Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал. Отбор речевого материала. консультация по логопедии на тему Наглядно дидактический материал в логопедической работе

Елена Васильева
Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми

Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми .

Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки.

Усвоение программного материала и результаты коррекционной работы зависят от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, о форме ведущей деятельности.

Основной формой коррекционного воздействия на ребенка являются специально организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду . И часто на занятиях ему, ребенку, приходится выполнять скучные для него задания. Задача логопеда состоит в том , чтобы активизировать инертное мышление ребенка, дать толчок мысли, оживить образное восприятие действительности.

Известные психологи П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие отмечают в своих трудах, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление.

Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.

Главным здесь, безусловно, является повышение мотивации ребенка к правильному выполнению логопедических заданий . Иными словами, ребенку должно быть интересно выполнять поставленные перед ним задачи. Интерес автоматически повышает уровень внимания, активизирует память и стремление к более глубокому познанию изучаемого объекта или явления. Методов зажечь интерес ребенка бесчисленное количество. Но главным обобщающим элементом, лежащим в основе их всех, конечно, является наглядность.

Принцип наглядности в логопедической работе является одним из самых известных и интуитивно понятных.

Это один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что : ". обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе". Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывал ее не только лишь со зрительным восприятием, но и с включением всех органов чувств.

Вопрос о повышении мотивационной готовности дошкольников к логопедическим занятиям является постоянным предметом пристального внимания всех учителей-логопедов . Работа на занятии должна быть интересна и привлекательна для ребят. Только тогда коррекционная работа принесет свои плоды .

Как известно, игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения : ребёнок с усердием постарается овладеть тем , что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

В результате возникшего интереса поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование наглядно- дидактических игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Наглядность в игровой форме мною используется , по возможности, на протяжении всего логопедического занятия .

Предлагаю наглядно-игровые средства, которые я использую в своей работе с детьми .

Для проведения артикуляционной гимнастики я использую картинки-символы артикуляционных упражнений, показ которых сопровождается небольшим описанием упражнения в стихотворной форме.

Для повышения мотивационного интереса ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики мною используются такие пособия , как логопедическая лягушка и муляж ротовой полости.

Данные пособия используется как для демонстрации правильного показа упражнений, так и для повышения и поддержания интереса к занятию.

Например, с помощью лягушки можно показать такие артикуляционные упражнения, как «Лопаточка» , «Чашечка» , «Вкусное варенье» , «Маляр» , «Часики» , «Качели» . С помощью муляжа ротовой полости я показываю детям правильность выполнения упражнений «Почистим зубки» , «Иголочка» и т. д. Пособия используются как самим логопедом для демонстрации и уточнения упражнений, так и детьми .

Для проведения дыхательной гимнастики используются самые различные пособия. Это пособие «Покорми животное» , «Футбол» , губные гармошки, свистки, дудочки, «Волшебная бутылочка» , перья, «Рыбалка» и другие.

Для развития мелкой моторики используются массажные подушечки и мячики, ежики, различные шнуровки, пазлы, прищепки, доска Сегена, мозаики, трафареты, штриховки.

При работе над слуховым вниманием и фонематическим восприятием используются различные игры :

Игра «Звонок» - назвать звук, сказать какой он, твердый или мягкий, и позвонить в большой или маленький колокольчик.

Игры «Посели картинку в домик» , «Логопедическое лото » , Игра «Найди картинку» .

При работе над лексико-грамматическим строем речи используется картинный материал , игрушки, некоторые виды театров, домино, лото, печатные игры. Весь материал подбирается в соответствии с лексической темой занятия.

Также в своей работе в качестве наглядности я использую мультимедийные презентации, с помощью которых можно довольно красочно и мобильно отработать тот или иной этап . Например автоматизация звуков в слогах, или дифференциация звуков речи (расселить картинки) . Также для развития лексико-грамматического строя. Например, на теме «Продукты питания» можно отработать образование числительных на этапе дифференциации звуков С-Ш в словах : одна сушка, две сушки, три сушки и т. д.

Мною используются также аудио материалы – это различные логопедические распевки . (вкл.)

