффикса.
Научатся умению грамотно писать суффиксы наречий.

Личностные: воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник (русский язык 4 класс)

Этап занятия (урока)
Методы и приемы.
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(метапредметные результаты)

1.Орг.момент
1мин.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
Здравствуйте ребята.
Меня зовут Анастасия Александровна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

Приветствовать учителя.
Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем.

2. Минутка чистописания
Практич;
задание.
Словесн;
слово учителя.

5 мин.
Начнём наш урок с минутки чистописания. Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется, тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: послушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради, в столбик. Если ответите на все вопросы правильно, то у вас получиться слово. Записываем число, классная работа. Пишем каллиграфически правильно.
Итак, приступаем.
1. Звук, парный звуку (з). Запишите букву, которой он обозначается. (с)
2. Проверяемая безударная гласная в корне слова: зима. (и)
3. Запишите в тетрадь, пятую по счёту букву в слове кисель. (л)
4. У существительных ж.р. После шипящих на конце пишется... (ь)
5. В слове тонна удвоенная....(н)
6. Буква, похожая на окружность. (о)
Итак, проверим. На против своих ответов,если правильно ставьте +, если неправильно, то -.
Встаньте, те у кого нет минусов. Молодцы.
Встаньте, те у кого один минус. Где вы совершили ошибку?(ответ1-2 учеников).
Ребята, посмотрите свои ответы и скажите какое слово у вас получилось? (сильно)
Слушать учителя.

Записывать ответы на вопросы в тетрадь.

Проверять свою работу.

3. Актуализация знаний.
Словесн:
ответы на вопросы.
Практичес:
работа с предложением.

2мин.
Ребята, а какая это часть речи?(наречие). А что такое наречие? Докажите, что слово сильно - наречие.
Сейчас, посмотрите на слайд, прочитайте предложение и найдите прилагательное.

Яркий свет озарил глаза.
Итак, кто мне назовет прилагательное в этом предложении. (яркий). Докажите что это прилагательное.
Ребята, сейчас образуйте от слова яркий, наречие.
На какие вопросы отвечает наречие?(Как? Где? Когда? Каким образом?)
Кто мне скажет, что у вас получилось? (ярко). Правильно, молодцы.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: постановка вопросов.

4. Постановка учебной задачи.
2 мин.
Ребята, сейчас мы с вами от прилагательного образовали наречие.
И как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?(образование наречий).
А как вы думаете, каковы цели на наш сегодняшний урок?
1. Научиться образовывать наречия от прилагательных с помощью суффиксов о,е.
2. Узнать есть ли окончания у наречий.
Определять тему и цели урока.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

5. Открытие нового знания.

Словесн:
слово учителя.

Практичес:
работа с учебником.

Практич:
письменно в тетради.

Словес:
слово учителя.

Практичес:
работа с упр.

15мин.
Итак, открываем учебники на странице 249. Давайте прочитаем первую часть правила.
Итак, многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -О, - Е.
Сейчас потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -О. Выполним упр. 447 письменно.
Прочитайте задание под буквой а,б. Что нужно сделать в этом упражнении?(от слов образовать наречия с суффиксом о и выделить суффиксы)
Прочитайте данные слова. Скажите, какой частью речи являются эти слова? (прилагательное).
Итак, давайте попробуем образовать от прилагательного медленный, наречие с помощью суффикса -О. Что получается?(медленно).Ребята, посмотрите сколько н в прилагательном медленный?(2). Столько же н мы пишем и в наречии. Записываем и выделяем суффикс. (учитель помогает сделать 1 примера, далее 2-4 у доски, далее самостоятельно). Закончили. Давайте проверим. Давайте, сделаем вывод. Как мы образовывали наречия?
А сейчас, ребята, давайте потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -Е. Выполним упр.448 а,б. Прочитайте задания. Что нужно сделать?(обр. Наречия от прилагат. С помощью суф. -Е. Выделить суф)
какой частью речи являются данные слова?(прилагат.)
Давайте образуем от прилагательного неуклюжий, наречие с помощью суффикса -Е. Что получается?(неуклюже). (учитель помогает разобрать 1 примера, далее 2-4 у доски,далее самостоятельно.) Закончили. Давайте проверим. Сделаем вывод. Как мы образовывали наречия в этом упражнении?
Ребята, давайте сделаем общий вывод. От какой части речи и с помощью чего мы образовывали наречия?
Ребята, сейчас прочитаем вторую часть правила.
Итак, в чем особенность состава слов у наречий?(нет окончания. В том числе и нулевых)
И сейчас, мы с вами это подтвердим Выполним упр.450.
Прочитайте задание. Что нужно сделать?(разобрать слова по составу)
Посмотрите на данные слова. Какой частью речи они являются?(наречиями). Мы прочитал правило и узнали что у наречий не бывает окончаний,в том числе и нулевых,давайте это подтвердим.
Для начала давайте повторим порядок разбора слов по составу.(на слайде)
1. Определить слово как часть речи.
2. Найти окончание (если оно есть). Правильность выделения окончания проверить его изменением.
3. Указать основу слова.
4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
5. выделить приставки и суффиксы(если они есть).
Итак, разберем слово смело.
1. Наречие.
2. опираясь на правило у наречий окончаний нет, в том числе и нулевых, значит у слова смело нет окончания.
3. Основа слова- смело.
4. Корень: смело, смелый, смельчак. Значит корень- смел.
5. Суффикс о. (по одному слову у доски, остальные дети в тетради)