Конечно, весь материал для занятия подбирается с учетом индивидуальных возможностей ребёнка, его личностных качеств. Кто-то с удовольствием будет подпевать под логопедическую распевку , а кто-то тот же самый речевой материал повторит за логопедом , глядя на картинку.

В результате систематического использования наглядно- дидактического материала на логопедических занятиях у детей повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Также, для закрепления у детей навыков правильной речи, мною используются театрализации , которые мы разрабатываем и проводим совместно с музыкальным руководителем. Использование элементов логоритмики , игра на музыкальных инструментах, разучивание ролей, сказочный сюжет и показ сказки зрителю ускоряют процесс введения поставленных звуков, отработанных лексико-грамматических понятий в спонтанную речь ребёнка, делает его речь эмоционально-выразительной, раскрепощает ребёнка, делает его общение более свободным и раскованным.

Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задания и упражнения :

2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

Задания и упражнения:

Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

Задания и упражнения:

Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

(с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

Автоматизация звуков [с ], [с"]

Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

первый ряд- соска, так как не животное;

второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

Автоматизация звука [Ч]


Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

"Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

"Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

13. Узнать предмет на ощупь.

Автоматизация звука [Р]

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

Задания и упражнения:

1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

а) ар-ар-ар- красивый красный шар

ор-ор-ор- в огороде помидор

ор-ор-ор-в лесу мухомор

б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

Все бобры добры до своих бобрят.

У бобра- не нора,

Не берлога, не дыра!

Он-работник, он-творец!

У бобра в реке- дворец!

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Хвастал храбрый краб два дня:

"Краба нет храбрей меня!"

На горе Арарат

Рвёт Варвара виноград.

С утра до вечера играл,

Потом в кровать ракетку взял!

После росы розы выросли!

Во мраке раки шумят в драке.

На рынке Кирилл грабли купил.

3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

П од плотными листками,
Жёлтые камни,
Упругие, гладкие,
На вкус сладкие! (кукуруза)

7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
11. Составление предложений с полным анализом.
12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).

Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждении и Положению о детских садах детей с недостатками развития.

В оборудование логопедического кабинета должно входить:

    большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);

    маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;

    детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам; большой рабочий стол для логопеда; шкафы для пособий и литературы;

    навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая - приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок);

    фланелеграф;

    магнитофон для записи речи детей.

Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.

1. Пособия для обследования: слуха, интеллекта.

2. Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций).

3. Пособия для обучения грамоте.

Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:

    Филичева Т.Е., Каше ГЛ. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. -М., 1989.

    Соловьева О. И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». - М., 1975;

    Соколенко И. И. «Посмотри и назови» - дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. - М., 1997;

    Третьякова Т. С. Играем и учимся. - М., 1991;

    Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. - М., 1996;

    Бессонова Т. П., Грибова О. £. Дидактический материал по обследованию речи детей.-М., 1994;

    Пятакова О. Б. Альбом для логопеда. - М., 1998.

Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.

Представим примерный перечень пособий с указанием их назначения.

1. Для обследования и развития слуха:

Набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток)

Поющие игрушки - петушок, птичка:

Красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др. I.

2. Для обследования и развития интеллекта :

- «почтовый ящик» - коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

Разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;

Игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

Пирамидки из 4 - 8 колец;

Набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

Счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);

Изображение контуров предметов и их частей;

Наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;

Игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочы кукла», «самолет - птица»;

Игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями - корова на дереве - в дупле ит.д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 4 «СНЕГУРОЧКА»

Сообщение по теме: «Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Подготовила: учитель – логопед

Журавлёва Людмила Михайловна.

В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).

Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.

Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико – грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения автоматизации и дифференциации звуков. Если этот материал используется специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.

Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований. Наиболее важными из них являются следующие.

При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть после постановки звука на занятии.

Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.

Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход к произнесению слов в каждой последующей позиции производится лишь в том случае, если освоена предыдущая позиция.

Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре лексических единиц для автоматизации звука С:

  1. прямой слог – слова с этим слогом;
  2. обратный слог и слова с ним;
  3. звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов;
  4. стечение согласных в начале слова;
  5. стечение согласных в конце слова;
  6. стечение согласных в середине слова;
  7. автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный звук часто оказывается в разнообразных позициях.

Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее помочь ребёнку перейти от упражнений с минимальным включением слов с автоматизируемым звуком к предложениям до максимального их наполнения. В результате ускорится процесс введения правильно произносимого звука в самостоятельную речь ребёнка.

Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим причинам. Упражнения и задания для преодоления ошибок лексико – грамматического характера, как правило, содействуют развитию других высших психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».

Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с ОНР и одновременно решения других коррекционных задач. Эти практические материалы могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями, родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.

Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции нарушений зависит от состояния различных сторон речи и в целом психического развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы и других факторов.

Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода заданий и упражнений.

Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих одновременное решение разных коррекционных задач

Закрепление звукопроизносительных навыков

Коррекция нарушений лексико – грамматического строя и развития навыков словообразования

Речевой материал для заданий и упражнений

Дифференциация звуков Л – Л’ – Р – Р’ в словах

Подбор антонимов

Молодой – старый, весёлый – грустный, плохой – хороший, слабый – сильный, белый – чёрный, больной – здоровый, длинный – короткий, большой – маленький, лёгкий – тяжёлый, сильный – слабый, тепло – холодно, темно – светло, хорошо – плохо, грустно – весело, легко – тяжело, добро – зло

Выбор родственных слов

Дифференциация звуков С – С’

Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк, лесополоса

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков С – С’

Выполнение операции образования сложных слов

  1. кашу варит – кашевар, пеший ход – пешеход, мышь ловит – мышеловка, землю пашет – землепашец, шпагу глотает – шпагоглотатель;
  2. поле «водит» - полевод; оленей «водит» - оленевод; книгу любит – книголюб; пули метает – пулемёт;
  3. сам катит – самокат; снег падает – снегопад; лист падает – листопад; сад «водит» - садовод; светлые волосы – светловолосый; сам ходит – самоход; пыль сосёт – пылесос; по снегу ходит – снегоход

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков Ц – Ч

Отбор слов с уменьшительно – ласкательным значением

  1. шапка – шапочка, мешок – мешочек, лошадь – лошадка, башня – башенка, шкаф – шкафчик, пушка – пушечка, шишка – шишечка, подушка – подушечка;
  2. Валя – Валечка, Оля – Олечка, Коля – Колечка, Толя – Толенька;
  3. заяц – зайчик, палец – пальчик, яйцо – яичко, лицо – личико, письмо – письмецо, птица – птичка, пуговица – пуговичка, синица – синичка, сердце – сердечко, сестрица – сестричка

Автоматизация звуков: 1) Л;

2) Ш

Употребление творительного падежа существительных

  1. мылом (мыл), молотком (забивал гвозди), иглой (шила), пилой (пилил), лопатой (копал), ложкой (ел);
  2. карандашом (рисует), топором (рубит), рукой (гладит кошку), ручкой (пишет)

Автоматизация звуков:

  1. Дифференциация звуков Ч – Т’

Образование множественного числа существительных в именительном (1) и родительном (2) падежах

  1. (1) а) нос – носы, сук – суки, стол – столы, стул – стулья, самолет – самолеты, оса – осы, сумка – сумки, стакан – стаканы, сова – совы;

б) палец – пальцы, овца – овцы, птица – птицы, пуговица – пуговицы, боец – бойцы, заяц – зайцы, яйцо – яйца, лицо – лица, кольцо – кольца;

г) печь – печи, птичка – птички, читатель – читатели, учитель – учителя, печать – печати;

(2) а) много столов (самолетов, сумок, собак);

в) много барабанов (раков, баранов, сырков, уроков, роз, рук, ворон, сорок, рыб);

г) много печей (птичек, читателей)

  1. автоматизация звука Й;
  2. дифференциация звуков Ч – Т’

Употребление глагольных форм (настоящего времени; повелительного наклонения)

  1. пой (песню), дай (мяч), катай (Юлю), копай (землю), отдавай (игрушку);

2) хочет – хотят (мальчик хочет посадить дерево; дети хотят …..; дед хочет вытянуть репку; дед и баба хотят …..)

Автоматизация звука Ц

Образование возвратных глаголов

(кот) умывается, (мама) улыбается, (Катя) одевается, (лисицы) охотятся, (поезд) останавливается, (Гена) занимается

  1. автоматизация звуков Ш;
  2. дифференциация звуков Л – Л’

Подбор прилагательных (в том числе относительных и качественных)

  1. шерстяной (шарф), пушистый (хвост), душистый (горошек), мышиная (нора), широкая (дорога), большой (мешок), хорошая (шина);

2) луна – лунный, лук – луковый, ласка – ласковый, луч – лучистый, футбол – футбольный, глаз – глазной, липа – липовый, лень – ленивый, любить – любимый

Автоматизация звука Р

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Красная машина – красный шар, красивая роза – красивый цветок, оранжевая ракета – оранжевый шарф, румяная Рая – румяный пирог, озорная мартышка – озорной Рома

Автоматизация звуков: 1) С;

2) Ш

Употребление сочетаний числительных с существительными

  1. один (самолет, самокат, стол, стул), одна (собака, сова); два (самолета, самоката, стола, стула), две (собаки, совы); три, четыре (самолета, стола, стула; собаки, совы); пять (самолетов, самокатов, столов, стульев; собак, сов);
  2. составить аналогичные словосочетания со словами: кошка, пушка, подушка, шишка, мышка, машина, шина
  1. автоматизация звуков: С;
  2. дифференциация звуков Р – Р’

Использование предложно – падежных конструкций

  1. с предлогами с – со: Саня взял сайку (со) стола. Соня подняла стул (с) пола. Сеня встал (с) кресла. Саня снял котенка (со) столба;
  2. с предлогами с, к, в, на, под, над, из – за, из – под: Рома несет ведро (с) раками. Боря идет (к) озеру. Рая встретила (в) лесу барсука. Игорь летит в самолете (над) рекой. Варя вылезла (из – под) кровати и т.п.

Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.

Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают особых затруднений у квалифицированных специалистов. В связи с этим обратим внимание лишь на некоторые моменты.

Логопедические инструкции должны отличаться четкостью и точностью и предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка. Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь – много …….(столов)» предполагает, что дети выберут форму родительного падежа множественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети используют форму именительного падежа.

Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует разнообразные виды помощи: дополнительные (в том числе наводящие) вопросы, наглядный материал, образец ответа и др.

Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка, логопед может предложить ребенку:

а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения;

б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок;

в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.

Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение заданий и упражнений, которые позволяют одновременно решить несколько коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий по преодолению имеющихся у него дефектов.

Литература:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис – Пресс: Айрис – Дидактика, 2007 год.

2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Воронеж: Институт практической психологии, 1997 год.


для логопедических занятий.

Составила:

учитель-логопед

МБОУ Саваслейской школы

Цымбалова Елена Павловна

Речевая гимнастика «Памятник пословице»

Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны - это не только люди и события, это еще и язык. А “золотой фонд” каждого языка - это пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как и пословица:

    «В споре рождается истина»

    «Любви все возрасты покорны»

    «Сытый голодному не товарищ»

    «Глаза боятся - руки делают»

    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Речевая гимнастика «Скороговорки»

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков: р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.

Шутливые словесные загадки на развитие внимания


МОЙ дружок, Умельцев Леха, Сделал порох из гороха .
А рецепт совсем простой,

Догадайся, дорогой!

(Заменить букву Г на П: горох - порох.)

Вот девчоночья коса, В ней сидит, жужжит оса. Если нам осу прогнать, Что с косою может стать? (Превратится в букву К.)
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Корзинка.)

Нету братика - исчез, В макаронину залез. Вам я правду говорю -С детства лжи я не терплю. Брат на шалости мастак, Может он один лишь так. Пораскиньте-ка умишком, Как же назван мой братишка? (Макар - макаронина.)

С буквой А - жужжу, верчусь, С Я - девчонкой становлюсь. (Юла - Юля.)

С буквой У - на мне сидят, С буквой О - за мной едят. (Стул - стол.)