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение письменно в тетрадь.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы.

Работать у доски.

Работать самостоятельно в тетради.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Физ.минутка.
1мин.
Видео.

6. Первичное закрепление.

Словесн:
ответы детей.

Давайте устно выполним задание. Нужно подобрать синонимы-наречия на -О.
1.Работает честно, на совесть.(хорошо)
2. Посчитать приблизительно.(примерно)
3. Вести себя осмотрительно. (осторожно)
4. Поступить необдуманно.(глупо)
5. Синоним слова осмотрительно, с опаской.(осторожно)
6. Нарочно, преднамеренно.(специально)
7. Не скрывая, не таясь. (открыто).

Устно выполнять задание.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

7. Организация первичного контроля.
Словесн: слово учителя.

Практичес:самостоятельная работа.
5-7мин.
Ребята, сейчас самостоятельно выполним упражнение 451 а,б.
Работать будем по вариантам. Вы читаете задание про себя, затем его выполняете. Далее мы с вами проверим. Желаю удачи.
Проверка: наречия 1 вариант. Умно, горячо, дельно, мрачно, зловеще. Назовите суффиксы в этих наречиях
Проверка 2 вариант. Могуче, свежо, зловеще, длинно, тонко, чисто. Назовите суффиксы в этих наречиях.
Работать самостоятельно в тетради по вариантам.

Отвечать на вопросы.
Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

Д/З
1 мин.
Учебник стр. 251. Упражнение 454 а,б.
Записывать д/з

Рефлексия.
2 мин.
Ребята, у вас на партах лежат карточки. Выберите вариант ответа, который подходит именно вам.
Выбирать свой вариант ответа.
Рефлексия способ и условий действия контроль и оценка результатов деятельности.

8.Итоги урока.
Словесн:ответы детей.
2 мин.
-От каких частей речи образуются наречия?
- При помощи какой морфемы образуются наречия?
- Какая морфема отсутствует в наречиях?
Ребята, вам понравился урок?
Урок окончен! До свидания!
Отвечать на вопросы.
Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать,делать выводы.

Заголовок 1Заголовок 315

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий; развивать навыки морфемного разбора слов; развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся; воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

Лингвистическая разминка.

Сканворд "Наречие". Найти "спрятанные" в клетках наречия.

Актуализация знаний. Работа по теоретическим вопросам (дид. материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов "да" или "нет":

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

(коллективная проверка)

Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места).

Найти художественное определение, т. е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове "снег"? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда?) наступила долгожданная зима. _____ (где?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как?) и слепит глаза. _____ (где?) виднеется лес. _____ (когда?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как?), снежинки падают (как?), (когда?) кататься на лыжах, (где?) в небе проплывают, (откуда?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

Повторение правописания наречий.

Игра "Четвертый лишний"

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

Изучение нового материала. Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный);

б) суффикса (суффиксальный);

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный);

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение основ сложение синонимов

Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом)

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом).

Закрепление . Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать - близко У черта на куличках - далеко Как снег на голову - неожиданно Жить душа в душу - дружно, мирно Пальчики оближешь - вкусно Работать спустя рукава - небрежно

Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.


Итак, открываем учебники на странице 249. Давайте прочитаем первую часть правила.

Итак, многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -О, - Е.

Сейчас потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -О. Выполним упр. 447 письменно.

Прочитайте задание под буквой а,б. Что нужно сделать в этом упражнении?(от слов образовать наречия с суффиксом о и выделить суффиксы)

Прочитайте данные слова. Скажите, какой частью речи являются эти слова? (прилагательное).

Итак, давайте попробуем образовать от прилагательного медленный, наречие с помощью суффикса -О. Что получается?(медленно).Ребята, посмотрите сколько н в прилагательном медленный?(2). Столько же н мы пишем и в наречии. Записываем и выделяем суффикс. (учитель помогает сделать 1 примера, далее 2-4 у доски, далее самостоятельно). Закончили. Давайте проверим. Давайте, сделаем вывод. Как мы образовывали наречия?

А сейчас, ребята, давайте потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -Е. Выполним упр.448 а,б. Прочитайте задания. Что нужно сделать?(обр. Наречия от прилагат. С помощью суф. -Е. Выделить суф)

какой частью речи являются данные слова?(прилагат.)

Давайте образуем от прилагательного неуклюжий, наречие с помощью суффикса -Е. Что получается?(неуклюже). (учитель помогает разобрать 1 примера, далее 2-4 у доски,далее самостоятельно.) Закончили. Давайте проверим. Сделаем вывод. Как мы образовывали наречия в этом упражнении?

Ребята, давайте сделаем общий вывод. От какой части речи и с помощью чего мы образовывали наречия?

Ребята, сейчас прочитаем вторую часть правила.

Итак, в чем особенность состава слов у наречий?(нет окончания. В том числе и нулевых)

И сейчас, мы с вами это подтвердим Выполним упр.450.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?(разобрать слова по составу)

Посмотрите на данные слова. Какой частью речи они являются?(наречиями). Мы прочитал правило и узнали что у наречий не бывает окончаний,в том числе и нулевых,давайте это подтвердим.

Для начала давайте повторим порядок разбора слов по составу.(на слайде)

1. Определить слово как часть речи.

2. Найти окончание (если оно есть). Правильность выделения окончания проверить его изменением.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).

5. выделить приставки и суффиксы(если они есть).

Итак, разберем слово смело.

1. Наречие.

2. опираясь на правило у наречий окончаний нет, в том числе и нулевых, значит у слова смело нет окончания.

3. Основа слова- смело.

4. Корень: смело, смелый, смельчак. Значит корень- смел.

5. Суффикс о. (по одному слову у доски, остальные дети в тетради)

Республиканский конкурс «Планета открытий»

Закиева Татьяна Миншарифовна

Номинация

Урок с использованием информационных технологий.

Русский язык 4 класс

Тема: Образование наречий, их роль в предложении.

    Введение. 3 – 4

    Основная часть. Конспект урока. 5 – 14

    Заключение. 15

    Список использованных источников 16

    Приложение. 17

1. Введение.

Программа : Л.В.Занкова

Урок – практикум, русский язык 4 класс.

Актуальность и новизна урока связана с использованием современных образовательных ресурсов (интерактивные задания развивающей программы по русскому языку «Академия младшего школьника», быстрый ответ программы E -learning class v.6.0), активных методов (деятельностный) и форм обучения, что, несомненно, делает урок современным, отвечающим всем требованиям ФГОС, направленным на развитие личности учащихся. Впервые за много лет, с появлением мобильного класса, уроки в начальной школе поистине удивляют, интригуют, поражают, заинтересовывают каждого ребёнка в получении знаний, практических умений, раскрытии своего потенциала. Возрастные особенности младших школьников позволяют активно использовать современную цифровую среду в образовательном процессе, поскольку дети умеют выполнять инструкции, действовать по алгоритму, контролировать и анализировать свои действия. У четвероклассников возрастает познавательный интерес, исчезает усталость, скука на уроках, а всё новое вызывает у них желание действовать, играть и вернуться к этому занятию вновь, следовательно, созданные условия дают возможность каждому ребёнку развиваться по своей собственной траектории. Уроки, построенные с использованием мобильного компьютерного класса, повышают уровень восприятия и мышления учащихся, настолько глубоко и многогранно освещают изучаемую тему, что она непроизвольно откладывается в подсознании детей и у малышей не возникает пробелов в знаниях и практических умениях. Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт ПК помогает детям усвоить материал учебной программы, решить задачу повышения качества образования в начальной школе.

Тема урока: Образование наречий, их роль в предложении.