С буквой Б - я одноногий, И стою я у дороги. А без Б - ног аж четыре, И стою в твоей квартире. (Столб - стол.)

С буквой Д - вас в дом пускает, С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - зверь.)

С буквой В - я часть рубашки, А без В - я часть Наташки. (Рукав - рука.)

С буквой Т - это символ защиты, А без Т - вам в тарелку налиты. (Щит - щи.)

С буквой Р - помощник-автомат, Труд любой он облегчить вам рад. С буквой X - его имеет слон, Знаменит длиной своею он. (Робот - хобот.)

С буквой Г - вас громом напугает, А без Г-на клумбе расцветает. (Гроза - роза.)

С буквой Г - я по небу лечу, С буквой В - детишек я лечу. (Грач - врач.)

С буквой Р - я задом пячусь, С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - мак.)

С буквой Ч - я над морем летаю, С буквой М - я ребят одеваю. (Чайка - майка.)

С буквой К - плюет на червячка, А без К - на кончике крючка. (Рыбак - рыба.)

С буквой Б - я емкость для солений, С буквой Т - в конце я предложений. (Бочка - точка.)

С буквой М - пчела несет домой, С буквой Л - на речке он зимой. (Мед - лед.)

С буквой Н - он детям ночью снится, С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - сок.)

С буквой П - идет он от кастрюли, С буквой Ш - на ниточке у Юли. (Пар - шар.)

С буквой Р - вас сыпью награждает, С буквой Н - на скачках побеждает. (Корь - конь.)

Игра «Сочини анонимку»

Анонимкой называют письмо без подписи или письмо, которое сочинил «аноним», то есть «неизвестный». О чем только не пишут авторы анонимок! О том, что кто-то включает по вечерам громкую музыку. О том, что кто-то не платит за свет и за газ. О том, что кто-то выбрасывает мусор в неположенном месте... В общем, в анонимке, как правило, содержится информация о «антиобщественном поведении» какого-либо человека. Представьте, что страсть к написанию анонимок охватила не людей, а товары в продовольственном магазине. Все продукты питания начали жаловаться в правление по контролю за торговлей на своих соседей по полкам. Пофантазируйте и сочините анонимку, которую мог бы написать...

    маргарин, жалующийся на кабачковую икру

    селедка, обиженная копченой курицей

    сметана, невзлюбившая голландский сыр

    сосиски, помирившиеся с кетчупом

    кефир, завидующий импортному йогурту

Игра «Подбери рифму»

Все девчонки и мальчишки
Прочитали эти ……………

Посмотри скорей в оконце
И увидишь в небе ………..

В заболоченной речушке
Громко квакают …………

У ежа есть и у ёлки
Очень колкие …………

Молока попив из миски
Лапкой ротик моет ………

«Уходите поскорей!»-
Нам чирикал …………

Возле ёлки в Новый год
Дети водят ……………..

Очень весело Егорке
На санях кататься с ……….

Радостно у наших ног
Машет хвостиком ………..

Папа у своей машины
Подкачать намерен ……….

Нужно в новую тетрадь
Ручкой буквы ……………

Школьник любит получать
За ответ оценку …………..

Мы укладываем спать
Куклу в мягкую ………

Смотрели мы спектакль хороший
И громко хлопали в................

Игра «Сочини сказку»
1 вариант


Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово. Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово в журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

Правила игры:

    Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово.

    Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово ыв журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей.

    Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

2 вариант

Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра «Сочини рассказ про одну букву»

Вот маленькая история из современной жизни: «авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, арендовал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов”. В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву “А”. Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву...

Игра «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей»

Попробуйте создать книжную серию «Жизнь замечательных вещей», посвятите эту серию тем предметам, что день изо дня неприметно служат нам в повседневной жизни. Напишите для этой серии биографии:

Старого коврика

    старой вешалки

    старого чайника

    старой табуретки

    старого полотенца

Игра со словом «Логориф»

Логориф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О -

Арктический и антарктический,

Без неё

Я знак математический.

В этом четверостишии-логорифе заданы слова “полюс” и “плюс”. Попробуйте сочинить логориф про такие слова:

    ель - мель

    тир - тире

    дар - удар

    рот - рота

    тёс - утёс


Игра «Отгадай слово!»