Цель: Открытие совместно с учащимися одного способа образования наречий от имён прилагательных и определение их роли в речи.

Задачи: 1.Образовательная. Формировать умение применять теоретические знания в практической, новой ситуации.

2. Развивающая. Развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

3. Воспитательная. Воспитывать умение учащихся работать в паре, группе для формирования коммуникативной культуры; работать на нетбуке Raybook с интерактивными заданиями (тест, орфографический экзамен), быстрым ответом для осуществления самоконтроля и объективной самооценки. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, умение замечать красоту природы.

4. Здоровьесберегающая. Формирование навыка здорового образа жизни через проведение гимнастики для глаз с целью предупреждения утомляемости, снятия усталости с глаз, сохранения зрения во время работы на уроке.

Оборудование. Презентация, ноутбук учителя, нетбуки Raybook для учащихся, экран, мультимедиапроектор, интерактивная приставка, карточки для групп, учебник русский язык А.В. Полякова (2 часть).

Продолжительность урока 45 минут.

Ожидаемый результат. Предметные – к концу урока дети должны научиться образовывать наречия от имён прилагательных суффиксальным способом. За данный вид работы ставится отметка компьютерной программой « Академия младшего школьника» при выполнении орфографического экзамена. Метапредметные – задавать вопросы от глагола к наречиям, определяя их роль в стихотворении (проверяется фронтально, каждая группа афиширует свою работу перед классом). Самостоятельно составлять по картине предложения с наречиями с целью передачи состояния, настроения, образа зимней природы (дети зачитывают сочинения в классе, учитель на следующем уроке анализирует творческие работы). Личностные – объективно оценивать свои знания, мотивировать себя к творческому труду, осознание личностного смысла учения, социализации в обществе сверстников.

Данный урок я провела на школьном уровне для учителей лицея в рамках мероприятия «День мастерства» по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении».

2. Основная часть.

Содержание урока, деятельность

учителя и учащихся.

Используемые ресурсы, цель.

1. Актуализация опорных знаний

1) Распознавание наречий.

Мы продолжаем изучать тему «Наречие».

Что такое наречие? (Наречие - это неизменяемая часть речи ).

Распознайте наречия из ряда слов.

Учитель включает программу E - learning class . Дети работают индивидуально на нетбуках. Они выбирают из предложенных слов наречия и отправляют ответ учителю. На экране появляется результат ответов всего класса в виде графика.

- Итог. Молодцы, все распознали наречия.

2) Повторение теории.

Что ещё вы знаете об этой части речи?

1. На какие вопросы отвечает?

2. С какой речью связано?

3. Каким членом предложения является?

Что обозначает наречие?

Дети . Наречие обозначает образ, место, время действия, степень качества .

3) Тест.

В старших классах вы будете сдавать ЕГЭ по русскому языку, вам необходимы будут знания теоретического материала. Проверьте и оцените свои знания теории, выполнив тест по теме «Наречие». (Дети индивидуально выполняют тест в программе «Академия младшего школьника», отвечая на вопросы по теме урока). Гимнастика для глаз.

Дети : я оцениваю себя на «5», т.к. я не допустил ни одной ошибки; А я поставлю себе «4», потому что допустила 1 ошибку, мне необходимо повторить правило.

Итог. Вы показали свои знания, поэтому мы сможем продолжить изучать наречия.

Слайд 1. Приложение 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Быстрый ответ программы E - learning class . Приложение 2.

Цель: мобилизировать и мотивировать детей на самоорганизацию труда через реализацию «обратной связи».

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Тест № 19 «Наречие». Приложение 3.

Цель: способствовать осознанию качества и уровня усвоения теории через самоконтроль и самооценку; мотивировать на повышение эффективности учебной деятельности учащихся.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) Сообщение темы урока.

Тема урока «Образование наречий».

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Дети : я хочу узнать, как появились наречия.

2) Целеполагание.

Цель нашего урока, выяснить как образуются наречия и какова их роль в предложении.

Слайд 7.

3. Открытие нового знания.

1) Наблюдение, сравнение, обобщение.

- Немного истории. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени разобрали все слова по своим владениям. Пришлось наречиям принимать к себе чужие слова, т.е. образовываться от других частей речи.

Нам помогут фразеологизмы. Замените крылатое выражение наречием. Запишите в тетрадь.

трудиться не покладая рук хорошо

работать спустя рукава плохо

расти как на дрожжах быстро

уснул как убитый крепко

Подумайте, на какую часть речи похоже наречие?

Дети : я думаю на имя прилагательное.

Запишите справа от наречия однокоренное имя прилагательное.

хорош-о хорош-ий

плох-о плох-ой

быстр-о быстр-ый

крепк-о крепк-ий

Рассмотрите слова и выделите ту часть слов, которой прилагательное отличается от наречия. Обсудите в паре и сделайте вывод.

(Дети работают в паре, а затем презентуют правило ).

Дети. У имён прилагательных мы выделили окончание, а у наречий суффикс о. Мы заметили, что корни у слов одинаковые, значит, наречие образовалось от имён прилагательных при помощи суффикса о. (Учитель на 10 слайде выделяет окончания имён прилагательных и суффиксы наречий).

В русском языке такой способ образования слов называется суффиксальный.

На дальнейших уроках мы продолжим изучать другие способы образования наречий, прочтите их.

2) Экзамен.

Вы самостоятельно открыли правило образования наречий, примените это правило при выполнении орфографического экзамена. Вашу работу оценит компьютер.

Дети высказывают своё мнение и результаты. Из 21 человека 4 ученика получили отметку «4», остальные «5, троек нет. Каждый ребёнок работал на своём временном уровне, выполняя работу над ошибками. Гимнастика для глаз.

Мы узнали, как образовались наречия, выясним, какова их роль в предложении, речи. Многие писатели, поэты использовали наречия в прозе и поэзии.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Используется интерактивная приставка. Подключается режим работы цифровой авторучки.

Цель: через зрительное восприятие и графическое выделение наиболее важной информации натолкнуть детей на формулировку правила образования наречий.

Слайд 11.

Слайд 12.

Цель: формирование перспективной мотивации изучения темы.

Слайд 13.

Программа «Академия младшего школьника». Русс. яз. - 32. Наречие. Орфографический экзамен № 12 «Образование наречий от прилагательных при помощи суффикса о». Приложение 4.

Цель: реализовать индивидуализацию обучения, личностно-ориентированный подход контроля и оценки промежуточных результатов деятельности.

4. Творческая работа.

1) Работа в группах.

Поработайте в группах. Найдите наречия в стихотворениях и определите их роль.

1 группа.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев.)

Дети. Смотрит (как?) неохотно и несмело. Наречие передаёт настроение природы – солнца.

2 группа.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей. (И.Никитин.)

Дети. Смотрит (как?) весело. Наречие передаёт настроение радости.

3 группа.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А. Пушкин.)

Дети. Льёт (как?) печально. Наречие передаёт настроение грусти.

- Молодцы группы. Вы работали дружно, активно, поэтому вместе правились с заданием. Действительно, поэты используют в стихах наречия для передачи образа, настроения природы.

2) Фронтальная работа.

Рассмотрите фотографии зимнего леса. Подберите к каждой одно наречие, определяющее её состояние, образ. Дети. Красиво, сказочно, торжественно, волшебно, ветрено, пышно, ярко, высоко, снежно, бело, воздушно и др. - Как прекрасна наша природа! Берегите её. Учитель показывает слайды и записывает ответы детей на доску.

3) Самостоятельная творческая работа по картине.

- Составьте небольшой рассказ по картине о природе, передав её настроение, образ, состояние, используя наречия. Примените свои знания по теме «Наречие»: составьте предложение, задайте вопрос от глагола и подберите нужное наречие.

Учитель вывешивает на доску табличку.

Глагол наречие

Сегодня на уроке вы сами себя оценивали, вас оценил компьютер, а творческие работы оценю я и проанализируем их на следующем уроке. Почитайте свои работы. Приложение 5.

Цель: способность взаимодействию

с товарищами в группе в соответствии с целью задания, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 14 - 20.

Цель: обогащение словарного запаса, мотивирование на творчество.

Слайд 21.

Цель: развитие умения строить речевое высказывание с использованием наречий в письменной форме, применять правила урока на практике.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Достигли мы цели урока? Чему научились?

Спасибо вам за плодотворную работу на уроке. Оценки за экзамен выставьте в дневник. Дома поработать в «Телешколе», прочитать стихи М. Цветаевой, урок 22, найти наречия и определить их роль.

Слайд 22.

Цель: развитие рефлексивных умений.

Слайд 23.

«Телешкола» Приложение 6 . Цель: формирование межпре-дметных связей.

3. Заключение.

Открытый урок проводился в лицее в рамках «День Мастерства»