Выбирают отгадчика и просят его удалиться. Затем подбирают несколько слов (по числу играющих), которые начинаются с одного и того же слога. Например: вино, видеть, висок, витязь, вихор, визирь, виток...Призывают отгадчика. Он спрашивает у каждого: «Что Вы дадите мне к моему слову?» Игроки отвечают по очереди: «Я даю Вам но... А я - деть... Я - сок»
Если отгадчик сметлив, он скажет, что ему самому, следовательно, принадлежит слог ви-, который с названными слогами составляет перечисленные нами выше слова. Так же легко догадаться, что к слогам вик, вость, сок, ша, га, ра, готъ, силки, ров, мер требуется слог но-. А слоги венец, стень, чатка, натый, сик, гамент требуют слога пер-.
Советуем прибегать к словарю, в котором тотчас отыщется множество слов, начинающихся одним и тем же слогом.

Игра «Летает, не летает!»

Игра проходит за столом. Все играющие кладут на стол пальцы так, чтобы все их видели, водящий называет всевозможных птиц, насекомых, зверей, цветы и самые разные предметы. При назывании летающего предмета все игроки должны поднять пальцы вверх. Если же назван нелетающий предмет, соответственно, пальцы поднимать уже не следует.
Тот кто ошибается, платит . Какой именно будет , можно определить заранее.
Можно играть и так: участники становятся в круг, и при назывании летающего предмета все подпрыгивают на месте. Если назван нелетающий предмет, стоят неподвижно.
Указания к проведению: от водящего зависит, насколько интересной будет игра.
Он должен чередовать в своих «заданиях» летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников (например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, стрекоза, обезьяна, карандаш)
Водящий должен поднимать пальцы, когда назван летающий и нелетающий предмет.

Игра «Сочини метаграмму»

Метаграмма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.

Например:

С буквой “С” живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой “Ф” за красоту

Меня жар-птицей называют.

Ответом в этой загадке являются слова “сазан” и “фазан”. Попробуйте сочинить такое же стихотворение-метаграмму, в которой были бы загаданы слова:

    палач - калач

    халат - салат

    баран - банан

    лапта - лапша

    печать - печаль

Игра «Сочини анаграмму»

Анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например...

Я застываю на сосне,

Бываю и на ели.

Смените буквы так во мне,

Чтоб вы меня с картошкой ели.

Ответ в этой загадке – «смола» - «масло». Попробуйте сочинить стих-анаграмму и загадайте в нем слова:

    каприз - приказ

    терка - актер

    карп- парк

    кулак - кукла

    плюшка – шлюпка

Игра «Разгадай анаграмму»

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» - «фара».)

Вот вам - повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ: «Сани» - «анис».)

Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.
(Ответ: «Краб» - «барк».)

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Ответ: «Шпала» - «лапша».)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Ответ: «Дог» - «год».)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: «Сосна» - «насос».)

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я - французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Ответ: «Рона» - «нора».)

Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
(Ответ: «Рамка» - «марка».)

С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Ответ: «Колос» - «сокол».)

Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Ответ: «Масло» - «смола».)

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
(Ответ: «Карета» - «ракета».)

Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь - тогда
Ищи меня в траве с утра.
(Ответ: «Соринка» - «росинка».)

Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.
(Ответ: «Комар» - «корма».)

Я - защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
(Ответ: «Навес» - «весна».)

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
(Ответ: «Кукла» - «кулак».)

Я - трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
(Ответ: «Катер» - «терка».)

Я - время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
(Ответ: «Лето» - «тело».)

Я - канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
(Ответ: «Трос» - «сорт».)

Я - сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
(Ответ: «Куст» - «стук».)

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь - я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ: «Шкала» - «шакал».)

Я - важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь –
стада Баранов по горам.
(Ответ: «Аорта» - «отара».)
Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
(Ответ: «Ласка» - «скала».)

Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это - угощенье,
В его составе зелень.
(Ответ: «Атлас» - «салат».)

Этот человек - опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово - яма,
Ее ты вырыть можешь сам.
(Ответ: «Вор» - «ров».)

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.
(Ответ: «Навес» - «Севан».)

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
(Ответ: «Карп» - «парк».)

В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Ответ: «Вена» - «Нева».)

Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
(Ответ: «Насос» - «сосна».)

Игра «Сочини акростих»

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слова. Вот так выглядит акростих, в котором зашифровано слово «Зима»:

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Попробуйте сочинить акростих, в котором было бы зашифровано слово:

    БАНЯ

    КЛАД

    ПЛЯЖ

    ВРАЧ

    ЗНОЙ

Игра «Новый характер у старой сказки»

Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что

    Колобок - жестокий и коварный

    Машенька (“Машенька и медведь”) - глупая и слезообильная

    Волк (“Волк и семеро козлят”) - добрый и заботливый

    Курочка Ряба - капризная и высокомерная

    Емеля (“По щучьему велению”) - жадный и хитрый

Игра «Необычная декламация»

Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно...

    вы сильно замерзли

    вам придавило ногу

    у вас во рту горячая картошка

    вы очень сильно хотите спать

    вас сейчас расстреляют

Игра «Необычный гимн»

Гимнов существует много: гимн страны, гимн города, гимн команды, гимн профессии... И хотя гимнов много, есть ещё группы людей, которые пока не имеют своего гимна, но очень хотели бы иметь. Попробуйте для этих людей сочинить гимн (слова и музыку). А объединяет категорию граждан, нуждающихся в гимне, то, что они являются...

    любителями кефира

    любителями чесать в затылке

    любителями воздушной кукурузы

    любителями шмыгать носом

    любителями манной каши

Исполните этот гимн, как и полагается, торжественно и величаво.

Телевидение невозможно представить без рекламы. За один телевизионный день по всем каналам показывают до тысячи рекламных роликов. Придумать сюжеты для такого количества рекламных мини-фильмов - неимоверный труд. Попробуйте помочь тем, кто делает рекламу. Возьмитесь за создание ролика, рекламирующего продукты питания, а точнее - сладости. Придумайте сюжет, напишите текст, а затем инсценируйте рекламу...

    шоколада “Базальт-классик”

    печенья “Белена-экстра”

    леденцов “Ням-энд-Ням”

    конфитюра “Турнепс-элит”

    мармелада “Гранд-гудрон”

Игра «Фестиваль одной песни»

В последние годы все чаще стали звучать “песни прошлых лет”. Причем их исполняют не певцы-ветераны, а звезды современной эстрады. Представьте, что всех молодых певцов пригласили на необычный фестиваль. На этом фестивале все певцы и певицы должны исполнить одну и ту же песню - неувядающую “Катюшу”. Но исполнить эту песню каждый должен в своей манере, своем стиле (можно даже с танцевальной группой поддержки). Покажите, как могли бы спеть “Катюшу” такие популярные исполнители, как...

    Анжелика Варум

    Леонид Агутин

    Наташа Королева

    Олег Газманов

    Татьяна Овсиенко

Игра «Киножанры»

Когда режиссёр берется за съемку фильма, он решает для себя, в каком жанре и стиле будет этот фильм. Порой одно и то же произведение, экранизированное разными режиссерами, становится то трагедией, то комедией. Представьте себя съемочной группой и “экранизируйте” сказку “Три медведя”. При этом не забудьте, что вы решили “снять” фильм жанре...

    фильма-мюзикла

    психологического триллера

    эксцентрической комедии

    крутого боевика

    фильма ужасов

Игра «Звукоподражатели»

Человек обладает самым совершенным в мире голосовым аппаратом. Уникальность нашего голоса выражается не только в том, что мы можем говорить или петь. Человек своим голосом способен воспроизвести любой звук: от писка мышонка до рёва реактивного самолета. Тех людей, которые лучше других повторяют звуки окружающего мира, называют “имитаторами” или “звукоподражателями”. Попробуйте стать имитаторами и покажите звуковую зарисовку, которую можно было бы назвать так:

    Весенний лес”

    Гонки на мотоциклах”

    На морском берегу”

    Парад на Красной площади”

    Утро в деревне”